Тормозим правильно на механике в зимнее и летнее время

Возможно ли торможение двигателем на автомате

В предыдущем разделе мы разобрались, что для снижения скорости движения за счет мотора на машине с механической коробкой нужно последовательно переходить на пониженную передачу. Теперь давайте рассмотрим, возможно ли торможение двигателем на АКПП?

Автоматические КПП отличается более сложной конструкцией и меньшим сроком службы в сравнении с механикой. Автоматы состоят из планетарных и фрикционных механизмов, масляного насоса и других элементов. При этом взаимодействие с мотором обеспечивает гидротрансформатор. На автомобиле с АКПП также можно осуществлять торможение двигателем, но менее эффективно в сравнении с механической трансмиссией.

По своей форме гидротрансформатор напоминает спасательный круг, внутри которого установлены две турбины, помещенные в масляный резервуар. Между турбинами отсутствует прямая механическая связь, но при вращении одной из них лопатки начинают направлять потоки масла по кругу и приводят в движение другую. Именно так происходит передача вращательного момента.

Когда авто набирает скорость, гидравлическая муфта блокируется, валы начинают вращаться синхронно, вращательный момент передается напрямую. Когда происходит торможение двигателем, блокировка гидромуфты отключается на скорости около 50-60 км/ч. В этот момент начинает работать масляный демпфер, сглаживающий нагрузки. Гидравлическая муфта эффективно компенсирует даже высокие нагрузки на АКПП, защищая коробку от повреждений. В гидротрансформаторе допускается разное вращение входного и выходного валов без ущерба для всего механизма. В то же время сглаживание нагрузок негативно отражается на эффективности снижения скорости, поэтому машина с автоматом тормозит двигателем намного медленнее, чем авто с механической трансмиссией.

Покупателям машин с автоматической коробкой нужно хорошо изучить эксплуатационную инструкцию, уделяя особенное внимание режимам работы трансмиссии. Для некоторых типов автоматических коробок конструкторы вообще не предусматривают торможение мотором, а в других моделях АКПП такой режим блокирует электронная система управления

Существуют модификации «автоматов», у которых режим торможения двигателем начинает работать без участия водителя. В некоторых моделях АКПП для снижения скорости авто за счет мотора предусмотрена функция ручного переключения передач.

В качестве примера рассмотрим один из возможных вариантов торможения двигателем на машине с АКПП:

  1. Нужно включить режим overdrive, после чего АКПП переключится на 3-ю скорость.
  2. Когда скорость движения снизится, следует установить 2-ю передачу, что будет способствовать процессу торможения.
  3. Рычаг АКПП надо поставить в положение «L», которое соответствует 1-й передаче.

Во время движения автомобиля рычаг АКПП можно устанавливать только в положения «D-2-L», включение других скоростей может привести к поломке коробки (категорически нельзя на ходу использовать позиции «R» и «P»).

В большинстве случаев электронные системы сами управляют работой АКПП. Так, на высокой скорости электроника не даст возможности принудительно переключиться на 1-ю передачу.

Технология торможения мотором на авто с гидромеханической АКПП напоминает езду на механике с не полностью выключенным сцеплением (передача включена, мотор гудит, но скорость сбрасывается не так эффективно). Машина, двигаясь на спуске, катится все быстрее, поэтому водителю приходится регулировать ее скорость педалью тормоза.

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что автомобили, оснащенные автоматическими коробками, умеют тормозить мотором и имеют электронные системы, защищающие от поломок. Кроме того, нагрузки, передающиеся от колес на АКПП, гасятся гидромуфтой, а следовательно, повредить трансмиссию при движении на спуске невозможно. В то же время автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит особенно щадить тормозные диски и колодки.

Если же в инструкции к машине в автомат-коробкой указано, что для данной модификации не предусмотрен режим торможения мотором, то использовать такой прием следует только в случае крайней необходимости, чтобы не сократить срок службы дорогостоящей АКПП.

Подводя итоги, отметим, что прием торможения мотором более эффективен для авто с механической КПП, так как в этом случае обеспечивается жесткое сцепление шестеренок трансмиссии. При управлении машиной с коробкой автомат следует больше полагаться на тормозную систему.

Как переключать передачи на механике


Правильное расположение ног на педалях

Сегодня очень популярными стали машины с автоматическим переключением передач, и начинающие водители отдают предпочтение учиться именно на таких автомобилях. Стоит заметить, что действительно настоящим водителем может стать тот, кто способен управлять машиной с любым видом трансмиссии. Поэтому в автошколах большинство выбирает в качестве учебного транспорта автомобиль с механикой, даже если они уже заранее приобрели или собираются приобрести машину с вариатором или АКПП. Чтобы понять, как ездить на механике, придется много практиковаться. Зато после этого можно будет не думать о типе трансмиссии, и ощущать уверенность за рулем любого автомобиля.

На механической коробке приняты следующие диапазоны переключения скоростей:

  • 0 — 20 км/ч – 1 передача;
  • 20 — 40 км/ч – 2;
  • 40 — 60 км/ч – 3;
  • 60 — 80 км/ч – 4;
  • 80 км/ч и выше – 5.

Стоит понимать, что диапазон скоростей зависит от передаточного числа определенной модели автомобиля, но в любом случае приблизительно отвечает указанной схеме. Переключать передачи необходимо плавными движениями, что не даст автомобилю «клевать» носом и дергаться. Зачастую именно этот признак выдает неопытного водителя за рулем.

Для того чтобы начать движение стоит действовать так:

  1. Полностью выжать сцепление;
  2. Установить рычаг на первую передачу;
  3. Плавно отпускаем сцепление, на определенном этапе удерживаем и затем полностью отпускаем;
  4. После этого плавно газуем и набираем скорость.

Конечно, долго и далеко на этой первой передаче не уедешь (если, конечно, вы не практикуетесь на пустыре).

Переключение на повышенную передачу

С возрастанием скорости возникает необходимость переключения на высокие передачи. Этот процесс осуществляется следующим образом:

  1. Ослабить нажатие на педаль газа и быстро выжать сцепление;
  2. Рычаг КПП переводится сначала в нейтральное положение, а затем включается следующая передача;
  3. Плавно отпускается сцепление и нажимается педаль газа;
  4. Переход на остальные более высокие передачи выполняется по аналогичной схеме.

Как тронуться с места на механике поэтапно для начинающих

Сцепление освоено, а передачи переключаются с завязанными глазами, значит, пришла пора двигаться дальше. Ну а дальше нужно просто поехать, тронуться с места. Научиться трогаться с места на механике несложно, если делать это на ровной дороге, не используя педаль акселератора. Для этого выполняйте следующие действия, которые помогут приловчиться к управлению данным типом трансмиссии:

  1. На заведенной машине полностью выжимаем сцепление и переводим рычаг на отметку первой передачи.
  2. Начинаем медленно отпускать ногу с педали сцепления.
  3. Когда начнется движение автомобиля, зафиксируйте ногу на сцеплении в текущем положении.
  4. Полностью отпустить педаль сцепления можно только через пару метров движения автомобиля, когда машина достаточно ускорится.

Но на практике мы редко когда стартуем с ровной поверхности. Зачастую трудности с началом движения поджидают нас в самых неожиданных местах, например:

  • Остановка на светофоре и последующее начало движения часто вызывает остановку двигателя, если водитель «бросает» педаль сцепления.
  • При подъеме в гору автомобиль неизбежно начинает скатываться назад, что может привести к аварии.

Поэтому важно уметь трогаться с места на механике в гору или на перекрестке (на светофоре), не допустив отката автомобиля и не заглохнув. Чтобы избежать подобных проблем, стоит практиковать и использовать следующие приемы:

Чтобы избежать подобных проблем, стоит практиковать и использовать следующие приемы:

  • Использовать при старте ручной тормоз.
  • Применять фиксацию (задержку) сцепления, используя педаль тормоза.
  • Быстро трогаться с места, перекидывая ногу с педали тормоза на газ.

Давайте рассмотрим порядок действий каждого из методов тронуться с места на механике наиболее подробно.

Начало движения с применением ручника

Этот способ все без исключения изучают еще в автошколе. Для его выполнения совершаем следующие действия:

  1. До упора поднимаем ручной тормоз.
  2. Полностью выжимаем педаль сцепления.
  3. Перемещаем рычаг на первую скорость.
  4. Аккуратно начинайте нажимать на акселератор и зафиксируйте ногу на педали, когда тахометр покажет значение в 1200-2000 оборотов (в зависимости от уклона горки).
  5. Далее плавно отпускаем сцепление, подводим его до тех пор, пока машина не начнет «приседать» и не пойдут вибрации.
  6. Дальше просто отпускаем ручной тормоз.
  7. Как только автомобиль двинется с места, синхронно отпускайте сцепление и добавляйте газа.

Данный алгоритм трогания с места зачастую применяют в случае, когда нужно плавно тронуться в горку после продолжительного простоя на ручнике. В других же случаях зачастую используют другие способы старта.

Смотрим видео, как трогаться в горку с ручника:

Как тронуться с места с фиксацией сцепления?

В этом случае алгоритм действий не сильно отличается от вышеописанного варианта

Пошагово для чайников попробуем разъяснить все важное ниже:

  1. Нажимаем педаль тормоза.
  2. Задействуем сцепление, нажав на педаль левой ногой.
  3. Включаем первую скорость.
  4. Далее начинайте медленно отпускать педаль сцепления и, почувствовав вибрацию, зафиксируйте положение ноги на сцеплении.
  1. Чтобы начать движение, просто отпустите тормоз, продолжая удерживать ногу на сцеплении в этом же положении.
  1. Как только машина начнет движение, продолжайте медленно отпускать сцепление, прибавляя при этом немного газа.

Еще видео, как трогаться с места на механике в горку без ручника, подводом сцепления:

Как правильно трогаться с места на механике с газом?

Следующий способ старта подходит только для более опытных водителей или тогда, когда чувствуешь автомобиль, и можешь управлять им не глядя на панель приборов. А этого можно достигнуть только постоянными тренировками.

С помощью него можно быстро тронуться с места на светофоре или в горку, без существенного отката назад. Порядок действий должен выглядеть примерно так:

  1. Сцепление выжато, правая нога на тормозе.
  2. Далее отпускаем педаль тормоза и быстро переносим ногу на акселератор и поднимаем обороты.
  3. Одновременно с этим левой ногой необходимо сразу же начинать отпускать педаль сцепления и зафиксировать ее в тот момент, когда диски сцепления в вашей машине уже стали соприкасаться между собой. Проще говоря, вам необходимо словить момент, когда ваш автомобиль начнет трогаться с места.
  4. Удерживая обороты двигателя в заданном положении, продолжайте отпускать сцепление по мере увеличения скорости автомобиля.

Еще видео, как трогаться в горку подлавливая сцепление и синхронно добавляя газ, обязательно смотрим:

Второй способ торможения двигателем

Второй способ применяется на сухих покрытиях, для скользких покрытий предназначен первый.

Нужно овладевать техникой работы с КПП и сцеплением, которая является одним из ключевых звеньев водительского мастерства; без правильной работы с рычагом КПП и педалью сцепления «торможение двигателем» превращается в некий вид лотереи, причём, если на заднем приводе ПССВКД приводит «лишь» к заносу задней оси и оставляет возможность управления автомобилем, то на переднем приводе автомобиль просто рискует потерять управляемость с непредсказуемыми последствиями…

Техника владения переключением передач и сцеплением непроста и требует длительной тренировки. Водитель, владеющей этой техникой, переключает передачи на пониженные в любой последовательности за 0,3-0,4 секунды (включая «перегазовку» и «подгазовку»), даже если КПП не кулачковая, а стандартная, и ни на одной передаче нет синхронизаторов; даже очень внимательный наблюдатель не почувствует момента выключения и включения сцепления; об увеличении ресурса трансмиссии и тормозной системы я уж не говорю…

Для выполнения торможения двигателем отпускается педаль газа при включенном сцеплении на той передаче, которая была включена. Двигатель, не получая горючей смеси, но получая крутящий момент от трансмиссии, становится потребителем энергии, тормозя трансмиссию, а через нее и колеса.

При таком способе торможения передние колеса автомобиля загружаются дополнительным весом за счет инерции автомобиля на поворотах и спусках. При этом повышается устойчивость к заносу, так как колеса не блокируются тормозными колодками как при торможении с помощью рабочей тормозной системы, а происходит равномерное распределение тормозящего усилия между ведущими колесами автомобиля с помощью дифференциала.

Поэтому торможение двигателем рекомендуется как профилактическая мера против возможных заносов на поворотах, особенно на скользких дорогах или на дорогах с мокрым покрытием. Применяя торможение двигателем на спусках, особенно если речь идет о горном спуске, рекомендуется включение той передачи, на которой возможно въехать на такой уклон.

ВНИМАНИЕ: Нельзя переключаться сразу на первую передачу, потому что автомобиль может уйти в занос, его может развернуть на дороге, выбросить на полосу встречного движения. Снизив с помощью переключения передач скорость до возможного минимума, дотормаживать можно стояночным тормозом

Случаи, когда без торможения двигателем не обойтись

К таким случаям относятся ситуации, когда категорически запрещено движение авто на нейтралке — движение с гор, по горным серпантинам. Без торможения двигателем с многократным переключением на более низкие передачи, возникает риск перегрева тормозной системы, увеличения пути торможения на четверть, а также риск отказа в управлении, вызванный сильным перегревом тормозов.

Важно помнить, что нейтральная скорость создана исключительно для переключения передач водителем и для того, чтобы двигатель остановленного авто мог работать, а не для использования во время движения автомобиля. Нейтралка также создана для плавного начала движения машины, поддержания работы двигателя во время остановки транспортного средства

При снижении скорости включение пониженных передач повышает безопасность Вашего движения

При снижении скорости включение пониженных передач, повышает безопасность движения. Понижать передачу рекомендуется при опускании стрелки тахометра до 2 500 оборотов/мин., если у вас авто с атмосферным бензиновым двигателем, до 2 000 оборотов/мин. — при авто на турбо-двигателе, до 1 500 оборотов/мин. — для двигателя, работающего на дизельном топливе. Это нижние усредненные границы. Следует исходить из значений максимального значения крутящего момента конкретной марки авто при переключении передач. Итак, выше упоминалось о необходимости включения пониженной передачи для увеличения устойчивости в дуге поворота.

Плюсы и минусы этого манёвра

Если вы ни разу не притормаживали свой автомобиль таким способом, то необходимо узнать, что значит тормозить двигателем при нормальных погодных условиях и состоянии дороги, чтобы не запаниковать в экстренной ситуации. Как я уже говорил, такой способ помогает избежать заноса в случае торможения в гололед. В таком случае колёса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном торможении. Система управления не блокируется, а машина становится более устойчивой. Снижение скорости происходит довольно плавно. Но всегда стоит учитывать, что при таком способе тормозной путь значительно длиннее. Сложно сказать однозначно, вредно ли тормозить двигателем. Можно сказать, что однозначный плюс – это безопасность. А минус – длительность и плавность. Т.е. сбрасывание скорости двигателем ни в каком случае не будет экстренным, и это нужно учитывать.

Ещё один важный нюанс – когда вы решили осуществить подобный манёвр о ваших намерениях неизвестно никому кроме вас. Если при нажатии педали тормоза сзади машины включаются стоп-сигналы, то при торможении двигателем этого не происходит. А значит, есть вероятность аварии. Многие говорят, якобы такой способ увеличивает износ трансмиссии и мотора. Всё на самом деле не так страшно. В конце концов, не так часто используется этот способ, чтобы навредить транспортному средству. Главное больше практики и умение предвидеть ситуацию, при которой уместно применять подобный способ снижения скорости.

Медленное торможение на механике

У меня первое авто было простенькое. На нем стояла МКПП на 5 передач. Я узнал, как тормозить двигателем на механике от своего знакомого, который чисто случайно сел за руль. Короче, схема движений должна быть такой:

  1. Отпустить педаль газа.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выключить повышенную передачу.
  4. Включить пониженную передачу.
  5. Отпустить педаль сцепления и снижать постепенно скорость.

Не спешите быстро переключаться с повышенной скорости на пониженную. Если сейчас на вашем тахометре – 2000 оборотов, то, включив пониженную скорость движок заорёт и это, действительно, плохо. Идеальный вариант переключения – 1200 – 1500 оборотов. Как только мы переключим передачу на меньшую, то стрелка тахометра повысится до 2 тысяч оборотов, а это уже более нормальный вариант. В общем, тренироваться нужно. Многое зависит ещё и от объёма двигателя.

Это более чем подробная последовательность движений. Никакого негативного воздействия на автомобиль это не оказывает. Еще раз советую попробовать такой способ на сухой и хорошо знакомой вам дороге

Очень важно понять тормозной путь машины и вообще её поведение при таком способе. Кстати, иногда можно применять и незначительные короткие нажатия на педаль тормоза. Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты

Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты.

Как быть с АКПП?

Чуть позже я себе приобрёл автомобиль с АКПП. Долго не мог понять, как можно тормозить двигателем на автомате. Можно сказать, что тут ситуация обстоит сложнее, но это тоже возможно. Коробка-автомат так не реагирует на торможение, как механика, и приходится чаще использовать рабочий тормоз. Здесь имеет значение насколько старый у вас автомат. На более старых версиях есть ограничения по переключению скоростей. В более новых версиях в идеале использовать полуавтоматический режим, это позволит сбросить скорость естественным путем и перейти на более низкую передачу. Вы должны понимать, что только снижение скорости позволит переключиться на пониженную передачу. Иначе этого не сделать. Для того, чтобы привыкнуть к автомату и понять, как же применять на нем такой способ, требуется больше времени и сноровки. У меня не сразу получилось разобраться на какой скорости я могу начать притормаживать, чтобы избежать ненужного заноса

Но со временем навык пришёл и я понял, что для автомата крайне важно при попытке снизить скорость мотором вообще не нажимать на педаль газа

В итоге могу сказать, что не очень сложно разобраться, как правильно тормозить двигателем в скользкой ситуации. Нужно помнить схему перехода с повышенной на пониженную передачу, ни в коем случае не выжимать резко тормоз и держать в голове длинный тормозной путь автомобиля. И еще один нюанс – как бы ни хотелось резко остановиться, переходить сразу на первую передачу категорически запрещено, потому что занос просто обеспечен. Плюс для движка такой скачок будет вреден. Я имею ввиду переход на механике с 3 передачи на 1 или 4 на 2 при высоких оборотах. Вернуться вверх

http://daciaclubmd.ru

Как тормозить двигателем на механике при плохом сцеплении

Каждая передача коробки автомобиля соответствует оптимальной скорости движения. Для городского это отношение следующее, учитывается средний мощностной режим мотора для скользкого покрытия.

1-я – 5-10 км/ч;
2-я – 10-20 км/ч;
3-я – 20-40 км/ч;
4-я – 40-60 км/ч;
5-я —  60-80 км/ч;

Пониженные передачи рекомендуют включать согласно скорости движения авто, так как если включить очень низкую передачу, например, при скорости машины 60 км/ч включить 2 передачу, то обороты двигателя будут свыше 4 000, а это мощностной режим мотора, и при плохом сцеплении шин с дорогой они могут начать прокручиваться, что может вызвать занос.

А как останавливаться-то?

Предлагаю следующую последовательность действий по остановке автомобиля.

  • Указатели поворота — направо, чтобы все знали Ваши намерения;
  • Взгляд в зеркало или (и) поворот головы назад направо, чтобы узнать, можно ли сейчас останавливаться, не помешаете ли Вы сзади идущей машине;
  • Принять правее, дабы не остановиться посередине дороги;
  • Сцепление вниз — для кратковременного отделения двигателя от ведущих колес;
  • Тормоз — для плавного торможения и остановки машины;
  • Остановка — движение автомобиля прекратилось;
  • Рычаг коробки передач в нейтральное положение, с целью долговременного отключения двигателя от ведущих колес;
  • Рычаг стояночного тормоза наверх — для удержания машины на стоянке от само¬произвольного движения;
  • Сцепление наверх (двигатель теперь долговременно отделен от ведущих колес в коробке передач);
  • Тормоз наверх (в неподвижном состоянии машину удерживает стояночный тормоз)

Далее Вы должны:

  • выключить указатели поворота (если в процессе остановки они не выключились автоматически);
  • выключить двигатель (или оставить его работающим в зависимости от дальнейших планов).

Основы торможения

Существует несколько простых советов, соблюдая которые можно свести риск попадания в аварию из-за неправильного замедления на автомобиле к минимуму.

Как тормозить на механике? Водители старой закалки рекомендуют переключаться на нейтральную передачу, приближаясь к светофору, что в корне неверно. Подобный совет продиктован желанием сэкономить бензин, но на самом деле выгода оказывается весьма сомнительной. Завидев впереди пробку или запрещенный сигнал светофора, не нужно убирать ногу с педали сцепления. Некоторые переключаются на нижнюю передачу, но на современных автомобилях, оснащенных мощными моторами, нужды делать этого нет: особого толка не будет, а вот синхронизаторы ощутят на себе повышенную нагрузку, что чревато их ранним износом. Подобный приём эффективен только при длительном спуске (например, на трассе).

Уметь тормозить двигателем умеют не все автолюбители, но этот навык полезный, так как, благодаря ему, можно немного сэкономить топливо, продлить срок службы колодок и дисков. Учитывая, что каждый, кто активно пользуется автомобилем, останавливается не один десяток раз за день, научиться тормозить двигателем было бы весьма полезно.

Процесс торможения выглядит следующим образом: путем плавного усилия на педали «гасится» скорость, а к моменту полной остановки тормоз отпускается, и машина доезжает до точки стопа на небольшой скорости, практически близкой к нулю. Научиться правильно тормозить непросто: большинство водителей в последний момент резко жмут на тормоз, в результате чего автомобиль «клюет» носом.

Зачем вообще уметь грамотно тормозить?

  1. Для удобства пассажиров. Человек, постоянно ездящий за рулем, перестает замечать дерганья машины, а вот его попутчики резкие толчки автомобиля чувствуют.
  2. Время на исправление допущенной ошибки. Например, следуя зимой по сухой дороге, незадолго до светофора вы попадаете в замерзшую лужу. Если замедляться привычным резким нажатием педали, машина может не остановиться там, где требуется, чем и объясняется большое количество «паровозиков» возле светофоров в зимнее время года. Хорошо, если водитель всего лишь «догонит» впереди стоящую машину, а если не сумеет затормозить перед людьми, переходящими дорогу по «зебре»?
  3. Возможность контролировать ситуацию не только впереди автомобиля, но и позади него. Научившись тормозить плавно, водитель снижает вероятность того, что сзади идущий автомобиль, не ожидая резкого замедления, «догонит» его машину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector