Колесная формула грузовых автомобилей таблица
Содержание:
- Короткая колесная база
- Колесная формула
- Таблицы
- Установочная высота
- Трансмиссия.
- Сделано для России
- Полный привод автомобиля
- Другая техника
- Двигатель и КПП
- Подробнее о тридеме
- Фиксация и изъятие следов транспортных средств
- Колёсная формула автомобилей, тракторов и самоходных шасси
- Колесная формула
- Короткая колесная база
Короткая колесная база
Если говорить про соотношение машин в процентах, то машин с коротким типом базы намного больше, ведь это «A», «B» и «C» классы, так популярные сегодня.
К плюсам этого варианта можно отнести: лучшую реакцию руля на действия водителя, уверенную управляемость в небольших улочках города.
Проходимость намного выше, также эти авто не боятся высокого угла подъема.
Такие машины намного легче вывести из заноса, при разгоне и высоких скоростях лучше слушаются руля.
Идеальные примеры это маленькие городские кроссоверы, такие как NISSAN Juke или Opel Mokka, у них отличное сочетание колесной базы свесов, клиренса и габаритов самого автомобиля. Они могут быть полноприводными, что только увеличит реакции руля и проходимость на умеренном бездорожье, которое у нас может образоваться в любом дворе зимой.
Например, тот же Nissan Teana «сядет пузом» там, где Juke легко пролезет.
Минусы этого типа – это невысокая устойчивость на высоких скоростях, гонять на них (за 150 км/ч) — нельзя!
Колесная формула
- Подробности
- Категория: Техническая информация
- Просмотров: 12326
Грузовые автомобили принципиально могут изготавливаться в двух главных исполнениях: Автомобиль-тягач и Базовое шасси. Базовым шасси (автомобиль с кузовом на своем шасси) служит автотранспортное средство, подлежащее укомплектовыванию кузовом, навесныи и иногда прицепным оборудованием.
Но также грузовой автотранспорт квалифицируется и прозиводители могут предлагают в различных вариантах «колесных формул». Вот про это мы и поговорим.
и так основные колесные формулы:
1. 4×2. Грузовик с двумя осями, где одна ось ведущая. Иначе четыре колеса (сдвоенные считаются за одно) где два ведущих. Стандартная компановка, одна из самых распространных колесных формул.
2. 4×4. (03197) Грузовик с двумя осями, где все оси ведущие (привод на все колеса).
3. 6×2. (03189)Грузовик с тремя осями, с одной ведущей осью задней
4. 6×2*4. (03191) Грузовик с тремя осями где одна только ведущая, а после ведущей есть еще одна ось, в большинстве случаев подъемная и подруливаемая.
5. 6×2/4. (03190) Грузовик с тремя осями где одна только ведущая, а перед ведущей есть еще одна ось, в большинстве случаев подъемная и подруливаемая.
6. 6×4. (03192) Грузовик с тремя осями где задние две сдвоенные оси ведущие (балансирная тележка). Стандартная компановка, одна из самых распространных колесных формул.
7. 6×6. (03198) Грузовик с тремя осями и все ведущие (полный привод).
8. 8×2. (03193) Грузовик с четырьма осями, где только одна ведущая.
9. 8×2*6. (03195) Разновидность выше указаной модификации, где четыре оси одна ведущая и три оси (6 колес) подруливаемые, которые хоть одна находится сзади ведущей оси .
10. 8×2/4. (03196) Разновидность выше указаной модификации, где четыре оси одна ведущая и две оси (4 колес) подруливаемые, которые находятся впереди ведущей оси (осей).
Также существует множество других варианты, которые я надеюсь Вам не понадобятся, например:
8×4 Грузовик с четырьмя осями с двумя рулевыми (управляющими) передними осями и тележкой со сдвоенными ведущими осями.
8×4 также включает 8×4*4 с одной рулевой передней осью и рулевой осью позади сдвоенных ведущих осей.
8×6 Грузовик с четырьмя осями и с двумя рулевыми передними осями, передняя которая введущая передняя ось, и двумя ведущими (8×6/4).
8×8 Грузовик с четырьмя осями с двумя рулевыми осями и все оси ведущие.
И еще более редкие: 6×4/4, 6×4*4, 8×4/4, 8×4*6, 8×6/4, 10×4*6.
Таблицы
В таблицах вы найдете формулы самых распространенных транспортных средств. Два и более показателя через запятую, говорят о наличии у производителя различных модификаций.
Легковые автомобили
Модель авто | Формула |
---|---|
ВАЗ | |
ваз 2107 | 4х2 |
ваз 2110 | 4х2 |
ваз 2109 | 4х2 |
ваз 2106 | 4х2 |
ваз 2108 | 4х2 |
лада ларгус | 4х2 |
лада веста | 4х2 |
лада х рей | 4х2, 4х4 |
лада гранта | 4х2 |
лада калина | 4х2 |
нива шевроле | 4х4 |
нива 2121 | 4х4 |
УАЗ | |
уаз патриот | 4х4 |
уаз 39094 фермер | 4х4 |
Renault | |
рено дастер | 4х2, 4х4 |
рено логан | 4х2 |
рено сандеро степвей | 4х2, 4х4 |
рено сценик 2 | 4х2, 4х4 |
Kia | |
kia rio | 4х2 |
kia ceed | 4х2 |
kia soul | 4х2 |
kia sportage 2010 | 4х2, 4х4 |
Ford | |
форд транзит | 4х2 |
форд фокус 2 | 4х2 |
Skoda | |
шкода рапид | 4х2 |
шкода октавия | 4х2 |
шкода фабия | 4х2 |
шкода октавия тур | 4х2 |
Daewoo | |
ланос | 4х2 |
нексия | 4х2 |
Nissan | |
ниссан икстрейл | 4х2, 4х4 |
Toyota | |
land cruiser 80 | 4х4 |
тойота камри | 4х2, 4х4 |
рав 4 | 4х2, 4х4 |
Suzuki | |
сузуки самурай | 4х4 |
сузуки гранд витара | 4х2, 4х4 |
Chevrilet | |
шевроле лачетти | 4х2 |
Opel | |
opel vectra | 4х2 |
astra family | 4х2 |
astra h | 4х2 |
SsangYong | |
кайрон 2.3 бензин | 4х4 |
Fiat | |
фиат дукато | 4х2 |
Hyundai | |
хендай солярис | 4х2 |
VolksWagen | |
volkswagen caravelle | 4х2, 4х4 |
Грузовые автомобили
Модель авто | Формула |
---|---|
БелАЗ | |
белаз 75131 | 4х2 |
белаз 7540 | 4х2 |
белаз 7555 | 4х2 |
белаз 7555в | 4х2 |
ГАЗ | |
газ 53 | 4х2 |
газ 66 | 4х4 |
валдай | 4х2 |
газель некст | 4х2 |
газ 3302 | 4х2 |
газ 3307 | 4х2 |
ЗиЛ | |
зил 130 | 4х2 |
зил 131 | 6х6 |
зил 133 | 6х4 |
зил 431410 | 4х2 |
зил 5301 | 4х2 |
КамАЗ | |
камаз 4310 | 6х6 |
камаз 43118 | 6х6 |
камаз 5320 | 6х4 |
камаз 5410 | 6х4 |
камаз 55111 | 6х4 |
камаз 65115 | 6х4 |
камаз 6520 | 6х4 |
камаз 6540 | 8х4 |
камаз 7850 | 16х16 |
камаз 78504 | 8х8 |
камаз 78509 | 12х12 |
МАЗ | |
маз 5335 | 4х2 |
маз 54322 | 4х2 |
маз 54323 | 4х2 |
маз 5551 | 4х2 |
маз 6303 | 6х4 |
маз 6501 | 6х4 |
НЕФАЗ | |
нефаз 4208-34 | 6х6 |
Renault | |
рено магнум | 4х2, 6х2, 6х4 |
УРАЛ | |
урал 4320 | 6х6 |
урал 5557 | 6х6 |
Freightliner | |
фредлайнер | 6х4, 6х6 |
Hyundai | |
hd 78 | 4х2 |
Volvo | |
volvo fh12 | 4х2, 6х2 |
Прочая техника
Модель авто | Формула |
---|---|
Автобусы | |
маз 103 | 4х2 |
паз 3205 | 4х2 |
лиаз 5256 | 4х2 |
Трактора | |
юмз 6 | 4к2а |
мтз 80 | 4к2а |
мтз 82 | 4к4а |
Грейдеры | |
дз 98 | 1х3х3 |
Прочее | |
бтр 80 | 8х8 |
шасси баз 695071 | 8х8.1 |
Установочная высота
Установочная высота, или высота уровня оказывает решающее влияние на результаты проверки углов установки колёс. На неё влияет загрузка, степень заправки топливного бака или других ёмкостей с жидкостью, а также перепад температур, вследствие чего могут изменяться такие параметры ходовой части, как развал, схождение и угол продольного наклона оси поворота управляемых колёс.
Полная информация в .pdf доступна здесь.
Вопрос от читателя:
«Доброго времени суток, меня зовут Алина. Недавно сдала на права и сейчас познаю азы управления в городе – одна, а это не то чтобы ездить с инструктором. Водить нравится, также немного хочу поднатаскаться в технических знаниях об авто, в школе дали многое, но многое и не дали! Сергей у вас замечательный блок, яркий полезный информативный – пожелание запишите больше видео уроков вождения именно в городе, например как парковаться, как заезжать на бордюр и т.д. НОВИЧКАМ это просто необходимо! Но сегодня у меня такой вопрос – что такое колесная база и зачем она нужна в автомобиле? Какие функции она выполняет? Еще раз спасибо. Алина»
Трансмиссия.
Практически все автогрейдеры новых моделей оснащаются трансмиссией с электронным управлением с переключением под нагрузкой, как правило, гидромеханической.
В ряде гидродинамических трансмиссий оператор с помощью переключателя может выбирать из двух режимов работы трансмиссии: передача мощности через ГДТ или через зубчатую передачу. При передаче механическим способом скорость движения получается выше (т. к. отсутствует проскальзывание в ГДТ). Режим передачи мощности через ГДТ может использоваться для управления движением на низких скоростях и мощностью с гарантией, что двигатель не «заглохнет» под нагрузкой.
Для привода передних колес широко используют двухконтурный гидростатический механизм: на каждое колесо приходится отдельный гидронасос и гидромотор, скорость вращения каждого колеса измеряется отдельным датчиком. Передние колеса не «отнимают» крутящий момент друг у друга, и электронная система управления может уравнять их скорость вращения со скоростью колес задней тележки. Оператор может отслеживать по приборам величину тяги на передних колесах и настраивать педаль «ползущего» хода, чтобы привод передних колес включался одновременно с задней тележкой или с задержкой до тех пор, пока хватает сцепления с грунтом задних колес. Система управления координирует величину крутящего момента, который передается на передние колеса, с крутящим моментом на колесах задней тележки при движении «ползущим» ходом. В других автогрейдерах передача крутящего момента на задние колеса автоматически отключается, когда оператор нажимает педаль «ползущего хода», таким образом, во время чистового (нивелирования) крутящий момент передается только на передние колеса.
Механические коробки передач, однако, также совершенствуются, подавляющее большинство имеет систему автоматического переключения передач и реверс без использования педали «ползущего» хода.
Сделано для России
Отличным примером использования тридема является необычный автомобиль-фургон. Он работает на Дальнем Востоке, достаточно универсален, может использоваться на доставке грузов. У него большая колёсная база, но клиента это не пугает, манёвренность у машины хорошая. Сделана на базе модели Volvo FH. У этой машины кроме трёхосной тележки очень интересный кузов в распашными боковыми воротами. Такое решение позволяет загружаться не только сзади, но и с боков.
Другой вариант – это тягач-тяжеловоз с 16-литровым мотором мощностью 700 л.с. (952 кВт). Получилась очень функциональная машина, но обычно с таким мотором берут навороченную комплектацию. Здесь клиент подошёл очень функционально, даже не взял высокую кабину, потому что машина предназначена только для выполнения тяжёлой работы. А мощное шасси и мотор нужны только для перевозки негабаритных грузов, высокая кабина может ограничивать возможности и создавать проблемы по высоте. Поэтому была взята машина с маленькой кабиной с самым мощным двигателем в классе с трёхосной тележкой, где подъёмная ось стоит перед ведущими осями. У этого грузовика очень плотная компоновка, и для топливного бака сбоку места не нашлось, поэтому бак разместили за кабиной. Тягач-тяжеловоз оснащён мощным седлом, а в заднем свесе рамы у него стоит подготовка под буксирное устройство, т. е. машина может возить не только полуприцепы, но и тяжеловесные платформы.
Компания Volvo Trucks Россия настолько уверена в формуле тридем, что открыла их производство в Калуге. На фото первый автомобиль, он был собран в начале ноября 2019 года в Калуге. Грузовик оснащён трёхосной тележкой 8х4 с задней подъёмной осью – наиболее распространённая комбинация. У машины внедорожная пневмоподвеска. Здесь же на заводе она была оснащена 30-тонным крюковым погрузчиком для перевозки контейнеров со строительным и бытовым мусором. Такие машины компания уже предлагает на российском рынке два года, но ранее они собирались только в Швеции.
Полный привод автомобиля
Потенциальные покупатели, которые задаются вопросом, какой привод лучше, как правило, не находят ясного ответа на свой вопрос. В таком случае можно обзавестись системой полного привода. Конструктивная его особенность заключается в том, что усилия могут передаваться одновременно на переднюю и на заднюю ось. В свою очередь, ощущается лучшая управляемость и проходимость в любых, даже самых сложных условиях бездорожья. Как правило, чаще всего транспортные средства с таким типом привода производятся в кузовах джипов и «паркетников» — уменьшенных копий джипов, предназначенных для активного передвижения на плохих дорогах и по минимальному бездорожью.
На видео рассказано о разновидностях полноприводных автомобилей:
Минусы полного привода
Тем не менее для активного передвижения по бездорожью рекомендуем авто с полным приводом. Если приходится ездить по городу в спокойном режиме — подойдёт как задний, так и передний привод.
Другая техника
Трактора
Формула для тракторов имеет свои особенности. Нередко встречаются варианты 4к2, 4к2а, 4к4б. Как и в случае с автомобилями, первая цифра указывает на количество колес, вторая на ведущие. Литера А после цифры сообщает о меньшем диаметре передней колесной пары, Б о равных диаметрах передних и задних колес.
Автогрейдеры
Автогрейдер – прицепная или самоходная машина, предназначенная для перемещения и разравнивания сыпучих материалов, снега. В колесной формуле для автогрейдеров указывается количество осей. Возьмем запись типа АхБхВ, где:
- А – число управляемых осей;
- Б – количество ведущих осей;
- В – общее количество.
Таким образом формула 1х2х2 читается как: полноприводный, двухосный грейдер с одной поворотной осью.
Двигатель и КПП
Характеристики | Показатели |
Модель автомобиля | МАЗ-6303А3 |
Модель двигателя | ЯМЗ-6563.10 (ЕВРО-3) |
Мощность двигателя, кВт/л.с. | 184 (250) |
Коробка передач (число передач) | ЯМЗ-2381-06 (8) |
Размер шин | 12.00R20 |
База автомобиля, мм | 3810 |
Объем топливного бака, л. | 200 |
Грузовик оснащается 4-тактными 8-цилиндровыми V-образными силовыми установками ЯМЗ-238. В зависимости от модификации двигателя, мощность мотора от 170 до 400 лошадиных сил. Двигатели достаточно экономичны. Так, в смешанном режиме езды, мотор на каждые 100 километров пути расходует 27,5 литров дизельного топлива. При езде в городе, этот показатель увеличивается до 40 литров, а на трассе, уменьшается до 25 литров соответственно.
Двигатели могут похвастать и отменной динамикой разгона грузовика. Так, при активированном ограничителе скорости, МАЗ-6303 может разогнаться до 85 километров в час, а без ограничителя, до 100 километров в час. Моторы надежны, неприхотливы, ремонтопригодны и соответствуют классу экологической безопасности ЕВРО-3.
Что касается трансмиссии грузовика, устанавливаются различные версии коробок переключения передач ЯМЗ-238. Модификации КПП, зависит от модификации используемого мотора. Автомобиль оснащен 8-ступенчатыми механическими коробками переключения передач и синхронизаторами передач переднего хода. Также модель комплектуется 4-ступенчатыми модификациями механической трансмиссии. Такие устройства дополнительно комплектуются двухдиапазонным планетарным демультипликатором для повышения крутящего момента.
Внимание! Двухдиапазонный планетарный демультипликатор используется в конструкции большегрузных автомобилей, работающих в трудных дорожных условиях – устройство расширяет штатные возможности установленной КПП, и позволяет без вмешательства в конструкцию трансмиссии, увеличить количество передач
Подробнее о тридеме
В своих оглядках мы редко ориентируемся на Южную Корею, нам ближе Европа. А там грузовики, у которых строенные задние оси настолько популярны, что срок производства таких машин выше, чем машин с другими колёсными формулами. Этот глобальный конструкционный подход вполне разделяет российское представительство Volvo Trucks, вполне понимая эффективность такой формулы. Компания уже не первый год продвигает тридемы, но только сейчас появляются реальные наработки эффективности от внедрения таких автомобилей.
Если рассмотреть весь ряд многоосных автомобилей Volvo Trucks получается вот такая таблица колёсных формул. В середине красным выделена классическая компоновка – две передние оси и две задних – таковы все классические четырёхосные самосвалы, хорошо известные на рынке. Эта формула идёт с рессорными подвесками спереди и сзади. У таких автомобилей максимальная техническая грузоподъёмность, и используют их в самых тяжёлых условиях, обычно для перевозки инертных материалов. При такой работе эффективно загружаются все четыре оси.
Если же мы говорим про перевозку по дорогам общего пользования с учётом того, что в последние годы всё усиливается контроль за допустимыми осевыми нагрузками и допустимыми нагрузками на автомобиль, то в плане максимальных легальных нагрузок будет эффективнее использовать автомобиль с трёхосной тележкой.
Самая популярная и распространённая формула для автомобилей кузовами-надстройками – это формула 8х4, где поддерживающая ось (она же подъёмная и поворотная) располагается сзади после двух ведущих осей. Она наиболее универсальная и наибольшее количество автомобилей реализуется именно в такой схеме. Колёсная схема, обозначенная в таблице как pusher tridem 8х4, с подъёмной осью перед ведущими осями обычно используются в седельных тягачах, которые применяются для перевозки тяжёлых и негабаритных грузов.
А самой универсальной можно назвать схему tag pusher tridem 8х2 – это автомобиль, у которого всего одна ведущая ось – третья. В такой колёсной формуле может быть две или три управляемые оси и две подъёмных оси, т. е. внутри одного автомобиля мы можем получить четыре разные модели (4х2, 6х2 или 8х2) в зависимости от того, как будет грузовик использоваться.
Если же говорить о пятиосных машинах, в них можно комбинировать две передние оси и строенную тележку как с двумя ведущими осями (tag tridem 10х4), так и с тремя (tag tridem 10х6).
Трёхосная тележка оснащается только пневматической подвеской. Volvo Trucks предлагает два разных варианта пневматической подвески, что выделяет её среди конкурентов. Есть так называемая дорожная подвеска – это вариант подвески, который шведская компания обычно устанавливает на седельные тягачи и шасси, которые ездят по дорогам общего пользования. Но выпускаются грузовики и с внедорожной пневматической подвеской, которые есть только у Volvo Trucks. Её особенность заключается в том, что у неё очень компактная конструкция, при этом она имеет такую же грузоподъёмность, как и автомобили с рессорной подвеской, но у такого автомобиля значительно выше устойчивость. В таких машинах стабилизаторами оснащается каждая ось автомобиля, и, разумеется, улучшается плавность хода, а вибронагруженность при езде по неровным поверхностям снижается. Одним словом, на неровных поверхностях грузовики с внедорожной пневматической подвеской ведут себя значительно лучше, чем с рессорными подвесками. И при этом нет риска повредить низко расположенные элементы, потому что всё поднято довольно высоко.
Возьмём для примера два автомобиля. Один классический грузовик 8х4 с расстоянием между первой и четвёртой осью 5970 мм. Внешний радиус поворота у него около 10 метров. Другой грузовик с тридем со схожим расстоянием между крайними осями и даже чуть больше. Тем не менее у него радиус поворота получается на два с лишним метра меньше. Вывод таков: тридем – это колёсная формула, которая обеспечивает легальную максимальную грузоподъёмность, оптимальное распределение осей под нагрузкой и без нагрузки, а ещё и обеспечивает отличную манёвренность. Всё это хорошо для автомобиля, который работает в стеснённых условиях, например, как коммунальная техника, или автомобили, работающие на доставке грузов в городской черте. Хотя, конечно, сложно представить четырёхосные автомобили на доставке грузов, но они есть.
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
- вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
- вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
- количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
- место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
- размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
- рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
- наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
- расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
- признаки, указывающие на направление движения автомашины;
- способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
- как упакованы изъятые следы.
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится и съемка. При узловой съемке
следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки,
при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней
мере три элемента следов транспортных средств:
- колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
- рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
- отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора
гипса та же, что и в случаях . Специфика
здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку
следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины
предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими
перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в
след. Затем производится заливка гипсовым раствором.
Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются
с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Колёсная формула автомобилей, тракторов и самоходных шасси
С целью классификации машин по числу колёс и их назначению используется колёсная формула, которая состоит из двух цифр. Первая цифра обозначает число всех колёсных опор машины, а вторая – число опор, где установлены ведущие колёса. Например, грузовой автомобиль с одним задним ведущим мостом и ведомым передним имеет колёсную формулу 4х2; трёхосный автомобиль со всеми ведущими колёсами – 6х6. У тракторов колёсная формула состоит из двух аналогичных цифр, соединённых буквой К. Например, четырёхколёсный трактор с ведущими только задними колёсами – 4К2.
Похожие материалы:
- НОВОСТИ
- ФОТО
- ВИДЕО
- Самодельные тракторы
- Учебно-справочные материалы
- Трактор Т-4А
- Трактор Т-40, Т-40А
- Трактор Т-150, Т-150К
- Трактор Т-130М
- Трактор МТЗ-80.1, МТЗ-82.1, МТЗ-82.2
- Трактор МТЗ-80, МТЗ-82
- Трактор МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л
- Трактор МТЗ-100, МТЗ-102
- Трактор К-700, К-700А, К-701, К-702
- Трактор ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К
- Трактор ДТ-20
- Трактор ДТ-175С
- ТО и ремонт
- Производственная эксплуатация МТА
- Комбайн «ДОН»
- Комбайн «Нива»
- Комбайн «Енисей»
- Комбайн «Колос»
- Самоходное шасси Т-16М
- Ремцех
Колесная формула
Для автомобилей с колесной формулой 8X8 применение блокируемых дифференциалов практически не влияет на суммарную силу тяги по сцеплению. Поэтому самоблокируемые ( или принудительно блокируемые) межколесные дифференциалы устанавливают в основном на автомобилях с колесной формулой 4X4, реже на автомобилях с колесной формулой 6X6, главным образом в мостах задней тележки. Использование блокируемых дифференциалов ( или повышенного трения) в передних мостах автомобилей с колесной формулой 6×6 нецелесообразно вследствие более высокой нагруженности трансмиссии и мостов при установке таких дифференциалов.
Расположение двигателя у легковых. |
У автомобиля с колесной формулой 4×4 ( рис. 11.13, в) заменен передний, неведущий мост базовой машины — ведущим.
Для характеристики автомобилей применяют колесную формулу, в которой первая цифра указывает общее число колес, а вторая — число ведущих колес.
Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу введена третья цифра 2 или 1, отделенная от второй цифры точкой. Цифра 2 указывает, что ведущая задняя ось ( оси, тележка) имеет двухскатную ошиновку, а цифра 1 — что все колеса односкатные.
У трехосных автомобилей с колесной формулой 6×4 отсутствует карданная передача к переднему мосту. Угловое перемещение карданных валов обеспечено конструкцией карданных шарниров, а изменение расстояний между шарнирами — наличием шлицевых соединений вилок карданных шарниров с карданным валом. Обычно у неподвижно стояще.
Схема передачи крутящего момента на ведущие колеса трехосного автомобиля ЗИЛ-131. |
В трехосных автомобилях с колесной формулой 6×6 ( ЗИЛ-131, Урал-375) крутящий момент от раздаточной коробки 5 ( рис. 63) передается к переднему / и среднему 7 ведущим мостам. К заднему ведущему мосту 9 крутящий момент передается карданным валом 8 от среднего ведущего моста.
Сельскохозяйственные самосвалы повышенной проходимости ( колесная формула 4X4 и бХб), рассчитанные для систематической работы с прицепом-самосвалом ( в составе автопоезда); к этой группе относятся: К.
На базе двухосных автомобилей с колесной формулой 4X2 средней грузоподъемности ( типа ЗИЛ) целесообразно создание автомобилей с колесной формулой 6X6, так как в этом случае важнее снизить осевую нагрузку и обеспечить хорошую проходимость автомобиля, чем оставить унифицированные мосты. Кроме унификации силовой установки, движителя и трансмиссии обеспечивается достаточно высокая унификация кабин, тормозной системы, электрооборудования, рулевого управления и других узлов.
Наиболее просты схемы автомобилей с колесными формулами 4X4 и 6X6, хотя наблюдается относительное разнообразие общих схемных решений, особенно у автомобилей-транспортеров и колесных тягачей.
Полноприводные автомобили повышенной проходимости с колесными формулами 4X4 и 6X6 относятся к внедорожному транспорту, и нормы максимально допустимой высоты установки световых приборов для них могут быть увеличены.
Оценка преимущества использования автомобилей с различными колесными формулами в качестве тягачей может быть проведена путем сравнения соотношения реализуемой грузоподъемности автопоездов одинаковых полных масс в составе тягачей типа 4 Х2и6Х4и соответственно 4 X 4 и 6 X 6 при движении по дорогам с низкими сцепными качествами. При этом исходим из условия, что при эксплуатации автопоездов автомобили-тягачи имеют номинальную загрузку, а реализуемая грузоподъемность прицепного состава не может быть меньше снаряженной массы прицепов. В случае невыполнения этого условия применение автопоезда на данной дороге считается нерациональным.
Рисунки протекторов и конструкции шин. |
Важным показателем колесной машины является ее колесная формула. Первая цифра формулы обозначает число всех колес, вторая — число приводных колес. Колесная формула машин чаще всего 4X2, для вездеходных машин 4X4, реже применяются трехосные машины с колесной формулой 6X4, еще реже 6X6 и в исключительных случаях 4 — 8-осные, как правило имеющие соответственно не более 2 — 5 ведущих осей.
Короткая колесная база
Если говорить про соотношение машин в процентах, то машин с коротким типом базы намного больше, ведь это «A», «B» и «C» классы, так популярные сегодня.
К плюсам этого варианта можно отнести: лучшую реакцию руля на действия водителя, уверенную управляемость в небольших улочках города.
Проходимость намного выше, также эти авто не боятся высокого угла подъема.
Такие машины намного легче вывести из заноса, при разгоне и высоких скоростях лучше слушаются руля.
Идеальные примеры это маленькие городские кроссоверы, такие как NISSAN Juke или Opel Mokka, у них отличное сочетание колесной базы свесов, клиренса и габаритов самого автомобиля. Они могут быть полноприводными, что только увеличит реакции руля и проходимость на умеренном бездорожье, которое у нас может образоваться в любом дворе зимой.
Например, тот же Nissan Teana «сядет пузом» там, где Juke легко пролезет.
Минусы этого типа – это невысокая устойчивость на высоких скоростях, гонять на них (за 150 км/ч) — нельзя!