Как определить зарядку автомобильного аккумулятора c таблицей и без
Содержание:
- Что происходит при разряде в зависимости от времени и при глубоком разряде вообще
- Ток и время зарядки автомобильного аккумулятора
- Возможные проблемы
- Причины, по которым батарея «садится» чаще всего
- Регулировка постоянного тока
- Как и сколько часов заряжать аккумулятор автомобиля постоянным напряжением
- Процесс зарядки (пошаговая инструкция)
- Визуальный контроль
- Что такое мультиметр
- Генератор и аккумулятор
- В заключение
Что происходит при разряде в зависимости от времени и при глубоком разряде вообще
Разряд и заряд АКБ можно охарактеризовать напряжением аккумулятора. Все привыкли считать, что на максимальном заряде этот параметр равен 12В, но это не так. Нормальным считается 12.7В. Показатель приобретает это значение при полном заряде.
Сильный разряд — это снижение напряжения до 10.5-11В. При таких показателях автомобиль не получится завести. Разряд в ноль характеризуется полным отсутствием напряжения.
Глубокая разрядка аккумулятора негативно сказывается на состоянии батареи. Во время разряда происходит поглощение серной кислоты из электролита. Во время этого процесса она оседает в виде соли на пластинах. Соответственно, что чем ниже становится напряжение в АКБ, тем сильнее откладывается соль. Плотность электролита сильно падает.
Глубокий разряд АКБ — это минимальный порог батареи. Дальше просто некуда разряжать. Чтобы минимизировать негативные последствия, требуется скорее зарядить батарею. Это поможет снять соли с пластин.
При заряде плотность повысится до нормального значения. Будет уже поглощаться дистиллят, а содержание кислоты возрастет.
Лучше внимательно следить за разрядом аккумулятора и стараться не опускать напряжение до 11 Вольт. Это минимум, при низких значениях начинается отложение солевого слоя.
Возможные причины и последствия
Причинами сильного разряда могут служить:
- утечки тока;
- некорректно работающий генератор;
- длительная стоянка.
Также сильно разряжают АКБ и не выключенные приборы. Например, зачастую автомобилисты забывают выключить фары. За ночь батарея полностью разрядится.
Последствиями таких разрядов становятся отложение солей на пластинах, падение плотности электролита. Это, в свою очередь, приведет к выведению из строя устройства. Так что, глубокий разряд сильно негативно сказывается на свинцово кислотных батареях, а в частности с циклом съедает около 3 процентов емкости.
Можно ли восстановить
После глубокого разряда можно восстановить аккумулятор, если убрать налет соли с положительных пластин. Это можно сделать двумя способами:
- Если кристаллизация прошла по максимуму, очистить можно вручную. Это делается путем вытаскивания пластин и удаления соли с них. После нужно использовать новый электролит и произвести зарядку батареи. Этот способ очень сложный и требует максимальной аккуратности. Существует риск еще больше разрушить пластины.
- Можно использовать специальный десульфатор для пластин. Как правило, такая химическая жидкость моментально убирает слой соли на свинцовых пластинах, и аккумулятор начинает держать заряд.
Ток и время зарядки автомобильного аккумулятора
Величина зарядного тока выбирается таким образом, чтобы она составляла не более десяти процентов от емкости АКБ. То есть, аккумулятор емкостью 55 Ампер-часов нужно заряжать силой тока 5.5 Ампер в течение 10 часов.
Однако, на практике все намного сложнее, поэтому, чтобы избежать чрезмерного газообразования, следует каждый час-два проверять состояние аккумулятора. В конце цикла зарядки рекомендуется постепенно снижать силу тока, постоянно контролируя напряжение на выводах аккумуляторной батареи. Ответственность за регулирование тока зарядки современные зарядные устройства берут на себя, поэтому вмешательство человека в принципе не требуется.
Подводя итоги, следует отметить, что если АКБ будет работать в нормальных условиях без глубоких разрядов и перезарядки, а также обслуживаться каждый год, то она без каких-либо сложностей сумеет справляться со своими прямыми обязанностями в течение пяти-семи лет
Важно только регулярно проверять состояние батареи и правильно заряжать ее при необходимости
Возможные проблемы
Аккумулятор автомобиля не заряжается от генератора, хотя машина используется регулярно? Поводов для этого немало. Рассмотрим подробнее те из них, с которыми наиболее часто сталкиваются автомобилисты.
Генератор работает, но не заряжает аккумулятор
Значок аккумулятора, светящийся красным цветом на приборной доске при движении автомобиля, сигнализирует о том, что из-за стечения каких-то обстоятельств АКБ перестала получать энергию от генерирующего устройства. То есть генератор работает, но почему-то не заряжает аккумулятор. Первопричина может прятаться как в самом генерирующем устройстве, так и в АКБ. Изначально следует определить повод для утечки тока, а вдобавок измерить напряжение на клеммах, проверить уровень и плотность электролита, что в большинстве своём позволит установить виновника неисправности. Обычно причина заключается в следующем:
- Сгоревший предохранитель. Когда это происходит в цепи АКБ, то зарядка не пойдёт непосредственно на батарею, остальные электропотребители авто будут действовать в штатном режиме. Кроме того, вольтметр покажет наличие напряжения в бортовой сети.
- Обрыв ремня генератора или ослабление его натяжки. В такой ситуации под нагрузкой генерирующее устройство будет «пробуксовывать»: ремень проскальзывает на шкиве, издавая свистящие звуки. При включении фар индикатор на панели, сигнализирующий о разряде аккумулятора, будет гореть. Устраняют причину неисправности заменой ремня, отрегулировав его натяжку.
- Повреждение контактов или проводки. Окислившиеся контактные клеммы АКБ способствуют утечке тока и не позволяют принимать заряд от генератора. Состояние контактов следует проверить не только на самой батарее, но и на генерирующем устройстве, а также на массе автомобиля. Окись удаляют путём чистки или специальным смазывающим составом. Генератор связан с аккумулятором напрямую толстым проводом. При его повреждении или наличии заводских дефектов заряд на батарею поступать не будет.
«Прыгает» зарядка
Иногда величина тока зарядки генератора может колебаться в широком диапазоне. Это отражается не только на полноценном поступлении энергии к АКБ, но и на других потребителях: тусклый свет фар, мигает лампочка освещения салона, магнитола работает с перебоями. Основные причины нестабильности величины поступающей зарядки:
- Регулятор генератора неисправен. Прибор, представляющий собой реле, должен обеспечить величину напряжения бортовой сети в допустимых пределах независимо от нагрузки, температурного режима, частоты вращения вала. Устройство датчика – это не что иное, как обычная электронная схема, имеющая выходы к графитным щеткам. Причиной неисправности оборудования может послужить:
- слабый контакт между проводами или обрыв в электрической цепи;
- некорректная регулировка;
- замыкание между контактами;
- спекание контактов, поломка пружины якоря. Повреждения прибора обычно проявляются в регулярном недостатке заряда аккумулятора или, наоборот, его переизбытке. Проверить устройство на работоспособность можно, используя тестер, переведённый в режим вольтметра.
- Выход из строя диодного моста. Конструктивный элемент генератора выполняет функции коллектора, придя ему на смену. Мостовая схема необходима для выравнивания пульсаций переменного тока и преобразования его в постоянный. Основные факторы, приводящие к поломке:
- неполадки с АКБ – низкая плотность электролита или замыкание между собой его банок;
- неверно выполненное «прикуривание» от другого авто;
- грязь или влага, проникшие внутрь корпуса генератора.
Признаки неисправности:
- мгновенная разрядка полностью заряженного аккумулятора;
- появление свистящих звуков из-под капота при запуске двигателя или во время движения;
- на табло высвечивается неисправность рулевого управления, перестаёт действовать усилитель руля;
- быстро тускнеют фары при движении;
- выключаются автомагнитола и кондиционер.
Кроме того, есть несколько ситуаций, когда АКБ будет разряжаться интенсивно, но это не связано с неисправностями в системе генератор – аккумулятор:
- Срок эксплуатации батареи, установленный заводом-изготовителем, подходит к концу.
- Редкие поездки на небольшие расстояния при полной электронагрузке – включено максимальное количество потребителей: фары, магнитола, кондиционер и так далее.
- Простаивание в многочасовых пробках при работающем двигателе.
Причины, по которым батарея «садится» чаще всего
Как ни крути, очень часто внезапной остановке работы аккумуляторных батарей в машине способствует небрежность или рассеянность ее владельца. К примеру, если водитель забыл выключить фары или всю ночь слушал магнитолу. Неудивительно, что АКБ при невыключенных фарах быстро разрядилась, и, как бы хозяин ни заводил машину обычным путем, ресурсов батареи для запуска двигателя будет недостаточно. О том, почему садится аккумулятор за ночь →
Может случиться и так, что батарея окажется полностью разряженной — фактически, в ноль, и восстановить ее емкость уже не представится возможности
Таких ситуаций допускать нельзя, и при поездках важно помнить о таких вещах, как элементарная экономия энергии аккумулятора
Кроме этого, холода и морозы тоже всегда являются дополнительным провоцирующим фактором для ослабления работы батареи. Особенно в том случае, если она слишком долго находилась в холодном помещении. Любой водитель должен знать о том, что зимой нельзя допускать разряда аккумулятора «в ноль», в противном случае, это может фатально на нем отразиться.
Также, если речь идет о свинцово-кислотном аккумуляторе, при его нерегулярном обслуживании может произойти оголение свинцовых пластин, короткое замыкание и, как следствие, полная непригодность АКБ к дальнейшей работе.
Безусловно, ситуации бывают разные, и севший аккумулятор — не всегда вина нерадивого водителя. Случается так, что батарея преждевременно вырабатывает свой ресурс по причине того, что в автомагазине могли продать некачественный товар в виде разряженного аккумулятора.
Как известно, при необходимости коротких поездок водитель вынужден очень часто запускать двигатель. А это требует высоких пусковых токов. И не каждая АКБ справляется с такой нагрузкой. В этом случае стоит подумать о приобретении солнечной батареи для зарядки автомобильного аккумулятора.
Как бы там ни было, водителю, впервые оказавшемуся в подобной ситуации, придется узнать о том, как завести автомобиль, если сел аккумулятор. В том, как определить, села ли батарея, ничего сложного нет.
Регулировка постоянного тока
Суть этого метода заключается в контроле значения тока, путем регулирования его в зависимости от текущего заряда аккумулятора. Для начинающих автомобилистов он сложен, так как изменения показателя зависят от фактического состояния АКБ. Рекомендуется применять, если есть возможность постоянного контроля процесса.
Лучше всего суть этого метода рассмотреть на примере АКБ, емкость которой составляет 60А*ч. Рекомендуемый порядок действий.
- Установить значение тока в 6А, из отношения 0,1 к номинальной емкости.
- После начала выделения газов электролита необходимо снизить показатель в два раза. При значении заряда аккумулятора 14,4 В сила тока должна составлять 3 А.
- Как только показатель заряда достигнет 15 В – ток снижается до 1,5 А.
Таким способом можно зарядить АКБ до уровня от 70% до 100%. В последнем случае необходимо контролировать значение уровня заряда аккумулятора и силы тока. Если первый останется неизменным в течение двух часов – это признак полной зарядки.
Как и сколько часов заряжать аккумулятор автомобиля постоянным напряжением
Для заряда АКБ этим способом нужно, чтобы ЗУ стабильно поддерживал напряжение в 13,8–14,4 В. В этом случае величина зарядного тока устанавливается автоматически исходя из состояния батареи (степени разряда, температуры электролита и так далее). Практика подтвердила, что при постоянном напряжении источника тока в указанных пределах автомобильный аккумулятор можно заряжать в состоянии любой степени его разряда и он будет автоматически заряжаться без обильного газовыделения и без опасного нагрева электролита. Максимальный зарядный ток даже при полностью разряженной батарее не превышает величины ее номинальной емкости.
При положительной температуре электролита степень зарядки аккумулятора за первый час возрастает до 50–60 % от его емкости, за второй – до 15–20 %, за третий – до 6–8 %. За 4–5 часов АКБ должна зарядиться до 90–95 % своей номинальной емкости. Впрочем, в каждом индивидуальном случае время может оказаться и другим. Зарядка АКБ будет завершена, когда ток снизится до 0,2 А.
Заряжать этим методом до 100 % невозможно вследствие недостаточного напряжения, так как для полного окончания заряда, как указано выше (в методе постоянным током), нужно повысить напряжение на выводных контактах аккумулятора до 16,2 В.
Преимущества данного метода:
- Обеспечивает ускоренный заряд.
- Простота проведения – не нужно во время заряда регулировать ток и можно заряжать автомобильный аккумулятор на машине, не снимая.
При эксплуатации на авто АКБ заряжается также при неизменном напряжении (от генератора). Поэтому в «полевых» условиях, когда посажена батарея, можно попытаться произвести ее зарядку от электросети другого авто, если его хозяин не пожалеет генератор и АКБ, нагрузка на которые увеличится. Впрочем, это более щадящий способ завестись, чем «прикуривание». Сколько времени понадобится на такую зарядку, чтобы ее хватило для запуска, зависит и уличной температуры и от того, насколько вы уже успели «замучить» собственную АКБ.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
В процессе эксплуатации многие автолюбители предпринимают попытки зарядить аккумулятор непосредственно на автомобиле, не утруждая себя снятием. Более того, некоторые и вовсе не снимают клеммы, оставляя батарею на время зарядки подключенной к бортовой сети автомобиля. В зависимости от выбранного зарядного устройства напряжение может сильно варьироваться и превышать 15 В. Даже если отключить зажигание и убрать из замка ключ, это ещё не значит, что все потребители электроэнергии обесточены. Например, автосигнализация и освещение в салоне остаются вполне работоспособными и без включенного зажигания.
Если не снимать клеммы с АКБ, на устройства, находящиеся в режиме ожидания может поступать повышенное напряжение, что в результате приводит к их неисправности. Если такие приборы в автомобиле есть (а он точно есть в любом авто) без снятия клемм зарядка запрещена. По крайней мере, следует скинуть минусовую клемму. При отсоединении клемм не нужно убирать сначала плюсовую, дело в том минусовая подключена к бортовой сети автомобиля путем подсоединения непосредственно к кузову. Если сначала скинуть «плюс» последствия могут быть самыми плачевными. Любое соприкосновение металлических инструментов с элементами кузова может стать причиной короткого замыкания. Особенно это касается тех случаев, когда автомобилисты откручивают крепёж плюсовой клеммы, не сняв «минус».
Если нужно заряжать аккумулятор при отрицательной температуре в помещении без отопления, то подобная процедура допускается. В процессе зарядки электролит в банках нагревается. Однако если АКБ была сильно разряжена и электролит в банках замёрз, сначала нужно отогреть батарею в тепле и при отсутствии повреждений (утечка электролита) приступить к зарядке.
Главная →
Устройство → Электрическая система → Аккумулятор →
Процесс зарядки (пошаговая инструкция)
Сам процесс несложный: присоединяете провода зарядного устройства к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность (плюс к плюсу, минус к минусу) и вставляете вилку в розетку.
Важно понимать, что существуют два метода: зарядка постоянным током (не снимаем АКБ) и зарядка постоянным напряжением (снимаем АКБ). Зарядка постоянным током эффективнее, производится в несколько этапов, требует контроля
Этот способ сложнее. Сам процесс такой:
Зарядка постоянным током эффективнее, производится в несколько этапов, требует контроля. Этот способ сложнее. Сам процесс такой:
- заряжаем аккумулятор током, который составляет 10% от всей емкости АКБ (если емкость 60А/ч, то заряжаем не более 6 А), ждем до напряжения на клеммах 14,3-14,4 В;
- для уменьшения кипения следующим этапом продолжаем зарядку, уменьшив ток в 2 раза (в данном примере до 3 А);
- результат – полная зарядка ориентировочно за 10 часов.
Зарядка постоянным напряжением проще, но при этом обеспечивает лишь 80 % заряда. Напряжение держится в пределах 14-16 В. Сила тока постепенно уменьшается в процессе зарядки аккумулятора. Здесь алгоритм выглядит так: устанавливаем напряжение в диапазоне 14,4-14,5; ждем сутки, получаем АКБ, заряженный на 80%.
Визуальный контроль
Визуальную диагностику можно и нужно делать хотя бы раз в неделю.
Летом обязательно необходимо осуществлять контроль уровня электролита либо на просвет либо через отверстия долива электролита. Если аккумулятор необслуживаемый, следить за индикаторным окном.
Когда идет
процесс перезаряда (слишком большой ток зарядки, он возможен при неисправности генератора),идет выкипание электролита. Это приводит к увеличению концентрации кислоты, разъеданию пластин, еще большему увеличению тока и температуры.
Видео — напряжение зарядки автомобильного аккумулятора от генератора, токи утечки и другие проверки:
Такой лавинообразный процесс может уничтожить аккумулятор
за пару часов. Поэтому, если вы увидите над местом установки АКБ какие-то изменения краски, посторонний налет, изменение оттенка корпуса аккумулятора возле одной из банок или крышек доливки электролита, немедленно устанавливайте причину.
Если же контрольное окно аккумуляторной батареи
при постоянной эксплуатации находится не в зеленой зоне, значит, процесс заряда нарушен.
Что такое мультиметр
Это многоцелевой электрический прибор, с помощью которого можно замерять, как минимум, вольтаж, ампераж и уровень сопротивления. Для простоты его часто называют тестером. Используется во всех сферах электроники. Бывают мультиметры с опцией измерения даже температуры воды или окружающего воздуха.
Любой мультиметр имеет два провода с контактами с возможностью подключения в разные «гнезда» — в зависимости от того, какие показатели нам нужно измерить
Всегда важно помнить о том, что красный провод — это «плюсовой» полюс, а черный — минусовой. Основное назначение металлических контактов на конце проводков — прямое подсоединение их к клеммам автомобильного аккумулятора
Проверка заряда аккумулятора этим прибором может проводиться, где угодно: на улице, в гараже, в домашних условиях. Во время проверки можно установить мультиметр в удобное место на автомобиле. Главное — знать верную последовательность простых действий для того, чтобы правильно определить все нужные показатели.
Генератор и аккумулятор
Итак, ген – это чуть ли не основное устройство в машине. Если он не будет работать, то и автомобиль будет невозможно сдвинуть с места.
Поломки генератора могут быть разными, и не всегда причина кроется в самом агрегате. Так, на ген может банально не поступать энергии от ДВС.
Что касается аккумулятора, то на современных автомобилях класса ТОП установлен специальный БУ, контролирующий основные параметры процесса зарядки. А вот на бюджетных моделях авто, такие блоки отсутствуют по понятной причине. Владельцам этих машин (в том числе и отечественных) приходится следить и контролировать зарядку самостоятельно.
Ток заряда и емкость АКБ
Ток заряда является первостепенным моментом в ходе зарядки батареи. Другими словами, именно от его величины зависят все основные параметры.
Как правило, принято говорить о 10-процентном токе заряда емкости АКБ. Это минимальное значение, которое способно обеспечить нормальный заряд батареи. К примеру, если емкость аккумулятора составляет 50 А, то заряд должен составлять 5 А. При таком значение заряда полностью разряженная батарея будет набирать свою емкость до стандартных параметров за 10 часов.
А теперь представим такую ситуацию. Автомобиль заглох по причине разряженного АКБ на дороге, и это произошло зимой. Способом прикуривания автомобиль удалось завести от другой машины. И вот, для того чтобы аккумулятор полностью зарядился, придется ездить без остановки 10 часов. Это примерно около 500 километров.
Хотя для минимального восполнения заряда батареи достаточно будет проехать и 30 км в нормальном режиме, а в условиях городских заторов – даже вдвое меньше. Получается, что если ездить все время на дальние расстояния (более 15-30 км), то беспокоиться о дозаряде аккумулятора не стоит.
Но что делать тем автовладельцам, которые ездят меньше? Емкость аккумулятора полностью затрачивается в процессе завода машины зимой, автомобилист доезжает до пункта назначения, глушит машину. Допустим, остается еще немного заряда, машина заводится, автомобилист едет домой. На следующий день автомобиль невозможно тронуть с места. Причина – сдох аккумулятор.
Проблемы с геном
Опять генератор? Да. И страшно даже представить себе, что он не подзаряжает аккумулятор. В этом случае даже 1000 километровый пробег автомобиля ничего не даст для зарядки.
Ген, по сути, имеет строение несложное. Представляет он собой обычный электродвигатель, но изготовленный с учетом большей генерации напряжения. Представить лучше принцип работы гена можно так: к обычному электродвигателю подсоединить светодиод. Как только мотор задействуется, светодиод начнет гореть. Это и есть элементарная работа генератора тока.
Состоит ген из 4-х основных частей, не считая корпуса. Это статор, ротор, щетки и реле. В современных агрегатах реле и щетки созданы вместе, объединены в регуляторный блок. Статор является неподвижной частью гена, ротор – подвижной.
Генератор может выходить из строя, соответственно, не давая заряд АКБ, по нескольким причинам. Рассмотрим самые известные.
- Проблема с подшипниками. Довольно распространенная проблема, особенно когда ген порядком истрепан. Как известно, ротор или подвижная часть гена вращается на подшипниках. Последние со временем изнашиваются, забиваются грязью и клинят. Последствия такие – перестает вращаться шток. Но определить такую проблему извне крайне сложно, и владелец эксплуатирует ген с полетевшими подшипниками еще некоторое время, пока не обрывается ремень привода.
- Обмотка статора. Она просто сгорает, что происходит тоже из-за проникновения грязи или влаги внутрь гена. От этого происходит замыкание, и бах… обмотка перегорает. Соответственно, прекращается зарядка током батареи.
- Щеточный узел. Проблемы с ним происходят довольно часто по причине того, что щетки графитовые и постоянно ходят по дорожкам статора. С прохождением определенного времени они, естественно, изнашиваются.
- Таблетка, реле. Она выходит из строя, ген больше не способен давать зарядку. Точнее сказать, реле-регулятор более не способен контролировать силу и напряжение тока, и во всей электросистеме автомобиля происходит хаос.
Это и есть основные 4 распространенных причины выхода из строя гена. Агрегат периодически следует проверять, чтобы избежать различных проблем, включая обеспечение постоянным током аккумулятора.
В заключение
Итак, мы выяснили, как проверить заряд аккумулятора автомобиля. Один из самых простых способов — это мультиметр. Что касается ареометра, это уже профилактическая мера. Да, таким прибором можно измерить «остаток жизни» АКБ. Но, в большей части, он является диагностическим прибором (равносильно, как и нагрузочная вилка). Поэтому каждый аппарат хорош по-своему.
Вы поставили на зарядку автомобильный аккумулятор, а
Инструкция1Для определения конца заряда следует руководствоваться тем, что батарея должна получить примерно в 1.2 раза больше количества электричества, чем то, которое она отдала при предыдущем разряде. Например, если во время разряда батарея ёмкостью 65 А/ч отдала полностью свою ёмкость, то при разряде ей необходимо сообщить 65 * 1.2 = 78 А/ч, для 100 А/ч = 120 А/ч.
Определите какое количество электричество получено АКБ из расчета ее емкости, величины тока и времени, в течении которого Вы ее заряжали (или планируете заряжать).
2О степени заряженности и разряженности свинцового аккумулятора можно судить по изменению удельного веса электролита, происходящему при разряде и заряде аккумуляторов. Так, увеличение и затем стабилизация удельного веса раствора электролита при заряде аккумулятора являются одним из признаков окончания заряда аккумулятора.Величину удельного веса раствора электролита должна находиться в пределах 1.26-1.28 (при температуре 26.7°C
). Снижение удельного веса раствора электролита указывает, что аккумулятор частично разряжается, а следовательно, неправильно осуществляется режим непрерывного подзаряда.
3Интенсивное выделение газов, происходящее (при обычных условиях заряда) одновременно на положительных и отрицательных пластинах аккумулятора, является вторым признаком окончания заряда. Напряжение АКБ при этом на зажимах повышается до предельного напряжения.
Об окончании заряда аккумулятора можно судить по количеству электричества, полученного аккумулятором при его заряде, а также по постоянству величины напряжения и величины удельного веса раствора электролита, наблюдаемых в конце заряда.
СправкаЗаряд аккумулятора — процесс превращения в аккумуляторе электрической энергии, сообщаемой ему от постороннего источника тока, в химическую энергию.Каждый аккумулятор состоит из комплекта положительных и отрицательных пластин, погруженных в раствор электролита, налитого в специальный сосуд (емкость). Емкость аккумулятора прямо пропорциональна количеству активной массы пластин. С увеличением температуры раствора ёмкость аккумулятора увеличивается, а с уменьшением температуры — уменьшается.
Еще советы автомобилистам: