Имеют ли право сотрудники гибдд останавливать без причины?

Особенности остановки инспектором ДПС

Сотрудники ГИБДД должны останавливать водителей с помощью жестов руками, чаще всего используется жезл. Допускается применение диска со световозвращающими элементами. Главное, чтобы сигнал был направлен на автовладельца и понятен ему.

Может использоваться громкоговорящее устройство: например, если инспектор заметил нарушение в ходе движения и просит прижаться к правой стороне дороги. Называется марка, модель и госномер автомобиля, водитель которого должен выполнить требование.

Важно! При подаче любого сигнала инспектор всегда должен указывать место остановки, а водитель – соблюдать его требование. За невыполнение требования об могут привлечь к ответственности по ст

12.25 КоАП РФ, где предусмотрен штраф – 500 руб.

Есть еще ряд особенностей, которые должны знать все сотрудники ГИБДД. Информация о них будет полезна и водителям:

  1. Нельзя останавливать автомобили на определенных участках дорог, где это запрещено ПДД. Исключение – пресечение правонарушения, уголовного преступления, предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан: в этих случаях присутствие стоящих машин на таких участках допускается, при этом инспекторы должны обеспечивать безопасность для других участников движения.
  2. Остановив автомобиль, сотрудник должен подойти к водителю, представиться и кратко рассказать о причине остановки. При представлении обязательно называется фамилия, звание, должность. По требованию водителя предъявляется удостоверение – его можно посмотреть только в руках инспектора.
  3. Если машина нужна для использования в экстренных служебных целях, сотрудник объясняет это водителю, рассказывает о маршруте движения. Исключение – погоня за преступником: в этом случае маршрут не сообщается. Собственнику транспортного средства по итогам выдается справка с указанием даты, продолжительности поездки, собственными данными инспектора и названием подразделения ГИБДД.

Если причиной стало нарушение ПДД водителем, сотрудник должен объяснить это ему. Выходить из машины необязательно: достаточно предоставить документы через открытое окно.

Инспектор не вправе требовать покинуть салон автомобиля, за исключением нескольких случаев:

  • есть подозрения, что водитель нетрезв;
  • не соблюдены правила перегрузки грузов, и это нужно устранить на месте;
  • требуется устранение технической поломки;
  • нужно заполнить документы;
  • действия автовладельца представляют угрозу для здоровья и жизни инспектора, либо окружающих людей;
  • требуется сверка VIN с данными в документах.

Теперь рассмотрим несколько важных прав водителей при взаимодействии с инспекторами:

Право

Основание

Узнать о причине ограничения движения или остановки транспорта

Объяснять свои действия. Раскаяние в содеянном, совершение правонарушения в состоянии аффекта или из-за тяжелых семейных обстоятельств – это основания для смягчения ответственности (ст. 4.2 КоАП РФ). Обстоятельства должны учитываться инспектором

ст. 51 Конституции РФ, п. 51, п. 132 регламента

Снимать сотрудника ГИБДД на камеру. Деятельность ведомства считается публичной, и запрещать видеосъемку инспекторы не вправе. В дальнейшем видеозапись можно использовать как доказательство в суде, если в отношении водителя совершены противоправные действия

Важно! В некоторых случаях запретить видеосъемку все же могут. Например, если проводятся мероприятия, связанные с государственной тайной, или организуется поимка преступника.

Почему на Ютубе много видео, где инспектор не называет причину остановки?

Завсегдатаи видеосервиса могли заметить огромное изобилие различных видео, где возмущенные (до визга) водители «держат оборону» в своей машине и требуют на камеру назвать причину остановки. Инспектор ДПС (обычно вместе с коллегой) куда-то звонит, требует выйти из автомобиля или даже предпринимает попытки силой открыть дверь.

Как возникает такая ситуация – ответит наш автоюрист Николай Марков

— Видео-руководства в стиле «Как достать инспектора ДПС» — это настоящий бич, проблема современного мира водителей и полицейских. Едет водитель, никого не трогает. Его останавливает инспектор ДПС, что-то бубнит под нос и тут водитель вспоминает, что «инспектор обязан» и что он видел десяток таких же видео.  А если еще и причина остановки, по мнению водителя, «не такая», то все – начинается шоу.

Включается камера, поворачивается на инспектора, водитель вновь и вновь пытается его допросить. Восторженно хлопающие в ладоши зрители и сам герой забывают, что инспектор свои обязанности выполнил (если не услышана причина остановки – всегда можно вежливо переспросить), а дальше начинается обычное позерство, не основанное ни на законе, ни на здравом смысле. А если у водителя еще и проблемы с самообладанием и этикетом, полицейские быстро выведут его на эмоции, а потом привет, тюрьма.

Советую как автоюрист: если инспектор, по вашему мнению, нарушает закон  — фиксируйте  все на видео, указывайте в протоколах, отражайте в объяснениях и сделайте все возможное, чтобы как можно скорее с ним расстаться и обратиться за помощью к юристам.  Разобраться в незаконных действиях инспектора куда легче, чем разбираться и в задержании, и в отстранении, и в привлечении водителя по целому вороху статей ввиду его «принципиальности».

Положения регламента

Полный текст документа можно найти на официальном правовом портале РФ. Информацию о том, как должны происходить взаимоотношения инспектора и водителя на дороге содержат отдельные положения административного регламента ГИБДД, утвержденного Приказом МВД РФ от 23.08.2017 г. № 664.

Проверка документов

Причиной остановки транспортного средства может послужить проверка документов.

Но для остановки автомобиля, равно как и для проверки документов должно быть основание:

  • Нарушение ПДД;
  • Проведение мероприятий по профилактике ДТП;
  • Информация о совершении водителем или пассажирами правонарушения или преступления;
  • Ориентировка на розыск автомобиля.

Также, транспортное средство может быть остановлено в случае опроса очевидцев ДТП, привлечения водителя в качестве понятого и т.п. Таким образом, просто так остановить автомобиль инспектор права не имеет. Кроме того, останавливать автомобиль можно только в местах, где не запрещена остановка и стоянка.

Инспектора могут проверять документы вне постов ДПС на любых дорогах, если на то имеются основания. В таком случае рядом обязателен служебный автомобиль с цветографической схемой. Располагаться на дороге он должен так, чтобы его было видно издалека, если это позволяет рельеф местности.

Использование переносных камер видеофиксации

При надзоре за соблюдением ПДД на дорогах могут использоваться передвижные камеры наружной съемки. К их установке и эксплуатации предъявляется ряд требований:

  • Технические средства должны быть сертифицированы, пройти метеорологическое соответствие;
  • Допускается установка на опорах, треногах, в том числе на крыше автомобиля;
  • При контроле в зону видимости камеры должны попадать знаки, разметка и светофоры;
  • Расстояние от края проезжей части до прибора должно быть 3 м, высота над полотном 0,5-2 м. Установка мобильной камеры на расстоянии 0,5 м допускается только в случае его нахождения на базе патрульной машины.

Камеры могут располагаться на любых участках дорог, в том числе на местах с временными знаками и разметкой.

Видеосъемка при общении

Водитель имеет право снимать беседу с представителями полиции. Запретить съемку сотрудник ДПС может, только если запрет прописан в федеральном законе или камера мешает процессуальным действиям. В любых других ситуациях запрещать съемку он не имеет права. Если же инспектор сам записывает диалог на камеру, он обязан предупредить об этом водителя. В самом регламенте этих положений нет, но они есть в законе «О полиции».

Осмотр места аварии, составление протоколов, освидетельствование, эвакуацию, иные действия можно проводить без понятых. При этом инспектор должен снимать процесс на камеру. Фото и видеоматериалы прикрепляются к делу как доказательства.

Порядок медицинского освидетельствования

При подозрении, что водитель нетрезв, ИДПС может потребовать пройти освидетельствование на предмет опьянения. Первоначально освидетельствование проводят на месте задержания или на ближайшем посту при помощи теста на алкоголь. Если результат спорный, водителя доставляют в медицинское учреждение. Если факт опьянения не подтверждается, инспектор обязан доставить владельца обратно к его машине.

Прекращение выдачи справок о ДТП

В случае ДТП инспектор на месте составляет следующие бумаги:

  • Протокол осмотра места аварии;
  • Постановление о правонарушении;
  • Схему ДТП;
  • Фото- и видеосъемку;
  • Опрос очевидцев с записью контактов.

Другие важные моменты

При передаче документов для проверки, инспектор принимает их без цепочек, обложек, иных устройств. Если в документы вложены деньги, посторонние бумаги, инспектор должен отдать их обратно с просьбой убрать лишние детали.

При поступлении сообщения о ДТП дежурный предложит оформить европротокол самостоятельно без участия сотрудников полиции.

На место происшествия группа выезжает в случаях если:

  • У участников ДТП нет полисов ОСАГО;
  • Стороны не могут договориться;
  • Произошла авария, в которой пострадали люди или размер материального ущерба превышает 100 тыс.руб.

Сотрудник может предложить выйти из машины для осмотра, оформления бумаг и прочее. Но подчиняться водитель не обязан. При составлении протокола о нарушении ИДПС должен разъяснить права виновника и понятых. Корректно объяснить, в чем именно нарушение без нравоучений и оскорбительных фраз.

Ключевой момент – любое требование инспектора ГИБДД должно быть законным. Иными словами, если инспектор требует от водителя каких-либо действий, он обязан обосновать требование статьей федерального закона или Конституции РФ. За игнорирование законных требований водителя штрафуют на 500-1000 руб. или заключают под стражу на 15 суток по ст. 19.3 КоАП РФ.

Список документов, которые проверяет инспектор.

Инспектор тормозит автомобилиста, чтобы проверить документы, только в тех случаях:

  • Когда автомобилист нарушил ПДД.
  • Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
  • Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
  • Когда автомобилист необходим в качестве понятого.

Если автомобилист, остановленный сотрудником дорожно-патрульной службы, оказывается иностранцем, то у него проверяются документы:

  • Паспорт иностранного гражданина или ему подобный документ.
  • Миграционная карта, виза.
  • Водительское удостоверение.
  • Документы на автомобиль.
  • Если машина ввозится в Российскую Федерацию, то проверяются документы, оформленные для прохождения таможни.
  • Полис ОСАГО или подобные ему страховые документы.
  • Документальное разрешение для въезда на территорию.

Кроме автомобилиста, сотрудник дорожно-патрульной службы проверяет документы всех его пассажиров.

Задержание в состоянии опьянения

Останавливать машину инспектор ГИБДД может при малейших подозрениях на злоупотребление спиртными напитками. А именно:

  • странное поведение;
  • несвязанная речь;
  • «аромат» изо рта.

Где могут сотрудники ГИБДД останавливать машину, не имеет значения, в любом случае они обязаны провести освидетельствование водителя
. Оно должно осуществляться при наличии нескольких понятых на дороге, если нет специального тестера тогда на посту. Если участник движения не согласен с полученными результатами или гражданин не хочет проходить проверку, его направляют в медучреждение.

Останавливать технику сотрудники ГИБДД могут только при наличии веских причин, указанных в п. 84 рег. Министерства РФ от 2017г., приказа №664. Водителю рекомендуется иметь при себе перечень номеров дежурных отделов ДПС и телефонов горячей линии службы доверия относительно вопросов несоблюдения обновленного закона инспекторами ГИБДД.

Если у автолюбителя имеются подозрения относительно действий сотрудников Госавтоинспекции, он может не подчиняться их указаниям, пока не убедится в их правомерности. Для этого ему должны быть предоставлены соответствующие бумаги.

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, — приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Денис Фролов

Многие начинающие автолюбители обычно опасаются остановки работником ГИБДД. Но рано или поздно с это произойдет с каждым водителем.

Особенно странной и непонятной оказывается ситуация, когда «инспектор остановил без причины и ищет до чего докопаться». Но, как показывает практика, на самом деле это не всегда бывает именно так. Конечно, встречаются и откровенные вымогатели среди сотрудников ГИБДД, но все же большинство из них предпочитают действовать согласно должностной инструкции.

Незаконная остановка

Как уже описывалось выше, сотрудник дорожной полиции имеет право остановить авто при проведении специальных операций (антитеррор или поиск преступников). Но должно быть подтверждение этому факту, например, множество нарядов ГИБДД на дороге, и если это не так, то задержание будет считаться незаконным.

Или сотрудник ГИБДД при остановке ТС попросит предъявить документы, не объясняя причины своего требования. Здесь прослеживается явное нарушение по основаниям п. 106-107 Регламента, который был разработан в помощь и водителям, и сотрудникам дорожных служб.

Если наблюдается незаконная остановка авто, то водителю следует сделать следующее:

  • Записать общение на камеру телефона либо регистратора.
  • Запросить предъявить удостоверение инспектора.
  • Следует предупредить сотрудника ГИБДД о том, что его действия незаконны. Если реакции не последовало, то не нужно явно отказываться от их предоставления, покажите их.
  • Перед тем как отдавать документы, поочередно снимите их на видео, и только потом передавайте.

Если в будущем у вас будет намерение на обжалование действий сотрудника дорожной полиции, то в качестве доказательства можно предъявить свою видеозапись событий на дороге.

Если сотрудник ГИБДД решил составить протокол правонарушений за нарушение ПДД, то не нужно сразу же соглашаться со всем, что в нем прописано. Укажите, что вы несогласны с выводами инспектора.

Затем следуйте такому порядку действий:

  • Укажите сотруднику ГИБДД, что вы не услышали от него разъяснений ваших прав и обязанностей. Найдите в протоколе строку, где это указано. Против нее сделайте пометку – нет.
  • В том случае, если не была составлена схема движения, она не указана, то об этом сделайте приписку: «схема составлена не была», это не позволит сотруднику задним числом составить нужную ему схему движения, тем самым лишив его возможности сделать пометку о том, что вы отказались подписать протокол. Даже если в протоколе она указана, то против нее укажите, что ее составили без масштабирования, расстояния указаны неверно, привязка к местности не осуществлена.
  • Если сотрудник ГИБДД отказывает вам в просьбе сделать свидетелями происшествия ваших пассажиров, то укажите их данные в графе «пояснения», также сообщите, что эти граждане могут пояснить произошедшее. Если свидетели отсутствуют, то в этой графе сделайте прочерк, чтобы не было возможности добавить фамилии тех лиц, в которых заинтересован сотрудник дорожной полиции.
  • Внимательно ознакомьтесь с протоколом, в пустых графах, строках проставьте прочерки, чтобы потом там не появилась ненужная для вас информация от инспектора.

У вас есть 10 календарных дней на оспаривание действий сотрудника дорожной полиции, так что внимательно отнеситесь к составленному протоколу, и в случае несогласия, оставляйте свои комментарии.

В некоторых случаях допускается подача ходатайства непосредственно сотруднику ГИБДД, о нем делается пометка в графе «пояснения», если:

  • если остановка транспортного средства произведена в другом регионе – подаете ходатайство о рассмотрении вашего дела по месту проживания;
  • в случае привлечения к административной ответственности с назначением срока рассмотрения – ходатайство о переносе даты;
  • заявите ходатайство на защиту ваших законных прав профессиональным юристом – это допускается при составлении любого протокола, пусть даже и незначительного правонарушения.

Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)

 Теперь самое время обратиться к частному, то есть к приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Именно он является тем самым регламентом, который предписывает не только причины, но и то как подходить, как представляться, как себя вести с водителями. Однако нас интересуют только причины остановки, поэтому мы более подробно именно о них. Здесь стоит обратиться к пункту 84 Административного регламента «Остановка транспортного средства».

 В нем говориться (курсивом текст нормативного документа)…

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства. 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

  Собственно расшифровывать каждый пункт — причину ни к чему. Вы и сами вполне можете прочитать и сделать для себя заключение о причинах остановки. Осталось лишь сказать, что их очень много и не стоит особо вдаваться в подробности по какой из причин вы были остановлены

Проще при остановке общаться с сотрудником ГИБДД конструктивно, нежели «гнуть пальца», —  а на каких это основаниях… Поэтому не смотря на то, что есть закон, есть наша статья, проще найти «общий язык» при общении со стражем порядка, ведь порой полицейские всего лишь выполняют свою работу (служат) и обычная проверка документов является штатной процедурой, на которой не стоит заострять внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector