Устройство стартера автомобиля: принцип работы, схема и особенности
Содержание:
- Как отремонтировать стартер своими руками
- Пошаговое подключение стартера на ВАЗ 2110 видеоинструкция
- Функции и устройство
- Возможные неисправности
- Неисправности стартера
- Лучшие инструкторы по вождению:
- Как это работает
- Распространенные неисправности
- Разновидности стартеров
- Как стартер запускает двигатель
- Схема стартера
- Устройство авто [Тема Назначение и устройство стартера 30 серия]
Как отремонтировать стартер своими руками
Расскажу, как перебрать и восстановить стартер на конкретном примере. Мне попался образец со следующей поломкой: стартер медленно крутит коленвал, даже при высоком заряде АКБ.
Демонтировав и разобрав устройство с подключёнными пусковыми проводами, при его запуске он вращается довольно уверенно. Через некоторое время устройство остановилось, и появился дымок.
Когда была снята задняя крышка стартера, из него посыпалась чёрная пыль. А это значит, что изношены щётки. После извлечения щёточного механизма, уберём корпус с магнитами и ротором.
Чтобы лучше рассмотреть причину неполадок, надо перебрать стартер, продуть все механизмы баллоном со сжатым воздухом и промыть их в бензине. После этих манипуляций становится ясно, что щётки практически износились, ослабли пружины, которые их прижимали, посинели из-за перегрева щёткодержатели, оплавились витки.
Как реанимировать и починить стартер в этом случае? Надо взять щёточный механизм (узел) и принести его в фирму по ремонту автомобильного электрооборудования. Попросите подобрать аналог. Приблизительно это вам обойдётся в 450-500 рублей. А если сравнить с ценой стартера (5000 руб. в среднем, всё зависит от марки), то получится довольно дёшево.
Затем как следует чистим ротор и осматриваем коллектор, который находится в постоянной связи со щётками. Оказывается, коллектор тоже изношен (на картинке отмечен стрелками), но он ещё кое-какое время сможет поработать без его проточки. Поэтому просто зачистим коллектор при помощи мелкой наждачки. Как правило, коллектор может спокойно отработать пару комплектов щёток. Но если коллектор выйдет из строя, то, скорей всего, придётся менять стартер целиком.
Идём дальше. Внимательно изучим бендикс (обгонную муфту). Попробуем покрутить его шестерню вручную. Он должен крутиться в одну сторону, а в другую – нет. Также бендикс должен легко двигаться по оси вала. В моём случае с ним всё в порядке. Если бы с обгонной муфтой появились проблемы, то её найти на рынке было бы тоже довольно тяжело. Чаще всего в бендиксе изнашиваются ролики и пружинки, из-за чего при обратном вращении шестерня не блокируется, а проскальзывает. В итоге стартер работает, а двигатель нет. В этом случае лучше всего заменить бендикс или устройство целиком.
Затем осматривает состояние самого редуктора. Убираем шестерёнки, потом промываем их бензином. Если всё без неисправностей, то на подшипники и шестерни наносим совсем немного ШРУСа или качественной смазки для подшипников.
Дополнительно осмотрим контакты втягивающего реле. Для его открытия понадобится паяльник. Надо отвернуть два винта и пропаять припой на двух контактах (указано стрелками).
Контакты оказались в полном порядке. Очистим их при помощи кусочка наждачки. Затем надо разогреть пистоны, которые проходят на крышке и резким движением хлопнуть крышкой по столу. Из пистонов выйдут лишние кусочки припоя, отверстия станут свободные. Затем крышку можно без проблем надеть на провода и запаять всё на место.
Сердечник втягивающего реле ни в коем случае нельзя ничем смазывать, потому что на морозе это спровоцирует его заклинивание. Для успокоения души можно слегка нанести моторное масла и вытереть всё насухо.
Затем собираем стартерное устройство в обратном порядке. Не забудьте нанести немного смазки на заднюю втулку ротора.
Некоторые спрашивают, как перемотать стартер? Если произошли неполадки с обмоткой устройства, то повторная обмотка не совсем эффективна. Здесь лучше заменить деталь или устройство целиком.
Перед установкой отремонтированного стартера на автомобиль следует сделать притирку щёток к коллектору. Для этого соедините стартер при помощи аккумуляторных проводов. Пусть он поработает пару минут с перерывами. Всё, готово, стартер можно ставить на мотор и радоваться уверенному пуску.
Видео: Как сделать стартер своими руками?
Автор показывает, как из сломанного стартера можно сделать НЕРЕАЛЬНО КРУТУЮ САМОДЕЛКУ своими руками. Это ударно-поворотная отвёртка. Сделай себе такой нужный инструмент!
Пошаговое подключение стартера на ВАЗ 2110 видеоинструкция
Первым делом нужно изучить, как работает стартер, потому как именно отсюда начинает свою работу любой автомобиль. К тому же, если вы знаете, как устроен стартер, то сможете запустить мотор и выяснить причину плохого запуска.
Чтобы самостоятельно отремонтировать стартер автомобиля, достаточно знать несколько моментов.
Большинство водителей полагают, что стартер – это реле втягивающего действия. Это реле меняет то положение, в котором находится муфта свободного действия, выдвигающая шестерню, чтобы запускать двигатель. Когда происходит запуск двигателя, реле освобождается от тока, и муфта возвращает свое прежнее положение, таким образом, шестерня попадает назад. За счет этого сохраняется время работы шестерни, и стартер машины не портится.
Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленчатый вал.
На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные, которые могу быть в конструкции, но не в принципе работы. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.
В любом стартере имеется главных 40-60 деталей, к ним относятся:
- бендикс;
- реле втягивания;
- двигатель постоянного тока электрический.
Водителю лучше знать, какую схему имеет стартер, и какие функции выполняют его части. Основным узлом является электродвигатель. Когда он включается, вал дает вращение коленчатому валу мотора.
Вспомогательные устройства – это бендикс и реле втягивания. Узел называется бендиксом, потому что его изобрел американский изобретатель Винсент Бендикс. Задача этого устройства в том, чтобы обеспечить вращение коленвала.
Какие функции выполняет реле:
- Защищает стартер от замыкания контактов в зажигании.
- С целью отключения питания стартера в той ситуации, когда мотор работает, а ключ показывает режим «стартер».
- Обеспечивает разгрузку контактов в замке зажигания.
Основные элементы, входящие в схему стартера, работают следующим образом. Когда мотор запускается, напряжение от генератора идет на обмотку реле. Затем начинают работать шестерни приводной системы, за счет чего возникает магнитное поле. Маховик двигательной системы работает. Шестерня начинает свою работу благодаря обмотке удерживания, в то время когда болты замкнутся. Когда ключ возвращается в замок зажигания, то происходит обесточивание обмотки, таким образом, шестерня и маховик разъединяются. Эта схема касается современных автомобилей, включая и модели ВАЗ.
Рассмотрим несколько причин, по которым придется менять стартер или произвести его ремонт.
- Разрядка аккумулятора. Или могут окислиться наконечники или выводы. В этом случае достаточно устранить неисправности, тогда стартер снова начнет нормально работать.
- Инжектор. Некоторые «десятки» не воспринимают топливо плохого качества, поэтому инжектор может забиваться и загрязняться. Нужно его промыть.
- Если стартер работает с громким шумом, то это могло ослабиться крепление полюса или стартера. В первой ситуации усильте крепление, для этого затяните винт, а во второй – закрепите стартер.
- Если вы разобрали стартер и увидели, что муфта начинает пробуксовывать, то единственное, что нужно будет сделать, – это заменить привод стартера.
Подключение стартера на ВАЗ-2110 должно происходить следующим образом. Подготовьте:
- провод сечением 1,5 м2;
- разъем вида «мама» в количестве 5 штук;
- разъем вида «папа» в количестве 1 штуки;
- реле с 4-мя контактами и металлическим ушком;
- кольцевой наконечник для 6 мм (количество – 1 шт.) и наконечник для 8 мм (тоже 1 шт).
Закрепите реле в том месте, где удобно (это может быть бачок омывателя). Подведите провода к стартеру. Затем снимите проводок красного цвета, находящегося на плоском выводе реле, и нужно сделать соединение с разъемом провода типа «папа» и провода от нового реле. Провод, имеющий кольцевой наконечник для 8 мм, оденьте на положительную сторону стартера и притяните гайкой. Провод нового реле типа «мама» наденьте на тот контакт, который освободился у тягового реле. Этот провод будет передавать плюс на катушку. Используя хомут, притяните новый провод и штатный вместе. Провод от катушки маленькой длины прикрутите. Теперь можно произвести включение нового реле.
Будьте внимательны, такая инструкция предназначается только для автомобилей ВАЗ-2110, так как там, где реле такого типа нет, значит, оно там и не должно быть. Вполне вероятно, что имеются особенности электрической системы.
Функции и устройство
Википедия нам говорит о том, что моторы вырабатывают энергию, которая нужна для движения самой машины. Происходит это за счет совершаемых оборотов коленчатого вала. Эта же энергия служит для функционирования электрооборудования авто. Когда мотор находится в неподвижном состоянии, он не выдает нам никакой крутящий момент или энергию.
Также будет не лишним рассказать, из чего состоит это устройство автомобиля. Есть несколько основных элементов, потому назову именно их. Каждый стартер состоит из:
- Корпуса (тот самый электромоторчик);
- Якоря;
- Втягивающего реле (на нем присутствуют контактные пластины именуемые пятаки);
- Обгонной муфты (тот самый бендикс);
- приводной шестерни;
- щеткодержателей;
- щеток;
- подшипников и пр.
Устройство практически всех стартеров в действительности аналогичное. Они схожи между собой и всегда включают в свою конструкцию основные элементы. Потому разница совершенно небольшая.
Замечу лишь, что на машинах с АКПП дополнительно присутствует удерживающая обмотка. Она предотвращает пуск ДВС, когда ручка АКПП находится в любом из ходовых положений.
Возможные неисправности
Возможные неисправности стартера возникают, как правило, из-за нарушения условий его эксплуатации.
Признаки поломок и диагностика
Симптомы самых распространённых проблем со стартером:
- подозрительный шум или треск при повороте ключа зажигания;
- мотор глохнет без срабатывания электродвигателя;
- отсутствие возможности запуска ДВС;
- «чих» стартерного механизма без зацепления маховика.
Чаще всего пусковое устройство ломается из-за разомкнутой электрической цепи, поэтому следует проверить:
- уровень заряда аккумуляторной батареи;
- проводку на наличие повреждений;
- крепление клемм;
- замочную скважину зажигания.
Если с вышеперечисленным проблем нет, то следующий этап заключается в проверке тягового реле. Диагностировать этот элемент можно без снятия стартера, поскольку от него зависит работа электродвигателя. Если при замыкании плоской отвёрткой контактов на реле происходит запуск электромотора, значит, причина поломки кроется именно в этой детали.
Виды неисправностей
Неисправности в работе стартера бывают двух видов — механические и электрические.
Электрические неполадки, требующие квалифицированной помощи:
- периодическое замыкание обмотки якоря;
- обрыв втягивающего реле и статора;
- поломка щёток и контактных пластин;
- износ сердечника и отсутствие контакта в электромоторе.
Механические неисправности стартера:
- застопоривание привода включения на венце маховика;
- деформация зубьев шестерёнок;
- повреждение подшипников и бендикса;
- пригоревшая поверхность «пятаков».
Причины неполадок
Самые распространённые причины неисправностей:
- Если стартер начинает характерно «жужжать» и работает на «холостом ходу», значит, обгонная муфта не подсоединяется, и механизм функционирует без сцепления шестерни с валом. Неполадка устраняется промывкой бендикса в специальном очистительном растворе или бензине. Рекомендовано поместить деталь в тару с жидкостью, выдержать час-полтора и затем пару раз привести привод в движение для очищения механизма.
- Если авто не заводится, то причина может крыться в отсутствии электропитания. В случае исправности цепи и наличия тока, необходимо проверить реле, возможно, причина кроется в нём. Следует тщательно очистить элемент от пыли, внимательно обследовать ещё раз контакты, собрать и поставить на место составные части. Если проблема не устранена, скорее всего, замкнулась обмотка, и поможет только замена детали.
На видео (автор — Александр Аникин) в подробностях показано, почему нужно чистить стартер и основные этапы этого процесса.
Неисправности стартера
Сколько примерно срок службы стартера? Среднее значение — 5 лет или 120 тыс. км пробега. От условий эксплуатации напрямую зависит, сколько служит стартер. К примеру, если передвигаться в городских условиях на короткие расстояния, и постоянно заводить двигатель, то стартер быстро выйдет из строя.
Расскажу про признаки, которые точно указывают на неисправность устройства. Это такие симптомы, как:
- Слышится специфичный треск.
- Есть задержка пуска мотора после того, как водитель поворачивает ключ зажигания.
- Слышен запуск электродвигателя стартера, но без звука работы мотора.
- Нет никаких действий после поворота ключа зажигания.
- Стартер работает после пуска двигателя.
Какие возможные неисправности могут возникать у стартера?
- Плохой контакт. Это частая поломка, а её заметить может водитель при запуске двигателя. В этом случае следует проверить крепление устройства и контакты.
- Магниты могут упасть. Это касается современных устройств. Здесь ремонт лучше доверить опытным автомастерам.
- Износ опорных втулок. При этом якорь будет как бы «болтаться» и не будет полного контакта щёток с коллектором. При этом будет искрения, щётки будут подгорать и изнашиваться. В этом случае нужно заменить щётки и опорные втулки, осуществить проточку коллектора.
- Износ роликов в бендиксе. При этом возникает его буксировка. Требуется полностью заменить бендикс.
- Неисправность втягивающего реле. Чаще всего происходит подгорание пятаков. Медь в них плавится, и пятаки припаиваются к контактам. В этом случае даже после запуска мотора стартер продолжит работать. Всё это сильно садит аккумулятор. Поэтому здесь следует как можно скорее отцепить провод с АКБ, снять устройство и заменить втягивающее реле.
Если медленно вращается коленвал, то причины этого:
- Высокая вязкость моторного масла.
- Низкий заряд АКБ.
- Окислились контакты проводов.
Если стартер работает слишком долго, то это происходит из-за заедания замка зажигания или проблем в контактах.
Если при повороте ключа стартер не запускается, то причины этого могут быть следующие:
- Разряжен или сломан АКБ.
- Нет контакта провода массы с АКБ или между обмоткой и коллектором.
- Изношен якорь.
- Щётки не прилегают к коллектору.
- Неисправно втягивающее реле.
- Отключён разъём управления устройства.
- В АКПП селектор не находится в позиции N или P.
- Неисправен переключатель блока КПП.
Если стартер очень медленно вращается, на это указывают следующие неисправности:
- Не работает или разряжен аккумулятор.
- Изношены втулки.
- Неисправен провод между АКБ и стартером.
- Поломка во втягивающем реле.
- Неисправна обмотка статора или якоря. Следует произвести замену механизмов.
- Плохой контакт якоря или обмотки статора с массой.
- Щётки плохо контактируют с коллектором из-за их износа или неправильного положения.
- Подгорание коллектора.
Стартер работает, а двигатель — нет:
- Изношена обгонная муфта.
- Сломаны детали в редукторе.
Стартер вращается вместе с маховиком:
- Сломано втягивающее реле.
- Поломка в контактной группе замка зажигания.
Отсутствует щелчок втягивающего реле:
- Низкий заряд аккумулятора.
- Сгорели контакты или обмотка втягивающего реле.
- Окислился контакт на положительной клемме аккумулятора или стартера.
- Неисправность в составляющей замка зажигания.
- Замыкание на массе в обмотки втягивающего реле. Здесь лучше произвести замену все детали.
- Заедание якорного механизма реле.
Если коленвал не вращает якорь стартера, то вероятные причины поломки:
- Буксировка муфты свободного хода.
- Заедание при передвижении деталей по винтовой нарезке вала.
- Поломка рычага выключения муфты.
- Неисправность пружины или поводкового кольца муфты.
При появлении громких шумов при запуске двигателя следует проверить крепление в деталях стартера.
При появлении скрежета шестерни в стартере следует проверить контакты включателя, регулировку хода шестерёнки, пружину приводного устройства, а также зубцы венца маховика. Если повреждён зубчатый венец (его часто делают из пластмассы), то его лучше заменить на металлический. Также есть вероятность заедания втягивающего реле.
Видео: Проверка автомобильного стартера, все способы и поломки
Это видео подходит для новичков, механик со стажем очень интересно рассказывает.
Лучшие инструкторы по вождению:
Автоинструктор Светлана
АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Елена
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Марина
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Александр
МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, Видном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Елена
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Наталья
АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Олег
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Яна
АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Юлия
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Светлана
АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Татьяна
МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia SpectrОбучает в Красногорске ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Пётр
МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Оксана
АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Дмитрий
АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Оксана
АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Дмитрий
МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах ОТЗЫВЫ
Как это работает
Теперь немного о том, в чем нюансы взаимодействия якоря, бендикса и втягивающего реле, а также иных компонентов. На самом деле есть условно три этапа работы стартера:
- Сначала приводная шестерня и стартерный венец используемого маховика соединяются;
- Далее происходит пуск самого стартера;
- На третьем этапе происходит рассоединение.
У стартера очень кратковременный цикл работы, поскольку в дальнейшем он не принимает никакого участия в процессе движения автомобиля. Это вам не круиз контроль. У стартера есть одна задача — запустить двигатель. После этого он свободен до следующего пуска.
Но давайте посмотрим на работу более детально, как мы это делали, когда разбирали принцип работы сцепления. Поэтапно все выглядит так:
- Мы поворачиваем ключ в своем замке зажигания авто;
- Зажигание переводится в положение для запуска;
- Ток следует по электроцепи от батареи к замку;
- Далее ток передается на тяговое решение;
- Вот на этом этапе наш бендикс зацепляется с нашим маховиком;
- Параллельно с перемещением и зацепом шестерни происходит замыкание цепи;
- Напряжение следует к электромоторчику;
- Запускается двигатель;
- Обороты самого мотора превышают по своим значениям обороты нашего стартера;
- Муфта разъединяет между собой вал электромоторчика и приводную шестеренку.
Все. На этом работа устройства завершена. Стартер нужен буквально на несколько секунд, если все работает исправно в машине. Но этот факт никак не преуменьшает ценность такого устройства.
Виды
Думаю, схема вам ясна. Но стоит еще отметить факт существования определенных разновидностей этого элемента. Стартеры можно разделить на 2 типа:
- редукторные;
- безредукторные.
Если это дизельные ДВС или моторы повышенной мощности, здесь актуально использование редукторного стартера. Он не планетарный. Такой элемент способен в несколько раз увеличивает напряжение, которое по нему проходит, тем самым повышая крутящий момент.
У редукторных девайсов есть свои преимущества:
- высокий уровень эффективности;
- повышенный КПД;
- меньшее потребление тока при холодном запуске;
- скромные размеры;
- отличная работоспособность;
- лучшие эксплуатационные параметры;
- эффективный запуск даже при падении заряда АКБ.
А безредукторные отличаются тем, что в ним совершается непосредственный контакт со вращающимися шестернями.
Стартер без редуктора имеет такие достоинства:
- упрощенная конструкция;
- лучшая пригодность к ремонту;
- устойчивость к повышенным нагрузкам;
- быстрый пуск двигателя.
Каждый может для себя сделать соответствующие выводы. Решать вам. Хотя во многом за вас решил уже сам автопроизводитель, установив на машину тот или иной тип стартера.
Это не как с коробками передач, где при покупке автолюбитель сам решает, брать ему вариатор, классическую механику, либо продвинутую секвентальную КПП.
Распространенные неисправности
Существует несколько простых опознаваемых неисправностей, которые могут указывать на отказ стартера. Одной из самых распространенных проблем является неработающее зажигание. В этом случае неисправность обычно возникает на стороне механизма, управляющего работой устройства. В старых автомобилях коррозия может нарушить электрическое соединение с землей. Распространенной причиной является сбой коммутатора.
Водителей также беспокоит стук устройства, приводящего двигатель в движение. Это происходит, когда батарея полностью разряжена. Низкое напряжение вызывает то, что при повороте ключа в замке зажигания, вместо вращения ротора, вы можете услышать стук электромагнитного выключателя. В свою очередь, одиночные щелчки могут указывать на износ устройства, особенно его намотку или засорение коллекторных щеток.
Бывает и так что человек, заводящий автомобиль, замечает, что ротор электродвигателя вращается намного медленнее, чем раньше. Виновником в этом случае также может быть недостаточно заряженная батарея. Причина также часто заключается в том, что аккумуляторы загрязнены зажимами, которые препятствуют потоку энергии или загрязненным контактам электромагнитного переключателя.
Слишком низкая скорость вращения ротора может быть признаком его повреждения в результате истирания подшипников скольжения. Это также часто указывает на износ щеток в серийном двигателе. Водители часто жалуются на то, что устройство издает чрезмерный шум, что в большинстве случаев является признаком его истощения. Лучшим решением в этой ситуации может быть замена шестерни.
К более серьезным неисправностям относится отказ всей системы стартера в результате блокировки механизма сцепления или заклинивания электромагнитного переключателя. Самым надежным выходом в такой ситуации, будет восстановление или замена устройства, сделать это можно на сайте https://starter.ms/. Быстрое вмешательство специалистов поможет защитить оставшиеся элементы под капотом от серьезной аварии, которая часто приводит к большим затратам на ремонт. Такие дефекты обычно приводят к необратимому повреждению устройства.
Отсутствие вращения коленчатого вала также указывает на то, что система сцепления не работает должным образом. Причиной может быть то, что стойка серийного двигателя не совпадает с маховиком двигателя. Эта ситуация должна мотивировать владельца автомобиля посетить гараж как можно скорее.
Разновидности стартеров
Есть 2 типа стартеров, которые применяются на автомобилях ВАЗ и различаются эффективностью и внутренним устройством:
- Без редуктора. Является классическим вариантом стартерного угла. В таком узле якорь мотора и бендикс находятся на одном валу.
- Редукторный. В отличие от предыдущей модели, на якорном валу расположен редуктор, запускающий вращение бендикса.
Традиционный тип стартера обладает несколькими отрицательными сторонами, которые заставили инженеров переработать его схему. Ключевой минус – невысокая допустимая производительность. В связи с постепенным увеличением объема двигателей автоконцерны были вынуждены повышать мощность стартеров – это влияло на их цену и габариты.
Агрегаты с редукторным узлом вырабатывают максимальное количество мощности и при этом обладают эргономичностью и легкостью. Чтобы система корректно работала, нужно затрачивать не очень много энергии. Бесперебойная функциональность узла не требует много напряжения, поэтому даже изношенный аккумуляторный блок не спровоцирует отказ в работе редукторного узла.
Как стартер запускает двигатель
Единственное назначение стартера – запуск двигателя автомобиля, поэтому в нем есть специальные соединительные устройства, которые передают ему выработанную механическую энергию.
Для этого на якоре делаются шлицы, на которые устанавливается направляющая и бендикс. Он представляет собой специальную конструкцию, которая должна вращаться с определенной скоростью, передавая вращение вала якоря на шестерню. При этом бендикс поступательно перемещается по валу якоря, при этом вращаясь вместе с ним.
Для перемещения бендикса служит вилка, вставленная в пазы направляющей. Она может перемещаться относительно оси крепления, подавая бендикс вперед или назад, в зависимости от того, работает стартер или нет. Вилка приводится в движение сердечником, соединенным с реле или электромагнитом.
Принцип работы реле стартера прост: его контакты выводятся на замок зажигания и аккумулятор, при включении зажигания, ток приходит на катушку реле, она примагничивает сердечник, который выдвигает вилку вперед. Одновременно намагниченное реле замыкает силовой провод аккумулятора и стартера при помощи медного пятака. При размыкании цепи зажигания, катушка перестает притягивать сердечник, который под воздействием пружинок возвращается на исходную позицию. Якорь начинает вращаться в тот момент, когда бендикс подается вперед, при размыкании контакта – стартер перестает вращаться, а бендикс подается назад. Вся эта конструкция закрывается корпусом и называется втягивающее реле стартера.
Стартер устанавливают непосредственно возле маховика двигателя, который жестко крепится на коленчатый вал. На боковой части диска маховика установлен зубчатый венец, который подходит шестерне стартера. При повороте ключа зажигания в положение запуска двигателя втягивающее реле вставляет шестерню бендикса в зубчатый венец маховика, после чего замыкается контакт на электродвигатель. Вал якоря начинает вращаться, усилие передается на маховик и коленчатый вал, в результате чего заводится двигатель. После запуска двигателя контакт ключа зажигания размыкается, все детали возвращаются в первоначальное положение. Стартер при этом останавливается, а двигатель продолжает работать.
Схема стартера
Так называемый — щеточный узел стартера (фото 2), состоит из четырех графитовых щеток установленных в щеткодержателях. Если внимательно посмотреть по схеме, можно заметить, что две щетки имеют общее соединение с массой автомобиля, а две другие щетки изолированы от корпуса (массы автомобиля) и два провода этих щеток соединены в один провод.
фото 2
Провод, который состоит в соединении с двумя щетками (фото 2), соединяется с одним концом обмотки возбуждения (19). Катушки обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, как это видно по самой электрической схеме и на фотоснимке (фото 3).
фото 3
Из фотоснимка можно понять, что четыре катушки обмотки возбуждения намотаны на четырех магнитных полюсах (20).
По данному фрагменту схемы (рис. 2) дается пояснение для якоря тягового реле (4), на котором установлен контактный диск (27), с помощью которого происходит замыкание и размыкание цепи.
рис. 2
На сердечнике якоря тягового реле (4) намотаны две обмотки, это удерживающая (25) и втягивающая (26) обмотки.
Как включается стартер
Многие из нас работали или продолжают работать водителями на грузовых автомобилях и знают, каких усилий требуется, чтобы завести автомобиль в зимнее холодное время, если автомобиль к примеру простоял в неотапливаемом гараже или на улице (возле Вашего дома).
Известно, что трансмиссионное масло (нигрол) применяемое для редуктора моста или моторное масло для двигателя имеют свойство застывания на морозе, что неблагоприятно сказывается при пуске двигателя. В этом примере, опытный водитель знает, как разогреть поддон картера двигателя или как разогреть редуктор моста, — для облегчения пуска двигателя.
Рассмотрим пуск автомобильного двигателя при благоприятных погодных условиях:
Постараюсь объяснить все коротко и понятно (смотрим по схеме рис. 1, б). При замыкании ключа или же, выключателя зажигания (30), ток от АКБ (21) поступает на обмотку возбуждения и на обмотку якоря (15; 19). Тем самым, создаются магнитные потоки как для обмотки возбуждения так и для обмотки якоря. Магнитные потоки, создаваемые в обеих обмотках, — приводят во вращение якорь.
Чтобы ток поступил на обмотки стартера, при включении выключателя зажигания, одновременно при этом срабатывает реле включения (23) с помощью которого замыкается цепь на контактах (24). Далее, замыкаются контакты выключателя (28) за счет якоря тягового реле (4), — на котором расположены втягивающая (26) и удерживающая (25) обмотки. Реле включения и якорь тягового реле срабатывают по принципу электромагнита.
Подробно описывать, как входит в зацепление зубчатое колесо стартера (10) с зубчатым венцом маховика коленчатого вала, — нет смысла. Достаточно и так все понятно по чертежу стартера.
Неисправности стартера
Что касается конкретно по неисправностям стартера, то к таким неисправностям можно отнести:
1. перегорание, либо межвитковое замыкание в одной из обмоток возбуждения;
2. нарушение изоляции между ламелями коллектора;
3. замыкание обмотки возбуждения на корпус стартера;
4. замыкание между обмоткой якоря и сердечником якоря;
5. окисление, подгорание контактов (смотреть по электрической схеме)
и далее, допустим механическое повреждение ламелей (пластин) коллектора.
Как проверить стартер
На представленных рисунках (3; 4; 5; 6) наглядно показано, — как проводится диагностика (проверка) стартера.
рис. 3
В этом примере, проводится проверка обмотки якоря (рис. 3) способом замера сопротивления между пластинами коллектора.
рис. 4
Здесь, прибором Омметром определяется наличие либо отсутствие замыкания между обмоткой и сердечником якоря (рис. 4).
рис. 5
И на последнем рисунке показано, как следует правильно проводить проверку обмотки возбуждения стартера (рис. 5). То-есть, проверяется наличие, либо отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус.
На этом пока все. Следите за рубрикой.
Устройство авто [Тема Назначение и устройство стартера 30 серия]
Прежде чем прочитать прошу — поставить лайк, написать комментарий и сделать репост.
На современных автомобилях получили стартеры с принудительным магнитным возбуждением дистанционным напряжением 12 и 24 вольта.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, питающийся от АКБ.
Стартер состоит из следующих основных элементов: 1) корпус (статор) изготавливается из стали и является базовой деталью при сборке стартера. С внутренней стороны к стартеру через 90° закреплены четыре полюсных башмака на которых установлены, обмотки возбуждения. К корпусу спереди и сзади присоединения передняя и задняя крышка.
2) задняя крышка стальная, закрывает и удерживает четыре щетки с щеткодержателем и является корпусом для установки подшипника скольжения.
3) передняя крышка, алюминиевая, закрывает обгонную муфту, и в ней устанавливается бронзовая втулка для вала — якоря.
4) якорь — вращающаяся часть стартера в пазах, которая устанавливается обмотка, соединяющиеся с медно графитовыми щетками, существуют два типа якоря с цилиндрическими коллекторами и торцевыми коллекторами.
5) втягивающее реле — закрепляется с внешней стороны статора и состоят из двух обмоток (тяговой и удерживающей) сердечника с подвижным контактом, которой связан через управляющий рычаг с обгонной муфтой.
6) обгонная муфта служит для соединения приводной шестерни стартера с зубчатым венцом маховика в момент пуска двигателя и их размыкание при работающем двигателе. Она состоит из внешней обмотки с коническими пазами, в котором устанавливается подпружиненные ролики; внутренняя обойма с приводной шестерней. Обгонная муфта соединяется с валом якоря по средствам винтовых шлицев.
Прежде чем закончить прошу — поставить лайк, написать комментарий и сделать репост.
Источник