Безопасный обгон

Как законно обогнать другую машину

Как видно, совершить обгон по правилам кажется сложным предприятием. Слишком много запретов. Но это только так кажется. Не мал перечень ситуаций, когда обгон разрешён:

  1. Времени, скорости и расстояния от другого транспортного средства вполне хватит с запасом, для того, чтобы совершить это действие и при этом не причинить вреда другим машинам или пешеходам.
  2. Включать «поворотники» можно на максимально близком расстоянии от впереди движущегося транспортного средства и уже тогда делать обгон.
  3. Манёвр обгона нужно совершать максимально быстро.
  4. Если такое действие водитель не успевает совершить, то он должен немедленно вернуться назад на свою полосу.
  5. Если водитель впереди едущего автомобиля включил поворот налево, то стоит отложить выполнение своего действия.
  6. После выполнения обгона обязательно стоит вернуться в свою полосу и включить правый «поворотник», чтобы другие водители машин чётко видели, что вы больше никого не собираетесь обгонять.

Стоить быть внимательными на дорогах, чтобы не нарушать правил и тем самым не создавать аварийные ситуации, которые могут привести к негативным последствиям.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Встречный разъезд

Бывает в жизни водителя и еще один случай – затрудненный встречный разъезд. Наличия препятствия на проезжей части вынуждает объезжать его по «встречке». И здесь действует «правило здравого смысла»: водитель, на полосе которого находится препятствие, обязан уступить дорогу встречному автомобилю.

Согласитесь, вполне разумное требование.

Однако не все так просто. Согласно ПДД, на участках дорог с крутыми спусками подъемами, обязательно обозначенными соответствующими предупреждающими знаками (1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»), действуют иные правила. Они могут показаться парадоксальными, но это обманчивое впечатление.

Независимо от расположения препятствия на проезжей части водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом; водитель, двигающийся на спуск, обязан уступить дорогу.

Конечно, это очень «опасное» правило. Водитель, двигающийся на спуск, может просто-напросто забыть про свою обязанность в данных условиях уступить дорогу встречному автомобилю, который в этот момент пользуется преимуществом.

Чем же руководствовались создатели ПДД, регламентирую именно таким образом действия водителей? А вот чем!

  1. Остановка на подъеме означает то, что трогаться в горку будет очень сложно.
  2. А вдруг у двигающегося в гору не работает «ручник» (стояночная тормозная система).
  3. Автомобиль, поднимающийся в гору, перегружен. У водителя будет дополнительные сложности с троганием на подъеме.
  4. На дороге гололед. Или влажное дорожное покрытие. В таких условиях можно начать буксовать.

И во всех описанных ситуациях возможно возникновения затора.

Да и чисто по-человечески: в любом случае водитель, двигающийся на спуск, находится в более комфортных условиях, чем его коллега, поднимающихся в горку.

Таким образом, «плюсы» этого правила налицо. Но есть здесь один «минус» — водительская память. Поэтому «золотым правилом» для каждого водителя в описываемых условиях будет следующий «обоюдоострый» принцип:

  1. Едешь вниз – уступи дорогу встречному (вдруг встречный водитель помнит о своем преимущественном праве на проезд).
  2. Едешь вверх – не торопись пользоваться преимуществом (вдруг встречный водитель позабыл о том, что надо уступать дорогу).

Подводя итог рассмотрению этой обширной темы, можно сделать один общий вывод: если водитель заботится о собственной безопасности, то при выполнении маневров обгона и опережения, а также затрудненного встречного разъезда, он будет проявлять максимум внимательности, предупредительности и осторожности. Естественно, присовокупив к этим позитивным качествам и четкое знание требований раздела 11 Правил дорожного движения

Видео урок поможет закрепить знания по теме обгон, опережение, встречный разъезд:

Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Сравнить стоимость ОСАГО для своего авто

Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя

Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала

Осторожность не помешает!

Как мы выяснили, совершение маневра, когда возникает необходимость объехать какое-либо препятствие или транспортное средство справа, правилами дорожного движения в последней редакции не запрещено. Однако следует быть особо внимательным, если вы решились на подобные действия.

Объезд транспортного средства с правой стороны

убедитесь, что правая сторона дороги свободна от автотранспорта, который припаркован у края дороги либо совершает остановку;
обращайте внимание на дорожную информацию в виде знаков, световых табло, информационных щитов, чтобы быть уверенным, что впереди не имеется пешеходных переходов, боковых выездов, остановок общественного транспорта;
перед совершением маневра убедитесь, что не создадите аварийной ситуации для автомашин, следующих за вами;
учитывайте погодные условия и состояние грунта у края дороги, а то нередки случаи, когда автомобиль, заехав колесами на мокрую почву или наледь, теряет управление и слетает в кювет;
соблюдайте дистанцию до транспортного средства, движущегося впереди, а лучше перед совершением перестроения слегка притормозить и перейти на пониженную передачу, заодно и оценить окружающую обстановку (оптимальное расстояние до кузова переднего автомобиля – примерно два корпуса вашего).

Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

При упоминании обгона справа нельзя не упомянуть про полосы разгона и торможения. Если руководствоваться ПДД, полоса торможения предназначена для снижения скорости перед поворотом (не для торможения и остановки). Полоса разгона, напротив, позволяет беспрепятственно ускориться и влиться в общий поток. Проще говоря, они служат для достижения оптимальной средней скорости. Разметка этих полос прерывистая, а значит, на деле правила не запрещают использовать их для обгона справа. Главное условие в таких случаях, это отсутствие помех другим участникам движения во время перестроения в свою полосу. Только так можно не нарушить правила и не схлопотать штраф от ГИБДД.
Однако от неправильного опережения справа есть и куда более серьезные проблемы, чем штраф. Главная неприятность – это возможность попадания в аварию. Спровоцировать ДТП при обгоне или опережении справа можно в следующих ситуациях:

• водитель не заметит припаркованный на обочине автомобиль;
• на правой стороне могут находиться пешеходы, их не видно из-за впередиидущего автомобиля.

По этим причинам опережение по правой стороне – довольно опасный манёвр, требующий максимальной внимательности и осторожности. По большому счету, понятия «обгон справа» в принципе не существует, если дорога не многополосная

Запрещено опережать по пешеходным и велосипедным дорожкам. С особой осторожностью опережение выполняется на пешеходных переходах.

А если кто-то объезжает вас? Сколько водителей – столько и характеров. Об этом нужно всегда помнить, когда садитесь за руль. Если особой нужды нет, а кто-то объезжает вас справа, нервно давя на клаксон, не уподобляйтесь ему и держите себя в руках. Дайте наглецу возможность завершить маневр. Все-таки ваша безопасность должна быть в приоритете. Помимо того, вы будете нести административную ответственность, препятствуя другому транспортному средству завершить маневр.

Постарайтесь предвидеть последствия и соблюдать требования правил дорожного движения. Помните, все пункты этого документа созданы на основе реальных событий, и кто-то заплатил высокую цену за свою невнимательность и пренебрежение.

Главная →

Безопасность → Правила и управление →

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места

Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Общие моменты

Правила обгона часто нарушаются не только новичками, но и довольно опытными автомобилистами, которые просто не знают, как нужно производить этот маневр.

Поскольку они чаще всего лобовые, то и жертвы таких аварий есть, поэтому, чтобы не допустить подобных происшествий, необходимо разобраться, что такое обгон и как его правильно делать.

Прежде всего нужно понимать, что если обгон производится с нарушениями, то и ГИБДД может составить на такого водителя протокол, наказав его как материально, так и запретом на вождение.

В ПДД фигурирует два понятия — обгон и опережение, несмотря на их схожесть, в них много разного, и нормативными актами они трактуются по отдельности.

Основные определения

Дабы разобраться в вопросе правильного обгона, следует для начала ознакомиться с базовыми понятиями, которые работают в сфере ПДД.

Это позволит водителю самостоятельно изучить закон и возможные последствия нарушения, а также понять, как могут наказать его за неправильно произведенный маневр.

Термин Значение
Обгон Маневр водителя, который заключается в опережении другого транспортного средства по полосе встречного движения. Главной особенностью обгона является именно встречка, вследствие чего выполнять его следует только после проверки ситуации на дороге и подтверждения ее безопасности
Опережение Действие, схожее с обгоном, но при этом не требующее выезда на встречную полосу. Опережение производится в пределах полосы попутного движения с большей, чем у обгоняемого автомобиля скоростью
Штраф Материальное взыскание за административные нарушения, которое накладывается представителем правоохранительных органов и заключается в уплате определенной суммы средств в государственный бюджет. Размер штрафа напрямую зависит от тяжести вины человека и последствий нарушения

В чем он заключается

Как уже было сказано ранее, обгон является маневром, при котором автомобилист опережает другое транспортное средство, предпринимая при этом выезд на встречную полосу.

Скорость движения в ходе обгона также увеличивается, а требованием является свободность встречной полосы и максимально быстрое выполнение маневра, которое обеспечит отсутствие помех для других водителей.

Обгон запрещается на некоторых участках дороги и регулируется законодательством, поэтому его нарушение приведет к составлению административного протокола.

Действующая нормативная база

Обгону посвящен раздел 11, который оговаривает основные этапы совершения обгона, правила безопасности при этом, а также устанавливает ситуации, в которых обгонять будет запрещено.

Учитывая, что ПДД изучают еще на уровне автошкол, то выучить правила хорошего обгона необходимо даже новичку в вождении.

Касательно обгона санкция установлена в статье 12.15, а в КоАП вдобавок прописано, что если нарушение будет зафиксировано в автоматическом режиме, то полагается только штраф.

Детали нарушения, касающиеся конкретно обгона, содержатся в пункте 4 статьи и используются инспекторами ГИБДД.

Что нужно знать

Чтобы не получить проблем на дороге и не попасть в аварию, следует для начала понимать, в чем состоит различие обгона от опережения.

Можно сразу отметить, что эти понятия отличаются безопасностью при осуществлении соответствующих маневров, а также правильным выполнением.

Кроме того, следует правильно реагировать на маневры обгона и опережения от других водителей, что на дороге встречается не всегда.

Ни в коем случае нельзя мешать таким водителям, чтобы они нормально закончили движение и не попали в ДТП.

А вот для тех, кто нарушает правила, связанные с обгоном и опережением, потребуется знание об установленном штрафе, который инспектор ГИБДД может назначить водителю.

Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД

Обгон и опережение — это именно те маневры, которые путаются водителями еще на этапе изучения терминов.

Поэтому обгон можно считать достаточно опасным маневром, успешность которого полностью зависит от навыков водителя.

Опережение может производиться в пределах полосы своего движения, поэтому никаких особенностей в нем нет.

Но правильный обгон имеет несколько этапов, и в начале следует произвести маневр влево, чтобы удостовериться, что дорога впереди не имеет угроз и свободна для движения.

После этого водитель выезжает на встречку и увеличивая скорость, обгоняет машину, возвращаясь в свою полосу.

Как правильно выполнить безопасный маневр

Если планируется сделать опережение, то достаточно просто двигаться по крайней левой полосе своего потока и следить за сигналами поворотов других автомобилей.

Если препятствий впереди нет, то можно продолжать движение и обгонять машины по своей полосе. Обгон же будет более сложным.

Если впереди подъем или спуск, крутой поворот или железнодорожный переезд, а также пешеходный переход, то обгонять нельзя.

Но когда разведка показала, что до машин далеко и никаких помех нет, включается поворотник и машина выезжает на встречную полосу, одновременно увеличивая скорость.

Следует как можно быстрее опередить автомобиль и включив правый поворотник, вернуться на свою полосу.

Действия, когда его применяют по отношению к водителю

Поэтому даже если нужно повернуть, необходимо дать проехать обгоняющему. Также недопустимо начинать перестроение, когда машину опережают, поскольку это может привести к аварии.

Перед тем, как начать процедуру обгона или перестроения, водитель должен смотреть в зеркала заднего вида, и если другая машина уже начала обгон, следует ее подождать.

Так, если машина не может ехать достаточно быстро, а обгон при этом затруднен, то водитель должен податься максимально вправо, открыв дорогу более быстрым попутчикам.

Если возможно, то он должен остановиться на обочине, дав проехать всем автомобилям, и только после этого продолжать движение.

Видео: обгон, опережение, встречный разъезд

https://youtube.com/watch?v=HU57FiY0iHQ

Какой предусмотрен штраф

Если водитель нарушит Правила дорожного движения, и это будет замечено сотрудником ГИБДД или камерой фиксации, то ему назначат определенное наказание.

Некоторые нарушения, к примеру объезд препятствия по встречке, если его можно было объехать по обочине, наказываются менее строго — на уровне 1500 рублей.

В то же время, за обгон, совершенный неправильно, водителя могут наказать и лишением прав. На первый раз санкция составляет 4-6 месяцев, а если в течение года человек попадется еще раз, то ему могут запретить водить машину на срок, длительностью в год.

Сам инспектор не может принимать окончательное решение о лишении, он просто составляет протокол и передает его в суд.

Уже судебная инстанция окончательно решит вопрос о временном изъятии прав, если водитель не доказал невиновность.

Обгон и опережение — это хоть и схожие, но все же разные понятия. Они отличаются тем, что при обгоне машина выезжает на встречную полосу, а в случае с опережением просто едет по своей полосе с большей, чем у других машин скоростью.

Но сотрудники ГИБДД имеют возможность оштрафовать водителя или лишить его прав за малейшее нарушение, поэтому следует различать понятия.

Это поможет избежать случайного нарушения и оспорить возможно незаконное решение инспектора.

Организованная транспортная колонна

Особый случай на дороге – это проносящиеся с «мигалками», сиренами (или «крякалками») специальные автомобили. Об их правах и обязанностях мы поговорим позже. А еще и попытаемся ответить на вопрос: «Кем и почему им дарованы такие привилегии?».

Но бывает и так: указанные летящие и ревущие спецавтомобили сопровождают иной транспорт (как правило, представительского класса).

Это наши «отцы народов» едут по своим делам и им нельзя, как простым смертным, стоять в пробках. Мы имеем дело с организованной транспортной колонной.

Очень четкое и понятное определение, согласно которому организованная транспортная колонна характеризуется следующими признаками.

Признак первый.

Организованная транспортная колонна — это группа автомобилей, состоящая из трех ТС, одно из которых – специальный автомобиль с «мигалкой» красного и синего цвета.

Признак второй.

Транспортные средства в составе организованной транспортной колонны должны двигаться друг за другом непосредственно, в одном ряду (одной полосе) и без каких-то необоснованных дистанций между собой.

Признак третий.

На всех транспортных средствах, двигающихся в составе такой колонны, должны быть включены фары ближнего света. Кстати, это требование уже не такое актуальное, ибо в РФ при движении  в светлое время суток по любым дорогам водители должны использовать внешние световые приборы (дневной свет, дневные ходовые огни, противотуманные фары).

В реальности же организованная транспортная колонна может и не соответствовать заявленным в Правилах требованиям. Наиболее распространенные нарушения принципов воплощаются в следующих примерах.

1. Количество автомобилей в составе организованной транспортной колонны может быть и менее трех.

К примеру, мэр города или председатель местного законодательного (представительного) органа власти передвигаются на служебном автомобиле в сопровождении спецавтомобиля с «мигалкой». В итоге – два автомобиля.  Формально ПДД нарушены в части численности колонны, но фактически обычный водитель ничего поделать не сможет, ибо данный проблесковый маячок однозначно требует предоставления приоритета «маячку» и сопровождаемому им транспортному средству.

2. Спецавтомобиль, возглавляющий организованную транспортную колонну, имеет только синий проблесковый маячок.

Очень частый и распространенный случай, когда в качестве головного спецтранспорта используется не машина ГИБДД, а полиции вообще (только с синей «мигалкой»). Правила организованной транспортной колонны тоже нарушены, ибо рядовому водителю трудно идентифицировать двигающиеся в составе колонны транспортные средства, не являющие спецавтомобилями.

3. Автомобиль с проблесковым маячком не снабжен цветографическими схемами.

Выставленный на крышу автомобиля (иногда личного) нестационарный, переносной проблесковый маячок синего цвета превращает его в спецавтомобиль, но он не оснащен цветографическими схемами. И юридически он не может быть головным автомобилем в составе колонны. Рядовому водителю и здесь нужно проявлять внимательность, так как практически невозможно при таком раскладе вообще квалифицировать сам факт организованной транспортной колонны.

Мы отметили наиболее частые нарушения требований в организации такого режима движения отнюдь не напрасно. Просто в случае конфликта на дороге или даже ДТП с участием организованной транспортной колонны доказать правоту простому автолюбителю бывает практически невозможно. Судебные инстанции, например, в подавляющем числе случаев (практически 100%) принимают сторону «маячка». К сожалению, такова российская судебная практика.

Поэтому водитель, невзирая на подобные несоответствия, обязан выполнять предписания ПДД. Требования, которые предъявляют Правила к рядовым водителям в части движения организованных транспортных колонн, касаются предоставления им приоритета и запрещения пересекать такие колонны, занимать в них место, а также производить их обгон (при дополнительно включенном специальном звуковом сигнале).

Более детально о действиях водителей мы поговорим во втором разделе ПДД

Здесь же постулируем следующее: внимательность, предупредительность, осторожность — вот «три кита» безопасности водителя, когда он находятся на дороге в условиях движения по ней организованной транспортной колонны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector