Запорожец (автомобиль)
Содержание:
Пасынок советского автопрома
Машинка получилась достаточно интересной и современной для своего времени. Важнейшим ее достоинством была отличная проходимость, которую обеспечивали высокий клиренс (17,5 см), удачное распределение веса (две трети на заднюю ось) и абсолютно плоское дно (наследие военных инженеров). В сельской местности, где дороги зачастую были разбиты грузовиками, лишь «Запорожец» мог ехать, не проваливаясь в колеи. Дополнительными преимуществами были вместительный салон, достаточно приличный по сравнению с собратьями багажник (точнее, капот) и абсолютная ремонтопригодность в кустарных условиях. Недостатков тоже хватало, но они отчасти компенсировались относительно низкой ценой — 18 тыс. рублей (после деноминации 1961 года 1800 рублей). Для сравнения: «Волга» стоила почти 55 тыс.
Слепить «горбатого»
Парад автомобилей ЗАЗ-965 во время празднования 60-летней годовщины выпуска первого автомобиля, Запорожье, Украина, 1 октября 2020 года
Фото: Getty Images/Dmytro Smolyenko/ Ukrinform/Barcroft Media
О принципах ценообразования на «Запорожцы» в народе сложилась характерная легенда. Сразу после появления машины люди заметили, что «горбатый» стоил… ровно тысячу бутылок водки. Случайность? Возможно. Но эта пропорция сохранялась до последних дней существования СССР. Когда водка стоила 3 рубля 50 копеек. ЗАЗ-966 (наследник «горбатого», по прозвищу «ушастый» или «чебурашка») стоил 3500 рублей. А когда цена водки поднялась до 5 рублей 30 копеек, машина подорожала до 5300 рублей.
«Горбатый» оказался востребован даже в Европе, в частности, его поставляли в Бельгию и Финляндию. Поскольку выговорить слово «запорожец» могли не все, экспортировали машину под названием «Ялта». В западноевропейских автомобильных журналах ЗАЗ-965 окрестили «Фиат Фольксвагенович», намекая на то, что его собрали из этих двух прототипов. Журналисты упражнялись в остроумии напрасно, поскольку и от итальянской, и от немецкой машины «Запорожец» взял лишь концепции, но не более. По сути, это был совершенно оригинальный продукт, в котором оказалось много интересных идей. Другое дело, что инженерная красота часто разбивалась об отвратительное качество комплектующих и неповоротливость советской хозяйственной системы.
Слепить «горбатого»
Октябрьский проспект в столице Аджарской АССР — Батуми, Грузинская ССР, 1973 год
Фото: РИА Новости/Александр Чепрунов
«Запорожец» так и не смог стать по-настоящему массовым автомобилем — за девять лет было выпущено всего 322 тыс. единиц. Для сравнения: тираж Fiat 600 приближался к 3 млн экземпляров. ЗАЗ попытался исправить ситуацию, выпустив совершенно новую модель ЗАЗ-966, но тут на арену вышли «Жигули», которые и заняли нишу «народного автомобиля». Новой марке откровенно симпатизировал Леонид Брежнев, «Лада» стала витриной отечественного автопрома, в Тольятти уходили основные капиталовложения. «Запорожец» же ушел в сегмент малобюджетной молодежной машинки, дачного «телепортатора» («тридцать минут позора и ты на даче»), автомобиля для инвалидов.
Славу инженерной школы ЗАЗ (которая никуда не делась) вполне могла спасти принципиально новая модель первого в СССР переднеприводного городского автомобиля, который впоследствии получил название «Таврия». Ее начали разрабатывать в 1960-е, в середине 1970-х собрали несколько экспериментальных экземпляров и довели их до заводских испытаний, где они отлично себя показали. Вот только до постановки на конвейер прошла целая вечность — к 1987 году по дорогам страны уже бегали вазовские «восьмерки» и «Москвичи-2141». Да и самой стране оставалось лишь четыре года. «Запорожцы» ушли в историю, оставшись одним из символов советской эпохи и неотъемлемой составляющей народного фольклора тех лет.
ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М
Основные статьи: ЗАЗ-966, ЗАЗ-968
ЗАЗ-966
ЗАЗ-968 Владимира Путина
ЗАЗ-968М
Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.
В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Дизайн Corvair оказал значительное влияние на тенденции автомобильной моды 1960-х годов и стал прообразом для целого ряда европейских и азиатских автомобилей, в их числе — немецкий NSU Prinz IV, британский Hillman Imp, некоторых японских моделей и, в том числе, советского ЗАЗ-966[источник не указан 2157 дней].
Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу.
В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.
ЗАЗ-968М в разрезе.
Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.
ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.
Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. с. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с.
От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.
Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями.
Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.
Тест-драйв “Запорожца”
Что касается эксплуатационных качеств ЗАЗ-966 и -968, то в конце 1960-х он был вполне адекватным автомобилем для своего класса. Чаще всего у него мог быть один из двух двигателей, мощностью или 28 л.с., или 40 л.с. Были также форсированные версии, выдававшие 45 и 50 л.с. Оба – V-образные с воздушным охлаждением, и оба обеспечивали более-менее приемлемую динамику в диапазоне скоростей до 60 км/ч. Но современному водителю, конечно, это будет казаться несколько необычным.
Эргономика. Вы удивитесь, но в “Запорожце” совсем не тесно! Правда, при том что спереди в длину места для ног более чем достаточно, по бокам несколько ограничивают пространство колесные арки передних колес. Кроме того, сиденья расположены не по-современному низко, извините, немного по-спортивному. Обзорность в переднем секторе даже лучше современных автомобилей, а для обзора задней полусферы придется добавить пару наружных зеркал.
В плохую погоду, когда окна запотевают, с обзорностью будет хуже, особенно если отопитель неисправен. А чаще всего он все же будет неисправен, поскольку по сути своей довольно сложный. Однако когда его все-таки наладить, в салоне можно даже в морозы ездить в футболке. Подвеска не очень комфортная, особенно передняя, хотя на ровных дорогах это не заметно. С другой стороны, из-за запаса прочности ходовой и высокопрофильных шин машина не боится ям и выбоин.
Подвеска “Запорожца” не очень мягкая, но очень прочная. К сожалению, сегодня мало кто возьмется за ее ремонт.
Управление. Как уже упоминалось, динамика в городских условиях более-менее приемлемая, хотя занимать левый ряд не желательно даже на 40-сильных версиях. За городом машины с “сороковкой” легко держат 90–100 км/ч, “тридцатки” лучше не вести долго на скорости больше 80 км/ч. Руль всех “Запорожцев” легкий (передок-то легкий!), однако не очень точный. Педали поначалу кажутся совершенно необычными: весь блок сдвинут вправо, акселератор нужно давить сверху вниз, тормоза тугие (усилителя нет), к тому же их педаль в ранних моделях торчит прямо из пола. Передачи переключаются туго, рычаг не очень привычно торчит вертикально вверх, на нем чувствуются неприятные механические реакции. Упомянутое требует от водителя в городских условиях некоторого напряжения, особенно от тех, кто привык к расслабляющему комфорту современных иномарок.
Звук. Почему-то принято считать, что “Запорожец” очень шумный. Смеем заверить, что исправный ЗАЗик в некоторых режимах даже тише современных ему машин классом выше, например, “Москвича”. Дело в том, что расположенный сзади двигатель во время движения оставляет свой звук сзади, особенно на скорости за 40 км/ч. При равномерном движении к пассажирам доносится лишь негромкая высокочастотная составляющая шума.
Объем багажника ЗАЗ-966, -968 и -968А был ограничен отопителем, рулевым механизмом, запаской и аккумулятором. В -968М колесо и АКБ переехали в корму.
Практичность. Багажник расположен спереди и он явно маловат – максимум 200 л. К тому же он имеет сложную неправильную форму, а загружать его приходится через высокий борт и запаску, которая на всех моделях кроме 968М торчит впереди. Некоторые владельцы демонтируют правое переднее кресло, чем убивают двух зайцев: облегчают доступ к заднему дивану и освобождают место для громоздкого багажа.
ЗАЗ 968М модификации
ЗАЗ-968АП | пикап, для внутризаводского транспорта |
ЗАЗ-968АБ4 | для инвалидов, у кого повреждена левая нога |
ЗАЗ-968Р | для инваидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу |
ЗАЗ-968АБ | для инвалидов, у которых повреждены обе ноги |
ЗАЗ-968АБ | для инвалидов, у которых повреждена правая нога |
Мало кому известно, что ЗАЗ выпускал и грузовую модификацию ЗАЗ-968М.
Правда, увидеть эти машины можно было только на территории автозавода или неподалеку от него — в сущности, это были внутризаводские
автокары для транспортировки деталей и узлов между цехами. Автокар имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками — спереди, в
стандартном багажнике, и в середине — между передними сиденьями и моторным отсеком. Кстати, в городе Запорожье, в отличие от других
городов CCCP автомобили ЗАЗ-968М широко использовались в качестве милицейских, разъездных и служебных.
Первые проектные работы по созданию автомобиля нового поколения взамен выпускавшегося 968-го
начались еще в 1970 году. Десятки вариантов компоновок, сотни моделей и макетов, тысячи километров, пройденные экспериментальными образцами
опытных машин, — все это позволило уже к 1987 году представить публике в качестве экспоната ВДНХ СССР принципиально новый компактный
переднеприводной автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». Некоторые, впрочем, утверждали, что эта самобытная конструкция ЗАЗа также сделана «по мотивам»
итальянского автомобиля — на этот раз прототипом назывался Fiat 127, серийно выпускавшийся концерном с 1971 года. Серийный выпуск «Таврии»
был развернут в 1988 году. Некоторое время «Таврия» и «Запорожец» выпускались одновременно, но в конце 1990-х годов производство морально
устаревшего автомобиля-ветерана было прекращено.
ЗАЗ-965/965А
Основная модификация под названием ЗАЗ-965 выпускалась девять лет с 1960 года. Данный автомобиль «Запорожец» имеет прототип, с которого был взят основной дизайн кузова, а также некоторые технические аспекты (речь идет о руле, подвеске, коробке передач). Однако в отличие от первоначальной модели, которая является прародителем, основная конструкция была переделана, а двигатель – собран с нуля.
Автомобиль имеет 4 места, включая водительское сиденье. Переднее и заднее стекла способны взаимозаменять друг друга. Двери имеют отличный механизм, который позволяет открывать створки назад. Силовой агрегат, который получил данный автомобиль «Запорожец», для мирового автопрома был в новинку, так как использовался достаточно редко. Он представляет собой двигатель, работающий на 4 цилиндрах, имеющий специальное воздушное охлаждение. Следует отметить, что находится он сзади, а не спереди. Ведущими колесами стали задние. Описываемая модель ЗАЗ-365 производилась для экспорта и инвалидов.
Следующая модель ЗАЗ-965А отличалась своим двигателем: его объем составлял 887 м³, а мощность – 27 л. с. Вместо двух глушителей автомобиль получил лишь один, а молдинги на боковинах были убраны.
Эксплуатационные качества
В части эксплуатационных особенностей есть несколько специфических забот, причем некоторые из них – в пользу «запика».
Температура. Главный прибор на всех ЗАЗах – термометр масла, ведь двигатели МеМЗ работают на грани перегрева. Прежде всего скажем, что исправный двигатель не греется. Чтобы так было всегда, надо следить за настройками зажигания и карбюратора, а главное – мотор должен быть чистым. Порой это непросто обеспечить, ведь МеМЗы-”воздушники” очень любят потеть смазкой. В частности – через уплотнители трубок привода клапанов, которые скрыты под жестяными кожухами системы охлаждения.
Однако отметим, что фактор перегрева не имеет значения в коротких поездках, поскольку двигатель без водяной рубашки быстро остывает во время остановок.
Горюче-смазочные материалы. Моторы потребляют самый дешевый из современных бензинов, равно как и масло, а сменных фильтров у «запорожцев» нет вовсе – ни смазочного, ни воздушного.
Больший из двигателей «Запорожца» в 1,2 л обеспечивает в городе более-менее приличную динамику. Но 0,9-литровая «тридцатка» слабая по современным меркам.
Сервис. Настоящей проблемой для сегодняшнего зазовода будет найти СТО, где возьмутся обслуживать “Запорожца”. И хотя автомобиль спроектирован так, чтобы все работы мог делать сам владелец, у вас не всегда будет время на это. Так что придется искать или фаната-умельца где-то на гаражах, или реставрационную мастерскую, где восстанавливают и обслуживают ретротехнику. Определенные трудности будут и с запчастями. В принципе, их всегда можно найти, но не в магазине, а в интернете или на рынке, то есть – с определенной задержкой.
Рекомендация Авто24
Ездить на «Запорожце» по делам сегодня все-таки можно. Но насколько это будет удобно, очень зависит от вашей амбициозности и от состояния конкретного экземпляра. К сожалению, “ЗАЗов” в хорошем состоянии сохранилось мало, а ежедневная эксплуатация изношенной машины может быть несколько обременительной. Особенно учитывая то, что все ремонтные работы придется делать самостоятельно. Поэтому если в вашем гараже сохранился неплохой “Запорожец”, советуем все-таки оставить его для променадов выходного дня. Или продать его в руки настоящих ценителей, а взамен приобрести какую-нибудь другую модель, к которой полно запчастей, и которую можно обслуживать на СТО. Возможно, при обмене даже не придется доплачивать – “Запорожцы” в хорошем состоянии сегодня в цене.
Сезонная машина
«Запорожец» за проходимость ценили
охотники, рыболовы и просто любители ездить в лес. На таком авто умудрялись
путешествовать семьей из четырех человек.
Обычно «зазик» зимой не эксплуатировался, хотя на некоторых
моделях стоит печка. Но это был очень капризный агрегат, который отдельно работал
на бензине, требовал отдельного завода и часто ломался.
Машину берегли. Тогда не было масел, при которых двигатель
завелся бы в минус 30. До 1970-х годов не было зимней резины. Первую выпущенную
сегодня приравняли бы к грязевой резине — у нее был аналогичный протектор, шипов
не было.
Как авто для поездок летом по вечерам или на выходных ретро-«Запорожцы»
используют и сегодня.
Дизайн
Новый «Запорожец» выполнен в популярном сегодня купеобразном кузове. Но даже в этом случае, по мнению независимого дизайнера, автомобиль должен обладать несколькими примечательными особенностями.
Прежде всего, линия крыши у ЗАЗ Запорожец 2021-2022 идет не так полого, как у большинства кросс-купе, а ступенчато. На опубликованных снимках видно как минимум 2 перехода. Отчасти из-за этого задние опорные стойки располагаются под максимально возможным острым углом. Также по той же причине кормовое остекление оказалось компактным. Насколько удобным будет такая конфигурация «Запорожца», пока непонятно. Помимо компактных размеров автомобиля удобному расположению пассажиров на втором ряду мешает как раз резко опускающаяся линия крыши. То есть новинка имеет 2-местную посадку с задним диваном, предназначенным для перевозки детей. Также по указанным причинам объем багажного отсека не превысит 300 литров.
Читайте наc:
Однако приведенные стилистические решения можно объяснить тем, что ЗАЗ 968 2021-2022 скорее всего ориентирован на молодежный сегмент авторынка. В пользу этого свидетельствует достаточно уникальный дизайн кузова.
Передние опорные стойки у новинки тоже размещены под относительно острым углом, что в сочетании с пологой крышей существенно улучшает аэродинамические характеристики автомобиля и, как следствие положительно сказывается на расходе топлива. Из-за малозаметных выступов, формирующих своеобразные «волны», капот визуально кажется больше. Его передняя кромка плавно изгибается вниз, переходя с прямоугольную решетку радиатора с множеством горизонтальных ламелей. Последние, вероятно, выполнены из пластика.
ЗАЗ Запорожец 2021-2022 примечателен еще и тем, что головная оптика у него отсутствует. В том месте, где обычно размещаются фары, присутствуют декоративные вырезы. Возможно, все фонари (противотуманные, дневные ходовые и головные огни) компактно размещены в круглых блоках, которые вынесены по сторонам от решетки радиатор. Необычной формой отличается и бампер. По мере продвижения вниз он постепенно выступает вперед, упираясь в черную пластину, которая под острым углом заходит под днище.
Максимальное сходство с упомянутым Nissan Juke прослеживается сбоку. Как и у японской модели, у новинки очень крупные для столь компактного кроссовера колесные арки, которые частично перекрываются тонким пластиковым обвесом. Последний также пролегает вдоль низа боковых дверей. Видимо, как и у Nissan Juke, ручка, открывающая доступ ко второму ряду сидений, встроена в заднюю опорную стойку. Стекла на передних дверях у «Запорожца» имеют стандартные для подобных автомобилей размеры. Но задние окна из-за резко опускающейся линии крыши предоставляют очень узкий обзор из салона.
Кормовые фонари, по сути, разделены на 3 сегмента. Верхний тянется вдоль опорных стоек, в центральном располагается круглый фонарь, а боковой идет по колесной арке, изгибаясь вместе с ней. Багажная дверь тоже разделена на сегменты. Ее верхняя часть наклонена под острым углом, а нижняя довольно резко опускается. Причем данные сегменты разделены характерным ступенчатым вырезом. Верхняя часть заднего бампера перекрывается пластиковой декоративной вставкой, на которую вынесена зона под установку номерного знака.
Тюнинг
Возможен ли был тюнинг советского «Запорожца». Практика показала, что мотор мог легко подвергаться доработкам. Самая популярная модернизация касалась увеличения объема. Так, специалисты растачивали гильзы под «жигулевскую» поршневую. Кроме того, на горбатый «Запорожец» устанавливался другой впускной коллектор под двухкамерный карбюратор. Еще один вариант тюнинга – это проточка головок цилиндров. Таким образом удавалось увеличить максимальную мощность на 10-20 процентов. Однако получить большой прирост не получалось в любом случае, так как всего в моторе не больше 27 сил. Более популярный вариант тюнинга – это замена двигателя на другой.
В дорогу на стильном Запорожце
В очередной раз убеждаешься, что нет предела совершенству. Даже из старенького Запорожца можно сделать настоящий шедевр. Это мы и можем наблюдать на фото. Литовские умельцы решили взять всеми забытый советский автомобиль и смастерить из него дорожный вариант с прицепом. По-моему, получился довольно практичный и функциональный автомобиль.
Вот после таких переделок, кажется, что, если бы взять другое авто, такое эпичное творение вряд ли получилось бы. Здесь пришлось заменить начинку, тщательно поработать над салоном и внешним исполнением. Трансформация ЗАЗ-965 1969 года стала воплощением мечты многих советских граждан. А главной фишкой конечно же считается прицеп. Он также выполнен в едином стиле с машиной.
Удивительных преображений с популярным Запорожцем на самом деле не так уж и мало. Мы собрали самые оригинальные из них. Если хотите узнать еще больше интересного, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить все самое лучшее!
МИФ 6: ПЕРЕДНИЕ КРЕСЛА НА ЗАЗ-968М БЫЛИ ПОЗАИМСТВОВАЛИ У ЖИГУЛЕЙ—МИФ
Новая модель отличалась «облагороженным» интерьером, чем-то напоминавшим жигулёвский в упрощенной миниатюре. Салон стал куда более травмобезопасным благодаря целому ряду новых деталей, самым заметным из которых стали передние сиденья. Из-за формы этих кресел и дизайна их обивки новые «стулья» тут же прозвали «жигулёвскими». Многие владельцы «эмок» искренне считали, что их без особых переделок позаимствовали от первой модели Жигулей, снабдив лишь механизмом откидывания, который позволял пассажирам садиться на второй ряд.
Жигули первой модели, как и их салон, были пределом мечтаний многих владельцев Запорожцев
В действительности конструкция кресел напоминала «жигулёвскую», однако передние сиденья ВАЗов и ЗАЗов отличались. Из-за необходимости в откидывании сидений при посадке и высадке пассажиров конструкторы даже предусмотрели механизм, фиксирующим их при закрытых дверях.
Кресла ЗАЗ-968А (первое фото) и ЗАЗ-968М немного отличались по виду, причем у «ашки» они были более «жигулёвскими». Но по понятным причинам их снабдили механизмом откидывания вперёд |
Правда, на многих машинах сиденья были разболтаны, а владельцы предпочитали просто демонтировать пассажирское кресло для того, чтобы упростить загрузку пассажиров на задний диван, а также организовать в салоне просторный «багажник», в котором помещались такие необходимые в дороге вещи, как сельская живность или мешок комбикорма. Еще одна проблема, связанная с передними сиденьями – низкая посадка водителя и пассажира, которые вдобавок были лишены какой-либо боковой поддержки.
Посадка «ниже уровня стёкол» — не единственная проблема, ведь из-за близко расположенной колёсной ниши ноги в салон приходилось буквально протискивать |
В этой версии, несмотря на довольно увесистые кресла, эргономические просчеты «ушастого» исправлены не были. Особенно от этого страдали инвалиды и владельцы пенсионного возраста (а таких на Запорожцах ездило большинство).
Новые модели и конец истории
В середине 60-х годов XX века с конвейера «Коммунар» вышла новая модель «Запорожца» — ЗАЗ-966. К машине сразу же приклеилось прозвище «ушастый» благодаря заметным элементам — торчащим по бокам кузова воздухозаборникам.
Очередной рестайлинг произвели в 1972 году. Машина получила новый номер — ЗАЗ-968.
А через 7 лет была выпущена последняя модель — «Запорожец-968М», имеющая «жабры» вместо «ушей». Она выпускалась рекордные 15 лет. Стоил автомобиль 6 240 руб., что в ценах 2020 года составляет 248 тыс. руб.
В 1994 году выпуск «Запорожцев» был прекращен. История славной торговой марки закончилась.
Всего «Запорожцев» выпустили около 3-х миллионов штук. Для Советского Союза с 300-миллионным населением — это, конечно, немного.