Что такое помпа и за что она отвечает в автомобиле

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

  • Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
  • Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
  • Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
  • Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
  • Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
  • Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
  • Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
  • Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
  • Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.

При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.

Рекомендации по использованию

Чтобы продлить ресурс работы сливного насоса, рекомендуется:

  1. Перед стиркой очищать углубления и карманы на одежде от мусора, монет и других посторонних предметов.
  2. Чтобы избежать попадания фурнитуры в бак, стирать вещи с пуговицами, бусинами, замочками и другим декором в закрытых сетчатых мешочках.
  3. Очищать сливной фильтр и гнездо для него после каждого цикла стирки.
  4. При застревании постороннего предмета в барабане аккуратно вынуть его пинцетом или плоскогубцами, внимательно обследовать стык барабана и бака.
  5. Если во время стирки появился аномальный стук или лязг, остановить работу СМА, слить воду через фильтр, обследовать бак снизу через гнездо для тэна.

При правильном уходе сливная помпа может прослужить до 10 лет.

Назначение помпы

Рядовое решение включает в себя электрический двигатель с крыльчаткой и отводами. С одной стороны к помпе подходит патрубок для поступления жидкости, а с другой находится сливной шланг.

Основная задача устройства – закачка воды в систему и последующий её слив по команде главного процессора. К примеру, в режиме полоскания машине требуется очень много жидкости, тогда как при отжиме она совсем ни к чему.

Если помпа неисправна, то процессор не сможет организовать нормальную работу режимов, или же техника вовсе откажется работать. Конструкцию устройства никак нельзя назвать сложной, так же, как и принцип его работы. В подавляющем большинстве моделей установлено одно из двух решений – сливное или циркуляционное.

Признаки неисправности помпы

В машине в процессе работы происходит естественный износ всех механических элементов. Значительной нагрузке подвергаются герметизирующая манжета и подшипник, которые и выходят из строя чаще остальных деталей. Реже поломки происходят со шкивом или крыльчаткой.

Признаки поломки помпы удастся заметить по следующим факторам:

  1. Не снимая насос, тестировать нужно по наличию пятен антифриза под автомобилем на местах длительной парковки.
  2. Во время работы как на боковых стенках, так и внизу происходит забрызгивание пространства антифризом. Когда в конструкции предусмотрен защитный кожух, то симптомы проявляются в виде потеков в нижней области кожуха.
  3. Неисправности или повреждения можно услышать во время работы мотора. Появляются посторонние шумы в виде треска или гула в области установки насоса.
  4. На шкале приборов термометр выводит значения, выше предельно допустимых. После этого может часто глохнуть мотор.

Водителя должны всегда настораживать образующиеся после стоянки пятна под машиной в области подкапотного пространства. Чтобы лучше рассмотреть потенциальный участок протечки, рекомендуем открутить крепеж защитной крышки ГРМ. Если обнаруживается избыточная влажность, то рекомендуем провести простые диагностические мероприятия:

  • мотор полностью выключаем и ставим машину на ручник;
  • удаляем крышку газораспределительного механизма;
  • ослабляем натяг ременной передачи на шкиве помпы;
  • пробуем прикладывать небольшое усилие к валу, покачивая его в посадочном гнезде вправо/влево.

Ощущаемый люфт вала является одним из главных признаков, после появления которых необходимо озаботиться заменой водяного насоса в автомобиле. Если удалось услышать явные шумы со стороны помпы, то также необходимо провести диагностику вала.

Негативные опасения могут подтвердиться, когда во время езды заглохнет мотор, а в это время на датчике будет критичная температура, например, выше 120 0 С. Это – свидетельство заклинивания вала насоса либо слетевшего ремня, либо разорвавшегося ремня ГРМ. В худшем варианте развития событий дополнительно окажутся согнутыми от поршней клапаны.

Если оборвется ремень генератора, то водитель сможет это опознать по загоревшемуся индикатору на приборной панели, обозначающему отсутствие зарядки АКБ, одновременно станет заметно повышаться температура. Водителю рекомендуем максимально быстро глушить мотор и эвакуировать машину на станцию техобслуживания.

Ремонт водяной помпы

Помпа двигателя является ремонтопригодным разборным узлом. Здесь есть возможность заменить как весь механизм, так и отдельные его элементы, например подшипники. То, что помпа автомобильная не обязательно должна заменяться полностью, не может не радовать, поскольку это позволяет существенно удешевить ремонт. Правда, доступ к этому узлу для его частичной или полной разборки бывает затруднен. Так, в некоторых моделях автомобилей для этого необходимо частично откручивать подушки двигателя, работая снизу из смотровой ямы. Очень часто замена помпы производится при каждой второй замене ремня/цепи ГРМ, но при возникновении симптомов неисправности водяного насоса меняют и раньше, все зависит от качества детали и уровня выполнения работы при предыдущей смене привода ГРМ и самой детали.

Показания к применению инсулиновой помпы

Помповая инсулинотерапия рекомендуется абсолютно всем категориям больных инсулинзависимым сахарным диабетом, независимо от возраста и тяжести заболевания. Чем раньше начать введение инсулина с помощью помпы, тем легче можно предотвратить развитие грозных осложнений сахарного диабета.
Однако особо рекомендуется помповая инсулинотерапия в следующих случаях:
• отсутствие адекватной компенсации углеводного обмена на фоне многократных инъекций инсулина;
• частые гипогликемические состояния;
• непредсказуемые (бессимптомные) гипогликемии;
• тяжелое течение сахарного диабета (т.е. частые случаи диабетического кетоацидоза, повторные госпитализации в связи с частыми декомпенсациями заболевания);
• беременность или планирование беременности;
• трансплантация почек;
• высокая чувствительность к инсулину;
• желание пациента улучшить качество жизни.

Описание насоса

Точка в системе насоса получающая жидкость называется исходящим (всасывающим) патрубком. Точка, в которую нагнетается жидкость — напорным патрубком.

В устройстве насоса выделяются следующие величины: «напор насоса», «мощность насоса», «избыточный (минимальный) напор». Напор насоса представляет собой умножение потенциальной энергии единицы объема жидкости в период между ее входом и выходом. Мощность — это потребление энергии устройством за единицу времени. Избыточный напор является запасом потенциальной энергии жидкости (вещества) на входе.

Принцип работы помпы автомобиля

Как говорилось выше – это водяной насос, центробежного действия. Он перекачивает рабочую жидкость из теплообменников (радиаторов) в камеру двигателя (рубашку охлаждения). Эта камера устроена так, что огибает все цилиндры, часть ее проходит через головку блока мотора. Жидкость, проходя по ней, отбирает часть тепла из камер сгорания, нагревается и за счет давления, создаваемого помпой, направляется в радиаторы.

Хочется заметить, что именно в такой последовательности циркулирует жидкость. Насос берет охлажденную жидкость и качает ее в двигатель, а не наоборот. Это обусловлено критериями надежности и долговечности. Если горячий тосол будет попадать в помпу, а затем качаться в теплообменники, то срок службы насоса будет минимален. Потому что в его конструкции есть сальники, подшипники, не рассчитанные на такие температуры. Об этом поговорим ниже.

Автомобильная помпа: внутри всё просто

Сам по себе водяной насос мотора довольно прост. Возьмём, для примера, отечественный автопром, где помпы имеют очень схожую конструкцию вне зависимости от марки и модели. Обычно этот узел состоит из таких запчастей:

  • корпус;
  • вал;
  • крыльчатка;
  • приводной шкив;
  • сальник;
  • подшипники.

В корпусе специальной формы устанавливается вал –  главный элемент. С одной стороны на валу закреплён приводной шкив, который контактирует с ремнём ГРМ и от него получает энергию вращения, а с другой у него – крыльчатка, создающая циркуляцию антифриза по системе.

Отдельного внимания заслуживает сальник. Его задача предотвращать просачивание охлаждающей жидкости в полости, где находятся подшипники. Так как сальник имеет тенденцию к износу, рано или поздно антифриз попадает к подшипникам и находит выход из насоса, и об этом мы поговорим далее…

Конструкция водяного насоса

Внешний вид водяных насосов может быть разный (сказываются конструктивные особенности силовых установок разных производителей), но все они конструктивно одинаковы и состоят из:

  • корпус;
  • ось;
  • шкив или зубчатое колесо;
  • крыльчатка;
  • сальник;
  • подшипники.

Корпус

Корпус является несущим элементом и в нем располагаются все перечисленные составные части, кроме крыльчатки и шкива, которые располагаются с внешних сторон. Корпус изготавливается чаще всего из алюминия. Также посредством его производится крепление помпы к блоку цилиндров. Чтобы обеспечить герметичность в месте прилегания корпуса к мотору, между ними устанавливается прокладка.

Чтобы антифриз и влага не скапливались в зоне расположения подшипников, в корпусе проделано дренажное отверстие.

Ось, подшипники, сальник

Внутри корпуса располагается стальная ось, посаженная на два подшипника, что обеспечивает ей легкость вращения. Ось обычно изготавливается из стали, что обеспечивает высокую прочность.

Подшипники являются закрытыми, то есть доступа к ним нет. Смазывание их делается за счет заложенной смазки, которой должно хватать на весь ресурс насоса. Но на некоторых старых грузовых авто, в корпусе имелась пресс-масленка, поэтому подшипники у них можно было смазывать.

Видео: Выбор Помпы. Помпа LUZAR.

Для предотвращения контакта рабочей жидкости с подшипниками, со стороны крыльчатки установлен герметизирующий резинотехнический элемент – сальник. Без него антифриз попадал бы в зону работы подшипников, что приводило бы в быстрому их износу.

Шкив, крыльчатка

Шкив или зубчатое колесо являются элементами, которые принимают усилие от коленчатого вала. Шкив используется на авто, у которых привод газораспределительного механизма осуществляется посредством цепной передачи. Из-за такого конструктивного решения организовать передачу усилия на помпу цепью не удалось. Поэтому для обеспечения вращения насоса используется отдельный ременной привод, который дополнительно может обеспечивать и работу другого навесного оборудования мотора – насоса ГУР, компрессора и т. д.

В автомобилях, у которых привод ГРМ обеспечивается зубчатым ремнем, он применяется и для обеспечения работы помпы. То есть одним ремнем задействуется в работу и ГРМ, и насос. А чтобы при передаче усилия не было потерь из-за проскальзывания, в качестве приводного элемента на помпе используется зубчатое колесо.

Шкив или зубчатое колесо имеют жесткое соединение с осью. Для этого используется либо шпоночное соединение, либо болтовое.

С другой стороны на ось посажена крыльчатка – специальный диск с нанесенными на него особым образом крыльями. Изготавливается она чаще из алюминия, хотя встречаются и крыльчатки, изготовленные из пластика. Посадка ее на ось – тоже жесткая.

Полезные рекомендации

Двигатель помпы, как и основной мотор, вращающий барабан, нуждается в периодичной (хотя бы раз в полгода-год) чистке и смазке подшипников. Если при вращении крыльчатки появляется свистящий скрип – верный признак того, что шарикоподшипники надо смазать.

  1. Применяйте порошок, рекомендованный именно для автоматических стиральных машин. Нежелательно применять состав для ручной стирки и машин активаторного типа.
  2. Установите перед машинкой дополнительный фильтр для очистки воды – нельзя, чтобы песчинки, ржавчина и грязь проникали внутрь агрегата, иначе насос в итоге засорится.
  3. Периодически прочищайте сливной фильтр.
  4. Убедитесь, что вещи не содержат свисающих и отслаивающихся нитей. Если ткань стала распускаться – лучше такую вещь постирать вручную, а еще лучше – заменить на новую.
  5. Отчищайте слои грязи с одежды, если они появились.
  6. Не допускайте при стирке попадания в сток шерсти и перьев животных. Если, например, на коврике у входной двери часто отдыхал кот, а вы хотите этот коврик постирать – предварительно струсите, соберите с него шерсть щёткой, путём выбивания или при помощи мощного пылесоса.
  7. Нельзя перегружать машину бельём либо загружать её до предела. Если СМА выдерживает 7 кг – загрузите 5… 6.

Как избежать поломок насоса.

Чтобы снизить вероятность поломки помпы, необходимо использовать порошки, которые не образуют отложений на поверхности крыльчатки и сточных каналов. В состав чистящего вещества входят дополнительные присадки, снижающие жесткость водопроводной воды. На входе в машинку устанавливается фильтрующий картридж, позволяющий отделить от потока жидкости песчинки и окалину. Посторонние частицы разрушают уплотнители и заклинивают крыльчатку, вызывая перегрев обмоток и поломку электрического двигателя.

Помпа может сломаться из-за повышенного сопротивления в сточном рукаве, возникающего из-за ошибочной установки или засорения фильтра частицами ткани. Для стирки вещей с наполнителем (например, пуховиков) используется специальный мешок. Для отделения налипшей грязи рекомендуется проводить цикл предварительной ручной очистки. После удаления глины и полоскания ткани в воде изделие загружается в барабан машины. Такой метод удлиняет процедуру стирки, но предотвращает повреждение ротора помпы.

Принцип действия насоса и его конструкция

В автомобилях достаточно простое устройство помпы. Ее корпус одновременно выполняет функцию крепежного фланца. Он оснащен несколькими отверстиями, через которые агрегат фиксируется на БЦ.

За счет того, что корпус изготовлен из алюминия, удается минимизировать влияние коррозионных процессов, а также уменьшается масса готового изделия. В конструкцию также входят:

  • в центральное отверстие корпуса впрессован главный вал с подшипниками качения;
  • на консольном конце вала располагается жестко зафиксированная пластиковая или алюминиевая крыльчатка;
  • внешний хвостовик вала оборудован шкивом (используются ручьевые или зубчатые модели);
  • предотвратить вытекание тосола и обеспечить герметичность конструкции помогает уплотнительный сальник.

Фланец помпы может прикручиваться как напрямую к блоку, так и через переходник, чтобы обеспечить соосность ременной передачи, не изымая крыльчатки из потока антифриза. Под фланцем производители монтируют прокладку.

Исходя из устройства и способа крепления, становится понятным принцип работы перекачивающего антифриз узла. Вращение на вал и далее крыльчатку передается посредством ременной передачи. При увеличении частоты оборотов коленвала растут обороты на крыльчатке, что способствует интенсивной циркуляции по каналам.

Производители гарантируют бесперебойную работу помпы в течение 40-140 тыс. км пробега. Ресурс зависит от бренда и модели транспортного средства. Отечественные авто располагаются ближе к нижнему значению интервала.

Важно! Определённые марки машин оснащены помпами, работающими от персонального электропривода. Автономное электрооснащение насосов не нашло широкого распространения среди конструкций охлаждающих систем

Это связано с дополнительным удорожанием готового продукта и некоторым снижением степени надежности

Автономное электрооснащение насосов не нашло широкого распространения среди конструкций охлаждающих систем. Это связано с дополнительным удорожанием готового продукта и некоторым снижением степени надежности.

Что лучше и в чем разница помпа-фильтра и компрессора

Компрессор для аквариума — насос, который насыщает воду кислородом путем подачи воздуха под уровень воды. Насос создает декоративный эффект за счет образования пузырькового лифта.

Помпа-фильтр — это компрессор со встроенным фильтром для воды.

Помпа или компрессор для аквариума, что лучше? Многие задаются таким вопросом при установке аквариума и смене его «жильцов».

Для емкостей объемом до 50 литров рекомендуется применять компрессоры. Их мощности достаточно для насыщения такого объема жидкости кислородом. В случае необходимости установки прибора в емкость или резервуар объемом от 50 до 200 литров, рекомендуется применять помпы-фильтры. Помпа-фильтр очищает воду от остатков еды и отходов жизнедеятельности рыб. Помпа состоит из:

  • ёмкость, в которую по патрубкам подаётся воздушная среда;
  • распылители, регулирующие подачу;
  • моторчики, обеспечивающие работу.

Аквариумы — емкости, которые не имеют постоянного притока воды. Вода в аквариумах не обогащается кислородом и быстро загрязняется. Смотреть с 3 минуты если нужно конкретно получить ответ в чем разница.

Ест два основных пути поступления кислорода в аквариуме:

  • Воздух с поверхности сам попадает в воду, при этом перемешивание среды не происходит и возможно возникновение неравномерности концентрации кислорода по глубине. Данный способ не эффективен и нарушение кислородного баланса легко диагностировать по поведению рыб: плавают у поверхности. Для установления равномерного перемешивания необходимо устанавливать оборудование на дне емкости. Направление движения среды должно быть таким, чтобы течение не мешало свободному перемещению рыб.
  • Принцип диффузии от пузырьков. Чем сильнее течение, создаваемое насосами или компрессорами, тем больше воздуха «засосёт».

Ремонт

Иногда помпа для воды может выйти из строя. Благодаря несложной конструкции приспособления его можно починить своими руками. Если перестала качаться жидкость, то, вероятно, нарушена герметичность. Чтобы обнаружить поломку требуется провести следующие манипуляции:

  • разобрать изделие;
  • изучить (обследовать) каждую ее деталь на предмет выявления возможных дефектов или брака. Часто гофра, бывает источником проблемы;
  • проверить целостность лепестков в клапане, так как они отвечают на сохранность воздуха в емкости, при нажатии кнопки;
  • если гофра повреждена, то следует заменить на другую, либо заделать его клейким скотчем.
  • когда сорван клапан, он легко крепится на место. Проблема возникает от сильного давления на кнопку.

При условии, что ситуация не изменилась, необходимо выяснить, насколько плотно установлена помпа, хорошо ли держит соединение уплотнительное кольцо, не пропускает ли воздух. Иногда при неправильном демонтаже устройства (не ослабляя зажим) срывается уплотнитель из резины.

Для устранения неисправности ввернуть на место деталь и закрепить ее в соответствии с требованиями инструкции. Сделать это легко: разобрать держатель и установить на место уплотнитель в соответствии с инструкцией и модификацией.

Помпа в автомобиле, назначение, признаки неисправности, замена

Помпа в автомобиле: назначение, признаки неисправности, замена

Какую роль играет стабилизатор на авто. Blog Стабилизатор поперечной устойчивости, что это такое, принцип работы

При работе ДВС выделяется большое количество тепловой энергии, которую необходимо постоянно отводить во избежание перегрева и выхода двигателя из строя. Даже незначительная неполадка в охлаждающей системе впоследствии может обернуться длительным дорогостоящим ремонтом. Водяная помпа – далеко не самая сложная деталь автомобиля, но именно она является центральным звеном системы охлаждения.

Водяной насос в автомобиле

Помпа охлаждения, водяная помпа, насос охлаждения – под этими терминами подразумевается одна и та же деталь – насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию жидкости по охлаждающему контуру. Благодаря постоянной циркуляции происходит эффективное отведение тепла, предотвращающее перегрев двигателя внутреннего сгорания.

Конструкция помпы достаточно проста: внутри литого корпуса из алюминия или чугуна (реже – композиционных материалов) расположена крыльчатка, приводимая в движение вращающимся валом. Герметичность обеспечивают резиновый сальник и прокладка в зоне соединения помпы и рубашки. Охлаждающая жидкость подается по центральному каналу и, попадая на крыльчатку, отбрасывается за счет центробежной силы к стенкам корпуса. Через водораспределительную трубку антифриз попадает к патрубкам выпускных клапанов и далее – в рубашку охлаждения, где происходит нагрев. При достижении определенных значений температуры открывается термостат, и антифриз быстро охлаждается в радиаторе, после чего снова возвращается в помпу.

Выход из строя водяной помпы: факторы риска

Анализ причин выхода помпы из строя свидетельствует о том, что самым «слабым звеном» узла является сальник. Отсутствие должного внимания к его состоянию и несвоевременная замена могут привести к нарушению герметичности со всеми в прямом смысле слова вытекающими последствиями. Не стоит ориентироваться на гарантированный срок службы помпы: из-за неудовлетворительного состояния дорог, сложных погодных условий или сомнительного качества антифриза сальник может выйти из строя гораздо раньше. Опытные водители с профилактической целью регулярно контролируют качество и количество антифриза, что позволяет вовремя заметить неполадки и произвести замену.

Второй причиной является износ подшипников. Неисправность не останется незамеченной, поскольку при движении сразу проявляется характерный шум. Промедление с заменой чревато серьезными последствиями, вплоть до заклинивания вала.

Реже всего в насосе водяного охлаждения ломается крыльчатка. Причиной выхода из строя могут стать коррозионные процессы из-за некачественного антифриза, а для деталей из композиционных материалов – механические повреждения вследствие температурных перепадов.

Замена помпы: без права на ошибку

Охлаждающая помпа представляет собой единый конструкционный узел, безотказную работу которого обеспечивают точно подогнанные детали. Опытные автомеханики не рекомендуют производить частичный ремонт. При проявлении первых признаках неисправность лучше купить помпу в сборе и произвести полную замену. Демонтаж и установка помпы охлаждения – достаточно сложные операции. В сети можно найти немало видеоматериалов и мастер-классов из серии «своими руками», но при отсутствии практических навыков лучше обратиться на станцию технического обслуживания или автосервис.

Рекомендуемая периодичность замены охлаждающего насоса – каждые 80-90 тыс. км пробега, но на практике водяные помпы выдерживают такой срок только при эксплуатации автомобиля в идеальных условиях. Обычно срок службы помпы в 2 раза дольше, чем у ремня ГРМ, поэтому можно взять за правило менять помпу с каждой второй заменой ремня.

Необходимо срочно обратиться в автомастерскую, если замечен хотя бы один из следующих «симптомов»:

  • перегрев двигателя;
  • вытекание антифриза;
  • посторонний звук при движении;
  • появление характерного запаха смазки.

Своевременная диагностика и замена помпы поможет избежать выхода из строя и последующего дорогостоящего ремонта двигателя.

Где купить помпу?

Если нет желания тратить время и деньги на частую замену помпы, не стоит экономить на покупке водяного насоса. Практика показывает, что дешевые предложения выгодны далеко не всегда: в лучшем случае придется обращаться в сервис для внеплановой замены, в худшем – платить немалые деньги за ремонт двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector