Тормозной путь. от чего он зависит, как определяется
Содержание:
- Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?
- Тормозной путь автомобиля при скорости 60 кмч
- Тормозная система и ее особенности
- От чего зависит тормозной путь?
- Расчёт скорости при экспертизе
- Тормозной путь автомобиля
- Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?
- Современные методы оценки
- Понятие тормозного пути автомобиля
- Понятие тормозного пути автомобиля
- Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?
Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?
1. | Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее до полной остановки. | |
2. | Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза. | |
3. | Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колес. |
Экстренное торможение подразумевает остановку автомобиля на кратчайшем расстоянии от места начала торможения. Если ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, то на скользкой дороге следует тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не выключая сцепление и передачу, используя торможение двигателем и не допуская блокировки колес (движения «юзом»).
Тормозной путь автомобиля при скорости 60 кмч
Деформация кузова при столкновении на скорости 60 км/ч
Длина остановочного пути
также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.
Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто
Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути
Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.
Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз
до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).
Постепенное нажатие
на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций.При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможноступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).
Существуют специальные формулы, которые позволяют определить длину тормозного пути. Мы попробуем просчитать формулу по разным условиям, в зависимости от типа дорожного покрытия.
Тормозной путь на сухом асфальте
Вспоминаем уроки физики, где ?
– это коэффициент трения,g – ускорение свободного падения, аv – скорость движения машины в метрах в секунду.
Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).
Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7 , g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.
Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.
Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути
S = Кэ * V * V / (254 * Фс) , где Кэ – тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс – коэффициент сцепления с покрытием 0,7 (для асфальта).
Подставляем скорость движения транспортного средства в км/ч.
Получается, что тормозной путь 20 метров для скорости 60 км/ч, (для идеальных условий), в том случае если торможение будет резким и без юза.
Тормозной путь на покрытии: снег, лед, мокрый асфальт
Автомобили BMW на испытаниях Коэффициент сцепления помогает обозначить длину остановочного пути при разных дорожных условиях. Коэффициенты для разных дорожных покрытий
- Сухой асфальт – 0,7
- Мокрый асфальт – 0,4
- Укатанный снег – 0,2
Попробуем подставить эти значения в формулы, и найдем значения длины тормозного пути для дорожного покрытия в разное время года и при разных погодных условиях
- Мокрый асфальт – 35,4 метра
- Укатанный снег – 70,8 метра
- Лед – 141,6 метра
Получается, что на льду длина тормозного пути практически в семь раз
выше, относительно сухого асфальта (так же как и подставляемый коэффициент). На длину тормозного пути влияет качество зимней резины, физические свойства.
Тестирование показало, что с системой АБС остановочный путь существенно снижается, но все же при гололеде и снеге АБС не влияет, а наоборот ухудшает эффективность торможения, если ее сравнивать с тормозной системой без ABS. Тем не менее, в АБС по большей мере все зависит от настроек и наличия системы распределения тормозного усилия (ЕБД).
Преимущество АБС в зимнее время
– полный контроль над управлением автомобиля, что сводит к минимуму возникновения неуправляемого заноса при выполнении торможения. Принцип работы АБС схож с выполнением ступенчатого торможения на автомобилях без АБС.
Система АБС уменьшает тормозной путь на: сухом и мокром асфальте, укатанном гравии, разметке .
На льду и укатанном снеге использование АБС увеличивает тормозной путь на 15 — 30 метров, но позволяет сохранить контроль над машиной, без увода машины в занос. Этот факт следует учитывать.
Тормозная система и ее особенности
У каждого транспортного средства свое время до остановки. Тормозная система в разделах автомобилей работает практически одинаково, разница лишь в состоянии тормозных колодок.
Определенное транспортное средство сможет остановиться за:
- Легковые автомобили – 12-13 секунд.
- Автобусы до 5 тонн – 13-14 секунд.
- Автобусы свыше 5 тонн – 16-17 секунд.
- Грузовые тс до 3,5 тонн – 15-16 секунд.
- Грузовые тс от 3,5 до 12 тонн – 17-18 секунд.
- Грузовые тс массой более 12 тонн – 17-18 секунд.
- Двухколесные мопеды или мотоциклы – 7-8 секунд.
- Мотоцикл оснащенный прицепом – 8-9 секунд.
- Легковые автомобили с прицепом – 13-14 секунд.
От чего зависит тормозной путь?
Очевидно, что дистанция торможения будет различной в зависимости от ситуации и ее условий. Так, факторы, влияющие на величину этого пути, делят на две группы:
- Факторы, которые зависят от автомобилиста.
- Факторы, которые не зависят от автомобилиста.
К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.
Дорожное покрытие тоже оказывает влияние на расстояние торможения. Если дорога гладкая без добавления камня, то дистанция, которая будет пройдена транспортным средством при торможении, также будет больше.
Гораздо больше факторов, которые зависят от водителя (владельца машины):
скорость. Логично, чем меньше скорость, тем короче расстояние торможения;
состояние и устройство тормозной системы
Важно, чтобы машина, в том числе ее тормоза, работала исправно, чтобы колодки не были изношены, а давление в шинах было достаточным.
вид установленных шин. Протектор не должен быть сильно изношен, а тип установленной резины должен соответствовать погодным условиям;
загрузка автомобиля
Чем легче транспортное средство, тем проще его остановить. Расстояние торможения нагруженного автомобиля будет более длинным;
наличие системы ABS. На сухом асфальте данная система поможет остановить машину быстрее, а вот в гололед она позволит сохранить управление, но дистанция торможения при этом станет длиннее;
трезвое состояние водителя. Адекватный водитель быстрее реагирует на быстро меняющуюся ситуацию на дороге, благодаря чему, он быстрее остановит свой транспорт при необходимости;
отсутствие отвлекающих факторов во время движения. Зачастую замедленная реакция автомобилиста связана с тем, что он отвлекается и не следит за дорогой. Самый распространенный фактор отвлечения внимания – это мобильный телефон. Из-за замедления реакции того, кто управляет авто, путь торможения увеличивается.
Статья в тему: Все о торсионной подвеске: преимущества и недостатки
Расчёт скорости при экспертизе
Для экспертного определения начальной скорости движения машины специалистами используется формула:
Va = 0,5*tз*j + √2Sю*j,
где
tз – время, в течение которого скорость движения автомобиля замедляется, с;
j – константа замедления в момент торможения, м/с2 (определяется справочным путём, на основании ГОСТ 25478-91);
Sю – протяжённость следа при торможении, м.
На сухой дороге j равен 6,8 м/с2, поэтому скорость заноса тормозящего на расстоянии в 21 метр автомобиля равна 64,5 км/ч.
После начала реагирования водителя на окружающую обстановку машина до полного обнуления скорости проходит так называемый остановочный путь
Sо = (S1 + S2 + S3 + S4) = (t1 + t2 + 0,5*t3)*Va + Va/2j,
где
t1 – реакция водителя;
t2 – запаздывание гидропривода тормозной системы;
tз – нарастание замедления.
Временной промежуток t4 (время полной остановки) рассчитывается как отношение скорости заноса Vю к замедлению j. Время, пока увеличивается скорость замедления, зависит от трёх показателей:
- тип привода;
- состояние покрытия дороги;
- масса транспортного средства.
Для его определения из начальной скорости Vа следует вычесть половину до установления минимальной скорости tз*j. Таким образом, суммарное время динамической части ДТП для автомобиля составляет t0 = t1 + t2 + t3 + t4 = Т + Va/j, с.
Внимание! Время увеличения замедления для пневмопривода больше, нежели для гидравлического. Оно возрастает с увеличением снаряжённой массы машины и коэффициента сцепления
Тормозной путь автомобиля
Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:
- Скорость движения;
- Техническое состояние тормозной системы;
- Состояние проезжей части дороги;
- Масса транспортного средства.
Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.
Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.
Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.
Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.
Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.
Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.
Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.
Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.
Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.
Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.
Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.
Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.
Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?
Выше мы уже писали, что на длину тормозного пути влияют множество факторов. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
Скорость
Это ключевой фактор. При этом имеется в виду не только скорость езды машины, но и скорость реакции водителя. Считается, что реакция у всех примерно одинаковая, но это не совсем так. Играет роль опыт вождения, состояние здоровья человека, употребление им медикаментов и т.д. Также, многие «лихачи» пренебрегают законом и отвлекаются на смартфоны за рулем, что, в итоге, может привести к катастрофическим последствиям.
Помните еще один важный момент. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, длина его тормозного пути растет в 4 раза! Здесь пропорция 1:1 не работает.
Дорожные обстоятельства
Несомненно, на длину тормозной линии влияет состояние дорожного покрытия. На обледенелой или мокрой трассе она может вырасти в разы. Но это далеко не все факторы. Следует также опасаться опавших листьев, на которых шины прекрасно скользят, трещин на покрытии, ям и так далее.
Шины
Качество и состояние резины сильно влияют на длину тормозной линии. Зачастую, более дорогие шины обеспечивают лучшее сцепление авто с дорожным покрытием
Обратите внимание, если глубина протектора стерлась больше допустимого значения, то резина утрачивает способность отводить достаточное количество воды при движении по мокрой дороге. В итоге, вы можете столкнуться с такой неприятной штукой, как аквапланирование — когда машина теряет сцепление с дорогой и становится полностью неуправляемой
Чтобы сократить тормозной путь, рекомендуется поддерживать в покрышках оптимальное давление. Какое именно — на этот вопрос вам ответит автопроизводитель. Если значение будет отклоняться в большую или меньшую сторону, линия торможения будет увеличиваться.
В зависимости от коэффициента сцепления покрышек с дорожным покрытием этот показатель будет разным. Вот сравнительная таблица зависимости тормозного пути от качества дорожного покрытия (легковой автомобиль, покрышки которого имеют средний коэффициент сцепления):
60км/ч. | 80 км/ч. | 90 км/ч. | |
Сухой асфальт, м. | 20,2 | 35,9 | 45,5 |
Мокрый асфальт, м. | 35,4 | 62,9 | 79,7 |
Заснеженная дорога, м. | 70,8 | 125,9 | 159,4 |
Гололед, м. | 141,7 | 251,9 | 318,8 |
Конечно, эти показатели относительны, но они ярко иллюстрируют, насколько важно следить за состоянием автомобильной резины
Техническое состояние машины
Автомобиль может выезжать на дорогу только в исправном состоянии — это аксиома, не требующая доказательств. Для этого проводите плановую диагностику своего авто, своевременно делайте ремонт и меняйте тормозную жидкость.
Помните, что стертые тормозные диски могут в два раза увеличить линию торможения.
Отвлечение внимания на дороге
Во время движения автомобиля водитель не имеет права отвлекаться от управления ТС и контроля над дорожной ситуацией. От этого зависит не только его безопасность, но жизни и здоровье пассажиров, а также других участников движения.
Вот что происходит в мозгу водителя при возникновении экстренной ситуации:
- оценка дорожной ситуации;
- принятие решения – тормозить или маневрировать;
- реагирование на ситуацию.
В зависимости от врожденных способностей водителя средняя скорость реакции составляет от 0,8 до 1,0 секунды. Этот параметр касается экстренной ситуации, а не почти автоматического процесса при замедлении на знакомом участке дороги.
Многим этот временной отрезок кажется незначительным, чтобы на него обращать внимание, однако игнорирование опасности может привести к фатальным последствиям. Вот таблица зависимости реакции водителя и пройденного автомобилем пути:
Скорость автомобиля, км/ч. | Расстояние до момента нажатия на тормоз (время остается одинаковым – 1 сек.), м. |
60 | 17 |
80 | 22 |
100 | 28 |
Как видно, даже кажущаяся незначительной секунда промедления может привести к печальным последствиям. Вот почему каждому автомобилисту никогда нельзя нарушать правило: «Не отвлекайся и придерживайся скоростного режима!».
Отвлекать водителя от управления могут разные факторы:
- мобильный телефон – даже просто посмотреть, кто звонит (при разговоре по телефону реакция водителя идентична реакции человека в состоянии легкого алкогольного опьянения);
- рассматривание рядом проезжающего автомобиля или наслаждение красивыми пейзажами;
- пристегивание ремня безопасности;
- употребление пищи за рулем;
- падение незакрепленного видеорегистратора или мобильного телефона;
- выяснение отношений водителя и пассажира.
На самом деле невозможно составить полный список всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления. Ввиду этого каждому следует быть внимательным к дороге, а пассажирам будет полезна привычка не отвлекать водителя от управления.
Современные методы оценки
Технический прогресс не стоит на месте и сегодня определить скорость зачастую можно достаточно просто.
Помогают в этом два источника данных:
данные видеорегистратора. Практически все модели этих устройств записывают также и скорость движения транспортного средства. Специальный сенсор улавливает момент столкновения и сбрасывает данные в память, удалить их оттуда невозможно;
Можно ли определить скорость авто по видеозаписи? Как это сделать? Смотрите видео:
GPS/ГЛОНАСС. Они также помогают оценить скорость, но не в момент удара, а лишь за несколько секунд до него.
Учитывая то, что сегодня видеорегистраторы распространены повсеместно, определение скорости автомобиля стало проще, часто не требуется даже дополнительная экспертиза.
Однако данные способы подходят далеко не всегда. В таком случае придется измерять скорость более классическими способами.
Понятие тормозного пути автомобиля
Тормозной путь — это расстояние, проходимое автомобилем от начала торможения (момента срабатывания привода) и до полной остановки.
Какие факторы влияют на тормозной путь?
Жизнь человека бесценна. В экстренной ситуации (ДТП) тормозной путь является решающим фактором, который нельзя игнорировать. Потому что каждый метр может стоить жизни.
Изучите факторы, которые влияют на тормозной путь. Эти знания помогут сохранить здоровье и избежать ДТП:
- водитель вовремя примет меры по снижению скорости;
- пешеход будет иметь возможность оценить безопасность перехода.
1) Состояние автомобильных шин. Шины являются одним из наиболее важных элементов колеса. В процессе движения транспортного средства они обеспечивают безопасность.
При выборе шины необходимо обратить внимание на высоту протектора. Что такое протектор? Это элемент шины
Он защищает шину от повреждений, а также проколов. Правильно выбранные шины обеспечат хорошее управление машиной.
Показатель сцепления ТС с дорогой напрямую зависит от технического состояния протектора. На рынке представлен большой ассортимент покрышек. Глубина протектора составляет 5–17 мм.
При этом нужно разделять зимние и летние шины:
- протектор зимних покрышек составляет 8,5–9,5 мм.;
- протектор летних покрышек составляет 7,5–8,5 мм.
По результатам проведённых экспериментов было выяснено, что при износе протектора значительно увеличивается тормозной путь машины. В процессе эксплуатации протектор изнашивается. Поэтому значительно уменьшается сила трения.
В зимнее время обязательно используйте только зимние шины. Тогда как в летнее время —летние шины. В таком случае вы обеспечите оптимальное управление машиной. Для изготовления зимних шин используют специальную мягкую резину.
Такие изделия имеют глубокие канавки, а также ребристый рисунок. Данные особенности обеспечивают превосходное сцепление в зимнее время года. А для изготовления летних шин используют жёсткую резину.
2) Состояние тормозной системы. Это система предназначена для остановки автомобиля, а также для снижения скорости движения. Это одна из самых важных систем в машине. Потому что она обеспечивает безопасность.
Рассмотрим пункт 2.3.1. ПДД. Запрещается передвижение автомобиля с неисправными тормозами. Неисправность этой системы приводит к потере эффективности торможения транспортного средства.
Обязательно нужно учитывать время срабатывания этой системы. Согласно требованиям, время срабатывания не более 0,6 с.
Рассмотрим факторы, которые влияют на время срабатывания:
- конструкция системы;
- тип;
- состояние;
- качество.
Длина тормозного пути зависит от времени срабатывания этой системы.
3) Начальная скорость транспортного средства. Чем выше ваша скорость, тем длиннее будет путь.
4) Покрытие дороги.
5) Состояние машины.
6) Погодные условия.
7) Способ торможения:
- ступенчатое нажатие (полная блокировка колёс);
- прерывистое нажатие (транспортное средство быстро останавливается, при этом может теряться управляемость);
- постепенное усиление давления (используется при хорошей видимости и в спокойной обстановке);
- резкое нажатие до упора (такой способ может привести к неуправляемому износу).
Навыки водителя. Опытный водитель сможет быстро сориентироваться в экстренной ситуации.
Понятие тормозного пути автомобиля
40.98 (38.05) | 0.96 (1.05) | 144 / 40 | |||||
Yokohama Advan Neova AD07 | 200 | 180 AA A | 38.05 | 1.03 | 86 / 25 | ||
Yokohama Advan Neova AD08 | 360 | 180 (175) AA A | 38.05 (37,9) | 1.03 (1.04) | 86 / 30 | ||
Toyo Proxes R1R | 200 | 140-200 AA A | 38.64 | 1.02 | 96 / – | ||
BridgeStone Potenza RE050A | 250 | 140 AA A | 0.99 | 46.63 м. 2009 Porsche 911 Carrera 4S | 36.69 | 1.07 | 67 / 50 |
Hankook Ventus R-S3 Z222 | 240 | 140 A A | 36.69 | 1.07 | 67 / 32 | ||
Toyo Proxes RA1 | 220 | 100 AA A | 34.93 | 1.13 | 48 / – | ||
Toyo Proxes R888 | 340 | 100 (47) AA A | 1.24 (оценка) | 34.93 (31.29) | 1.13 (1.26) | 48 / – | |
Michelin Pilot Sport Cup | 430 | 80 (120) AA A | 0.94 | 44.19 м. 2010 Porsche 911 GT3 | 33.82 (35.87) | 1.16 (1.1) | 38 / 10 |
Michelin Pilot Sport Cup 2 ZP (Run Flat) | 480 | 180* (60) AA A | 1.17 | 40.84 м. 2020 Corvette Z06 Convertable | 38.05 (32.43) | 1.03 (1.21) | 86 / – |
Michelin Pilot Sport Cup 2 | 400 | 180* (60) AA A | 1.19 | 39.01 м. 2020 Corvette Z06’s | 38.05 (32.43) | 1.03 (1.21) | 86 / 10 |
Pirelli P Zero Trofeo R | 400 | 60 AA A | 1.05 | 45.1 м. 2014 Chevrolet Camaro Z/28 | 32.43 | 1.21 | 29 / 5 |
Yokohama Advan A048 | 300 | 60 A A | 30.78 м. (с 96 км/ч) | 32.43 | 1.21 | 29 / 10 | |
Pirelli P Zero Corsa System | 400 | 60 (140) AA A | 0.98 | 44.5 м. 2011 Lotus Evora S | 32.43 (36.69) | 1.21 (1.07) | 29 / 10 |
Toyo Proxes RR | 220 | 40 C A | 30.56 | 1.29 | 19 / – | ||
BFGoodrich g-Force R1 | 370 | – (45) | 1.25 (оценка) | 31.09 | 1.27 | 21 / 8 |
Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?
Как мы уже сказали, чтобы рассчитать весь тормозной путь, нужно учитывать потерю времени при принятии водителем решения о торможении (то есть время реакции водителя). Для этого нужно использовать другую формулу, которая обеспечивает более точный приблизительный расчет тормозного расстояния, которое проедет автомобиль в момент принятия решения о необходимости остановки. Вот эта формула:
(Скорость в км/ч : 10) x 3 = путь реакции в метрах
В итоге, сделав вычисление по вышеуказанным формулам, вы можете вычислить приблизительный итоговый тормозной путь вашего автомобиля при любой скорости движения. Вот пример. Если вы управляете своим автомобилем со скоростью 50 км/ч, то с помощью приведенных формул вычислите следующие значения:
Тормозной путь при принятии решения о торможении на этой скорости (реакция на дорожную ситуацию + принятие решения о торможении + время, необходимое для перемещения ноги с педали газа на педаль тормоза, а также время отклика тормозной системы на нажатую педаль тормоза) составит где-то (50/10) х 3 = 15 метров. То есть пока вы будете принимать решение о торможении при скорости в 50 км/ч, ваша машина проедет 15 метров.
Тормозной путь при нормальном торможении (с момента нажатия педали тормоза до момента остановки машины) составит около (50/10) х (50/10) = 25 метров.
При экстренном торможении тормозной путь, как мы уже отметили, сокращается примерно в два раза. Соответственно, расчет тормозного расстояния автомобиля, который движется со скоростью 50 км/ч, будет выглядеть следующим образом: (50/10) x (50/10) / 2 = 12,5 метров.
В результате теперь мы можем вычислить реальный итоговый тормозной путь автомобиля. Так, при нормальном (не резком, а обычном) торможении итоговый тормозной путь составит около 40 метров. При экстренном торможении – не менее 28 метров.
Примечание: Обратите внимание, что если скорость автомобиля будет выше всего в два раза, его итоговый тормозной путь увеличится в четыре раза. То есть мнение о том, что при увеличении скорости автомобиля в два раза тормозной путь увеличивается только в два раза, – это чистый воды миф среди многих автолюбителей
Так что имейте это в виду, когда садитесь за руль. Самое удивительное, что об этом не знают даже многие опытные водители
То есть мнение о том, что при увеличении скорости автомобиля в два раза тормозной путь увеличивается только в два раза, – это чистый воды миф среди многих автолюбителей. Так что имейте это в виду, когда садитесь за руль. Самое удивительное, что об этом не знают даже многие опытные водители.
Пример расчета тормозных и остановочных расстояний
Каждый водитель хоть раз да оказывался буквально в паре секунды от аварии, когда жизненно необходимо успеть затормозить. Однако встать, как вкопанный по команде автомобиль не может. Расстояние, которое он проедет с момента начала торможения до полной остановки и называют тормозным путём. Уметь прикинуть тормозной путь нужно, чтобы он всегда был меньше, чем расстояние до оказавшейся на пути помехи.
Длина пути торможения зависит от множества разных факторов. Тут и реакция водителя, и уровень работы тормозной системы автомобиля, и внешние факторы, вроде материала трассы и погодных условий. Ну и конечно, решающую роль играет скорость машины на момент торможения. Появляется вопрос — как рассчитать тормозной путь автомобиля при всех этих условиях? Для общих расчётов достаточно трёх главных факторов — тормозного коэффициента (Кэ), скорости движения (V) и коэффициента сцепления (Фс) с трассой.
Формула для расчёта тормозного пути автомобиля
Формула из таблицы, вычисляющая длину тормозного пути, выглядит так: S=Кэ*V*V/(254*Фс). Тормозной коэффициент у обычного легкого автомобиля равняется единице. Коэффициент сцепления на сухой поверхности будет равен 0,7. Для примера, возьмём случай, когда машина движется по сухой трассе со скоростью в 60 км/ч. Тогда длина тормозного пути будет равна 1*60*60/(254*0,7)=20,25 метра. На льду же (Фс=0,1) торможение продлится в семь раз дольше — 141,7 метра!
По результату видим, как сильно длина тормозного пути автомобиля из таблицы зависит от состояния трассы и погодных условий.