Что такое разболтовка колесных дисков: определение и правила выбора
Содержание:
Полная и сокращенная формула разболтовки
Как правило, на колесах с завода указывается полная формула, отображающая все необходимые параметры. В разговорной речи автолюбители чаще пользуются коротким и узнаваемым обозначением, которое не дает полного представления о продукте. Рассмотрим каждую из формул по отдельности.
Сокращенная
Сокращенная формула для определения измеряемых показателей называется PCD (Pitch Circle Diameter). Она включает в себя два размера и выглядит следующим образом: 4ˣ98 (разболтовка колесных дисков для ВАЗ-2110). Цифра «4» здесь обозначает количество вырезок под болты, цифра «98» — результат поперечного измерения их окружности.
Распространенные значения PCD: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 130, 139.7.
Сокращенная формула позволяет подобрать требуемую запчасть, которую можно установить на автомобиль. Однако неправильная разболтовка по другим параметрам не позволит полноценно эксплуатировать транспортное средство.
Полная
Как узнать разболтовку по полной формуле, которая указывается на диске в заводских условиях и имеет следующий формат: 7.5 Jˣ15 H2 5ˣ100 ET 40 D 54.1? Рассмотрим, что обозначает каждая буквенно-цифровая группа этой кодировки.
- 7.5 JX 15 – ширина обода 7.5 дюйма, диаметр 15 дюймов. Буква «X» свидетельствует о том, что диск литой или кованный, буква «J» — что продукция должна применяться только на моноприводных машинах (маркировка для полноприводных авто — JJ).
- H2 – количество концевых выступов (хампов), предназначенных для удержания бескамерной шины. Возможны варианты с одним выступом («Н1») или без них («АН»). Hump (бугор, возвышение) – обеспечивает надежную фиксацию шины в поворотах, позволяет избежать разгерметизации.
Маркировка Расшифровка H Hump H2 Double Hump FH Flat Hump FH2 Double Flat Hump CH Combination Hump EH2 Extended Hump EH2+ Extended Hump 2+ AH Asymmetric Hump - PCD 5ˣ100 – формула разболтовки, рассмотренная в предыдущем подпункте этой статьи.
- ET 40 (сокращение от немецкого Einpress Tief) – показатель вылета. В приведенном примере обозначен положительный вылет 40 мм. Если вылет отрицательный, перед цифрой ставится знак «-», если нулевой – знак «0». Величина вылета определяет где будет находится привалочная плоскость. Отклонение от рекомендуемых производителем значений приводит к изменению направления и величины сил, которые воздействуют на подвеску.
- D 54.1 – диаметр ступичного отверстия в мм (DIA).
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЕС
Максимальная допустимая статическая нагрузка
на колесо должна быть не менее 1/4 разрешенной максимальной массы автомобиля (в кгс), указанной в паспорте или свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Основные размеры колес
в основном определяются действующей на них нагрузкой и габаритами тормозных механизмов. В зарубежных каталогах размер «в» обозначается как ET; «г» – DIA; «д» – PCD. Определяющими для колеса размерами служат ширина обода и монтажный (посадочный) диаметр, как правило, представленные в дюймах. Кроме того, в обозначение колеса входит буква, обозначающая форму профиля обода. Например, в маркировке 5,5Jі15 первая цифра обозначает ширину обода, буква J – форму его профиля (встречаются также профили, обозначаемые буквами E, L, K) и последняя цифра – монтажный диаметр колеса, совпадающий с тем же размером шины.Посадочный диаметр – диаметр поверхности обода (в дюймах), на которую монтируется шина, например 12; 13; 14; 15; 16 и т.д. Этот размер должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины.Посадочная ширина – расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода (в дюймах), например 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и т. д. Легкосплавные колеса выпускают диаметром 12–22 дюйма, при этом ширина посадочного обода варьируется в пределах 4–10 дюймов.Вылет обода – расстояние (в мм) от привалочной плоскости (прилегающей к ступице) колеса до плоскости, проходящей через середину обода. Этот размер определяется, если провести условную плоскость через середину обода колеса и измерить расстояние от нее до крепежной плоскости. Если плоскости совпадают, то вылет нулевой. Если привалочная плоскость выступает за плоскость симметрии, то вылет положительный. Если привалочная плоскость не доходит до плоскости симметрии – вылет отрицательный. Чаще всего считается допустимым изменение величины вылета в пределах ±5 мм, но некоторые производители дисков рекомендуют отклонение ±10 мм. Следует отметить, что изменение величины вылета сказывается на кинематике подвески, на управляемости, на сроке службы подшипников, на устойчивости автомобиля. Уменьшение вылета по сравнению со значением, принятым автопроизводителем, приводит к увеличению колеи и большему выступанию колес из арок. Если при этом используются обода с увеличенной шириной, то чрезмерно выступающие шины будут интенсивнее загрязнять автомобиль. Кроме этого, снизится уровень его безопасности.Диаметр расположения центров крепежных отверстий (определяется в мм) должен точно соответствовать диаметру окружности, на которой расположены центры крепежных (резьбовых) отверстий или шпилек ступицы. Обычно этот размер отображается двумя цифрами: перед условным диаметром обозначается количество отверстий, например 4×114,3 (четыре отверстия на окружности диаметром 114,3 мм). Так как автопроизводители не договорились об унификации диаметров расположения крепежных отверстий, то существует ряд довольно близких размеров: 4×98 и 4×100; 4×112 и 4×114,3; 5×98 и 5×100; 5×108 и 5×110; 5×112 и 5×114,3; 5×120 и 5×120,7 и т.п. Определять этот размер «на глазок» не следует. Ошибка может привести к тому, что даже правильно отбалансированное колесо будет иметь сильное биение, кроме того, возможно повреждение резьбовых соединений. С помощью штангенциркуля можно измерить этот размер, но лучше всего получить данные у консультанта-продавца.Диаметр центрального отверстия (определяется в миллиметрах) должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Наиболее точно соосность колеса обеспечивается, когда центральное отверстие диска совпадает по диаметру с выступающим из ступицы цилиндром. В тех случаях, когда диаметр центрального отверстия диска больше диаметра цилиндра на ступице, применяют пластиковые центрирующие вставки-переходники (иногда входят в комплект легко-сплавных колес). Переходники обозначаются цифрами, соответствующими диаметру отверстия в диске и диаметру полуоси, например 67,1–56,6; 67,1–59,1. Центрирование колеса с помощью прилагаемых к диску болтов или гаек недопустимо, так как их основное назначение – прижать диск к ступице автомобиля и зафиксировать окончательное положение колеса.Кольцевые выступы (хампы) служат для дополнительной фиксации бескамерной шины на ободе колеса. Их обозначают «H» или «H2», что означает наличие на ободе одного или двух кольцевых выступов определенного профиля. Обода с кольцевым выступом типа «H2» обычно используются для шин с усиленной несущей боковиной (Run Flat).
Полезные советы
Если же выбирать из не оригинальных дисков, тогда на все без исключения параметры следует обращать внимание. Дело в том, что найти диск, который будет полностью соответствовать заводским параметрам, сложно. Причина — изготовители стараются сделать диски максимально универсальными, то есть реализовать возможность их установки на как можно большее количество разных авто
Причина — изготовители стараются сделать диски максимально универсальными, то есть реализовать возможность их установки на как можно большее количество разных авто.
В результате центральное отверстие DIA зачастую больше, чем необходимо. Для подгонки следует использовать набор переходных колец. Что касается PCD, центровку колеса реализуют по сверловке. Для дисков с неподходящим вылетом, но подходящей сверловкой, используют проставки между привалочной плоскостью диска и ступицей. Так удается откорректировать вылет диска.
Еще добавим, диаметр ЦО диска измеряют со стороны привалочной плоскости. В норме параметр должен полностью соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Это позволяет предварительно отцентровать колесо на ступице до начала установки болтов или перед затягиванием гаек.
При этом полное центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям во время крепления диска болтами или гайками. Однако с учетом того, что производители не оригинальных дисков выполняют сверловку с определенными допусками диаметра в большую сторону, подобрать диск по PCD может быть затруднительно.
При этом отличия даже на 2 мм (например, вместо 4х100 поставить диск 4х98) могут привести к печальным последствиям. Дело в том, что в таком случае из всех 4 гаек или болтов только одна будет нормально затянута, тогда как остальные три займут не то положение, которое нужно. Результат- крепеж не будет затянут или будет затягиваться с перекосами. Так или иначе, колесо не будет полностью «сидеть» на ступице.
Естественно, при езде, даже с учетом нормальной балансировки колес, возникнут вибрации, крепеж будет испытывать большие нагрузки, колесные гайки могут открутиться и т.д. Получается, даже незначительное отклонение по разболтовке является недопустимым, так как для фиксации колеса болты нужно затягивать очень сильно, при этом гайки все равно будут не дотянуты.
Выходом в сложившейся ситуации, когда параметр сверловки диска не совпадает со штатным, является использование особого крепежа. На машинах с креплением диска болтами следует использовать особый болт-эксцентрик со смещаемым конусом.
Такой болт может занять точное положение в крепежных отверстиях диска, причем его резьбовая часть точно попадает в резьбовые отверстия ступицы. Это позволяет избежать неровного размещения крепежа. Для авто, где диск крепится гайкой, используют гайку-эксцентрик.
Данный крепеж встречается редко по сравнению с болтами, однако при необходимости можно поискать именно такой вариант
Кстати, вместе с таким типом крепежа важно использовать центровочные кольца, так как предполагается параллельное использование данных решений
Также отметим, что в продаже можно встретить диски с двойной сверловкой (например, сверловка 5×100/114.3). На таком диске будет выполнено сразу 10 отверстий, при этом первые 5 под сверловку 100, а оставшиеся под 114.3. Решение позволяет использовать такие диски на автомобилях, разболтовка дисков которых должна быть 5×100 или 5х114.3.
2 Параметры колесных дисков – подскажет маркировка
Оригинальные конструкции разрешается монтировать на место штатных только в том случае, если новые изделия отвечают определенным техническим стандартам. Основной характеристикой при этом является разболтовка колесных дисков. Выясним, что она собой представляет. Для этого, прежде всего, следует хорошо разобраться с маркировкой дисков для автомобильных колес. Она аналогична и для литых изделий, и для штампованных.
Выясняем, что такое — разбалтовка колесных дисков
Причем во всех странах мира маркировка выполняется по единому стандарту. Возьмем для примера изделия, на которых нанесена следующая надпись – 5,5Jx16H2 ET30 PCD: 5/112 d 66.6. Начинающий автолюбитель вряд ли поймет, что означают все эти цифры и литеры. Объясним:
- 5,5 – это ширина заинтересовавшего вас изделия, выраженная в дюймах;
- 16 – сечение (опять же таки в дюймах);
- ЕТ30 – вынос (чаще говорят вылет) колеса, который обозначается в понятных нам миллиметрах.
Чем отличается разболтовка колесных дисков разных моделей
Существует 3 вида колесных дисков, представленных сегодня на автомобильном рынке:
- штампованные (стальные);
- литые (легкосплавные);
- кованые.
Штампованные модели наиболее популярны среди автолюбителей по причине своей дешевизны. Кроме того, при появлении вмятин эти изделия можно рихтовать — они редко растрескиваются, для их ремонта не требуется дорогостоящие сварочные работы. Благодаря высокой прочности «штамповка» способна выдержать даже столкновение, поэтому рихтовка вполне допустима. Разболтовка штампованных изделий должна учитывать нормативные показатели.
«Литье» обладает относительно малым весом и малой же долговечностью при их эксплуатации. Совместимость разболтовки колесных дисков этого типа обеспечивается в соответствии с предлагающимися таблицами. Штатные нормативы при разболтовке литых изделий также должны быть соблюдены.
Кованые изделия имеют высокую прочность и достаточную жесткость, благодаря чему их сложно повредить. Даже вмятину оставить на этих колесных дисках будет крайне проблематично. Кроме того, данные модели надежно защищены от коррозии. Если вмятина все-таки появилась, ее можно устранить на сервисной станции методом прокатки.
Разболтовку иногда еще называют сверловкой. Ее величина, зависящая от модели автомобиля, объема двигателя и года его производства, требуется для определения конкретных параметров. Определяется величина разболтовки с использованием специальной таблицы.
Характеристики и размеры устанавливаются производителем
Они непосредственно влияют на работу автомобиля, поэтому важно в точности соблюдать как параметры сверловки, так и вылет колесного диска, и диаметр его центрального отверстия. Допустимо незначительное отклонение вылета, не превышающее 10 мм
Рекомендуем
«Скрежет в переднем колесе: причины и методы «лечения»» Подробнее Данные таблиц, распространяющихся по интернету, не всегда соответствуют действительным параметрам. Поэтому для полной уверенности параметры разболтовки для каждой модели автомобиля следует проверять. Данные должны быть указаны в прилагающейся инструкции по эксплуатации автомобиля либо в другой имеющейся документации.
Что такое разболтовка
Перечень геометрических значений, который характеризует каждый автомобильный диск, в независимости от дизайна, марки и разновидности сплава (штампованные, кованые, литые), принято называть разболтовкой. В себя это сборное название включает:
- значение ширины между ободами, измеряемое в дюймах;
- диаметр окружности (измеряется в дюймах);
- «вылет» («вынос»). Расстояние от края посадочного отверстия диска к центру шины. Символы для обозначения зависят от страны изготовителя дисков. Для Германии – это ET, для Франции DEPORT, для Англии/США OFFSET (последний вариант наиболее интернациональный и встречается чаще всего);
- количество крепежных отверстий и диаметр их окружности. В оригинале именно это значение трактуется, как разболтовка колесных дисков («Pitch Cirkle Diameter» либо PCD);
- диаметр посадочного места (под ступицу) имеет маркировку DIA и измеряется в дюймах.
Рассмотрим конкретный пример
Маркировка такого диска будет выглядеть следующим образом: 7,5х18 5х114,3 ЕТ 45 DIA 67,1. Расшифровка:
7,5х18 – диск шириной 7,5 дюйма и диаметром 18 дюймов. Иногда вместо указанной выше формулировки можно встретить: 7,5Jx18H2. Значение записи остается прежним.
5х114,3 – колесо имеет 5 крепежных отверстий, которые расположены на окружности диаметром 114,3 мм.
ЕТ 45 – «вылет» диска составляет 45 мм (расстояние от привалочной плоскости к центру покрышки). В этом случаи мы имеем положительный «вынос». Первая плоскость выступает наружу. «Вылет» считается нулевым, когда две плоскости расположены на одной оси. Если место прилегания диска находится на расстоянии с внутренней стороны от предполагаемого центра шины, «вынос» считается отрицательным и записывается с дефисом между символами (ЕТ-45).
DIA 67,1 – диаметр посадочного места на ступице 67, 1 мм.
Как видим, разболтовка колесных дисков – это всего лишь комбинация символов, которая легко поддается расшифровке.
Где посмотреть параметры диска
Автолюбитель со стажем легко решит задачу по определению радиуса диска и количества отверстий для крепежа. За остальной информацией приходится обращаться к надежным источникам, либо рассчитывать значения самостоятельно. Производители литых и кованных дисков отформовывают на внутренней части все основные данные.
Владельцу автомобиля, который с салона выехал на красивом «литье» с полноразмерной запаской в багажнике, получить нужные значения для подбора новых дисков не составит труда. Если в багажнике докатка, придется снимать одно из колес автомобиля. Производство штампованных железок предполагает маркировку лишь внутреннего заводского кода. Помочь считать всю нужную вам информацию может дилер, продавший вам автомобиль (нужно лишь сделать запрос).
Есть риск оказаться в неприятной ситуации. Узнать о том, что ваш автомобиль за годы выпуска комплектовался дисками с различной разболтовкой, можно лишь после покупки новых колес. Такие случаи вполне возможны, если модель получает глубокий рестайлинг. Вдвойне стоит быть внимательным покупателям б/у автомобилей не первой свежести. Зачастую детали дорестайлинговых и обновленных моделей взаимозаменяемые (еще до вашего владения автомобиль могли собрать «из того, что было»).
Не пожалейте немного усилий, которые могут в будущем сэкономить вам уйму времени и нервов.
Самостоятельные замеры
Многих интересует, как можно узнать самому разболтовку колёсных дисков. Это не настолько сложно, как некоторым может показаться. Но нельзя процедуру назвать и чрезвычайно лёгкой. Определённые знания и навыки обращения с инструментами вам обязательно пригодятся
Важной составляющей измерений является проверка расстояния, которое отделяет одно окошко от другого. Чтобы это сделать, можно воспользоваться обычной линейкой, либо же более сложным в обращении штангенциркулем. Второй инструмент позволяет получить точные размеры, в то время как линейка предусматривает незначительную погрешность
Сами замеры выполняются двумя способами. Это делается между:
Второй инструмент позволяет получить точные размеры, в то время как линейка предусматривает незначительную погрешность. Сами замеры выполняются двумя способами. Это делается между:
- соседними отверстиями;
- наиболее удалёнными друг от друга отверстиями.
Соседние окошки
Этот показатель определяют с учётом того, какие размеры имеет окружность, где располагается центр прорези под крепёжные колёсные болты. Чтобы получить результаты замеров диаметра, можно воспользоваться простой линейкой, либо же взять на вооружение специальные таблицы совместимости. Вам следует с помощью инструмента замерить расстояние, которое разделяет два соседствующих между собой болта. Далее полученный результат умножают на коэффициент. Последний напрямую зависит от того, сколько отверстий имеется под крепление колеса. Если отверстий три, то коэффициент составит 1,155. Если машина предусматривает использование 4 отверстий, тогда применяют в формуле расчёта коэффициент 1,414. Предположим, что после измерения расстояния между соседними отверстиями вы получили значение 63,5, а на машине используется 5 болтов крепления. Тогда вы умножаете 63,5 на коэффициент 1,701. В итоге выходит 108. Здесь не так сложно разобраться в том, как проверить разболтовку, если иметь таблицы коэффициентов перед глазами, а также уметь управляться с обычной линейкой или штангенциркулем.
Дальние окна
По дальним отверстиям также можно самостоятельно определить разболтовку колёсного диска. Следует разобраться, как её рассчитать, и что для определения понадобится автовладельцу. Самым простым считается измерение дисков, которые предусматривают использование чётного количества крепёжных отверстий, то есть 4, 6 или 8 для легковых авто. Измеряемое расстояние, которое проверяется между противоположно расположенными окошками, является значением PCD. Если у диска применяется 5 болтов для крепления, следует выполнить замеры между 2 окошками, которые не соседствуют друг с другом. Полученное значение умножается на коэффициент 1,051, что и позволяет добиться окончательного результата.
Ступичное окно и его диаметр
Значения центральных ступичных окон автомобилей указываются в специальных таблицах и в полной формуле для определения разболтовки. Если же у вас перед глазами отсутствуют таблицы и информацию получить не удаётся, всегда есть возможность выполнить замеры своими руками. Тут есть свои рекомендации относительно того, как измерить разболтовку колёсных дисков
Это важный размер колеса при определении полной разболтовки, потому ему стоит уделить внимание. Замеры делаются обычной линейкой или штангенциркулем. Хотя в определённых ситуациях подручные инструменты не помогут, поскольку на некоторых автомобилях центральное отверстие характеризуется неправильной формой
Хотя в определённых ситуациях подручные инструменты не помогут, поскольку на некоторых автомобилях центральное отверстие характеризуется неправильной формой.
Чтобы не допускать ошибок, лучше сразу воспользуйтесь сводными таблицами. Это позволит вам максимально точно разобраться в разболтовке и купить подходящие диски на свой автомобиль. Не последнюю роль в определении разболтовки играет вылет дисков. Вылетом называют отношение вертикальных осей симметрии дисков относительно мест соприкосновения со ступицей. Вылет бывает нулевым, отрицательным и положительным. В теории устанавливать диски с неправильным подбором по этой характеристике можно. То есть комплект может встать на свои места. При этом вы нарушите правильную работу подвески машины, из-за чего транспортное средство станет потенциально очень опасным.
Формулы разболтовки
Чтобы окончательно разобраться в том, как правильно узнать разболтовку, следует выяснить нюансы используемых формул. Для таких задач применяется две формулы. Одна сокращённая, а вторая полная. С завода на колёсах производители зачастую указывают полную формулу, что позволяет получить информацию обо всех важнейших параметрах изделия. Разговорная речь автомобилистов позволяет переходить на короткие и всеми узнаваемые значения. Но по ним получить полное представление об изделии не получится. Хотя правильно использовать полную формулу, о сокращённой также следует поговорить.
Сокращённая
Сокращённую формулу, которая предназначена для определения основных показателей разболтовки, называют сокращённо PCD. Она состоит всего из двух показателей и выглядит примерно следующим образом: 4 х 98. Примером выступает стандартная разболтовка, предусмотренная для таких автомобилей как ВАЗ 2110. Значение 3 говорит о том, сколько предусмотрено отверстий под крепёжные болты. 98 означает размеры поперечной окружности. Наиболее часто в сокращённых формулах встречаются такие значения окружности:
- 139,7;
- 130;
- 120;
- 114,3;
- 112;
- 108;
- 100;
- 98.
Достаточно часто автовладельцы без особых знаний и опыта пытаются установить колёсные диски со значением 98 на ступицу, которая имеет параметры 100. Это можно объяснить достаточно просто. Визуально разницу практически невозможно заметить, поскольку отличие незначительное. Но если допустить такую ошибку, установив 98 диски на 100 ступицу, колесо окажется перекошенным, а диск не будет полноценно прилегать к ступице, как это требуется по правилам эксплуатации и безопасности.
Полная формула
Ещё на заводе при производстве колёсных дисков на них наносится полная формула, с помощью которой можно получить необходимую информацию. Выглядит всё примерно так:
7,5Jх16 H2 5x100ET 40D 54.1.
Для неопытного автовладельца это набор непонятных цифр и букв. Но при расшифровке всё оказывается достаточно просто. Рассмотрим обозначение на представленном примере:
- Первым идёт значение 7,5 JX16. Это означает, что у обода ширина составляет 7,5 дюймов, а диаметр равен 16 дюймам. X позволяет нам понять, что перед нами литой или же кованый колёсный диск. Ещё одна буква J служит для информирования покупателя о том, что такое изделие может применяться только на машинах с моноприводом. Это относится к переднеприводным и заднеприводным машинам. Если бы диск предназначался для полноприводных транспортных средств, в формуле использовали бы обозначение JJ.
- Дальше следует Н2. Указывает на количество используемых хапов, то есть коневых выступов. Они нужны для удержания на диске бескамерной шины. Существуют изделия только с одним хапом либо же без них вовсе. Вариантов предлагается несколько, и для каждого предусмотрено своё обозначение. Хампы позволяют надёжно зафиксировать шину, а также предотвратить разгерметизацию. Они отлично помогают в поворотах.
- 5х100. Это значение PCD, о котором речь шла немного раньше. Потому тут всё должно быть предельно понятно.
- ET 40. Указывает на параметры вылета. В данном конкретном случае вылет положительный, и составляет 40 мм. Если используется отрицательный вылет, тогда перед цифровым значением ставят знак минус. Если же вылет нулевой, тогда ставят просто цифру 0. От величины вылета зависит расположение привалочной плоскости. Отклоняясь от рекомендаций автопроизводителя, вы своими руками поменяете направление и величину сил, воздействующих на автомобильную подвеску. То есть нарушать требования не стоит.
- D54,1. Говорит нам о том, какое значение у диаметра ступичного окошка или отверстия. Измеряется в миллиметрах и является показателем DIA.
Интересен и тот факт, что для измерения диаметра и ширины обода колеса применяются дюймы. Все остальные значения приводятся преимущественно в миллиметрах.