Почему в англии автомобили движутся с левой стороны
Содержание:
- Страны, изменившие движение по полосам
- Правило «боевой руки»
- Где ещё левостороннее движение
- Список стран с левосторонним движением
- Немного истории
- Левостороннее движение: исторические предпосылки
- Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год
- Выбор направления в разных странах
- Как английская «левизна» расползлась по всему свету?
- Политический фактор
- Особенности езды слева
- Правила смены стороны движения на границе
- Что влияет на выбор направления в разных странах
- mitchell Блог Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось
- Влияет ли сторона движения на безопасность
Страны, изменившие движение по полосам
Не только США, многие страны постепенно сменяли порядок движения по разным причинам.
На правостороннее перешли прежние английские колонии в Африке — Гамбия, Нигерия, Гана, Сьерра-Леоне: повлияло соседство с государствами-прежними французскими “подопечными”.
Мозамбик — наоборот — после португальской колонизации из-за британских колоний-соседей перешла на левую сторону дороги. Самоа сделала то же самое из-за засилья подержанных праворульных авто.
Корея сменила левую полосу в 1946 году, с истечением оккупации японцев.
Окинаву в 1977 году, ссылаясь на Женевскую конвенцию о дорожном движении (где страны-участницы должны иметь одну транспортную систему) перевели на левую полосу.
Чехословакия двигалась по левой стороне вплоть до 1938 года, с 1939, вторжением и оккупацией Гитлера переведена на правую.
К слову, есть некоторые отступления от правил: в Одессе и Питере и сейчас есть левосторонние улицы для логистики в в часы пик. В Париже тоже есть такая: авеню имени генерала Лемонье.
Правило «боевой руки»
Существует несколько теорий о возникновении неписанных правил перемещения. Вначале они относились к пешеходам и наездникам. Вооружённому отряду удобнее левосторонняя схема движения, когда правая (боевая) рука с оружием обращена к середине дороги. Да и всаднику удобнее слезать с коня на левую обочину, чтоб не мешали ножны на этом же бедре. А вот мирному селянину с грузом, как правило, лежащем на правом плече, предпочтительнее идти по правой стороне. Это относится к саням и повозкам. Правая рука возницы сильнее, и, чтоб разъехаться со встречной телегой, он тянет вожжи вправо, прижимаясь к соответственной обочине. Многоместному экипажу при этом удобнее ехать по левой стороне, чтоб кучер не задевал кнутом пассажира слева. Первый английский закон о левостороннем движении был принят в 1756 году. Нарушителю грозил серьёзный штраф. Четырьмя годами ранее российская императрица Елизавета Петровна подписала указ о правостороннем движении по улицам русских городов, по сути узаконив давно сложившиеся дорожные обычаи. Есть также мнение, что приверженность англичан левой стороне происходит из тогдашнего морского кодекса, предписывающего судам расходится левыми бортами. Хотя более убедительной выглядит другая версия, больше замешанная на политике.
Где ещё левостороннее движение
Ещё в середине двадцатого века Великобритания была империей со множеством колоний. После получения статуса независимости в большинстве из них сохранился привычный тип передвижения.
Причиной появления “левизны” на дорогах Японии стала политическая дружба руководства страны с британскими властями. В 1859 году сэру Рутерфорду Алкоку, послу королевы Виктории, удалось убедить правление островного государства принять левостороннее движение.
На сегодняшний день по левой стороне дороги принято ездить на территории 52 стран. В Европе с Великобританией солидарны Ирландия, Кипр и Мальтийская Республика. В Азии это Япония, Индия и граничащие с ней Пакистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка и Мальдивы, а также Тайланд, Индонезия, Восточный Тимор, Бруней, Сингапур и Малайзия.
Среди государств Северной Америки левой стороны в процессе езды придерживаются на Багамских Островах, в Антигуа и Барбуда, в Сент-Люсии, в Доминике, в Сент-Китс и Невис, в Гренаде, на Барбадосе, в Сент-Винсент и Гренадинах. Что касается Южной Америки, то здесь можно выделить Гайану, Суринам, Тринидад и Тобаго.
Страны, расположенные на юго-востоке Африканского континента также сохранили левостороннее движение. Это: Уганда, Кения, Танзания, Замбия, Мозамбик, Малави, Зимбабве, Южная Африканская Республика, Лесото, Эсватини, Ботсвана, Намибия, Маврикий и Сейшельские острова.
Австралийский союз также относится к государствам, утвердившим езду по левой половине дороги. Есть такие и среди соседствующих с ним стран Океании. В Новая Зеландии, Королевстве Тонга, Папуа-Новой Гвинее, на Фиджи, Соломоновых Островах, в Тувалу, Науру и Самоа тоже соблюдают левостороннее движение.
Левосторонние участки встречаются и в странах, где утверждено правостороннее движение. Например, улица генерала Лемонье в Париже; Высокий переулок в Одессе; разъезд на ул. Лескова в Москве и набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге.
Список стран с левосторонним движением
Давайте более подробно рассмотрим, в каких странах принято левостороннее движение и как сложилась подобная традиция в мире.
Страны Европы
В Европе не так много стран с левосторонним движением. К ним относятся:
- Соединенное Королевство;
- Мальта;
- Ирландия;
- Кипр.
Считается, что традицию придерживаться левой стороны дороги все страны переняли у Великобритании. Там это было закреплено законом с середины XVIII в., однако неизвестно, почему в Англии посчитали удобным именно левостороннее движение. Кроме версии с подражанием римлянам существует теория, что дорожное движение регулировалось теми же правилами, что и морское. Английские суда обходили друг друга, руководствуясь логикой левостороннего движения.
Что касается Кипра, то он так же был оккупирован британскими войсками в середине XIX столетия и находился под их властью достаточно долго – более 80 лет. Вот почему на Кипре тоже принято левостороннее движение, хотя на Крите и в соседней Греции –правостороннее.
Почему-то не все страны в Европе пошли вслед за Великобританией –некоторые взяли пример с Франции, которая также была влиятельной державой в те времена, когда законодательно закреплялись правила дорожного движения. Скорее всего, это связано с активной внешней политикой тех лет, формированием военных союзов и переделом колоний. Например, в Италии не было единого порядка, в каждом городе существовали свои правила передвижения, но с вступлением в Тройственный союз, инициатором которого стала Германия, итальянское правительство узаконило правостороннее движение.
Страны Азии
В Азии гораздо больше стран с левосторонним движением, чем в Европе. Это такие государства, как:
- Бангладеш;
- Индия;
- Гонконг;
- Япония;
- ФДРН;
- Дивехи Раджже;
- Пакистан;
- Тимор-Лешти;
- Шри-Ланка;
- Индонезия;
- Сингапур;
- Таиланд;
- Малайзия;
- Бруней-Даруссалам.
Многие из этих стран были колониями и заимствовали правила разъезда от бывших метрополий. Японские самураи сами приняли решение держаться левой стороны дороги
Они носили нихонто на левом боку, и оружие могло неосторожно задеть едущего навстречу путешественника, вот почему в Японии устоялось левостороннее движение
На Дальнем Востоке, благодаря близости к Японии, очень много машин, в которых руль расположен справа, несмотря на то, что в России принято правостороннее движение. Отдельные русские города ввели и левостороннее движение на определенных улицах, чтобы снизить нагрузку на дороги.
Что касается Таиланда, то он всегда был самостоятельным государством, но все же перенял у соседей левостороннее движение. С чем именно это связано, история умалчивает, видимо, взаимная миграция и торговля с близлежащими странами обязывают к единым правилам.
В КНР, несмотря на влияние соседних и европейских государств, движение сориентировано вправо: в Китае такая система сложилась очень давно, они даже не колебались, какое направление выбрать — правостороннее или левостороннее.
Вьетнамские дороги шокируют путешественников возможностью ехать в любом направлении: из-за этого с первого взгляда непонятно, какое движение принято во Вьетнаме, но все же оно правостороннее. Водитель может ехать не по своей полосе, но тогда он обязан пропускать тех, кто движется навстречу. К счастью, бетонированные широкие обочины дают пространство для маневра.
В КНДР и Южной Корее раньше придерживались левой стороны дороги, но в середине ХХ века они изменили правила и перешли на правостороннее движение.
Индия и Пакистан так долго были под управлением Великобритании, что успели привыкнуть к левостороннему движению и не стали его менять, освободившись от «сюзерена».
Страны Африки
В странах Африки тоже распространено левостороннее движение, в частности в:
- Кении;
- Ботсване;
- ЮАР;
- Танзании;
- Лесото;
- Маврикии;
- Сейшелах;
- Северной и Южной Родезии;
- Свазиленде;
- Уганде;
- Мозамбике;
- Намибии.
Здесь «drive on the left» сложился также под влиянием английских колонизаторов.
Страны Америки
Страны Северной и Южной Америки в большинстве своем предпочитают правостороннее движение, кроме:
- Гайаны;
- Суринама.
В США какое-то время было узаконено левостороннее движение, но потом в Америке началась активная борьба с британским правительством при поддержке Франции и других держав. Руководивший союзническими войсками Лафайет предложил свою правостороннюю систему разграничения дорожного движения. Канада же была именно французской колонией и изначально придерживалась подхода, принятого в метрополии.
Страны Океании
Левостороннего движения в этом регионе придерживаются следующие страны:
- Австралия;
- Тувалу;
- Фиджи;
- о-ва Лайн, Спорады и Гилберта;
- Самоа;
- Науру;
- Тонга;
- Новая Зеландия;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Меланезия.
Немного истории
В истории даже были прецеденты, когда целые государства переходили с левостороннего на правостороннее и наоборот. Страна Швеция в течение одного дня заменила левостороннее движение машин на правостороннее. Это произошло в 1967 году. Америка же, стремясь откреститься от своей «англозависимости», сделала проще — не так, как в Англии. А именно эта страна внесла бесспорный вклад в развитие всемирного автомобилестроения. И многие страны планеты взяли с нее пример!
Добавим, что у современных авто место для водителя находится ближе к стороне встречного потока движения: справа в местах левостороннего, слева в странах с правосторонним движением соответственно. Это создает дополнительные удобства для водителя, расширяет поле обзора и дает способность реагировать быстрее.
И еще из истории: в России в средние века правила движения (правостороннего) сложились сами собой и соблюдались как наиболее естественные. А императрица Елизавета в далеком 1752 году издает указ о правостороннем движении на улицах городов России для извозчиков и карет.
А на западе первым законом, который бы регламентировал движение по улицам, стал английский билль 1756 года, в котором движение по должно было осуществляться по левой стороне.
Левостороннее движение: исторические предпосылки
Согласно мнению историков левая сторона дороги была выбрана еще в те времена, когда по Лондону разъезжали на конных упряжках. Проезжая справа кучер мог случайно задеть хлыстом людей на тротуаре. Поэтому все ездили слева.
Некоторые исследователи считают, что левостороннее движение пришло на Британские острова от римлян, когда-то завоевывавших их. Там также было удобнее ехать на коне слева, а меч держать в правой руке. Это позволило бы быстро дать отпор нападавшим самой сильной рукой.
К тому же, в пользу «левого» движения сработал английский билль, введенный в 1756 году. В нем говорилось о том, что на Лондонском мосту теперь существует только движение слева. За нарушение правила предполагался крупный штраф.
Ровно через 20 лет после билля, по всей Англии приняли закон о левостороннем движении. Такой способ передвижения на авто актуален и сегодня.
Список стран с левосторонним движением, актуальный на 2018 год
Ниже приведён актуальный перечень держав, где законодательно зафиксировано только левостороннее движение.
Страны, отмеченные зелёным на карте — с правосторонним движением, жёлтым — с левосторонним
Европы
Среди европейских государств осталось всего лишь 4 ярых представителя с узаконенной левосторонней ездой:
- Великобритания;
- Мальта;
- Ирландия;
- Кипр.
Рекомендуем узнать, с какой скоростью можно двигаться в населенно пункте на авто.
Азии
Довольно много стран в Азии, где передвигаются по левому краю автодорог. К ним относятся:
- Бангладеш;
- Бруней;
- Индия;
- Индонезия
- Япония;
- Малайзия;
- Мальдивы;
- Непал;
- Пакистан;
- Сингапур;
- Таиланд;
- Шри-Ланка;
- Восточный Тимор.
Африки
На африканском континенте так же, как и в Азии, насчитывается 13 держав и островных государств, придерживающихся «левизны» при передвижении на авто.
Среди них такие:
- Ботсвана;
- Кения;
- Лесото;
- Маврикий;
- Мозамбик;
- Намибия;
- Сейшельские острова;
- Южно-Африканская республика;
- Свазиленд;
- Танзания;
- Уганда;
- Замбия;
- Зимбабве.
Южной Америки
На южноамериканском континенте в абсолютном большинстве держав действуют правила, предписывающие придерживание правой стороны при езде на автомобилях.
И лишь 2 страны предпочитают передвижение по левому краю дороги:
- Гайана;
- Суринам.
Важно! Если человек, отправляющийся в путешествие, планирует передвигаться в других державах на собственном авто либо брать машину на прокат, то ему необходимо предварительно ознакомиться с направлением движения в тех местностях, которые он собирается посетить
Океании
Среди государств и островов Океании левой стороны при езде на автострадах придерживаются:
- Австралия;
- Фиджи;
- Республика Кирибати;
- Республика Науру;
- Новая Зеландия;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Самоа;
- Соломоновы острова;
- Королевство Тонга;
- Тувалу.
Кроме того, по левому краю дороги осуществляют езду на Багамских островах, на Малых Антильских островах: в Антигуа, Доминике, на Барбадосе, в Гренаде, в Сент-Китс и Невис, в Сент-Винсенте, а также в Республике Тринидад и Тобаго, на Виргинских островах, в Сент-Люсии и на Ямайке.
Таким образом, разные исторические причины повлияли на то, по какой половине дороги передвигаются в той либо иной стране мира. Левой стороны движения на автомобильных дорогах придерживаются жители 53 стран. Традиционным же считается правостороннее движение. Соответственно, и леворульных автомобилей выпускается намного больше. Если человек планирует путешествие в другое государство на авто, то ему обязательно нужно ознакомиться с ПДД, действующими на его территории. Перейти на «противоположный» руль непросто — нужно ещё поменять и дорожные знаки.
Выбор направления в разных странах
История ПДД и положения руля уходят в древность. Ученые полагают, что еще в 50 г. до н.э. извозчики подчинялись своду правил Цезаря: раскопки римской каменоломни говорят о левостороннем движении повозок. К тому же, на денарии выпуска того же года — разъезжающиеся по левой стороне всадники. Для последних эта сторона тем более предпочтительна — вооруженные группы постоянно перемещались, держа ударную руку с мечом наготове.
Правостороннее движение зародилось, когда разгуливание с оружием перестало быть нормой и начала играть физиология: правшам (коих большинство) проще было разъезжаться, управляя повозкой сильной, правой рукой. Постепенно это стало нормой.
Так и в России: сначала сторона избралась стихийно и естественно. Позже, в 1752 году императрица Елизавета указом официально определила движение по правой стороне.
В Японии тоже все начиналось со всадников-самураев: возившие катану за поясом, они от греха подальше придерживались лева. В 1603-1867 годах традиционно направляющиеся в японскую столицу двигались слева, постепенно это разошлось по всей стране.
В 1756 году на Западе вышел билль о движении по Лондонскому мосту — слева. Через 20 лет “Дорожный акт” ввел левую полосу по всей стране, позже — и на железнодорожных путях.
Англию принято считать главным зачинщиком левостороннего движения в мире. Естественно, и ее колонии двигались по аналогичной полосе.
Францию же часто связывают с началом правостороннего движения: в 1789 — парижский декрет, чуть позже — Наполеон утвердил такой порядок. В начале 19 века его сторонники — испанцы, немцы, голландцы, швейцарцы, итальянцы и поляки последовали его примеру. Тогда как противостоявшие — британцы, австро-венгры, португальцы — перешли на левую. Франция позже повлияла и на других.
Те же Штаты: в конце 18 века, благодаря генералу М-Ж.Лафайету, они плавно сменили движение на правостороннее, кроме Канады (до 1920 года).
Как английская «левизна» расползлась по всему свету?
Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:
Колониальный фактор.
Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.
Политический фактор.
Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт, схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.
Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.
Политический фактор
Дело в том, что в дореволюционной Франции левая сторона дороги отводилась знати. Один из революционных декретов обязал всех без исключения передвигаться по правой, «простонародной» стороне. Традиция закрепилась, а Наполеон, придя к власти, начал внедрять правостороннее движение во всех завоевываемых странах. В ответ Англия начала «насаждать» движение по левой стороне среди своих сателлитов. Дорожное движение сделалось политическим фактором. Разделение сохранялось вплоть до Первой мировой войны. На левостороннюю политическую демонстрацию не повлияло даже то, что первые авто, появившиеся в конце XIX века, по умолчанию предполагали правостороннюю схему. Они управлялись не рулевым колесом, а особым рычагом-румпелем, за что их иронически называли «кофемолками». Рычаг крепился по центру кабины, и водителю-правше для удобства приходилось садиться на левое сиденье, так же как в современном леворульном авто. Впрочем, уже в 1894 году Альфред Вашерон заменил румпель на руль-баранку, а в 1903 году в США началось серийное производство машин с рулём, причём, установленным слева. К настоящему времени 66% водителей мира ездит по правой стороне дороги и 34% — по левой. Левосторонней парадигмы придерживаются большей частью бывшие колонии Британии, правда, есть и исключения. Япония никогда не была английской колонией. Часть экспертов пытаются объяснить её «левизну» обычаем самураев носить катану за поясом, отчего меч торчал далеко в левую сторону, усложняя передвижение по правой стороне. Однако в реальности все опять упирается в политику. Просто для строительства железных дорог Япония нанимала английских специалистов, которые классически работали в левостороннем варианте. За поездами подтянулись автодороги. А вот США приняли правостороннюю схему, чтоб публично продемонстрировать независимость от бывшего сюзерена. Сегодня дорожный антагонизм неудобен даже самим англичанам. В 1960-х годах Британия даже рассматривала проект перехода на правостороннее движение, но отказалась вследствие слишком высокой стоимости. Одна только смена дорожных знаков и прочей инфраструктуры обошлась бы в миллиарды, и джентльмены так и остались на левой стороне трассы.
Метки: Елизавета Петровна, эпоха Романовых, Загадки истории, Англия, автомобиль, дорога, закон, Белое движение, транспорт
Особенности езды слева
Туристы, впервые приехавшие в страну, где действует левостороннее движение, отмечают неудобство перехода на иной стиль вождения.
Некоторые испытывают страх, при смене стороны движения. Если вышеприведенные факторы присутствуют, стоит воздержаться от самостоятельных поездок на автомобиле. Ведь всегда можно воспользоваться общественным транспортом или такси. А перебарывать себя за рулем опасно для жизни.
С левой стороны ездить не сложно, главное, внимательно смотреть на знаки и разметку, а также не торопиться. Несколько дней практики по молооживленным улицам – и вот вы можете выехать на главные проспекты Лондона.
Для облегчения задачи можно подробно выстраивать маршрут в навигаторе, а также заранее искать на карте объезды и места для парковки машины. Помимо всего этого, в каждой стране есть курсы, где помогают обучиться езде с новой стороны.
Следствием левостороннего движения являются более простые правила движения, а также определенная свобода для тех, кто желает проявить вежливость в пути.
Например, существуют истории о том, что английские джентльмены ратовали за левостороннее движение, так как оно позволяло свободно пожимать руку на малом ходу, а затем разъезжаться без проблем.
О том, что лучше: движение справа или слева, спорят миллионы автолюбителей. Но Великобритания давно сделала свой выбор, и, кажется, не собирается его менять.
Англия сильно отличается от многих других европейских государств. У нее особая культура, богатая история и свои традиции, превратившиеся в привычки. И левостороннее движение для англичан – это также естественно, как и овсянка на завтрак. В Великобритании даже считают, что только такой способ передвижения самый верный, удобный и безопасный.
Правила смены стороны движения на границе
На стыке дорог с разными сторонами движения строятся пункты и развязки, порой просто огромные. Например, пункт между Лаосом и Таиландом или мост реки Такуту с развязкой между Бразилией и Гайаной. У континентального Китая это мост на границе с Гонконгом и развязка в 2 уровня у моста Лотос с Макао.
Въезд в страну, на “несоответствующем” стороне движения автомобиле зачастую легален. Новая Зеландия требует спецразрешение, Словакия вообще не регистрирует праворульные авто. Австралия же запретила леворульные: поставщики при ввозе обязаны переоборудовать.
Россия не так давно тоже едва не начала глобальный переход на правый руль — сказался ввоз японских подержанных машин. Но с повышением уровня жизни надобность в них отпала, а новенькие авто поставлялись уже с левым рулем.
Так или иначе, исследования на эту тему подтверждают, что вероятность ДТП не зависит от полосы движения или положения руля. Безопасность на дороге — только в руках водителя.
Что влияет на выбор направления в разных странах
Сегодня треть населения планеты придерживается левой стороны движения, и почти столько же всех автострад мира являются левосторонними. Таким образом, правостороннее движение используется намного чаще. Объясняется это историческими традициями и тем, что большинство людей на планете правши. Так, при поездках в конных упряжках наездник мог быстрее осуществить манёвр поворота в правую сторону (чтобы, к примеру, избежать столкновения с другим экипажем либо путником на узкой дороге), чем в левую, поскольку именно правая рука более сильная и лучше развита. Позднее, когда появились безлошадные экипажи, управляемые рычагом, водителям также нужно было прилагать немалые усилия для управления. Лучше выходило управлять правой рукой. Скорее всего, именно эта физиологическая особенность послужила поводом к тому, что традиционной, а позднее и нормированной, стала правосторонняя езда.
Важно!Несмотря на заверения приверженцев правого руля о большей безопасности левостороннего передвижения, специалисты утверждают, что направление движения никоим образом не влияет на количество ДТП. Безопасность на автострадах может обеспечить лишь исправный транспорт и чёткое следование ПДД
Однако есть и другие версии, которые утверждают, что передвижение по левому краю дороги появилось раньше (в частности, именно так передвигались в Римской империи). А первым задокументированным законом, который предписывал гражданам страны придерживаться левой стороны, стал принятый в Англии билль 1756 года. В нём говорилось о норме перемещаться именно таким способом по Лондонскому мосту. Закон устанавливал и штраф за нарушение — фунт серебра. Спустя четверть века в Британии на законодательном уровне было предписано ездить по левому краю всех дорог державы. Позднее, поскольку Великобритания стала колониальной державой, то все её колонии также должны были подчиняться этому закону и переходить на левостороннее передвижение. Так, традиция такой езды пришла в Индию, Пакистан и Австралию, где влияние Англии было очень высоко.
Если говорить о факторах, оказавших влияние на выбор направления движения в Европе и США, то историки утверждают, что здесь огромную роль сыграла Франция и её авторитет среди мирового сообщества в эпоху Наполеона. Так, страны, которые поддерживали политику французского императора (в частности, Швейцария, Голландия, Германия, Италия, Польша, Испания), последовали за французами и узаконили езду правостороннюю.
Те же, кто не разделял её и пребывал в противостоянии к главе Франции, — предпочитали передвигаться по левую сторону. Речь идет о таких странах как уже указанная выше Великобритания, а также Австро-Венгрия и Португалия. Исторические традиции повлиять на выбор направления движения не остановились на вышеперечисленных странах. На очереди стала Япония — страна восходящего солнца. Как утверждают историки, самураи на левом боку крепили свой меч. И чтобы не зацепить друг друга при скачках на лошадях, они расходились, поворачивая направо. Общегосударственное правило левостороннего движения было сформировано в XVIII столетии. А окончательно японцы утвердили его на законодательном уровне в 1927 году.
Интересен факт, что Америка сначала была сторонницей «левизны», но под влиянием французского генерала Мари-Жозефа Лафайета в XVIII веке предпочла правостороннюю езду.
Есть ещё ряд стран, которые со временем и, вероятно, под влиянием держав-соседей в ХХ веке сменили левостороннюю езду на правостороннюю. К таким, в частности, принадлежат Швеция, Чехословакия, Корея, Нигерия, Гана, Гамбия, Сьерра-Леоне. Обратный переход — с левого руля на правый — произвели лишь 2 страны: Самоа и Мозамбик. Первая — поскольку в государство было завезено солидное число бывших в употреблении авто, предназначенных для правосторонней езды. Вторая — под влиянием соседних держав.
Знаете ли вы?Шведы готовились перейти на правостороннюю езду на протяжении 4 лет. 3 сентября 1967 года в 4 часа 50 минут движение остановилось, а с 5 утра все водители переехали на другую сторону автострады. В шведской истории эта дата названа «День «Н»»: от швед. «högertrafik »— «правостороннее движение ».
mitchell Блог Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось
Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?
Откуда взялся «правый» руль ?
Почему в некоторых странах мира «правый» руль и левостороннее движениеИстоки
Вы никогда не задумывались, почему не на всех автомобилях руль слева? Англичане, например, задали бы прямо противоположный вопрос – почему не у всех руль справа? И в какой-то мере были бы правы. Потому что левостороннее движение имеет более глубокие корни, чем правостороннее, можно даже сказать, с него-то все и началось…
В древности, когда по дорогам ездили в основном всадники и конные повозки, движение было левостороннее – так было удобнее здороваться. По другой версии, левостороннее движение было более безопасным для воинствующих представителей феодального общества. Странник, например, рыцарь с копьем в руке, следуя по дороге, всегда старался занять левую «полосу движения», чтобы оружие было между ним и едущим навстречу потенциальным врагом.
Если же говорить о Востоке, в частности о Японии, то там причин для левостороннего движения было несколько. Первая – та же, что и у европейцев: оружие – меч самурая – должно было отделять его от врага. Более «мирное» объяснение – по японским правилам, торговцы и приезжие путешественники, направляясь в Токио, должны были придерживаться левой стороны дороги, а идущие из столицы – правой. Это вошло в привычку и впоследствии создало левостороннее движение.Перемены
Как же произошел переход к правостороннему движению?
По некоторым источникам, воинствующие пешеходы и всадники стали передвигаться по правой стороне дороги и поворачиваться друг к другу левым плечом с появлением щитов. Именно щит, а не меч призван был теперь в первую очередь защитить своего хозяина от возможного нападения встречных путников.
По другой, менее демократичной версии, виной всему был знаменитый завоеватель стран и народов – Наполеон. Весь секрет в том, что несостоявшийся властелин мира был левшой, и ему было удобнее здороваться и выхватывать оружие левой рукой. Свою привычку двигаться по правой стороне дороги он сначала навязал французской армии, а потом и всем завоеванным им странам. Правостороннее движение было взято на вооружение и в Америке, которая пыталась отбросить любые связи с британским прошлым.
Что касается Японии – законодательницы мод на Востоке, то здесь время от времени пытались менять правила. Выходили различные указы, изменяющие режим движения пешеходов, всадников и конных повозок, что вносило изрядную сумятицу в поведение участников дорожного движения и порой заканчивалось плачевно. В итоге в пользу «правого» руля решающую роль сыграла… железная дорога. Три страны – Франция, Америка и Великобритания – в конце XVIII века предлагали японскому правительству свои услуги по строительству железной дороги. Победило в этом «тендере» Объединенное королевство, и железнодорожная сеть, естественно, левосторонняя, была построена. Впоследствии схема движения по железной дороге стала определяющей и для перемещения всего остального транспорта по обычным дорогам. А если бы в тендере победила, скажем, Америка, возможно, сегодня японцы ездили бы, как и мы – с «левым» рулем. Впрочем, со времени строительства железной дороги и до нашего века правила, обуславливающие, по какой стороне дороги двигаться пешеходам и экипажам в Японии, еще несколько раз менялись. Окончательно решение ездить по левой стороне было принято японским правительством в 1924 году и вписано во все касающиеся дорожного движения законы государства.
Влияет ли сторона движения на безопасность
Специалисты утверждают, что сторона передвижения по трассе на безопасность никак не влияет, это вопрос привычки и опыта водителя. Однако можно отметить ряд недостатков при езде на праворульных автомобилях в правосторонних странах и на леворульных – в левосторонних. Так, если перед машиной движется грузовик или автобус, возникают трудности с обзором. Можно не заметить встречного транспорта, обгон становится проблематичным. Но зато у водителя появляется возможность выхода не на проезжую часть, а на тротуар.
Ещё одно затруднение, возникающее в автомобилях с правым рулём – это расположение коробки передач с левой стороны от водителя. Всё-таки у большинства людей ведущая рука – правая и им переключать скорость удобнее именно ей, а приходится левой.
Что касается поездов, электричек, метро и трамваев, то в этих случаях тип движения совсем никакого влияния на безопасность не оказывает. Кстати, не всегда направление железнодорожного транспортного потока совпадает с автомобильным. Существуют правосторонние страны с левым вектором перемещения на железных дорогах . А в Индонезии автомобили едут по левой половине трассы, а железнодорожный транспорт – по правой колее.