Проезжая часть
Содержание:
- Боковой интервал и дистанция
- Недостаточная и ограниченная видимость
- Мотоцикл категория «А»
- Движение по трамвайным путям
- Основная терминология
- Как распознать проезжую часть?
- Геометрические размеры проезжей части и пешеходных переходов ФО 2 — ширина проезжей части
- Перекрестки и пересечения проезжих частей
- Дорога и ее элементы
- Является ли заезд во двор проезжей частью
- Продольная полоса
- Недостаточная видимость
Боковой интервал и дистанция
Безопасный боковой интервал между транспортными средствами, движущимися бок о бок в попутном направлении или навстречу друг другу, а также безопасная дистанция между транспортными средствами, едущими по одной полосе друг за другом, играют очень важную роль при расположении ТС на проезжей части. Пункт 9.10. Правил советует каждому водителю выбирать их так, чтобы полностью исключить возможность столкновения при внезапном торможении впереди идущего транспортного средства или при возникновении необходимости объезда препятствия, например, неровности на проезжей части.
Правила не регламентируют величину безопасного бокового интервала и безопасной дистанции. Однако, принято считать, что при движении по соседним полосам интервал должен равняться 1 метру. Это вполне соотносится с реальной действительностью, если соблюдать дорожную разметку. При езде с высокой скоростью, встречном разъезде, при движении по неровной или скользкой дороге, при возможности выброса гравия из-под колес транспортных средств боковой интервал следует увеличить. Так же необходимо поступить при повороте в непосредственной близости длинномера (автопоезда, автобуса, троллейбуса или трамвая). Имея большой интервал между передними и задними колесами, кузов этих ТС сильно смещается к центру поворота, и стандартного интервала может быть недостаточно для удачного завершения маневра.
Транспортные средства, имеющие задний свес, то есть большое расстояние от задних колес до заднего края кузова, также представляют некоторую опасность. При повороте их задний правый или задний левый угол выдвигается во внешнюю, а не во внутреннюю сторону закругления. При этом водитель длинномерного ТС может даже не заметить столкновения и покинуть место происшествия. Виноват в такой ситуации не только он сам, но и водитель, не соблюдающий безопасный боковой интервал. При участии в ДТП такого рода трамвая ответственность за него будет нести водитель автомобиля, так как маневренность трамвая ограничена рельсами, и он не может изменить заданную траекторию движения.
Условия при выборе безопасной дистанции, так же как и при выборе оптимальной скорости движения, постоянно меняются. Величина дистанции находится в прямой зависимости от погоды, состояния проезжей части, уклона дороги, видимости, скорости движения, качества шин и тормозов, времени реакции водителя. Дистанцию следует увеличивать, если условия неблагоприятные. При отсутствии опасностей на дороге дистанцию можно сократить. Правильной принято считать такую дистанцию, которая позволяет остановиться и избежать столкновения в случае внезапного экстренного торможения. В ситуации, когда сложно правильно определить величину безопасной дистанции, лучше несколько завысить ее значение. От слишком большой дистанции неприятных последствий намного меньше, чем от слишком маленькой, так как в последнем случае легко оказаться виновником ДТП.
Точно указать допустимую дорожную дистанцию для огромного количества дорожных ситуаций – невозможная задача. Однако, существует общее правило, согласно которому безопасным является расстояние, которое автомобиль преодолевает за две секунды за исключением варианта со скользким дорожным покрытием.
Статья 12.15. КоАП РФ описывает виды наказаний, предусмотренных за нарушение правил расположения ТС на проезжей части, а также правил обгона и встречного разъезда. За неправильный выбор полосы движения или езду по обочине придется заплатить штраф 1500 рублей. Запрещенное движение по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам карается 2000 рублями штрафа. Штраф от 1000 до 1500 рублей налагается за выезд на встречную сторону дороги или на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. Все остальные случаи езды по встречной полосе, а именно:
- выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки,
- движение по проезжей части встречного направления,
- въезд под «кирпич» на дорогу с односторонним движением,
- попытка повернуть налево при въезде на круговое движение,
- запрещенный обгон;
предполагают штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное такое нарушение наказывается лишением прав на 1 год при условии, что оно зафиксировано сотрудником автоинспекции. В случае, когда фиксация произошла при помощи автоматической фото- или видеокамеры, нарушителю грозит только штраф в размере 5000 рублей.
Согласно пункту 1.2. Правил ТС, стоящее в пробке или остановившееся для пропуска пешеходов перед зеброй, не считается препятствием. Опережение такого автомобиля там, где это запрещено ПДД, является нарушением статьи 12.15.4. Кодекса.
Недостаточная и ограниченная видимость
Недостаточная видимость – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки. В условиях недостаточной видимости изменяется восприятие водителем скорости движения транспортных средств и расстояние до них, но с учетом этих факторов, оценить расстояние и скорость все же возможно. Как результат, в условиях недостаточной видимости совершать маневры (например, разворот) не запрещено.
Определение ограниченной видимости как таковое отсутствует в правилах, но многократно встречаются положения, регламентирующие те или иные действия, где видимость дороги менее 100 м, по сути речь идет как раз об ограниченной видимости. В дальнейшем, мы будем использовать именно это определение. Ограниченная видимость – видимость дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении, связанная с конструктивными особенностями дороги. Так, крутой поворот или строение рядом с проезжей частью могут сформировать условия ограниченной видимости. Если сравнить с предыдущим случаем выполнение разворота, то в условиях ограниченной видимости выполнить его нельзя – расстояние до встречного просто невозможно оценить.
Мотоцикл категория «А»
Мотоцикл — двухколесные транспортное средство с боковым прицепом или без него, объем двигателя которого более 50 куб.см., мощностью не превышающую 15кВт и конструктивной скоростью более 50 км/ч.
К мотоциклам приравниваются трициклы, а так же квадрициклы с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа и массой не превышающую 550 кг.
Категории ТС:
- А — мотоциклы, квадрициклы мощностью до 15 кВт и весом до 550 кг
- А1 — легкие мотоциклы, квадроциклы(вездеходы на мотоциклетной основе) Допускаются водители с 16 лет.
- В — автомобили весом до 3,5 тонн в , а так же с прицепом разрешенная максимальная масса которого до 750 кг.
- В1 — Квадрициклы, трициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, двигатель мощностью до 15 кВт и весом до 550 кг
Категория В1 присваивается автоматически при получении прав категории А или В, но если водитель имеет только категорию В1, он не имеет право управлять ТС категории В или А.
Движение по трамвайным путям
При определенных условиях безрельсовые транспортные средства могут использовать для движения трамвайные пути. Эти условия перечислены в пункте 9.6. Правил.
Во-первых, трамвайные пути должны соответствовать двум требованиям – находиться слева от ТС и быть на одном уровне с проезжей частью. При этом разрешена только езда по рельсам попутного направления. Описанный вариант движения актуален для ситуации, когда трамвайные пути расположены посередине улицы с двухсторонним движением.
Движение по обособленным трамвайным путям, проложенным по разделительной полосе или сбоку от дороги, всегда запрещено. Даже если уровень рельс и проезжей части совпадает, но рельсы отделены от дороги сплошной линией разметки 1.2.1., водители автомобилей все равно не должны выезжать на трамвайные пути и ехать по ним.
Захват водителем территории, предназначенной для трамвайного движения, может быть произведен только в том случае, если все вышеперечисленные условия соблюдены и к тому же водитель имеет уважительную причину. В их число вошли:
- поворот налево или разворот;
- необходимость опережения, обгона или объезда препятствия;
- интенсивное движение.
Пункт 8.5. описывает, что следует считать крайним левым положением на дороге, где посередине проложены рельсы. При наличии перед перекрестком знаком или разметки, которые стрелками показывают разрешенные направления движения по полосам, поворот налево или разворот выполняется в соответствии с их требованиями, а именно без заезда на рельсы, так как над трамвайными путями знаков «Направления движения по полосе» никогда нет. При отсутствии на перекрестке знаков 5.15.1. и 5.15.2. или разметки 1.18. крайним левым положением считают попутные трамвайные пути, а левая полоса освобождается для тех, кто едет прямо.
От наличия и отсутствия знаков 5.15.1., 5.15.2. и разметки 1.18. также зависит и возможность проезда перекрестка в прямом направлении. Если они есть, езда по рельсам запрещена в любом направлении. Водителю следует перестроиться на ту полосу, с которой разрешено движение прямо. Если знаком и разметки нет, водитель может продолжать движение по рельсам. Пункт 9.6. Правил описывает это с целью исключения возможности столкновения на трамвайных путях тех, кто по рельсам движется прямо через перекресток и тех, кто разворачивается или поворачивает налево с крайней левой полосы.
Упомянутые знаки и разметка встречаются только на перекрестках. Соответственно, вне перекрестка крайним левым положением всегда считаются трамвайные пути попутного направления. Левый поворот на прилегающую территорию, а также разворот выполняются как раз с них.
Двигаясь по рельсам, водитель занимает чужую территорию. Он не должен создавать помех трамваям. При выполнении маневра сначала следует уступить дорогу трамваю и только после этого пересекать или занимать его пути. В противном случае при ДТП виновным будет признан водитель безрельсового ТС.
Основная терминология
Базис терминологии ПДД включает в себя понятие «дорога» и все, что к нему прилагается.
Дорога – обусловленная или обустроенная часть поверхности. Полоса, по которой происходит движение. В понятие дороги входит несколько элементов, каждый из которых будет перечислен далее в подразделах.
Каждый из этих элементов составляет собой дорогу, на которой необходимо ориентироваться как пешеходам, так и водителям личных и общественных транспортных средств, ведь непонимание структуры разделения дороги может привести к смертельным случаям.
Однако стоит понимать, что дорога – это не только устеленная асфальтом полоса. Она может представляться в множестве видоизменений:
- существует городская дорога с тротуарами;
- существует и пригородный вид дороги, у которой нет тротуаров, но есть обочины;
- есть подвесные дороги;
- к дорогам можно причислить и мосты, по которым проходит движение машин;
- прожженную широкую полосу среди степи или «проезженную» полосу среди снега за городом, которые так часто встречаются, можно считать дорогой, такие дороги называются сезонными или временными и служат до момента, пока не будут заменены полосой, более оптимально оборудованной для передвижения транспортных средств, но это все равно дорога и на ней действуют те же правила, что и на городской.
Как распознать проезжую часть?
Тротуары имеют довольно большую ширину (могут быть даже более пяти метров), поэтому их, возможно перепутать с проезжею частью. Чтобы разделить эти понятия, нужно помнить — правила ДД гласят:
«Тротуар» — есть элемент дороги, служащий для свободного продвижения людей в нужную им сторону. Находится он неподалёку от проезжей части, в крайнем случае, может быть отделён от неё зелёным насаждением.
Пешеходная тропка отличается высотой с проезжим элементом дороги.
Когда она просто прилежит без раздельных линий, тогда, скорее всего это есть обочина. Обочиной является частичкой дороги, она соседствуюет с проезжим элементом, находящимся на одном уровне по высоте с ней.
У неё другой вид покрытия, который может выделяться разметками, поддерживать, также на ней могут быть поставлены знаки «стоянка» или «остановка».
То есть, тротуары — объекты, определяющиеся следующими признаками:
- соседствуют с проезжей частью,
- разделяются чем — то (знаками, або разметками, различными отметками) в части нахождения на одном уровне с проезжей частью для ТС;
- могут являться крайней правой частью дороги;
- но ни в коем случае не есть разделительной разметкой.
Полосы
Главным образом, для безопасности проезжие части дороги разделяют ограничительными линиями разметки на отдельные участки – полосы следования.
«Полосой следования» называется одно из параллельных направлений движения по проезжим частям, которые обозначены определёнными разметками, они обязаны иметь ширину, позволяющую безопасно продвигаться автомобилям, как минимум в одном направлении.
Особенная разметка
Продольная разметка (полосы, стрелки и другие отметки) определяют разные способы движения и порядок пересечения перекрёстков. В основном линии движения обозначаются белой линией.
Сплошная узкая полоса:
- отделяет продвижение ТС в противоположных направлениях;
- показывает границу полосы движения в критических местах для безопасности движения на дороге;
- означает грань дороги, на которую въезд не разрешён;
- также определяет место, где могут парковаться транспортные средства;
- и окраину проезжей дороги, не относящейся к автомагистралям.
Эту полосу пересекать запрещено. Разрешается пересекать только для кратковременной остановки транспортных средств — на обочине или, в качестве исключения, при объезде препятствий.
Прерывистую разметку пересекать разрешается только в случае перестроения.
В случае отсутствия разделительной линии, водитель может сам сориентироваться с шириной полосы дороги, учитывая габариты собственного автомобиля, а также ТС, проезжающих рядом в обоих направлениях, не забывая брать во внимание также интервал между ними.
Дополнительные полосы на проезжей территории могут добавляться в местах подъема на возвышения дороги (или, например, эстакады).
Водитель не имеет право двигаться по левой полосе, если свободна правая часть дороги.
Обустройство проезжей части
Инженерные образования дорожных покрытий обычно разделяют по принципу укрепления на жёсткие (железобетонные) и прочие.
Дорожные слои по организации могут состоять:
- из укатанных сыпучих материалов, набирающих прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки) — они удерживают отдельные частицы в слое;
- из асфальтовых и бетонных составов, которые образуют монолитные смеси после укладки, уплотняются и затвердеваются;
- монтируемые смешанные цементобетонные сборки из плит.
Основным качеством дорожных покрытий есть её безопасность, поэтому очень важно использовать более экономичные технологические приемы, как и комплексную механизацию.
Чтобы сделать упрочнённый грунт для дорог необходимо:
- смешать песок с глиной в соответствующих частях;
- далее смесь замешивают с цементом. Этот раствор укладывают на месте, толщина слоя в результате должна быть не меньше 6 см., а может больше;
- сверху предыдущего покрытия эту дорогу накрывают небольшим количеством битума — он не даст быстро утратить влагу грунту, пока не схватится цемент;
- существует современные смеси, называемые «макадам», которые состоят из некоторых слоёв щебёнки. Укладывая их — нужно пропитывать водой, а затем как можно тщательней укатать дорожным катком;
- затем сверху насыпают и укатывают слой мелкозернистого щебня — это будет надёжным и достаточно прочным покрытием.
Остановка
Согласно правилам дорожного движения, стоянка или остановка возможны только под разрешающими знаками. Если же вдруг, они отсутствуют — останавливаться можно только на самом крайнем положении дороги или на обочине, дабы не иметь возможность препятствовать продвижению другого транспорта.
В крайнем случае, на короткое время можно уйти как можно правее и остановившись, включить аварийку.
Геометрические размеры проезжей части и пешеходных переходов ФО 2 — ширина проезжей части
Отечественный и зарубежный опыт статистического анализа аварийности свидетельствует о существенном влиянии, которое оказывают основные элементы поперечного профиля дорог на безопасность движения. К таким элементам, прежде всего, относятся ширина проезжей части и полос движения, число полос движения, ширина обочин, ширина разделительной полосы. Чем больше полос на магистрали, тем сложнее пешеходам переходить проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу и тем более велик риск возникновения дорожно-транспортного происшествия. Одной из главных причин наездов на пешеходов является использование нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, которые не позволяют водителям из второй и третьей полосы увидеть пешехода, вступившего на «зебру». Наличие нерегулируемого пешеходного перехода на многополосной магистрали в сочетании с высокой интенсивностью пешеходных потоков, особенно при непосредственной близости объектов притяжения транспорта и пешеходов, значительно усугубляет дорожную обстановку, что резко повышает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием пешеходов.
Для снижения аварийности на данных участках рекомендуется отказаться от нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, где происходит основное количество наездов на пешеходов (из-за того, что водители, двигающиеся по левым полосам, не видят пешехода за автомобилем, двигающимся по правой полосе дороги), заменяя их регулируемыми пешеходными переходами.
Отсутствие или плохая видимость дорожной разметки на многополосных магистралях еще более усугубляет дорожную обстановку, приводя к тому что водители движутся с меньшим боковым интервалом друг от друга, что зачастую приводит к тому, что при наличии 3-х полос для движения, водители могут двигаться в 4 или даже 5 потоков, что еще более повышает риск возникновения ДТП при наличии на таких участках проезжей части нерегулируемых пешеходных переходов.
ФО 3 — ширина пешеходного перехода, отсутствие разметки или ее плохая видимость.
По определению пешеходный переход — это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, и выделенный для движения пешеходов через дорогу. Таким образом, правила допускают пересечение пешеходами проезжей части в основном в местах, обозначенных специальными техническими средствами организации движения. Выполнение этого правила — залог обеспечения безопасности пешеходов. Порядок движения зависит от выбранного в каждом конкретном случае способа организации движения. Наземные пешеходные переходы могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Независимо от типа перехода они должны быть обозначены соответствующими знаками и (или) разметкой.
Для обозначения пешеходного перехода применяются знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», которые согласно ГОСТ Р 52289 -2004 размещаются у границ перехода с каждой его стороны. При этом знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а знак 5.19.2 — слева.
Рис.
При наличии разметки ширина пешеходного перехода определяется границами размеченного участка проезжей части. В свою очередь, ширина размечаемого участка зависит от интенсивности пешеходного движения (п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004). При ширине пешеходного перехода от 4 до 6 м применяется разметка 1.14.1, при большей ширине — разметка 1.14.2. В последнем случае при переходе проезжей части пешеходам следует ориентироваться на направление нанесенных стрел. ГОСТ Р 51256-99 не предусматривает применение какой-либо иной разметки для пешеходных переходов, кроме 1.14.1 и 1.14.2. При пересечении проезжей части пешеходы должны идти в пределах ширины перехода.
Правила разрешают при отсутствии обозначенных пешеходных переходов переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, если, конечно, в этих местах не установлены ограждения, препятствующие переходу. Ширина полосы проезжей части, которую можно использовать пешеходам для перехода дороги на перекрестке при отсутствии пешеходных переходов, определяется шириной соответствующих тротуаров или обочин. Таким образом, запрещается двигаться по диагонали перекрестка или по другой траектории, выходящей за пределы названной полосы. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш/ч, но не менее 4 м.
При недостаточной видимости или отсутствии дорожной разметки на пешеходных переходах повышается риск возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Перекрестки и пересечения проезжих частей
Основное и, наверное, единственное назначение перекрестка — дать возможность водителям поменять направление движения.
Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположенные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Рис. 7 Перекресток образованный примыканием тупика
Тупик – это дорога, несмотря на то, что не имеет сквозного проезда, а значит, пересечение или примыкание с тупиком образует перекресток. В нашем случае перекресток равнозначный и на нем действует правило «помехи справа». Уступает дорогу водитель красного автомобиля. |
Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и т.п.)…
Рис. 8 Выезд с прилегающей территории (АЗС)
Выезды с автозаправочных станций, дворов, прилегающих территорий не являются перекрестками. По отношению к выезжающему с таких территорий считается, что он начинает движение, а значит должен пропускать всех прочих участников движения. На приведенном рисунке уступает дорогу водитель синего автомобиля. |
Многие считают, что перекрестки опасны сами по себе, ведь на них пересекается несколько потоков транспортных средств, однако, это не так – существуют правила проезда перекрестков, которые четко оговаривают очередность и порядок их проезда. Подробнее о проезде перекрестков мы поговорим позже, в главе “Проезд перекрестков”, а пока попробуем их классифицировать.
Итак, перекрестки можно разделить по типу регулирования: регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые перекрестки в свою очередь можно поделить на равнозначные и неравнозначные.
Другой вариант классификации – по конфигурации перекрестка: крестообразные, Т-образные, перекрестки с круговым движением, Y-образные и т.д. Вне зависимости от формы перекрестка, правила их проезда одинаковые.
Вне зависимости от формы перекрестка, всегда можно определить их границы. Как было уже сказано выше в определении, границами перекрестка являются воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположенные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей (рис. 9).
Рис. 9 Границы перекрестка и пересечения проезжих частей
А – границы перекрестка; Б – границы пересечения проезжих частей |
В пределах одного перекрестка, если мы проведем продолжение границ каждой из проезжих частей каждой дороги, мы получим пересечения проезжих частей и, соответственно, их границы. С практической точки зрения, знание этих границ необходимо любому водителю. Так, например, запрещена остановка ближе 5 м. от границы пересечения проезжих частей, кроме всего прочего, многие знаки действуют не на весь перекресток, а только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.
Если хотя бы одна из дорог, образующих перекресток будет иметь более одной проезжей части, то и на формируемом перекрестке будет больше чем одно пересечение проезжих частей (рис. 10).
Рис. 10 Количество пересечений проезжих частей на перекрестке
На представленном рисунке изображен перекресток с четырьмя пересечениями проезжих частей (обозначены цифрами). перед перекрестком установлен знак 4.1.1 «Движение прямо», который в данном применении действует только на ближайшее пересечение проезжих частей (1-ое) и требует проехать его только в прямом направлении. На следующем пересечении (2-е) водитель вправе выбрать направление движения по своему усмотрению. |
Дорога и ее элементы
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (мост, путепровод, эстакада)… Обратите внимание, дорога не предназначена для пешеходов, а именно для транспортных средств, т.е. на дороге в обязательном порядке должно быть выделено место, где транспортные средства могут двигаться
Таким местом, а вернее – элементом дороги, является проезжая часть. Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. В бытовом разговоре часто подменяют понятия дорога и проезжая часть, вспомните сколько раз вы говорили, что перешли дорогу, на самом деле вы переходили проезжую часть, оставаясь на той же самой дороге.
Рис. 1 Элементы дороги
А — границы дороги; Б — проезжая часть; В — тротуар или обочина Основную часть дороги составляет проезжая часть, а по бокам располагаются тротуары (если это городская дорога и в них есть необходимость) или обочины. Ширина дороги и как следствие ширина проезжей части выбираются в зависимости от предполагаемой интенсивности движения по ней. Не бывает дорог без проезжей части, а вот дороги без тротуара или без обочины – вполне, иногда на дороге присутствуют и тротуар, и обочина.В свою очередь тротуары не обязательный элемент дороги и они могут отсутствовать. |
Всегда, если не установлено знаками или разметкой, проезжая часть (проезжие части) используется для движения в обоих направлениях, другими словами является двухсторонними (рис.2).
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Таким образом, где нет или мало пешеходов тротуар просто не нужен, его место занимает обочина. Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, используемый для движения, остановки и стоянки. В это определение закралась одна неточность – обочина используется для движения только пешеходами, двигаться по обочине транспортным средствам нельзя.
Бывает необходимость на одной дороге выделить не одну, а несколько проезжих частей, отделяются проезжие части с помощью разделительной полосы. Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно или с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки, безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Рис. 2 Две двусторонние проезжие части
Наличие разделительной полосы на дороге не влияет на организацию направлений движения по каждой из проезжих частей. На данном рисунке изображена дорога с двумя проезжими частями (I и II), каждая из которых может использоваться для движения в обоих направлениях. |
Рис. 3 Две односторонние проезжие части
В отличие от предыдущего случая, на этой дороге каждая из проезжийх частей (I и II) используется для движения только в одном направлении. Связано это с наличием в разрывах разделительной полосы знака 4.2.1 «Объезд препятствия справа» |
Примерами дорог с разделительной полосой у нас в городе могут послужить улицы Терешковой и Чкалова (рис. 3). Для чего же делают разделительную полосу? На дорогах с высокой интенсивностью и на автомагистралях есть необходимость отделить друг от друга встречные потоки, тогда по каждой из проезжих частей организуют движение только в одном направлении. На разделительной полосе могут размещать трамвайные пути.
Использование разделительной полосы для отделения встречных потоков частое, но не единственная цель ее использования. Примером может послужить проспект Дзержинского (рис 4).
Рис. 4 Дорога с тремя проезжими частями
В качестве примера приведена дорога (пр. Дзержинского), на которой три проезжие части. Две из них (II и III) односторонние, установлены знаки 5.5 «Дорога с односторонним движением», а одна (I) двусторонняя. |
Является ли заезд во двор проезжей частью
С точки зрения ГОСТ и ПДД, знак 2.1 устанавливается на нерегулируемых перекрестках. Другими словами, есть знак 2.1, значит, мы пересекли перекресток и находимся в начале дороги, где не распространяются дорожные знаки, которые действуют до перекрестка. Причем этот знак может быть установлен как перед перекрестком, так и за ним. Может дублироваться, «до и за».
1. Максимально допустимая скорость в жилой – 20 км/ч. Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.
Продольная полоса
И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.
Продольная полоса
Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.
Профиль проезжей части с продольной полосой
Продольная полоса проезжей части
Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.
Сужение дороги
Недостаточная видимость
Согласно правилам дорожного движения под недостаточной видимостью понимают условия, когда водитель не может отличить отдельные предметы на расстоянии трехсот метров от автомобиля (п. 1.2 ПДД). Плохая видимость может быть вызвана погодными или техногенными явлениями, а также временем суток.
На практике это значит, что если на расстоянии 6 столбов освещения (они устанавливаются с интервалом в 50 метров), вы не можете определить цвет и модель автомобилей, не видите четко очертания пешеходов или иных объектов, то видимость можно считать недостаточной. Субъективная оценка достаточности может зависеть от уверенности водителя, стажа его нахождения за рулем.
Условия недостаточной видимости провоцирует:
- дождь, снег, туман;
- задымление, пылевая завеса;
- вечерние и утренние сумерки (время, непосредственно после захода солнца или до его подъема);
- слепящее солнце.
Недостаточная видимость на дороге является причиной дорожно-транспортных происшествий, поэтому налагает на автолюбителей обязанности по выбору режима движения.
Если дорожное полотно просматривается меньше, чем на 300 метров, то водитель должен:
- Правильно использовать приборы внешнего освещения (статья 19 ПДД). Включить задние противотуманные фонари. В дождь, туман или снегопад комбинация ближнего света и противотуманных фар обеспечивает лучшую видимость на дороге, чем дальний свет.
- Использовать аварийную сигнализацию в случае, когда необходимо оповестить других участников движения о своем присутствии.
- Выбрать скоростной режим, который обеспечит аварийное торможение на половину видимого отрезка дороги. Например, при скорости в 40 км в час, тормозной путь составляет чуть более 10 метров. И это на сухой дороге.
- Соблюдать дистанцию, чтобы в случае экстренного торможения впереди идущего ТС, не стать причиной аварии.
Начинающим автолюбителям лучше переждать сильный дождь на обочине, включив дополнительно аварийные огни.
Недостаточная видимость, как правило, сочетается с мокрым или скользким дорожным полотном. Следует помнить о том, что в начале дождя дорога более скользкая, чем когда непогода продолжительная. Первые капли смешиваются с пылью, образуя очень скользкую пленку. Резкое торможение в таких условиях приводит к заносу или потери управления.
Туман является наиболее опасным фактором для водителей. Он не только снижает видимость на дороге, но искажает расстояние до предметов, затрудняет ориентировку на местности. В туман скорость даже собственного автомобиля оценивается неадекватно, поскольку он не только ограничивает видимость, но и снижает уровень привычных звуков.
При движении в туман не следует:
- смотреть в одну точку перед капотом – это утомляет глаза и способствует снижению реакции;
- ориентироваться по свету фар встречного транспорта или задних габаритов попутного;
- идти на обгон.
В случае, когда водитель устал или потерял уверенность на дороге, движение лучше прекратить. Для стоянки надо выбрать место подальше от дорожного полотна, лучше не на обочине.
Слепящее, низкое солнце становится причиной недостаточного просматривания дороги из-за особенностей человеческого зрения. Пытаясь защититься от прямых лучей, глаза сужаются, ограничивая видимость. Пешеходы сливаются с дорогой. Светофоры и дорожные знаки теряют необходимую яркость. Наиболее опасно низкое солнце спереди и сзади. Боковое переносится легче, но часто становится причиной ослепления при совершении маневра.