Советы по выбору и правильному использованию смазки для дверных замков
Содержание:
- Когда нужно обрабатывать?
- Применение
- Как предупредить замерзание в холода
- Причины и последствия
- Выбираем состав
- Как предупредить замерзание в холода
- Что можно использовать в качестве смазки для петель
- Выбор смазки
- Выбор смазки для замка двери автомобиля
- Когда нужно обрабатывать?
- Домашние замки
- Причины заедания замков
- Свойства смазок
- Чем смазать пластмассовую молнию, чтобы легче закрывалась?
Когда нужно обрабатывать?
Всякую дверную фурнитуру необходимо периодически смазывать, причем проводить такие работы нужно не по мере возникновения сложностей, а регулярно, чтобы избежать многих неприятностей с замком. Ни для кого не секрет, что именно данная деталь играет важнейшую роль в обеспечении сохранности и безопасности жилища, и когда замок выходит из строя, возникает потенциальная угроза как для самого дома, так и для его обитателей.
Смазку проводят в следующих целях.
- Для скольжения – использование смазочного состава облегчает свободное проворачивание механизма и его эксплуатацию.
- Для уменьшения степени износа – если в замке слишком мало смазывающей жидкости, то вся работа системы затруднена, при этом детали начинают притираться, с металла слетает стружка, и внутрь начинают попадать пылевые частицы, которые действуют, как грубые абразивы.
- Для борьбы с накоплением пыли – при нехватке смазки частицы начинают слипаться в твердые комки и полностью блокируют свободное движение разворачивающихся ригелей.
- Для предотвращения появления ржавчины. Коррозия металла – это основной враг каждого механизма, выполненного из металла, она приводит к полному или частичному разрушению материала, в этом случае все элементы замка заедают, а то и вовсе перестают перемещаться.
Применение
Этот расходный материал представляет собой водонепроницаемое вещество, в основе которого лежит силикон и загуститель. Основным достоинством смазки является способность материала надежно прилипать к поверхности, при этом не вступая с ней в химическую реакцию и не разрушая ее. Сфера применения и использования обширная, поскольку не боится воды. Вкратце рассмотрим основные свойства смазки для машины:
- повышенный уровень адгезии вещества;
- отсутствие вредного воздействия на поверхность, с которой взаимодействует материал;
- свойство биоинертности позволяет предотвратить воздействие и распространение вредоносных микроорганизмов и бактерий;
- благодаря диэлектрическим характеристикам вещество не пропускает напряжение, улучшая антистатические свойства;
- защита железа от появления ржавчины, вытеснение жидкости;
- эластичность материала, устойчивость к окислительным процессам;
- смазка прослужит долго;
- силикон в аэрозоле или пластичный в тюбиках не является горючим материалом;
- высокий уровень устойчивости к соленой воде и щелочным материалам;
- возможность вещества передавать тепло;
- безопасность для человеческого организма;
- возможность смазки сохранять все характеристики при критически низких и высоких температурных режимах.
Теперь поговорим о том, для чего используется и для чего применяется смазочный материал.
Для пластмассовых деталей
По назначению смазку применяют для обработки пластмассовых деталей движущихся элементов, наиболее подверженным трению и износу. Если регулярно пользоваться смазкой Тритон или другой, то можно избавиться от неприятного назойливого скрипа и обновить цвет пластиковых деталей.
Для шин
Еще используют смазку в авто на основе силикона для шин. Этим веществом можно обрабатывать резину перед ее длительным хранением, при этом обрабатываются непосредственно стенки колес. Такая обработка позволит сохранить влагу и не допустить пересыхания резины, что предотвратит ее ускоренное старение и износ.
Для замков
В случае с замками, смазка позволяет предотвратить их замерзание при минусовой температуре. Благодаря регулярной обработке можно добиться простого открытия замков, поскольку смазка обладает высокой консистенцией и может проникать в труднодоступные места конструкции.
Для дверей
Применять смазку можно и для дверей, что актуально для более старых машин, в которых они скрипят. Для удаления скрипа смазываются уплотнители на дверях и окнах машины.
Как предупредить замерзание в холода
Помимо чистого содержания, чтобы избежать промерзания следует еще выполнить два условия:
- Выбрать модель, которая не подвержена влиянию агрессивных сред.
- Не допускать попадания внутрь влаги или образования конденсата.
Чтобы гаражный замок не замерзал, лучше ставить сувальдный замок. Причем на морозе хорошо себя ведут конструкции с жесткими пружинами на сувальдах.
Также от замерзания вашу дверь спасет правильный выбор самого полотна. Если вы установите дверь с дополнительным слоем теплоизоляции, это избавит от образования конденсата на конструкции, а, значит, и спасет в мороз.
И не забывайте контролировать процесс прямого попадания влаги, то есть дверь должна находиться под козырьком. Если вы хотите обезопасить гаражные ворота, то смонтируйте небольшой навес.
Чаще всего подвержены холоду автомобильные механизмы, которые впоследствии приходится размораживать.
Причины и последствия
Выделяют четыре причины, из-за которых приходится заниматься смазыванием замочного механизма.
Пыль
Одной из распространенных причин ухудшения функционирования дверного замочка является пыль, которая со временем попадает внутрь. Постепенно пылевые частички сбиваются в плотный комок, который смешивается с железной стружкой. Это в разы ухудшает движение ригелей, установленных в замочном механизме.
Чаще всего с такой проблемой сталкиваются жители частных домов, у которых входная дверь располагается на улице.
Истирание деталей
Некоторые люди думают, что проблемы с замочной скважиной могут появиться только из-за пыли, однако это не так. Часто механизм начинает неправильно функционировать из-за плохого ухода за ним. Детали начинают друг к другу притираться, что ускоряет изнашиваемость деталей запорного устройства. В результате внутри появляется много металлической стружки, которая начинает ржаветь.
Ржавчина
Еще одна распространенная проблема, из-за которой замок начинает хуже работать, — появление ржавчины. Чаще всего коррозия появляется на металлической поверхности из-за повышенного уровня влажности. Если своевременно не устранить ржавчину, детали с коррозией начнут постепенно разъедаться. Это приведет к заклиниванию механизма.
Эта проблема распространена среди жителей дач, частных домов и коттеджей, так как у них замок входной двери располагается на улице.
Как правильно повесить крепление для полотенцесушителя своими руками
Плохое скольжение подвижных частей
Внутри замочного механизма установлены специальные детали, которые должны плавно двигаться. Без смазки их скольжение значительно ухудшается, что приводит к подклиниванию замка.
Выбираем состав
Существует немало средств, которые помогут скольжению, а также защитят металлические поверхности деталей замка. Среди них достаточно много современных составов, которые представлены широким ассортиментом в строительных магазинах. Но на ряду с новыми, все также хорошо действуют и старые смазки, зарекомендовавшие себя за годы применений.
На сегодня выделяют 7 составов для обработки металлических деталей:
- Силиконовая смесь;
- Графитовая смазка;
- WD-40;
- Солидол;
- Литол;
- Машинное масло;
- Оружейная смазка.
Рассмотрим подробнее, чем смазать замок, чтобы он прослужил как можно дольше. Для запора в двери, имеющего цилиндровую личинку, хорошо подходит силиконовый состав. Он обеспечивает мягкое, но четкое проворачивание ключа в замочной скважине. К тому же силикон отталкивает влагу, что несомненно является дополнительным плюсом.
Еще со старых времен хорошо зарекомендовала себя графитовая смазка. Это сухой вид обработки, поэтому продукт выпускается в виде пыли. Его с успехом заменяет простой карандашный стержень. Достаточно просто заштриховать поверхность и она уже не будет заедать при движении.
Есть очень популярное на сегодняшний день универсальное средство. WD-40 выпускается в виде спрея и отлично справляется с пылью, ржавчиной и любым загрязнением. Оно быстро разъедает коррозию, отталкивает влагу и помогает механизму проворачиваться. По всем показателям с ним успешно конкурирует УПС-1.
Облегчает использование замка обычный солидол. Это кальциевая смазка, которая эффективно защищает металлические поверхности уже десятки лет. Также хорошо зарекомендовал себя литол. В его состав входит литий, и поэтому смазка активно сопротивляется воде.
Машинное и оружейное масла уже давно доказали свою результативность. Последним рекомендуется смазывать внешние поверхности замка, поскольку его состав легко переносит любые температуры. Даже экстремальные.
Но кроме этих смесей есть временные заменители, которые способны устранить затруднения при открывании замка на короткий промежуток. К таким веществам относится обычная отработка машинного масла. Некоторые владельцы домов утверждают, что для дверного замка она ничем не уступит полноценной смазке.
Если под рукой ничего нет, а замок заклинило, выручит обычное растительное масло. Но его необходимо рассматривать только как палочку-выручалочку. Как и растопленный жир. Природные средства неплохо смажут поверхности и устранят заедание, но при повторных употреблениях накопившийся жир сослужит плохую службу. Уже из-за него работоспособность системы понизится, а в дальнейшем приведет к заклиниванию.
Не все смазки одинаково подходят для всех механизмов. Прежде чем смазать бронзовую личинку цилиндрического замка входной двери, необходимо убедится, что выбранное средство еще больше не навредит ей. Для такого механизма лучше всего подойдет силиконовая смесь.
Даже кодовый замок требует регулярного ухода. Для этого в его корпусе предусмотрены специальные отверстия для ввода смазывающих средств. Лучше всего для них подходят спреи WD-40 и УПС-1. Но они быстро улетучиваются. Поэтому график использования таких составов учащается.
Как предупредить замерзание в холода
Помимо чистого содержания, чтобы избежать промерзания следует еще выполнить два условия:
- Выбрать модель, которая не подвержена влиянию агрессивных сред.
- Не допускать попадания внутрь влаги или образования конденсата.
Чтобы гаражный замок не замерзал, лучше ставить сувальдный замок. Причем на морозе хорошо себя ведут конструкции с жесткими пружинами на сувальдах.
Также от замерзания вашу дверь спасет правильный выбор самого полотна. Если вы установите дверь с дополнительным слоем теплоизоляции, это избавит от образования конденсата на конструкции, а, значит, и спасет в мороз.
И не забывайте контролировать процесс прямого попадания влаги, то есть дверь должна находиться под козырьком. Если вы хотите обезопасить гаражные ворота, то смонтируйте небольшой навес.
Чаще всего подвержены холоду автомобильные механизмы, которые впоследствии приходится размораживать.
Что можно использовать в качестве смазки для петель
Средств для смазывания дверных петель, как и советов по их применению, существует немало. Какие-то смазочные средства имеют кратковременное действие, какие-то могут нарушить работу навесов, так как же не прогадать при выборе? Для начала разберем, чем можно смазать петли.
Машинное масло
Этот универсальный тип смазки найдется в гараже или багажнике автомобиля у каждого второго водителя. Предпочтение стоит отдавать вязким маслам, например, для двигателя или дизельному.
Бытовое масло для швейных машинок
Неоспоримыми достоинствами такого средства являются доступность (продается в любом хозяйственном отделе) и форма — небольшие флакончики по 30 или 50 мл с тонким носиком, которым легко нанести масло вглубь дверной фурнитуры.
Совет
Не стоит машинное масло заменять аналогом органического происхождения (оливковым, растительным, сливочным маслами или вазелином), так как органика быстро испаряется на воздухе, соответственно петли в скором будущем вновь станут скрипеть. По мере высыхания органическая смазка приобретает липкость, на которую попадают мелкие частички грязи и пыли, затрудняющие работу механизма. Кроме того, органика провоцирует появление ржавчины на петле, что в комплексе с несмываемым липким слоем повышает вероятность замены на новую фурнитуру.
WD-40
Подобная смазка избавляет от скрипения навесов за несколько минут. Удобная форма в жидком или аэрозольном виде позволяет нанести средство без дополнительного подручного оборудования. WD-40 не только смазывает навес, но и очищает его от загрязнений и растворяет ржавчину. Но стоит отметить, что WD-40 быстро высыхает, без постоянного обновления образуя налет, который не позволяет частям механизма легко скользить. Как итог, в будущем придется снимать полотно, разбирать, прочищать петли и подбирать более подходящую смазку.
Графитовая смазка
Считается наиболее эффективным смазочным средством с длительным сроком действия, но, к сожалению, подобную смазку придется усердно поискать в магазинах.
Силиконовая смазка
Доступный аналог графитовой смазки, характеризующийся продолжительным действием в течение нескольких лет. Подходит для уличных входных дверей, так как смазка устойчива к морозам и перепадам температур.
Литол
Густое смазочное средство, которое обычно используется для налаживания работы навесов дверей частных домов. Фурнитура, смазанная литолом, не будет скрипеть при температурах от -40 до +120°С, что позволяет использовать средство в суровых погодных условиях и котельных. Литол можно заменить бюджетным солидолом, сохраняющим свою вязкость при температуре воздуха от -35 до +65°С.
Из-за высокой вязкости подобных средств рекомендуется разбирать петли и смазывать изнутри, в таком случае дверь не побеспокоит скрипом на протяжении многих лет. При нежелании или невозможности снять полотно, можно тщательно промазать поверхность и стык петли литолом при помощи ватной палочки или тампона, но стоит учитывать, что срок бесшумной работы значительно снизиться.
Графит
Стержень простого мягкого карандаша считается эффективным и доступным вариантом устранения скрипа. Необязательно измельчать стержень в порошок, чтобы потом натереть стык навеса, достаточно слегка приподнять дверную створку так, чтобы стержень петли слегка выдвинулся из второй части и положить туда кусочек графита. Несколько движений двери и стержень в петле размельчается в крошку под тяжестью полотна.
Выбор смазки
Перед тем как заняться смазыванием замочных деталей, надо ознакомиться с особенностями распространенных типов смазки.
Сухая
Есть различные разновидности смазывающих средств, однако популярностью пользуются сухие смазки. Чаще всего люди используют графитовую пыль, которая лучше остальных подходит для сухой обработки металлических поверхностей. К достоинствам средства относят следующее:
- простота использования;
- эффективность;
- удаление ржавчины.
Силиконовая
Некоторые производители выпускают силиконовые смеси, которые подходят для обработки замочных механизмов. Специалисты рекомендуют использовать силиконовые составы, чтобы обрабатывать цилиндровые замочные личинки. Регулярное применение таких средств предотвращает появление коррозии на поверхности и защищает замочный механизм от повышенного уровня влажности.
WD-40
Если замочный механизм давно не смазывался, можно обработать его средством WD-40. Это высокоэффективный состав, который подходит для устранения ржавчины с поверхности замочного механизма. Средство идеально подходит для восстановления работоспособности старых замков, которые покрыты прочным слоем коррозии.
Углеродная
Некоторые люди для обработки замочков пользуются специальными графитсодержащими углеродными составами, которые в разы продлевают срок функционирования замочных механизмов. Наносить углеродные смазки надо, когда замок начало заклинивать, и ключ, находящийся в нем, перестал поворачиваться.
Дополнительно
Есть несколько дополнительных разновидностей смазки, которыми пользуются реже, чем вышеперечисленными.
Литол, солидол
Иногда замочные скважины, которые начали хуже работать, смазывают солидолом или литолом. Такие средства представляют собой мягкую и прочную густоватую массу, которая не теряет своих свойств при любом уровне влажности и температурных показателях. Выпускают различные разновидности составов, однако популярностью пользуется садовый солидол и средство с добавлением графитового порошка.
Подсолнечное масло
Это распространенный состав, которым пользуются для смазывания дверных механизмов на протяжении многих лет. Подсолнечное масло есть практически в каждом доме и поэтому именно им чаще всего обрабатывают замочки. Специалисты советуют пользоваться этим средством только в том случае, если нет других смазывающих составов.
Растопленный жир
Иногда у людей нет подсолнечного масла и других средств, которые можно было бы использовать. В таком случае можно воспользоваться расплавленным жиром. Это отличный смазывающий состав, который способен восстановить нормальную работу деталей замочной скважины. Однако часто пользоваться расплавленным жиром нельзя, так как в будущем он может ухудшить работу замка.
Отработка
Отработкой называют использованное машинное масло, которое считается неплохим средством для смазывания замка. Оно подойдет для стандартных разновидностей замочных скважин, которые устанавливаются в большинстве входных дверей. Также машинным маслом можно обрабатывать замки, встроенные внутрь автомобильной двери.
Особенности
Обработка различных замков имеет определенные особенности, с которыми надо ознакомиться.
Дверной замок автомобиля
Прежде чем заняться смазыванием автомобильного замка, придется снять его с двери. Для этого рожковым ключом откручиваются крепежные болты, отвечающие за крепление замочной конструкции. Избавившись от креплений, дверную ручку сдвигают в сторону и снимают замочную конструкцию. Затем ее заливают машинным маслом и устанавливают на место. Процедуру проводят регулярно, 2-3 раза в год.
Сульвадный замок
При обработке таких замочных систем нельзя использовать обычные смазочные смеси, так как из-за них механизм может заклинить. Специалисты советуют обрабатывать такие изделия графитовой пылью, которая защищает металлические поверхности от коррозии и предотвращает сильное трение деталей. Также можно воспользоваться аэрозолем силиконового типа, который улучшает скольжение элементов замочка.
Цилиндровый
Замки цилиндрического типа оснащаются специальным ригелем, который надо обрабатывать WD-40. Цилиндрические модели надо смазывать намного чаще, так как они быстро пересыхают. Чтобы защитить поверхность замка от коррозии, смазыванием занимаются не реже четырех раз за год.
Кодовый
Некоторые современные модели оснащаются специальным кодовым механизмом, который повышает надежность двери. Со временем механизм хуже работает из-за нехватки смазки. При смазывании таких изделий пользуются аэрозолями УПС-1 или WD-40, которые надо впрыскивать внутрь специальных отверстий.
Выбор смазки для замка двери автомобиля
В настоящее время для владельцев жилья предлагает множество различных материалов, при помощи которых может выполняться смазка дверного замка. Причем речь в данной ситуации идет как о специально выпускаемых составах, так и многочисленных средствах, используемых отечественными умельцами и изобретателями.
К числу наиболее эффективных вариантов следует отнести силиконовую смазку. Она прекрасно подходит для различных замков, особенно успешно применяясь для личинок запирающих устройств цилиндрового типа. Важным достоинством материала выступает его долговечность при вполне разумной стоимости.
Нередко для смазки запирающих устройств применяются еще два вещества, прекрасно знакомых автолюбителям. Речь в данном случае идет о солидоле и литоле. Они достаточно давно и успешно используются в подобных целях, а приобрести их можно практически в любом магазине автозапчастей или хозяйственных товаров.
Из числа подручных средств, применяемых в отечественных условиях крайне широко, следует выделить подсолнечное масло, растопленный жир и графитовую пыль. Все три варианта сложно назвать особо эффективными, однако, определенную пользу в течение короткого времени они принести вполне могут. Исключением является графит, который получается измельчением стержня обычного простого карандаша. Он выступает отличным вариантом сухой смазки для замков сувальдного типа.
Нередко для смазывания запирающих устройств применяется достаточно известное средство антикоррозионной обработки WD40. Этот состав рекомендуется использовать для старых замков, так как он эффективно препятствует повторному появлению ржавчины. В результате срок службы изделия существенно увеличивается.
Замок на квартирной двери достаточно смазывать раз в год, а на подъездной – не реже, чем каждые три месяца
Когда нужно обрабатывать?
Всякую дверную фурнитуру необходимо периодически смазывать, причем проводить такие работы нужно не по мере возникновения сложностей, а регулярно, чтобы избежать многих неприятностей с замком. Ни для кого не секрет, что именно данная деталь играет важнейшую роль в обеспечении сохранности и безопасности жилища, и когда замок выходит из строя, возникает потенциальная угроза как для самого дома, так и для его обитателей.
Смазку проводят в следующих целях.
- Для скольжения – использование смазочного состава облегчает свободное проворачивание механизма и его эксплуатацию.
- Для уменьшения степени износа – если в замке слишком мало смазывающей жидкости, то вся работа системы затруднена, при этом детали начинают притираться, с металла слетает стружка, и внутрь начинают попадать пылевые частицы, которые действуют, как грубые абразивы.
- Для борьбы с накоплением пыли – при нехватке смазки частицы начинают слипаться в твердые комки и полностью блокируют свободное движение разворачивающихся ригелей.
- Для предотвращения появления ржавчины. Коррозия металла – это основной враг каждого механизма, выполненного из металла, она приводит к полному или частичному разрушению материала, в этом случае все элементы замка заедают, а то и вовсе перестают перемещаться.
Домашние замки
На домах и внутри помещений стоят как правило разные типы запирающих устройств. В железной входной двери квартир обычно врезан сувальдный замок. Его механизм закрыт кожухом, а замыкание происходит несколькими штырями. Устройство это достаточно сложное, и использовать народные средства не рекомендуется. Специалисты считают оптимальной сухую графитовую смазку либо «Литол», если дверь наружная и выходит на улицу.
Как смазать сувальдный замок:
- Открыть дверь и до предела выдвинуть механизм штоков.
- Покрыть штыри сухой смазкой.
- Несколько раз полностью закрыть и открыть замок.
Между комнатами чаще всего стоят более простые замки — цилиндровые. Если такой стал заедать, стоит смазать его ригель. Идеальным также является графит или другая сухая смазка на его основе. Алгоритм профилактики тот же, что и у сувальдного замка.
Если смазка не помогла
Скорее всего, если не проводилась профилактика и механизму уже несколько лет, простой смазки будет недостаточно. Придётся вынимать и разбирать замок. Процедура требует опыта и аккуратности, иначе механизм не встанет на место.
Порядок действий:
- Вынуть сувальдный замок, вскрыть.
- Кистью очистить от мусора.
- При необходимости — ватными или марлевыми турундами и спиртом либо другим растворителем почистить от ржавчины.
- Смазать сухой смазкой.
- Собрать и поставить на место.
Цилиндровые конструкции, по большому счёту, одноразовые. Попробуйте вынуть личинку, очистить от мусора и грязи, сухим способом смазать ригель и ось его вращения, прокрутите несколько раз. Поставьте в дверь и попробуйте действие. Если не помогло — замок придётся менять.
Профилактика — важнейшее условие для замков. Заводская смазка служит не дольше 1 года, позже её нужно обновить. Разбирать замок не лучшая идея, если только вы не слесарь. Полноценную чистку и смазку лучше доверить профессионалам. Однако каждому под силу раз в 4 месяца или хотя бы раз в год нанести смазочный материал на основание ригелей и несколько раз закрыть-открыть механизм.
Современная промышленность предлагает удобные баллоны с длинными тонкими насадками, которые позволяют работать точечно и аккуратно. Такого ухода чаще всего оказывается достаточно, чтобы замок оставался исправным долгие годы.
Причины заедания замков
Самая распространенная причина заедания запорного механизма — это попадание пыли. Со временем, пыль спрессовывается вместе с мелкими частицами металлической стружки и блокирует поворот ключа и ригелей.
Вторая причина заедания, заключается в истирании деталей механизма. Это результат отсутствия ухода или его некачественного выполнения. В процесс работы детали постепенно притираются друг к другу, провоцируя образование металлической стружки, что со временем приводит к полному износу деталей.
Следующая причина — это образование ржавчины внутри механизма. В основном это проблема внешних замков, которые под влиянием погодных условий приходят в негодность. Если предотвратить попадание влаги на сам механизм, можно избежать поломок и заклинивания в процессе эксплуатации.
И еще одна распространенная причина — это нарушение скольжения подвижных частей механизма. Это следствие отсутствия смазки, поэтому регулярное смазывание механизма и его чистка существенно продлит срок эксплуатации устройства без нареканий от владельца дома или гаража.
Свойства смазок
В первую очередь разберемся с тем, каким требованиям должны отвечать средства для смазки замков дверей. К ним относится:
- сохранение своих эксплуатационных свойств в условиях низких температур;
- противодействие коррозионным процессам;
- низкий коэффициент трения;
- устойчивость к смыванию не только водой, но и различными составами на основе солей и щелочей;
- продолжительный срок действия.
Средство обязательно должно быть гидрофобным, то есть, таким, которое не растворяется водой. В противном случае оно легко вымоется из полости. Также оно должно препятствовать попаданию влаги в объем, куда заложено само.
Смазки предназначены для выполнения профилактических действий. Однако, если замок у вашей машины уже замерз, то существует .
Чем смазать пластмассовую молнию, чтобы легче закрывалась?
Свеча из парафина
Ещё одно из подручных средств это парафиновая свеча. С её помощью можно смазать зубчики и тогда пластиковая застёжка начнёт работать вновь, как новая. Но, есть один важный нюанс. Очень часто застёжка начинает заедать от того, что при стирке между зубчиками накопились или остатки стирального порошка, или просто скопилась грязь, мусор. В этом случае рекомендуется для начала взять щёточку и аккуратно почистить пространство между звеньями.
Мыло
При этом мыло должно быть сухим и очень важно, чтобы им натереть и сам замочек, и зубчики, тогда он будет двигаться намного быстрее