Трансмиссионное масло для акпп (автоматической трансмиссии)

Типы масла для АКПП

В сервисных книжках к машинам производители указывают типы моторных и трансмиссионных жидкостей, предназначенных для использования в двигателях разных объемов. Эта информация позволяет выбирать смазочный материал в соответствии с моделью автомобиля. Но в сервисных мануалах вы не найдете информации касательно типов расходных веществ. В коробках автомат могут использоваться смазочные материалы нескольких типов — Дексрон, Меркон и МВ.

Кроме этих классов, для автоматических коробок передач могут применяться другие спецификации — МАН, Крайслер, Тойота и т. д. Транспортные средства, реализуемые на территории европейских стран, оснащаются коробками передач типа ZF. К таким агрегатам смазочные материалы подбираются в соответствии с классами Дженерал Моторз. В трансмиссиях, которыми оборудованы коробки передач Ауди, Мерседес и БМВ, допускается использование только синтетических расходных материалов.

Рассмотрим каждый из основных типов масла отдельно.

Масла Mobil для коробок-автомат

Класс A

Первый класс был принят компанией Дженерал Моторз. Тип A смазочной жидкости обозначает разновидность масла, предназначенного для использования в АКПП легковых автомобилей. Расходным материалам, прошедшим исследования и испытания в лабораторных условиях, присваиваются номера AQ. Они назначались по соглашению с представительством компании Дженерал Моторз, а также исследовательской лабораторией Amour Research. Сегодня данная спецификация уже не актуальна.

Класс B

Класс Дексрон B считается одним из самых распространенных и актуальных. Этот стандарт присваивается продуктам, предназначенным к эксплуатации в АКПП автомобилей производства Дженерал Моторз. Типы 2, 3 и 4 относятся к категории последних расходных материалов для автоматических трансмиссий. К таким продуктам предъявляются более серьезные требования. Масла этого класса должны соответствовать всем предыдущим стандартам, а также требованиям экологической безопасности.

Продукты класса Дексрон 2, Плюс Дексрон, как и Дексрон А, были созданы для эксплуатации в коробках передач, функционирующих в условиях повышенных термических и механических нагрузок. Их применение допускается в трансмиссионных агрегатах легковых транспортных средств от любых производителей. Использование масел допускается в системах ГУР и в системах сцепления.

Класс F

В продаже можно встретить продукты типа F. Такие масла выпускаются компанией Форд и значительно отличаются по составу, а также параметрам трения от масел Дексрон. Принципиальное различие заключается именно в трении. В маслах Форд параметр увеличивается с понижением скорости проскальзывания, а в продуктах Дженерал Моторз это значение снижается при скольжении. В соответствии с рекомендациями производителя, продукты типа F разрешено частично заменять маслами Дексрон 2 при крайней необходимости.

Канал Avtozvuk представил ролик, из которого вы можете узнать о разновидностях расходных материалов.

Сколько масла для коробки автомат брать?

Итак, если вы решили менять масло частично, то:

  • Для классической АКПП или вариатора вам понадобится около 5 литров жидкости. Если вы меняете масло первый раз, возьмите лучше все 5,5 – 6 литров, ибо по неопытности что-то куда-то может пролиться или потеряться.
  • С роботизированными коробками все немного сложнее. Для примера возьмем популярные «ВАГовские» DSG. В «мокрую» шестиступенчатую DSG 6 нужно заливать все те же 5 литров, а вот для «сухой» DSG 7 хватит всего одного литра масла для механической части и еще 1 литр масла для мехатроника нужно будет залить в, собственно, сам мехатроник.

Если же вы хотите поменять масло полностью, то цифры для этих схем будут уже другие;

  • Для обычной АКПП или вариатора нужно взять уже 12 литров масла;
  • Для «мокрого» робота потребуется около 9 литров, а для «сухого» – 2 литра в механику и все тот же 1 литр в мехатроник.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Ненормальный уровень масла ATF может быть связан с неправильной методикой проверки. В разных типах АКПП температура при контроле смазки отличается, поэтому перед самостоятельным техобслуживанием нужно читать мануал к автомобилю.

Проверка по уровню щупа

В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.

Чтобы разогреть масло, прокачивают систему, переключая селектор по всем режимам. Затем проезжают 15 — 30 км на средних оборотах, и останавливают машину на ровном участке. Двигатель не глушат, иначе масляный насос отключится. Далее:

  1. Селектор выставляют в положение «Р».
  2. Находят под капотом щуп с красной или салатовой ручкой.
  3. Вытаскивают щуп и насухо вытирают салфеткой.
  4. Вставляют обратно и снова вытаскивают через 5 — 10 с.
  5. Отметка масла должна находиться между верхними насечками «Hot».

Проверка по контрольной пробке

В автомобилях без щупа ATF проверяют по пробке на дне АКПП. Для работы понадобятся:

  • ключи для откручивания пробки;
  • новые прокладки для пробки;
  • мерная ёмкость;
  • воронка со шлангом;
  • масло будет горячим, поэтому одевают перчатки.

В некоторые АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавляют от 0,5 до 1,0 л чистой жидкости. Заливная пробка находится под капотом.

Машину разогревают, селектор оставляют в режиме «Р». Масло в коробке доводят до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Показатель контролируют по сканеру. Затем поднимают машину с включенным двигателем на подъёмнике:

  1. Снимают защиту картера.
  2. Подставляют ёмкость
  3. Откручивают сливную пробку.
  4. Если жидкость не течёт, то причиной может быть недолив или низкая температура смазки.
  5. При правильном уровне масло стекает равномерной струёй. При сильном потоке выходят излишки.

Если уровень масла в норме, заливную и сливную пробки закручивают с новой прокладкой.

Как слить масло с АКПП

Основная сложность при смене ATF-жидкости в АКПП — это слив отработки. В отличие от МКПП, здесь действует сложный гидравлический блок с гидротрансформатором, содержащий внутри множество узких каналов для циркуляции масла.

Но, независимо от выбранного способа, потребуется слить отработку из поддона. Рассмотрим порядок действий и существующие варианты.

Слив масла через пробку

Самый простой способ. Если в машине на корпусе АКПП предусмотрена сливная пробка, то:

  1. Проедьте на авто 5 км, чтобы разогреть двигатель и коробку.
  2. Установите автомобиль на яме, эстакаде или подъемнике.
  3. Подготовьте ведро или обрезанную канистру с емкостью не менее 5 л.
  4. Отверните ключом (чаще всего четырехгранник) сливную пробку. Выкручивайте ее дальше руками, держась сбоку, а не снизу.
  5. Резко уберите руку с пробкой, подставив тару.
  6. Когда отработка закончит капать, старое масло считается почти слитым — понадобится еще демонтировать поддон и фильтр.

Слив отработанного масла через сливное отверстие

Откачка масла через щуп

Есть автомобили, где сливная пробка конструкций не предусмотрена. Смена масла в коробке автомат возможна здесь путем откачивания старой АТФ через канал с щупом. Для этого используют прозрачную трубку от капельницы, приобретаемую в аптеке. Удалите щуп и вставьте на его место трубку. Опустите ее до самого дна поддона. Свободный конец снаружи присоедините к шприцу. Чем больше емкость последнего, тем лучше.

Откачка масла шприцем

Путем выдвижения штока создается вакуум и ATF откачивается из поддона. Действовать нужно размеренно, поскольку отработка густая и движется медленно. Для откачивания 4 л процесс потребуется повторить около 30 раз. Для облегчения процедуры сторонние производители разработали вакуумный насос. Он подключается к клеммам аккумулятора и перекачивает старую АТФ из поддона через отверстие щупа в подставленную емкость. Все происходит быстро и просто, но придется потратиться на оборудование.

Откачивание отработанного масла насосом

Снятие поддона коробки

Еще один способ поменять масло в АКПП — удалить старое, демонтировав сразу поддон с фильтром. Это грязная работа, но она экономит время. Прогретая машина устанавливается на яме и выкручиваются болты, удерживающие поддон АКПП. На дно ямы понадобится установить большой таз. Сперва создается щель с одной стороны корпуса и из нее сливается отработка. Когда она не капает, выкручиваются болты полностью и поддон с остатками жижи отставляется в сторону. В нем предусмотрен фильтр и магнит, накапливающий частички стружки. Магнит моется, а фильтр меняется на новый. Менять масло в АКПП таким способом проще, поскольку не понадобится возиться со шприцем и трубкой или покупать вакуумный насос, но не испачкаться невозможно.

Снятие поддона и фильтра

Назначение масла в АКПП

Сначала разберем, как работает коробка «автомат» в автомобиле. АКПП соединяет мотор с колесами, преобразуя крутящий момент силового устройства в энергию, которая нужна для движения. В «автомате» коленвал двигателя соединяется с гидротрансформатором (ГДТ), у которого выходной вал совершает работу с устройствами трансмиссии. Последние приводят в движение колеса транспортного средства.

Причины, по которым в АКПП требуется ATF (Automatic Transmission Fluid):

  1. Нормализуется правильная работа механизма. Масло помогает равномерно передать усилие крутящего момента на трансмиссию. В итоге машина движется ровно, плавно. Трансмиссионная жидкость – это как педаль сцепления в коробке передач. ATF также помогает двигаться механизмам ГДТ.
  2. Является исполнительным устройством. Электронный блок управления посылает команду ATF, который оказывает давление на необходимые каналы в устройстве. Таким образом, осуществляется переключение передач.
  3. Осуществляется охлаждение. Металлические устройства в процессе работы нагреваются. Жидкость нормализует работу механизмов, выводя тепло в картер.
  4. Играет роль смазки. Механизмы АКПП выполнены из металла. Они постоянно движутся, взаимодействуя друг с другом. Без смазки в таком процессе не обойтись. Она продлевает время работы деталей, уменьшается трение, износ.
  5. Выводит продукты переработки. Во время работы устройств появляется различный мусор: стружка, пыль и пр. С помощью присадок, которые добавлены в трансмиссионную жидкость, она очищает механизмы от сора, способствуя их лучшей работе.

Функции ATF изменяются в зависимости от установленной коробки переключения передач. К примеру, в коробке Getrag 6DCT250 жидкость необходима, чтобы охлаждать и смазывать редуктор. Остальные детали механизма охлаждаются за счет воздушных потоков.

Не так давно некоторые производители популярных брендов придумали фишку: в их автомобилях нет необходимости проводить замену масла. Такая информация была указана в сервисных документах по обслуживанию машины. Одним из таких «умников» был немецкий триумвират: Audi, BMW, Mercedes.

Водители транспортных средств были довольны таким поворотом, ведь никто не хочет дополнительно платить. Впрочем, опыт дальнейших лет показал, как быть: лучше заменить масло в АКПП полностью, чем дожидаться, пока механизм износится и придет в негодность.

Производители это вскоре осознали, потому что увеличилось количество случаев, когда АКПП выходила из строя после значительного пробега.

На сегодняшний день производятся технические жидкости на порядок выше по качеству, чем несколько лет назад. Современные масла могут работать при критических температурах и в разных экстремальных ситуациях. Тем не менее, это не является поводом экономить на покупке масла.

Движение стало более интенсивным, значительно увеличились нагрузки на детали, механизмы. Коробка переключения передач не стала исключением. Трансмиссионная жидкость с течением времени теряет свои свойства, становится непригодным для смазки и охлаждения устройств АКПП.

Своевременная замена ATF защитит детали коробки передач от различного сора, образовавшегося в результате трения металлических механизмов, накладок, продуктов износа. Если откладывать смену масла на неопределенное время, то жидкость на основе различного мусора будет отрицательно воздействовать на всю АКПП в целом. В итоге вы получите непригодное к работе устройство.

Для каких АКПП возможно применение

ATFWS используют во внедорожниках и обычных легковых транспортных средствах. Смазывающее средство заливают не только в автоматические коробки передач, но и в механические.

Кроме главного назначения, трансмиссионное масло под названием ATFWS успешно используется для заливки в гидроусилители руля, гидравлические подъемники и домкраты. Во все эти механизмы заливается жидкость для надежной защиты от перегревов и трения, а также от окисления. Масло ATFWS полностью соответствует этому назначению.

Производители рекомендуют заливать ATFWS в АКПП и роботы следующих транспортных средств:

  • Lexus LS, GS, HS, IS;
  • Toyota Camry;
  • Century;
  • Mark X и многие другие.

Масло ATFWS используют для смазки переднего и заднего мостов машины. Покупают в основном в металлических канистрах по 4 л Toyota ATFWS. Потому что жестяные банки реже подделывают, в отличие от пластиковых.

Не рекомендую смешивать это смазывающее средство со следующими жидкостями:

  • ATF Type T IV;
  • Dexron II.

При смешении в реакцию вступают различные по технологии присадки и начинается реакция разложения. Такая жидкость негативно воздействует на коробку переключения скоростей. Она не защищает уже АКПП, а, наоборот, ведет к понижению жизненного ресурса автомата.

Поэтому перед тем, как залить новое масло ATF WS, я рекомендую, полностью избавиться от старого. В этом поможет аппарат высокого давления и процедура смены масла в автоматической коробке методом замещения.

Свойства ATF

Технологи смогли создать такую «уникальную» жидкость. Но полностью полагаться на нее – тоже не вариант, так как дополнительное обслуживание все же требуется. Это связано с несколькими факторами:

  1. Даже при очень герметичной АКПП объем состава все равно уменьшается, так как пары выходят через вентиляционные полости, снабженные специальным клапаном, так называемым «сапуном». Для сохранения объема нужно делать доливку, выполняя техническое обслуживание машины.
  2. Когда ТМ эксплуатируется очень долго, оно начинает терять свойства. После испарения вязкость увеличивается. Ухудшаются полезные свойства уникальных присадок. Если коробка работает нормально, цвет смазки не меняется. Допустимо лишь небольшое потемнение.

Если ТМ стало черным, ощущается сильный запах гари, значит, АКПП необходимо срочно ремонтировать. Простой заменой масла здесь не обойтись. Мастера советуют выполнять замену в АКПП после достижения 50-70 тыс. км пробега. В случае достаточно интенсивной езды, этот показатель снижается до 30-40 тыс. км.

Важно! Замена должна проводиться в зависимости от пробега. Цвет не имеет значения, если коробка работает нормально

Трансмиссионная смазка ATF отличается от остальных именно колористикой. Это сделано для того, чтобы нечаянно не залить такое масло в обычную коробку. Чаще всего смазка имеет красный цвет.

Жидкости ATF отличаются от автомасел, предназначенных для заливки в МКПП, отсутствием международных стандартов. Лучшие изготовители автомобилей самостоятельно разработали конкретные требования к таким маслам, создали свою классификацию.

Смазки General Motors подразделяют на группы Dexron II— IV. Стандарты концерна Ford называется Mercon, а фирма Daimler Chrysler дала ему название МВ 236.1/236.5. Надо сказать, что смазки Dexron II могут свободно смешиваться с образцами группы Mercon.

Сегодня в любом автомагазине можно легко найти трансмиссионную жидкость, рекомендуемую производителем машины. Поэтому смешение происходит очень редко

Но в любом случае, каждый водитель должен помнить одно очень важное правило. Не все виды масел взаимозаменяемы

Нельзя совмещать составы разного цвета.

Цвет масла в АКПП

Не удивляйтесь, но свежее трансмиссионное масло далеко не всегда желтое, как в моторе. Чаще всего масло имеет как раз красный цвет, реже уже желтый. Встречаются и голубые, и зеленые жидкости, но для нашей задачи нам не так важен изначальный цвет. Нам важен именно оттенок масла.

Светлый оттенок масла

Если пробег после покупки нового авто или после замены АТФ жидкости в коробке уже перевалил за 10-20 тыс. км, а масло все еще чистое, то это скажет нам о том, что все в нашей коробке в порядке. В ней ничего не горит и не истирается. Будьте спокойны, но знайте, что ни что не вечно под луной. Поменяйте масло после 40-60 тысяч пробега.

Мутное масло в коробке

Другой разговор начинается, когда масло оказывается мутным. Это, во-первых, значит,  что ваше масло близится к пенсии, и что оно неуклонно теряет свои свойства. А, во-вторых, что в коробке уже начался незначительный износ механизмов.

Если вы обнаружите заранее, что масло утратило свой былой блеск, то серьезных последствий не будет. Просто в обязательном порядке замените в коробке масло, и трансмиссия поработает еще долго. Если же вы спохватились, когда масло помутнело уже изрядно, велика вероятность того, что коробке вскоре понадобится “хирургическое” вмешательство, не говоря уже о замене жидкости.

Но стоит учесть, что порой такое масло может свидетельствовать и о неполадках системы охлаждения АКПП. Масло может стать мутным, если в него забросится охлаждающая жидкость, поэтому вам стоит проверить систему.

Черное масло в коробке

А вот это совсем плохо. Черное масло – сгоревшее масло. А если оно сгоревшее, значит у нас и сама коробка горит. С черным маслом вам обеспечен скорый визит в сервис, и, скорее всего, одной лишь заменой жидкости вы уже не обойдетесь.

А все начинается именно с мутного масла. Без замены оно все больше становится бестолковым, а механизмы все больше из-за этого разрушаются. А в итоге они вообще “горят” вместе с этим маслом. Поскольку такое масло уже не обеспечивает ни смазочных свойств, ни присадочных функций.

Определяемся с количеством масла в АКПП.

Главное – это знать, что у вас за коробка установлена. Что касается автоматических трансмиссий, то есть три варианта на выбор:

  1. Классическая АКПП с гидротрансформатором и с планетарными рядами в механической части.
  2. Вариатор.
  3. «Робот». Схема наиболее подобная обычной механической КПП. Если со схемой вашей трансмиссии вы определились, то дальше вы должны решить, каким методом вы будете менять жидкость в АКПП. Тут варианта уже два:
  1. Метод частичной замены. Самый популярный и достаточно простой. Частичным он называется за то, что в его процессе меняется не все масло. Примерно половина объема сливается, и половина еще остается во всяких укромных уголках коробки. И это не есть плохо. Лучше менять масло в АКПП таким образом, но делать это регулярно, примерно каждые 40 – 60 тысяч километров пробега.
  2. Но масло можно и поменять полностью, такой метод, логично, будет называться «полным». В этом случае трансмиссионная жидкость будет меняться уже при помощи специального аппарата-насоса. Метод этот, конечно, хороший, но имеет все же пару недостатков и вопросов к нему. Во-первых, он противопоказан для коробок с пробегом за 100 тысяч. Иначе насос может вымыть грязь и отложения туда, где им совсем не место. В гидроблок, например.

Кроме того, более эффективной все же оказывается регулярная частичная замена, нежели полная замена масла и промывка «раз в столетие». Это более инвазивная операция, и от того более рискованная. В любом случае, когда со всеми этими параметрами мы с вами определились, давайте приступим непосредственно к покупке масла.

Полусинтетические трансмиссионные масла для АКПП

1. Mobil ATF 320

Это высокоэффективное масло от американского производителя предназначено для автоматических трансмиссий как грузовых, так и легковых авто. Кроме того, оно подойдёт гидроусилителю руля и прочей гидравлике машины.

Mobil ATF 320 способно обеспечить плавную работу коробки передач и в жару, и в холод. Причём, состав с ценником от 425 руб. за литр надёжно защищает ключевые элементы трансмиссии, вместе с тем улучшая их эксплуатационные свойства.

Преимущества:

  • защита деталей от износа;
  • продолжительный срок службы;
  • хорошая прокачиваемость;
  • оптимальная текучесть.

Как отмечают пользователи, взять задёшево это масло не получится, но оно того стоит.

2. Ravenol ATF MM SP-III Fluid

Трансмиссионное масло немецкого производства, пришедшее на смену жидкостям предыдущих поколений линейки – SP и SP-II. Этот полусинтетический состав предназначен для АКПП автомобилей Mitsubishi, Hyundai и Kia.

Изготавливается лубрикант на основе гидрокрекингового базового масла, с добавлением полиальфаолефинов и специального набора присадок. В итоге получается продукт с ценником от 540 руб. за литр и прекрасными смазывающими свойствами, не теряющимися даже на зимнем холоде.

Преимущества:

  • стабильно высокая вязкость;
  • низкая температура застывания;
  • высокая устойчивость к окислению;
  • противодействие износу, коррозии и пенообразованию;
  • нейтральное отношение к уплотнительным материалам и цветным металлам.

К недостаткам этого масла косвенно можно отнести большое количество подделок, касающихся лубрикантов серии SP бренда Ravenol.

3. Лукойл ATF

Кто-то из автолюбителей может удивиться, обнаружив масло Лукойл в этом рейтинге. И напрасно. Состав действительно хороший и недорогой – от 276 руб. за литр.

Метка ATF говорит о том, что средство предназначено для автоматических коробок передач. Это одно из самых дешёвых всесезонных масел, выпускаемых для автомобилей, работающих в экстремальных условиях. Причём, производитель позаботился о надёжной защите состава от подделок.

Преимущества:

  • подходит и для ГУР, и для АКПП;
  • имеет множество допусков;
  • не теряет своих свойств на холоде.

Недостатки:

  • пенится;
  • автолюбители в отзывах не советуют заливать этот состав в коробку японских машин.

4. Hyundai ATF SP-III

И этот состав оказался в рейтинге вполне заслуженно, хотя бы за счёт прекрасной устойчивости к окислению. Южнокорейский производитель предлагает покупателям по-настоящему высококачественное масло для автоматических КПП.

Продукт, цена литра которого начинается от 500 руб., ориентирован в основном на автомобили от компаний Hyundai и Kia. Так что экспериментировать с применением этого масла в машинах других брендов не стоит.

Преимущества:

  • как отмечают пользователи, это тот редкий случай, когда оригинал дешевле аналогов;
  • обеспечивает плавное переключение скоростей в широком диапазоне температур;
  • хорошая совместимость с большинством деталей из металлов и эластомеров.

Единственная обнаруженная проблема этого масла заключается в довольно ограниченном перечне брендов автомобилей, для которых оно подходит.

Замена масла АКПП своими руками. Стоит ли?

В этом вопросе также всё зависит от конструкции автомата. Если в нём есть гидротрансформатор, то при простом сливе жидкости из коробки в нём остаётся до половины объёма. Получается, что масло не очень-то и поменяли, если половина старого осталась в КПП «на второй срок». Поэтому такие коробки лучше обслуживать в сервисе, где есть специальное оборудование, позволяющее заменить масло почти полностью. Хотя теоретически можно и в этом случае обойтись своими силами, проводя частичную замену масла в АКПП несколько раз подряд по такому алгоритму:

  • сливаем столько, сколько сольётся
  • заливаем столько же
  • проезжаем немного
  • повторяем всё заново

Смысл этих манипуляций в том, чтобы смешивать старую жижу с новой, уменьшая тем самым количество отработки в объёме. Каждый раз мы будем уменьшать количество «старья» в два раза. После первого раза останется условно 50% старья, после второго 25% и так далее. Приемлемой цифрой остатка являются 5% и меньше, поскольку запас присадок в новых маслах рассчитан на нейтрализацию этого количества остатков при работе в штатном режиме в течение расчётного времени.

Понятно, что замена таким способом влетит в копеечку, оно же, собака, дорогое, а понадобится его от 16 до 20 литров. И времени тоже полдня, не меньше. В общем, способ для не бедных энтузиастов. Остальным на сервис, дешевле и быстрее.Если же ГДТ нет, то основным вопросом станет то, насколько КПП приспособлена к замене масла. Если есть сливная пробка, то проблем нет: откручиваем, закручиваем, заливаем новую жидкость через щуп (нужен подходящий по диаметру шланг и воронка, или шприц большооого размера:)). А вот если сливной пробки нет, то остаётся либо снимать поддон картера коробки (при его наличии, в этом случае понадобится новая прокладка для замены на всякий случай), либо выбирать отработку через отверстие для щупа, а это опять специальное оборудование, а значит, дорога в сервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector