Пошаговая блокировка дифференциала нивы шевроле
Содержание:
- Преимущества автомобилей Lada 4×4 и Chevrolet Niva
- Принцип работы полного привода на Ниве Шевроле
- Как правильно использовать функции блокирования межколесного дифференциала на Ниве Шевроле
- Как работает трансмиссия нивы
- Самостоятельная установка механизма
- Дифференциалы самоблокирующиеся
- О трансмиссии
- Нива блокировка дифференциала заднего моста
- Блокировка дифференциала на автомобиле Шевроле Нива
- Установка принудительной блокировки в РЗМ или предпоследний шаг к 4х4 — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2010 года на DRIVE2
- Разновидности блокирования
- Принудительная разблокировка
- ВАЗ 21213 Блокировка дифференциалов
- Параметры и критерии выбора
- Преимущества и недостатки винтового типа
- Блокировка дифференциала на одной оси
- Включение блокировки дифференциала
Преимущества автомобилей Lada 4×4 и Chevrolet Niva
Почему эти автомобили с неприметным дизайном в течение многих лет не утратили свою популярность? Секрет в относительно невысокой стоимости, которая сочетается с хорошей проходимостью, надежностью и простотой конструкции. Многие по достоинству оценили это транспортное средство во время поездок на охоту, рыбалку, путешествия по бездорожью.
Безусловно, Lada4×4 и Chevrolet Niva имеют множество недостатков. Они проигрывают по многим параметрам современным внедорожникам, которые отличаются повышенным комфортом и наличием множества дополнительных опций, но для тех, кто ищет недорогой, простой в ремонте автомобиль с высокой проходимостью, Нива является довольно удачным вариантом.
Lada 4×4
Chevrolet Niva
Расположение рычагов на Lada 4×4
Агрегаты трансмиссии
Расположение дифференциалов
edit this post
Принцип работы полного привода на Ниве Шевроле
Чтобы выполнить ремонт раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214), узел предварительно необходимо снять. Снятие производим в следующем порядке:
- в салоне демонтируем пластмассовую накладку рычагов КПП и РК;
- отворачиваем набалдашники рычагов переключения раздатки, снимаем под ними кожух;
- отсоединяем трос спидометра, для РК 21214 нужно будет отсоединить дополнительно еще датчик скорости;
- разворачиваем болты с гайками крепления эластичной муфты переднего и заднего карданных валов, для того чтобы вынуть болты, карданы необходимо проворачивать – вынимаются они по одному в одном определенном положении вала;
- под раздатку устанавливаем домкрат (или другой упор), отмечаем места, где крепились боковые опоры РК. Делается это для того, при установке центровку раздаточной коробки свести к минимуму;
- отворачиваем 4 гайки крепления РК к коробке передач;
- откручиваем 4 крепления опор РК к кузову автомобиля;
- теперь остается только демонтировать раздаточную коробку.
Как правильно использовать функции блокирования межколесного дифференциала на Ниве Шевроле
Специалисты при использовании блокировки дифференциала на Ниве Шевроле рекомендуют придерживаться нескольких правил.
Правило № 1 – специфика переключения раздаточной коробки на пониженные передачи. Такое переключение должно производиться в момент остановки транспортного средства.
Правило № 2 – включение процесса блокирования дифференциала. Это возможно только, когда автомобиль едет без остановок.
Правило № 3 – переход на пониженную передачу. Данное действие разрешается производить без остановки Нивы Шевроле.
Правило № 4 – обеспечение оптимальной работы межколесного дифференциала. Для этого потребуется водителю периодически совершать переключение на раздаточной коробке рычага дифференциального устройства. Периодичность – один раз в неделю (особенно в зимний сезон).
Как работает трансмиссия нивы
Автомобиль ВАЗ 2121, иначе говоря, «Нива» — поступил в серийное производство в 70-х годах прошлого века. Такой автомобиль относится к классу легковых машин повышенной проходимости. В истории отечественного автопрома «Нива» стала первой машиной, в конструкции которой применялся полный привод. Рассмотрим подробнее устройство трансмиссии. Сделать это следует для того, чтобы понять, почему с учетом почти 40-летней истории трансмиссия нива отличается от множества прочих аналогичных машин, оснащенных полным приводом и возможностью переключения классическим способом или при помощи вискомуфты.
Трансмиссия в ряду семейства «Нивы» (2121, 2131) сконструирована таким образом, что полный привод подается на 4 колеса. Также характерным выступает наличие межосевого дифференциала. Трансмиссия включает в себя КП, раздаточный механизм, пару карданных валов, а также оба моста. Характерным отличием модели 2131 является удлиненный кузов. В остальном преимущественные сходства с первой моделью прослеживаются во всем. От мотора происходит передача крутящего момента через коробки передач на «раздатку», а она, в свою очередь, передает момент к мостам.
Дальше через карданные валы он уходит к редукторам. Передний редуктор через дифференциал и шарниры равных угловых скоростей передает момент на колеса. Аналогично для задних, так же выступающих ведущими, колес. Именно потому, что крутящий момент распределяются на 4 колеса одновременно, привод получил название полного. Обозначением является следующее – 4WD. Еще один отечественный автомобиль, устроенный по схожему принципу с «Нивой», — УАЗ.
Самостоятельная установка механизма
Как уже было сказано ранее, установить дифференциала на Ниву своими руками необходимо с учетом класса дороги, типа транспортного средства и степени его износа. Для работы понадобится заехать на эстакаду. Таковую несложно найти в гаражном кооперативе. Перед началом работы необходимо убедиться, что схема с техническим описанием находится перед глазами (ИЗОБРАЖЕНИЕ 1).
От теоретической части плавно нужно перейти к практической. Для работы понадобится стандартный набор инструментов. При помощи гаечных ключей и отвертки откручивается самоблокирующийся дифференциал. После этого производится визуальный осмотр участка. Наличие минимальных сколов или следов физического износа передней части или заднего элемента требует предварительной технической замены.
Как только все готово, проводится антикоррозийная обработка поверхности. Монтируется новый самоблок, прошедший предварительную проверку. После установки необходимо проверить, насколько успешно включается частичное или полное блокирование.
Помогает это в момент пробуксовки и для передвижения по бездорожью. Регулярное техническое обслуживание обеспечит безопасную эксплуатацию транспортного средства и снизит вероятность заносов. Устранить возникающие неисправности можно самостоятельно или при обращении на СТО.
7. Распределение моментов в раздатке
Вопрос возникает довольно часто. Непонимание возникает из-за того, что путают совершенно разные физические явления: силу (момент) и движение (вращение).
Сначала несколько исходных положений.
1. Незаблокированный симметричный дифференциал распределяет приходящий с входного вала момент на выходные валы строго поровну: 50/50. Это следует из того, что передаточные отношения от входного вала к выходным одинаковы. При этом выходные валы могут вращаться с разной скоростью, но средняя скорость (полусумма скоростей) равна скорости входного вала, деленной на передаточное отношение.
2. Заблокированный дифференциал перестает быть дифференциалом. Поровну на выходные валы передается движение (вращение) входного вала. Скорости выходных валов равны между собой, а их сумма равна скорости входного вала, деленной на передаточное отношение.
3. Если суммарный момент, приложенный к валу (колесу) не равен нулю, вращение будет с ускорением или с замедлением. Это — второй закон Ньютона. Если вал или колесо вращается равномерно, суммарный момент, действующий на него, в точности равен нулю. Отсутствие движения — это тоже равномерное вращение, но с нулевой скоростью.
В ниве три симметричных дифференциала. Когда они все незаблокированы, на каждое колесо приходится по 25% момента, переданного через трансмиссию от двигателя. И вращение, создаваемое двигателем, также передается на все четыре колеса, но не обязательно поровну. Например, в повороте задние колеса проходят меньший путь (идут по меньшему радиусу), чем передние, но при этом тянут все четыре колеса одинаково.
Рассмотрим ситуацию, когда одно колесо буксует, остальные — стоят. Все вращение двигателя передается на буксующее молесо. Как это ни странно на первый взгляд, на буксующее колесо приходится 25% крутящего момента, ровно столько же, сколько на остальные. Но момент этот мал: он равен моменту силы трения (только в трансмиссии, если колесо совсем вывешено). Значит, и на остальных колесах момент тоже очень мал, он не может сдвинуть машину. Машина стоит, а вывешенное колесо вращается со скоростью, которая в четыре раза больше, чем было бы при нормальном движении на скорости при тех же оборотах двигателя и при тех же передачах в КПП и раздатке.
А теперь включаем блокировку межосевого дифференциала. Скорости вращения карданов принудительно приравниваются. Суммарная скорость передних колес должна сравняться с суммарной скоростью задних.
Получается, что заблокированный дифференциал передает бОльшую часть момента входного вала на тот выходной вал, где реактивный момент больше, т. е. крутящий момент пойдет в сторону наибольшего сопротивления.
Блокировка нужна для того, чтобы обеспечить синхронность вращения двух карданов в тяжелых условиях, когда
Дифференциалы самоблокирующиеся
Для того чтобы процесс управления автомобилем был еще проще, используются самоблокирующиеся дифференциальные механизмы.
В настоящее время существует 4 основных вида системы блокирования:
- Дисковая.
- Вязкостная.
- Винтовая блокировка. На «Ниву» ее чаще всего в настоящее время устанавливают.
- Кулачковая.
Что касается современных разработок, то в них уже используются электронные системы контроля проскальзывания колес, которые основаны на использовании штатных тормозов, а также на применении датчиков вращения. Такие системы, как правило, совмещаются с противопробуксовочными и антиблокировочными.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
О трансмиссии
Прежде всего несколько слов об устройстве “Нивы”. Она обладает постоянным полным приводом. Что это значит? Все просто – крутящий момент одновременно передается на четыре колеса. В этом и состоит одно из принципиальных отличий “Нивы” от других автомобилей. У них момент подается только на один из мостов (передний или задний).
Полный привод реализован благодаря использованию раздаточной коробки. Крутящий момент, пройдя КПП, поступает на раздатку, а с нее – на передний и задний мосты. Такая конструкция позволяет создать блокировку межосевого дифференциала на “Ниве”, которая совместно с полным приводом обеспечивает ей повышенную проходимость. Здесь нельзя не сказать несколько слов о дифференциале. Во многом благодаря ему реализуются отличные внедорожные характеристики “Нивы”.
Нива блокировка дифференциала заднего моста
ВАЗ 2121, Нива – один из самых признанных внедорожников в мире. Несмотря на, без малого, сорокалетнюю историю и почти не изменившийся за это время внешний вид, автомобиль до сих пор востребован и имеет своего покупателя. Их прельщает неприхотливость автомобиля и его проходимость. Второе качество Ниве обеспечивает уникальная в своем роде трансмиссия с постоянно включенным полным приводом и возможности блокировки дифференциалов. Однако даже сами владельцы внедорожника не всегда правильно понимают назначение рычагов в салоне автомобиля. Поэтому короткий ликбез по раздатке, дифференциалам и блокировкам, будет совсем не лишним.
Немного о трансмиссии Нивы Основными узлами трансмиссии ВАЗ 2121 и всех последующих модификаций являются:
- Карданные валы;
- Коробка передач;
- Раздаточная коробка на два диапазона;
- Передний и задний мост.
Первые два пункта понятны и особых вопросов не вызывают, а оставшиеся нужно рассмотреть немного подробнее.
Мосты Нивы
Основой любого ведущего моста является дифференциал. Без него автомобиль мог бы ехать только прямо. Дело в том, что при повороте левое и правое колесо проходят разное расстояние, и если они будут жестко насажены на ось – пробуксовки одного из них не избежать
Это не принимая во внимание того факта, что нагрузка на ось в этом случае превысит все пределы. Теоретически, на практике этого не происходит и именно благодаря дифференциалу
Он распределяет усилие таким образом, что всегда крутится только одно колесо.
Оно не является ведущим постоянно, как могло показаться, это было бы слишком просто. Тяговое усилие передается колесу, которое встречает меньшее сопротивление. Именно поэтому, когда машина стоит одним колесом на сухом асфальте, а другим на льду, то крутиться будет именно то, под которым находится скользкая поверхность.
Применительно к Ниве, дифференциалов у нее три. Два в переднем и заднем мостах, межколесные, и один, межосевой, в раздаточной коробке. Для чего он нужен? Это обратная сторона постоянного полного привода. Дело в том, что если обоим мостам передать одинаковое усилие, то машина сможет двигаться только прямолинейно. Чтобы она смогла поворачивать, тяговое усилие на мосты должно изменяться, по аналогии с колесами на каждом из них. Чем больше нагрузка на мост, тем меньше на нем должен быть крутящий момент. Иначе, при полном приводе поломок не избежать.
Принудительная блокировка дифференциала на Ниву
Что такое блокировка дифференциала на ниву? Межосевой дифференциал – это хорошо. Но ведь могут сложиться условия, при которых вращаться будет всего одно колесо из четырех. Какой смысл в полном приводе? Тольяттинские конструкторы это предусмотрели. Нива снабжена принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Это значит, что водитель, в случае необходимости может уровнять скорости обоих мостов.
Таким образом, постоянно будут вращаться по одному колесу на разных осях, в результате проходимость машины значительно повышается. Но использовать принудительную блокировку можно только по бездорожью. Кстати, некоторые водители, не особо вникают в конструкцию Нивы и ошибочно считают что, переключая малый рычаг назад, они включают передний мост. Нет, эта ручка как раз и блокирует межосевой дифференциал.
Из соображений проходимости было бы очень хорошо, если бы, пусть непродолжительное время, вращались все 4-е колеса. В этом случае автомобиль немногим бы уступал трактору. Но Нива имеет, так называемый, свободный межколесный дифференциал, т. е. крутящий момент поочередно подается на одно из колес и принудительные блокировки на ниву не предусмотрена.
Более того, такой блокировки нет и у Шевроле-Нивы.
Покупаем ручные лебедки для авто: секреты выбора.
Думаете сделать тюнинг Toyota Land Cruiser Prado 150 для разных ситуаций? В этом вам поможет нам материал.
Лучшая грязевая резина на Ниву и другие внедорожники: как правильно выбрать.
Американскому концерну настолько понравилась трансмиссия, что они перенесли ее на совместный автомобиль почти без изменений. « Почти» – потому, что конструкторы GM объединили управление раздаткой и принудительной блокировкой дифференциала. Как результат – два рычага вместо трех. Патриотично настроенные владельцы отечественных внедорожников, считают, кстати, удобство от такого новаторства сомнительным. Еще одно изменение коснулось крепления раздаточной коробки. Благодаря ее новым опорам, вибрации в салоне стало гораздо меньше.
Блокировка дифференциала на автомобиле Шевроле Нива
На всех автомобилях из семейства внедорожников существует одна особенность, по которой эти машины способны преодолевать любые дорожные покрытия и даже если это покрытие отсутствует. Этой особенностью является наличие полного привода всех четырех колес с дифференциалами.
Несколько правил по использованию блокировки дифференциала:
- Переключение раздаточной коробки на пониженные передачи необходимо осуществлять только во время остановки автомобиля.
- Включение блокировки дифференциала разрешается во время движения без остановки.
- Переход на пониженную передачу разрешается без остановки автомобиля.
- Чтобы обеспечить нормальную работу блокировки дифференциала, нужно периодически переключать рычаг дифференциала на раздаточной коробке. Рекомендуется проводить такое действие раз в неделю, и особенно в зимнее время.
Где включается принудительная блокировка дифференциала в Шевроле Нива
В салоне между водительским и пассажирским сидениями располагаются два рычага управления. Один из них является рычагом переключения передач (КПП). Другой- рычагом управления раздаткой автомобиля. Основной составляющей блокировки дифференциала является раздаточная коробка, которая представляет собой двухступенчатый редуктор. Из этого редуктора в салон выведен рычаг управления.
Его передвижение вперед- назад служит для включения и выключения пониженной передачи от коробки передач к ведущим мостам автомобиля. А передвижение вправо- влево предназначено для включения блокировки дифференциалов. Этот рычаг имеет короткую по длине рукоятку.
Если переключить рычаг в левое положение, то это означает, что блокировка включена, если же рычаг перевести в правое положение, тогда блокировка выключена.
схема переключения кпп и раздатки Нива Шевроле
Что дает понижающий ряд передач
Понижающий редуктор, который является одной из составляющих раздаточной коробки, имеет двухступенчатую коробку. Переключение ступеней производится тем же рычагом, который служит для блокировки дифференциала. При переключении этого рычага в заднее положение – передаточное число раздаточной коробки является низким, и равно 1,2. При положении рычага вперед, передаточное число увеличится в два раза (пониженная передача), и будет составлять 2,1. В среднем положении (нейтральное) передаточное число равно нулю. То есть редуктор в раздаточной коробке разомкнут и не передает тяговых усилий.
Блокировка дифференциала является неотъемлемой частью полноприводного механизма автомобиля. Использование блокировки превращает авто в эффективное средство передвижения в суровых условиях бездорожья.
Установка принудительной блокировки в РЗМ или предпоследний шаг к 4х4 — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2010 года на DRIVE2
Это то с чего надо начинать первым делом, многие думаю что купив полный привод у них чисто 4х4. На самом деле т.
к прямых дорог у нас мало то чисто мы получаем привод у Нивы на одно колесо и только включив блокировку в КР мы получаем привод на два колеса (одно спереди и одно сзади).
Меня тоже не обошёл пафос и я начил с колёс, хотя и с лысыми контиками лазил не плохо, но уж не хватало в колёсах болона при заскоке на поребрик и езде по корням контики пробивало до диска.
Ну ладно купил, поставил, но от главного не уйдёшь и был сделан предпоследний шаг до правильной формулы 4х4 — установка ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ блокировки в РЗМ. Почему именно принудительной? Да потому что все самоблоки это полный неодыкват, лучше одну принудиловку чем два самоблока, особенно это касается тех у кого машина в повседневной эксплуатации!
4-х сателитная принудительная блокировка
Привод блокировки
Не долго думая выбор пал на 4-х сателлитную принудительную блокировку с пневмоприводом от Володи-СПб, подъехал-оплатил-подождал месяц-забрал. Также пока ждал купил РЗМ в сборе чтобы всё не спеша установить и настроить, а на следующий день тикже не спеша установить на машину, тем более в планах установка блокировки спереди в СРПМ, где снятый редуктор и понадобиться.
Ключ для регулировки преднатяга (зазора в ГП)
Сверлим до 11,5-12мм
Нарезаем G14
Фитинг
Подготовив всё для замены приступил к работе, в процессе был изготовлен ключ для регулировки преднатяга из кусков металла и головки из набора. Очень удобно иметь подставку под редуктор чтобы удобно было работать, а не на столе его катать. Дальше всё просто (с редуктором работал первый раз), извлекаем диф.
из нового редуктора, сверлим в корпусе редуктора отверстие под фитинги постепенно до 11,5(12)мм, нарезаем резьбу G14, вкручиваем переходник намазав фиксатором. Дальше ставим диф.с блокировкой, в месте установки привода убираем гровер, затягиваем крышки подшипника намазав на болты анаэробный фиксатор, регулируем преднатяг.
У меня были проблемы в виде неравномерного зазора в ГП, зазор в ГП был выставлен по месту заедания, причина не ясна. Обязательно при сборке все резьбовые соединения мажем разборным фиксатором резьб! Дальше по словам самое сложное — это регулировка привода блокировки, говорят люди сутки выставляют привод, у меня’же всё заработало со второго раза, просто нужно понять что да как.
Устанавливаем трубку привода подрезав под нужный размер и окончательно проверяем работоспособность на сухую всё срабатывало на 100%.
Готово
в ВЕСе имеим прибавку на пару кг —РЗМ в сборе___________13.3кгк-т блокировки_________5кгдифференциал сток____3кг4-х сателитный с блок.__4.1кг
даже 1кг в неподресоренной массе — это не айс! Будем ставить однотрубные амортизаторы в перевёрнутом виде, тем самым компенсировать излишки в неподресоренной массе.
Дальше будет ещё статья по установки на машу с прокладкой привода и подключением.
Цена вопроса: 28 000 ₽ Пробег: 62000 км
Разновидности блокирования
В настоящее время существует два основных типа блокировки:
- Межколесная.
- Межосевая.
Межколесный тип блокировки тормозит работу дифференциала, который установлен между колесами на одной оси. А что касается межосевой, то ее задачей является обеспечить распределение усилий между мостами.
У автомобиля «Нива» три дифференциала, один из них — межосевой, а два других — межколесные. Оба типа абсолютно разные. Например, межколесные дифференциальные механизмы свободные, то есть на них нет абсолютно никаких дополнительных устройств. А что касается межосевого типа, то они имеют блокировку, причем принудительную. Оба типа значительно облегчают движение автомобиля в условиях плохих дорог, при этом частично придавая автомобилю возможности вездехода.
Принудительная разблокировка
Иногда случается, что блокировка заклинивает – ее невозможно выключить даже при полной остановке автомобиля. Ситуация довольно распространенная для «Шевроле Нивы». Как ее решить? Есть верный способ. Для этого включаем заднюю передачу, немного разгоняемся и прямо во время движения выключаем блокировку дифференциала. На определенной скорости ее можно легко «выбить». Но если на панели приборов у вас продолжает гореть подобная лампа, как на фото ниже, блокировка не была выключена.
Как быть в такой ситуации? Необходимо включить первую скорость и попытаться заново выключить узел. Двигаясь вперед-назад, вы решите проблему с заклинившим дифференциалом. А вообще межосевую блокировку рекомендуется включать только в условиях серьезного бездорожья. На пересечении грунтовых дорог и песчаных барханов вполне достаточно понижающей передачи.
ВАЗ 21213 Блокировка дифференциалов
Назначение блокировки дифференциалов
Блокировка межосевого и заднего дифференциалов служит для повышения проходимости автомобиля в условиях бездорожья и облегчения движения на крутых уклонах.
При движении в кривых наружное колесо проходит большее расстояние, чем внутреннее. Поэтому колеса одной оси движутся с различной скоростью, и, чтобы при этом автомобиль мог нормально двигаться, необходим осевой дифференциал. Межосевой дифференциал выравнивает скорость вращения приводных валов передней и задней осей, а дифференциал задней оси – задних колес.
Блокировка межосевого дифференциала
Предотвращает такое положение, когда колеса одной оси на скользком грунте провертываются на месте, в то время как колеса другой оси неподвижно стоят на нескользском грунте.
При включении блокировки межосевого дифференциала на обе оси начинает поступать крутящий момент, поскольку передняя и задняя оси становятся жестко связанными. Крутящий момент от силовой установки автоматически перераспределяется по осям в соответствии с состоянием грунта под колесами.
Блокировка дифференциала задней оси
Жестко связывает задние колеса, так что они вращаются с одинаковой скоростью. Блокировка дифференциала задней оси возможна только при заблокированном межосевом дифференциале.
ПРИМЕЧАНИЕ Отключение блокировки межосевого дифференциала при повороте колес можно заменить по весьма чувствительному рывку. Причиной этого является резкое снижение величины напряжений в трансмиссии, возникших в начале поворота при включенной блокировке дифференциала. При включенных дифференциалах колеса «скребут» по грунту при повороте. Это заметно по возникающему при этом шуму. Угол поворота при включенной блокировке дифференциалов существенно ограничен. |
Включение блокировки дифференциалов
Уменьшите скорость ниже 40 км/ч.
Рис. 1.124. Клавиша esp на центральной консоли |
Первая по ходу кнопки пиктограмма обозначает позицию блокировки межосевого дифференциала, а следующая и последняя – позицию блокировки дифференциала задней оси.
Поворотом кнопки только выбирается блокировка определенного дифференциала. Сам процесс включения и выключения блокировки дифференциала может потребовать некоторого времени.
Если случится так, что не удается включить или выключить блокировку, уберите ногу с педали газа и двигайтесь по возможности прямо, совершая при этом легкие движения руля влево-вправо.
Когда нельзя включать блокировку дифференциалов
ПРИМЕЧАНИЕ Ни в коем случае нельзя включать блокировку дифференциалов при движении по обычным дорогам общего пользования, а также когда колеса буксуют, автомобиль буксируют или проверяют тормоза на роликовом стенде. Ни в коем случае нельзя включать блокировку дифференциалов при движении по обычным дорогам, а также тогда, когда одно из колес буксует. Если включить блокировку в момент, когда колесо буксует, возможна или поломка привода, или внезапное и неконтролируемое движение автомобиля. Кроме того, сразу же будет ограничено действие рулевого управления. |
ВНИМАНИЕ
При включении блокировки дифференциалов при движении по обычным дорогах общего пользования, а также когда колеса буксуют, автомобиль буксируют или проверяют тормоза на роликовом стенде, возможна или поломка привода, или внезапное и неконтролируемое движение автомобиля.
Параметры и критерии выбора
На определение с самоблокирующимся дифференциалом на «Ниву» влияет модель авто, эксплуатационные условия, стилистика вождения, прочие объективные и субъективные факторы. К примеру, шариковая версия повышает нагрузку на рулевую колонку, что в корне меняет способ езды водителя. В полной мере это выражается на поворотах и разворотах, при неумелом обращении приводит к деформациям деталей трансмиссии.
Правильный подход выбора самоблоков заключается в учете момента, какая ось транспортного средства будет оснащаться указанным механизмом. Это связано с тем, что число шлицев отличается у различных модификаций. Их может быть 22 или 24 штуки
Обращайте внимание на маркировку, имеющуюся на упаковке. Обычно там присутствует информация, можно ли устанавливать приспособления для определенной марки автомобиля? Еще один момент – степень трансформации момента кручения (0,5 или 0,7)
Здесь выбор зависит от владельца машины.
Что такое дифференциал
Каждый поворот колеса автомобиля, проходящего по разному дорожному покрытию, может осуществляться с одной и той же скоростью.
Дифференциальный механизм передаёт крутящий момент, сгенерированный в автомобиле, к колёсам через карданный вал. Он контролирует скорость вращения колёс с помощью механизма передачи.
Поворачиваясь, оба колеса вращаются с различной скоростью, и это дифференциальное распределение скорости стало возможным благодаря этому механизму.
Где установить
Стандартный ответ экспертов гласит, что установить ограничение следует в задней части.
Если вы хотите иметь гарантию, что задние колёса будут иметь ту же тягу, что и передние, устанавливайте ограничение этого механизма. К тому же заднее ограничение имеет меньшее влияние на возможности вашего автомобиля.
Кстати, блокировка дифференциала своими руками не очень сложная задача, которую можно выполнить в любом гараже с ямой.
Плюсы:
- когда ограничение выключено, ось ведёт себя нормально, поэтому на езду не влияет;
- вы сами решаете, когда включить ограничение, что позволяет более точно управлять автомобилем в технических условиях бездорожья.
Минусы:
- вы должны снять одну руку с руля, чтобы нажать кнопку, что нежелательно во время сложных препятствий;
- забыв выключить ограничение, поездки на скорости с блокированной осью могут повредить дифференциал;
- довольно дорогое удовольствие, так как нужно установить отдельную систему приведения в действие механизма.
Самоблокирующиеся механизмы
Принцип действия у них разный. Одни блокируются при малейшей пробуксовке, другие при увеличении нагрузки на колеса. Однако независимо от конструкций они не требуют участия человека, а потому популярны у владельцев внедорожников. Но основное их достоинство том, что они не имеют столь жесткой блокировки как все остальные виды, а значит, частично снимают с полуосей дополнительную нагрузку.
Преимущества и недостатки винтового типа
К преимуществам винтовой блокировки дифференциала на «Ниву» можно отнести следующее:
- Цена приемлемая, варьируется от 5 до 9 тыс. рублей.
- Благодаря винтовому блокированию увеличивается проходимость машины на покрытиях с разным коэффициентам сцепления.
- Крутящий момент распределяется между колесами вплоть до 30–70 %. Этот факт способствует хорошему прохождению поворотов.
- Конструкция винтового блокирования сама по себе очень надежная.
- Мягко срабатывает дифференциал.
Самым главным недостатком винтовой блокировки «Нивы-Шевроле» является то, что со временем преднатяг ослабевает.
Использовать этот тип дифференциального механизма можно как в обычном повседневном вождении, туризме, так и в любительском спорте.
Достаточно часто многие автолюбители у специалистов спрашивают, какой самоблок лучше поставить на «Ниву 2121»? По мнению вторых, самым идеальным для данного автомобиля является винтовой тип дифференциального механизма.
Блокировка дифференциала на одной оси
Любой автомобиль, предназначенный для движения по бездорожью, по сложившейся практике должен обладать определенными конструктивными особенностями и наличием устройств, способствующих такому движению и отсутствующих на обычном городском автомобиле. К их числу относится межосевой дифференциал.
У автомобиля с полным приводом крутящий момент поступает на все колеса. Однако, если начинают пробуксовывать передние иди задние колеса, основной момент передается на них. Все мы неоднократно видели такую картину – автомобиль стоит на месте, у него крутятся какие-то колеса, а остальные остаются неподвижными. Чтобы частично избежать подобного, и применяется блокировка дифференциала, распределяющего момент по осям.
Суть ее заключается в том, что крутящий момент принудительно делится между задним и передним и мостами, что позволяет при пробуксовке задних колёс автомобилю продолжить движение за счёт переднего привода. И наоборот. Такая блокировка является очень полезной, особенно при движении по бездорожью, при ее отсутствии автомобиль никоим образом не может считаться внедорожником.
Вывод — межосевая блокировка помогает в тех случаях, когда застряли передние или задние колеса. Тогда крутящий момент передается с застрявших колес на свободные(те, которые не застряли). На Ниву штатная межосевая помогает именно таким образом. Однако вы почитайте, что может межколесная блокировка — далее…
Рассмотренная выше межосевая блокировка является тем минимумом, который необходим настоящему автомобилю повышенной проходимости. Однако для движения по серьезному бездорожью этого явно недостаточно. Здесь проявляется особенность дифференциала, способного передавать крутящий момент разным потребителям, причем он поступает туда, где меньше нагрузка.
Момент исправно поступает на каждый мост, но там два колеса, а за счет того, что одно пробуксовывает и для его вращения требуется меньший момент, он идет именно на это колесо. Получается парадоксальная ситуация – колеса крутятся, а машина стоит на месте, причем ничего ее не удерживает.
Вот во избежание такой ситуации и используется блокировка дифференциала на одной оси. Она может быть:
принудительная, когда включается непосредственно водителем;
автоматическая, когда включается сама при пробуксовывании одного колеса, в остальных случаях дифференциал работает так же, как и обычный, классический;
устанавливаемая на задний или передний мост автомобиля.
На Ниве по умолчанию стоит только одна из трех блокировок — межосевая. Так что если боитесь застрять — можете поставить себе самоблоки в передний и задний мост и тогда при включении всех трех блокировок все колеса будут крутиться «своей жизнью».
Надо понимать, что блокировка появляется не просто так, а реализуется при помощи каких-то устройств. Не касаясь принудительной, остановимся на автоматической блокировке. Она реализуется при помощи самоблокирующихся дифференциалов. Они представляют собой специальные устройства, которые выполняют две функции:
- передачу и распределение крутящего момента на разных потребителей;
- принудительное распределение (при необходимости) между ними поступающего момента.
Включение блокировки дифференциала
На Ниве Шевроле есть возможность включать одновременно все три дифференциала. Благодаря этому проходимость машины увеличивается в несколько раз при езде по бездорожью.
Принудительная блокировка заключается в том, что ведущие колёса объединяются между собой, в результате чего они могут вращаться с одинаковой скоростью. Благодаря блокировке, максимально будет использоваться тяговое усилие двигателя, и передаваться на колёса.
Как уже говорилось, что узел дифференциала состоит из валов и шестерён. При помощи их в автоматическом режиме распределяется тяговое усилие между ведущими колёсами. Блокировка дифференциала производится при помощи блокиратора (муфты). В таком случае, когда водитель включает принудительную блокировку, то колёса «становятся» связанными между собой. Это способствует тому, что они будут вращаться равномерно.
Если будет принудительно включён межосевой блокиратор, то тогда передние и задние мосты также жёстко связываются разом, что гарантирует равномерное распределение тяги ко всем четырём колёсам. Таким образом, проходимость автомобиля будет увеличена в несколько раз, что делает Ниву Шевроле настоящим внедорожником.
Применение блокировки
Не все автомобили оснащаются блокираторами, а потому на бездорожье они будут уязвимыми. Шевроле в данном плане представляет собой уникальный автомобиль, который может двигаться как с одним приводом, так и с полным, что позволяет ему уверенно себя чувствовать даже на горных дорогах.
Для включения блокировки дифференциала тянем рычаг влево до конца
Принудительную блокировку следует включать в таких случаях:
- При преодолении сложных участков трассы. В таком случае блокировку следует включить заблаговременно, ещё до выезда на такой участок.
- На крутых подъёмах или склонах, когда возможна пробуксовка колеса.
- При движении по песку.
- При езде по снегу или льду.
Отключение блокировки
Когда Нива будет передвигаться по обычной дороге с ровным покрытием, то ей не потребуется включать блокировку всех колёс. Они будут нормально сцепляться с покрытием и не пробуксовывать, так как тяговое усилие от двигателя на них будет распределяться равномерно. По этой причине, когда машина будет двигаться по хорошей дороге, где колёса не будут пробуксовывать, использование дифференциала не потребуется.