Что такое безопасность дорожного движения
Содержание:
- Дорожные условия и движение автомобиля
- Меры обеспечения БДД
- Типовые обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
- Правила техники безопасности на дороге
- Организация безопасного дорожного движение на предприятии
- Какие меры БДД существуют
- Меры обеспечения безопасности
- Первая медицинская помощь
- Памятка школьнику по дорожной безопасности
- Основные средства
- Скорость, обгон, видимость, свет
- Экономия топлива
- Меры обеспечения безопасности
Дорожные условия и движение автомобиля
Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.
Тормозной путь легкового автомобиля | ||
---|---|---|
на асфальте | на льду | |
30 км/ч | 6 метров | 17 метров |
60 км/ч | 23 метра | 69 метров |
90 км/ч | 52 метра | 156 метров |
Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.
При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.
В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь
Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу
Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.
Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.
Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.
Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.
Меры обеспечения БДД
Мероприятия по организации безопасности на дороге делятся на:
- активные — действия и процедуры, улучшающие и контролирующие условия движения транспорта;
- пассивные — модернизация автомобилей и дорог в целях снижения травматизма при ДТП.
Активные меры
К ним относится:
- контроль технического состояния транспорта и оборудования;
- отслеживание качества дорожного полотна и его своевременное изменение (модернизация, ремонт или замена) в целях снижения вероятности аварий;
- грамотное проектирование работы транспортной системы и сопутствующих ей объектов;
- контроль эффективности и корректировка нормативно-законодательных норм, касающихся ПДД;
- своевременный ответ государства на сообщения водителей о недостатках дорог и их исправление.
Пассивные меры
К ним относится:
- проектирование улучшений для автомобильных кузовов — усиление рамы, установка систем безопасности (ремни, подушки, каркасы и т.д.);
- введение в эксплуатацию электронных систем, помогающих водителю в управлении (АБС, ПБС, блок распределения мощности между ведущими колесами, усилители руля и т.д.);
- проектирование, создание и модернизация объектов, защищающих пешеходов.
Типовые обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Работнику предстоит:
- планировать и заниматься проведением профилактических мероприятий по предупреждению ДТП;
- выявлять, почему происходят аварии и нарушения ПДД;
- участвовать в создании локальных актов, касающихся БДД;
- контролировать допуск водителей к транспортным средствам, которыми они могут управлять согласно имеющемуся удостоверению.
На начальника ложится меньше функций.
Среди них:
- приём на работу лица, отвечающего за БДД, и увольнение с занимаемой должности;
- контроль за аттестацией и обучением водителей;
- принятие плана профилактических работ;
- наложение наказаний при нарушениях инструкций.
Важно! Несмотря на то, что на руководителя возложено меньше обязанностей, в случае возникновения серьезного ДТП, его также будут привлекать к ответственности и даче показаний. В частности он будет отвечать за актуальность должностной инструкции специалиста по БДД.
Правила техники безопасности на дороге
Для различных видов участников дорожного движения существует своя техника безопасности на дороге.
Для пешеходов
В России за 10 прошедших лет (на 2019 г.) погибло 86498 пешеходов, были ранены – 629183.
Памятка для пешеходов.
Чтобы не стать участником ДТП, следует соблюдать основные правила:
- Осуществлять переход проезжей части только по наземным или подземным переходам.
- При наличии светофора на переходе начинать движение лишь на зеленый свет. При отсутствии светофора переходить дорогу, только когда трасса свободна.
- При выходе из-за транспорта на дорожное полотно следует быть осторожным. Движущийся автомобилист может не успеть отреагировать на выскочившего пешехода.
- Нельзя переходить дорогу, если перед вами стоит автобус, который загораживает обзор. Лучше подождать, пока он уедет. Автобус всегда обходят сзади, трамвай – спереди.
- Переходя дорожное полотно, сначала смотрим налево. Перейдя половину дороги – направо.
- Используйте островок безопасности, если во время движения по переходу загорелся красный свет.
- Перебегать дорожное полотно опасно, особенно когда к месту вашего передвижения подъезжает автомобиль.
Для пассажиров
Чтобы уменьшить возможность ДТП, пассажирам стоит:
- При движении в салоне общественного транспорта стоять на месте и держаться за поручни.
- В автомобиле садиться на заднее сиденье.
- Отказаться от поездки, если водитель пьян или плохо себя чувствует.
- Не садиться в автомобили незнакомых людей.
Для водителей
У водителей, по сравнению с остальными участниками дорожного движения, больше всего запретов и обязанностей. Мы выбрали лишь общие положения из ПДД.
Итак, водитель обязан:
- Осуществлять движение в соответствии с ПДД и подчиняться указаниям регулировщиков.
- Следить за состоянием машины, вовремя чинить ее. Неисправности могут стать причиной аварии. Если неполадка обнаружена в момент движения, стоит остановиться и обратиться в техпомощь.
- Автомобиль должен двигаться, соблюдая скоростной режим. Состояние дороги также влияет на скорость ТС.
Организация безопасного дорожного движение на предприятии
Обеспечением безопасности дорожного движения (БДД) занимаются с целью снизить возможные риски возникновения различных инцидентов с участием транспорта.
Обычно одного специалиста хватает, если среди персонала насчитывается не более 50 водителей. Если их число выше, стоит создать отдельную службу, которая займётся обеспечением безопасности передвижения.
О безопасности дорожного движения на предприятии
При назначении каждого работника, отвечающего за БДД, нужно опираться на критерии, установленные в Приказе МинТранса N287. Аттестацию же обязан будет пройти только начальник службы.
На место лица, отвечающего по БДД можно назначить нового сотрудника, переместить любого из окружающих работников или же договориться о совмещении должностей.
Важно! С принятым на должность работником заключается трудовое соглашение, а с лицом, совмещающим две должности оформляется допсоглашение
Какие меры БДД существуют
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения – это комплекс действий, способствующих минимизации возникновения ДТП, травмирования и наступления иных негативных последствий для участников дорожного движения. По характеру воздействия меры разделяют на активные и пассивные.
Активные
Активные мероприятия – это совокупность действий, направленных на снижение вероятности возникновения травм от опасных ситуаций.
Активные меры по обеспечению БДД.
К ним относят:
- Систематическое техническое обслуживание машин, агрегатов, транспорта, техники, дорожных знаков, иных элементов вспомогательного характера, необходимых для осуществления безаварийного движения.
- Исследование конструктивных элементов дорожного полотна на предмет разрушений, их устранение.
- Разработка, внедрение правил дорожного движения, контроль за исполнением.
- Проектирование, монтаж элементов наблюдения за ситуацией на трассах.
- Анализ и грамотное расположение дорожной развязки и разметки, исключающее заторы и повышенную аварийность.
Пассивные
Пассивные меры безопасности дорожного движения – совокупность мероприятий, снижающих тяжесть последствий после ДТП для участников аварии.
Выделяют:
- Монтаж заградительных сооружений на дорогах, звукового сопровождения во время зеленой полосы светофора и другие меры, ориентированные на безопасность пассажиров.
- Проектирование и производство транспортных средств в промышленных масштабах с усиленным кузовом, выделение областей, наиболее подверженных удару при столкновении, повышение ударопрочности.
- Наличие подушек, ремней безопасности, подголовников.
- Установка и контроль за использованием защитных приспособлений, если ребенок в машине: автомобильные кресла, бустеры или адаптеры на ремень.
- Оснащение автомобиля средствами первой помощи и пожаротушения.
Правила ДД
Под правилами дорожного движения (ПДД) понимают свод требований, рекомен-даций для всех участников движения, описывающих действия, необходимые к исполнению в различных ситуациях.
Оформляются правила на бумажных носителях, распространяются среди населения, находятся в свободном доступе в интернет-ресурсах. ПДД распространяются на наземные виды транспорта, кроме воздушного и водного.
К контролируемым транспортным средствам относятся:
- автомототранспорт;
- легковые автомобили;
- рельсовый транспорт (трамваи);
- пассажирские автобусы;
- грузовой транспорт;
- средства оперативных служб.
ПДД подлежат изучению, их необходимо соблюдать на дорогах. Четкое следование установленным нормам поведения во время движения – гарантия безопасности всех участников процесса.
Меры обеспечения безопасности
Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии, и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий.
К активным мерам относят:
- Разумное проектирование и расположение объектов дорожной сети.
- Изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии.
- Совершенствование организации движения.
- Правила дорожного движения.
- Контроль над соблюдением правил дорожного движения.
- Обязательное прохождение государственного техосмотра.
К пассивным мерам относят:
Совершенствование технических средств, транспортных средств и средств индивидуальной защиты:
обустройство автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел; повышение жёсткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.
Использование приспособлений для защиты пешеходов.
Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий
На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность самых тяжёлых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезда на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует заметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах, как правило, невелика.
При наличии разделительной полосы достаточной ширины или разделительного (барьерного) ограждения лобовое столкновение исключается. Однако в случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что в некоторых случаях приводит к не менее тяжёлым последствиям.
Конструкция дороги, исключающая появление людей или животных на проезжей части, резко снижает вероятность столкновений с ними. В первую очередь это касается автомобильных дорог I технической категории (автомагистралей), на которых исключены пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью.
Выделение дополнительных полос для остановки и стоянки автотранспорта, а также для подготовки к поворотам налево или направо снижает вероятность наезда на неподвижные или движущиеся с малой скоростью автомобили.
Оборудование перекрёстков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.
Геометрия дороги также влияет на безопасность дорожного движения. Протяженные прямые участки загородных дорог из-за монотонности утомляют водителя или же водитель теряет ощущение скорости. Это приводит к нарушению скоростного режима и усиливает тяжесть последствий аварий.
Правила дорожного движения
Основная статья: Правила дорожного движения
Правила дорожного движения подробно описывают условия безопасного движения. Много внимания уделяется ограничению скорости. Сказано о необходимости соблюдать необходимый интервал движения, но нормативно он не определён.
Контроль соблюдения правил дорожного движения
Соблюдение ПДД является главным условием предотвращения ДТП. Обеспечение безопасности дорожного движения возложено на Госавтоинспекцию МВД России. Так, для контроля соблюдения скоростного режима могут использовать системы фото- и видеофиксации. Например, в зонах внедрения системы контроля средней скорости “Автодория” общее количество ДТП сократилось на 13 %, количество ДТП со смертельным исходом сократилось на 51 %.
Первая медицинская помощь
Сохранение жизни пострадавшего в ДТП во многом зависит от того, как быстро ему оказана медицинская помощь. Это относится не только к медработникам, но и участникам ДД.
Поэтому:
Обморок – кратковременная потеря сознания, вызванная испугом, болевым шоком, травмой
Неотложные действия:привести пострадавшего в горизонтальное положение;
опустить голову;
освободить верхнюю часть туловища от стесняющей дыханье одежды;
обрызгать холодной водой;
дать нашатырный спирт.
При травматическом шоке пострадавшего требуется согреть, обеспечить покой, дать таблетку анальгина.
При артериальном кровотечении (выброс крови яркой красной струей) следует пережать аорту выше места ранения, наложив жгут
Если кровь льется непрерывно и равномерно – это венозное кровотечение, здесь необходимо плотное прижатие вены.
Чтобы не занести инфекцию в раны, желательно применить любые антисептики, перевязать место чистым бинтом или марлей.
При ушибах, растяжениях, вывихах, переломах следует обеспечить покой, фиксацию и охлаждение поврежденного места.Внимание! При травмах черепа или обмороках важно следить, чтобы человек не задохнулся, если начнется рвота – для этого поверните его голову немного на бок. Желательно не трогать пострадавшего до появления медиков.
Остановка дыхания или сердца
Необходимо начать искусственное дыхание, а в последнем случае – сочетать его с непрямым массажем сердца.
Для самостоятельного изучения правил оказания первой помощи следует ознакомиться с пособиями и книгами, желательно посетить занятия, которые часто устраивают при автошколах, а также в медицинских учреждениях в качестве государственной программы.
Такие лекции проводятся бесплатно. После прохождения курсов участниками сдаются экзаменационные тесты по основам ПМП.
Памятка школьнику по дорожной безопасности
Главное правило пешехода: подошёл к дороге — остановись, чтобы оценить дорожную обстановку. И только если нет опасности, можно переходить дорогу.
- Надо быть очень внимательным при переходе дороги! Самые безопасные переходы — подземный и надземный. Если их нет, можно перейти по наземному переходу («зебре»). Если на перекрёстке нет светофора и пешеходного перехода, попроси взрослого помочь перейти дорогу.
- Переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора. Красный сигнал запрещает движение. Стой! Выходить на дорогу опасно! Жёлтый предупреждает о смене сигнала, но он тоже запрещает переходить дорогу! Но даже при зелёном сигнале никогда не начинай движение сразу, сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.
- Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия! Стоящие у тротуара машина, ларёк, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Посмотри внимательно, что там, за… Убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.
- Пропусти медленно едущий автомобиль, ведь он может скрывать за собой автомашину, движущуюся с большей скоростью.
- Если ты на остановке ждешь автобус, троллейбус или трамвай, будь терпеливым, не бегай, не шали рядом с остановкой и не выглядывай на дорогу, высматривая нужный тебе маршрут. Это опасно.
- Входи в общественный транспорт спокойно, не торопись занять место для сидения. Пусть сядут старшие.
- Стоя в общественном транспорте, обязательно держись за поручни, чтобы не упасть при торможении.
- Вышел из автобуса — остановись. Если на остановке стоит автобус, его нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Найди, где есть пешеходный переход, и переходи там. А если его нет, дождись, когда автобус отъедет, чтобы видеть дорогу в обе стороны, и только тогда переходи.
- Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Катаясь, надевай шлем, наколенники и налокотники. Они защитят тебя при падении. Выезжать на дороги общего пользования ты сможешь, когда тебе исполнится 14 лет.
- Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно! Попроси взрослых помочь тебе!
- Садясь в автомашину, напомни взрослым, чтобы они пристегнули тебя в специальном детском удерживающем устройстве (автокресле). А если ты уже достаточно большой и можешь пользоваться штатным ремнём безопасности, обязательно пристёгивайся.
- Выходи из машины только со стороны тротуара. Это безопаснее. Так ты будешь защищён от проезжающих мимо машин.
- Всегда носи фликеры — пешеходные «светлячки». Они защитят тебя на дороге в темное время суток.
Основные средства
Организация движения невозможна без предметов под названием «средства дорожной безопасности». К ним относятся:
- знаки и информационные таблички, дорожные указатели;
- светофоры;
- искусственно создаваемые неровности;
- барьерные ограждения;
- сигнальные столбы;
- дорожная разметка;
- надземные и подземные пешеходные переходы;
- приборы для измерения скорости ТС, которые есть у сотрудников ГИБДД;
- алкотестеры;
- электронные табло сменяемой информации;
- жезл регулировщика;
- световозвращающие приспособления для велосипедистов и пешеходов;
- системы видеофиксации правонарушений.
Скорость, обгон, видимость, свет
При повороте прицеп автопоезда смещается к центру поворота (к внутреннему закруглению дороги). Учитывайте эту особенность при взаимном маневрировании с автопоездами.(Билет35,в19)
С увеличением скорости движения поле зрения сужается, так как водитель в такой ситуации вынужден переводить взгляд дальше от автомобиля, чтобы контролировать ситуацию впереди на большем расстоянии.
В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности, что является опасным. Также имейте в виду, что скорость крупногабаритного транспорта водители склонны переоценивать, а небольших автомобилей и мотоциклов — недооценивать.(Билет5,в20)
Не следует вплотную двигаться за транспортным средством, которое Вы хотите обогнать. В этом случае обзор дороги сужен, и из такого положения приступать к обгону нельзя.(Билет34,в19)
Значительное влияние на безопасность движения оказывает эмоциональное состояние водителя. Оно во многих случаях определяет правильность и точность действий.
Известно, что радостные переживания делают человека бодрым и уверенным. В результате его действия оказываются более точными, быстрыми и координированными. Неприятности, тяжелые переживания приводят к противоположным результатам. Особенно это отражается на внимании: человек, поглощенный своими переживаниями, становится более рассеянным.
Типичными признаками наступившего утомления являются сонливость, вялость, притупление внимания. В этом случае водитель должен прекратить движение и отдохнуть, иначе он может заснуть за рулем.(Билет6,в20)
Компенсировать недостаточно быструю реакцию Вы сможете, заранее прогнозируя развитие дорожных ситуаций.
Водитель должен вести транспортное средство с учетом видимости в направлении движения (пункт 10.1 Правил). При движении в условиях плохой видимости следует выбирать скорость исходя из того, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.(Билет25,в19)(Билет35,в19) Это позволит Вам остановить автомобиль на просматриваемом в данный момент участке местности.
Если остановочный путь превышает расстояние видимости, значит, Вы едете с опасной для данных условий скоростью.
При приближении к вершине подъема в темное время суток всегда следует переключить дальний свет на ближний(Билет10,в19), чтобы не ослепить водителя встречного транспортного средства, которое в данный момент Вы можете еще не видеть.
Блики снежинок в дальнем свете фар представляют собой очень красивое зрелище, однако ослепляют водителя. Ближний свет фар ложится световым пятном на дорогу непосредственно перед автомобилем и в сочетании с противотуманными фарами обеспечит наилучшую видимость в условиях сильной метели.(Билет38,в19)
Экономия топлива
При движении важно правильно тратить топливо. Два водителя с отличающимися стилями езды, проезжающие на одинаковых автомобилях по одному маршруту, используют разное количество бензина
На расход влияют следующие факторы:
Техническое состояние. Для экономии нужно исключить возможные утечки
Важно следить за состоянием бака, двигателя и топливной системы. Проверять надежность прокладок и креплений.
Используемая передача
Чем она выше, тем ниже обороты двигателя, соответственно, тем меньше бензина расходует автомобиль. Больше всего топлива тратиться на первой передаче, поэтому двигаться на ней следует только при трогании и подъеме в крутую гору.
Резкий сброс и увеличение скорости. При быстром торможении энергия, полученная с разгоном, тратиться впустую. При интенсивном наборе скорости расходуется больше бензина, чем при плавном.
Меры обеспечения безопасности
Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии, и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий.
К активным мерам относят:
- Разумное проектирование и расположение объектов дорожной сети.
- Изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии.
- Совершенствование организации движения.
- Правила дорожного движения.
- Контроль над соблюдением правил дорожного движения.
- Обязательное прохождение государственного техосмотра.
К пассивным мерам относят:
Совершенствование технических средств, транспортных средств и средств индивидуальной защиты:
обустройство автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел; повышение жёсткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.
Использование приспособлений для защиты пешеходов.
Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий
На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность самых тяжёлых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезда на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует заметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах, как правило, невелика.
При наличии разделительной полосы достаточной ширины или разделительного (барьерного) ограждения лобовое столкновение исключается. Однако в случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что в некоторых случаях приводит к не менее тяжёлым последствиям.
Конструкция дороги, исключающая появление людей или животных на проезжей части, резко снижает вероятность столкновений с ними. В первую очередь это касается автомобильных дорог I технической категории (автомагистралей), на которых исключены пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью.
Выделение дополнительных полос для остановки и стоянки автотранспорта, а также для подготовки к поворотам налево или направо снижает вероятность наезда на неподвижные или движущиеся с малой скоростью автомобили.
Оборудование перекрёстков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.
Геометрия дороги также влияет на безопасность дорожного движения. Протяженные прямые участки загородных дорог из-за монотонности утомляют водителя или же водитель теряет ощущение скорости. Это приводит к нарушению скоростного режима и усиливает тяжесть последствий аварий.
Правила дорожного движения
Правила дорожного движения подробно описывают условия безопасного движения. Много внимания уделяется ограничению скорости. Сказано о необходимости соблюдать необходимый интервал движения, но нормативно он не определён.
Контроль соблюдения правил дорожного движения
Соблюдение ПДД является главным условием предотвращения ДТП. Обеспечение безопасности дорожного движения возложено на Госавтоинспекцию МВД России. Так, для контроля соблюдения скоростного режима могут использовать системы фото- и видеофиксации. Например, в зонах внедрения системы контроля средней скорости “Автодория” общее количество ДТП сократилось на 13 %, количество ДТП со смертельным исходом сократилось на 51 %.