Как прозванивать мультиметром
Содержание:
- Как выполняется прозвонка проводов мультиметром
- Ищем короткое замыкание в авто
- Принцип прозвонки и определения сопротивления
- Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
- Определение неисправности розетки с помощью мультиметра – замеры параметров и прозвонка питающих линий
- Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
- Настройка и подготовка мультиметра
- Проверка параметров электроцепи
- Кислородный датчик
- Диагностика неисправностей
- Чем можно прозвонить провода?
Как выполняется прозвонка проводов мультиметром
Наиболее удобным, понятным и безопасным способом диагностики проводов на целостность или короткое замыкание является проверка при помощи мультиметра. Существует большое количество многофункциональных устройств с различными параметрами и ценой: от самых простых и доступных, до более дорогих, точных и функциональных. Но практически любым мультиметром можно проверить целостность проводников, для этого не обязательно иметь дорогое оборудование.
Какие должны быть показания мультиметра
Существует два метода проверки с помощью такого прибора: в режиме измерения сопротивления и в режиме прозвонки.
Режим прозвонки – самый удобный метод проверки. Здесь не нужно иметь каких-либо знаний в части показаний прибора. Достаточно соединить щупы прибора с концами кабеля и услышать звук. Если по порядку, то порядок действий следующий:
- Включить мультиметр, установить режим прозвонки (значок из нескольких скобочек разного размера, по аналогии с обозначением Wi-Fi);
- Подключить один щуп к одному концу проверяемого проводника, второй щуп к другому концу этого же провода;
- Если вы слышите звук – значит кабель целый. Если нет звука – обрыв на линии (или щупы подключены неверно).
Надо отметить, что таким образом также проверяется наличие короткого замыкания у рядом расположенных проводников. Отличие лишь в том, что один щуп подключают к первому проводнику, а второй щуп ко второму: если звук есть — в наличии короткое замыкание.
Режим измерения сопротивления – несколько сложнее. Но если запомнить, какие показания должны быть на мультиметре в разных ситуациях, то будет намного проще. Более того, многие мультиметры не имеют режима прозвонки, а вот режим измерения сопротивления есть практически всегда.
Порядок действий при таком измерении будет следующий:
- Включить устройство, настроить переключатель в режим измерения сопротивления, установить минимальное значения для измерения (обычно 200 Ом);
- Подключить щупы к проводнику;
- Если на дисплее будет какое-либо значение или ноль, то проводник целый. Если вы видите на экране цифру 1 – значит сопротивление бесконечно, то есть кабель оборван.
Обратная последовательность для определения короткого замыкания между проводниками или землей: при бесконечном сопротивлении – изоляция между проводниками не нарушена, а наличие хоть какого-то сопротивления будет означать короткое замыкание.
Если вы уверены в целостности кабеля, то таким способом можно выявить в пучке проводов с одинаковой цветовой маркировкой концы одного и того же проводника. Достаточно подключить с одной стороны щуп к проводнику, а с другой стороны поочередно прислонять щуп к каждому проводнику в пучке. Когда прозвучит сигнал – вы нашли второй конец провода. Вот и все, нет ничего проще.
Прозвонка длинного проводника
Для прозвонки провода, концы которого находятся далеко и нет возможности достать двумя щупами мультиметра от начала до конца провода, можно использовать заведомо известные провода или землю. Например, в кабеле может быть цветная жила, тогда все белые жилы можно вызвонить соединяя её с белыми на одном конце и поиском этой пары на другом.
Если нет такой возможности, можно использовать заземление. Соединяем на одном конце жилу провода с землёй, а на другом ищем проводник сидящий на земле
Тут важно, чтобы заземление было с обоих концов надёжным, иначе прозвонить провод таким образом не получится
Ищем короткое замыкание в авто
Чтобы быстро отыскать короткое замыкание в своей машине, сначала рекомендуется проверить предохранительные элементы, реле. Обычно эти две составляющие дают о себе знать, выходя из строя. Найдя эти детали, нужно определить принадлежность к конкретному узлу. В большинстве случаев описание имеется на крышке блока предохранителей. После чего можно проводить диагностику данного узла. Здесь поможет визуальный осмотр всех проводов, подключенных от блока предохранителя до элемента.
При безрезультатной попытке выявить неисправность по внешним признакам, можно использовать мультиметр. Первым делом выставите в режим определения сопротивления, далее нужно отключить плюсовой допуск диагностируемого узла от самих предохранителей, также от источника питания.
Следующим действием будет подключение одного контакта мультиметра к проводу с плюсом. Другой контакт соединяется с массой. На отсутствие короткого замыкания укажет значение единицы на приборе. Если есть проблема, то «плюс» будет в конкретном участке касаться «минуса».
Принцип прозвонки и определения сопротивления
Если внимательно рассмотреть мультиметр, то можно заметить, что режим прозвонки (проверки диодов) находиться в зоне измерения сопротивления. Простыми словами, прозвонка объединяет в себе определение сопротивления проводника, анализ полученных данных и вывод результата с дополнительной подачей звукового сигнала.
Чтобы разобраться в принципе прозвонки, достаточно для начала знать закон Ома. Он гласит: «сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника». Исходя из данного правила, сопротивление R = U ⁄ I, где I – сил тока, U – напряжение в сети.
Зная, как определяется сопротивление, остается понять, откуда берется сила тока и напряжение при замерах (по технике безопасности проверяемая цепь должна быть предварительно обесточена). Все просто. В мультиметре имеется источник питания, с помощью которого создается напряжение и подается ток. Сопоставляя исходные данные с величиной потерь, вызванных подключением к измеряемому резистору, проводу или лампочке, вычисляется конечный результат (единица измерения — Ом).
Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
При появлении первых признаков такой неисправности, необходимо произвести проверку утечки тока в автомобиле с помощью прибора.
Последовательность проверки:
1. Перед выполнением работ необходимо найти схему расположения предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав руководство по эксплуатации авто, задав соответствующий запрос в поисковике. В некоторых автомобилях расшифровка предохранителей имеется на крышке блока предохранителей. Необходимо найти все места, где имеются предохранители в автомобиле.
2. Снимается положительная клемма аккумуляторной батареи. Зажигание и все электрооборудование авто должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют вести контроль по отрицательно клемме. Принципиальных отличий нет, цепь все равно одна. При контроле по положительной клемме проще производить поиск конкретного места утечки.
3. Мультиметр переключается в режим измерения постоянного тока 10 Ампер, щупы устанавливаются в соответствующие разъемы. На щупы лучше надеть наконечники-крокодилы.
4. Далее положительный (красный) щуп тщательно закрепляют на плюсовой клемме АКБ, минусовой – на снятой клемме, идущей к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом авто (можно просто временно заизолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.
5. На цифровом дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Если его величина меньше, чем 0,2 Ампера, можно дальнейший контроль не производить. Если ток больше 0,5 Ампер, то есть критического значения, необходимо перейти к дальнейшим операциям.
В случае, когда его величина находится в пределах от 0,2 до 0,5 Ампера, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерений (как это показано на следующем фото), следует немедленно прекратить измерения и пригласить специалиста.
6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, приступают к поиску конкретной причины и ее источника.
Для этого необходим помощник. Он будет последовательно доставать и вставлять на прежние места предохранители. В это время «оператор» мультиметра должен контролировать изменение показаний прибора.
Если при демонтированном предохранителе, показания значительно не изменятся (более, чем на 5%), значит, через этот предохранитель ток утечки практически не идет.
Правильнее начинать отключение — включение с мощных предохранителей, рассчитанных на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно по цепи предохранителей большого номинала стоит еще несколько меньших предохранителей.
Если, например, при демонтаже предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю малых предохранителей отвечающих за световое оборудование, дворники, омыватель и другие элементы оборудования кузова.
Видео — поиск утечки тока в автомобиле:
Лучше всего таким методом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализации обычно устанавливаются не на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.
Некоторые автоэлектрики используют усложненный метод контроля. Для него помощник не требуется.
7. Усложненный метод. В этом случае обратно накидывается положительная клемма АКБ. Последовательно достаются предохранители. Щупы мультиметра устанавливаются в разъемы вынутого предохранителя, контролируя ток по конкретной цепи. Данный метод более трудоемок, но точен.
8. Расшифровав по схеме расположения предохранителей все цепи, по которым утекает ток, приступают к установке конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого нужен опыт работы со схемами электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенные причины:
- замыкание проводки;
- залипание реле;
- выход из строя электронных блоков.
9. Для временного устранения проблемы утечки тока, можно не вставлять на место предохранитель, через который идет утечка. Например, если причина утечки находится в неисправности автомагнитолы, на время стоянки можно выключать соответствующий предохранитель.
Определение неисправности розетки с помощью мультиметра – замеры параметров и прозвонка питающих линий
В первую очередь я советую провести комплекс несложных замеров – наличия напряжения, фазы, нуля или заземления. Это сильно упростит процесс диагностики.
Если же по какой-то причине не имеете возможности или не хотите этого делать – сразу переходите к следующему пункту – .
Замеры напряжения
— Если мультиметр показывает около 230 Вольт, значит электророзетка исправна. Стоит проверить электрооборудование, которое вы к ней подключали, возможно оно не работает и механизм здесь не при чем. Также нередко контакты разъема могут плохо прилегать к штырям электрической вилки, из-за деформации, окисления или загрязнения.
Здесь достаточно почистить контакты и поджать их. Чтобы всё снова правильно функционировало.
— Если же напряжения нет – переходим к следующему этапу
Определение фазы, нуля и заземления в розетке
Здесь основных варианта, почему может не работать, обычно три:
1. Нет фазы
2. Нет защитного нуля
3. Нет фазы и нуля
Отсутствие защитного нуля – заземления, напрямую на работоспособность не виляет – это лишь элемент безопасности
Но так как оно очень важно, я всегда советую его также проверять. Отсутствие заземления можно заметить лишь по косвенным признакам, вы долгое время не знать, что его нет
Но вы должны помнить, что именно оно может однажды спасти жизнь Вам и вашим близким.
Если в ходе диагностики, вы точно определили какая из линий неисправна, вам будет значительно проще не следующем этапе.
Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
Короткое замыкание – это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.
Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой – к кузову («массе»).
- Если короткого замыкания на участке цепи нет – прибор не будет подавать звуковых сигналов.
- Если есть короткое замыкание – мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).
Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.
Напомним, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля (для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).
Ключевые слова: универсальная статья
Многие автолюбители при появлении проблем с электропроводкой тут же начинают судорожно искать знакомого автоэлектрика для решения проблемы, мотивируя это тем, что не разбираются в электричестве. На деле же, ничего сложного нет в том, чтобы провести диагностику электрики самостоятельно. Для этого вам понадобится мультиметр и немного знаний, которые мы постараемся изложить для вас в этой статье. Прочитайте информацию ниже, и у вас не возникнет вопросов о том, как найти короткое замыкание в автомобиле или же, наоборот, как найти обрыв провода в автомобиле.
Настройка и подготовка мультиметра
Для правильной работы с мультиметром нужно его настроить. Это значит, что нужно выбрать величину, предполагаемую к измерению, и предел ее функционирования, то есть то значение, за которое она не будет выходить.
Символы на лицевой панели измерителя
Мультиметром можно производить проверку различных электротехнических величин: силы тока, напряжения, сопротивления, частоты. Также с его помощью производится тестирование работоспособности различных радиоэлементов: резисторов, конденсаторов, диодов и транзисторов. Сама часть слова «мульти» подразумевает наличие нескольких типов измерений. Для выбора этих типов на передней панели тестера предусмотрена ручка, поворотом которой можно выбрать необходимую величину.
В большинстве случаев символы, изображенные на корпусе мультиметра, изображают принятые в физике обозначения электротехнических величин либо условно-графические обозначения радиоэлементов, предполагаемых к тесту. На лицевой панели можно встретить такие символы:
- U — символ напряжения;
- В — обозначает вольты, это тоже мера напряжения;
- I — это ток, при установке ручки на это обозначение будет измерена сила тока;
- А — амперы, мера силы тока;
- Ω, R — символ сопротивления;
- Ом — мера сопротивления, Омы;
- -| |- — таким значком указывается конденсатор, мультиметр измерит его емкость;
- Диоды и транзисторы тоже маркируются на корпусе тестера своими условно-графическими обозначениями.
Но не только измеряемые величины обозначены на лицевой панели тестера: отверстия для подключения щупов тоже имеют свои обозначения. Одно из гнезд измерителя будет всегда занято черным щупом. Это общее отверстие, оно обычно промаркировано надписью COM, что значит «общий». Кроме него, у мультиметра есть два или три рабочих отверстия, предназначенные соответственно для измерения напряжения, малого тока и большого тока.
Гнездо, отмеченное знаком U, Ω, Hz предназначено для замеров сопротивления, напряжения и частоты, а также для теста различных радиоэлементов. Сюда же нужно устанавливать щуп для прозвонки проводов и кабелей на обрыв.
https://youtube.com/watch?v=DU1hvRCR2Rw
Отверстие с надписью мА (mA) используется для проверки малых токов (до 1 ампера), а с надписью А (10 А) нужно для измерения высокого ампеража.
Пределы измеряемых величин
Кроме обозначений величин проверяемых параметров, на лицевую панель мультиметра нанесены обозначения пределов измерений. В более совершенной аппаратуре этих надписей нет, так как электроника тестера сама выбирает предел, исходя из подаваемого ей на вход сигнала. Однако большинство мультиметров предполагает ручную настройку пределов измерений.
Обычно пределы заданы числами, кратными 2: 2, 20, 200… Таким образом, при выборе предела следует руководствоваться правилом: выбирать ограничение выше измеряемого, но одного порядка. Например, для измерения напряжения в домашней электросети (в розетке) нужно выбрать режим измерения переменного напряжения и предел измерения 2000 вольт. А для прозвонки проводов мультиметром нужно выбрать режим сопротивления и минимальный предел измерений 2 Ом. Однако для длинных кабелей требуется больший предел измерений — 20 Ом. Дополнительно можно включить кнопкой звуковой сигнал, который подается при возникновении короткого замыкания (наличия цепи).
Подключение тестера
Для проверки параметров электроцепей и прозвонки мультиметром проводов и кабелей необходимо правильно подключить измеритель в тестируемую цепь. При проверке на целостность цепи проверяется необходимый участок, заключенный между выводами измерителя. Поэтому тестер подключается к выводам цепи. Если измеряется напряжение, мультиметр нужно подключить параллельно участку, на котором проверяется напряжение.
При измерении тока мультиметр нужно подключить последовательно в разрыв тестируемой цепи, например, между выводом источника питания и клеммой нагрузки.
Проверка параметров электроцепи
При проверке электрических цепей можно тестировать многие их параметры. Это и ток, и напряжение в сети, и частота сигнала. Но для определения исправности требуется только прозвонить цепь на целостность и проверить сопротивление изоляции. И то, и другое можно выполнить мультиметром.
Для того чтобы знать, как прозванивать мультиметром электрическую проводку, нужно правильно настроить измерительный прибор и верно выполнить действия по измерению. Для проверки целостности провода нужно:
- Подключить черный щуп мультиметра в гнездо с надписью COM, а красный — в гнездо с надписью U, Ω, Hz;
- Ручку измерителя нужно установить в положение 20 Ом;
- Подключить измерительные контакты к обоим концам провода. Если концы находятся в различных местах помещения — нужно использовать предварительно проверенный удлинительный провод;
- На экране тестера отобразится значение. Если значение не превышает 2 Ом, значит, целостность провода не нарушена. Если показания не устанавливаются на одном уровне или более 8−10 Ом — значит, в цепи есть разрыв.
Таким же образом тестируются провода в автомашине и шлейфа различных электронных приборов.
Кроме проверки целостности, провода тестируются на сопротивление изоляции. Это тоже можно сделать мультиметром:
- Щупы остаются в тех же отверстиях, как и при проверке целостности;
- Режим измерения выбирается тот же — проверка сопротивления;
- Предел измерения нужно выбрать наибольший — 20 или 200 мегаом;
- Прикоснуться щупами к разноименным жилам кабеля: к фазному и нулю или к фазному и экрану. В автомобиле это масса и сигнальная жила;
- На экране должно оставаться показание бесконечности, если вместо этого какое-либо значение, значит, где-то есть замыкание. Изменяющиеся значения говорят о помехах в сети.
Кроме обычных проводов, существуют высоковольтные провода, выдерживающие большие нагрузки по току и напряжению. К ним относятся свечные провода в машинах. По ним протекает ток, который требуется при запуске двигателя, такой ток достигает 80−150 ампер. Знать, как проверить высоковольтные провода мультиметром, требуется при диагностике электроники автомобиля. Прозвон этих проводов происходит по указанной схеме, с тем отличием, что необходимо установить больший предел измерения сопротивления. Обычно этот предел нужно установить на уровне 20 килоом.
В грузовых машинах, а также в сетях, расположенных в местах, подвергающихся постоянному механическому воздействию, размещают проводники с экраном — бронью или бронепровода. В бронепроводе особенностью является только экран, выполненный из прочного металла. Проверить целостность и изоляцию бронепровода можно так же, как и у обычного, необходимо только иметь доступ к его концам и выводу экрана.
Кислородный датчик
Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.
Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.
Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.
Диагностика неисправностей
До проверки проводки рекомендуется измерить напряжение электроцепи между разными элементами и электрооборудованием следующим образом:
- взять вольтметр или перевести в соответствующий режим мультиметр;
- коснуться одним щупом тестера к «минусу» аккумулятора или к массе машины;
- другой щуп поместить на подающий провод линии.
Выведенный на экран результат следует сравнить со значениями, указанными в руководстве по эксплуатации данной модели машины. После замера напряжения можно переходить к поиску короткого замыкания, для чего также потребуется вышеупомянутые приборы, в том числе контрольная лампа, которая при отсутствии проблем с проводкой не должна загораться. При наличии замыкания тестер подаст соответствующий звуковой сигнал.
Замыкание проводки обычно говорит о неисправностях в одном из двух мест: в оборудовании-потребителе или в одном или нескольких проводах. Перед замером в проверяемой зоне убирают предохранители, после чего на клеммы предохранительного элемента устанавливают щуп, где нулевое показание скажет о замыкании.
Если после касания проводов прибор покажет появление напряжения на линии, то проблема действительно заключается в проводах, требующих замены.
Следующим этапом идет проверка заземления, нарушение которого вызывает коррозия или окисление металлических деталей, а также ослабление креплений. Для поиска неполадок потребуется:
- отключить аккумулятор;
- приложить один щуп тестера к металлу кузова;
- приложить другой щуп к соединительному месту проводки или части заземления.
Полученный результат также рекомендуется сопоставить с заводскими требованиями согласно руководству по эксплуатации. При большом расхождении показателей потребуется зачистки металла в месте заземления и проверка прочности крепления для восстановления.
Еще одной проблемной зоной считается узел соединения проводов, где помимо обрыва, испорченной изоляции и нарушения целостности электролинии, окисляются контакты, что можно определить уже при визуальном осмотре. В таком случае придется заниматься пайкой проводов с разъемами на поврежденном участке.
Если у автомобилиста нет приборов для обнаружения короткого замыкания, он может использовать меньший по сравнению со штатным предохранитель. Одну или пару жилок автомобильного провода со снятой с него изоляцией наматывают на предохранитель, всю проводку условно разделяют на части, разделяя соединения, и начинают поиск того фрагмента, где провод вызывает замыкание.
Так, на современных моделях проводку называют передней и задней, поэтому если предохранитель сгорает с отключенной передней проводкой, неполадку следует искать спереди.
Разделителем для проводов могут выступать выключатели или реле, то есть, при сгорании предохранителя в результате активации той или иной клавиши можно говорить о коротком замыкании. Тогда следует извлечь то реле в электрической цепи, которое включается при нажатии клавиши, после чего снова провести проверку. Таким образом, можно определить, в какой части происходит замыкание.
Поиск так называемого «коротыша», как называют замыкание профессиональные электрики, преимущественно осуществляется путем исключения, что является весьма длительным занятием. Автомобилисту понадобится последовательно отключать все возможные потребители электроэнергии на соответствующей электроцепи, узнать о которых можно из автомобильной электросхемы автомобиля.
Так как некоторые провода находятся в труднодоступных местах, например, под торпедой, начать следует не с осмотра общей проводки, а именно с исключения потребителей.
Чтобы обнаружить то оборудование, где произошло короткое замыкание, рассматриваемая электролиния должна находиться под напряжением. Из-за того, что предохранитель при активации цепи мгновенно сгорает, перед началом поисков необходимо подключить к линии отдельный мощный потребитель электричества для снижения высокого тока замыкания и недопущения возгорания проводки.
Заключение
Поломки и неполадки с автомобилем могут произойти в любой момент, в том числе когда водителю будет недоступна профессиональная помощь. Если во время поездки за город, на природу или на трассе в отдалении от населенных пунктов водитель столкнется с коротким замыканием, понимание устройства электроцепи и шагов в обнаружении поможет водителю благополучно добраться до центра техпомощи.
Видео про устройство электрооборудования в машине:
Чем можно прозвонить провода?
Существует достаточно большое количество вариантов диагностического оборудования для проверки целостности электрических цепей и выявления коротких замыканий. К таким устройствам относят:
- различные тестеры: на рынке представлены в широком разнообразии для электрических сетей и линий связи от простых китайского производства, до дорогих от европейских производителей;
- самодельные тестеры: на основе автономного источника питания (аккумуляторной батарейки) и тестерной лампы;
- мультиметры: многофункциональные устройства для измерения характеристик сети и диагностики её работоспособности;
Профессиональные электрики при работе по прозвонке цепи часто используют мультиметр, так как этот удобный прибор имеется в арсенале каждого специалиста. В бытовых условиях, для единичных проверок и при отсутствии мультиметра, тестирование проводников производят при помощи самодельных тестовых ламп или при подключении нагрузки.