Нужно ли промывать двигатель при замене масла
Содержание:
- Типы загрязнения двигателя
- Чем промывать мотор: масляные составы, очистители и прочая химия
- Чем можно промыть двигатель перед заменой масла
- Процесс промывки двигателя соляркой
- Мыть или не мыть двигатель при замене масла?
- Процесс промывки двигателя
- Обзор самых качественных промывочных жидкостей для трансмиссии
- Эксплуатация тепловых машин внутреннего сгорания
- Статьи по теме
Типы загрязнения двигателя
Существует 2 типа загрязнений двигателя. Чаще всего встречается лаковый налет, образующийся на разогретых поверхностях ДВС, поршней, элементов клапанов и имеющий цвет от светло-соломенного до темно-коричневого. Данное загрязнение не всегда определяется визуально. Обычно его появление выражается в увеличении расхода масла, в падении давления смазки в системе, в появлении дыма. Кроме того, начинают заклинивать клапана.
Причинами возникновения налета являются хронический перегрев мотора, низкое качество используемых топлива и смазки, нарушение требований эксплуатации двигателя, его конструктивные недостатки и т. д. Отмывать загрязнение этого типа следует в 2 этапа.
Сперва выполняется интенсивная промывка длительностью 5 или 10 минут с добавлением средства в старое масло. Затем осуществляется замена смазки на новую, обладающую эффективным моющим свойством. Благодаря этому размягченные промывающим средством загрязнения окончательно удаляются. При этом частота замены смазки должна быть увеличена примерно в 2 раза. Возможно, потребуется консультация сервисного специалиста.
Вторым типом загрязнений являются масляные шламы. Имея черный цвет, они достаточно хорошо различимы внутри двигателя после откручивания пробки заливочной горловины. Черный налет, покрывающий металл внутри мотора — это и есть шлам. Его образование связано с использованием низкокачественного топлива или масла, с нарушением периодичности замены смазки, с попаданием в смазочную жидкость воды или антифриза. Наличие шлама сигнализирует о необходимости промывки мотора.
В противном случае частицы налета могут попасть на сетку маслоприемника и воспрепятствовать поступлению свежей смазочной жидкости. Быстро избавиться от шламов не удастся, поскольку налет образуется постепенно, и потребуется время для его удаления. Следует использовать мягкую присадку для промывки двигателя перед заменой масла, обладающую длительным воздействием. Иначе говоря, присадка должна постепенно растворять загрязнение, препятствуя отрыву больших кусков, которые могут привести к засорению каналов. Растворенные же шламы в жидком состоянии покидают систему вместе с отработанным маслом.
Чем промывать мотор: масляные составы, очистители и прочая химия
На сегодняшний день при замене масла или при проведении сложного ремонта прибегают к четырём основным способам промывки двигателя:
- Промывочное масло. Специальное средство, заливаемое в мотор после слива старого отработанного масла. С таким составом автомобиль эксплуатируется в щадящем режиме на протяжении нескольких дней. Этот вариант не самый популярный, поскольку требует дополнительных вложений и времени: за трое — четверо суток необходимо практически ежедневно посещать СТО, оплачивать работу специалистов и при этом соблюдать щадящий режим вождения.
Самым простым и малозатратным способом поддержания мотора автомобиля в рабочем состоянии является регулярная замена масла и масляного фильтра.
Промывочное масло Liqui Moly
Liqui Moly — одно из самых распространённых и популярных средств для промывки двигателя, представленных в широком ассортименте.
Oilsystem Spulung
Oilsystem Spulung — очищающее средство, которое можно использовать для очистки ДВС и масляной системы.
Наиболее эффективный результат достигается при применении в транспортных средствах, которые эксплуатируются:
- в условиях агрессивной и жёсткой езды;
- в регулярных пробках;
- при несвоевременной замене моторного масла.
Отдельно стоит отметить, что этот вид очистителя Liqui Moly может применяться как для бензиновых, так и для дизельных силовых агрегатов. Регулярное использование состава позволяет продлить срок эксплуатации мотора и поддерживать его детали и узлы в чистоте. Производитель гарантирует следующие преимущества:
- Состав мягко растворяет отложения и загрязнения, въевшиеся в стенки двигателя, не забивая масляные фильтры и патрубки.
- Увеличивает срок эксплуатации залитого моторного масла.
- Присадки, добавляемые в промывочное масло, не только очищают двигатель, но и формируют на его стенках защитную плёнку, снижающую трение деталей.
- В состав входят дополнительные присадки, предохраняющие резиновые детали от износа и разъедания.
- Полностью выходит из системы после завершения промывки.
Oilsystem Spulung High Performance
Выпускается в двух вариантах: для бензиновых и дизельных двигателей.
Специалисты рекомендуют использовать эту промывку тогда, когда мотор автомобиля столкнулся со следующими проблемами:
- перегрев мотора;
- снижение мощности;
- потеря компрессии;
- несвоевременная замена моторного масла;
- использование низкокачественного бензина или дизельного топлива.
К преимуществам промывочного масла можно отнести:
- Быструю очистку всей системы.
- Нейтральность по отношению к разным материалам, в том числе к алюминию и резине, часто применяемым в системе ДВС.
- У масла абсолютно безвредный состав, не вступающий в реакции с другими веществами.
- Масло не загрязняет окружающую среду.
Oil-Schlamm-Spulug
Промывочная жидкость Liqui Moly, созданная для очистки двигателя внутреннего сгорания от шлама, причинами образования которого являются:
- редкая замена смазочного материала;
- частые и продолжительные перегревы мотора;
- попадание в систему влаги или конденсата;
- использование некачественных масел и топлива.
Производитель гарантирует, что использование подобных присадок позволяет понизить шумы в двигателе и устранить стуки гидрокомпенсаторов.
Наиболее эффективно и целесообразно использовать такую промывающую жидкость в автомобилях, пробег которых превысил 100 тысяч километров. К числу преимуществ состава можно отнести:
- Ликвидацию нагара и чёрных отложений на патрубках масляной системы.
- Устранение осадков, скапливающихся на поршнях двигателя, особенно на деталях колец.
- Очистку клапанов и отверстий масляной системы.
- Очистку стенок двигателя от лаковых осадков.
- Предупреждение масляного голодания и дорогостоящего ремонта в будущем.
Pro-Line Motorspulung
Очищающая жидкость от Liqui Moly, в состав которой входят присадки, быстро и эффективно устраняющие загрязнения, расположенные в самых труднодоступных местах масляной системы. Одновременно с этим жидкость способствует удалению нагара, накопившегося в поршневой группе. Нередко Pro-Line Motorspulung применяют для очистки механической КПП.
Чем можно промыть двигатель перед заменой масла
Автовладельцы пользуются несколькими способами качественной промывки дизельного и бензинового мотора при замене масла.
-
«Присадки-пятиминутки»
На прилавках автомагазинов представлено множество различных промывочных средств, пригодных для заливки в старое масло. Существует также альтернативный вариант, когда специальный состав заливается в двигатель, из которого слита вся смазка. Мотор некоторое время работает исключительно на промывочном средстве. К таковым составам относятся промывочные масла и добавки.
Присадки, называемые в народе «пятиминутками», представляют собой активный концентрат промывочных средств. Данный состав заливается в старую смазку перед ее заменой, затем запускается мотор и оставляется работать примерно на 20 минут в режиме холостого хода. После этого можно менять старую смазочную жидкость на новую.
-
Промывочная смазка
В случае использовании данных средств необходимо предварительно слить старое масло из двигателя. Далее после заливки промывочной жидкости мотор будет работать некоторое время только на ней.
Основой промывочного состава служит минеральная смазка, произведенная с использованием гидрокрекинга. Также данное средство для промывки содержит несколько моющих присадок. Щелочное число смеси по сравнению с обычными маслами значительно увеличено.
Производители промывочных жидкостей уверяют, что их продукция гораздо более эффективна, чем средства, добавляемые в имеющуюся в ДВС смазку. Используется данная смесь аналогично «пятиминуткам» — на залитом в систему масле мотор должен проработать до 20 минут при холостом режиме. После этого промывка удаляется, и затем выполняется замена смазки и масляного фильтра.
В промытом таким образом двигателе можно использовать любые масла — от синтетических до минеральных.
-
Увеличение частоты замены смазки
В этом случае масло меняется на более качественное как обычно. Но последующая замена должна быть произведена уже спустя 2000-3000 км пробега. Затем смазочная жидкость меняется на аналогичное в соответствии с регламентом. Если ДВС сильно загрязнен, выполнять его промывку указанным способом можно 2 или даже 3 раза подряд, после чего замена смазки производится в штатном режиме.
-
Можно ли использовать ДТ?
Ответ однозначный: нет. Этот относительно дешевый способ был популярен в середине 20 века, когда специальные моющие средства на рынке попросту отсутствовали, а сервисные услуги были недоступны. Автолюбители выполняли промывку самостоятельно, на свой страх и риск. Сегодня таким способом можно вывести двигатель из строя.
В процессе промывки дизельным топливом необходимо было жестко соблюдать технологию. При этом мотор должен был иметь достаточно большие эксплуатационные зазоры в сопрягаемых частях. Вывод силового агрегата на рабочие температуры не допускался, поскольку дизельное топливо могло резко перейти в газообразную фазу.
Обладая низкими смазывающими качествами, солярка быстро стекала с пятна контакта. В результате возникало сухое трение, не дававшее двигателю запуститься после замены масла штатным стартером. При этом приходилось вручную проворачивать коленчатый вал, чтобы масляная смесь заполнила систему и дошла до коренных и шатунных опор. В современных же авто «кривым» стартером воспользоваться уже не получится — соответствующий храпун в них отсутствует.
По этим причинам пользоваться дизельным топливом для промывки в современных реалиях нецелесообразно. Скорее всего, все закончится капитальным ремонтом ДВС или заменой дорогих комплектующих.
Процесс промывки двигателя соляркой
Если, взвесив все плюсы и минусы, вы решились на очистку мотора соляркой, доверяете больше опыту прародителей, который доказывал свою эффективность на протяжении многих лет, чем современным жидкостям, мы расскажем, как правильно и корректно выполнить эту процедуру. Методология промывки мотора соляркой при замене масла не отличается особой сложностью и значительными капиталовложениями. Для выполнения поставленной задачи потребуется запастись соляркой, в объёме не менее восьми литров, двумя масляными фильтрами, один из которых должен быть качественным, желательно оригинальным элементом для вашей машины, другой может быть самым дешёвым, так как будет эксплуатироваться только при выполнении очистки силового агрегата.
Процедура производится непосредственно после слива отработанного масла. Слив отработки рекомендуется производить на яме или эстакаде, на прогретом двигателе через маслосливное отверстие на поддоне картера. Иногда для этого понадобится снять защиту силового агрегата, если она предусмотрена модификацией транспортного средства. С подробной инструкцией по смене жидкости в силовом агрегате к конкретной модели автомобиля можно ознакомиться в руководстве пользователя или в статьях по данной тематике на нашем сайте. После слива отработанного автомасла нужно демонтировать пришедший в негодность масляный фильтр, на его место установить купленный фильтрующий элемент.
Дальнейшая задача исполнителя – по максимуму промыть двигатель от загрязнений и шлама. Для этого сначала выполняется очистка двигателя от грубых частиц и остатков масла путём сквозного прогона солярки по системе. Маслосливное отверстие оставляется открытым, в заливной проём с максимальным давлением вливается солярка
Предварительно под сливное отверстие важно поставить тару для отработанной жидкости. Для выполнения этой процедуры понадобится около трёх литров жидкости
Следующий шаг – более качественная промывка узлов агрегата и труднодоступных его участков. С этой целью сливной проём закрывается и заливается солярка в объёме, равном количеству автомасла в моторе машины. Дальше необходимо завести машину и прогнать промывочную эмульсию по системе, путём поддержания оборотов, однако, не доводя силовой агрегат до рабочих температур. Этот момент очень важен, так как в режиме повышенных оборотов солярка не сможет справиться с поставленными задачами, нанося вред соприкасающимся деталям.
После этой процедуры производится слив промывочной жидкости, при этом визуально контролируется качество вытекающей эмульсии
Если солярка вытекает слишком загрязнённая, с частицами шлама, важно осуществить ещё раз эту процедуру. Промывка должна осуществляться до тех пор, пока из сливного отверстия не начнёт вытекать чистое топливо, без наличия в нём примесей
На этом этапе промывку мотора можно считать завершённой. Дальше следует заменить временный масляный фильтр новым, оригинальным изделием, закрутить плотно крышку сливного отверстия, предварительно очистив её от грязи и накоплений, при необходимости поменять уплотнитель между проёмом и пробкой, если он предусмотрен конструкцией. Завершающий этап – залив нового автомасла в мотор транспортного средства. После замены смазочной эмульсии важно осуществить обкатку мотора – проехать на машине около пяти километров в спокойном режиме, проверить ещё раз уровень масла, при необходимости долить его до уровня, осмотреть стыковые соединения на предмет утечки смазки.
Так как солярка не обладает достаточными моющими и смазочными свойствами, которые требуются для нормального функционирования мотора, первые несколько километров, пока автомасло не распределиться равномерно по узлам, важно не эксплуатировать транспортное средство в агрессивном режиме. Некоторые автовладельцы для исключения опасности истирания контактирующих элементов рекомендуют осуществлять промывку двигателя не чистой соляркой, а разведённой в равноценной пропорции с недорогим моторным маслом, однако, целесообразность такой процедуры не доказана
Мыть или не мыть двигатель при замене масла?
Промывка двигателя категорически запрещена при смене масла только в одном случае: автомобиль находится на гарантии и его обслуживание по сервисной книжке проводится в дилерском центре или сертифицированном автосервисе. Регламент обслуживания всех производителей эту операцию исключает. Это связано с тем, что находящийся на гарантии автомобиль должен эксплуатироваться без малейших посторонних примесей в моторном масле.
Заливка свежего масла в двигатель не всегда требует промывки
Но бывалые водители и многие специалисты также не советуют промывать двигатель, если используется качественная синтетика или полусинтетика. Довод таков — в состав моторного масла входят:
- минеральная (очищенная нефтяная) или синтетическая (синтезированная из нефти в лабораторных условиях) основа;
- сбалансированный набор улучшающих присадок (противопенных и вязкостных, антиокислительных и противокоррозионных, моющих и антифрикционных, антиоксидантов и деактиваторов, противоизносных, щелочных и других компонентов).
Итог устойчивого равновесия всех присадок — поразительная стабильность, которая соблюдается в течение всего времени, сколько осталось до очередной замены масла. Именно специальные моющие присадки не позволяют образовываться на стенках и в масляных каналах шламу, шлаку и нагару. Все загрязнения накапливаются в самом масле и удаляются при его замене. Практика показывает, что многие движки иномарок на качественных маслах дают пробег в многие сотни тысяч километров без необходимости промывки.
Качество топлива в России оставляет желать лучшего, поэтому вопрос о промывке становится актуальным именно в нашей стране
Но мы живём в России. У нас и стандарты не такие жёсткие, как в развитых странах, и качество горюче-смазочных материалов значительно хуже. Есть случаи, когда промывка нужна любому автомобилю, независимо от его возраста, престижности и вида используемого моторного масла:
- Нужно поменять тип масла (минеральное на полусинтетику или наоборот); его вязкость (летнее, зимнее, всесезонное).
- При переходе на масло другого производителя (многие масла недопустимо смешивать друг с другом).
- После капитального ремонта двигателя или текущего, если снималась головка блока цилиндров и проводились операции внутри движка, если мотор разбирали.
- При покупке автомобиля у частного владельца, когда нет данных о частоте замены и качестве масла в двигателе.
- При аварийных ситуациях, когда в поддон попадает охлаждающая жидкость, топливо или вынужденно приходится доливать масло низкого качества.
Различия в мойке дизельного и бензинового
Турбонадувной дизельный двигатель при замене масла промывать не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. В экстренном случае можно просто поменять дизельное масло досрочно. Никаких специфических промывок для силовых агрегатов, работающих на солярке, нет. Дизельное масло обладает уникальными свойствами, которых нет у моторных масел карбюраторных двигателей. В первую очередь это создание тончайшей масляной плёнки на трущихся поверхностях. Благодаря этой плёнке сопрягающиеся детали находятся в «плавающем» состоянии, то есть не соприкасаются друг с другом. Поэтому дизельное масло гуще, рассчитано на более жёсткие условия работы и имеет свой набор присадок. Любая промывка не обладает этими качествами. В её составе нет таких присадок. Использование промывок любого типа на дизельном двигателе может привести к печальным последствиям: или усиленный износ трущихся деталей дизеля и досрочный ремонт, или его выход из строя за короткое время.
Масло для дизельных двигателей более «сильное» в плане очистки деталей мотора в ходе эксплуатации авто, нежели масла для бензодвижков
Условия работы, материал изготовления деталей, состав нагара у дизелей и карбюраторных моторов сильно отличаются. Правда, для легковых автомобилей с высокофорсированными силовыми агрегатами разработаны универсальные масла, которые можно заливать как в бензиновые движки, так и в дизели. Для остальных видов автомобилей другие виды моторных смазочных средств друг для друга не подходят, хотя лет 30 тому назад многие автолюбители заливали дизельное масло от грузовика КамАЗ или от трактора К-700 в советские легковушки. Но у тех «Волг», «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев» не было турбин, инжекторов, электронных блоков управления, бортовых компьютеров и других «наворотов». С современными дорогими иномарками такие эксперименты категорически не допускаются, иначе полетит всё ценное оборудование.
Процесс промывки двигателя
Существует ряд особенностей, о которых должен знать автомобилист. Работать следует непременно в перчатках и респираторе, чтобы защитить себя от ожога и отравления парами химических жидкостей. Техника безопасности — главное условие для достижения желаемого результата.
В процессе промывки соблюдайте такие правила:
- автотранспортное средство необходимо загнать на смотровую яму и дождаться остывания мотора;
- при теплом движке открутить пробку и слить отработку в специально подготовленную емкость;
- пробку картера закрутить и влить жидкость для промывки;
- запуск и работу проделать, не отступая от инструкции;
- по окончании процедуры в специальную тару слить использованное средство;
- открутить поддон двигателя и удалить остатки шламов механическим путем;
- провести замену фильтра и автомасла.
Щадящая чистка и с использованием концентрированных средств выполняются строго по инструкции производителей. Если вы являетесь обладателем нового автомобиля, и используете в течение всего периода эксплуатации качественную моторную жидкость одной и той же марки, то промывка двигателя вам может не понадобиться. Тревожным сигналом является загрязнение двигателя. Тогда без промывки обойтись не удастся.
Обзор самых качественных промывочных жидкостей для трансмиссии
ZIC Flush
Является качественной технической жидкостью на синтетической основе. Может применяться для промывки трансмиссии или двигателя. При ее изготовлении используются специальные присадки (дисперсанты, детергенты). Хорошо устраняет отложения мазевого и лакового типа.
Во время чистки трансмиссии, нужно вывесить ведущие колеса, а затем слить отработку и сразу же залить промывку. Затем следует запустить двигатель и на первой передаче, на холостом ходу, дать ему поработать на протяжении 5 минут. После завершения очистки состав сливается и заливается новая трансмиссионная жидкость.
Показатель плотности при +15 градусах – 0,84 г/см3. Уровень кинематической вязкости при +100 градусах – 4,7 мм2/с. Индекс вязкости равен 135. Температура вспышки равна 212 градусов по Цельсию. Теряет текучесть (затвердевает) при -47,5 градусах.
ZIC Flush
Достоинства:
- Прекрасно устраняет отложения, загрязнения;
- Понижает шум работы трансмиссии;
- Повышает ресурс эксплуатации МКПП;
- Снижает трение;
- Высокий температурный порог для затвердевания (-47,5 градусов);
- Не позволяет новому ММ окисляться.
Недостатки:
OILRIGHT МПА-2
Является минеральным ПМ российского производства. Применяется во время проведения подготовительных работ масляной системы, трансмиссии транспортного средства к последующей замене масла. Уровень кинематической вязкости (+50 градусов) равен 80,-25,0.
Благодаря использованию этого средства существенно увеличивается ресурс эксплуатации трансмиссии. Кроме того, OILRIGHT МПА-2 сохраняет свойства, характеристики смазки, которая заливается непосредственно после проведения очистки, предотвращает ее окисление. Рекомендуется использовать в тех случаях, когда планируется переход на применение синтетических или полусинтетических масел.
OILRIGHT МПА-2
Достоинства:
- Доступная стоимость (441 рубль);
- Увеличивает ресурс работы трансмиссии;
- Хорошо устраняет остатки старой смазки.
Недостатки:
Промывочное Масло для АКПП (5л Пластик)
Эффективное средство полусинтетического типа, предназначенное для автоматических коробок передач (АКПП). Можно применять как для обслуживания легковых авто, так и для внедорожников или грузового транспорта. Страна происхождения – РФ. Превосходно устраняет шламовые и лаковые отложения. В составе этого средства содержаться присадки противозадирного и противоизносного типа. Рабочий диапазон для применения равен от -10 до +30 градусов по Цельсию. Рекомендуется применять в теплое время года.
Промывочное Масло для АКПП (5л Пластик)
Достоинства:
- Улучшает показатели термостабильности и диспергирующих свойств смазки;
- Продлевает время эксплуатации АКПП;
- Хорошо устраняет шламовые скопления;
- Отмывает лаковые отложения.
Недостатки:
Высокая стоимость (1355 рублей).
Эксплуатация тепловых машин внутреннего сгорания
Длительность работы двигателей у автомобилей может оказаться различным при одном и том же пробеге. Авто, регулярно совершающее пробег внутри мегаполиса простаивает в пробках не меньше, чем совершает поступательное перемещение. При этом рабочий процесс совершается на топливных смесях, которые резко меняются с бедных на богатые.
Холостой ход быстро меняется на разгон – нужно удержаться в потоке, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Затем приходится резко тормозить, сбрасывая обороты.
Нервная езда отрицательно влияет на силовой агрегат. Образующийся нагар накапливается в канавках поршней, позже он оказывается в поддоне. Конечно, фильтр задержит в течение определенного времени продукты некачественного горения топлива.
Однако, настанет момент, когда загрязнения заставят систему смазки работать с перегрузкой. Тогда начнется ускоренный износ в наиболее нагруженных узлах. Там и будут скапливаться металлические крошки, которые вызовут повреждения кривошипно-шатунного механизма.
Предотвратить поможет промывка маслом, вязкость которого несколько ниже, чем постоянно используемая смазка.
При обкатке транспортного средства происходит притирка всех взаимодействующих пар. Идеального изготовления узлов не бывает, даже корифеи автомобильной промышленности производят выпуск продукции, опираясь на допуски и посадки. Поэтому любая новая деталь, контактируя с другими, сбрасывает стружку и заусенцы. Их обязательно нужно удалять.
Первую промывку производят после завершения обкатки.
Проводя техническое обслуживание, на сервисе сливают отработку. Здесь нужно провести кратковременную работу на промывочной жидкости. Для этого используют «пятиминутки» – масла с пониженной вязкостью. Раньше для подобных операций использовали дизельное топливо, в которое добавляли до 25…30 % моторного масла.
Статьи по теме
Диагностика топливных форсунок: методы, рекомендации, профилактика поломок
Присадки для дизельного топлива: виды и задачи
Ремонт топливных форсунок: причины неисправности, диагностика, методы решения проблемы
Давление масла в двигателе: норма и признаки неисправности
Порвался ремень генератора: что делать в такой ситуации
Защита картера двигателя: мнения экспертов и автолюбителей
Сколько антифриза в системе охлаждения, и почему так важно знать его уровень
Ремонт турбины на дизельном двигателе: все проще, чем кажется
Уровень масла в двигателе: как правильно замерить и что делать при резком колебании
Ремонт дизельного мотора по всем правилам
Как часто надо менять масло в двигателе: рекомендации завода-изготовителя и специалистов
Присадки для бензиновых двигателей: использовать или нет
Присадки для дизельного двигателя: их виды и критерии выбора
Объем масла в двигателе: как выяснить, сколько нужно
Замена масла в двигателе: когда это нужно делать и как