В июле остановка: куда девать продукцию российских автозаводов
Содержание:
Мэра выберут АвтоВАЗ, «Ростех» и местные
В местных СМИ и новостных пабликах отставка мэра положила начало бурной дискуссии о том, каким образом местное отделение КПРФ, контролирующее почти половину мест в городской думе, воспользуется открывшимися возможностями в плане назначения нового градоначальника.
Активные участники споров о будущем местных коммунистов исходят из того, что в Тольятти существуют жизнеспособные отделения федеральных партий, координирующие свои действия с региональными и федеральными структурами и спаянные воедино жесткой дисциплиной. Но такое убеждение ошибочно.
Реальными игроками на поле местной политики выступают АвтоВАЗ, «Ростех» и 3—4 неформальных группы, руководимые авторитетными предпринимателями, чей бизнес в некоторой его части не всегда можно назвать легальным.
Здесь необходимо сделать пояснение. С 2006 г. АвтоВАЗ традиционно ассоциировался с корпорацией «Ростех», однако было бы ошибкой считать, что эти два понятия тождественны. Тольяттинским автозаводом владеет СП Alliance Rostec Auto B.V., доля которого в капитале АвтоВАЗа за последние годы была увеличена до 100%. Французскому концерну Renault принадлежат 67,61% акций, корпорации Сергея Чемезова — 32,39%. При этом представители «Ростеха» уже заявили о намерении снизить свою долю в компании до 25% после ее перехода из нидерландской юрисдикции в российскую (процесс должен завершиться в первой половине 2021 г.). Сокращение присутствия корпорации обусловлено объективными факторами: за период 2012 — 2020 гг. АвтоВАЗ лишь дважды завершал год с отчетами о прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета. Чистый убыток АвтоВАЗа в 2020 году по международным стандартам финансовой отчетности составил 196 млн евро. На начало 2021 г. предприятие имело задолженность перед «Ростехом» в размере 20 млрд рублей. При этом у Сергея Чемезова в прошлом неоднократно возникали претензии к кадровой политике иностранных партнеров, наиболее ярко отразившиеся в оценках работы бывшего гендиректора АвтоВАЗа Бу Андерсона. Все это дает основания утверждать, что хотя «Ростех» и продолжает оказывать значимое влияние на работу предприятия, на местной политической арене АвтоВАЗ все же сохраняет статус самостоятельного игрока, отмечает большинство региональных экспертов.
Что же до местных групп интересов, то каждая из них представлена в рамках сразу нескольких партий: лидер может занимать высокое положение среди местных единороссов, в то время как его сын будет представлять семейный бизнес в качестве депутата, скажем, от КПРФ или ЛДПР.
Поэтому, считают осведомленные наблюдатели, вопрос о выборах нового мэра будет согласовываться не с главами местных партийных отделений или лидерами фракций, а в кулуарных переговорах представителей федеральных игроков с лидерами групп интересов — местные группы элит в Тольятти традиционно обладают аномально высокой (по общероссийским стандартам) степенью автономии. В их распоряжении — широкий выбор средств влияния на ситуацию в городе и в целом в Самарской области. Они могут не только заблокировать процесс выборов согласованного в Самаре кандидата, но и существенно усложнить жизнь региональному руководству накануне выборов в Госдуму — хотя бы в порядке «пассивного сопротивления».
Вероятнее всего, в такой ситуации Дмитрий Азаров предпочтет выбрать «кандидата № 1» на пост мэра из числа представителей местного истеблишмента — появление «варяга» в кресле градоначальника приведет скорее к снижению управляемости муниципалитетом. Но ему, безусловно, придется предварительно согласовать свой выбор с представителями АвтоВАЗа и «Ростеха».
Наблюдателям, впрочем, не стоит концентрироваться исключительно на выборе проходного кандидата на пост мэра. Борьба за места его заместителей тоже обещает быть весьма интересной: проигравшие в битве за продвижения своей креатуры на должность тольяттинского градоначальника наверняка постараются минимизировать ущерб. А достичь этого можно будет лишь за счет появления лояльных фигур на первых позициях внутри команды нового мэра.
Дефицита нет
Разорванные цепочки поставок — еще одна проблема, вызванная пандемией, и она существует до сих пор. Например, Subaru только 11 мая смогла запустить производственные мощности в Японии и США. Американский завод Mercedes-Benz в Алабаме снова остановился на неопределенный срок — виной тому стали массовые ограничения на мексиканских предприятиях, занимающихся производством комплектующих.
Авто_2
Автомобили «Газель NEXT» в демонстрационном зале автоцентра в Тамбове
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
Большинство представителей российских и иностранных брендов, опрошенных «Известиями», особо отметили, что в настоящее время не испытывают проблем с поставкой иностранных комплектующих на свои заводы.
Стоп машинам: зарубежным заводам в РФ предрекли массовый простой
Взявшие вынужденную паузу предприятия VW и PSA в России рискуют потерять 13 млрд рублей
В Группе ГАЗ отдельно подчеркивают, что от работы ее предприятий зависит судьба 3,7 тыс. российских компаний, поставляющих компоненты и материалы. Большинство из поставщиков — сравнительно небольшие фирмы. Чтобы не допустить цепочки их банкротств, Группа ГАЗ вынуждена была возобновить работы по тем немногим заказам, которые были.
Шире плечо
Государство уже объявило о мерах по поддержке отрасли — президент Владимир Путин пообещал «подставить плечо производителям». Среди указанных мер — опережающие раньше намеченных сроков госзакупки и выделение дополнительных субсидий в 10,5 млрд рублей на поддержку льготных кредитных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Кроме того, в правительстве выделят средства и на поддержку лизинга.
Эксперты считают, что этих мер может оказаться недостаточно, чтобы поддержать необходимый уровень рынка.
«Чтобы сохранить рынок на уровне 1 млн машин в этом году, объем поддержки должен быть не менее 60 млрд рублей, сейчас эти цифры в три раза меньше. К концу года мы получим рынок 650–800 тыс. машин в зависимости от того, когда откроются дилеры. Падение катастрофическое, больше чем вполовину», — пояснил «Известиям» Сергей Бургазлиев. По его словам, объемы госпрограмм также небольшие: 5–6% от рынка по грузовиками и 2–2,5% по легковым автомобилям.
Авто_5
Сварка кузова на первом посту линии доварки на
Фото: ТАСС/«Автотор»
Льготные программы уже не столь актуальны, считает Бургазлиев — необходимо расширять ценовой коридор для попадающих в них автомобилей, а также сделать более либеральными критерии одобрения потребителя и предусмотреть скидку на каско. Для дилерских предприятий не помешали бы госгарантии по кредитами. Кроме того эксперт указал на проблему с несовпадением кодов ОКВЭД, из-за которых часть дилеров не может воспользоваться налоговыми льготами.
Поставить крест: бюджетные Chevrolet возвращаются в Россию
Есть ли перспективы у этих машин на отечественном рынке
«Показателен опыт Китая: там выделили прямые субсидии физлицам на покупку новых автомобилей в размере до $1,5 тыс., но даже это по состоянию на май не привело к выходу на докризисный уровень», — рассказал «Известиям» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Принимаемые в России меры по поддержке автопрома он назвал каплей в море.
Отставка мэра Тольятти — системный шаг
Отставку Анташева следует рассматривать в контексте общей картины взаимодействия между региональным руководством и главами муниципальных образований Самарской области, считают наблюдатели, близко знакомые с областными управленческими процессами.
Бывший мэр Тольятти — далеко не первый руководитель муниципалитета, лишившийся своего поста по причине неудовольствия со стороны возглавившего регион в 2018 году Дмитрия Азарова. Немногим ранее свои кабинеты были вынуждены покинуть главы Пестравского, Большеглушицкого и Большечерниговского районов. На этом фоне отставка Анташева представляется лишь частью кампании по переформатированию корпуса муниципальных глав в соответствии с целями и управленческим стилем нового главы региона.
Дмитрий Азаров стал губернатором, сменив на этом посту своего давнего оппонента Николая Меркушкина, что само по себе превращало масштабные кадровые перестановки на уровне муниципальных глав в вопрос времени.
Кроме того, нынешний глава региона ранее возглавлял Всероссийский совет местного самоуправления и руководил в верхней палате парламента комитетом по федеративному устройству, региональной политике, вопросам местного самоуправления и делам Севера. Именно Азаров являлся (по крайней мере, формально) одним из инициаторов внедрения таких институтов, как муниципальный фильтр и сити-менеджмент, что достаточно наглядно характеризует его представления о системе организации политической власти на уровне региона.
Поэтому вполне логично предположить, что проблемы жителей Тольятти стали скорее формальным поводом для отставки Анташева, а публичная критика в его адрес со стороны губернатора носила ритуальный характер.
Мастер на пенсию, рабочая в могилу
Утро, на часах нет и одиннадцати, но на кухне у Перовой пахнет как в столовой во время обеда — маринованными огурцами, мясом с ананасами, салом, селёдкой и хлебом. В будний день это сложно было бы представить, потому что на работу нужно просыпаться в пять. Но сегодня суббота, у Анны выходной. В это время другие сотрудницы по цеху выходят на завод за двойной оплатой.
Пальцами-пенёчками Анна держит электрический чайник, наливая по кружкам кипяток. Чайник протекает, и вокруг кружек образуются лужицы.
— Люди у нас пашут шесть дней в неделю по 12 часов, и это приводит к перенапряжению и травмам. Боясь последствий, рабочие травмы скрывают. В прошлом году сотрудница упала на ловушку для отходов спиной, и никому не сказала — пожалела мастера. Позвоночник настолько разболелся, что она в течение двух месяцев слегла. А через год умерла. Мастер — на пенсию, она в могилу ушла.
— Почему она никому не сказала?
— Ну как? Люди умирают, жалея руководителей. Переживают, что не дадут работать, что их уволят за что-то. Ладно бы мелкое предприятие, но это «Автоваз»! Столько людей убивается. Парень с высотки на заводе сорвался, окна мыл. Триста тысяч родителям за его смерть заплатили.
Анна Перова демонстрирует руку, на которой она потеряла пальцы из-за неисправного оборудования на . Фотография Антона Карлинера, специально для Socialist.News
— В прошлом месяце мужчина, говорят, умер от переработок?
— Видела некролог. Но я ни его не знаю, ни цех в котором он работал. Переработки у нас постоянно. Их (работников — Д. К.)
никто не уговаривает, но только предложи — остаются. Вот недавно в гардеробе переодеваюсь, смотрю, молодая женщина сидит на скамеечке согнувшись. Спрашиваю: Кристина, что ты грустишь?. Работать не разрешили. Смена закончилась, домой отправляют. Даже не знаю чем заняться. Понимаете, они настолько привыкли работать, что не представляют, что в жизни можно заниматься чем-то другим, — говорит Перова, поправляя косынку в красный горошек, из под которой выглядывают кудрявые волосы. В ней она похожа на революционерку, работницу и ударницу. Косынку Перова носит и на заводе — без головного убора могут лишить премии.
Впервые Перова устроилась на «Автоваз» в 18 лет по совету отца, который тоже работал на заводе. Приехав из Самары в город, переименованный в 1964 году в честь итальянского коммуниста Тольятти, Анна мечтала о лучшей жизни — об отдельной квартире, замужестве, детях и работе на передовом производстве. На первое время завод предоставлял общежитие. Для рабочих возводили дома в новом Автозаводском районе — так получил квартиру и отец Анны. Разрешали взять в рассрочку «Жигули», ковёр и телевизор, по которому вовсю шла реклама «Автоваза» и его автомобилей.
Через два года у Анны родился сын, совмещать работу на производстве и уход за ребенком стало тяжело, и она уехала к маме в Самару. Когда сын подрос, Анна устроилась на авиационный завод, но так как квартирный вопрос в Самаре решить было невозможно, переехала на несколько лет в Тутаев — там рабочей моторного завода выделили квартиру-малосемейку. Из-за непривычного климата жить в Ярославской области Перовой не нравилось, и она нашла семью в Тольятти, которая согласилась на обмен квартирами. Чтобы сделка состоялась, пришлось снова устроиться на «Автоваз», — так Перова и продолжает работать на заводе уже 28 лет.
Тольятти, улица Дзержинского. Фотография Антона Карлинера, специально для Socialist.News
Заразительный энтузиазм
Возобновляя производство, автозаводы рискуют спровоцировать новый рост заболеваний COVID-19 и потому принимают серьезные противовирусные меры: помещения тщательно дезинфицируют, работников обеспечивают масками и перчатками, несколько раз в день измеряют им температуру
Особое внимание уделено соблюдению социальной дистанции
Сразу наладить безопасную работу на предприятиях удалось не всем — в первый день работы ГАЗа на проходных образовались очереди из-за дополнительного медицинского контроля. Автопроизводитель оперативно решил проблему, но получил штраф.
Авто_3
Сотрудник предприятия у автомобиля УАЗ «Патриот» в цехе Ульяновского автомобильного завода
Фото: ТАСС/Егор Алеев
Автопроизводители считают, что благодаря принятым мерам удается вовремя выявлять заболевших и предотвращать заражения других работников. Например, в ходе ежедневного тестирования на УАЗе было выявлено пять человек, у которых заболевание протекало бессимптомно. Их отправили домой, а цех, где они работали, дополнительно продезинфицировали.
Авторазборка: слабый рубль ударит по автопроизводству
Автокомпании могут приостановить выполнение обязательств по СПИКам
На «АвтоВАЗе» выявлено 11 инфицированных, сообщает профсоюзная организация. Представитель компании отметил, что для 35-тысячного коллектива это «мизер», а все заражения произошли вне предприятия.
«Социалку» на шею — и на дно
«Автоград» действительно переживает сегодня не лучшие времена, однако ситуация вряд ли бы изменилась к лучшему даже в том случае, если бы Сергей Анташев внезапно стал гением менеджмента. Тольятти остается моногородом со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Собственники АвтоВАЗа оптимизируют производство и сокращают персонал, одновременно отказываясь от социальных обязательств перед местным населением. Городская администрация с трудом справляется с выполнением возложенных на нее обязательств — во многом лишь за счет увеличения кредитного бремени.
В лучшие годы на АвтоВАЗе работали (без учета персонала предприятий-спутников) более ста тысяч сотрудников. Именно его конвейеры обеспечивали заработком львиную долю жителей города. Предприятие содержало широкую сеть социальной инфраструктуры, которая не только обслуживала граждан, но и позволяла создавать новые рабочие места. Но с 2009 года численность сотрудников предприятия последовательно сокращается — к началу 2020 года она составляла 35 тысяч человек. Столь масштабное сокращение нанесло более чем ощутимый ущерб городскому бюджету — около 60% его доходов обеспечиваются поступлениями НДФЛ.
Передача в 2009 — 2011 годах социальной инфраструктуры АвтоВАЗа на баланс местной администрации едва не обрушила городскую экономику, потребовав увеличения расходной части бюджета Тольятти сразу на 1,7 млрд рублей. Спасти ситуацию удалось лишь благодаря вмешательству Москвы: федеральный центр предоставил властям Самарской области дополнительные субсидии и кредиты. Это помогло сгладить шоковый эффект для локальной экономики, но не решило главной проблемы: для все скудеющего бюджета Тольятти даже частичное обслуживание приобретенной социальной инфраструктуры превратилось в непосильную ношу.
К концу мая 2020 г. кредитный портфель Тольятти составлял уже около 6,6 млрд рублей. Для сравнения, в проекте городского бюджета на 2021 г. собственные доходы муниципалитета были определены на уровне 7,1 млрд.
И без того тяжелое положение городской экономики усугубили последствия «коронакризиса». В первой половине 2020 года индекс промышленного производства в Тольятти сократился на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего. Производство легковых автомобилей упало на 34,2%, комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств — на 38,7%. Официальный уровень регистрируемой безработицы в городе только за январь—июнь 2020 года вырос почти до 4,9%, что естественным образом отразилось на поступлении налоговых отчислений.
Положить конец деградации Тольятти способны лишь масштабные преобразования, не ограничивающиеся местным и муниципальным уровнями. Мэр в такой ситуации выступает в качестве фигуры, способной лишь замедлить эрозию экономики и социальной сферы. В его распоряжении в принципе отсутствуют ресурсы, необходимые для обеспечения серьезных перемен к лучшему. Добиться смены трендов в развитии города можно только путем разработки и реализации комплексной программы привлечения инвесторов хотя бы на региональном уровне, взяв в качестве образца модели Белгородской или Ульяновской областей.
Работают вполсилы
Между тем многие заводы работают не в полную силу. «Автотор» заявил, что выпустит в этом году на 40% автомобилей меньше. «Автоваз», запустивший конвейеры одним из первых, ушел на «каникулы» за два дня до майских праздников, а вернулся к работе только 18 мая. Московское предприятие Renault стартовало только с одной сменой и вполовину сниженной скоростью конвейера.
Авто_1
Рабочие завода Hyundai Motor в сборочном цехе
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
Больше не едет: что убивает автодилеров в России
Привычная бизнес-модель не вписывается в новые реалии
Завод Hyundai в Санкт-Петербурге отчитывается о режиме работы на 3–4 дня вперед. Так, с 18 по 22 мая предприятие работает в две смены вместо трех и ежедневно собирает по 700 автомобилей вместо 900. Предприятие Nissan возобновило сборку всех трех своих моделей в двухсменном режиме, однако в представительстве компании не знают, надолго ли — всё зависит от спроса и наличия комплектующих.
Куда поедут автомобили
Несмотря на все сложности и опасности рестарта автомобильного производства в России, многие шоурумы по-прежнему закрыты — например, в Москве и области. Продавать машины разрешили только в ряде регионов. Столичные дилеры и автопроизводители начали активно осваивать онлайн-формат, однако процент таких продаж мал и игроки рынка признают, что он не заменит традиционного автосалона.
«Чтобы спасти отрасль, надо открыть дилерские салоны как можно скорее. Без этого заводы будут производить автомобили себе на склады. В среднем они могут обеспечить трехнедельные запас готово продукции. Проработают июнь, а в июле опять встанут», — заявил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Авто_4
На автомобильном заводе LADA Ижевск, входящем в группу «Автоваз»
Фото: ТАСС/Анна Селезнева
Все опрошенные «Известиями» эксперты и игроки рынка настаивают на скорейшем открытии автосалонов. Но даже если шоурумы начнут работать в июне, спрос на автомобили будет низким.
«Если завтра в стране будет снят карантин, то заказы на автомобили быстро не вырастут — в стране выросла безработица, покупательная способность населения упала и многим не до покупки машин», — считает промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
Размагнитили: доступные марки авто могут покинуть российский рынок
Что будет с кроссовером Datsun Magnite и другими бюджетными моделями
Доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов отметил, что летом в России традиционно происходит спад продаж автомобилей и некоторое оживление, возможно, будет осенью.
От редакции СА
Моногород Тольятти с более чем 50 тысячами нынешних и бывших рабочих Автоваза, многие из которых тяжело пережили девяностые, а в советское время никогда не имели боевого профсоюза, спит вязким, липким сном. Кошмары с окровавленными руками и костями в отверстиях и пазах станков взбудораживают завод и опять сменяются потным забытьем. Традиций успешной борьбы у этих рабочих нет, есть традиция передачи страха от старых рабочих молодым, неизбежная на таком огромном предприятии с крупным постоянным ядром кадров, да междусобойные жалобы на высшее руководство.
Всё это, в том числе и размер независимого профсоюза «Единство» (сто человек на 37 тысяч), имеет исторические и экономические причины. Почитайте наш текст о том, как сказалась травма девяностых на «традиционных» — промышленных — рабочих, и как ее медленно начинает преодолевать молодежь. Жесточайшее падение уровня жизни и постоянные тычки от меняющихся всевластных собственников, а также отсутствие тактики и стратегии у профсоюзов, дезориентировали рабочих, и их невозможно винить в том состоянии, в котором они оказались.
Мы хотим рассказывать вам, что происходит с рабочим классом и всеми его слоями в России. Начать мы решили с автопрома, но рабочий класс, конечно, сегодня шире и необязательно связан со станками и с крупной промышленностью — это все, кто живет от зарплаты до зарплаты. Расходы на поездку в Тольятти и гонорар для двоих журналистов на три дня обошлась нам в 25 000 рублей. Поэтому у нас будет появляться больше таких репортажей, если вы поддержите нас рублем.