Как расшифровать маркировку акб по российскому, европейскому, японскому, американскому стандарту
Содержание:
- Отличие батарейки от аккумулятора
- О чем говорит индикатор на аккумуляторе
- Азиатский стандарт
- Российский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
- Основные стандарты маркировки
- Реальный и регламентируемый срок службы АКБ
- Основные функции клемм
- Как узнать дату изготовления аккумулятора по маркировке
- Расшифровка маркировок
- Деление по типам
- Вулкан Гефест в Голубицкой
- Дата выпуска на аккумуляторе. Расшифровываем дату выпуска аккумулятора (Часть 3)
- Маркировка европейских аккумуляторных батарей
Отличие батарейки от аккумулятора
В электронное устройство, предназначенное для питания от аккумулятора можно поставить батарейку с таким же размером и формой. Однако в скором времени она разрядится, так как емкость заряда в батарейке значительно меньше чем у аккумулятора.
Как отличить батарейку от аккумулятора
И наоборот если вместо батарейки в прибор поставить аккумулятор, тогда это электронное устройство будет работать не на полную мощность, потому что напряжение батарейки 1,6V, а аккумулятора 1,2 V, что существенно будет влиять на технические характеристики прибора.
Основное отличие батарейки от аккумулятора – это их номинальное напряжение. Напряжение заряженной батарейки составляет 1,5 – 1,6V, а пальчиковых аккумуляторов 1,2 – 1,25V. Пальчиковые батарейки не заряжаемые. Они предназначены для разового использования.
А аккумуляторы можно использовать многократно, каждый раз заряжая зарядным устройством. Также их различают по маркировке. Например, возьмем пальчиковые батарейки “Duracell” с маркировкой alkaline, что означает повышенную емкость элемента на основе щелочного электролита и номинальным напряжением 1,5V.
Пальчиковая батарейка Duracell
Также на корпусе элемента присутствует надпись “Do not recharge”, что переводится как – “Не заряжается”. На пальчиковом аккумуляторе указывается его тип – это Ni-Cd элемент изготовленный по никель – кадмиевой технологии, а обозначение Ni-Mh указывает на никель – металлогидридный аккумулятор.
Пальчиковые аккумуляторы PKCELL
Также на заряжаемых аккумуляторах указывается его емкость заряда, например 900 mAh. Эта маркировка заряда показывает, что аккумулятор может отдавать ток 900 mA в нагрузку в течении одного часа. Таким образом, аккумуляторы рассчитаны на длительную работу в электронных устройствах, что не характерно для пальчиковых батареек.
На корпусе аккумулятора нанесено обозначение AAA и его номинальное напряжение 1, 2V. На аккумуляторе может быть указана надпись “Rechargeable” – перезаряжаемый. По стоимости эти элементы также различаются, аккумуляторы стоят в несколько раз дороже батареек.
Хотя сейчас можно встретить батарейки с повышенной емкостью по стоимости близкой к аккумуляторам. В этом случае нужно ориентироваться по маркировке элементов и их номинальному напряжению.
Для небольшого продления срока службы батареи их слегка обжимают по кругу, пассатижами. Если батарейка перестала работать, ее можно использовать в устройстве с более низким потреблением заряда, так как батарейка до конца не разряжается и еще сохраняет часть емкости.
О чем говорит индикатор на аккумуляторе
Индикатор АКБ
По цвету лампочки на индикаторе можно судить об исправности работы зарядного устройства. Если горит зеленый знак – батарея полностью заряжена и готова к эксплуатации. Белый индикатор предупреждает о низком уровне электролита.
Это может быть связано с неисправной работой устройства. Однако чаще всего достаточно добавить дистиллированную воду. Красный цвет говорит о том, что аккумулятор необходимо подзарядить. Если вы видите черный индикатор, в таком случае требуется срочная зарядка. В противном случае устройство может выйти из строя.
Современные производители указывают расшифровку надписей на самом оборудовании. Поэтому не обязательно запоминать цвет аккумулятора. На фото представлено, как это выглядит.
При некоторых неисправностях индикатор может не срабатывать. К примеру, если попала грязь, мусор, вода в лампочку. Поэтому определить емкость зарядки по цвету невозможно. В этом случае нужно попробовать провести чистку индикатора. Если у вас не получается выкрутить лампочку, лучше обратиться к специалистам. Иногда цвет меняется, к примеру: там, где должен быть зеленый, горит красный. Это также говорить о неисправной работе устройства.
Какие обозначения должны обязательно присутствовать на аккумуляторе:
- Емкость в Ап/ч или WH;
- Маркировка компании-производителя, причем они не должны пересекаться среди разных брендов;
- Значение напряжения на панели;
- Ток холодной прокрутки аккумулятора;
- Полярность устройства;
- Дата изготовления на панели;
- Какие-либо предупредительные обозначения (опасные);
- Вес аккумулятора;
- Если устройство кальциевое, должен быть знак CA/CA.
Все буквы и цифры должны быть четко прописаны на панели. Внимательно посмотрите на фото, которое содержит правильную маркировку. Чаще всего, мелкий шрифт можно встретить у малоизвестных производителей, особенно которые стараются копировать дорогие бренды.
По маркировке можно узнать про аккумулятор практически все. Поэтому необходимая информация должна быть представлена на панели, к примеру, как на фото. Не забывайте про основные характеристики современных моделей зарядного устройства. Параметры должны полностью подходить к вашему автомобилю.
Азиатский стандарт
Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.
Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS
В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:
- первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
- третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
- четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в ;
- шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.
Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:
Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket
- A — 125 × 160 мм;
- B — 129 × 203 мм;
- C — 135 × 207 мм;
- D — 173 × 204 мм;
- E — 175 × 213 мм;
- F — 182 × 213 мм;
- G — 222 × 213 мм;
- H — 278 × 220 мм.
Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.
Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.
Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.
Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:
- N — открытая с нерегламентированным расходом воды;
- L — открытая с малым расходом воды;
- VL — открытая с очень малым расходом воды;
- VRLA — открытая с регулирующим клапаном.
Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.
Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.
Аккумуляторная батарея | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
---|---|---|---|---|---|---|
50B24R | 36 / 45 | 390 | — | — | — | — |
55D23R | 48 / 60 | 356 | — | — | — | — |
65D23R | 52 / 65 | 420 | — | — | — | — |
75D26R (NS70) | 60 / 75 | 490/447 | — | — | — | — |
95D31R (N80) | 64 / 80 | 622 | — | — | — | — |
30A19R(L) | 24 / 30 | — | 178 | 162 | 197 | 9 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11,2 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13,7 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17,8 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18,5 |
80D26R(L) NX110-5 | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19,4 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24,1 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28,3 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | — | — | — | — |
46B24 R (L) NS60 | 36 / 45 | 330 | — | — | — | — |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | — | — | — | — |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | — | — | — | — |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | — | — | — | — |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | — | — | — | — |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | — | — | — | — |
Итоги
Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.
Российский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
Российский стандарт имеет обозначение ГОСТ 0959 — 2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия». В соответствии с ним маркировка автомобильных аккумуляторов делится на четыре части, которые условно можно разделить на четыре же цифры. В частности:
- Количество «банок» в АКБ. Большинство аккумуляторов для легковых машин имеет на этом месте цифру 6, поскольку именно столько банок по 2 Вольта имеется у стандартной батареи (6 штук по 2 В дают общих 12 В).
- Обозначение типа АКБ. Самое распространенное обозначение будет «СТ», что означает «стартерный».
- Емкость АКБ. Она соответствует числу, стоящему на третьей позиции. Это может быть значение от 55 до 80 Ампер·часов (далее — А·ч) в зависимости от мощности двигателя машины (55 А·ч соответствует движку объемом около 1 л, а 80 А·ч — для 3-х литрового и даже больше).
- Исполнение аккумулятора и тип материала его корпуса. На последнем месте, как правило стоит одна или несколько букв, которые расшифровываются следующим образом.
Исполнение автомобильного аккумулятора |
Пример такой маркировки с расшифровкой приведен на изображении ниже
Ниже приведен пример маркировки российской АКБ на этикетке
1 — Осторожно кислота. 2 — Взрывоопасно
3 — Беречь от детей. 4 — Огнеопасно. 5 — Беречь глаза.6 — Читать инструкцию. 7 — Знак переработки. Подлежит повторной переработке. 8 — Орган сертификации. 9 — Обозначение особенности утилизации. Не выбрасывать в отходы. 10 — Знак EAC подтверждает соответствие продукции нормам стран Таможенного союза. 11 — Материал что используется в элементах при производстве аккумуляторной батареи
Важно при последующей утилизации АКБ. Также могут быть другие дополнительные значки которые свидетельствуют о примененной технологии
12 — 6 элементов в батарее. 13 — Аккумулятор является стартерным (для пуска двигателя автомобиля). 14 — Номинальная емкость батареи. В данном случае она составляет 64 Ампер-часов. 15 — Расположение плюсовой клеммы на АКБ. Полярность. В данном случае «left». 16 — Номинальная емкость А·ч. 17 — Ток разряда при -18°C по европейскому стандарту, он же «ток холодного пуска». 18 — Масса АКБ. 19 — Технические условия производства, соответствие стандартам. 20 — Государственный стандарт и сертификация. 21 — Адрес предприятия изготовителя. 22 — Штрих-код.
Пусковой ток не указывается явно на шильдике. Однако информация о нем обязательно есть в наклейках возле упомянутой таблички. Например, надпись «270 А» или похожее значение.
Таблица соответствий типа аккумулятора, его силы разрядного тока, минимальной продолжительности разряда, габаритных размеров приведена ниже
На российских АКБ «плюс» располагают на левой клемме, а «минус» на правой (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки).
Основные стандарты маркировки
Автолюбители должны понимать расшифровку маркировки аккумуляторов, соответствующую нескольким стандартам.
Их обозначение имеет некоторые нюансы, которые необходимо знать.
Отечественные батареи
В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».
Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:
- А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
- Б – тип АКБ;
- С – емкость прибора;
- Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.
Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.
Она содержит шесть элементов питания (банок).
Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
- А – общая крышка;
- П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
- З – батарея залита и заряжена.
Европейский стандарт
Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.
В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).
В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.
Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.
Американский и азиатский стандарты
Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.
Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:
- Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
- Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
- Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
- Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.
Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:
Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.
Расшифровывается она следующим образом:
- Буква обозначает тип батареи.
- Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
- Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.
Реальный и регламентируемый срок службы АКБ
Реальный срок службы
В отличие от гарантийного срока реальный (фактический) срок службы стартерной батареи полностью зависит как от её качества, так и от условий работы автомобиля, качества техобслуживания батареи и технических показателей изделий электрооборудования.
Условия работы на автомобиле могут существенно различаться. Например, бывает летняя или круглогодичная его эксплуатация. Среднегодовой пробег колеблется от 6-10 тыс. до 80-120 тыс. километров. При этом могут резко различаться показатели работы электрооборудования, в особенности генератора и регулятора напряжения. Большое значение имеет и режим работы различных потребителей энергии, а также наличие дополнительного (нештатного) электрооборудования. Все это приводит к тому, что фактический срок службы стартерных батарей имеет значительный разброс по величине.
Наиболее короткий срок «жизни» у АКБ классического исполнения, установленных на автомобилях, работающих в режиме «такси». Интенсивный режим эксплуатации таких машин создает ускоренный, пропорциональный пробегу износ электродов батареи, который по времени может составлять лишь около 1,5 календарных лет. У автомобилей (как личных, так и служебных) с усредненным режимом эксплуатации (при пробеге 15-20 тыс. км в год) срок работоспособности АКБ может доходить до 4-х лет, но лишь при условии неукоснительного соблюдения требований по их техническому контролю и обслуживанию. На практике имели место случаи, когда отдельные батареи на легковых автомобилях успешно работали 6-8 лет. Выход батареи из строя при отсутствии производственного дефекта обусловлен износом пластин, который непрерывно (с различной интенсивностью) происходит, начиная от момента заливки электролита и первой зарядки АКБ. Следует помнить, что максимально длительный срок надежной работы АКБ является результатом внимательного отношения к ней и к состоянию электрооборудования со стороны водителя.
Регламентируемый срок службы
Директивные сроки службы АКБ в прежние годы устанавливались руководителями автопредприятий и таксомоторных парков на основании показателей по сроку службы в эксплуатации, установленных ГОСТ 959-91. При этом, контроль за техническими показателями системы электрооборудования автомобилей входил в обязанность водителя автомобиля и специалистов технических служб.
ГОСТ 959-91 гарантирует 18-месячный срок эксплуатации со дня ввода сухозаряженных АКБ в работу или со дня продажи через розничную торговую сеть. При этом имеется ограничение по пробегу автомобиля за этот срок — не более 60 тыс. км. Эти показатели срока службы приняты для батарей традиционного исполнения на сурьмяных (5,5-6,5% сурьмы) электродах. Для более совершенных, так называемых «необслуживаемых» АКБ (на малосурьмяных электродах), гарантийный срок эксплуатации принят 24 месяца при пробеге автомобиля за этот срок не более 75 тыс. км.
Основные функции клемм
У данного изделия достаточно узкий функционал. Главной поставленной инженерами задачей является соединение батареи и стартера (или иных потребителей тока). Съёмный контакт помогает подобрать универсальный блок питания, который подойдёт конкретной марке машины. Клеммы должны удерживаться на своих местах, несмотря на различные факторы:
- не должна сказываться вибрация в подкапотном пространстве во время движения автомобиля;
- снижено сопротивление при передаче напряжения;
- зажим должен удерживаться на месте даже при наличии смазки на поверхностях соединения;
- недопустимо, чтобы взаимодействие разных типов соединяющихся в цепи металлов приводило к снижению проводимости или образованию оксидной плёнки.
Как узнать дату изготовления аккумулятора по маркировке
Каждый завод-изготовитель аккумуляторов ставит на свою батарею специальный код, который называется маркировкой. Технологически маркировка можеn либо выжигаться лазером (как например маркировка на Тюменскмо Медведе), либо выплавляться клише (как курских аккумуляторах). Как правило, маркировка даты выпуска ставится по факту готовности аккумулятора, то есть является фактической, но на практике, некоторые заводе грешат и ставят дату выпуска из будущего, что позволяет продавать с завода «свежие» батареи, пусть и произведенные 2 месяца назад. Скорее всего, это делается в летнее-осенний период с целью оптимально загрузить производство и запастись АКБ к сезону.
Считается, что чем аккумулятор свежее, тем выше его стоимость, поэтому частенько, по низким привлекательным ценам пытаются избавиться от старых АКБ. Во время хранения аккумулятор теряет часть своей емкости из-за протекающих внутри химических процессов. Так, например, АКБ, выполненные по гибридным технологиям можно хранить без потери качества 6 месяцев, кальциевые – 12 месяцев. При этом Джонсон Контролс (производитель Варты, Бош, Энерджайзер и других брендов) сообщает, что их АКБ могут храниться и 18 месяцев. По сути это является только маркетинговым ходом и инструментом для облегчения дилерам распродажи «залежавшихся» АКБ, которые попадают на прилавки магазинов через большой путь.
Поэтому, собираясь приобретать новый аккумулятор, обязательно возьмите в магазин распечатку маркировки дат выпуска АКБ. Это позволит сделать правильный выбор.
В данной статье приведены примеры маркировок, используемых с 2014 года, так как в 2015 году на рынке АКБ произошли серьезные изменения, и некоторые владельцы частных марок сменили заводы-производители.
Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор
Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:
дату производства аккумуляторных батарей,
сведения о батарее и условиях производства.
Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе — шесть цифр: 1234 567890.
Расшифровка маркировок
На каждую АКБ наносится информация в соответствии со стандартом, действующим в стране-производителе. Разберемся, что означают российские, европейские, американские и азиатские маркировки автомобильных аккумуляторов. Общей для всех является расшифровка маркировки 12V 80Ah 800A. Речь тут идет об двенадцати вольтовом аккумуляторе, имеющем емкость 80Ач и способным выдавать ток холодной прокрутки в пределах 800 ампер.
Отечественные АКБ
Российские компании, специализирующиеся на изготовлении аккумуляторов, маркируют их в соответствии с ГОСТ 959 91 (DIN 43559). Согласно предъявляемым им требованиям, маркировка состоит из четырех категорий, каждая из которых содержит определенную информацию:
- Количество собранных воедино банок. Как правило, их не больше шести.
- Буквы информируют о типе батареи. Например, СТ означает “стартерная”.
- Емкостные характеристики в ампер-часах.
- Материал, который использовался для изготовления корпуса, и состояние АКБ.
Чтобы стало понятней, рассмотрим конкретный пример 6СТ-60АЗ:
- 6 — количество банок;
- СТ — стартерная батарея;
- 60 — количество Ач;
- А — все элементы под одной крышкой;
- З — электролит залит и выполнена зарядка;
- EN — наличие этих двух букв говорит о соответствии изделия европейским стандартам.
В последних буквах может содержаться следующая информация:
- А — наличие общей крышки;
- З — в батарею залит электролит, и она несет полный заряд;
- М — при изготовлении корпуса использовалась минеральная пластмасса;
- П — сепараторы из микроволокна или полиэтилена;
- Т — корпус из термостата;
- Э — эбонитовая оболочка.
В маркировке отсутствуют сведения о величине пускового тока, но они все равно имеются на других этикетках. Напротив основной этикетки имеется маркировка, для нанесения которой используется лазерная перфорация типа 122019, означающая месяц и год выпуска изделия. В приведенном примере это декабрь 2021 года.
Европейские аккумуляторы
Производители аккумуляторов в странах Европы используют два стандарта:
- European Typical Number (ENT), считающийся международным;
- Deutsche Industri Normen (DIN), используемый немецкими компаниями.
Код стандарта ENT составляют 9 цифр, также разделенные на 4 части:
- Первой цифрой обозначается емкостные характеристики в определенном диапазоне:
- 5 — менее 99 Ач;
- 6 — 100÷199 Ач;
- 7 — 200÷299 Ач.
- Двумя следующими цифрами на АКБ обозначена его емкость.
- Следующие 3 информируют о конструктивных особенностях.
- Заключительными тремя цифрами отображается величина пускового тока. Но для получения точных данных необходимо к двум последним цифрам прибавить 0. То есть сочетание 050 говорит о том, что пусковой ток равен пятистам амперам.
Немцы оформляют свою продукцию по стандарту DIN, состоящему из пяти цифр. Их разбивают на 3 группы:
- Первая также обозначает диапазон емкости, но он несколько отличается от предыдущего:
- 5 — до ста ампер-часов;
- 6 — до двухсот ампер-часов;
- 7 — свыше двухсот ампер-часов.
- Вторая и третья — точная величина емкости батареи.
- Четвертая и пятая — класс, в котором учитываются размеры, полярность, а также тип корпуса, внутренних элементов и крепежей крышки.
Величина пускового тока также размещается отдельно.
Американский стандарт
На территории Америки действует стандарт SAE J537. Он состоит из одной литеры и пяти цифр на АКБ. Буквой подтверждается вид транспорта, на котором можно эксплуатировать данный аккумулятор. Буква А на фото означает, что АКБ предназначен для автомобилей. Двумя первыми цифрами обозначаются габариты, которые можно узнать по таблице. В нашем случае это 260×173×205 мм. 650 — значение пускового тока.
Деление по типам
Свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор выпускают в различных модификациях, которые отличаются по физико-химическому состоянию электролита, составу и толщине пластин. Принято выделять:
- WET («мокрый») – классический, со стандартной комплектацией пакета и жидким электролитом;
- EBF – утолщенные электроды (1,5-2 раза);
- AGM – со стекловолоконными матами между пластинами, в который абсорбирован электролит;
- кальциевый (Ca/Ca) – оба типа электродов легированы кальцием;
- гибридный (Ca+ или HIBRID) – анод содержит сурьму, а катод – кальций.
Гелевые АКБ (GEL) с загущенно-твердым электролитом практически не выпускают в стартерной модификации из-за низких пусковых токов, в основном являются тяговыми источниками энергии для машин и устройств с приводным электродвигателем. Батареи EBF и AGM, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Юкерая), адаптированы под систему «старт-стоп», устойчивы к глубокому разряду и низким температурам. Кальциевые модели чувствительны к потере заряда, но генерируют максимально высокие пусковые токи и не допускают самопроизвольной утечки емкости. Гибриды сочетают положительные стороны всех технологий, но не поддерживают режим «старт-стоп» и достаточно интенсивно саморазряжаются.
Вулкан Гефест в Голубицкой
Приехав на отдых в станицу, невозможно не посетить грязевые вулканы, расположенные в ее округе. Гефест — самый популярный у курортников. Находится он не в самой Голубицкой, а в 15 км от нее. У кого есть машина, могут добраться туда самостоятельно. Вход платный. Билет стоит 300 рублей. Люди без машины должны покупать экскурсию на вулкан. В таком случае билет может стоить и 400, и 500, и 600 рублей, что зависит от аппетитов фирмы, организующей поездки.
Вулкан Гефест местные называют Гнилой горой. Фактически он на этой горе и расположен. Представляет собой Гефест почти плоское плато из застывшей грязи диаметром около 500 метров. На нем имеются несколько конусов и озер, заполненных очень густой грязевой массой. В некоторых из них оборудованы лесенки, чтобы туристам было удобнее спускаться для принятия ванн. Есть на плато и небольшое пресное озеро, в котором плавают после процедуры.
Грязь Гефеста признана лечебной, так как в ней обнаружены многие полезные для здоровья вещества. Среди них селен, йод, бром.
Гефест является действующим вулканом. Раз в 6-7 лет он выбрасывает на высоту 20 и более метров фонтаны грязи. Последний раз это явление наблюдалось в 2011 году. Посещение вулкана платное. Цена входного билета 400 рублей.
Дата выпуска на аккумуляторе. Расшифровываем дату выпуска аккумулятора (Часть 3)
Каждый автолюбитель при покупке аккумулятора хочет знать, насколько свежий товар он покупает. Многие продавцы в автомагазинах даже не знают, где смотреть год выпуска товара и не обладают информацией, как его определить. Существуют определенные «хитрости» у каждого производителя, чтобы узнать год выпуска аккумулятора.
Чтобы определить, какая точная дата производства аккумуляторной батареи, следует знать какой она марки. К сожалению, нет единой маркировки качества и даты выпуска подобной продукции, каждый производитель сам решает, как ему маркировать данные факты.
Продукция компании VARTA и BOSCH
- Знак, идущий по счету четвертым, это год, а месяц – это 5 и 6 число. Например, в обозначении G2C2100520991, четвертая цифра 2 указывает на 2012 год, а следующие две цифры 1 и 0 на десятый месяц. Таким образом, вы можете узнать, что год и месяц выпуска данного аккумулятора октябрь 2012 года;
- Компания VARTA использует дополнительное обозначение в виде цветного кружка, но чтобы по нему определить срок производства, необходимо иметь специальную таблицу цветовых обозначений. Например, товар, имеющий красный кружок укажет на второй квартал 2014 года выпуска.
Важно! В зависимости от «начинки» аккумулятора, его срок хранения длится от 3 до 12 месяцев, поэтому всегда следует посмотреть дату его изготовления пред покупкой
Продукция компаний Mutlu, ТАВ и Topla
Для аккумулятора Mutlu, произведенного в Турции, присущи 6 чисел, выгравированных сверху на крышке, первое из которых – это серийные данные партии, вторая – год, третья и четвертая – конкретное число. Например, 350112 означает, что товар изготовлен в 2015 году 12 января.
Для компаний Topla и TAB характерны четырнадцатизначные обозначения, в которых третий и четвертый знак означают год, а пятый и шестой неделю выпуска товара. По обозначению F 1151200941864 можно определить, что дата выпуска аккумулятора двенадцатая неделя 2015 года.
Помните, что не следует искать информацию на этикетке, так-как она находится непосредственно на корпусе.
Существуют обозначения, в которых учитываются не только привычные для нас год и месяц, но и полугодие, конкретная смена или работающая в тот день бригада. Определиться в таком количестве цифр очень сложно.
Продукция компаний Forse Westa, Docker, Vortex, FB, Uno, Dominator и Fireball
Важно! Читать такие коды следует с конца, так как именно так указывается дата, затем месяц, полугодие и год выпуска. Многие производители, такие как Ямал, Амур, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Актех, Орион, Зверь, ЗиД и Тюменский медведь указывают дату производства своей продукции на задней стенке в понятной нам всем кодировке из 6 цифр, например, 012015 – это январь текущего года
Многие производители, такие как Ямал, Амур, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Актех, Орион, Зверь, ЗиД и Тюменский медведь указывают дату производства своей продукции на задней стенке в понятной нам всем кодировке из 6 цифр, например, 012015 – это январь текущего года.
Некоторые фирмы еще больше упрощают показатели выпуска аккумулятора, всего 4 цифры, указывающие на месяц и год, например, 0614, что означает июнь 2014 года. В любом случае, необходимо очень внимательно проверять имеющиеся буквенные и цифровые обозначения на товаре, который вы желаете приобрести.
Фирмы, употребляющие буквенные и цифровые обозначения
Компании Cobat и Titan используют сложную маркировку, по которой можно определить день недели, порядковый номер недели в году и сам год.
При этом году присуждается определенная латинская литера, например, H – это 2011, V – 2012, Z – 2013, P – 2014, S– 2015 соответственно.
Запомнить это просто нереально, поэтому прежде чем идти за покупкой, определитесь, какой именно фирмы и марки вы желаете купить батарею и выпишите данные, как именно определяется дата выпуска их товара.
Фирмы Panasonic и Furukawa Battery упростили свою маркировку до простых цифр числа, месяца и года, которые выгравированы на крышке аккумулятора. Здесь код 121114 означает 12 ноября 2014 года.
При покупке данного вида товара важно помнить, что чем он «свежее», тем дольше вам прослужит. Не следует опираться на слова продавцов, желающих совершить продажу, что срок годности аккумулятора минимум 12 месяцев
Помните, что условия хранения играют немаловажную роль для качества этого вида продукции.
Батарея, выпущенная в ближайшие месяцы, будет служить вам без перебоя до 7 лет. Это хороший стимул, чтобы разобраться в вопросе маркировки этой продукции и прийти в магазин с необходимой информацией по данному вопросу.
Маркировка европейских аккумуляторных батарей
Маркировка европейских аккумуляторов, как правило, соответствует международному стандарту DIN. Данный стандарт подразумевает использование пяти цифр. Существует и стандарт ETN или девяти цифр для маркирования автомобильных аккумуляторов.
Пятизначный код маркировки определяет следующие параметры:
- первые три цифры определяют ёмкость АКБ, для определения ёмкости нужно из значения первых трех цифр вычесть число 500;
- последние две цифры определяют тип аккумуляторной батареи.
В типе батареи может быть зашифровано:
- вариант исполнения аккумуляторной батареи;
- тип и размер клемм подключения;
- тип элементов крепления батареи и элементов для переноски;
- значение вибропрочности;
- тип отвода газов в батарее.
Девятизначный код маркировки ETN определяет следующие параметры:
- первая цифра маркирования определяет диапазон значения ёмкости аккумулятора;
- вторая и третья цифра определяют значение ёмкости батареи внутри диапазона, при этом если первая цифра «6», то нужно добавить 100 Ач, если первая цифра «7», то нужно добавить 200 Ач;
- четвертая, пятая и шестая цифры этого типа маркирования определяют тип конструктивного решения и виды использованных материалов;
- последние три цифра определяют значение, равное одной десятой от значения тока холодной прокрутки.
На аккумуляторы европейского производства могут быть нанесены и дополнительные маркировки. Приводим таблицу некоторых обозначений, позволяющих лучше маркировать АКБ.
№ | Маркировка | Расшифровка маркировки на аккумуляторных батареях |
1 | 12 V | Напряжение 12 Вольт |
2 | 60 Ah | Ёмкость аккумулятора 60 ампер-часов |
3 | R.C. 60 min | Резервная ёмкость АКБ равна 60 минутам |
4 | LOAD TEST 200 | Может выдержать кратковременную нагрузку в 200 Ампер для пуска двигателя автомобиля |
5 | CCA | Маркируется значение максимального тока пуска двигателя в зимних условиях |
6 | BCI | Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Battery Council International |
7 | IEC | Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу International Electrotechnical Commission |
8 | DIN | Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Deutche Industri Normen |