Азот в шинах
Содержание:
- Основные мифы
- Преимущества накачки шин азотом – физика против мифов
- Накачка колес азотом — стоит ли овчинка выделки?
- Подкачка азотом: вымыслы и реальности
- ПУНКТ3 Минимальная вероятность взрыва
- Аргументы коммерсантов — разбираемся, есть ли в них правда
- Правка дисков
- Чего-то не хватает
- Реальные и вымышленные преимущества
Основные мифы
Он не выходит из шины.
По поводу того, что азот меньше выходит из колеса, чем воздух.
Указывается, что молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, поэтому они не могут пройти сквозь микротрещины в скате – давление не теряется.
Даже если и так, то в колесе, накачанном обычным воздухом, количество кислорода варьируется от 17 до 20%, а остальное – разные примеси включая и не чистый азот. А такое процентное содержание не может значительно повлиять на давление в скате за счет утечки через трещины.
А если посмотреть на это объективно, то потери через микротрещины в колесе будут настолько малы, что как-то повлиять на давление в скате они вообще не могут.
Да и не указывается размер микротрещин, в которые кислород проходит, а азот уже не может.
Среди знающих автовладельцев появился чуть ли не анекдот по этому поводу. Мол, если азот не может пройти через микротрещины, а выходит только кислород, то после нескольких подкачек колес в шинах останется только один азот, ведь после каждой подкачки через определенное время кислород будет выходить, и в скате будет оставаться только азот.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ошибки совершаемые при покупке нового автомобиля
Азот «держит» давление.
Второй миф, который выдают за плюс – азот из-за своего коэффициента теплового расширения незначительно меняется в объеме при изменении температуры, поэтому давление в шине сохраняется стабильным.
Здесь на помощь придет физика. Согласно второго закона Гей-Люссака, при постоянном объеме, а внутренний объем шины таковым и является, соотношение давления и температуры является постоянным для любого газа или газовой смеси.
Если по-простому, то давление в шине при снижении температуры снизится одинаково как при заполнении внутреннего пространства колеса воздухом, так и азотом.
Да и опять же, в воздухе 78% азота, а остальные 22%, такое соотношение сильно повлиять на изменение давления никак не может.
Исходя из этого о какой-либо особой стабильности давления в шине при использовании азота – нет.
Азот обеспечивает лучшую сцепляемость, управляемость.
Теперь о воздействии азота на саму шину. Итак, указывается, что при использовании азота резина становиться эластичнее, поэтому сцепление лучше, а износ меньше.
Данный газ никоим образом не может повлиять на молекулярную структуру резины, поэтому эластичность ската не изменится.
А тягово-сцепные свойства и противостояние износу шины зависят от рисунка протектора, конструктивных особенностей, материала изготовления, давления внутри колеса и дорожного покрытия.
Из всего видно, что азот может повлиять на ходовые качества шины только своим давлением. Но точно так же повлияет и обычный воздух.
Азот «уменьшает» расход топлива.
По поводу снижения массы колеса и влияния на расход топлива. В накачанном колесе масса воздуха составляет менее 100 грамм.
Даже если по весу азот и легче, но воздух на 4/5 состоит из него, поэтому заполнение чистым азотом колеса снизит его вес всего на несколько десятых грамма, что на общую массу ската практически не повлияет.
А если масса практически не меняется, то о какой экономии топлива можно говорить.
Азот не влияет на металл.
Действительно, азот, являясь инертным газом, не вступает в реакцию с металлом. Кислород, имеющийся в воздухе, а также разные примеси, среди которых и пары воды, окисляют металл.
Вот здесь вроде и есть положительное качество использования азота в виде наполнителя шины.
Но если посудить объективно, то чтобы процесс окисления металла полностью разрушил корд или тем более автомобильный диск – нужно время, причем настолько большое, что не то что сама шина или диск отходит этот период, само авто вряд ли «доживет» до того момента, когда скат нельзя будет использовать из-за ржавого корда.
Поэтому данное положительное качество практически бесполезно.
Воздействие на резину.
То же касается и такого положительного качества, как отсутствие вредного воздействия на резину.
Азот воздействовать на резину не будет, но он находится только внутри ската, внешняя же часть постоянно контактирует с воздухом, поэтому такое полезное свойство азота на самом деле – просто слова.
Азот используют даже на Формула-1.
Немного о том, что азотом заполняют скаты для спортивных авто. На болидах Формулы-1 в действительности заполняют шины специальными газовыми смесями, состоящих из нескольких компонентов, среди которых часто оказывается и азот.
Но там применяется специальная смесь, которая действительно может оказать некоторое положительное воздействие, однако стоит учитывать, что скорости, дороги, да и сами шины на Формуле-1 значительно отличаются.
Преимущества накачки шин азотом – физика против мифов
Вместе с повальной популярностью такого метода, у азотного наполнения шин появились и ярые противники. Всего существует 4 мифа о преимуществах азота в шинах авто, на одних ресурсах их может быть больше, на других меньше, но мы рассмотрим основные «преимущества».
Постоянное (стабильное) давление в шинах
Говорят, что если в шинах азот, то давление в покрышках скачет значительно меньше. Если шина нагреется, давление в ней превысит норму, а если остынет – упадет. Это не есть хорошо. Азот тоже не сможет обеспечить вожделенные 2 атмосферы в любых температурных условиях (обычно колеса легковой машины накачивают до 2 атм). Подтвердит это учебник физики — хотя бы пара «газовых» законов:
- закон Гей-Люссака – всякий газ обладает одинаковым коэффициентом объемного расширения;
- закон Шарля или второй закон Гей-Люссака – показатель давления газа в постоянном объеме является прямо пропорциональным температуре.
Популярное заблуждение преимущества и недостатка закачки шин азотом
Шины уверенно можно накачивать хоть каким газом – давление все равно будет скакать, и проверять его надо будет так же регулярно, как и давление обыкновенного воздуха.
во время езды автомобиля, давления в разогретом колесе способно увеличиваться на 0,4 — 0,8 атмосферы. Это объясняется воздействием на колесо разогретой поверхности, а также воздействием кинетической энергии от вращения. Такое отклонение от нормы может привести к неравномерному износу или деформациям покрышек.
Колеса меньше спускают
Говорят, что молекулы азота крупнее кислородных молекул, поэтому им трудно пролезть в микроотверстия и трещинки резиновой структуры. Молекула азота равна 0,000000031 см. (3,1Х10 -8 степени) против 0,000000029 см. (2,9Х10 -8 степени) кислорода – не такая великая разница. Если колесо окажется проколотым даже какой-нибудь сверхтонкой иглой, оно все равно спустит.
Современные бескамерные шины спускают очень медленно, поэтому до шиномонтажа практически всегда можно дотянуть, особенно если в багажнике лежит исправный компрессор, которым можно подкачать покрышку в пути. Для контроля давления в шинах автомобиля можно использовать различные датчики и сигнализаторы давления.
Перед накачкой шин азотом, с колес необходимо выкачать весь воздух
Меньше расход топлива
А еще говорят, что накачка шин азотом приводит к более легкому весу шины в следствии того, что азот легче воздуха, а потому расход горючего понизится, если шины будут наполнены данным газом. Итак, кубометр воздуха весит 1,29 кг, а азота – 1,25 кг. При накаченном колесе разница в массе составит всего несколько граммов. Кусочек грязи, что прилипнет к колесу, или скопившаяся на покрышке пыль будут весить существенно больше.
В обычном воздухе уже содержится примерно 78% азота, есть ли смысл его покупать для закачки в шину?
Меньше коррозия резины и дисков
И это правда! Не стоит забывать о том, что в отличие от кислорода, который вступает в химические реакции даже при недостаточно высокой температуре, азот более стабилен. На практике это объясняется тем что кислород активно вступает в процесс окисления (он и есть окислитель), а азот нет. Проявляется это снижением показателя коррозии и старения металла колеса и резины.
сейчас редко встречаются автомобили с обычными металлическими дисками, на их замену пришли литые диски из легкосплавного металла, которые значительно меньше поддаются коррозии.
Грыжа на колесе — опасно или можно ездить?
Накачка колес азотом — стоит ли овчинка выделки?
Когда приходит время накачать колеса Вашего авто, в некоторых шиномонтажных мастерских Вам будут настойчиво предлагать услугу накачки колес «чистым» азотом. Соглашаться ли платить лишние деньги? Давайте попробуем взвесить все «за и против».
Ещё из школьного курса химии нам известно, что в состав чистого атмосферного воздуха, которым мы дышим, входят 20,95% кислорода, 78,03% азота, далее озон и др. инертные газы составляют 0,94% воздуха, 0,03% — углекислый газ (в городах — от 0,04 до 0,07%) и 0,05% — водяной пар. Баллоны с азотом, из которых нам предлагается накачать колеса, на самом деле содержат порядка 95% азота, а остальные 5% содержимого — всё то, что перечислено выше.
Какие преимущества обещают нам шинных дел мастера и как обстоят дела на самом деле?
— Миф: колеса автомобилей «Formula-1» накачивают исключительно азотом.
Реальность: Да, это так. Но делают это в целях пожарной безопасности и не только в «F1».
— Миф: Колеса, накачанные азотом, меньше подвержены коррозии, резина дольше остается в сохранности, плюс в азоте нет влаги, пыли и грязи
. Реальность: Часто ли Вам попадались колесные диски, изъеденные ржавчиной с внутренней стороны? Что же касается резины, то с внешней стороны ей достается гораздо сильнее: и пыль, и грязь, и солнечный свет, а ещё дорожные реагенты, осколки и гвозди. Кстати говоря, хороший компрессор для подкачки колес оснащается и осушителем, и фильтром.
И очень хочется спросить у шинных дел мастеров — а насколько полезна для шины ужасающего вида деформация (см. фото справа), которой покрышка подвергается во время процедуры создания вакуума перед накачкой азотом?
— Миф: Колесо, накачанное азотом, легче, чем колесо с воздухом внутри. Поэтому происходит экономия топлива
. Реальность: Если раздобыть супер-точные электронные весы для шин — Вы безусловно убедитесь, что колеса с азотом легче… на пару-тройку граммов. Кажется, для облегчения колес в данном случае будет более эффективно повыковыривать грязь из протектора шины.
— Миф: Колесо, накачанное азотом, меньше нагревается и не взрывается
. Реальность: Вобщем — да, не взрывается. Впрочем, как и шина, накачанная воздухом — в случае повреждения произойдет «выстрел», а не взрыв. То, что шина с азотом меньше нагревается — это, простите, с чего же… хладагента в азот намешали что ли?
— Миф: В колесе, накачанном азотом, дольше сохраняется стабильность давления
. Реальность: Здорово! Давайте же найдём манометр, у которого минимальная доля погрешности составляет 0,000001 атмосфер, выявим обещанную стабильность и порадуемся!
— Миф: Большая величина молекулы азота не позволяет ей просачиваться сквозь шину
. Реальность: Довод веский! Пока ищем, чем измерить молекулы, будем накачивать колеса слонами — они всяко наружу не просочатся!
— Миф: На практичном западе уже долгие годы колеса накачивают азотом. И на каждой автозаправке или сервисном центре вместе с воздушным компрессором обязательно есть и азотный
. Реальность: Хорошо сказано, хоть и неправда.
С нашей скромной точки зрения, значительно дешевле просто рассказывать друзьям, что колеса Вашего авто накачаны чистейшим азотом, чем на самом деле его в колеса закачивать.
При написании статьи использованы материалы с сайта quto.ru
Перепечатка всей статьи или отдельных её частей допускается только при указании источника (с) www.spbkoleso.ru, 2010
назад в раздел Новости
Подкачка азотом: вымыслы и реальности
Повышенный комфорт при движении
Некоторые из приведенных выше доводов допустимо связать в одно утверждение: на машине, колеса которой наполнены азотной смесью, ездить гораздо комфортнее. Это не совсем правда. Для большей мягкости во время движения достаточно снизить объем закачиваемой смеси всего на 0,2 атмосфер.
Уменьшение нагрузок
Маркетологи и работники шиномонтажных пунктов говорят, что закачка азота в автошины снижает нагрузку на подвески автомобиля. Это миф! Опять-таки, обратившись к учебнику химии, можно узнать, что молекулярный вес азота всего на 7 % меньше молекулярной массы воздуха. А как по-вашему, насколько существенно отражается такая незначительная разница на общей массе машины? Можно без колебаний заявить, что не существенно! Вес газа в покрышках составляет ничтожную часть в массе транспортного средства в целом.
Накачка азотом
Повышенная безопасность при движении
Азот в шинах способствует повышению безопасности при движении. Это снова не правда. В действительности, колеса в гоночных болидах накачивают азотом. Это делается для снижения возможных последствий при вероятном воспламенении авто. Азот является элементом, не подверженным горению. При дорожно-транспортном происшествии он способствует снижению силы пламени. «Профессионалы» заявляют, что покрышки, накачанные азотной смесью, никогда не взорвутся. Но представьте, если колесо разорвется, то нет абсолютно никакой разницы, что в него было закачано.
Уменьшение регулярности подкачки колес
«Продавцами воздуха» утверждается, что автоколеса, накаченные азотом, более продолжительное время не спускаются. И вновь, обращаясь к школьным знаниям, можно вспомнить, что молекула азота по размеру гораздо больше молекулы воздуха. Но знайте, какое угодно колесо спускается естественным образом! За год показатель давления в колесах, наполненных воздухом, падает приблизительно на 0,8 атмосфер. Скорее всего, азота будет «уходить» немного меньше. Хотя, если подумать здраво, то эта разница окажется не настолько существенной и заметной.
Регулярность подкачки колес
Уменьшение расхода топлива
Самый основной рекламный прием: накачка колес азотной смесью снижает расход горючего, поскольку инертный газ по массе несколько меньше, чем кислород. Про молекулярную массу мы говорили немного ранее. А потому, мы с уверенностью заявляем, что данный аргумент также является мифом!
Стабилизация внутришинного давления
У азота, по сравнению с воздухом, меньший показатель объемного расширения, чем воздух. А потому накачка автошин азотом помогает достигнуть стабильного давления в колесах: азот не расширяется под действием высоки температур и не сжимается при отрицательных температурных значениях на улице.
Согласно закону Гей-Люссака, данный показатель равный для любых газов. Алгоритм поведения азота и обычного воздуха при изменениях температур абсолютно не различается. Если говорить языком цифр, то разница в этом показателе составляет всего лишь 0,0001 (0,00025 атмосфер), и ни один прибор, измеряющий внутришинное давление, не зафиксирует этой разницы.
Оптимальное внутришинное давление
Отсутствие коррозийных процессов
Воздух содержит естественную влагу, которая способствует образованию коррозии, разрушающей кордовое покрытие автошин. А значит, использование азота исключает коррозию, а рабочий ресурс покрышек возрастает.
При тщательном рассмотрении данного вопроса, становится ясно, что коррозийные процессы не становятся главной причиной разрушения автошин. Естественное стирание, деформирование, растрескивание – все эти процессы больше случаются с наружной стороной покрышки. Как видно, автопокрышка раньше приходит в негодное состояние снаружи.
Лучшее сцепление колеса с дорогой
Азот не имеет свойства расширяться и сужаться под действием температуры окружающего воздуха, а потому часть контакта шины с дорожным полотном остается стабильной.
Данное утверждение является абсолютным абсурдом, с учетом отсутствия различия в коэффициентах расширения газа (см. выше). А благотворно влияет на качество сцепления колес с дорогой, прежде всего будет влиять рисунок протектора, конструкционные особенности автопокрышки, оптимальное распределение нагрузки на колеса авто и прочее.
Измерение внуришинного давления
ПУНКТ3 Минимальная вероятность взрыва
Так как наш герой, не поддерживает горение (в отличие от воздушной смеси) – то покрышка не взорвется! Ребята они не взрываются — они лопаются. Хлопок, который мы слышим, вызвано резким перепадом давления (эффект воздушного шарика, он тоже хлопает очень громко). Однако при сильном перегреве возможен и небольшой взрыв, но на обычных машинах это происходит крайне-крайне редко (я бы даже сказал вообще не происходит).
Обычно такая ситуация возможна с автомобилями «формулы 1», там шины буквально плавятся на автомобилях (да и скорости-перегрузки там не сравнимо большие). Этот газ при взрыве не даст колесу воспламениться потому, как он действительно противостоит возгоранию. Но в обычных бытовых условиях взрыв колеса может произойти с вероятностью 0,1 % из 100.
Аргументы коммерсантов — разбираемся, есть ли в них правда
Для начала неплохо бы напомнить, что воздух является смесью различных газов, 78% из которых приходится на долю того же азота. Состав, вырабатываемый азотогенераторами в СТО, содержит его немного больше, а именно 95-97%. Очевидно, что разница есть, но ощутима ли она в реальных условиях эксплуатации? Да и как проверить процентное соотношение азота? Ведь если вместо него будет закачан обычный воздух, то рядовой автолюбитель этого определить не сможет. С другой стороны возникает вопрос, в чём преимущество накачки шин газовой смесью, которая содержит пусть даже 99% азота? Рассмотрим главные аргументы коммерсантов и определим соответствуют ли они истине.
Стабильное давление в колесе
Что говорят: По утверждению продавцов рассматриваемой услуги, изменение температуры покрышки во время движения ни коим образом не сказывается на уровне давления в камере, поскольку коэффициент расширения азота (теплового) существенно ниже, нежели таковой у воздуха.
Как на самом деле:
Отсутствие утечки газа
Что говорят: Зачастую можно услышать высказывание о том, что кислород быстрее улетучивается из колеса, нежели азот, а потому давление в нём снижается значительно быстрее, и колёса приходится подкачивать чаще.
Как на самом деле: Молекулы азота реально крупнее, это факт. Однако их диаметр отличается от молекул кислорода всего на 6% (0,32нм у азота против 0,30нм у кислорода). А воздух как известно на 99% состоит из смеси этих газов. Это значит, что если шина накаченная азотом теряет ровно 1 атмосферу давления, то её аналог с воздухом утратит за тот же промежуток времени 1,012 атмосферы. Сможете ли вы ощутить, заметить или измерить эту разницу? С другой стороны, если кислород полностью улетучится из камеры, то внутри останется практически «чистый» азот, который вы получите абсолютно бесплатно!
Снижение старения авторезины
Как на самом деле: Следует задаться вопросом, сколько водителей поменяли неизношенные шины по причине проржавевшего корда? Также весьма любопытно, что на это ответят сотрудники шиномонтажа или же слесаря автобазы? В любом случае, достаточно осмотреть внутреннюю поверхность покрышек, отслуживших своё, и не видавших специальной новомодной накачки. Сразу и не скажешь, состарилась ли резина изнутри.
Уменьшение веса колеса
Что говорят: Автомобильные шины, накаченные азотом, дают возможность снизить неподрессоренную массу подвески в целом, поскольку удельный вес этого газа ниже, чем у воздуха. С фактами спорить трудно. Однако как это выглядит на практике?
Как на самом деле: Итак, плотность азота равна 1,25 килограмм на кубический метр, а у воздуха аналогичный параметр составляет 1,29 кг/м3. Возьмем стандартное колесо, объём камеры которого 0,05 м3, а эксплуатационное давление газа 2 кгс/см2. Проведя нехитрые математические исчисления, получаем отличие в шесть грамм, которое просто не способно сыграть какую-либо роль, или повлиять на сохранность подвески, при весе среднего колеса примерно в 13−15 килограмм.
Шина не перегревается
Как на самом деле: С точки зрения научных фактов это мнение полная чушь. Коэффициент теплопроводности азота 0,0261 Вт/(м*К), а кислорода — 0,0269 Вт/(м*К). Очевидно, что разница в показателях, хоть и незначительная, но есть. При этом она говорит в пользу воздуха, в составе которого присутствует кислород, способствующий лучшей передаче тепла и более эффективному охлаждению. Теплоёмкость азота на 13% выше, чем у кислорода. Однако не стоит забывать, что последнего в составе воздуха всего около 21%. Следовательно, в шине способности азота по аккумулированию тепла просто нивелируются.
Повышенная безопасность
Что говорят: Работники СТО, предлагающие накачать шины азотом, утверждают, что при возгорании такое колесо не может взорваться, поскольку этот газ не горит.
Как на самом деле: Здесь следует сказать, что если автомобиль загорелся, то 50 грамм кислорода в каждой шине погоды не сделают. А резина с азотом пострадает ни чуть не меньше, чем аналог с воздухом внутри.
Правка дисков
Во избежание потери прочности литые легкосплавные диски можно править только в очень небольших пределах. Шиномонтажники, особенно при отсутствии очереди из клиентов, порой готовы взяться за сильно поврежденные диски. Но ездить-то вам. На мой взгляд, поломка диска опаснее, чем даже мгновенный разрыв шины.
Такой диск — только в утиль. Помимо деформации еще и разрыв металла. Восстановлению не подлежит. |
Прокатка диска на специализированном станке. |
Так происходит правка диска с местной деформацией. |
Общая рекомендация — обговаривать все детали до начала работ, внимательно следить за исполнителями и, если работа понравится, добавить немного чаевых. Ну а дамам лучше приезжать в брендовые шиномонтажи, дорожащие своей репутацией. Не исключено, что там будет дороже, зато обойдется без откровенных «мелких пакостей».
Услуги выездного шиномонтажа порой приходятся очень кстати, но кроме чеков за работу лучше сохранить и контактные данные, а то и претензии некому будет предъявлять.
В комментариях поделитесь, с какими проблемами сталкивались в шиномонтаже. Если вам постоянно везет и «разводок» не было, тоже расскажите — мы все захотим съездить к вашим знакомым умельцам.
Чего-то не хватает
Громче всего обсуждают то, что шины с азотом способны сохранять стабильный уровень давления даже при сильном нагреве шин.
Вот как мне это объяснил представитель компании BMW:
Главное преимущество использования азота в шинах — меньший рост давления по мере нагревания шин.
А причина, по которой азот в меньшей степени подвергается росту давления заключается, преимущественно, в следующем:
Влага внутри шин, накаченных воздухом, повышает давление при нагреве. Хуже всего то, что повышение давления — это крайне непредсказуемая вещь, так как это зависит от влажности воздуха, закаченного в шины.
Вода. Влажность. Вязкость. Получается, что вовсе и не в азоте здесь дело, а в отсутствии водяного пара. Примерно 1 процент обычного воздуха на уровне моря представляет собой водяной пар и, когда это воздух сжимается и закачивается внутрь шины, то повышается и его концентрация.
Водяной пар намного более восприимчив к изменениям давления, вызванным тепловыми колебаниями. Пар расширяется при нагреве, сжимается в холодных условиях и меняет давление внутри шин, что может вызвать проблемы у гоночных автомобилей, потому что управление таким автомобилем очень точно настроено с учетом конкретного давления в шинах.
Во время движения автомобиля температура повышается из-за силы трения и деформации резины. Изменение температуры в данном случае не зависит от температуры окружающего воздуха. Температура шин может повыситься до 50° за 30 минут езды по трассе (и намного выше у гоночных авто), и если посмотреть на график давления пара воды при разных температурах, то можно увидеть, что такое повышение температуры может привести к слишком высокому давлению.
Предположим, начальная температура шин 15°С и она повышается до 32°С. В данном случае, давление пара воды увеличивается больше, чем вдвое. Это серьезная цифра.
Также, вода может замерзнуть, поэтому азот применяется в самолетах (и, по крайней мере, в двух космических аппаратах: орбитальный Space Shuttle и Air Force X-37B).
Поэтому преимущество азота в том, что это сухой газ, который может содержать совсем немного водяного пара. Можно, конечно, высушить и обычный воздух, но это крайне неэффективно, сложно и дорого. Намного проще выделить азот, который никогда не будет содержать водяной пар благодаря процессам, которые используются для его изоляции.
Кроме сохранения стабильного уровня давления, есть и другие причины, по которым неплохо бы удалить водяной пар из шин. Водяной пар может стать причиной ржавчины и коррозии внутри стержня клапана или на самих колесах. Есть также мнение, что кислород вступает в более активную реакцию с резиной, поэтому если заменить его на такой инертный газ, как азот, то это продлит срок службы шин.
Реальные и вымышленные преимущества
Для начала стоит перечислить все плюсы, указанные на рекламных щитах возле шиномонтажных мастерских. Что дает использование азота в баллонах автомобиля по заверениям продавцов услуги:
- неизменное давление в шинах независимо от температуры окружающей среды и дорожного покрытия;
- улучшение сцепления с дорогой и замедление износа протектора;
- ход машины становится мягче;
- покрышки не спускают с течением времени;
- сокращение тормозного пути и улучшение разгонной динамики;
- вероятность взрыва покрышек при нагрузках заметно снижается.
Рекомендуем: Как сделать размораживатель стёкол своими руками?
Дальше предлагается разобрать каждый пункт по отдельности и выяснить достоверность этих утверждений, опираясь на практические наблюдения.
При нагреве резины давление не увеличивается
Об эффекте теплового расширения воздуха в шинах знают все водители, покачивающие скаты самостоятельно. Суть в следующем: когда на улице наступает потепление, газ в баллонах расширяется и давление в колесах возрастает на 0,2–0,5 Бар. И наоборот, после наступления холодов скаты «проседают». Реклама утверждает: коэффициент теплового расширения азота в 7 раз меньше, поэтому давление в шинах практически не меняется.
Противники данной теории опираются на законы физики, согласно которым все газы расширяются одинаково. То есть, разница давлений в колесах, накачанных азотом и воздушной смесью, мизерна.
На практике дело обстоит иначе: накачка шин азотом действительно позволяет удерживать давление на одном уровне независимо от температуры на улице. Вероятно, здесь играет роль наличие в воздухе водяных паров, отсутствующих в азотной среде (вспомните – газ перед закачкой осушается).
Улучшение эксплуатационных свойств резины
Сцепление рабочей поверхности колеса с покрытием дороги зависит от многих факторов, в том числе:
- свойства резины, качество изделия;
- форма, рисунок и конструкция протектора;
- величина пятна контакта и распределение усилий в нем;
- тип и состояние дорожного покрытия.
Разновидность газа, закачанного в шину, никакого влияния на сцепление и износ протектора не оказывает. Можно искусственно менять давление в скатах и таким способом увеличивать либо уменьшать пятно контакта, но содержимое баллона значения не имеет. Утверждение не соответствует действительности.
Мягкий ход автомобиля
Еще один ответ на вопрос, для чего заполнять шины азотом, звучит следующим образом: накачанный этим газом баллон не настолько упругий, как воздушный. В результате колесо меньше отскакивает от неровностей дороги, езда становится комфортнее, а подвеска служит дольше.
Аргумент поясняется меньшим удельным весом азота по сравнению с воздухом, хотя в действительности разница невелика. Тут есть интересный момент: удельный вес воздушной смеси – величина переменная, зависящая от температуры и содержания влаги. Если закачивать холодный воздух при минус 20 °С, то вес 1 м3 равен 1,396 кг, теплого (+10 °С) – 1,248 кг.
Практические наблюдения показали, что смягчение хода ощущается при езде по мелким неровностям на автомобилях бюджетной ценовой категории с классической подвеской. В машинах бизнес– и премиум-класса улучшение комфорта не чувствуется, поскольку там используется эффективная многорычажная подвеска.
Скаты не спускают
Реклама гласит: молекула азота больше частицы воздуха, поэтому она не «пролезает» в микротрещины резины, неизбежно образующиеся в результате эксплуатации по неровным дорогам. Поэтому шины не спускают длительное время и не требуют подкачки.
Утверждение относится к разряду абсурдных. Разница между частицами воздуха и азота настолько мизерна (0,02 нанометра), что в случае возникновения трещины молекулы обоих газов свободно в нее проникнут. Что происходит на практике: за одинаковый промежуток времени «воздушное» колесо теряет 0,5 Бар, заполненное азотом – 0,47 Бар.
Повышение ездовых качеств и безопасности
Когда шины накачивают азотом, улучшается разгонная динамика и укорачивается тормозной путь автомобиля. Данный аргумент является логическим следствием не правдивого утверждения о повышении сцепления с дорожным покрытием. Значит, в реальности разгон и торможение машины остается неизменным, а преимущество – вымышленным.
Безопасность езды повышается на том основании, что «азотные» скаты меньше взрываются. Доля истины в подобных выводах есть: покрышки лопаются от большой нагрузки и нагрева, отчего давление воздуха в баллоне возрастает до критического. Азот более терпим к увеличению температуры и не дает роста давления, поэтому резина взрывается реже.