Луаз-967: технические характеристики, тюнинг
Содержание:
- Модификации
- История создания
- Тюнинг двигателя
- ЛуАЗ 969 фото и история происхождения
- Примечания
- Re: Двигатель 968 с запорожца подходит ли?
- Салон
- Обзор
- § 12. Назначение трансмиссии автомобиля.
- История создания
- «НАМИ-032С»
- Предыстория
- Инструкция
- Недостатки Луаза
- Завершающие работы по тюнингу штатного мотора
- Что в итоге
- Итог
Модификации
Семейство «969»
- ЗАЗ-969В /ЛуАЗ-969В /ЛуМЗ-969В (1966 или 1967—1971 или 1972) — временная версия, передний привод;
- ЗАЗ-969 /ЛуАЗ-969 (1971—1975) — серийный с колёсной формулой 4х4;
- ЛуАЗ-969А (1975—1979) — первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
- ЛуАЗ-969М (1979—1996) — вторая модернизация, обновлённый кузов;
Семейство «1301»
ЛуАЗ 1301
— проект обновления модельного ряда внедорожников ЛуАЗ, в феврале 2006 года работы по ЛуАЗ-1301 были официально прекращены.
- ЛуАЗ-1301 (прототип 1984 года) — первый вариант ЛуАЗ-1301, по сути вариант 969М, на который был надет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на мотор от «Таврии»;
- ЛуАЗ-1301 — прототип 1988 года, впоследствии модернизирован. Последний вариант 2002 года имел двигатель МеМЗ-2457 1,2 л. мощностью 58 л. с. (также мог быть оснащён двигателями ВАЗ) и пятиступенчатую КПП;
- ЛуАЗ-1301-08 — машина «скорой помощи» (верхняя часть кузова выполнена из стеклопластика);
Семейство «1302»
Варианты с двигателями жидкостного охлаждения, преимущественно МеМЗ-245. Производство завершено 9 мая 2002 года
- ЛуАЗ-13021 (прототип) — грузовая модификация ЛуАЗ-969М с удлиненной на 200 мм базой и грузовой платформой. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302;
- ЛуАЗ-13021 — серийный бортовой грузовик грузоподъемностью 400 кг. Некоторые варианты комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост;
- ЛуАЗ-13021-03 — модификация модели 13021 с нормальной жёсткой кабиной и люком в крыше;
- ЛуАЗ-13021-04 — длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза;
- ЛуАЗ-1302-05 «Форос» (1998) — коммерческая модификация ЛуАЗ-1302 с 37-сильным итальянским дизельным двигателем «Lombardini» LDW-1404 и открытым кузовом с дугами безопасности.
ЛуАЗ-1302
ЛуАЗ-1302 на Викискладе
Общие данные
Производитель | Луцкий автомобильный завод (Луцк, СССР) ЛуАЗ (Луцк, Украина) |
Годы пр-ва | 1990—2001 |
Дизайн
Двигатели
Дизель, Lombardini LDW 1404 — 1372 см³, 37 л. с.. Мощность при 3600 об./мин. — 37,4 л. с.; крутящий момент 8,47 кгс•м при 2200 об/мин;
Трансмиссия
4-ступенчатая МКПП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина | 3430 мм |
Ширина | 1610 мм |
Высота | 1754 мм |
Клиренс | 280 мм |
Колёсная база | 1800 мм |
Колея передняя | 1360 мм |
Масса | 1370 кг |
Динамические
Макс. скорость | 100 км/ч |
На рынке
Связанные | ЛуАЗ-969 |
Другое
Грузоподъёмность | 400 кг |
Расход топлива | 7,7 л на 100 км |
Максимальный угол поперечной устойчивости — 40 градусов; Глубина преодолеваемого брода — 0,5 м; Колёса:
- диски — 51/2J/13;
- шины — 186/65R13.
- ЛуАЗ-13021-07 — вариант модели 13021-04 с удлиненным кузовом типа «фургон» со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом
- ЛуАЗ-13021-08 — модификация модели 13021-07 для службы Скорой помощи. Верх — из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю
Прочие
ЛуАЗ-Прото (1988) — альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с очень современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988—1989 годах;
Двигатель — МеМЗ-245 («Таврия»); Коробка передач — 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи — понижающие;
История создания
Во время Корейской войны, которая была в 1949—1953 гг., СССР официально не принимал участие в боевых действиях, но велась активная помощь финансовая, а также осуществлялось военное снабжение.
Больных и раненых перевозили на автомобилях ГАЗ-69, часто автомобиль застревал, тратилось много времени, чтобы его достать. Автомобиль был очень тяжелый. Тогда и пришла мысль о создании легкого автомобиля, пусть с малой грузоподъемностью, но с хорошей проходимостью. Также автомобиль должен был быть плавающим. Целый ряд задач был поставлен перед создателями автомобиля при его разработке.
Тюнинг двигателя
Начнем с того, что надо дорабатывать двигатель. Причины названы, осталось их устранить. Забежим чуть вперед и скажем, что кто-то дорабатывает штатный мотор, а кто-то меняет его на ВАЗовский. Мы рассмотрим каждый из вариантов отдельно.
Доработка штатного мотора
Тюнинг двигателя ЛуАЗ 969м прежде всего направлен на повышение надежности и на снижение расхода топлива. Поэтому есть четкий список мероприятий, применимых не только к этому мотору, но и к любому другому.
- Установка другого карбюратора. В продаже имеются переходники на ДААЗ 2105. это не только поможет увеличить надежность двигателя при холодных пусках, но и снизит расход топлива, но немного. Кроме того, в случае поломки запчасти найти на него не составит труда.
- Установка другого воздушного фильтра. Пожалуй, «фильтрующая кастрюля», как и у ВАЗов, не справляется со своими обязанностями. А двигателю надо «дышать полной грудью».
- Шлифовка головок блока цилиндров. Как известно, МеМЗ 968М имеет V-образный двигатель, поэтому действия придется проводить с обеими головками. Для этого необходимо сточить посадочную плиту на 1-2 миллиметра. Засчет этого будут уменьшены камеры сгорания, а значит, увеличится степень сжатия, что, в свою очередь, приедет к значительному снижению расхода топлива.
Не стоит слишком усердствовать, потому что практика показала, что стачивание более 2,5 мм приводит к обрыванию шпилек крепления головок, настолько сильным становится взрыв. Штатная степень сжатия составляет 7,4, в то время как после шлифовки она вырастает до 9. это критическое значение, превышение которого приведет к повреждению двигателя, возможно даже к прогоранию поршней.
- После шлифовки обязательно применение 92-го бензина, а значит, необходимо заменить поршневые кольца на более качественные. Кроме того, вырастет и температурный режим работы, поэтому надо задуматься о принудительном охлаждении.
- Некоторые умельцы растачивают цилиндры под поршень 79 мм, от 2106, следовательно, объем возрастает до 1,3 литров. Мощность же в этом случае возрастает вплоть до 60 лошадиных сил.
- Выхлопную систему целесообразно развести на 2 выхлопных трубы, что позволит более тонко настроить работу двигателя. Поскольку значительно улучшится вентиляция цилиндров
ЛуАЗ 969 фото и история происхождения
История про ЛуАЗ берет свое начало в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте. Именно так впервые появились наброски тележки с мотором, способной перевозить носилки либо несколько раненых человек. Называлась такая тележка – транспортер переднего края или сокращенно ТПК. Первоначально разработка ТПК велась для ВДВ, поскольку предусматривалось десантирование транспортного средства из воздушного судна. Обязательными атрибутами тележки должны были стать низкий кузов, полный привод и наличие лебедки. Была и необычная особенность: автомобиль мог плавать за счет движения колес. Первый образец имел индекс НАМИ-049, под кодовым названием “Огонек”. Дополнительно к приводу на четыре колеса, автомобиль получил независимую торсионную подвеску, межосевой и два межколесных блокирующихся дифференциала и редуктора. Движение ТПК обеспечивалось за свет 22-сильной силовой установке. Тщательно изучив проект, руководство принимает решение продолжить развивать данное направление.
Следующая за “Огоньком” модификация – НАМИ-049А. Если предыдущая модель оснащалась кузовом из стеклопластика, то обновленная версия обзавелась тентовой частью. Изменения коснулись и ходовой: из конструкции исчез межосевой дифференциал, а задний мост стал подключаемым, что позволило вывести авто на асфальтированную дорогу. Но главное изменение таилось под капотом. Характеристики луаз после обновления были следующие: объем двигателя 0,9 л., который выдавал 27 л.с.
Собственно говоря, было принято решение о запуске этой модификации в серийное производство на заводе в Луцке. При этом автомобиль получил название ЛуАЗ 967. Затем, вплоть до 1989 году, именно такие автомобили, конечно с проведением модернизаций, выпускались для массового потребителя. Что же касается военных, то и туда ЛуАЗ добрался. Правда, только в 1969 году. Поступил на вооружение отдельных мотострелковых частей и частей военно-воздушных сил.
Также будет интересно почитать: Нива Бронто Рысь: какие бывают модификации и цена их тюнинга
Хорошо отзывались об автомобиле и в других странах Варшавского договора. Некоторые аналитики утверждают, что подобный ТПК не имел аналогов в мире в том время. И вряд ли существует нечто подобное сейчас. Конечно, в процессе эксплуатации ЛуАЗ не раз модифицировался военными и некоторые его версии даже получили вооружение.
Что касается версии для массового пользования, то главное что убрали разработчики – режим амфибии. При разработке автомобиля для нужд рабочих и крестьян, инженеры произвели перекомпоновку сидений внутри автомобиля, оснастили авто брезентовыми накидками, да и в общем придали ему более законченный вид. Так появился автомобиль с индексом 969. Партию обновленных авто выпустили уже на заводе в Запорожье, а затем вновь возвращено на Луцкий машиностроительный завод.
Видео-обзор Луаз 969М:
Примечания
- ↑ 12 Л. Перель. А теперь «969М». Главный конструктор о модернизации луцкого джипа // журнал «За рулём», № 10, 1978. стр.10-11
- Тип кузова автомобиля (рус.)
- Л. Шугуров. Опыт победителей // журнал «За рулём», № 11, 1977. стр.8-11
- журнал «За рулём», № 9, 1992. стр.13
- Орех вишневый возле хаты… Попытка обзора украинского автопрома // журнал «За рулём», № 1, 2003. стр.84-86
- Проект ЛуАЗ-1301 закрыт окончательно // «AUTO-Consulting.UA» от 9 февраля 2006
- ↑ 12 В. Аркуша. В тени гигантов. // журнал «За рулём», № 8, 1989. стр.3
- Есть шанс бесплатно получить новый внедорожник // газета «Сегодня», № 214 (1262) от 24 сентября 2002
- В Украине будут производиться джипы // «Подробности.UA» от 18 марта 2003
- «Скорая»… для глубинки // журнал «За рулём», № 10, 1998. стр.18
- Святослав Волынец. «Волынянка» ушла. Да здравствует внедорожник ЛуАЗ — 1301! // еженедельник «2000» от 9 мая 2002
- Окно в автомобильный свет // журнал «За рулём», № 11, 1994. стр.9
- ↑ 123 Леонид Сапожников. Мулы от ЛуАЗа // журнал «За рулём», № 10, 1999. стр.63-64
- От тайги до… бразильских пляжей // журнал «За рулём», № 8, 1998. стр.42
Re: Двигатель 968 с запорожца подходит ли?
У МеМЗ-968 от МеМЗ-969А (ЛуАЗ-969А и ЛуАЗ-969М) отличаются следующие детали:
1: Масляный радиатор (У МеМЗ-969А на две секции выше), соответственно у МеМЗ-969А штуцеры для масляного радиатора завёрнутые в блок короче, чем у МеМЗ-968. Так же короче шпильки крепления масляного радиатора и карболитовые распорные втулки под ним. Жестяной щиток под масляным радиатором у МеМЗ-969А так же ниже, чем у МеМЗ-968. Весь этот набор в сборе без проблем переставляется с одного на другой.
2: Верхний кожух системы охлаждения. Различия указаны на картинке.
3: Впускной коллектор, у МеМЗ-969А (ЛуАЗ-969М) имеется штуцер для ГВУТа, у МеМЗ-968 его нет. У МеМЗ-969А шпильки крепления карбюратора более длинные, чем у МеМЗ-968 потому, что на ЛуАЗе карбюратор по сравнению с Запорожцем развёрнут на 180 градусов. При этом он не садится так низко как у МеМЗ-968, поплавковая камера упирается в кожух (а под ним вентилятор) системы охлаждения. Из за этого у МеМЗ-969А и карболитовая проставка под карбюратором выше, чем у МеМЗ-968. Так же у МеМЗ-969А от МеМЗ-968 отличается крепление воздухоочистителя. У МеМЗ-969А воздухоочиститель крепится на кронштейне, который зажат под фланцем карбюратора (На Запорожце он висит на поперечине крепления силового агрегата).
4: задний правый щиток системы охлаждения. У МеМЗ-969А в этом щитке имеется воздуховод для предпускового подогрева двигателя.
Если есть все перечисленные ЛуАЗовские детали (от МеМЗ-969А) есть, то из МеМЗ-968 сделать МеМЗ-969А не будет никаких проблем. А масляный радиатор в сборе со всеми выше перечисленными причиндалами так же подойдёт от МеМЗ-967А.
Лучше всего сделай фото машины и двигателей, проще будет разобраться, что тебе в действительности досталось.
Источник
Салон
Сиденье внедорожника позаимствовано у ЗАЗ. Среди датчиков и приборов можно найти амперметр, показывающий напряжение в электросети. Кстати температура трансмиссионного масла тоже выводится для водителя.
Отделка салон, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Все очень просто и в ретро стиле. Автомобиль явно создавался не для городского трафика, а в основном для езды по бездорожью, а значит для села.
Стандартная для армейских автомобилей панель приборов получила более гражданский вид и стала визуально приятнее. Некоторые неудобства исходят от сидений, особенно это можно отнести к установленным сзади креслам.
Очень часто, владельцы транспортного средства, решают изменить обивку дверей и покрытие потолка. Это служит для понижения шума. Когда автомобиль решили обновить, он стал иметь:
- Обновленную переднюю панель;
- Иную форму ветрового стекла;
- Двери с замками и рамками окон;
- Пластиковую приборную панель;
- Травмобезопасную рулевую колонку и кресла от Жигулей.
После развала Союза Советских Социалистических Республик, в 91-ом году, Украина решила выйти из состава СССР, поэтому уже стала самостоятельным государством. Связи автомобильного предприятия с Российской Федерацией были прекращены.
Кроме силового агрегата, модель 1302 позаимствовала у «Таврии» кресла, ведь от «Жигули» брать уже было невозможно.
«Волынь», отличалась неплохой вместительностью и солидными транспортировочными свойствами. Если откинуть задний борт, там можно было перевозить довольно внушительные габариты.
Многие аскетизм салона автомобиля объясняют тем, что во время применения модели в сельской местности, там, где будет неизбежно пыль и грязь, комфортабельность и богатое убранство интерьера, было бы самым последним делом. Почему?
Потому что чистить его было бы всегда очень проблематично. Конечно, есть брезентовый верх, под которым летом очень жарко, а в холодное время – прохладно, поэтому приходиться согреваться подручными методами.
Зато вместе с водителем, могут поехать на охоту или рыбалку шесть достаточно массивных представителей сильной стороны человечества в охотничьей экипировке – а это уже не каждый автомобиль может.
В том случае, когда раскладываются задние кресла, 969-ая модель может взять с собой дополнительно 400 килограмм багажа, что будет очень кстати рыбакам и охотникам.
Обзор
Кроме того, что авто ЛуАЗ 1302 сменило силовой агрегат, от 969 М оно отличалось следующими конструкционными преобразованиями:
- Вмонтирована новая панель приборов и усиленные лонжероны;
- Салон внедорожника стал тише, повысилась виброизоляция;
- Установлены «таврийские» кресла;
- Уменьшен расход топлива до 8-10 л/100 км;
- Объем топливного бака достиг 34 л.
Внешне модель ЛуАЗ 1302 рст практически не отличается от предшественницы. Первое впечатление от экстерьера машины может оказаться обманчивым. Несмотря на кажущееся сходство с прошлыми «луазиками», у этого автомобиля вся нагрузка приходится на панель пола.
Вся нагрузка приходится на панель пола
Внедорожник в свое время пользовался сумасшедшим успехом. Во-первых, цена на него была в разы меньше, чем у ближайших конкурентов с похожими характеристиками. Во-вторых, он отличался высокой надежностью. Несмотря на небольшую скорость, ЛуАЗ 1302 Волынь мог с легкостью преодолевать крутые уклоны, даже с полным грузом. Известны случаи, когда авто дотягивало до гаража с порванной полуосью. Это не случайно, она сконструирована таким образом, что предохраняет КПП от повреждения в случае поломки.
§ 12. Назначение трансмиссии автомобиля.
Трансмиссия
автомобиля служит для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам
и изменения величины этого усилия в соответствии с условиями движения
автомобиля, а также для отключения двигателя от ведущих колес.
Механизм
трансмиссии легковых отечественных автомобилей при классической
компоновке заднеприводного автомобиля состоит из сцепления, коробки
передач, карданной передачи и заднего ведущего моста, который
включает главную передачу, дифференциал и полуоси (см. рис. 2). В
некоторых моделях двухосных легковых автомобилей с приводом на заднюю
ось (ГАЗ-14 «Чайка», ЗИЛ-114, ЗИЛ-4402) вместо сцепления
и коробки передач применена автоматическая передача из
гидротрансформатора и планетарного редуктора с автоматическим
управлением.
У автомобилей со
всеми ведущими колесами, выполненными по схеме 4X4 (ВАЗ-2121,
УАЗ-3151, ЛуАЗ-969), кроме того, установлены раздаточная коробка,
передний карданный вал и передний ведущий мост.
Рис. 54. Схема
трансмиссии автомобиля ВАЗ-2121:
1 —
раздаточная коробка,2 —
муфта блокировки межосевого дифференциала, 3,9, 11 —
соответственно передний, промежуточный, задний карданные валы, 4 —
передний мост, 5 — качающийся вал с шарнирами постоянной
угловой скорости, 6 — двигатель, 7 — сцепление, 8 —
коробка передач, 10 — муфта включения передач, 12
—задний мост
Схема механизмов
трансмиссии показана на примере автомобиля ВАЗ-2121 (рис. 54).
Непосредственно за двигателем б смонтированы последовательно
сцепление 7 и коробка передач 8. Раздаточная коробка 1 установлена
отдельно от силового блока, под кузовом, на двух кронштейнах с
запрессованными резиновыми подушками. Крутящий момент от коробки
передач 8 посредством промежуточного карданного вала 9 поступает на
ведущий вал раздаточной коробки 1, от нее карданными валами 3 и 11,
имеющими по два шарнира и по одной скользящей шлицевой вилке,
вращение передается на ведущие мосты.
У автомобилей
ЗАЗ-968М и у всех отечественных переднеприводных автомобилей коробка
передач, главная передача и дифференциал выполнены в едином корпусе,
а привод к колесам осуществляется посредством полуосей равных угловых
скоростей. Схемы трансмиссии с приводом на передние ведущие колеса
при поперечном, и продольном расположениях двигателя показаны на рис.
55.
Рис. 55. Схема
переднеприводной трансмиссии при поперечном (а) и продольном (б)
расположении двигателя:
1 —
первичный вал, 2 — сцепление, 3 — полуось, 4 —
главная передача, 5 —
вторичный вал
История создания
В годы Корейской войны (1949—1953) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов и других аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).
Разработка такого автомобиля началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана и Ю. А. Долматовского в составе А. Е. Оксентьевича, В. А. Миронова, Ф. Г. Хайдукова, М. М. Бахмутского, В. Н. Степановой, Н. В. Лагуненок и других специалистов.
Первый опытный образец НАМИ-032Г был собран в конце 1956 или самом начале 1957 года, он имел двухцилиндровый мотоциклетный двигатель М-72 (по другим данным — МД-65, отличавшийся верхним расположением клапанов) производства Ирбитского завода, стальное несущее основание и стеклопластиковый кузов. Подвеска — продольно-рычажная на пластинчатых поперечных торсионах. Трансмиссия обеспечивала постоянный привод на передний мост и возможность подключения заднего, межосевой дифференциал отсутствовал, так как машина предназначалась преимущественно для внедорожной эксплуатации. Для увеличения дорожного просвета и повышения крутящего момента на колёсах были применены закреплённые на концах рычагов подвески колёсные редукторы. Все трансмиссионные агрегаты объединялись друг с другом трансмиссионной трубой в единый герметичный блок, от которого отходили также герметизированные в местах выхода из картеров главных передач полуоси.
ЛуАЗ-967.
Испытания выявили недостаточные мощность и тяговые качества двигателя, а также ряд дефектов в конструкции агрегатов трансмиссии. Кроме того, пластмассовый кузов оказался неприемлемо хрупким, в особенности с учётом возможности десантирования с парашютом.
К 1961 году была разработана техническая документация и собраны прототипы модификаций НАМИ-032С (стеклопластиковый кузов) и НАМИ-032М (цельнометаллический кузов), также с мотоциклетными моторами. На них подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте за счёт замены пластинчатых торсионов более живучими коваными. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с ранеными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше. Впоследствии данное направление работ было передано на Запорожский автомобильный завод («Коммунар»).
К 1965 году запорожскими конструкторами на базе конструкции НАМИ-032М был создан прототип автомобиля-транспортёра ЗАЗ-967. Этот автомобиль всё ещё комплектовался мотоциклетным двигателем, однако в его конструкции была предусмотрена возможность использования двигателя от выпускавшегося в Запорожье микролитражного автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», V-образного четырёхцилиндрового с воздушным охлаждением, значительно более мощного, тяговитого и долговечного.
После ряда доработок конструкция была передана для серийного производства на Луцкий автомобильный завод, где производилась под наименованием ЛуАЗ-967.
Параллельно велись работы над гражданскими вездеходами НАМИ-049 «Огонёк», НАМИ-049А «Целина» и ЗАЗ-969, которые вылились в серийный выпуск модели ЛуАЗ-969 (с 1967 года), частично унифицированной с ЛуАЗ-967. скорость на плаву — 3 км/ч.
ЛуАЗ-967.
«НАМИ-032С»
Третья версия отличалась от предыдущей. Капот был выше, и рулевая колонка проходила над ним. Колеса стали больше, 15 дюймовые шины давали надежду, что автомобиль не будет застревать и буксовать, как было со второй серией. Но в этой серии снова были применены неудачные решения, и элементы кузова многие были сделаны из стеклопластика, это было провальное решение, и после испытаний также оказалось, что не только идея с кузовом провальная, но и идея о постановке мотоциклетного двигателя оказалось также неудачной.
В 1962 году «НАМИ» передало всю документацию Запорожскому автозаводу. И было построено еще 3 серии, которые имели название ЗАЗ-967. У этого ЗАЗа был еще мотоциклетный двигатель, и после многих доработок производство данного автомобиля на базе «НАМИ-032М» было передано на известный Луцкий автомобильный завод. И началось серийное производство автомобиля под названием ЛуАЗ-967.
Предыстория
В середине 1950-х годов в НАМИ был выработан перспективный типаж микролитражных автомобилей и их агрегатов, планируемых к освоению в период реализации Семилетнего плана развития народного хозяйства (1959—1965 годы). Данный типаж включал в себя три типа автомобилей: четырёхместный микроавтомобиль общего назначения, предназначенный для продажи в индивидуальное пользование (будущий ЗАЗ-965); двухместный микроавтомобиль для инвалидов, предназначенный для замены инвалидных мотоколясок Серпуховского завода (опытный НАМИ-031, в производство не пошёл) и лёгкий многоцелевой грузопассажирский автомобиль, рассчитанный на перевозку четырёх человек, либо двух человек и 200–250 кг груза.
Проработка последней концепции была начата НАМИ в 1958 году совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом с постройки опытного образца НАМИ-049 «Огонёк», конструкция которого во многом базировалась на ранее разработанном военном плавающем вездеходе НАМИ-032Г (конец 1956 или начало 1957 года). Автомобиль имел стальные несущее основание и каркас кузова (стойки, рамка лобового стекла, проём заднего борта), на которые крепились стеклопластиковые наружные панели (оперение, двери, капот, борт). В результате было достигнуто оптимальное сочетание веса — всего 752 кг в снаряжённом состоянии — и динамических качеств — максимальная скорость с 22-сильным ирбитским двигателем МД-65 составила 80 км/ч, а также расхода топлива — 6,7–7,1 л/100 км, в зависимости от дорожных условий. Использовались независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний мост при отключаемом заднем, блокируемые колёсные дифференциалы, колёсные редукторы. Грузоподъёмность составила 300 кг при двух пассажирах, либо четыре пассажира.
Впоследствии к работе над машиной подключились конструкторы вновь построенного специально для производства микролитражных автомобилей (Запорожье, УССР), на котором были созданы опытные образцы НАМИ-049А «Целина» (лёгкий грузовик) и ЗАЗ-969, унифицированные по силовому агрегату с только что освоенной заводом моделью ЗАЗ-965 «Запорожец».
Инструкция
В автомобиль ЛУАЗ проще установить силовой агрегат от ВАЗ-овской классики. Во-первых, они подходят по конструкции. Во-вторых, разработаны и продаются переходные плиты для замены мотора. В-третьих, набор передаточных чисел коробки передач ЛУАЗа оптимально подходит к движкам Жигулей.
Приобретите переходную пластину для установки двигателя. Чтобы общая масса автомобиля не увеличилась, выберите алюминиевую. Также можно скачать чертежи такой пластины и заказать ее изготовление на заводе, если есть такая возможность.
Снимите с ЛУАЗа запорожский мотор. С двигателя ВАЗ снимите дополнительные штатные опоры. Их установка абсолютно бесполезна – опоры ЛУАЗа конструктивно рассчитаны на большие перегрузки. Также снимите с двигателя маховик и корзину сцепления. Установите его на переходную плиту и прямо на ней подсоберите. Учтите, что основные модели переходных плит рассчитаны на использование шпилек ЛУАЗ.
Установив новый движок внутрь мотоотсека, не спешите снимать стропы лебедки. В подвешенном состоянии закрепите переходную пластину на картер сцепления, закрепите двигатель на опоры. Проверьте работу сцепления. Соберите новый радиатор Таврии с электровентилятором ВАЗ-2106. Его придется установить слева от нового двигателя. Иначе придется удлинять моторный отсек, изменять внешний вид автомобиля, портить его развесовку.
К новому радиатору воздух от фальшрадиаторной решетки подведите с помощью мягкого резинового воздуховода. Верхний патрубок системы охлаждения разместите внутри воздуховода. В нижний вверните сливную пробку и поместите в полость бампера. Расширительный бачок от ВАЗ-2108 закрепите слева от главного цилиндра сцепления, его нижний патрубок подключите непосредственно к помпе.
Гидровакуумный усилитель тормозов перенесите на правую сторону, а чтобы в него не попадала дорожная пыль и вода, его впускной клапан соедините с воздушным фильтром двигателя. Установите защитный картер двигателя.
Ажурный чугунный коленвал замените на усиленный стальной. Для модернизированного таким образом привода используйте ремень от М-412. Штатный масляный фильтр при установке нового мотора будет пересекаться с рулевой колонкой. Поэтому замените его на низкий Сhampion F101 с вытачиванием нового штуцера. Это не касается модели ЛУАЗ-1302 – его измененный рулевой механизм позволяет монтировать фильтр любого типа.
Сцепление мотора ВАЗ можно оставить штатным. Выжимной подшипник ЛУАЗа к нему подходит, но из-за резко возросшей на него нагрузки будет часто выходить из строя. Проблему решите установкой сцепления Luk. При объединении проводки ЛУАЗа с проводкой нового мотора заменяйте все изношенные провода. Желая получить идеальный вариант, замените все провода на качественные, а их соединения загерметизируйте специальными составами.
Недостатки Луаза
Большинство людей считает, что любой советский автомобиль – это зло, которого нужно бояться и обходить его стороной. На самом же деле, небольшой, ну, иногда чуть больше чем небольшой, список доработок сможет сделать из этого творения достойный автомобиль. Посмотрим, что же стало причинами такого «предвзятого отношения».
Двигатель
- Он очень прожорливый. Для того чтобы проехать сто километров по идеально ровной трассе, придется сжечь минимум 14 литров бензина, и это при объеме 1,2 литра.
- Воздушное охлаждение. Из-за этого он очень шумный, а так же плохо переносит высокие обороты, которые приходится поддерживать при преодолении препятствия. Как следствие – перегрев, однако, это достаточно редкое явление.
- Малая мощность. Даже при таких характеристиках 40 лошадок для 1,2 литрового мотора – это просто смешно, отсюда и такой расход, исправление этой проблемы мы рассмотрим чуть позже.
- Карбюратор, который постоянно просто льет топливо в цилиндры. Это отрицательно сказывается как на работе, так и на запуске двигателя, особенно на холодном.
- Отнесем это к силовой установке, поскольку редукторы на каждом колесе – это трансмиссия. Честно сказать, трудно придумать что-то более ненадежное, потому что ресурс данного узла не превышает и 80 000 километров.
Подвеска, рулевое управление
- Высокопрофильная резина, которая способствует раскачиванию на дороге, от этого управляемость очень сильно страдает. Сюда же можно отнести и ширину покрышек 16,5 см, что очень мало. Естественно, преодолевать какую-то грязь или снег на ней практически нереально. Да, еще один момент – это диаметр дисков 15 дюймов. На неровностях за это надо сказать спасибо, но разгон очень уж не радует.
- Огромный люфт рулевого колеса. Здесь установлен червячный механизм. Порой возникает такое чувство, что его собирали из того, что было на заводе в тот момент.
- Сложность рулевого управления. В сумме здесь 8 тяг, каждая из которых имеет по 2 шаровых наконечника, итого – огромный люфт, а так же постоянное обслуживание, решение проблемы – только качественные детали, либо самостоятельно изготовление шаровых опор на токарном станке.
- Маленькие колесные арки и малый ход подвески, поскольку она выполнена на рычагах.
Салон
- Маленькие сидения, низкие, которые не позволяют посмотреть на дорогу рядом с автомобилем, разве что если ваш рост подходит к 2 метрам, но тогда возникнут проблемы с потолком.
- Бензиновая печка. Этот момент некоторым нравится, но большинство не в восторге.
- Низкая шумка и теплоизоляция, которой практически нет.
Пожалуй, на этом все. Есть еще мелкие недочеты, но спишем их на то, что идеального автомобиля не существовало, и он никогда не будет существовать.
Завершающие работы по тюнингу штатного мотора
При переделке ЛуАЗа в части мотора не нужно особо усердствовать во время шлифовки головок. Практика показывает, что стачивание свыше 2,5 мм приводит к срыву шпилек. Стандартная степень сжатия составляет 7,4, а после обточки она возрастает до 9. Превышение этого показателя приводит к деформации силовой установки и прогоранию поршней.
После проведения шлифовальных работ необходимо использовать топливо АИ-92, предварительно заменив поршневые кольца на более прочные модификации. После проведенного процесса вырастет температурный режим функционирования, в связи с чем необходимо побеспокоиться о системе принудительного охлаждения.
Некоторые умельцы умудряются расточить цилиндры под 79-миллиметровый поршень, что дает возможность повысить мощность до 60 «лошадок». Выхлопной узел рекомендуется развести на две трубы, что даст возможность точнее настроить работу силового агрегата за счет улучшения вентиляции цилиндров. На этом можно считать доработку штатного мотора ЛуАЗа завершенной.
Что в итоге
Конечно, ЛуАЗ 969 м не является амфибией, но его происхождение чувствуется с первого взгляда. Кузов компактно смещает в герметичном корпусе мотор и коробку передач, главную передачу и кардан, который для надежности еще и в трубу поместили. Ходы подвески даже по нынешним меркам впечатляют, образуя дорожный просвет в 28 и 30 сантиметров под передней и задней осью.
Внедорожный арсенал дополняется отличной зубастой резиной, редукторы, дифференциал и продуманную развесовку: при весе меньше тонны переднеприводный ЛуАЗ имеет смещенный на переднюю ось кузов и мотор, расположенный тоже спереди. В результате карабкается этот малыш в гору и пробирается по труднопроходимой местности подобно маленькому танку: медленно, упорно, но стабильно и целенаправленно.
В народе бытует мнение, что моторы от запорожцев сослужили ЛуАЗу плохую службу, сильно убавив его потенциал. Однако надо заметить, что именно благодаря этим двигателям «жужик» не только появился на свет, но и вошел в массы. Кроме того, в отличие от заднемоторного «Горбатого», ЛуАЗ не испытывал склонности к перегреву.
Зато ездил он примерно так же. Отзывы владельцев говорят однозначно: динамика – это не про 969-й. Без сноровки ехать на дальние расстояния однозначно не стоит, бывалые водители говорят, что на первых двух передачах автомобиль едет примерно как танк. Только на пятой передаче создается ощущение езды.
Ехать комфортно можно на 60 км/ч, причем, здесь проявляется интересная деталь. От природы ЛуАЗ не оснащен какой-либо шумоизоляцией (она, конечно, есть, но по факту бесполезна), однако при наборе скорости шума в салоне становится меньше (или же к нему просто привыкаешь). Когда со временем начинаешь чувствовать автомобиль, выходишь на оптимальную скорость и спокойно едешь на постоянной скорости от заправки до заправки.
Итог
ЛуАЗ 969 – легендарный автомобиль, который стоит в одном ряду с УАЗ и Нива, а по некоторым показателям и превосходит их. Если вы решили купить «Волынь», учтите, что придется уделить достаточно много времени на приведение и поддержание автомобиля в хорошем состоянии. Вариантов его тюнинга великое множество, однако эксперты не советуют устанавливать более мощный двигатель, потому что узлы машины попросту на рассчитаны на возрастающие в таком случае нагрузки.
- Далее Opel Frontera: немецкое качество, японские корни
- Назад Volvo Laplander C 303: на что способен иностранный гость
-
6 Авг, 2019
-
5 Авг, 2019
-
Кроссоверы Hyundai / Новости
5 Авг, 2019
-
3 Авг, 2019
-
Законодетельство / Налоги и штрафы
2 Авг, 2019
-
1 Авг, 2019
-
13 Апр, 2019
-
12 Мар, 2019
-
17 Фев, 2019
-
11 Апр, 2019
-
27 Июл, 2017
Популярные кроссоверы
Кроссоверы Acura Кроссоверы Audi Кроссоверы BMW Кроссоверы Cadillac Кроссоверы Chevrolet Кроссоверы Chery Кроссоверы Citroen Кроссоверы Dodge Кроссоверы Ford Кроссоверы Honda Кроссоверы Infiniti Кроссоверы Jeep Кроссоверы Hyundai Кроссоверы Kia Кроссоверы Lexus Кроссоверы Lada Кроссоверы Land Rover Кроссоверы Mazda Кроссоверы Mercedes Кроссоверы Mini Кроссоверы Mitsubishi Кроссоверы Nissan Кроссоверы Porshe Кроссоверы Peugeot Кроссоверы Opel Кроссоверы Renault Кроссоверы Ssang Yong Кроссоверы Skoda Кроссоверы Subaru Кроссоверы Suzuki Кроссоверы Toyota Кроссоверы Volkswagen Кроссоверы Volvo