Система охлаждения лада калина: схема и доработка сод калина

В каких случаях воздух способен проникнуть в систему?

Когда владелец приобретает новый автомобиль, то у него появляется неоспоримое преимущество, ведь он может ощутить и запомнить, как работает каждый узел или агрегат, находящийся в неизношенном состоянии. По истечении некоторого пробега у счастливого обладателя новой Лада Калина уже присутствует четкое представление, как должен функционировать исправный автомобиль.

Система охлаждения гарантирует исправную работу отопителя и отсутствие перегрева мотора. И пока циркуляции антифриза ничего не мешает, владелец может быть спокоен.

Выгнать воздушную пробку из системы охлаждения автомобиля можно несколькими способами. Рассмотрим первый вариант:

  1. Устанавливаем рукоятку регулятора отопителя на максимальное значение.
  2. Перемещаемся под капот, где необходимо снять декоративную крышку.

Нужные патрубки отмечены стрелочками.

Второй способ

Второй способ очень похож на первый. Но в этом случае вам не придётся отвинчивать крышку бачка. Все манипуляции проводятся в несколько этапов.

  1. Двигатель нужно предварительно довести до уровня рабочей температуры, после чего – заглушить.
  2. Снимает с дроссельного узла шланг.

Шланг снимаем очень осторожно – охлаждающая жидкость бывает горячая!

Третий способ

  1. Устанавливаем машину таким образом, чтобы уровень её передних колес оказался выше, чем задних. Для этого можно заехать на эстакаду или насыпь.
  2. Снимаем пробку, расположенную на корпусе радиатора.
  3. Откручиваем крышку расширительного бачка.

Как только уровень упал ниже риски MIN, необходимо долить антифриз.

Если у вас уходит уровень охлаждающей жидкости, то где-то в систему попадает и воздух.

Основной признак неисправности – снижение эффективности работы печки. Кроме того, из-под панели может доноситься характерное журчание ( булькание ), что свидетельствует о достаточно большой воздушной пробке.

Подобные звуки возникают тогда, когда циркуляция антифриза нарушается ввиду завоздушенности системы.

Пробка может образоваться и в корпусе термостата. Об этом свидетельствует увеличенное время прогрева двигателя. Из-за воздуха клапан термостата постоянно находится в открытом состоянии, а потому жидкость циркулирует только по большому кругу охлаждения.

Существует три основных фактора, провоцирующих проникновение воздуха в охладительный контур:

  1. Неаккуратный долив антифриза.
  2. Частичная разгерметизация системы.

В контур охлаждения воздушная пробка может попасть в трех основных ситуациях, а именно:

  • когда владелец неумело заливает антифриз или пополняет систему до нужного уровня;
  • если происходит частичная разгерметизация контура, предполагающая проникновение воздушной пробки сквозь неплотные соединения магистралей с элементами системы;
  • при появлении неисправности клапана, присутствующего в пробке расширительного бачка (клапан необходим для стравливания избытков давления из указанной емкости). И тогда потребуется информация, как выгнать воздух из системы.

Ликвидировать пробку в контуре охлаждения силовой установки Лада Калина можно несколькими способами. Далее рассмотрим их особенности как убрать воздух.

В качестве конструктивного удобства охлаждающего контура LADA Kalina фигурирует расположение дроссельного узла. Он находится в самой высшей точке системы. Порядок ликвидации пробки следующий.

  1. Переключатель температуры отопителя (рукоятка в салоне) устанавливаем на максимум.
  2. Под капотом снимаем защитную панель клапанной крышки.
  3. Отверткой (крестообразной) ослабляем хомут и со штуцера дроссельного узла снимаем подводящий резиновый патрубок (можно также прибегнуть к снятию отводящего шланга).
  4. На расширительном бачке откручиваем крышку.
  5. Теперь пользуемся собственным ртом. С его помощью и через стерильную ткань нагнетаем накопленный в легких воздух внутрь расширительного бачка. Делаем это до момента появления антифриза из указанного штуцера.
  6. Если это удалось, то возвращаем на место шланг, закрепляем его и накручиваем крышку на бачок.

Однако это не единственный метод, как убрать воздух.

Принцип его тесно перекликается с манипуляциями при первом методе. Здесь не потребуется пачкать рот и даже открывать крышку бачка. Все действия сводятся к тому, что:

  • прогреваем мотор до уровня рабочей температуры и глушим;
  • аккуратно снимает тот же шланг с дроссельного узла;
  • наблюдаем вытекание жидкости из штуцера: если она появляется, то возвращаем шланг и затягиваем хомут;
  • одноразовое выполнение манипуляции может не принести успех, поэтому процедуру проделываем еще раз до появления жидкости.

Источник

Принцип работы

Схематично отопительный контур ОС можно представить в виде длинного вертикального кольца. Одна сторона кольца – с горячей водой (стояк подачи от котла к РБ), другая сторона – с холодной (стояк с обраткой от радиаторов). Плотность горячего теплоносителя меньше, чем холодного – от нагревания вода расширяется.

Следовательно, вес воды и давление водяного столба в холодной части контура будет выше, чем вес воды и давление столба в горячей ветке.

По закону сообщающихся сосудов жидкость будет стремиться к уравновешиванию давлений – к переходу из холодной ветки в горячую.

Так как контур — это такое замкнутое кольцо, происходит циркуляция или самотёк теплоносителя.

  • Стояк подачи максимально утепляется по всей высоте.
  • Котёл находится как можно ниже последнего радиатора.
  • В контуре имеется ёмкость для выхода избыточного объёма нагретого теплоносителя – расширительный бак (для обеспечения пониженной плотности и низкого давления водяного столба в нагретой ветке).

С естественной циркуляцией

Теплоноситель при естественной циркуляции движется под действием циркуляционного напора Pн (в мм. водного столба):

Pн=H x (pхол — pгор).

  • Н – перепад высот между котлом и последним радиатором, м;
  • pхол — плотность воды в холодном стояке обратки, кг/м³;
  • pгор — плотность воды в горячем стояке подачи, кг/м³.

Во время циркуляции по контуру теплоноситель тратит часть давления на преодоление гидравлического сопротивления труб, радиаторов, запорной арматуры. Поэтому при проектировании ОС выбирают материалы с низким гидравлическим сопротивлением, чтобы они в сумме не превышали расчётный напор Pн(не запирали систему).

Важно! В теплоносителе ОС присутствует воздух, который подмешивается в расширительном бачке. Для удаления воздуха трубы делают с наклоном не менее 3–5 мм на п

м. трубы.

С циркуляцией от насоса

Для увеличения естественного напора в контур ОС включают циркуляционный насос.

Существует два места врезки насоса в существующую ОС:

  1. На трубе обратки перед котлом. Расширительный бачок при этом переподключают к трубе обратки перед насосом (в зоне всасывания).
  2. На верхней подающей трубе сразу после точки подключения расширительного бачка.

Справка! Место врезки насоса оборудуют байпасом с лепестковым обратным клапаном.

Однотрубная

Однотрубная система с естественной циркуляцией делается только с верхней раздачей теплоносителя.

Все радиаторы в стояке однотрубной ОС соединяются последовательно – выход одной батареи подключается ко входу другой.

  • Малое количество труб.
  • Простота монтажа.
  • Несбалансированность системы – верхние батареи горячие, нижние – холодные. Для выравнивания температурного режима нижние радиаторы устанавливают с большим количеством секций.
  • Невозможность проведения терморегуляции из-за высокого сопротивления регулирующих кранов.

Двухтрубная

Двухтрубная система характеризуется тем, что к каждому радиатору подходят две трубы: одна доставляет горячий теплоноситель от стояка подачи, другая отводит охлаждённую воду в стояк обратки.

  • Сбалансированность всех батарей по температуре.
  • Радиатор можно заменить без отключения котла.
  • Увеличенный расход труб.
  • Трудоёмкость монтажа.

С верхней подачей

Горячая вода подаётся от котла вверх по вертикальному стояку на чердак или под крышу, откуда разводится по лежакам к вертикальным радиаторным веткам (как однотрубным, так и двухтрубным). Пройдя радиаторы, охлаждённый теплоноситель собирается в обратку и поступает в котёл.

Диагностика работы печки

Радиатор печки

Работу системы отопления следует периодически контролировать. Такую проверку можно провести следующим образом.

  1. При заведенном двигателе проверяем работу печки без нагрева воздуха во всех скоростных режимах вентилятора.
  2. Контролируем изменение направления потока воздуха при регулировке на переключателе направлений.
  3. При достижении двигателем рабочей температуры проверяем степень нагрева поступающего в салон воздуха, переведя регулятор в красную зону.
  4. Проверяем работу заслонок отопительной системы, периодически перемещая регулятор из красной зоны в синий сектор. Степень нагрева воздуха должна изменяться.

Понять, что течет печка, владелец машины может не сразу. Коврики в салоне не обязательно будут мокрыми и стойкий запах антифриза не всегда появляется. Это объясняется возможным скорым испарением вытекающей жидкости. Печка в Ладе Калина не имеет выведенных в салон патрубков, которые могли бы износиться.

Конструкция системы охлаждения ЛАДА Калина

Система охлаждения: 1 — расширительный бачок; 2 — отводящий шланг радиатора; 3 — наливной шланг; 4 — радиатор; 5 — паро-отводящий шланг; б — подводящий шланг радиатора; 7 — электровентилятор; 8 — кожух электровентилятора; 9 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дроссельный узел; 12 — кронштейн трубы насоса охлаждающей жидкости; 13 — насос охлаждающей жидкости; 14 — труба насоса охлаждающей жидкости; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — отводящий шланг радиатора отопителя; 17 — выпускной патрубок; 18 — шланг трубы насоса охлаждающей жидкости; 19 — корпус термостата

Расширительный бачок. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN». В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотво-дящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом. Расширительный бачок калина

Крышка расширительного бачка с клапанами. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери}. Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе). Крышка расширительного бачка с клапанами

Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, за которым находится сальник. В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя. Насос рекомендуется заменять в сборе. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. Насос охлаждающей жидкости калина

Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов циркуляции:

  • Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции.
  • Движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.

В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.

Термостат. Он имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости. На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор. При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал. При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается. Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя. Термостат калина

Датчик температуры охлаждающей жидкости. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов. В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера. Датчик температуры охлаждающей жидкости калина

Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводя-щего шланга. На радиаторе установлен кожух с электовентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка. радиатор калина Вентилятор поддерживает тепловой режим работы двигателя, включается через реле по сигналу контроллера.

Лада Калина Хэтчбек 11193 Чернушка Бортжурнал Необычная неисправность системы отопления

Привет!Напомню историю, 2 месяца назад я купил Калину 2010 года выпуска, я второй хозяин. Уже при покупке имелась «неисправность» системы отопления, вентилятор не работал на второй скорости. Да да, именно на второй. Первая, третья и четвёртая работали. Не правда ли, странно? Вот и мне показалось, ведь известны в природе две стандартные неисправности:1. Работает только четвёртая скорость -> тогда 100% сломался дополнительный резистор отопителя (точнее его плавкий элемент).2. Не работает первая скорость -> тогда, вероятно, плохо вращается двигатель вентилятора.

А у меня не работает только вторая, начал искать проблему. Сначала изучил электросхему отопителя, всё точно как и на других вазах: первая, вторая и третья скорость приходят с переключателя на дополнительный резистор отопителя, в котором напряжение понижается до соответствующего скорости. Четвёртая скорость в понижении напряжения не нуждается (как самая мощная) и соединена напрямую, в обход резистора, поэтому, кстати, при неисправности резистора только она и работает

Итак, первым делом я вытащил резистор, для того, чтобы открыть лючок обычно используют маленькую отвёртку, но т.к. её под рукой не оказалось (есть примеры когда её долго ищут: www.drive2.ru/cars/lada/k…rnal/4899916394579103812/), я использовал складной нож. Вытащил резистор, прозвонил, он полностью исправен, как и ожидалось, раз первая и третья скорости работают.Фото резистора (внимательный читатель уже понял в чём проблема, но для меня тогда это ещё было не очевидно):

А что там ещё может ломаться кроме резистора? Наверное переключатель — подумал я. Не, ну логично, переключение во второе положение если не срабатывает, вот оно и не работает.Начал снимать панель:снял пепельницувыбил изнутри накладки рядом с аварийкой (доставаться кстати совсем не хотели)снял панель и вынул таки переключатель.Прозвонил… работает! Тогда стало совсем грустно, ведь ломаться то в этой системе больше нечему))) Начинали закрадываться крамольные мысли, а не обрыв ли это провода)

Фото контактов переключателя режима работы вентилятора отопилятя:

(цифры соответствуют скоростям, 1-3 провода далее направляются к дополнительному резистору отопителя, 4, как я уже говорил ранее, включен напрямую)

И тут меня осенило! Так, три скорости идут на резистор, это три провода, ещё один провод с резистора выходит, значит у него должно быть… 3+1, 4 контакта! А у моего резистора три и контакта нет как раз в том месте, где с переключателя приходит вторая скорость!Общеизвестен факт, что на Калину подходят резисторы с десятки, но как выяснилось их существует два типа! Первый тип три контакта (каталожный номер: 21100-8118022-00), второй тип 4 контакта (каталожный номер: 2123-8118 022), четырёхконтактный ещё применяется на Шевроле Ниве.Ну и всё, сьездил в магазин, купил четырёхконтактный резистор, подсоединил, всё заработало))) Видимо у первого владельца заводской резистор сломался и он поставил трёхконтактный. Вот так бывает Заодно, раз снял панель, решил протянуть провода и поставить кнопку противотуманок, сами противотуманки буду ставить как будет тепло, в -20 нет желания снаружи машины что то делать)

Спасибо за внимание

Система охлаждения двигателя: СОД Калина и доработка

Сейчас читают

Сразу отметим, правильная доработка начинается с того, что необходимо несколько изменить распределение потоков антифриза в системе охлаждения ВАЗ-1118 Калина. Это позволит уменьшить интенсивность завоздушивания по причине подклинивания компенсационного клапана крышки расширительного бачка.

Обратите внимание, просто убрать клапан из крышки, как многие предлагают, настоятельно не рекомендуется, так как двигатель может перегреться. Лучше уже тогда в прошивке снизить температуру включения вентилятора до 98 градусов

Еще один способ — врезать в подводящий патрубок радиатора адаптер, куда устанавливается датчик ТМ-108 от ВАЗ 2109, тоже не рекомендуется. Хотя эти способы часто рассматривают на профильных форумах, их предлагают некоторые автовладельцы и гаражные специалисты, опытные мастера советуют все же идти другим путем. Более правильный метод предполагает модернизацию системы охлаждения на Калине как с механическим дросселем, так и электронным.

В общих чертах, необходимо выполнить следующие действия:

  • нужно слить ОЖ, после чего поставить заглушку в патрубок, который соединяет большой круг охлаждения и расширительный бачок;
  • далее свободный штуцер соединяется с нижним шлангом отопителя через тройник. Для этих целей подойдет тройник ВАЗ 2110;
  • следующий шаг — заглушить дальний шланг (тонкий отводящий шланг), предназначенный для подогрева дроссельного узла;
  • затем освободивший штуцер нужно состыковать через подходящую трубку с расширительным бачком. Чтобы это сделать, в верхнюю полость нужно врезать еще один «сосок». Также можно подключиться через тройник, чтобы подсоединиться к тонкому вводу;
  • после следует залить ОЖ, причем немного выше отметки «макс», завести двигатель и прогреть агрегат до момента, пока включится вентилятор. Завершающим этапом будет развоздушивание системы и корректировка уровня антифриза или ТОСОЛа.

Данная модернизация позволяет реализовать пароотвод через малый круг, а также завоздушенную жидкость можно забирать в самой верхней точке системы охлаждения. Кстати, что касается версии с электронной педалью газа, в этом случае тонкий штуцер термостата соединяют с верхней частью расширительного бачка.

Опять же, можно подключить через тройник или врезать дополнительный штуцер. При этом стандартную трубку от термостата нужно заглушить. Далее нужно отключить и заглушить нижний шланг расширительного бачка системы охлаждения, далее подключается дополнительная магистраль от тройника. В свою очередь, тройник врезается в обратку отопителя.

Результатом подобных действий станет активное развоздушивание системы охлаждения, печка будет нормально греть на разных оборотах, а также температура двигателя всегда буе оставаться на нормальном уровне независимо от режима и нагрузки на мотор. 

При этом вполне очевидно, что в случае исправности на Лада Калина термостат менять не обязательно. Другими словами, причина перегревов или холодной печки не в нем. В свою очередь, более комплексное усовершенствование системы охлаждения Лада Калина позволяет решить целый ряд проблем.

На низких оборотах печка дует холодом: причины и их решения.

Мы всегда говорим о том, что в автомобиле все взаимосвязано, поэтому при поломке одного из его элементов, источник неполадки нужно искать во всем, что напрямую или косвенно с этим элементом связано. Система охлаждения не исключение. Выдавать на холостых оборотах холодный воздух она может при следующих обстоятельствах:

в расширительном бочке слишком мало охлаждающей жидкости (ОЖ);

Пожалуй, это самый распространенный вариант. Согласитесь, пусть мы и знаем, что количество антифриза в системе нужно проверять перед каждой поездкой, делаем мы так далеко не всегда. Как следствие, уровень охлаждающей жидкости может стать критически низким, то есть недостаточным для того, чтобы справляться со своими функциями на малых скоростях.

Что делать: проверить уровень ОЖ в расширительном бочке и при необходимости долить до нужного уровня.

где-то образовались воздушные пробки;

В случаях, когда недавно имели место работы, требующие замены или частичного слива тосола, причиной того, что отопитель дует прохладой, могут стать образовавшиеся внутри трубок воздушные пробки, которые просто не позволяют охлаждающей жидкости нормально циркулировать.

Что делать: поставьте перед машины на горку, скрутите пробку с расширительного бочка, заведите авто и подождите пока оно прогреется – вы заметите появляющиеся пузырьки, как только они пройдут – глушите машину, ждите пока она немного остынет (чтобы не обжечься) и возвращайте крышку на место.

неисправна помпа;

Еще одна проблема, по которой теплый антифриз может не дойти до нагревателя, – это неисправный водяной насос.

Что делать: обнаружить данную неполадку часто довольно просто по характерному стуку и грохоту. Если таковой замечен не был, понаблюдайте за своим транспортным средством, если оно сильно греется, вплоть до закипания, – снимите помпу и разберите ее. Если «крыльчатка» живет своей жизнью или вообще не крутится, замените ее или весь водяной насос целиком.

засорились трубки радиатора

Весьма распространенный вариант, наравне с недостаточным уровнем ОЖ: на стенках трубок, подающих последнюю в радиатор, во время эксплуатации постепенно накапливаются соли и грязь, со временем их становится настолько много, что горячая жидкость даже не может через них пройти. В результате радиатор остается холодным, как и воздух, проходящий сквозь него.

Что делать:

Вариант 1. Промойте систему. Для этого слейте имеющуюся в ней ОЖ, а на ее место залейте специальный состав для промывки или концентрированный раствор лимонной кислоты. Заведите мотор и дайте ему прогреться до рабочей температуры. Слейте чистящий раствор и залейте свежую ОЖ.

Вариант 2 (обычно используется, только если предыдущий способ оказался неэффективным). Замените трубки и радиатор.

перекрыта подача ОЖ;

Практически каждый современный автомобиль оснащен краном, позволяющим перекрывать подачу антифриза в отопитель. Он позволяет избежать риска перегрева салона в теплое время года, но при этом, являясь слабым местом системы отопления, может создавать дополнительные неприятности.

Что делать: проверить положение крана и при необходимости его открыть. Если кран заклинило, он подлежит замене.

Небольшой совет: если вы являетесь владельцем автомобиля марки ВАЗ, советуем немного переплатить и приобрести краник не отечественного производства, а марки Audi – с ним вам не придется осуществлять замену каждые полгода.

невысокая температура охлаждающей жидкости;

Последняя ситуация, при которой отопитель может отдавать холодом, – это холодный антифриз. А быть он таким может в двух случаях:

  1. на улице слишком холодно, поэтому при коротких поездках двигатель просто не успевает прогреваться

Что делать: утеплить моторный отсек.

  1. сломался термостат – его заклинило в открытом положении, в следствие чего ОЖ «гоняет» по большому кругу, не давая ему нормально прогреться.

Что делать: проверить и при необходимости заменить вышедшую из строя деталь.

Основные причины неисправности системы охлаждения Калина

Как уже было сказано выше, система охлаждения ДВС на Калине имеет определенные недоработки, которые при этом можно устранить. На деле, самой проблемной оказалась система охлаждения Калина 1, хотя есть нарекания также на СОД Калина 2.

В любом случае, если имеют место перегревы, завоздушивание системы или не греет печка Лада Калина, доработка данной системы просто необходима. При этом не следует сразу менять термостат Лада Калина на более «горячий» при холодной печке, врезать штуцера и «тройники» для быстрой доработки самой СО и т.п., не разобравшись во всех вопросах.

Владельцы отмечают следующие признаки наличия воздуха в системе охлаждения:

  • печка не дует теплым воздухом на холостых, малых и даже средних оборотах;
  • мотор перегревается, хотя указатель температуры показывает норму;
  • в патрубках ощущается «пустота», нет плотного наполнения;

Как правило, причин образования воздушной пробки несколько, начиная с плохой герметичности в области соединения патрубков и заканчивая проблемами с радиатором охлаждения или радиатором печки. При этом часто многие упускают из виду крышку расширительного бачка.

Обратите внимание, на Калине это слабое звено, клапанный механизм крышки расширительного бачка не отличается надежностью, залипание «всасывающего» клапана вызывает завоздушивание, также неисправности клапана сброса избыточного давления становятся причиной разгерметизации радиаторов. Само собой, крышку лучше поменять

Далее нужно выждать, пока появится ТОСОЛ и поставить трубку на место. Далее нужно прогреть машину до момента открытия термостата, после чего повторить описанные выше действия еще пару раз.

В том случае, если проблемы развоздушиванием и заменой крышки решить не удалось, системе нужна полная диагностика. Если же в рамках диагностики явных неполадок не выявлено, тогда потребуется доработка.

Элементы конструкции

Расширительный бачок машины Лада Калина изготовлен из прозрачного полиэтилена. Рассматриваемая система герметична за счет наличия впускного и выпускного клапанов. Схема СОД в Калине предусматривает наличие насоса охлаждающей жидкости. Корпус устройства изготовлен из алюминия. Внутри агрегата предусмотрено контрольное отверстие, с помощью которого определяется течь жидкости при поломке насоса.

Система охлаждения мотора автомобиля Лада Калина состоит из 2 кругов циркуляции:

  • жидкость двигается через рубашку и радиатор (большой круг);
  • жидкость двигается только по рубашке (малый круг).

Схема СОД предусматривает постоянную циркуляцию жидкости. При этом не учитывается положение клапанов термостата. Последнее устройство состоит из 2 клапанов, перераспределяющих потоки охлаждающей жидкости. На холодном моторе жидкость циркулирует по маленькому кругу.

Чтобы контролировать в системе температуру, используют специальный датчик. Он расположен в головке БК и связан с указателем температуры. С помощью радиатора отопления обогревается салон в Калине. Устройство состоит из 2 вертикальных бачков и трубок, расположенных в 2 ряда (горизонтально). Последние элементы соединены с бачками за счет резиновой прокладки.

Жидкость поступает в систему через верхний патрубок, а отводится — через нижний. Внизу бачка предусмотрена сливная пробка. Вентилятор запускается по сигналу контроллера. Причины выхода из строя СОД:

  • утечка жидкости из старого хомута (устанавливают новый агрегат);
  • пробитый радиатор (производятся ремонтные работы).

Схема системы охлаждения и принцип работы

Схема системы охлаждения двигателя

Итак, многие автовладельцы знакомы с основными частями системы охлаждения двигателя. Но, все-таки стоит более детально разобрать, что входит в эту не сложную конструкцию, которая не дает силовому агрегату нагреваться:

  1. Радиатор охлаждения. Служит для того, чтобы при помощи встречного потока ветра охлаждать нагретую жидкость, которая попала в него через большой или малый круг.

  2. Вентилятор охлаждения радиатора. Электрическое устройство, которое дополнительно с потоком встречного воздуха помогает охлаждать жидкость. В зимнее время, он включается довольно редко, а вот в летние – часто, из-за того, что воздух имеет высокую температуру и не может достаточно обеспечить охлаждение.

  3. Расширительный бачок. Как известно, при нагреве жидкость имеет свойство расширяться, таким образом, жидкости необходимо, куда-то деваться. Именно в расширительный бачок она и уходит при нагреве, а при полном охлаждении возвращается в систему.

  4. Датчик температуры охлаждения. Служит как сигнализатор для ЭБУ при граничном повышении в системе температуры, а также показывает рабочую температуру системы, которую можно увидеть на приборной панели. В случае перегрева двигателя подаст сигнал, на панели приборов загорится сигнализатор, данные запишутся в память ЭБУ соответствующим кодом ошибки.

  5. Водяной насос или помпа. В основе лежит крыльчатка, которая приводится в действие при помощи шкива. Считается принудительным узлом, что циркулирует жидкость по системе охлаждения.

  6. Термостат. Эта деталь перераспределяет потоки охлаждающей жидкости по системе по малому или большому кругу. Так, для прогрева силового агрегата термостат открывается на малый круг, а вот если двигатель начинает нагреваться и температура переваливает за 85 градусов Цельсия, то идет открытие на большой.

  7. Радиатор отопителя. Этот узел также принимает участие в работе системы охлаждения двигателя. Он обеспечивает подогрев салона автомобиля, а также служит неким охладителем для основной системы, хотя его использование ограничивается холодным временем года.

  8. Патрубки системы охлаждения. По трубопроводам проходит жидкости от одного узла к другому.

Конечно, в самом блоке цилиндров и головке, также имеются каналы, которые служат охладителем, где жидкость нагревается. Рассмотрим, основные этапы рециркуляции ОЖ по системе: с радиатора, через магистраль, жидкость попадает в термостат, который в зависимости от температуры пускает жидкость по малому или большому кругу. Далее, жидкость проходит через силовой агрегат, где выходит на помпу, которая проталкивает ее в радиатор.

Основные неисправности и пути решения

У первого характерно заклинивание на малый круг, что приводит к частому включению вентилятора и возможно перегреву двигателя. Во второго – износ шкива, а также вала, которые при выработке, начинают пропускать жидкость наружу.

Таким образом, потеки с помпы могут свидетельствовать тому, что она «на грани» и её необходимо немедленно заменить. Признаком выхода из строя термостата становится частый перегрев и включение вентилятора. При проявлении таких факторов необходимо заменить деталь. Если вентилятор, наоборот, не включается, то поломка либо в реле, либо сгорел предохранитель.

Последствия несвоевременной замены элементов СОД

Последствиями несвоевременной замены узлов системы охлаждения на автомобиле может стать:

  • Перегрев головки блока цилиндров, что приведет к пробою прокладки, а также, что более плачевно, деформации и изгибу ГБЦ. Такие последствия приведут к шлифовке внутренней поверхности, а также капитальному ремонту узла.
  • В худшем случае, охлаждающая жидкость попадет в цилиндры двигателя и он просто застучит. При этом владелец может отделаться капитальным ремонтом или же заменой основного силового агрегата.

Это основные последствия, которых стоит опасаться, поэтому диагностику и ремонт системы охлаждения необходимо проводить каждые 20 000 км пробега.

Тюнинг

Многие автолюбители, чтобы улучшить характеристики системы охлаждения устанавливают на Калину спортивные комплекты. Так, их можно заказать в магазинах или приобрести на авторынках. Какие же отличие они имеют от стандартной системы СОД:

  • Устанавливается дополнительная помпа с электрическим приводом.
  • Спортивный термостат сделан с металлокерамики, поэтому срок эксплуатации, намного дольше стандартного.
  • Спортивные магистрали системы охлаждения сделаны со специального материала, которые также позволяет получить дополнительное охлаждение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector