Почему при запуске двигателя включается вентилятор охлаждения
Содержание:
- Причины и признаки неисправностей вентилятора
- Недостаточное количество жидкости
- вентилятор радиатора срабатывает на холодной машине
- Рассмотрим же их по порядку.
- Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения
- Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе
- Принцип действия системы охлаждения
Причины и признаки неисправностей вентилятора
Чтобы понять, что электровентилятор неисправен, не нужна сложная диагностика – это под силу любому автолюбителю. Следует запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не подберётся к критической. Отслеживать процесс можно по датчику температуры на панели приборов. Когда стрелка будет находиться близко к красной зоне, датчик должен дать сигнал на контроллер, который запустит вентилятор. Узнать это можно по характерному шуму из моторного отсека. Если же указатель показывает критическую температуру, а вентилятор не включается в работу, значит, есть неисправность, которую нужно незамедлительно устранять. Вентилятор может не работать по ряду причин:
- Неисправен электродвигатель. В этом случае он не будет вращать крыльчатку. Обычно на автомобилях ВАЗ электродвигатель выходит из строя редко. Чтобы проверить его работоспособность, понадобится подключить его к аккумулятору напрямую. Для этого нужно взять два провода и их концы подсоединить к клеммам АКБ и колодке проводов электровентилятора. Если в этом случае крыльчатка не вращается, значит, есть неисправность электродвигателя. Ремонту эта деталь подлежит редко. Потребуется снять узел в сборе и заменить электродвигатель. Работа несложная и может быть проведена даже в уличных условиях своими руками с минимальным набором инструментов.
- Неисправен датчик температуры. При выходе из строя датчика он не может отследить повышение температуры охлаждающей жидкости, соответственно, показания на контроллер поступают некорректные, и вентилятор не включается в работу, когда это нужно. Для диагностики этой проблемы потребуется отсоединить фишку проводов от датчика и замкнуть два вывода между собой. Если вентилятор сработает, и крыльчатка начнет вращаться, неисправен датчик, и требуется его замена. Процедура осложняется необходимостью сливать охлаждающую жидкость, но она не настолько сложна, чтобы обращаться с этой проблемой в сервис.
- Нет напряжения. Самая частая неисправность, связанная с электровентилятором, – это обрыв электроцепи на одном из участков и отсутствие напряжения. Для диагностики необходимо «прозвонить» электропроводку и проверить предохранители, для работы понадобится тестер (мультиметр). Если нет навыков обращения с мультиметром, желательно обратиться к автоэлектрику.
- Контакты реле «залипают». Иногда могут возникать ситуации, когда контакты реле включения вентилятора находятся постоянно в положении «включено», из-за чего вентилятор будет запускаться сразу после запуска двигателя. Реле следует заменить и провести проверку на работоспособность.
- Неисправен датчик температуры. Датчик передает на электронный блок управления двигателем завышенные показания температуры, из-за этого контроллер подаёт сигнал на включение принудительного охлаждения. Потребуется замена.
- Неисправность термостата. Вентилятор охлаждения на Калине не оборудован вспомогательным датчиком слежения за температурой. Это значит, что в расчет берутся только средние показатели. Если клапан термостата заклинил в закрытом положении, охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру и не может переходить в большой. Антифриз быстро нагревается, и электровентилятор начинает включаться очень часто. При этом жидкость не проходит в большой круг, то есть в радиаторе нет горячего антифриза, вентилятор охлаждает холодный радиатор, а жидкость продолжает нагреваться, что приводит к перегреву двигателя. Термостат может заклинить и в среднем положении, когда клапан открывается не полностью. Это тоже приводит к неэффективному охлаждению – вентилятор будет работать постоянно из-за того, что антифриз не может достаточно охлаждаться. В этих случаях потребуется заменить неисправный термостат, сделать это несложно своими руками. Если же нужно сэкономить время, можно доверить эту процедуру сервису. Замена узлов системы охлаждения не относится к сложным работам и вполне может осуществляться самостоятельно. Исключение составляет замена водяного насоса, так как он имеет единый привод с механизмом газораспределения.
Постоянная работа электровентилятора – это не так страшно, как если бы он вовсе не работал, если только проблема не связана с неисправным термостатом, так как она чревата перегревом и выходом из строя силовой установки.
Недостаточное количество жидкости
Очень часто датчик реагирует на малое количество жидкости в системе. При этом, имеющийся антифриз крайне быстро разогревается. Это и запускает работу вентилятора. Самой частой причиной подобной неисправности является банальный недосмотр. Водители часто забывают контролировать количество охлаждающей жидкости. Она постепенно испаряется, и в итоге радиатор оказывается полупустым.
Малое количество жидкости нагревается очень быстро, при этом температура жидкости не совпадает с этим показателем у двигателя. Получается, мотор только завели, он еще не нагрелся, а вентилятор охлаждения уже молотит, так как жидкость уже нагрелась. Решается неисправность довольно просто, нужно добавить антифриз, и прокачать систему охлаждения, для избавления ее от воздушных пробок.
Вентилятор также может замкнуть на массу. Это происходит по разным причинам, но чаще всего, из-за плохого прикручивания соответствующего провода к кузову. В таком случае, происходит подключение вентилятора к аккумулятору напрямую. И он начинает без остановок работать. Основная проблема тут в возможности возгорания автомобиля, при более сильном замыкании с большим нагревом проводов.
Для устранения, проверьте все соединения, относящиеся к датчику. Все провода должны иметь неповрежденную изоляцию. Также они должны надежно скрепляться между собой. Любой мелкий зазор может привести к проблеме.
Многие современные автомобили снабжаются термостатами с датчиками. Это позволяет более эффективно управлять системой охлаждения. Но, такое управление имеет свои недостатки. В частности, при поломке системы могут начаться различные «чудеса». При отказе датчика, устанавливаемого на термостат, будет постоянно работать вентилятор. Причина этого в следующем. Блок управления, не получая сигналов о работе термостата, переходит в аварийный режим. При этом, на всякий случай, включается вентилятор, при такой ошибке он будет работать постоянно.
Проверка датчика достаточно проста. Как и любой температурный датчик, при нормальном состоянии, он должен при холодном двигателе показывать бесконечное сопротивление, во всех остальных случаях должно показываться от 100 до 500 ОМ. Если при проверке имеются другие показания, лучше заменить датчик. Благо стоит он совсем недорого.
Датчик температуры воздуха. Некоторые современные автомобили комплектуются дополнительными датчиками температуры встречного потока. То есть, они реагируют на температуру окружающего воздуха. При превышении прописанного в них показателя, они отдают команду на включение вентилятора. Делается это, для повышения эффективности охлаждения мотора.
Часто такая схема встречается на иномарках, имеющих сандвич радиаторы, состоящие из 3 слоев. В таком случае, практически все лето вентилятор будет работать даже на холодном моторе. Отключать датчик не рекомендуется, это может приводить к перегреву двигателя.
Контакты. На автомобилях с управлением вентилятором через ЭБУ, возможны проблемы с контактами. Они окисляются, и престают передавать сигналы на блок управления. Он, в свою очередь, переходит в аварийный режим работы, что выражается во включении вентилятора, а также изменении режима действия других систем. Вообще, желательно очищать контакты 2 раза в год весной и осенью. Но, если ваш вентилятор не с того ни с сего начал крутиться с момента включения зажигания, почистите контакты, и покройте их специальной смазкой.
Кондиционер. На некоторых моделях кондиционер имеет много общего с системой охлаждения. Поэтому, засор радиатора кондиционера заставляет крутиться вентилятор. Лечится это промывкой радиатора. В идеальном варианте лучше промыть сразу оба радиатора. Это позволит сделать работу этой спаренной системы максимально эффективной.
Заключение. Для многих водителей принцип работы системы охлаждения является темным лесом. Задумываться о том, как и что там работает, начинают только при признаках неисправности. Вот тогда и начинают интересоваться, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе. Многих неопытных водителей это очень пугает. На самом деле, это не очень страшная поломка, но для собственного спокойствия, лучше проверить систему охлаждения и устранить поломку.
вентилятор радиатора срабатывает на холодной машине
В частых случаях, функционирование вентилятора происходит сразу после включения зажигателя. Это происходит в процессе замыкания контакта датчика. Таким образом, можно обеспечить постоянную работоспособность обдувающего предмета. Данный способ считается самым безобидным в процессе наблюдения поломок. Если зажигание находится в включенном режиме, то это, приведет к разряду аккумулятора.
Чтобы осуществить тщательную проверку, необходимо установить холодный датчик и произвести измерение сопротивления на выводах. Если датчик исправный, то показатель сопротивления покажет процесс к бесконечности. При меньшем сопротивлении, происходит замыкание контактов.
Соответственно, для обеспечения работоспособности, потребуется сменить изделие. Тщательная диагностика, сразу же отметит наличие поломок при помощи специального кода. То есть когда включиться датчик, возможно определить показатель.
Датчик частично выходит из строя при наименьшем количестве жидкости. Даже при наличии антифриза, происходит моментальное разогревание дачтика. Этот процесс, может, нарушить всю функцию системы и доставить немало проблем. Подобная неисправность характеризуется банальным недосмотром.
При тщательном контроле, можно избавиться от серьезных проблем и поломок. Для этого необходимо проверять количество жидкости. Так как при испарении, в радиаторе не оказывается жидкости
При наличии малого количества жидкости, температура доходит до показателя агрегата. Например, если завести двигатель, он не будет полностью нагретым, но произойдет моментальное охлаждение вентилятора. Этот процесс происходит из-за того, что жидкость очень быстро нагревается в агрегате. Разрешить проблемы можно простейшим способом. Добавляя немного антифриза, можно избежать от воздушных пробок в системе.
Функционирование вентилятора зависит от разных способов, в этом вы уже убедились прочитав данную статью. Существует еще одна причина, которая выводит из строя работоспособность вентилятора. Например, при плохом прикручивании соответствующих проводов к кузову, вентилятор подключается к аккумулятору напрямую. Следует отметить, что в этом случае, необходимо своевременно принять меры, чтобы избежать серьезных проблем.
При таком варианте, можно ожидать возгорание автомобиля. Если произойдет сильное замыкание, то, соответственно, нагреются все провода. Чтобы избежать серьзных последствий, следует проверить соединения и провода, которые имеют доступ к датчику. Надежное скрепление проводов и неповрежденная изоляция, снижает риск возникновения серьезных последствий.
Рассмотрим же их по порядку.
Замыкание
Первая, и самая распространенная причина подобной неисправности — это замыкание (а чаще всего — сплавление) проводов, идущих к вентилятору. В результате этого замыкания электрическая цепь оказывается включенной в не зависимости от работы термодатчика и реле. Выявить такую неисправность очень просто — достаточно прозвонить все провода и проверить — не замкнуты ли они (в некоторых случаях факт сплавления проводов можно обнаружить даже визуально при осмотре).
Если «прозвонка» не дала результатов, то поиск причины следует продолжить, а именно — провести проверку реле вентилятора. Самый простой вариант того, как это сделать — это демонтировать реле и установить вместо него новое, аналогичной модели.
Если после замены вентилятор стал работать в штатном режиме, значит старое реле действительно оказалось испорченным, и придется все-таки купить и установить новое. Если нет, то стоит перейти к проверке датчика температуры.
Термодатчик
Термодатчик (он же — датчик температуры охлаждающей жидкости, он же — ДТОЖ) — это устройство, которое сообщает электронной системе температуру ОЖ. Как уже и говорилось, именно он приводит к запуску вентилятора и его выключению в зависимости от температуры радиатора. Неудивительно, что сломанный термодатчик — это частая причина того, почему не выключается вентилятор охлаждения ваз 2114.
В этом случае система «думает», что температура жидкости постоянно высокая и не падает (ведь датчик завис на максимуме), благодаря чему команды на выключение вентилятора не поступает. Для решения этой проблемы также придется приобрести новый датчик и установить его на место старого. Если вентилятор станет работать исправно, значит причина была именно в датчике. Если нет, значит остается последняя вероятная неисправность — электронный блок управления.
Электронный модуль
Как уже говорилось, если все остальные элементы электрической цепи исправны, но все равно не отключается вентилятор ваз 2114, остается проверить последнее важное звено — электронный модуль. Стоит отметить, что выходит из строя он достаточно редко, но иногда это все-же случается
В таком случае вариантом решения подобной проблемы может быть либо полный сброс всех ошибок в блоке либо его перепрошивка. Поскольку выполнить это в домашних условиях довольно сложно, то лучшим вариантом станет обращение в автосервис.
При желании, можно установить дополнительную кнопку, которая будет принудительно запускать и отключать вентилятор.
Для того, чтобы это сделать, потребуется:
- приобрести кнопку (или тумблер) и смонтировать ее в любое удобное место (можно даже под капотом);
- произвести ответвление от провода, идущего с плюса АКБ к реле вентилятора, припаяв к нему еще один провод;
- подключить этот провод к первому контакту кнопки;
- соединить второй контакт кнопки с ножкой реле, от которой отходит «плюсовой» провод на вентилятор.
Благодаря такой несложной схеме, управлять работой вентилятора можно будет вручную.
Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения
Сама собой любая ошибка бортового компьютера, связанная с системой охлаждения не устранится, устранив неисправность, сбросьте ошибки с бортового компьютера, отсоединив клеммы питания с аккумуляторной батареи примерно на 10-15 секунд.
Замыкание контактов
Одной из основных по распространенности причин данной поломки, является банальное замыкание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, так как на вентилятор из-за замыкания все время подается электрический ток. Последствием от подобной неисправности может являться, разве что, ускоренная разрядка автомобильного аккумулятора.
Рекомендуем почитать статью на тему: как продлить жизнь аккумулятору автомобиля. В этой статье говорится о причинах короткой жизни АКБ, как ее, собственно, продлить, а также основных признаках неисправности аккумуляторных батарей.
Для диагностики этой неисправности вам следует отсоединить датчик и при помощи омметра измерить сопротивление на его контактах. Если датчик работает нормально, то сопротивление будет крайне высоким (в показаниях одни девятки, что является аналогом «бесконечного» сопротивления). Если сопротивление низкое, то контакты замкнуты, датчик необходимо заменить.
Также к схожим признакам относится замыкание клемм вентилятора на массу, в таком случае он также будет работать постоянно, как только будет включено зажигание. Так как напряжение подается напрямую от аккумулятора.
Малое количество антифриза
Еще одна банальная неполадка — это слишком маленькое количество охлаждающей жидкости. Именно на ее температуру реагирует ДТОЖ. При малом количестве антифриза разогрев жидкости происходит гораздо быстрее, чем прогрев самого двигателя, в результате вентилятор включается слишком рано. Долейте жидкость до необходимого уровня и на всякий случай проверьте, нет ли течи в системе охлаждения.
Термостат и его датчики
На некоторых современных машинах система охлаждения комплектуется термостатами с датчиками, которые регулируют работу системы охлаждения более эффективно. Однако такая конструкция более сложная по своей структуре, чем обычная, и из-за своей сложности подвержена различным неполадкам. Если нарушается работа конкретного датчика, который связан с термостатом. Или система управления охлаждением не получает данных от датчиков термостата, то как правило «уходит в защиту», включая вентилятор на постоянную работу. Проверка этих датчиков, в принципе, схожа с проверкой контактов обычного ДТОЖ. Замеряем сопротивление, и если оно низкое, то датчик следует поменять.
Окисление контактов
Стоит отметить, что ЭБУ также может «уходить в защиту» и в случаях, когда управление вентилятором осуществляется через сам бортовой компьютер. Причиной этого могут быть проблемы с контактами. Как правило, контакты со временем имеют свойство окисляться, что сильно затрудняет передачу сигналов от датчиков к ЭБУ. А если необходимый сигнал совсем не проходит, то в этом случае блок управления принудительно включает вентилятор охлаждения, вне зависимости от температуры двигателя.
Для устранения необходимо лишь прочистить контакты и покрыть их изолирующей смазкой, чтобы не допустить распространение коррозии. Кстати такую процедуру рекомендуется проводить 2 раза в год, чтобы избежать неприятных ситуаций в самый неподходящий момент.
Смотрим видео, причина периодического включения вентилятора на холодном двигателе (автомобиль Мазда 6):
Неполадки в системе кондиционирования
На некоторых автомобилях радиатор кондиционера напрямую связан с системой охлаждения двигателя. И когда происходит засорение радиатора системы кондиционирования, нарушается работа сразу двух систем. Хоть включение вентилятора в этом случае происходит не сразу, однако данная неполадка может привести к куда более серьезным последствиям, в том числе – перегрев двигателя.
Для исправления необходима чистка радиатора, а лучше всего сразу двух. Для более продуктивной работы этих двух взаимосвязанных систем.
Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. По сути, это не самая страшная неисправность, однако при длительном игнорировании чревата определенными последствиями. Поэтому затягивать с ремонтом также не стоит, и если при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя, рекомендуется тщательно проверить систему охлаждения на наличие неполадок и в скором времени исправить поломку.
Источник
Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе
Работа силового агрегата автомобиля невозможна без системы охлаждения. Если с ней появляются проблемы, мотор может перегреваться, что приведёт к его поломке и дорогостоящему ремонту. Одним из основных элементов в этой системе является вентилятор охлаждения. При возникновении любых признаков, указывающих на неисправности этого устройства, следует отыскать и устранить причину. Поскольку таковых может быть немало, на каждой из них стоит остановиться более детально.
Нехватка жидкости в системе
Поиск проблемы стоит начинать непосредственно с охлаждающей жидкости (ОЖ), а, точнее, с проверки её уровня. Если он будет ниже нормы, то датчик ОЖ будет срабатывать даже на холодном моторе, тем самым включая вентилятор. Объясняется это тем, что небольшое количество жидкости нагревается намного быстрее. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень антифриза в расширительном бачке и радиаторе, и при необходимости довести его до нормы.
При недостаточном уровне ОЖ вентилятор может работать на холодном моторе
Замыкание датчика
Если проверка охлаждающей жидкости результатов не дала, внимание следует обратить на сам датчик. Бывают случаи, когда этот элемент «залипает», что приводит к постоянному вращению электровентилятора
Для диагностики потребуется мультиметр, которым измеряют сопротивление на выводах датчика на запущенном моторе. Если датчик рабочий, то прибор должен показать бесконечное сопротивление. Когда мультиметр отображает какое-то сопротивление, значит, контакты у датчика замкнуты и его нужно заменить на исправный.
Видео: проверка датчика включения вентилятора
Замыкание на массу
Самопроизвольное включение вентилятора может быть вызвано неполадками в самом вентиляторе. Проблема заключается в замыкании его контактов на массу. В результате устройство работает напрямую от АКБ, минуя цепь с датчиком. Для устранения неисправности нужно проверить надёжность соединений вентилятора, при необходимости заизолировать провода, подтянуть крепление. Постоянно работающий вентилятор может привести к таким последствиям:
- короткий срок службы вентилятора;
- разряд АКБ (при включённом зажигании и заглушённом моторе);
- самовозгорание проводки в случае её перегрева.
Датчик термостата
Некоторые современные машины оснащаются термостатом с датчиком. Такое конструктивное решение позволяет управлять охлаждающей системой с большей эффективностью. Однако при возникновении неполадок с датчиком, вентилятор будет работать постоянно. Подобное поведение объясняется тем, что сигнал с термостата на блок управления не поступает. В результате блок переходит в аварийный режим. Проверка датчика термостата аналогична процедуре с датчиком ОЖ.
Конструкция термостата с датчиком позволяет более эффективно управлять системой охлаждения, но сам датчик иногда может выходить из строя
Дополнительный датчик
В оснащении некоторых автомобилей также присутствует датчик температуры воздуха. Основное его назначение — регулировка температурных показателей встречных воздушных потоков. Когда окружающая температура слишком высокая, датчик подаёт сигнал на включение вентилятора. Таким образом, мотор охлаждается лучше. Если на вашем авто установлен такой элемент, то в жаркий период вентилятор будет работать практически постоянно, помогая в охлаждении двигателя. В этом случае отключать датчик не рекомендуется, поскольку повышается вероятность перегрева силового агрегата.
Окисление либо обрыв контактов
Если автомобиль оснащён вентилятором, который управляется посредством электронного блока, возможны неполадки с самими контактами. Со временем они могут окисляться, например, при попадании влаги, что сопровождается постоянным вращением вентилятора.
При окислении контактов либо их повреждении вентилятор также может вращаться постоянно
Система кондиционирования
Есть машины, в конструкции которых кондиционер и система охлаждения силового агрегата связаны между собой. Поэтому в результате засора радиатора системы кондиционирования активируется вентилятор основного радиатора. В этом случае радиатор кондиционера нуждается в промывке, а лучше такой процедуре подвергнуть устройства обеих систем.
На некоторых авто кондиционер связан с системой охлаждения и загрязнение радиатора кондиционера влияет на работу вентилятора
Принцип действия системы охлаждения
Система охлаждения на автомашине – это замкнутый трубопровод, в котором циркулирует специальная жидкость. Она постоянно отводит тепло от работающего двигателя в радиатор, где прохладный воздух понижает ее температуру.
В жару, при нескорой езде или во время остановок, без глушения мотора может происходить перегрев силовой установки. Во избежание этой неприятности на инжектороном ВАЗ-2114 стоит электрический вентилятор, что включается автоматически специальным датчиком при достижении двигателем критической температуры. На рассматриваемой модели порог срабатывания – 85 градусов. Когда мотор остывает, терморегулятор останавливает принудительный обдув.
Местонахождение вентилятора на ВАЗ-2114 инжектор – подкапотное пространство. Он привинчен к внутренней стороне радиатора. Сам рассматриваемый узел состоит из лопасти и электродвигателя заключенных в рамочный кожух. К нему подведены питание и опосредованно (через ЭБУ) термодатчик.