Автомобильный радиатор
Содержание:
- Автомобильный медный радиатор, или алюминиевый?
- ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ
- Подключение радиаторов
- Приобретение тосола: на что обратить внимание?
- Радиатор автомобильный – конструкция системы теплоотдачи
- Распространенные неполадки
- Принцип работы
- Как поменять радиатор охлаждения на Ниве Шевроле?
- История появления радиатора
- 3 Denso
- Замена радиатора охлаждения двигателя на примере Lancer 9
- Для чего необходим радиатор?
- Назначение охлаждающей жидкости для улучшения работы двигателя
- Устранение мелких трещин в радиаторе
- Что лучше: ремонтировать или менять
- Какому производителю отдать предпочтение?
- КАКОЙ РАДИАТОР ЛУЧШЕ?
- ЧТО ЛУЧШЕ: РЕМОНТИРОВАТЬ ИЛИ МЕНЯТЬ
Автомобильный медный радиатор, или алюминиевый?
Радиатор нагревает воздух в системах отопления, кондиционирования и вентиляции. Охлаждает в системе рециркуляции отработанные газы, масло, которое находится в системе смазки, воздух системы турбонаддува и рабочую жидкость в случае с автоматической КПП. Существует несколько видов систем охлаждения: жидкостная, воздушная и комбинированная. В первом случае охлаждение происходит за счет потока жидкости, во втором –посредством воздуха, ну, а в третьем, соответственно, идет объединение воздушной и жидкостной систем.
Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливается сердцевина современных радиаторов, является алюминий. Это обосновано тем, что автомобильные алюминиевые радиаторы охлаждения очень легкие, а их стоимость значительно ниже, чем медных. Однако они обладают очень малой теплопроводностью и подвержены коррозии. Автомобильный медный радиатор имеет больше достоинств, среди них: устойчивость к коррозии, высокий КПД, отличная теплопроводность. Также он является более прочным и, соответственно, долговечным. Но главный недостаток – высокая стоимость.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ
В процессе работы автомобиля все его механические узлы нагреваются. В отдельных отсеках этот показатель достигает не одной сотни градусов. И основной узел, который из-за повышенной температуры быстро выйдет из строя – мотор.
Чтобы движущиеся детали двигателя не испортились, их необходимо охладить. Для этого инженерами каждого автопроизводителя разрабатывается и устанавливается система охлаждения.
Радиатор охлаждения – металлический теплообменник, внутри заполненный антифризом (или тосолом). К нему подсоединены резиновые патрубки, которые крепятся на соответствующие горловины мотора.
Охлаждение мотора работает по следующему принципу. Заведенный ДВС вращает крыльчатку водяного насоса. Благодаря этому в системе (по малому кругу) начинает циркулировать антифриз. Когда температура жидкости достигает 80-90 градусов, срабатывает термостат и открывается большой круг циркуляции. Это позволяет двигателю быстрее прогреться до нужной температуры.
Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.Watch this video on YouTube
Подключение радиаторов
В любой отопительной системе важен план и проект. В этот же аспект будет входить и схема подключения радиаторов отопления. Чертеж радиатора отопления может быть в нескольких вариантах. Это может быть индивидуальная схема или схема, сделанная исходя из способа проводки труб на местах и эффективности показателя теплоотдачи.
Одностороннее подключение – распространенный вариант. Так, обозначение радиаторов отопления на чертежах покажет, что все трубы подключаются к батареям только с одной стороны. Такая схема самая удобная, особенно в многоэтажных высотках.
Еще один вариант – маркировка радиаторов отопления показывает, что подключение производится диагонально, то есть, перекрестно. Особенность такого принципа в том, что труба, которая подводит тепло, подключается к радиатору с верхней части с одной стороны, а отводящая – в нижней с противоположной стороны
Здесь важно, как устроен радиатор отопления: такая схема подойдет, если батареи являются длинными, имеют много секций. Носитель тепла равномерно будет распространяться по всей площади радиатора, тем самым, теплоотдача будет отличной
Также существует нижнее подключение. Так, подводящая и отводящая трубы подсоединяются к нижним патрубкам, которые размещены на противоположных сторонах радиатора. Такого рода схема будет проигрывать двум предыдущим. Ведь она обеспечивает эффективность теплоотдачи примерно на 10-15 процентов. Однако такая схема будет идеальным решением, когда система отопления спрятана в пол.
Ни для кого не секрет, что такие отопительные приборы, как чугунные батареи используются практически во всех жилых постройках уже на протяжении довольно долгого количества времени. Распространены они и сегодня, однако развитие технологий способствует тому, что эти агрегаты вытесняются более современными и функциональными радиаторами.
- биметаллическими;
- стальными;
- алюминиевыми батареями (детальнее: «Алюминиевые батареи отопления – технические характеристики, установка»).
Для того чтобы разобраться с тем, как должна проходить установка чугунных батарей отопления, необходимо изучить, какими техническими характеристиками обладают эти приборы, а также рассмотреть, по какому принципу должен проходить расчет чугунных батарей отопления.
Приобретение тосола: на что обратить внимание?
Одной из основных проблем охлаждающих жидкостей является огромное количество подделок. Это и стало причиной того, что автолюбители сильно сомневаются при выборе. Нужно признать, что качественный тосол в зимнее время также эффективен и лишь в некоторых параметрах уступает антифризу. Но тосол еще и на порядок дешевле, что дает ему определенное преимущество.
При выборе тосола на зиму обратите особое внимание на следующие его свойства:
- вязкость жидкости должна быть лишь немного больше, чем у воды;
- маслянистая структура – обязательное условие качественной жидкости;
- лучше отдать предпочтение большим канистрам тосола – разные жидкости заливать не рекомендуется;
- цвет не имеет значения – он достигается путем добавления определенных красителей.
Очень важно следить за нормальным уровнем охлаждающей жидкости. В зимнее или летнее время расширительный бачок автомобиля должен быть всегда заполнен в нужных пропорциях
Поддерживайте уровень охлаждающей жидкости посередине между показателями минимального и максимального количества.
Радиатор автомобильный – конструкция системы теплоотдачи
Что касается их конструкции, то они делятся на следующие виды: трубочные и спаянные. Варианты с круглыми трубками представляют собой агрегат, собранный из панелей с нанизанными на них круглыми алюминиевыми трубками. Главным их достоинством является приемлемая ценовая политика из-за малой себестоимости. К недостаткам же можно отнести низкую прочность, небольшую теплопередающую поверхность и потребность в высококачественных прокладках, которые не всегда можно найти.
Радиаторы с овальными трубками, находящиеся в средней ценовой категории, чуть лучше в эксплуатации. Это возможно из-за овального разреза, благодаря которому увеличивается площадь, отдающая тепло. Недостатки: малая прочность, потребность в прокладках высокого качества. Спаянные же радиаторы, которые отличаются более высокой прочностью и теплоотдачей, обладают еще и стоимостью, что по карману далеко не каждому
Таким образом, не столь важно, какой автомобильный радиатор, алюминиевый или медный, вы выбрали, главное – грамотное сочетание устройства и материала радиатора.
Главная →
Устройство → Система охлаждения, обогрева и вентиляции → Радиатор →
Распространенные неполадки
Обычно о сбое в работе охлаждающей системы говорят следующие признаки:
- Закипание двигателя или наоборот его переохлаждение;
- Утечка антифриза.
Скачки температуры отражаются на показаниях приборов, также начинает мигать индикатор аварийного перегрева. В некоторых случаях датчики тоже выходят из строя и поломку удается обнаружить не сразу.
Причины неполадок
Происходит такое по следующим причинам:
- Загрязнение сердцевины или наружной части радиатора;
- Изношенность, нарушение герметичности;
- Износ центробежного насоса, ослабление ремня передачи;
- Сломался привод вентилятора радиатора;
- Выход из строя термостата;
- Трещины в рубашке охлаждения, в результате чего происходит утечка антифриза;
- Охлаждение головки блока цилиндров;
- Поломка клапанов расширительного бачка или его раскупорка (происходит активное испарение жидкости).
Обычно такие проблемы выявляются уже при техосмотре. Тем не менее, можно «поймать» некоторые признаки того, что радиатор вскоре выйдет из строя. Для этого необходимо осматривать бачок перед каждой поездкой, точнее — его целостность и уровень жидкости в нем. В норме она должна находиться между отметками максимума и минимума. Если опустилась слишком низко — долить (использовать жидкость той же марки).
Принцип работы
Принцип работы системы охлаждения двигателя постоянно контролируется штатнымблоком управления силовым агрегатом
В нынешних моделях транспортных средств детали охлаждения проверяются специальным математическим алгоритмом, позволяющим принимать во внимание самые разные параметры работы не только мотора, но и сопутствующих систем
Отталкиваясь от того, как работает система охлаждения двигателя в нормальном режиме при исправных деталях, система стремится поддерживать их на нормальном уровне. Поэтому электроника включает или выключает на некоторое время те или иные элементы.
Чтобы более подробно узнать, как работает система охлаждения двигателя, рекомендуем посмотреть схему ниже.
Поскольку антифриз принудительно протекает по системе, за него отвечает центробежный насос. Благодаря ему техжидкость прокачивается посредством «рубашки». При выполнении данной работы применение систем охлаждения позволяет добиться охлаждения мотора и нагрева антифриза. Исходя из типа мотора и его схемы, жидкость протекает:
- продольно;
- поперечно.
Схема системы охлаждения двигателя предусматривает два циркуляционных круга — «малый» и «большой». Например, при включениизажигания, когда все детали не нагреты, термостат закрыт, жидкость протекает по малому кругу. Она не доходит до радиатора охлаждения двигателя.
Когда температурный режим доведется до требуемого уровня, происходит открывание термостата — антифриз проникает в радиатор, где и будет происходить уменьшение температуры за счет обдува. Это и есть большой цикл, повторяющийся многократно.
В авто с турбиной охлаждение двигателя происходит по несколько иной схеме. Здесь присутствует два контура, где первый установлен с цельюснижения температуры анифриза, а второй охлаждает воздух. При этом первый контур также разделяется на 2 части — для обслуживания головки блока и блока цилиндров в целом.
Это сделано потому, что схема работы системы охлаждения двигателя предусматривает разницу температуры головки и блока на 15-20 градусов. Таким образом, степень вероятности детонации значительно уменьшается, да и камеры сгорания эффективнее наполняются горючим. В устройство системы охлаждениядобавлена одна особенность — в моторе с турбиной все рабочие контуры имеют собственный термостат.
Как поменять радиатор охлаждения на Ниве Шевроле?
Вам понадобиться:
- Головки на «10» и «7»;
- Удлинитель для ключа;
- Отвертки как с плоским, так и с крестообразным лезвием;
1). Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора и сливаем охлаждающую жидкость.
2). Снимаем воздушный фильтр и кожух, в связи с чем откручиваем четыре фиксирующих болта и ослабляем хомуты патрубка.
3). Открываем крышку на бачке гидроусилителя и откручиваем хомуты крепления шлангов, следующих от него к радиатору.
4). Прежде чем полностью демонтировать первый шланг, готовим емкость и сливаем сюда жидкость, после чего ту же самую операцию повторяем и со вторым шлангом.
5). Отключаем клеммы с блока запуска вентиляторов.
6). Отсоединяем хомут от патрубка идущий на термостат.
7). Для удобства снятия радиатора рекомендуется также демонтировать и «мухоуловитель», который держится на 4 болтах.
. Далее откручиваем крепления самого радиатора, что позволит произвести демонтаж двух патрубков идущих на радиатор, со стороны пассажира.
9). После этого можно будет разделить блок с вентилятором и сам радиатор.
10). Для демонтажа и их рассоединения предусмотрено шесть точек крепления, которые можно выкрутить ключом.
11). Даже после того, как все болты будут выкручены, радиатор все равно не поддастся, потому, что его будут держать шланг в нижней части и воздухоуловитель.
12). Отсоединяем эти части при помощи ключа на «10», выкрутив 2 болта, а воздухоуловитель просто загибаем, ведь сделан он из лёгкого металла.
13). Как только всё детали будут демонтированы, можно вынимать радиатор со своего посадочного места.
История появления радиатора
Использовать систему охлаждения ДВС, в которой теплоносителем являлась вода, стали еще на заре автомобилестроения. Впервые радиатор установили на автомобиле Benz Velo, свободно продававшимся начиная с 1886 года. Эта техническая идея в дальнейшем была развита немецким предпринимателем Вильгельмом Майбахом, сконструировавшим охлаждающее устройство с сотами. Его разработку вскоре применили в конструкции автомобиля Mercedes 35HP (цифра «35» в его обозначении, должна была говорить, что его мощность в лошадиных силах равна 35). В дальнейшем, вплоть до нашего времени, конструкция радиатора охлаждения существенно не изменялась.
Оказавшись внутри радиатора, вода становилась более прохладной, ее плотность возрастала, и она опускалась вниз, а пройдя нижний патрубок, снова проникала в рубашку двигателя. Но в связи с постоянным ростом мощности ДВС системы, использующие эффект термосифона, очень скоро стали не пригодными для более новых автомобилей. Они достаточно быстро были вытеснены решениями, включавшими жидкостные насосы (помпы) центробежного типа.
3 Denso
Как и весь огромный ассортимент автомобильных комплектующих от японского производителя Denso, системы охлаждения двигателя заслуживают массу положительных отзывов и отличаются высоким качеством. Они отвечают самым строгим международным требованиям и способны эффективно функционировать даже в условиях критических температур.
Отличительной особенностью алюминиевых радиаторов Denso является уменьшенный по сравнению с аналогами вес и размер изделия. При этом благодаря новейшим разработкам и усовершенствованному составу металла удалось добиться максимальной теплоотдачи с минимальной площади поверхности.
Замена радиатора охлаждения двигателя на примере Lancer 9
У авто Lancer 9 больным местом является радиатор охлаждения. Водители знают, что стандартные крепежи никуда не годятся и часто специалисты припаивают дополнительную планку. Если остро встал вопрос замены радиатора двигателя, стоит придерживаться инструкции:
- Высвобождение клипс.
- Снятие воздухозаборника.
- Отведение блока управления.
- Снятие патрубка.
- Слив антифриза.
- Откручивание верхних болтов.
- Высвобождение нижних крепежей.
- Снятие радиатора.
Если говорить подробнее, важнее всего высвободить клипсы воздухозаборника. Они плотно прилегают к корпусу, их необходимо чем-то поддеть. Для этого подойдет ключ либо отвёртка. Если ржавчины нет, получится снять воздухозаборник. Поскольку блок управления вентилятора находится под радиатором, его придётся отвести в сторону.
Чтобы заменить вентилятор, отсоединяются патрубки от расширительного бачка. Начинать необходимо с верхних трубок и далее продвигаться к днищу. После процедуры удастся слить антифриз. Следующим шагом высвобождается верхнее крепление, которое удерживает радиатор. После замены детали необходимо повторить процедуру в обратном порядке.
Для чего необходим радиатор?
Что представляет собой автомобильный радиатор? Данное устройство состоит из множества трубок мелкого диаметра и тонких пластин. Внутри этой системы постоянно циркулирует жидкость, которая передвигаясь через трубки постепенно остывает и продолжает свой дальнейший путь. В ходе этого движение жидкость удаляет излишки тепла, исходящие от автомобильного мотора.
Пройдя несколько кругов в устройстве двигателя горячая жидкость, которая приняла на себя большое количество тепла от двигателя постепенно начинает возвращаться в радиатор. Эта конструкция обдувается уличным воздухом или медным вентилятором. Последнюю деталь используют для быстрого и эффективного охлаждения.
Охлаждённая жидкость быстро забирает лишнее тепло и удаляет его принудительным обдувом. Такая циркуляция продолжается до того момента, пока автомобильный мотор продолжает функционировать.
Назначение охлаждающей жидкости для улучшения работы двигателя
Главной функцией охлаждающей жидкости является отвод излишней тепловой энергии от двигателя и стабилизация его температурного режима. Однако, помимо этого, существуют и другие, не менее важные задачи, которые выполняет охладитель в двигателе автомобиля.
К ним относятся:
- Предотвращение коррозии металлических деталей мотора.
- Смазка подшипника помпы.
- Увеличение порога закипания жидкости.
В связи с этим воду использовать в качестве охлаждающей жидкости нельзя, иначе двигатель заржавеет, а помпа придет в негодность. В аварийных случаях, когда нет специальной охлаждающей жидкости, воду можно лишь кратковременно применять для ее замены. А после этого необходимо все промыть и залить специальный раствор.
Устранение мелких трещин в радиаторе
Иногда повреждения совсем мелкие и не видны невооруженным глазом, просто постоянно приходится доливать охлаждающую жидкость. Если вовремя не заделать эти микроскопические трещины, они со временем увеличатся и появятся протечки.
Для того чтобы убрать микротрещины еще несколько десятков лет назад пользовались сухой горчицей, растворенной в воде. Этот метод использовали еще наши деды, а сегодня на рынке есть химические составы, которые имеют аналогичное действие. Не все из них хорошо справляются со своей задачей и при выборе этого средства нужно ориентироваться на отзывы друзей-автомобилистов или доверится продавцу.
Одно из химических средств устранения микротрещин радиаторов
У этого способа (как дедовского так и современного) есть существенные недостатки: кроме трещин и щелей состав может осесть (и оседает) на других частях радиатора и в системе охлаждения в целом, что негативно сказывается на эффективности ее работы. Кроме того, это лишь временное решение и все трещины нужно будет или запаять или, в крайнем случае, использовать холодную пайку-клей (холодную сварку).
Холодная сварка Hauser — подойдет даже для экстренного ремонта радиатора в полевых условиях
Использование эпоксидного клея или так называемого состава для холодной пайки – достаточно эффективное и простое решение. Мелкие трещины можно просто залить составом и подождать его полного отвердения (сроки указаны в инструкции к средству). Более крупные дефекты можно устранить, наклеив заплатки из жести.
Что лучше: ремонтировать или менять
Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.
Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.
Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.
В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.
Какому производителю отдать предпочтение?
Не менее требовательно, чем к подбору всех технических характеристик радиатора, отнеситесь и выбору производителя.
Отдайте предпочтение маркам с хорошей репутацией, так как в этом случае вам не придется сомневаться в качестве использованных сплавов для изготовления батарей и грамотном проектировании конструкций
Обратите внимание на следующие компании, которые пользуются неизменной популярностью:
Sira Group (Италия). Этот производитель поставляет свою продукцию на рынок более полувека
Дизайнеры компании уделяют особое внимание проектированию конструкций таким образом, чтобы подчеркнуть элегантность формы устройства. Кроме того, инженеры проводят постоянные исследования в области термодинамики, чтобы повысить технические характеристики новых моделей при сохранении параметров
Elegance (Италия). Все радиаторы этой торговой марки производят исключительно по европейским технологиям, но с ориентированностью на и на российского потребителя, учитывая особенности климата этой страны. Современные тенденции дизайна, высокая надежность конструкций, отличные показатели теплоотдачи отличают всю продукцию, независимо от уровня сложности модели выгодно отличают все изделия этой марки. Еще один важный нюанс — срок гарантийного обслуживания длиться 10 лет.
Buderus (Германия). Эта компания представляет на рынке исключительно стальные радиаторы высокого качества. При сборке обязательно осуществляют тщательный контроль качества, чтобы обеспечить безопасность использования таких агрегатов. Дизайн проектируется таким образом, чтобы батареи этой марки органично вписывались в любой интерьер. Отличительной особенностью технологии производства служит иной принцип сварки, который позволяет повысить надежность устройства. Значительно облегчен и процесс монтажа за счет отсутствия отличительных признаков лицевой и обратной стороны.
Radena (Италия). Разные модели радиаторов этого производителя разрабатываются и для отопления жилых частных домов, и для промышленных помещений. Основное направление — секционные изделия из всех возможных вариантов материала.
Konner (Китай-Россия). Продукция этого бренда пользуется постоянным спросом на рынке более 15 лет. Отечественные инженеры применяют для производства радиаторов все мировые современные технологии, но скорректировав их под технические требования для радиаторов для использования в условиях климата России. Невысокая стоимость агрегатов этой компании в сочетании с хорошим качеством всех поставляемых на рынок изделий выгодно отличает этот бренд.
Kermi (Германия). Эта компания уже более 50 лет успешно осуществляет свою деятельность по производству радиаторов разного типа. На сегодняшний день она является одним из лидеров поставок радиаторов по всему миру. Истинное немецкое качество комплектации, грамотное проектирование устройств отопления, оригинальный дизайн и приемлема стоимость — далеко не полный перечень всех достоинств продукции Kermi, что позволяет абсолютно не сомневаться в приобретенных изделиях этого бренда.
КАКОЙ РАДИАТОР ЛУЧШЕ?
В большинстве случаев ответ на этот вопрос зависит от материальных возможностей автомобилиста. Медно-латунные модели поддаются недорогому ремонту. По сравнению с алюминиевыми аналогами они обладают лучшими теплообменными свойствами. Однако стоимость новой детали очень дорогая из-за цены на медь. И еще один недостаток – большой вес (около 15 килограмм).
Алюминиевые радиаторы стоят дешевле, они легче по сравнению с медными вариантами (в районе 5 кг.), а также их срок службы больший. Зато их невозможно качественно отремонтировать.
Есть еще один вариант – купить китайскую модель. Они намного дешевле оригинальной детали для конкретной машины. Только основная проблема у большинства из них – короткий срок службы. Если алюминиевый радиатор справляется со своими функциями на протяжении 10-12 лет, китайский аналог – в три раза меньше (4-5 лет).
Источник
ЧТО ЛУЧШЕ: РЕМОНТИРОВАТЬ ИЛИ МЕНЯТЬ
Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.
Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.
Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.
В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.