Система вентиляции в автомобиле и особенности ее обслуживания
Содержание:
- Как быстро прогреть салон в машине
- Мифы о фильтрах
- Виды клапанов EGR
- Всесезонная работа полотенцесушителей.
- Вентиляция и кондиционирование с рециркуляцией воздуха
- Как правильно пользоваться заслонкой рециркуляции?
- Циркуляция — охлаждающий воздух
- Достоинства и недостатки
- Замена заслонки
- Монтаж системы рециркуляции
- Правила монтажа
- Включение рециркуляционных насосов в рассечку между сетевым подогревателем и котлом.
- Проблемы
Как быстро прогреть салон в машине
На улице все холоднее. А что может быть хуже, чем первые минуты в промерзшем насквозь за ночь автомобиле? Сегодня расскажем о том, как максимально быстро прогреть холодный салон.
Выставляем потоки правильно
Если у вас современный автомобиль с турбомотором, то, возможно, у вас стоит догреватель салона. В этом случае проблем нет. Но в абсолютном большинстве машин такого догревателя нет. При этом турбированные моторы вообще прогреваются крайне медленно, так что для них правильный алгоритм прогрева салона важен вдвойне.
Итак, типичная ошибка при прогреве салона состоит в том, что водители поворачивают все крутилки на максимум, переключают потоки воздуха на лобовое стекло и включают рециркуляцию. При этом многие ошибочно думают, что включится какой-то обогреватель, печка и салон наполнится теплом. На самом деле нет. Чтобы максимально быстро прогреть салон, действовать нужно с точностью наоборот, а точнее так, как действует автоматический климат-контроль.
Отключаем вентилятор и даем двигателю поработать, чтобы быстрее прогреться. Не стоит включать вентилятор на максимум, как только, стрелка стронулась с мертвой точки — так вы только снова остудите мотор, а теплый воздух так и не пойдет в салон. Правильнее всего дождаться момента, когда двигатель уже ощутимо прогрелся, пусть не до рабочих 90−110 градусов, а хотя бы до 60−70 градусов и только тогда постепенно увеличивать скорость обдува.
Если нужно, чтобы оттаяло лобовое стекло, направляем потоки воздуха на стекло, а потом открываем ход потоку и в ноги. При этом нужно, чтобы воздух забирался снаружи — так поток воздуха будет больше. Температуру необязательно выставлять максимальную, иначе лобовое стекло может треснуть из-за перепада температур внутри и снаружи машины.
Мифы о фильтрах
Среди пользователей бытуют суждения о пользе различных моделей вытяжки. В основном спор идет об эффективности фильтров и качестве удаления вредных примесей.
Низкая эффективность фильтрации
Ни одна вытяжная система не удаляет все запахи из помещения кухни на 100%. Система отвода загрязненного воздуха пригодна не для всех городских квартир из-за засорения вентиляционных каналов и шахт в многоквартирных домах. Надо делать отдельные выводы из каждой квартиры — нужно специальное разрешение. Главная задача любой вытяжки — это удаление продуктов горения, жировых капель и копоти, т. к. их отложения на мебели и стенах не добавляют антураж в интерьер помещения, да и вредны для здоровья. С этой проблемой отлично справляются фильтры циркуляционной системы.
Делаем вывод: независимо от модели вытяжки, полное удаление неприятных ароматов в принципе невозможно. С поставленной задачей по удалению копоти и жировых капель достойно справляются обе системы.
Рециркуляционные системы дороже
Теперь немного арифметики: комплект для подключения проточной системы к вентиляции дома обойдется не дешевле 1 тысячи рублей, если надо скрыть воздуховоды, то добавляйте на трубы из ПВХ еще 500 р. Работа по установке плюс разрешение — еще 4 тысячи рублей, всего минимум 1000 + 500 + 4000 = 5,5 тыс. рублей. Расходы на дополнительную вентиляцию не будем учитывать.
Угольные фильтры рециркуляционных вытяжек стоят не менее 400 рублей, на год надо не более 2—4 кассет. Получаем 800—1600 руб. в год. В итоге, мы можем пользоваться рециркуляционной системой минимум 3,5 года, а максимум около 7 лет или же потратится 1 раз на подключение вытяжки эвакуационного типа
При расчетах мы не брали во внимание, что фильтры есть и у прямоточных систем, которые тоже надо менять
Вывод: циркуляционная вытяжка экономически выгодна, затраты по замене фильтров равномерно распределяются на годы эксплуатации.
Сложно найти фильтры
В корне неверное утверждение: расходные материалы, к которым относятся угольные фильтры, делают другие производители, иногда они даже лучшего качества, чем идущие в комплекте с вытяжкой. Наценка на бренд не производится, и приобрести нужные фильтры не составляет труда.
Фильтры снижают производительность
Очередное заблуждение, никак не подкрепленное цифрами — никто и никогда не производил на эту тему исследований, тем более каких-то замеров или сравнений характеристик. Современные угольные фильтры очень тонкие, они не могут влиять на мощность или производительность вытяжной системы.
Потери присутствуют при монтаже прямоточных систем: один поворот снижает эффективность на 10 %, а без них скрытый отвод не сделать — как минимум два изгиба будет обязательно. Считаем: было 265 м3/ч по инструкции, сделали отвод с двумя поворотами, минус 20% в итоге получили 265-53=212 куб. м./ч
Вывод: не надо верить непроверенной информации и ложным мифам. Мощность и производительность указывается с учетом установленных фильтров.
Виды клапанов EGR
Расположение EGR в автомобиле На данный момент существует три разновидности клапанов EGR, различающихся по типу привода:
- Пневмомеханический — простейшая (устаревшая) система привода рециркуляции выхлопных газов. Фактически, управление клапаном в этой схеме осуществляется за счет создания разрежения во впускном коллекторе автомобиля.
- Электропневматический. Пневмоклапан EGR приводится в движение электроклапаном, управляемым ЭБУ двигателя автомобиля на основании данных комплекта датчиков (противодавления выхлопных газов, температуры, положения клапана, давления на впуске, температуры охлаждающей жидкости). Он осуществляет подключение и отключение источника разрежения к клапану EGR, имея лишь два положения. В свою очередь, разрежение в такой системе может создаваться вакуумным насосом.
- Электронный. Клапан EGR такого типа приводится в движение непосредственно ЭБУ двигателя автомобиля. Он имеет три положения, что обеспечивает более плавное регулирование потока отработавших газов. Переключение положения электронного клапана EGR осуществляется соленоидами, которые открывают и закрывают его в различных комбинациях. В такой системе разрежение не задействуется.
Всесезонная работа полотенцесушителей.
Чтобы полотенцесушители были постоянно горячими необходимо их включить в систему рециркуляции. Последовательно, одно за другим. Это не приведёт к существенному увеличению гидравлического сопротивления трассы и хоть сколько заметному охлаждению горячей воды на потребителях. Упрощенно это выглядит так: Так как полотенцесушителей великое множество я не буду расписывать как подключить полотенцесушитель. Могу подсказать, что пока они не установлены, до чистовой отделки, вместо них можно ставить перемычки из труб. Приведенная на рисунке схема подключения полотенцесушителей позволяет не заботиться о накоплении воздуха в верхнем их них. Воздух будет удаляться через краны горячей воды при открывании любого из них.
Вентиляция и кондиционирование с рециркуляцией воздуха
Активное вентилирование помещения за счет обмена большими объемами воздуха с окружающей средой оправдано, если в удаляемом из помещения воздухе содержится избыточное тепло, влага, дым, вредные микрочастицы и другие нежелательные составляющие. Особенно это актуально для производственных помещений. Однако, существует множество ситуаций, при которых стандартная приточно-вытяжная система вентиляции не очень эффективна с экономической точки зрения. Если удаляемый воздух не содержит вредных примесей, то, по сути, его активное обновление приводит к повышенным затратам. В зимнее время растут затраты на отопление, в летнее время – наоборот, на кондиционирование воздуха.
Для решения этой проблемы применяют схемы вентиляции с рециркуляцией – то есть с замкнутым оборотом воздуха. Основная идея этого подхода – в том, что удаляемый из помещения воздух полностью или частично возвращается обратно. Приток свежего воздуха тоже обязательно присутствует, в объеме не менее 10 процентов от мощности приточной установки. Но при таких объемах он уже не так сильно влияет на тепловой баланс в помещении.
При проектировании систем промышленной вентиляции используют несколько самых распространенных, зарекомендовавших себя схем с рециркуляцией воздуха:
1. Связка «фанкойл – чиллер»
Фанкойл – это специальный блок, состоящий из вентилятора, воздушного фильтра и теплообменника. Кроме того, он оснащается дренажом для отвода конденсата, который часто образуется в теплое время года. Чиллер – это, по сути, просто водяной калорифер, который используется для регулирования температуры входящего воздуха. В летнее время в него накачивается холодная вода температурой около 12 градусов, чтобы охлаждать поступающий в помещение воздух. Зимой, соответственно, наоборот – воздух нагревают.
Благодаря этой связке можно при минимальных затратах энергии осуществлять вентиляцию и кондиционирование даже очень больших помещений
Так что эту схему часто применяют, например, в супермаркетах, торгово-развлекательных центрах, ресторанах и других зданиях, в которых важно поддерживать единый климатический режим
Объемы поступающего воздуха регулируются специальными заслонками, устанавливаемыми в воздуховодах. Управление заслонками, как и температурным режимом чиллера, осуществляется централизованно, с пульта.
2. Одиночный фанкойл (рециркуляция внутри помещения)
Для небольших помещений вполне целесообразно применение фанкойла без связки с чиллером. Для охлаждения/подогрева воздуха используется теплообменник, установленный в фанкойле – при небольших объемах обрабатываемого воздуха он вполне справляется с этой задачей, выступая бюджетным аналогом канального кондиционера. Такая система особенно востребована там, где уже присутствует стандартная приточно-вытяжная вентиляция (стеновые вентиляторы, смонтированные в воздуховодах и шахтах). Добавление в эту систему фанкойла позволяет при минимальных переделках существенно улучшить микроклимат в помещении.
3. Одиночный фанкойл с подмешиванием воздуха извне
Аналог предыдущей схемы, но с возможностью забора воздуха с улицы. Как правило, тоже применяется там, где уже есть приточно-вытяжная вентиляции, серьезно модернизировать которую нет возможности или желания. При этом фанкойл служит вспомогательной приточной установкой, а также позволяет регулировать температуру поступающего воздуха.
4. Потолочный вентилятор и воздуховоды
Формально эту схему тоже можно назвать вентиляцией с рециркуляцией – воздух забирается из одной части помещения и переносится в другие. Часто применяется в кафе, магазинах, административных зданиях для того, чтобы воздух в рабочих зонах не застаивался.
В целом, рециркуляция воздуха в системах приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования применяется довольно часто. Она позволяет рационально расходовать электроэнергию, повысить КПД систем вентиляции, сохранять оптимальный тепловой баланс воздуха в помещении при невысоких затратах. Используется, например, при вентиляции административных зданий, вентиляции торговых центров и магазинов. Хотя возможно и применение в производственных помещениях, если в них объемы выбросов вредных микрочастиц в воздух минимальны.
Как правильно пользоваться заслонкой рециркуляции?
Если вы являетесь обладателем более-менее современной машины, то отопитель точно имеет функцию рециркуляции. Казалось бы, довольно простая «фишка», которая есть повсеместно, но оказывается, что далеко не каждый водитель вообще понимает, зачем нужна она в его автомобиле.
Итак, на фото выше показа рычаг управления заслонкой рециркуляции, если у вас механическое управления отопителем. Но бывают автомобили с электронным блоком, и в таком случае конечно же это будет реализовано немного по-другому. Наглядный пример управления этой функцией при помощи кнопки, показан ниже:
Что такое рециркуляция и для чего она нужна в автомобиле?
Теперь давайте рассмотрим такие понятия, как циркуляция и рециркуляция и разберемся в основных отличиях этих двух понятий. Даже исходя из первостепенного смысла этих слов становится понятно, что циркуляция как бы подразумевает приток и отток воздуха из салона, то есть постоянная его смена.
По сути так оно и есть, ведь поступающий воздух в салон через отопитель будет выходить через вентиляционные клапана в кузове и в салоне машину по сути будет находиться постоянно чистый и свежий воздух.
А вот если говорить о рециркуляции, то само слово говорит нам о том, что это отсутствие притока свежего воздуха, и он по сути постоянно используется вкруговую, то есть не поступает в салон машины при закрытой заслонке.
1. Основная цель рециркуляции — прекращение попадания наружного воздуха внутрь автомобиля. Для чего это нужно? Смотрите сами, вот вам реальный пример: движетесь вы по трассе и на пути встречается какой-нибудь старый вонючий грузовик из прошлого, который разумеется не имеет никаких катализаторов и прочих элементов очистки выхлопа.
Если двигаться за ним 100-200 метров, то это особо не напряжет вас, но бывает такое, что обогнать не удается такой грузовик на протяжении нескольких километров, а вдыхать эти зловония не каждому по нраву.
В этот момент желательно сразу нажать на кнопку или передвинуть ползунок в сторону закрытия заслонки рециркуляции. После этого сервопривод (или трос) приводит в движение заслонку и она полностью перекрывает поступление воздуха снаружи в салон автомобиля. И неприятные запахи уже не будут проникать внутрь.
2. Второй момент — прогрев в зимнее время. Согласитесь, что поступающий с улицы воздух прогревается в отопителе дольше, чем тот, который уже имеет повышенную температуру.
Именно по этой причине многие специалисты рекомендуют закрывать заслонку рециркуляции если вы хотите добиться более быстрого прогрева салона машины в зимний период.
Почему нельзя её держать закрытой постоянно?
Если вы забудете отключить эту функцию, то возможны негативные последствия. Во-перовых, воздух внутри становится слишком влажным и это приводит к запотеванию стёкол.
Во-вторых, температуру не удается нормально регулировать при закрытой заслонке и внутри становится душно и даже жарко
Так что, важно помнить, что использовать это полезную штуковину можно лишь строго по назначению
Нередко бывает такое, что водители начинают искать причину постоянного запотевания стекол, проверяя:
- салонный фильтр
- клапана вентиляции
- утечки в системе охлаждения, радиаторе и т.д.
- проблемы в заслонках отопителя
а на деле оказывается, что просто была активирована эта функция рециркуляции и именно это приводило к подобным негативным моментам.
- Осмотр VW Polo Sedan за 150 тыс. рублей. Стоит ли овчинка выделки?
- Самый первый автомагазин в СССР
Британский порт превращается в гигантский автопарк
Циркуляция — охлаждающий воздух
Циркуляция охлаждающего воздуха осуществляется до разомкнутому контуру. Холодный воздух нагнетается естественным давлением через подводящие патрубки в камеры между наружными и внутренними щитами электродвигателя.
Основные технические данные турбогенераторов серии Т ( частота вращения. |
Циркуляция охлаждающего воздуха в турбогенераторе оеущеетвляется внутренними вентиляторами, укрепленными по обеим сторонам бочки ротора. Для уменьшения попадания пыли внутрь корпуса статора на валу предусмотрены воздушные уплотнения. Для восполнения утечек воздуха предусмотрен засос воздуха из окружающей среды; через фильтры, расположенные — на внешних щитах.
Технические данные двигателей серии СТД ( турбодвигателей общего. |
Циркуляция охлаждающего воздуха в двигателе осуществляется посредством внутренних вентиляторов, укрепленных по обеим сторонам бочки ротора. Вентиляторы выполнены с вращающимся направляющим аппаратом, обеспечивающим безударный вход воздуха, что позволило повысить КПД и уменьшить внешние размеры.
Циркуляция охлаждающего воздуха в турбогенераторе осуществляется внутренними вентиляторами.
Конструкция термоэлектрогенератора, предназначенного для работы на жидком топливе. |
Циркуляция охлаждающего воздуха осуществляется за счет разности давлений в каналах И и 12, которая образуется вследствие некоторого понижения давления в каналах 4 благодаря эжекционному воздействию потока уходящих газов.
Технические данные двигателей серии СДКМ. |
Для обеспечения циркуляции охлаждающего воздуха внутри двигателя на магнитное колесо крепят напорные вентиляционные элементы.
Схема движения охлаждающего воздуха в синхронной машине СДНЗ-2 при замкнутом цикле вентиляции, способ охлаждения IC37A81. |
Внутренняя вентиляция электрических машин может осуществляться при разомкнутых или замкнутых циклах циркуляции охлаждающего воздуха. При разомкнутом цикле воздух из окружающей машину среды проходит по вентиляционному тракту, нагревается в процессе охлаждения машины и выбрасывается вновь в окружающую среду.
При этом между крышками и щитами или станиной двигателя оставляются щели, необходимые для циркуляции охлаждающего воздуха. Такие двигатели могут устанавливаться только в закрытых помещениях, так как они не имеют приспособлений, защищающих от дождя.
Сегменты набираются на Т — образный выступ корпуса турбины, в котором выполнена кольцевая канавка для циркуляции охлаждающего воздуха, отбираемого после третьей ступени осевого компрессора. Охлаждающий воздух отводит часть тепла, поступающего от сегментов к выступу корпуса, и тем самым предохраняет корпус турбины от местных перегревов. В сегментах по внутреннему диаметру проточен Т — образный паз, в котором набираются направляющие лопатки.
Расстояния между осями проводов берут, исходя из того, что нужно создать достаточный зазор между витками для циркуляции охлаждающего воздуха.
Достоинства и недостатки
Отметим, что режим рециркуляции бывает полезным только в определённых случаях. У него имеется целый ряд недостатков, из-за которых блокирование доступа наружного воздуха допускается на непродолжительное время:
- быстрое запотевание стёкол, особенно при наличии в салоне нескольких пассажиров;
- отсутствие воздухообмена, приводящее к уменьшению количества кислорода в салоне;
- требуется монтаж системы кондиционирования при её отсутствии;
- вам придётся нести дополнительные траты на обслуживание/ремонт системы (клапана, механизма привода заслонки).
В то же время рециркуляция воздуха в автомобиле ВАЗ-2110 позволяет намного быстрее снизить температуру внутри машины, поскольку контур циркуляции воздуха ограничивается воздуховодами климат-контроля, где температура заведомо ниже, нежели снаружи. С точки зрения экономичности, использование данного режима на начальной стадии движения выгоднее, поскольку энергетические затраты на приведение в движение заслонки существенно ниже, чем при работе компрессора с открытой заслонкой.
Замена заслонки
Бывают случаи, когда рециркуляция в автомобиле перестаёт работать. Причины этого бывают разными. Из-за большого содержания влаги в воздухе на металлической заслонке образуется ржавчина и её заклинивает. Понять это можно по тому, что она перестаёт проворачиваться вручную. Решить проблему можно одним из способов:
- обработать её специальным составом VD-40;
- заменить на новую.
Замена может потребоваться и в случае, когда выходит из строя привод заслонки. Эту проблему можно диагностировать, измерив напряжение между контактом 1, идущим к клавише включения режима, и массой с помощью мультиметра.
Заменить деталь можно в автомастерской или самостоятельно. Услуги специалистов обойдутся примерно в 10 тысяч рублей. Самостоятельная замена на примере LADA Priora предполагает следующий ряд действий:
- Открутить нижний саморез с помощью г-образной отвёртки.
- Выкрутить верхний саморез. Он располагается за пластиковым корпусом печки, поэтому его потребуется аккуратно просверлить.
- Демонтировать тягу заслонки, потянув слегка влево.
Привод будет свободен. Останется лишь вытащить его, отведя влево и надавив в направлении моторного отсека (он должен упасть вниз)
Делать это нужно с максимальной осторожностью, поскольку есть риск, что привод зацепится за находящиеся рядом детали и нарушит их расположение. Затем можно приступать к установке нового вакуумного привода:
- Вставить клапан на штатное место.
- Попасть трубкой привода в отверстие в нижней части отопителя.
- Надеть шланг на клапан.
Монтаж системы рециркуляции
Что же делать тем автовладельцам, у которых присутствует только кнопка? Расстраиваться не стоит – смонтировать систему рециркуляции воздуха ВАЗ-2110 можно самостоятельно. Для этого понадобятся:
- электромагнитный/пневмоэлектрический клапан (артикул 2105-1127010.02);
- силиконовый шланг (белого цвета, присутствует в большинстве современных авто) длиной 0,5 м. в количестве двух штук;
- электропровод 2 х 0,5 (понадобится примерно 5 метров);
- обратный клапан (артикул 2110-8119110, хотя можно взять любой, например, применяемый в аквариумных компрессорах).
Последовательность работ:
Обеспечиваем доступ к отопителю (сдвиганием вверх бардачка). Вынимаем печку, провернув её против часовой стрелки, снимаем кожух, очищаем печку, кожух и другие узлы от грязи и мусора. Монтируем на штатное место салонный фильтр старого образца, если он там отсутствует. Устанавливаем заслонку рециркуляции ВАЗ-2110, прикрепив её к штоку пневмоклапана, собираем всё в обратном порядке.
Смотрим, куда можно установить электромагнитный клапан. Обычно он крепится к болту, которым прикручена шумоизоляция передней части автомобиля. Это не совсем удобно, поскольку если потребуется сменить фильтр или устранить течь радиатора или патрубков, придётся демонтировать и клапан. А вот около адсорбера место вполне подходящее, поскольку ничто ничему не мешает, причём и ресивер, и пневмоклапан расположены относительно близко. Чтобы закрепить клапан, можно использовать кронштейн, просверлив в нём отверстия диаметром 8,5 мм. Желательно, чтобы кронштейн был пожёстче – в противном случае от тряски клапан может начать вибрировать на резонансной частоте с шасси, что станет причиной неприятного дребезжания.
Следующий шаг – присоединение шлангов. Первый должен соединять привод заслонки отопителя (пневмоклапан) с выходом электромагнитного клапана, расположенным под углом в 45 градусов относительно центрального патрубка. Второй шланг будет соединять ресивер силового агрегата с центральным патрубком электромагнитного клапана (подключение к ресиверу можно осуществить с помощью тройника, а если дополнительный вывод у мотора не используется – он заглушён таким же силиконовым шлангом)
Важно не перепутать подключение шлангов к электромагнитному клапану, поскольку при этом будет происходить подсос воздуха извне при работающем силовом агрегате через отключённый электромагнитный клапан. Установку обратного клапана можно осуществлять в любой из шлангов. Главное – обеспечить, чтобы поток воздуха мог двигаться к ресиверу
Обратный клапан нужен для того, чтобы обеспечить открытие заслонки в момент остановки мотора (при условии, что перед этим на клапан подавалось напряжение).
Переходим к подключению электропроводки. Если в точности следовать электрической схеме «десятки», то управление электромагнитным клапаном должно осуществляться минусовым проводом, идущим от выключателя рециркуляции ВАЗ-2110. Плюсовый провод берём с подсветки той же кнопки. Для этого вынимаем клавишу из штатного места, подсоединяем наши провода к клеммам, второй конец которых тянем к клапану за панелью приборов, затем в сторону «чёрного ящика», через заглушку между салоном и моторным отсеком, за аккумуляторной батареей в направлении левой фары, там поворачиваем направо и подключаем к клапану. Плюсовый провод необходимо подключить к предохранителю.
Главное – обеспечить, чтобы поток воздуха мог двигаться к ресиверу. Обратный клапан нужен для того, чтобы обеспечить открытие заслонки в момент остановки мотора (при условии, что перед этим на клапан подавалось напряжение).
Переходим к подключению электропроводки. Если в точности следовать электрической схеме «десятки», то управление электромагнитным клапаном должно осуществляться минусовым проводом, идущим от выключателя рециркуляции ВАЗ-2110. Плюсовый провод берём с подсветки той же кнопки. Для этого вынимаем клавишу из штатного места, подсоединяем наши провода к клеммам, второй конец которых тянем к клапану за панелью приборов, затем в сторону «чёрного ящика», через заглушку между салоном и моторным отсеком, за аккумуляторной батареей в направлении левой фары, там поворачиваем направо и подключаем к клапану. Плюсовый провод необходимо подключить к предохранителю.
https://youtube.com/watch?v=eEMG5wReAYg
Как видим, немного повозиться придётся, но зато вы получите полноценную рециркуляцию воздуха ВАЗ-2110. Использовать её можно и нужно при зимнем прогреве автомобиля, при движении по грунтовым дорогам, в пробке, при очистке стёкол нехорошо пахнущей «незамерзайкой».
Правила монтажа
Чтобы выполнить монтаж рециркуляции горячего водоснабжения, необходимо наличие определенных знаний. Можно обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.
При монтаже своими руками необходимо придерживаться нескольких правил:
- Правильно рассчитать объём водонагревателя. Недостаточный размер накопительной емкости приведет к попаданию в контур воды из трубопровода ХВС. При расчете объема бойлера учитывается количество людей, проживающих в доме.
- Использовать в обвязке водонагревателя обязательные элементы, рекомендуемые заводом изготовителем. Для безопасного использования бойлера может потребоваться монтаж определенных элементов обвязки. Часто производители поставляют такие элементы в комплекте с водонагревателем.
- Утеплить трубопровод. Для уменьшения теплопотерь при циркуляции теплоносителя в контуре горячего водоснабжения следует нанести на трубы слой теплоизоляции. Можно использовать полиэтиленовую теплоизоляцию для труб. Утеплению в обязательном порядке подлежат и фитинги.
- Использовать насос для рециркуляции ГВС. В отличие от помп, предназначенных для перемещения жидкости в системе отопления, диаметр резьбовых соединений рециркуляционных насосов предназначен для соединения с фитингами систем водоснабжения.
Включение рециркуляционных насосов в рассечку между сетевым подогревателем и котлом.
В пиковых водогрейных котельных, расположенных в непосредственной близости от потребителей тепла, при использовании в качестве топлива мазутов, для разомкнутой схемы теплоснабжения получила применение схема включения рециркуляционных насосов в рассечку между сетевым подогревателем и котлом рисунке 5:
Рециркуляционный насос подает воду в котел с температурой не менее 110ºС, откуда горячая вода с температурой 150ºС и более подается в мазутное хозяйство, в подогреватель подпиточной воды и на сетевой подогреватель. Холодная вода из мазутного хозяйства подается в трубопровод обратной воды, проходит сетевой подогреватель и поступает в сеть потребителям тепла. Вода из сетевого подогревателя с tП не менее 110ºС поступает на вход рециркуляционного насоса. Сырая вода предварительно перед химической очисткой подогревается до температуры 20 ºС, например, водоводяным подогревателем и водой из мазутного хозяйства. После ХВО подпиточная вода подогревается до 50-70 ºС и поступает в вакуумный деаэратор, а из него в аккумулирующие баки (на рис. 5 не показаны).
Аккумулирующие баки накапливают воду в периоды водоразбора меньше среднесуточного и отдают дополнительное количество деаэрированной воды в циркуляционный контур котла. Из этого же контура через мазутное хозяйство производится подпитка и тепловой сети. При необходимости подпитка тепловой сети может производиться насосом подпиточной воды через поперечную перемычку с клапаном перед сетевым подогревателем (на рис. 5 не показана). Установка аккумуляторных баков позволяет работать оборудованию установки горячего водоснабжения с постоянной среднесуточной нагрузкой, что является наиболее экономичным решением.
Всю аппаратуру котельной, предназначенную для подпитки тепловой сети следует рассчитывать на среднечасовой расход воды за сутки с максимальным водоразбором.
Регулирование тепловой нагрузки производится за счет изменения производительности рециркуляционного насоса. Для этого на подводящем трубопроводе установлен регулирующий клапан с автоматическим приводом. Управление клапаном производится с учетом температуры воды в обратном трубопроводе. При уменьшении температуры обратной воды клапан поднимается и увеличивает проходное сечение, что приводит к уменьшению сопротивления рециркуляционного контура, увеличению производительности рециркуляционного насоса и снижению тепловой нагрузки на сетевой подогреватель. При этом одновременно в котел подается меньше топлива и воздуха для понижения его рабочей мощности.
Система регулирования тепловой нагрузки выполняется так, что при любом изменении потребления тепла tВК остается не менее 110ºС.
Проблемы
Циркуляция в системе водоснабжения — это процесс, который достаточно легко нарушить. В следующем разделе статьи мы разберем типовые проблемы, которые могут привести к остановке циркуляции и связанному с ней охлаждению стояков ГВС и полотенцесушителей в многоквартирном доме.
Воздушная пробка
- Симптомы: после отключения горячей воды остыл один стояк или группа стояков. У соседей трубы по-прежнему нагреты.
- Причина: воздушная пробка в кольцующей перемычке. Перепада давления в 0,2 атмосферы недостаточно для того, чтобы вытеснить ее в розлив.
- Решение: выгнать воздух через воздушник в верхней точке перемычки. Если это невозможно (к примеру, из-за отсутствия жильцов верхнего этажа), можно перепустить стояк через подвал или водоразборную арматуру в квартирах.
Для этого нужно:
- Перекрыть один из проблемных стояков ГВС краном или вентилем в подвале;
- При наличии сбросника на этом стояке — открыть его и дождаться выхода воздуха;
Стояк ГВС снабжен сбросником, позволяющим перепустить его из подвала
- Если на стояке стоит не сбросник, а заглушка, можно до отказа открыть горячую воду на одном-двух смесителях в любой квартире, расположенной по этому же стояку;
Воздух можно выгнать из стояка через любой подключенный к нему смеситель
- После стравливания воздуха открыть вентиль или кран у основания стояка.
Перекрытый вентиль
- Симптомы: при водоразборе стояк нагревается сверху от врезки в него подводки ГВС. Очевидно, что вода поступает к подводке через кольцующую перемычку.
- Причины: после отключения стояка кран или вентиль остался полностью или частично закрытым.
- Решение: спуститься в подвал и до отказа открыть запорную арматуру на вашем и объединенных с ним соседних стояках ГВС.
У открытого шарового крана рукоятка всегда направлена параллельно оси корпуса
Отрыв клапана вентиля
Симптомы: вода поступает к подводке через кольцующую перемычку сверху. У основания стояка подачи ГВС в подвале установлен винтовой вентиль. Стрелка на корпусе вентиля направлена в сторону розлива ГВС.
Стрелка на корпусе винтового вентиля указывает единственно возможное направление потока воды
- Причины: отрыв клапана вентиля от штока. Это происходит, если попытаться открыть неправильно установленную запорную арматуру этого типа, преодолевая давление воды на клапан.
- Решение: замена вентиля на шаровый кран (на стальном стояке в этом случае приходится менять сгон на более длинный), установка нового винтового вентиля в правильном положении (со стрелкой по направлению потока).
Вентиль стояка на фото заменен сборкой с шаровым краном
Отсутствие перепада в теплотрассе
В домах с открытым теплоснабжением циркуляционная система горячего водоснабжения нередко останавливается сразу после завершения отопительного сезона. Симптомы — холодные полотенцесушители во всем доме. Причина — в том, что местные «Теплосети» полностью убирают перепад между нитками теплотрассы.
Зачем это делается?
Дело в том, что отопительный сезон закачивается, когда не менее пяти дней подряд на улице держится температура +8 °С и выше. Даже если после остановки отопления грянет новый заморозок — отопление не включат, поскольку в масштабах города повторный запуск связан с колоссальными расходами.
Однако жильцы отдельного дома вполне могут, имея доступ к тепловому пункту, снова включить отопление. Для этого нужно лишь открыть пару так называемых домовых (после водоструйного элеватора) задвижек или кранов. Но в отсутствие перепада это не приведет к возобновлению циркуляции в отопительной системе, а, значит, и к никем не оплачиваемому расходу тепла.
По завершении отопительного сезона циркуляция ГВС может на некоторое время остановиться
Увы, для этого сценария разумное решение отсутствует. Все, что вы можете сделать — подождать пару недель. Как только на улице установится по-настоящему весенняя погода, обеспечивающий циркуляцию перепад вернется.