Ответственность и штраф за опасное вождение в 2021 году

Пояснительная записка

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» (далее — законопроект) подготовлен МВД России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 6 апреля 2016 г. № ИШ-П9-1925 и по результатам совещания по данному вопросу, состоявшегося 29 июня 2016 г. в Правительстве Российской Федерации. Целью законопроекта является установление административной ответственности за опасное вождение.

Необходимость установления ответственности за указанное нарушение обусловлена принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации», которым предусмотрен запрет на опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени.

В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

Данная новелла следует в развитие пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, и конкретизирует его в отношении водителей транспортных средств, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий. Административная ответственность за опасное вождение, как представляется, должна быть выше, чем ответственность за совершение отдельных действий, перечень которых предусмотрен указанным постановлением.

Так, в настоящее время установлена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, в виде административного штрафа в размере пятисот рублей (часть 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП)). За нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, выражающемся в случае «опасного вождения» в перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, также установлен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

В этой связи законопроектом предлагается главу 12 КоАП дополнить новой статьей 12.38, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение водителем транспортного средства действий, квалифицируемых как «опасное вождение». Одновременно в законопроекте предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в статью 23.3 КоАП, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.

С учетом изложенного принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения.

Как доказать опасное вождение?

С одной стороны любое нарушение Правил дорожного движения создает угрозу ДТП, с другой — пункт 10.1 Правил обязывает снизить скорость вне зависимости от наличия преимущества, то есть снимает эту угрозу. Грань между созданием угрозы очень тонкая субъективная и неопределенная.

Опасное вождение на мотоцикле

Безопасная дистанция — величина неопределенная, безопасный интервал — величина неопределенная.

«Шашки» проходят на скорости значительно выше общего потока и участники из потока даже не успевают среагировать, как «шашечник» уже далеко впереди, то есть помехи не созданы.

Удивительно, что за рамками опасного вождения осталось несоблюдение скоростного режима. Величина определенная, во многих случаях с возможностью фиксации. А ведь именно нарушение скоростного режима — причина львиной доли ДТП.

Опасное вождение на автомобиле

Таким образом фактами доказать факт опасного вождения — невозможно, только субъективная оценка.

Опасное вождение и лихачество на дорогах — посмотрим подробнее

На сегодняшний день в России практически не существует способов наказать лихачей, которые придерживаются банальных дорожных правил. К примеру, резкое перестроение автомобиля не будет считаться нарушением, если был включен сигнал поворота, и маневр не принес никаких негативных последствий. Но вам точно приходилось сталкиваться с лихачами, и вы прекрасно понимаете, что повороты и отсутствие ДТП не означают, что не было никакого нарушения. Поэтому сегодня нарушением правил, подпадающим под термин «опасное вождение» может быть любое проявление подобного поведения на дороге:

  • резкие движения, повторенные неоднократно, которые совершаются без видимых причин и сопровождаются нарушением правил или созданием потенциально аварийных ситуаций;
  • попытка перестроиться на многополосной дороге, врезаясь в поток автомобилей и не оставляя шансов другим водителям, кроме как пропустить лихача в поток;
  • препятствование безопасному обгону, набор скорости в момент, когда другой автомобиль начал обгон и вышел на встречную полосу, перекрывание движения по дороге;
  • необоснованно быстрое ускорение, которое может стать причиной аварии или опасно для окружающих людей, это также можно считать опасным вождением в новой поправке;
  • прочие проявления агрессии, резкости и неуважения на дороге, которые, наконец, обрели свое пристанище в правилах, будут использоваться для наказания нарушителей.

Культура на дорогах Российской Федерации на сегодняшний день очень низкая, это замечает любой гость из более развитой в данном плане страны. Многие гости Москвы из других городов замечают, что ездить по дорогам Столицы просто невозможно. Это создает определенные проблемы и трудности, которые перерастают в неуверенность за рулем и создание ДТП. Так что новые правила должно немного усмирить лихачей и сделать поездки более безопасными.

Опасно вождение – это что?

Если хочется прочитать множество неясной информации, то можно воспользоваться п. 2.7 ПДД. Там очень подробно описано, что это и в каких ситуациях возникает. Вопрос в другом: наличие данного пункта не свидетельствует о четкости категории. Многие водители и далее не могут понять, что является опасной или безопасной ездой. Давайте разбираться.

Под опасной ездой следует понимать многократные маневры водителя, которые он осуществлял в процессе езды на автомобиле.

К таким действиям относятся:

  1. резкое торможение, осуществленное не во избежание аварийной ситуации;
  2. несоблюдение дистанции между ТС, в том числе несоблюдение бокового расстояния между объектами;
  3. необдуманное или неоправданное перестроение из ряда в ряд при активном движении на трассе. Интересно то, что даже при отсутствии помехи со стороны нарушителя, деяние будет расценено как правонарушение;
  4. перестроение из ряда в ряд с созданием помехи другим участникам движения;
  5. создание препятствия для обгона.

Важно понимать: само по себе осуществление указанного действия еще не приравнивается к опасной езде.Необходимо соблюдение ряда условий:

  • все указанные маневры должны быть осуществлены минимум 2 раза. При этом многократным считается даже разный за характером поступок. Например, 1 раз резко не соблюли боковую дистанцию и один раз резко перестроились при активном движении.
  • осуществленные действия повлекли за собой аварийную ситуацию или несли в себе высокие риски ДТП.

Мото аварии → Опасное вождение, риск и наказание (видео)

Главный герой видеозаписи — Ли Оливер (Lee Oliver), который попытался сделать вилли на скорости свыше 110 км/ч. В результате он потерял управление мотоциклом и улетел на встречку, где ехал фургон. К счастью, мотоциклист пролетел мимо, иначе все могло бы закончиться очень трагично. Водитель грузовика сразу же остановился, но Оливер ехал слишком быстро, пролетев примерно 15 метров мимо фургона. Видеозаписи стали вещественными доказательствами, которые дали полиции возможность разобрать инцидент по полочкам (скорость, нарушения и т.п.)
Инцидент произошел в 9 утра 18 мая. 38-летний Оливер разогнался до 220+ км/ч, а его 39-летний друг Каннингем — 230+ км/ч. 6 февраля состоялось заседание суда, который постановил 18-месячное тюремное заключение, лишение водительских прав на 4-летний срок и 200 часов общественных работ, не говоря уже о штрафах 1000 и 700 фунтов.

https://youtube.com/watch?v=g7CRuKv0DJw

Существующие санкции

Такое нововведение, как опасная езда, ПДД определяет в качестве неоднократно совершенного одного или нескольких действий водителем, заключающегося в непредоставлении преимущества другому транспорту, препятствовании обгону, несоблюдении безопасной дистанции и бокового интервала, когда появляется реальная угроза гибели и ранения людей или повреждения грузов, нанесения материального ущерба. Тем не менее наказание за такое поведение на дороге в КОАП РФ еще не закреплено.

В настоящее время данный сборник законов содержит санкции только за отдельные правонарушения, которые в совокупности и создают такой термин, как «опасная езда». Штраф за нее планируется сделать в пределах пяти тысяч рублей. А пока наказать водителя за агрессивное вождение можно только по разным статьям действующего КОАП. Санкции здесь предусмотрены следующие:

  • резкое нажатие на педаль тормоза — 1 500 рублей;
  • препятствование обгону — та же сумма, что и за первое нарушение;
  • не уступить дорогу другому транспорту — 500 рублей или предупреждение (в первый раз);
  • перестроение при сильном движении, а также несоблюдение интервала и дистанции — 1 500 рублей за каждое нарушение.

Могут ли оштрафовать за это камеры

В КоАП РФ закреплено, что лицо, которое привлекается к административной ответственности, не должно доказывать собственную невиновность. Однако законодатель предусмотрел исключение из этого правила, когда гражданину придется доказывать свою невиновность. Речь идет о случаях, когда административное правонарушение было зафиксировано автоматическими комплексами видеофиксации безопасности дорожного движения.


Комплексы не фиксируют данное нарушение

Конечно, автомобилист имеет полное право обжаловать постановление, которое было составлено на него, через вышестоящие органы или в судебном порядке. Однако далеко не всегда удается добиться оправдательного решения. Всем хорошо известно, насколько проблематично обжаловать штраф, полученный с автоматических камер.

Что означает «опасное вождение»?

Для того, чтобы способствовать уменьшению количества смертности во время аварий на территории Российской Федерации, сотрудники из МВД РФ предлагают внести в ПДД новое понятие об агрессивном вождении автовладельцев — «опасное вождение». Соответственно, внести новое понятие, дополнить пункт 1.2 правил дорожного движения, а также дополнить КоАП соответствующим штрафом.

Принято считать, что нарушения могут быть связаны со следующими действиями:

  • несоблюдение боковых дистанций;
  • неправильное и опасное перестроение — при перестроении не предоставление возможности уступить дорогу тем транспортным средствам, которые имеют в данной ситуации преимущество;
  • перестроение при интенсивном потоке движения автомобилей, при котором все направления и потоки движения заняты;
  • препятствовать при совершении обгона;
  • несоблюдение безопасной и необходимой правильной дистанции до впереди двигающегося автомобиля;
  • резкое и опасное торможение, при условии что оно не обосновано.

В сопроводительных документах было акцентирование внимания на то, что подобные действия являются опасными при повторяющих нарушениях ПДД в течение короткого промежутка времени.

Данное постановление было внесено на рассмотрение еще в августе 2015 году. На данный момент проводятся общественные обсуждения, связанные с уточнением различных положений.

Просто и понятно про опасное вождение!

Опасным считается многократное перестроение из одного ряда в другой. Такое часто можно увидеть в плотном потоке, когда лихач начинает метаться по проезжей части, ускоряясь вклиниваясь перед автомобилями, заставляя других участников дорожного движения снижать скорость. Обычно таким образом лихач пытается прорваться сквозь поток, объезжая все попутные автомобили. Такая манера езды очень часто приводит к ДТП, так как лихач появляется из ни от куда и его просто можно не заметить при перестроении.

Следующий вид опасного вождения, это подрезание при перестроении, то есть лихач не уступает дорогу автомобилю движущемуся в попутном направлении при совершении маневра перестроения. В такой ситуации водитель которого подрезают не успевает среагировать на резкий маневр и ударяет лихача в заднюю часть авто. Такой маневр довольно неожиданный и как правило очень часто приводит к ДТП,  таких аварий при езде по городу можно увидеть огромное множество, как правило удар приходится в заднее левое или правое крыло или колесо.

Следующий вил нарушителей, это те люди которые вечно торопятся и меня такие крайне раздражают. Лично я езжу по городу со средней скоростью в 70-80 км. ч. Но часто вижу людей которые едут еще быстрее и банально не соблюдают дистанцию, а прижимаются к тебе сзади, едут чуть ли не в метре от тебя. Кроме матерных слов в такой момент ничего в голову не приходит. А ведь стоит только подрезать второму лихачу и в результате нужно будет прибегнуть в экстренному торможению, то торопыга сзади который к тебе прижался сразу же влетает тебе в зад, так как дистанция для торможения крайне мала, да и к тому же реакции не хватит. Такой вид вождения так же признается агрессивным.

Мотоциклисты и автомобилисты которые любят ездить между рядов, это называется несоблюдение бокового интервала. Также признается агрессивным вождением.

Ну и последними опасными нарушителями являются те, кто препятствует обгону. Здесь нужно понимать различие между обгоном и опережением. Обгон это когда вы выезжаете на полосу встречного движения для того, чтобы объехать впереди идущее транспортное средство и снова вернуться на ранее занимаемую полосу. Но многие путают его с опережением, а опережение не подразумевает смену полосы для осуществления маневра, при опережении вы двигаетесь в одном направлении с автомобилем который вы опережаете, за счет большей скорости, то есть к примеру вы движетесь по дороге, где две полосы в одном направлении и две в другом, вы едете по второй полосе и опережаете авто движущееся по первой полосе, за счет того, что скорость вашего авто больше. Так вот, если вы обгоняете автомобиль и выехали для этого на полосу встречного движения для того, чтобы опередить идущий впереди авто и снова вернуться на занимаемую ранее полосу, а водитель которого вы обгоняете добавляет газу и вы не можете его опередить и остаетесь на полосе встречного движения, создавая аварийную ситуацию, то действия водителя обгоняемого автомобиля, модно квалифицировать как опасное вождение.

Опасное вождение: и всё, и ничего!

Сразу же отмечу: я очень критично и скептически отношусь к инициативе введения такого понятия – «Опасное вождение». Слишком расплывчатая и необоснованная норма! Именно в том виде, в котором это сегодня преподнесено законодателем! Создается впечатление, что последний действовал по принципу: «Главное – прокукарекать! А там хоть не рассветай!».

Поясню. Идея «опасного вождения» была вброшена в массы, и разбирайся, водитель, как хочешь!

Вот мои аргументы против введения на нынешнем уровне понятия «опасное вождения»!

1. Формально за опасное вождение не предусмотрено никакой ответственности!

Возникает ситуация бесцельности вновь введенной нормы. Это когда норма права не действует, потому что гипотеза и диспозиция (как элементы нормы права) присутствуют, а санкции нет. Такое обстоятельство делает норму права бесцельной. А точнее – вообще, нормы права не существует.

Следовательно, декларированная в п.2.7 норма права просто не существует. Опасного вождения в РФ не существует!

Да, скорее всего, наказание в скором времени придумают. Но тогда зачем до этого времени вводить новое понятие?

2. Как следствие из 1-го, КоАП РФ уже предусматривает ответственность за те правонарушения, которые входят структурными элементами в понятие «опасное вождение». Вот они:

а) часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ: «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, … влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей»;

б) часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ: «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги … влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Поэтому водителя, нарушившего указанные нормы ПДД неоднократно или в совокупности, можно подвергнуть юридической ответственности за конкретные правонарушения.

Отсюда и вопрос: «А зачем тогда нужна норма, наказывающая за опасное вождение?».

Отсюда –  и более важный вопрос: «С какой целью вводится понятие опасного вождения? Не является ли это бюрократизацией ПДД?».

3. Еще один каверзный вопрос законодателям.

«Кто будет квалифицировать опасное вождение?». И это, пожалуй, один из самых не решаемых, в принципе, вопросов.

Проще говоря, кто тот человек, который будет принимать решение, что некий водитель совершил:

  • одно из указанных правонарушений неоднократно;
  • сочетание указанных правонарушений?

Следом – еще один вопрос: «Как понимать неоднократность? Через какой максимальный промежуток времени совершенные однотипные правонарушения будут считаться неоднократными?»

И еще: «Сколько времени должно пройти, чтобы подряд совершенные правонарушения расценить как сочетаемые?».

Без решения таких вопросов само понятие «опасное вождение» повисает в воздухе.

Если это решение будет принимать работники ГИБДД, то нас ждет перспектива перманентных судебных разбирательств по искам водителей. И суды захлебнутся такими делами. Если такое первичное решение будет принимать суд, то мы утонем в апелляциях в вышестоящие судебные инстанции.

Вывод: проблема не решаема в части механизма наложения санкций.

4. Еще один обязательный критерий для квалификации опасного вождения – это опасность ДТП. Как расценить степень возможности наступления ситуации ДТП?    

Ситуативный анализ позволяет применять только ретроспективный метод: если ДТП уже случилось, — значит, его вероятность присутствовала. ДТП не было, — доказать его вероятность будет  сложно. Это опять суды, апелляции и прочая атрибутика процессуальных отношений.

Как избежать оплаты штрафа

Есть несколько вариантов, согласно которым можно попытаться избежать наказания в случае привлечения к ответственности за агрессивное или опасное вождение.

По закону наказание не применяется, если:

  • нарушение совершил человек с ограниченными возможностями. Сюда относят водителей с первой или второй группой инвалидности;
  • нарушителем выступает женщина в положении, то есть беременная, а также женщина, у которой есть несовершеннолетний ребёнок;
  • в качестве нарушителя выступает гражданин, которого призвали на сборы, либо являющийся военнослужащим;
  • у правонарушителя есть специальное звание. Сюда относят сотрудников органов внутренних дел, а также представителей уголовно-исполнительной системы;
  • нарушителю не исполнилось 18 лет, то есть фактически он является несовершеннолетним.

Если граждане, относящиеся к этой категории, совершили правонарушение, предусматривающее ответственность по статье об опасном вождении в более жёсткой форме, чем штраф, они могут добиться уменьшения меры наказания. К примеру, арест можно заменить оплатой штрафа. Но тогда сумма штрафа превысит стандартную регламентированную законом сумму в размере 5 тысяч рублей.

Теперь что касается обычных автомобилистов, не имеющих каких-либо привилегий. Им следует понимать, что штраф за ОВ будет выписываться не самим инспектором, который вас остановил, а начальником ГИБДД на основании подготовленного рапорта.

В такой ситуации единственной возможностью доказать невиновность является попытка убедить инспектора в том, что все свои действия водитель совершал с единой целью. А именно ради предотвращения возможного ДТП.

Если водитель глубоко убеждён в своей правоте и готов отстаивать свою позицию до конца, есть смысл обратиться к юристам. Они помогут собрать доказательства, а также оспорить вынесенное решение о наказании.

Возможные проблемы нового законопроекта

Не стоит подвергать сомнению Постановление. Естественно, что все изначально делается во благо и в силу очередной безысходности. В данном случае это поможет сократить число массовых происшествий на дороге и соответственно количество потенциальных жертв.

Тем не менее, многие «свежие» законопроекты имеют способность вносить своим появлением своеобразную путаницу.

Например данному законопроекту прогнозируют проблемные ситуации ввиду:

  1. Угрозы выборочности применения. В этом случае механизм применении поправки необходимо доработать для того чтобы можно было привлекать водителей нарушивших ПДД к ответственности не выборочно, а всех под чистую, не делая никаких поблажек. Почему? Да потому что велик риск того что «Золотая молодежь», их приближенные лица и прочие лихачи, как всегда будут выходить сухими из воды.
  2. Возможность манипуляций инспекторами. Данный законопроект заставляет задуматься о том, что многие нарушения очень сложно оценить, насколько они опасны в том или ином случае. Из-за этого не чистые на руку инспектора могут вымогать взятки, а малограмотные необоснованно штрафовать всех подряд, либо просто субъективно оценивать ситуацию.
  3. Неточная и не конкретизированная формулировка. Непонятны некоторые формулировки, например что означает « нарушения следующие одно за другим»? Какой именно временной интервал может быть законно обоснован? Один день, неделя, пара месяцев или полгода? Пока неясно.

Вполне логично, что все это еще доработается, но далеко не факт что до абсолютной гладкости. Поэтому просто не следует нарушать ни тех, ни иных правил, тогда и переживать будет не о чем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector