Какие последствия могут вызвать перегрев и переохлаждение двигателя

Как поступить если автомобиль перегрелся в пробке

При длительном движении авто на пониженной передаче, двигатель работает с повышенной мощностью, что само по себе ведет к перегреву. Добавьте сюда отсутствие встречного потока воздуха, необходимого для охлаждения радиатора.
Что делать?
Главное не паниковать. Кратковременный перегрев не страшен, а вот если видите, что машина не остывает, пора действовать.

Важно – без крайней необходимости не глушите двигатель. Именно – без крайней

Заглушенный, перегретый двигатель – почти 100% гарантия ремонта. Описывать происходящее в двигателе в таком случае довольно долго (проворачивание вкладышей вместе с коленвалом, при последующем пуске двигателя – меньшая, из возможных бед) , просто примите на веру.

Важно – не вздумайте поливать водой двигатель, или лить холодную воду в радиатор. Результат один – ремонт

Причем, можно так постараться, что без замены блока и головки цилиндров не обойтись. Еще одна «прелесть» холодной воды ¬– микротрещины внутри блока. Найти и устранить будет очень и очень сложно, если вообще возможно.
Авто перегрелось – постарайтесь съехать на обочину. Не получается – не паникуйте, и не обращайте внимания на окружающих – Вам важно сберечь двигатель.
Остановились на холостом ходу, включили печку отопления на полную, и ждете. Если через 5-10 минут ситуация не улучшается – глушите мотор.
Не лишним будет открыть капот, главное в панике не забыть установить авто на стояночный тормоз.

Единственной причиной заглушить двигатель сразу, являются клубы пара из-под капота. Скорее всего, лопнул патрубок охлаждения, и дальнейшая работа двигателя только ухудшит ситуацию.

Вот такой он, перегрев двигателя, если рассмотреть повнимательнее. Теперь Вы знаете – почему греется двигатель, и как с этим справится.

Устранение неисправностей.

Наиболее удобные места для применения стробоскопа – шкив распредвала(расположен внизу двигателя со стороны кожуха ремня ГРМ) и люк в картере сцепления, который расположен внизу двигателя, чаще всего с правой стороны на переднеприводных автомобилях, и сзади двигателя на заднеприводных. Регулировка УОЗ осуществляется с помощью поворота распределителя зажигания. О точном месте распределителя зажигания и подробных действиях по установке УОЗ можно узнать в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

Важно На современных инжекторных двигателях такая настройка зажигания невозможна, потому что зажигание управляется контроллером инжектора. Для диагностики и настройки необходимо обратиться к специалистам, имеющим нужное оборудование

Сильно обедненная смесь. На карбюраторных двигателях такое бывает, когда загрязнен топливный фильтр, плохо работает топливный насос, засорены топливные каналы карбюратора, неправильно выставлен уровень топлива в карбюраторе, или стоят жиклеры неверного размера. Диагностику нужно начинать с поиска подсоса воздуха. Осмотрите все шланги и трубки, потрескавшиеся замените. Проверьте затяжку хомутов. Если все нормально, замените топливный фильтр, даже если меняли его недавно. Топливо на наших заправках бывает такого качества, что фильтр забивается за 1-2 тысячи километров.

Если при движении в гору нагруженный автомобиль сильно теряет мощность даже при полностью нажатой педали газа, скорее всего дело в усталости топливного насоса, если он расположен в топливном баке, или в изношенности толкателя, если насос расположен на головке блока цилиндров. За подробным описанием ремонта этих неисправностей обратитесь к инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

Если с бензонасосом все в порядке, обратитесь к специалистам для промывки и настройки карбюратора.

Важно Не пытайтесь самостоятельно чистить и настраивать карбюратор. В лучшем случае вы ничего не сможете в нем сделать, а в худшем случае неумелые действия приведут к выходу двигателя из строя

На инжекторных двигателях сильно обедненная смесь бывает при забитых форсунках или слабой работе топливного насоса высокого давления. Для проверки их состояния требуется специальное оборудование, поэтому необходимо обратиться к специалистам.

Сильно обогащенная смесь. Проверьте воздушный фильтр. Если фильтрующий элемент загрязнен, замените. На инжекторных автомобилях для проверки требуется специальное оборудование, поэтому необходимо обратиться к специалистам.

Проведение такой диагностики поможет выявить устранить  уже существующие неисправности, и предотвратить появление новых. Это поможет защитить ваш автомобиль от перегрева, и продлить срок его службы.

Что нужно делать при перегреве двигателя

1. Остановитесь, заглушите двигатель. Если необходимо, включите аварийку и поставьте знак.

2. Откройте капот, подождите, пока не прекратится кипение (около 20 минут).

3. Если признаков протекания не обнаружилось, подождите, пока снизится давление, откройте пробку радиатора и медленно и аккуратно долейте выкипевший тосол.

4. Закройте пробку, запустите двигатель. Проследите за температурой. Если температура резко поднялась, проведите диагностику, если вы не уверены, что справитесь сами, вызовите помощь. Если температура не поднимается резко, протечек нет, поезжайте в автосервис для выяснения и устранения неполадок.

Причины перегрева двигателя

Исправно работающий мотор перегреваться не будет, т.к. при производстве все они проходят испытания. Соответственно перегрев случается из-за каких-либо неисправностей, либо в следствии несоблюдения условий эксплуатации авто.

Причины перегрева мотора:

  1. Нехватка ОЖ в системе;
  2. Завоздушена система охлаждения;
  3. Неисправен вентилятор;
  4. Засорение радиатора или его неисправность;
  5. Поломка термостата;
  6. Поврежден выпускной клапан;
  7. Пробита прокладка ГБЦ;
  8. Неверно отрегулировано зажигание.

Рассмотрим каждую проблему более подробно.

Охлаждающая жидкость

Утечка ОЖ может стать причиной перегрева двигателя. Антифриз может уходить через микротрещины в трубках, или поврежденный радиатор. Обнаружить течь возможно по визуальному осмотру, по белым потекам на поверхности агрегата или трубок. Если автомобиль долго стоял, то под ним можно найти мокрое пятно.

Если антифриза в системе меньше необходимого, то необходимо долить до черты «max» чистой дистиллированной воды. И продолжить путь до ближайшего автосервиса, не провоцируя двигатель на перегрев.

Если снаружи течь не удалось найти, то немедленно нужно обратиться в автосервис, т.к. антифриз может попасть в двигатель, что чревато серьезным ремонтом.

Также некачественная охлаждающая жидкость может стать причиной закипания. Поэтому отнеситесь серьезно к выбору охлаждающей жидкости.

Воздушные пробки

Такое случается в результате неграмотной замены антифриза либо не герметичной системы. Из-за попадания воздуха в систему, образуются воздушные пробки в шлангах. Чтобы их обнаружить, достаточно прощупать шланги. Устранить неисправность можно выгнав пробку из системы.

Вентилятор

Неработающий вентилятор, либо его низкая эффективность может вызвать перегрев. Если в вентилятор установлен датчик температуры, то неполадки могут быть именно в нем. Ослабление натяжения ремня также может стать причиной.

Проверить работу вентилятора можно простым способом – подключить его к аккумулятору. В случае, если не работает необходимо его заменить.

Радиатор

Если ребра радиатора сильно загрязнены, то в следствии плохого теплообмена может случится перегрев мотора авто, особенно в летнее время.

Если он снаружи загрязнен необходимо промыть водой, и посмотреть равномерно ли он прогревается. В случае, если нагрев идет только в верхней части, а снизу он холодной, то это говорит о внутреннем загрязнении. Решить проблему можно путем промывки системы. Если проблему решить не удалось, то радиатор стоит заменить.

Термостат

Повышение температуры ОЖ в системе до необходимого максимума, приводит к тому, что срабатывает клапан термостата, и жидкость начинает двигаться по большому кругу.

Неисправность ведет к тому, что ОЖ продолжает циркулировать по малому кругу, не охлаждая мотор. В следствии недостаточного охлаждения случается перегрев двигателя.

Чтобы понять, термостат ли стал причиной перегрева, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Завести мотор;
  2. Подождать пока он не достигнет рабочей температуры;
  3. Проверить нагрелся ли верхний патрубок термостата и он сам.

Если он холодный, то неисправен термостат. Если же двигатель не может нагреться до рабочей температуры, то значит ОЖ циркулирует по большому кругу сразу же, что опять же говорит о неисправности термостата.

В таком случае необходимо замена термостат – обращайтесь на СТО. Специалисты автосервиса «Анкар» выполнят замену термостата быстро и качественно.

Выпускной клапан

Двигатель закипает, если лопнул выпускной клапан. В этой ситуации внутрь силового агрегата поступают горячие газы, что в результате нагревают мотор. Понять, что проблема именно в этом, можно по датчику, стрелка в таком случае будет в красной зоне.

Пробита прокладка ГБЦ

Пробой в прокладке приводит к тому, что горячие газы проникают в систему охлаждения, и начинают нагревать охлаждающую жидкость. Такая серьезная неисправность требует разборки и ремонта силового агрегата.

Зажигание

Неверно выставленное зажигание приводит к тому, что двигатель начинает сильно греться.

Из-за чего возникает перегрев

Причины перегрева двигателя могут быть самыми разными. Чаще всего встречаются семь, которые должен знать каждый автовладелец, чтобы своевременно отреагировать на изменение работы силового агрегата.

  1. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Антифриз может вытечь через незаметные отверстия и трещины в радиаторе и патрубках. Поэтому необходимо каждый раз осматривать пространство под автомобилем, чтобы вовремя заметить утечку. Гораздо хуже, когда утечка внутренняя. В этом случае антифриз попадает в картер двигателя, в итоге происходит разжижение моторного масла. Результатом такой утечки может стать гидроудар или заклинивание коленвала.
  2. Неисправный термостат. Из-за отложений, которые со временем накапливаются в системе охлаждения, подвижный элемент термостата может заклинить. В результате устройство не будет реагировать на температуру антифриза, выходящего из двигателя, а циркуляция охлаждающей жидкости будет осуществляться либо только по малому кругу, либо только по большому. В первом случае неизбежен перегрев, во втором случае мотор будет медленно прогреваться.
  3. Длительная работа мотора в нерасчетных режимах. Если двигатель работает в буксировочных режимах (автомобиль едет с малой скоростью под большими нагрузками) или в режиме холостого хода, воздушного потока, который нагнетает вентилятор охлаждения, может не хватить для эффективного отвода тепла.
  4. Неэффективное воздушное охлаждение радиатора. Как правило, причина кроется в большом количестве грязи, скопившейся между ребрами радиатора. Кроме того, сам вентилятор может работать некорректно. Если он приводится в действие электромотором – значит, вышел из строя температурный датчик, если привод механический, возможно, ослабло натяжение приводного ремня.
  5. Продолжительная работа с детонацией бензинового мотора. Если в предыдущих случаях двигатель может сильно и не пострадать, то в данной ситуации повреждения гарантированы.
  6. Неправильно отрегулированная система впрыска или зажигания. В результате нарушения заводских регулировок, момент начала и окончания сгорания топлива в цилиндрах сдвигается в сторону такта выпуска, т.е. полностью рабочая смесь прогорает уже при открытом выпускном клапане. Вследствие этого резко возрастает температура отработавших газов, головка блока перегревается, от нее закипает антифриз в системе охлаждения.
  7. Прогар выпускного клапана. Последствия этой неисправности аналогичны описанным выше – из-за возросшей температуры отработавших газов происходит перегрев деталей двигателя.

Эти семь причин вызывают явный перегрев двигателя. У водителя есть возможность отреагировать на нарушение температурного режима, благодаря показаниям датчика. Однако существуют еще три причины перегрева двигателя, которые приводят к внутреннему перегреву мотора, заметить который вовремя невозможно. Обычно водителю остается только устранять последствия.

  • Большое количество нагара в камерах сгорания. Этот «недуг» характерен для машин с большим пробегом. В силу естественного износа цилиндропоршневой группы, в цилиндры попадает много моторного масла, при сгорании которого остается нагар. Датчик температуры охлаждающей жидкости при этом не дает тревожных сигналов. В результате водитель не может понять причину появления дыма из выхлопной трубы. Особенную опасность нагар представляет для бензиновых моторов, поскольку способен привести к возникновению калильного зажигания.
  • Отложения в системе охлаждения. Из-за отложений частично или полностью перекрываются каналы водяной рубашки двигателя и радиатора, это ведет к неэффективному теплоотводу.
  • Присадки, добавляемые в моторные масла. Некоторые автовладельцы добавляют в моторное масло различные присадки. Некоторые из них способствуют образованию металлокерамического слоя на зеркале цилиндров. Его теплопроводность крайне низка, в результате – сильный перегрев.

Двигатель греется что делать?

Главное, вовремя заметить, что температурная стрелка начинает входить в красную шкалу. Если же это такое явление имеет место быть, то при закипании и появлении явного пара нужно:

  • понизить скорость и желательно переключиться на нейтралку;
  • остановиться в разрешенном для автостоянки месте или у обочины;
  • включить печку на максимальную мощность;
  • выждать 1-2 минуты;
  • заглушить;
  • открыть капот;
  • устранить последствия перегрева, не допуская дальнейшего разрушения вкладышей.

На заметку! Вовсе небезопасно после остановки машины быстрее торопиться остужать мотор. Горячие пары из-под открытого капота могут привести к сильным ожогам.

Если нет характерного металлического стука в двигателе, то нужно:

  • включить мотор и дать некоторое время поработать “вхолостую”;
  • далее долить в бак воды или антифриз до нужной отметки;
  • остудить мотор и выявить причину перегрева.

При появлении же характерного металлического стука, который явно свидетельствует о сильном перегреве мотора и повреждении вкладышей вероятно, что без помощи сотрудников автосервиса или вызова эвакуатора уже не обойтись.

Если после проведения описанных манипуляций стрелка так и не упала до нормальных значений, то нужно:

дождаться полного остывания двигателя;
осторожно открутить клапан радиатора, надев на руки защитные перчатки во избежание получения ожогов;
аккуратно и медленно долить в радиатор недостающую воду;
включить вентилятор для быстрой подачи холодного воздуха на двигатель с целью охлаждения.

Только после того, как двигатель полностью остынет, можно продолжить дальше путь, но ехать аккуратно и осторожно, не превышая скорости более 50-60 км/ч. Так будет происходить обдувание радиатора потоком воздуха, а нагрузка на мотор значительно снизится

На заметку! Ни в коем случае нельзя поливать холодную воду на горячий мотор. Это может привести к образованию трещин на стенках головки блока поломки двигателя, в итоге – к сбою работы вплоть до полной остановки.

Не рекомендуется откручивать крышку расширительного бачка при моторе, достигшем температуры кипения. При этом помпа может еще какое-то время оставаться работать. Если тосол под давлением начнет расширяться, то пробка может вылететь наружу в любой момент. Это сравнимо с вылетом пробки из шампанского и небезопасно. Лучше все-же дождаться полного остывания двигателя либо открутить пробку наполовину, дать тем самым лишнему потоку воздуха постепенно выйти из системы наружу.

Водителям на заметку! Лучше выработать привычку и время от времени поглядывать на температурную стрелку двигателя, чтобы своевременно заметить проблему, избежать тем самым предстоящего дорогостоящего ремонта ДВС.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Все неисправности, вызывающие неконтролируемое повышение температуры, однозначно ведут к повреждению мотора. Степень повреждений зависит от длительности разрушающего воздействия перегрева. В большинстве случаев требуется весьма дорогостоящий ремонт, но иногда владелец авто отделывается легким испугом.

Последствия перегрева двигателя в течение 5-10 минут

Как правило, двигатель после перегрева в течение такого малого отрезка времени остается в относительной сохранности. Серьезных проблем чаще всего удается избежать. Иногда требуется заменить оплавившиеся поршни.

Такие ситуации чаще возникают при неисправности вентилятора или термостата. Для водителя главное – вовремя заметить, что стрелка индикатора температуры охлаждающей жидкости входит в красную зону шкалы. Достаточно остановить машину и дать мотору поработать несколько минут на холостых оборотах, чтобы температура вошла в норму.

Последствия перегрева двигателя в течение 20 минут и более

Это более тяжелый случай. Двигатель после перегрева средней тяжести может получить следующий ущерб:

деформация и трещины ГБЦ, что приводит к выпадению клапанов;

прогорание прокладок головки блока цилиндров;

разрушение межкольцевых перегородок поршней;

деформация сальников, что приводит к протечкам масла.

Ремонт мотора, получившего такие повреждения, возможен, но обойдется в круглую сумму. Масштабы затрат прямо пропорциональны тяжести поломок.

Последствия экстремального перегрева двигателя

Когда мотор автомобиля подвергается воздействию предельно высоких температур длительное время, крупных проблем не избежать. Иногда силовой агрегат просто взрывается, но чаще просто глохнет, не причинив большого вреда машине в целом.

Разрушения начинаются с цилиндропоршневой группы, постепенно распространяясь на другие компоненты. Двигатель последлительногоперегрева до экстремальных температур восстановлению не подлежит.

Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, следите за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости и вовремя выполняйте техообслуживание. Любые причины перегрева двигателя, выявленные на ранней стадии, устраняются быстрее и легче, чем запущенные случаи.

Как определить, что двигатель перегрелся

На первый взгляд кажется очень просто – по показателям прибора температуры двигателя, или – датчика. Это верно, если бы не одно но – начинающие автомобилисты настолько увлечены дорожной обстановкой вокруг, что на панель приборов смотрят только в одном случае – сколько осталось топлива. Автомобилисты со стажем, наоборот, в силу уверенности в своих силах, также не смотрят на панель приборов автомобиля. И в результате, часто возникает ситуация, что перегрев обнаружен, когда температура двигателя давно превысила допустимые нормы, и двигателю нанесен непоправимый ущерб. Именно непоправимый перегрев – одна из самых сложных неисправностей, которая приводит к очень серьезным последствиям. Но об этом немого позже.
А ведь есть способ, который не даст пропустить момент перегрева. В пробке это проблематично, и не всегда присутствует явно, но следует знать вот о чем:

— Как только температура двигателя превысит допустимую норму, при резком нажатии на педаль газа, либо при ускорении автомобиля, даже небольшом, отчетливо прослушиваются детонационные стуки, которые в простонародии называются «стучат пальцы». Это не верно, но такое определение знают все.
Если Вы услышали такой звук – 99% вероятности, что двигатель перегрелся, и необходимо принимать меры.

Детонационный стук – звонкий металлический стук, частота которого совпадает с частотой вращения двигателя. Вы наверняка слышали такие звуки при заправке некачественным топливом. Откуда пошло понятие «стучат пальцы», мне лично неизвестно. А вот истинная причина возникновения подобных стуков – нарушение процесса сгорания топлива. То, что Вы слышите, не что иное, как взрывы топливной смеси. При нормальной работе двигателя, процесс сгорания – контролируемый, как только нарушается один из параметров работы – процесс выходит из-под контроля, и сгорание превращается во взрыв. Отсюда и понятие – детонационные (от слова детонировать — взрываться) стуки. При перегреве двигателя – это первый признак.

Прежде чем продолжить разговор, давайте определимся, что является нормально температурой, а что – перегревом. Односложного ответа нет, но есть общие правила.
Температура двигателя в пределах 85-95 градусов Цельсия, является рабочей.
Температура двигателя до 100 градусов, является допустимой. Это значит, что кратковременное повышение температуры до 100, иногда до 105 градусов – допускается. Именно кратковременно – до 5 минут.
Температура двигателя выше 105 градусов Цельсия – перегрев, и необходимо принимать меры.

Если двигатель закипел


Когда температура охлаждающей жидкости достигает предела, то водитель пытается спасти двигатель от последствий, но часто делает это неправильно.

В охлаждающую систему доливается чистая вода. Мотор запускается, но нужно прислушаться к работе автомобиля. Если от расширительного бачка слышны посторонние звуки, например, бурление, то нужно остановиться. Если рабочая температура двигателя уже достигнута и шумов не наблюдается, то можно ехать домой,следя за показанием приборов. Исключите резкий набор скорости. 

Нельзя поливать горячий двигатель водой, так как это отрицательно скажется на дальнейшей работе агрегата. Микротрещины, возникшие от резкого перепада температуры, проявятся не сразу, но устранить их будет невозможно. 

Печать

Как уберечь мотор от перегрева

Как известно, всегда проще предотвратить проблему, чем устранять её последствия. Поэтому так важна систематическая профилактика систем охлаждения автомобиля. Чтобы избежать возможного закипания двигателя, автомобилист должен:

  • Следить за состоянием шлангов и патрубков охлаждающей системы. При обнаружении протечек постоянно подтягивать хомуты или заменять трубки на новые;
  • Следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и вовремя подливать тосол или антифриз;
  • Во избежание закупорки трубок радиатора не пользоваться для охлаждения мотора водой с высоким показателем жёсткости. Для смягчения воды следует добавлять в систему кальцинированную соду;
  • Время от времени прочищать охлаждающие магистрали с помощью специализированного оборудования или присадок;
  • Следить за исправностью моторов вентилятора, помпы, термостата и прочих узлов и механизмов;
  • Периодически очищать воздухозаборники и рёбра радиатора от загрязнений.

Если же уберечь мотор не удалось и он закипел, следует соблюдать следующие правила, чтобы не усугубить ситуацию.

  1. После обнаружения критического нагрева следует немедленно уменьшить нагрузку на мотор – сбавить обороты, либо остановиться. В движении уменьшить температуру ОЖ можно включив печку в салоне на полную мощность.
  2. После остановки следует открыть капот для улучшения обдува мотора воздухом. При этом нельзя открывать крышку расширителя или пробку радиатора. За этим может последовать выброс под давлением перегретой охлаждающей жидкости и пара, что может повлечь ожоги рук и лица.
  3. Глушить мотор сразу же после обнаружения закипания нельзя. Это следует делать только после снижения температуры до приемлемых показателей. Немедленно глушить двигатель нужно, если обнаружена утечка охлаждающей жидкости, и температура в системе не падает после снижения оборотов. Также глушить мотор любыми способами необходимо, когда он начинает после перегрева неконтролируемо набирать обороты – это явный признак надвигающихся больших проблем, вплоть до разрушения двигателя.
  4. Для охлаждения двигателя, в магистрали ни в коем случае нельзя доливать холодную жидкость. Это приведёт к ещё большей деформации головки блока и выходу из строя прочих деталей. По этой же причине нельзя обливать мотор холодной водой.
  5. После того, как двигатель достаточно охладился, следует завести его и двигаться на малых оборотах до ближайшей СТО для диагностики и устранения проблемы. Если температура ОЖ продолжает расти даже при малых нагрузках, лучше не рисковать и доставить автомобиль в мастерскую на буксире или эвакуаторе.

Лето, жара – часто наши автомобили включают систему охлаждения двигателя (вентиляторы), особенно часто это происходит в пробках. Эта система уберегает мотор от перегрева, без нее он уже в первый же день вышел бы из строя. Но иногда происходит — что все же двигатель перегревается, почему же так случается, какие симптомы сопровождают этот процесс и самое главное какие последствия могут подстерегать неопытного автомобилиста? Сегодня все просто и подробно, читаем дальше …

Практически любой двигатель внутреннего сгорания, охлаждается жидкостью (то есть является жидкостным), нет, конечно, существуют варианты в котором охлаждение происходит воздухом, то есть воздушным путем (там нет жидкости вообще), но они сейчас практически не применяются на автомобилях, а больше используются на мопедах или некоторых моделях мотоциклов – там где нет «высоких» оборотов. Остальные типы охлаждаются при помощи – таких как тосол или антифриз, конечно , но по характеристикам она намного уступает, окисляет стенки металлических поверхностей изнутри (ржавчина), да еще и зимой замерзнуть может, так что не стоит экономить.

Именно тосолы – антифризы пронизывают блок моторов «мелкими» ходами и не дают ему перегреться, эти жидкости «текут» как кровь в системе человека, забирая не нужное тепло и принося охлаждение. Благодаря этой циркуляции, блок всегда остается «приемлемой» температуры, он редко выходит за «предельные» рамки в 90 – 95 градусов Цельсия.

Однако если температура все равно растет (лето на улице и вы стоите в пробке), то включается дополнительная система охлаждения, это вентилятор, который обдувает радиатор двигателя – тепло быстро рассеивается и когда температура падает ниже 90 градусов, вентилятор выключается. Это идеально работающий двигатель. Но бывают и сбои, предлагаю начать с причин.

1 Чем грозит постоянный перегрев мотора?

Если на машине, будь то иномарка или отечественная Лада Приора либо же Калина, греется двигатель, то необходимо моментально принимать ответные действия. Ведь даже однократный перегрев способствует появлению множества серьезных проблем в дальнейшем. Это связано с наличием огромного количества запчастей, чувствительных к высоким температурам.

Во-первых, это маслоотражательные клапаны, которые обычно производятся из резины и силикона. Это же касается и маслосъемных и поршневых колец. Независимо от того, какой двигатель находится под капотом (работающий на инжекторе или карбюраторе), перегрев колец приводит к их неисправности, поскольку они теряют упругость. Следствием такого явления становится повышенное потребление масла. Так просто заменить указанные элементы не представляется возможным в силу их специфического расположения. Поэтому без капитального ремонта силового агрегата не обойтись.

Еще одна отрицательная сторона экстремально высокой температуры двигателя – расширение деталей. Каждый физик знает, что при перегреве наблюдается изменение размеров запчастей, причем после возвращения к нормальным показателям температуры эти элементы в исходную форму прийти не могут. В результате наблюдаются остаточные деформации, поскольку размеры некоторых важных элементов получаются больше, нежели предписано конструкцией.

В условиях летней жары, особенно при частом трогании с места во время нахождения в многокилометровых пробках, перегрев мотора не вызывает удивление у водителей. Но при правильной работе системы охлаждения даже ГАЗель или Нива не должна сталкиваться с такими проблемами, не говоря уже об автомобилях европейского производства.

Соответственно, необходимо разобраться в особенностях функционирования охлаждающей системы. Она работает по принципу двух замкнутых контуров. На начальной стадии после включения замка зажигания антифриз циркулирует по малому кругу, в который входит два основных элемента – насос и мотор. Как только двигатель прогреется до необходимой температуры, автоматически срабатывает термостат, благодаря которому тосол охлаждает еще один дополнительный узел – радиатор.

Если указанная система работает некорректно, то определить это можно по некоторым симптомам, самыми главными из которых являются следующие:

Способы определения перегрева

Если вы заметили, что перегрев двигателя выше нормы (80 – 90 градусов), не стоит надеяться на чудо, что температура самостоятельно упадет, нужно немедленно остановиться, выбрав безопасное место для стоянки. Заглушить двигатель, ни в коем случае не трогайте крышку радиатора или бочка, вы можете получить ожег от пара. Лучше всего подождать некоторое время, пока жидкость в радиаторе не остынет, хотя бы до 50 – 60 градусов. Не поливайте двигатель водой, чтобы быстрее остудить, это приведет к деформации головки блока цилиндров и появлению трещин.

Теперь можно определять причину перегрева, посмотрите на расширительный бачек и, через его, обычно, прозрачные стенки, будет видно, есть ли жидкость в нем. Если жидкости нет, значит, возможно, причина в утечки жидкости. В таком случае следует добавить жидкость в бачек и завести автомобиль. Выждать некоторое время, внимательно наблюдая за местами соединения радиатора и двигателя со шлангами. Если не видно явных течей, то по часам засеките, сколько времени пройдет до перегрева двигателя. Если до ближнего населенного пункта недалеко, то через эти промежутки времени вы сможете добираться до помощи, на остановках постоянно доливая воду (жидкость) в бачек. Соответственно при обнаружении течи постарайтесь ее устранить.

В том случае если жидкость на месте и стоит по уровню, то нужно осмотреть ремни, все ли на месте. Возможно, что оборвался ремень, приводящий в действие водяной насос (помпу). При обрыве ремня ехать дальше можно только через очень короткие промежутки или если вы замените ремень, который возили с собой, попросили у проезжающего мимо водителя. На современных автомобилях обрыв ремня покажет не только то, что греется двигатель, но и отключение:

  •  гидравлического усилителя руля,
  • генератора,
  • вентилятора.

В том случае если ремни все на месте, то при заведенном двигателе, осторожно ощупайте шланги, подходящие к радиатору. Оба шланга должны быть теплыми либо горячими, при 80 градусах температуры

Если нижний (один) шланг холодный, то причина в термостате, он не исправен. Единственный выход это его вытащить, тогда можно спокойно продолжать путь до ближнего автосервиса, либо применить старый способ как можно охлаждать двигатель, двигаясь, даже при неисправном термостате. Нужно на каждом спуске выключать мотор и двигаться накатом, но если спуск очень крутой и длинный, то не выключать пятую (четвертую) передачу на КПП. Встречный поток воздуха охладит через радиатор, двигатель и его снова можно будет завести до следующего спуска.

Автомобиль должен сам по инерции двигаться вперед, когда заметите значительное замедление, снова включите зажигание и посмотрите на датчик. Температура жидкости по идее должна снизится. Таким образом, вы сможете добраться к станции техобслуживания.

В наше время станции техобслуживания расположены на каждом шагу, в связи с чем, большинство автолюбителей знают только азы строения автомобиля и не способны устранить даже самые незначительные поломки. Так что лучше когда сам водитель знает как устранить причину перегрева двигателя

Действительно, выход из строя «движка» автомобиля может стать досадной неудачей в пути и нарушить все ваши планы. Есть много причин, которые могут привести к перегреву или, как его еще называют, закипанию двигателя автомобиля. Рассмотрим самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются автомобилисты, методы их устранения, а также профилактику двигателя.

Двигатель – это сердце автомобиля и самые даже не значительные его встряски, могут привести к самым пагубным последствиям. Поэтому нужно всегда следить за температурой двигателя, его звуком и расположенными на панели приборов датчиками.

Каждый хороший и опытный водитель должен знать, что же нужно сделать с автомобилем, когда двигатель перегрелся? В первую очередь нужно съехать на обочину и заглушить двигатель. Обязательно нужно включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Открыть капот, и подождать пока остынет двигатель. Это займет 15-20минут.

Если нет явных признаков протечки охлаждающей жидкости, можно попробовать снова завести автомобиль и не спеша двигаться в сторону автосервиса для установления причины перегрева двигателя.

Выявить неполадки двигателя можно путем его периодического визуального осмотра, проверяя части на целостность и износ.

Также нужно правильно выбирать режимы работы мотора. Так, если постоянно использовать пониженные передачи на высоких оборотах, вероятность перегрева двигателя существенно увеличивается, тем более при проблемах работы системы охлаждения.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Двигатель перегревается: признаки возникшей неисправности

Итак, если происходит перегрев, далеко не всегда из-под капота должен пойти густой белый пар. Основным поводом для беспокойства можно считать показания стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели.

На большинстве автомобилей используется именно такая схема контроля температуры ДВС. Также может быть установлен индикатор-лампочка, а повышение температуры выше заданных пределов будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.

Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.

Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.

Также признаки перегрева можно заметить, подняв крышку капота и заглянув в моторный отсек. На сильный перегрев укажут трещины в БЦ и ГБЦ,  заметные деформации головки блока цилиндров. Из-под прокладки головки блока могут быть видны течи антифриза или масла и т.д.

Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).

Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна). Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов.

Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector