Проверка датчика abs своими силами. как проверить датчик абс разными способами?
Содержание:
- Принцип работы сенсора вращения колеса
- Как исправить проблемы
- Сколько стоит на Мазда 3 замена датчика АБС: цены на оказание услуг и из чего они складываются
- Способы проверки работоспособности
- Как проверить датчик АБС
- Устранение неполадок
- Видео «Проверка датчиков АБС»
- Типы датчиков
- Принцип работы АБС на автомобиле
Принцип работы сенсора вращения колеса
Такое устройство, как датчик АБС, не может иметь примитивную единую конструкцию. Существует как минимум четыре вида исполнения:
- Пассивные датчики применяются на недорогих автомобилях, на которых установлена только система АБС.Катушка с магнитным сердечником создает постоянное магнитное поле. Когда мимо сердечника проходит металлический предмет, поле меняется, и вырабатывается электроток. В качестве металлического предмета выступают зубья колеса. Преимущество такого датчика — низкая стоимость и высокая надежность. Кроме того, на работоспособность не влияют внешние магнитные поля. Питание не требуется, корпус прочный, не подвержен механическому воздействию. Замена такого датчика АБС может не потребоваться в течение всего срока эксплуатации автомобиля.
- Как работает простейший датчик на эффекте Холла? Постоянный магнит формирует магнитное поле, проходящее через датчик Холла (на схеме — ИС Холла).В момент прохождения мимо его зубца шестерни, вырабатывается электрический импульс. Он регистрируется модулем управления АБС. Такие датчики относительно надежны, но могут выйти из строя по причине наличия электросхемы. Характеризуются высокой точностью, работают практически в любом диапазоне скоростей.
- Как устроен датчик с магнитным кодирующим устройством? Принцип работы основан на изменении сопротивления датчика при прохождении через него переменного магнитного поля.Обеспечивается высокая точность, датчик компактный, может находиться в любом узле ступицы колеса. Устанавливается в автомобилях, в которых помимо антиблокировочной системы, применяется противозаносная и помощи спуска с горы.
- Анизотропные магниторезистивные датчики относятся к комбинированным устройствам, и сочетают в себе сразу две технологии. Датчики Холла и резистивные сенсоры дублируют и дополняют друг друга.При этом обеспечивается высокая точность и надежность срабатывания. Ремонт такого датчика невозможен, по причине высокой сложности исполнения. Стоимость также большая: на безопасность приходится платить.
Несмотря на различие в конструкции, у всех моделей есть общая черта: они располагаются в ступицах колес. Проверка датчика начинается с поиска места установки. Найти его нетрудно: к ступице идет всего один провод: он подключен к разъему искомого устройства.
Как исправить проблемы
После проведения проверки приборами и определения неисправного узла можно приступить к ремонту. Некоторые владельцы ремонтируют датчики путем замены жгута проводки или перемотки катушки.
Поломка в датчике
Неисправный датчик пассивного типа можно отремонтировать самостоятельно:
- Снять датчик со ступицы. Болт крепления часто закисает, поэтому откручивать его следует аккуратно. Для снятия разрешено использовать жидкость типа WD40.
- Демонтировать защитный корпус катушки. Снятие выполняется пилкой. Распил следует делать предельно аккуратно, чтобы не повредить корпус и обмотку.
- Снять защитную пленку с обмотки, поддев ее острым ножом.
- Аккуратно смотать провод с катушки. В процессе снятия подтверждается версия об обрыве проводника. В результате останется пустой ферритовый сердечник, напоминающий по форме катушку для ниток.
- Намотать новую обмотку. В качестве проводника может использоваться медная проволока от катушек распространенных реле типа РЭС-8. Намотка может производиться при помощи дрели с плавной регулировкой оборотов. Следует быть осторожным, поскольку разрыв провода возвращает к началу работы. Рекомендуется наматывать проводник до верхнего уровня катушки.
- Проверить сопротивление. Большинство катушек имеет значение в пределах 0,9-1,2 кОм. Для уточнения рекомендуется произвести замер параметра на заведомо исправном датчике, расположенном на противоположной стороне оси. Корректировка сопротивления производится отматыванием излишка провода. Если показание мало, то потребуется применить другую проволоку или произвести повторную намотку. Зафиксировать проволоку от самораспускания при помощи скотча или иной клейкой ленты.
- Припаять к выводам катушки провода, служащие соединением обмотки со жгутом. Для выводов рекомендуется использовать многожильный кабель в изоляции, который имеет увеличенную прочность.
- Установить катушку в старый корпус. Если он получил значительные повреждения при разборке устройства, то катушку заливают эпоксидной смолой. Для этого деталь располагается в металлическом стакане подходящего размера, например, корпусе от конденсатора. Воздушный промежуток между катушкой и стаканом тщательно заливается смолой. При заливке желательно избежать больших воздушных пустот. После полного застывания смолы корпус снимается.
- Установить на место крепление датчика, зафиксировав его эпоксидной смолой. Провести визуальный осмотр изделия на предмет трещин и пустот в изоляции. Обнаруженные дефекты заливаются смолой.
- Разместить отремонтированный датчик на штатное место и провести проверку работоспособности системы ABS. При установке устройства может понадобиться доработка получившегося корпуса, которая производится напильником и наждачной бумагой. Установленный на месте датчик должен иметь зазор между катушкой и зубчатым кольцом в пределах 0,9-1,1 мм. При уменьшении зазора рекомендуется вывести его до нормативного путем установки прокладок.
Необходимо некоторое время поездить на автомобиле, проверяя работу тормозов на различной скорости. Бывают случаи, когда АБС самопроизвольно срабатывает при определенных оборотах колеса — обычно перед самой остановкой. Тогда потребуется провести поиск зазора, регулируя его прокладками или подтачивая корпус датчика.
Другим вариантом ремонта является установка доработанного датчика положения коленчатого вала от отечественных машин:
- Снять «родной» датчик и доработать корпус детали «донора». Чаще всего в этой роли выступает ДПКВ от двигателя ЗМЗ-406, имеющий сопротивление в пределах 800 Ом. При доработке следует стремиться обеспечить параллельное расположение сердечника с намотанной катушкой и зубчатого кольца, установленного на оси. Зазор между датчиком и кольцом должен находиться в пределах 0,2-0,3 мм.
- Протестировать работу устройства. На некоторых автомобилях японского производства возможно периодическое включение лампы АБС. Ситуацию исправляет изменение подсоединения контактов жгута.
Оба варианта ремонта датчика требуют от владельца усидчивости и умения работать различным инструментом. Если пользователь автомобиля сомневается в своих силах, то рекомендуется приобрести новое устройство или найти изделие на разборке машин.
Сколько стоит на Мазда 3 замена датчика АБС: цены на оказание услуг и из чего они складываются
Формирование стоимости за ремонт машины – самый острый вопрос для владельца транспортного средства. Мы предлагаем действительно хороший ремонт по выгодной цене. Стоимость диагностики и замены датчика АБС зависит от нескольких факторов:
В каком именно месте расположено устройство считывания информации, на сколько затруднен доступ к нему. Какие детали придется снять, чтобы подобраться к датчику в плотную.
Количество времени, которое придется потратить на замену оборудования.
Срочность проводимых операций. Мастеру за выход во вторую смену требуется доплата.
Модель и марка автомобиля. В дорогих джипах или седанах процесс съема и наладки датчика происходит сложнее, чем в бюджетных транспортных средствах.
Переделка неудачного ремонта. Пытаясь сэкономить, владелец пытается сам отремонтировать машину. Это приводит к созданию дополнительных трудностей для последующего правильного ремонта в автосервисе
Посадочное гнездо может по неосторожности загнуться или контактная группа вовсе отломится, мастеру придется все это исправлять.
На стоимость услуги по замене АБС не может повлиять цена самого датчика. Измеритель можно приобрести в автосервисе или привезти с собой, если в нашем наборе такого не окажется. Следует помнить, что параметры новой детали должны полностью совпадать со старой. Посадочное гнездо, длина и количество подсоединяемых проводов.
Способы проверки работоспособности
Чтобы определить состояние детали, выполним ряд действий по её диагностике, двигаясь от простого к сложному:
- Проверим предохранители, вскрыв блок (внутри салона либо в подкапотном пространстве) и осмотрев соответствующие элементы (указаны в инструкции по ремонту/эксплуатации). При обнаружении сгоревшего компонента заменим его новым.
- Осмотрим и проверим:
- целостность разъёмов;
- проводку на предмет потёртостей, увеличивающих риск возникновения короткого замыкания;
- загрязнение детали, возможные внешние механические повреждения;
- фиксацию и соединение с массой самого датчика.
Если перечисленные мероприятия не помогают выявить неисправность устройства, его придётся проверить с помощью приборов — тестера (мультиметра) или осциллографа.
Тестером (мультиметром)
Этот способ диагностики датчика потребует наличия тестера (мультиметра), инструкции по эксплуатации и ремонту авто, а также ПИН — проводки со специальными разъёмами.
Прибор объединяет в себе функции омметра, амперметра и вольтметра
Для получения полной информации о работоспособности датчика АБС нужно замерить сопротивление в цепи устройства:
- Поднимаем автомобиль домкратом или вывешиваем на подъёмнике.
- Снимаем колесо, если оно препятствует доступу к устройству.
- Снимаем крышку блока управления системой и отсоединяем разъёмы контроллеров.
- Подключаем ПИН к мультиметру и контактному гнезду датчика (разъёмы датчиков задних колёс расположены внутри салона, под сиденьями).
Подключаем ПИН к тестеру и контактному гнезду датчика
- Замеряем сопротивление (тестер в режиме омметр) на контактах устройства. Сверяем показания прибора с руководством по эксплуатации авто, где должны быть указаны требуемые параметры.
- Проверяем электрическую цепь, прозвонив проводку датчика на предмет возможного короткого замыкания.
- Прокручиваем колесо вручную и одновременно замеряем сопротивление — показания тестера должны меняться в зависимости от скорости вращения.
- Переключаем тестер в режим «вольтметр» и замеряем напряжение на датчике — прокручиваем колесо с частотой 1 об/сек, контролируя показания прибора. Оптимальными считаются параметры напряжения от 0,25 до 1,2 V, но при этом следует учитывать, что повышение скорости вращения колеса обязательно их увеличивает.
Показания прибора должны соответствовать данным, указанным в пособии по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Если сопротивление устройства:
- ниже минимального порога − датчик неисправен;
- приближается к нулю − короткое замыкание;
- нестабильное (скачущее) в момент подёргивания провода — нарушение контакта внутри проводки;
- бесконечность либо показания отсутствуют — обрыв провода.
Видео «Диагностика датчика АBS»
Как проверить с помощью осциллографа (со схемой подключения)
Помимо самостоятельной диагностики датчика тестером (мультиметром), его можно проверить с помощью более сложного прибора — осциллографа.
Прибор исследует амплитуду и временные параметры сигнала датчика
Для диагностики датчика АБС осциллографом необходимо:
- Полностью зарядить аккумуляторную батарею, чтобы по ходу измерения наблюдать на разъёмах либо проводниках падения (скачки) напряжения.
- Найти сенсорный датчик и отсоединить верхний разъём детали.
- Подключить к контактному гнезду осциллоскоп.
Подключение прибора к разъёму датчика АБС (1 — зубчатый диск-ротор; 2 — датчик)
- Вращать подвешенное колесо (подняв автомобиль на домкрате или подъёмнике) с постоянной частотой 2–3 оборота в секунду.
- Засечь амплитуду колебаний сигнала на дисплее устройства.
- Вращать второе колесо оси и аналогично засечь колебания.
Об исправности датчика АБС свидетельствует:
- одинаковая амплитуда колебания сигнала при вращении колёс одной оси;
- отсутствие биений амплитуды при диагностике меньшим по частоте сигналом синусоиды;
- сохранение стабильной, ровной амплитуды колебания сигнала, не превышающей 0,5 B, при вращении колеса с частотой 2 об/сек.
Отметим, что осциллограф — прибор довольно сложный и дорогостоящий. Современные компьютерные технологии позволяют заменить это устройство специальной программой, скачанной из интернета и установленной на обычный ноутбук.
Самым простым способом диагностики устройства без приборов является проверка магнитного клапана на индукционном датчике. К детали, внутри которой установлен магнит, прикладывают любое металлическое изделие (отвёртку, гаечный ключ). Если датчик не притягивает его − он неисправен.
Как проверить датчик АБС
Контролировать исправность датчика скорости можно, обратившись к специалистам автосервиса, или самостоятельно:
- Без специальных приборов;
- Мультиметром;
- Осцилографом.
Тестером (мультиметром)
Кроме измерительного прибора понадобится описание функционала данной модели. Последовательность выполняемых работ:
- Автомобиль устанавливают площадке с ровным, однородным покрытием, зафиксировав его положение.
- Колесо демонтируют для свободного доступа к датчику.
- Штекер, используемый для соединения, отключают от общей проводки и очищают от грязи. Штекера задних колёс находятся в задней части салона. Чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к ним нужно убрать подушку заднего сиденья и отодвинуть ковролин с шумоизоляционными матами.
- Проводят визуальный осмотр соединительных проводов на отсутствие потёртостей, разрывов и нарушение изоляции.
- Мультиметр выставляют в режим омметра.
- Контакты датчика соединяют с щупами прибора и проводят замер сопротивления. Норму показаний можно посмотреть в инструкции. Если справочник отсутствует, то за норму принимают показания от 0,5 до 2 кОм.
- Жгут проводов необходимо прозвонить, для того чтобы исключить возможность короткого замыкания.
- Чтобы подтвердить работоспособность датчика прокручивают колесо и контролируют данные с устройства. Показания сопротивления меняются по мере увеличения или снижения скорости вращения.
- Переводят прибор в режим вольтметра.
- При движении колеса со скоростью 1 об/сек напряжение должно быть 0,25-0,5 В. При увеличении скорости вращения напряжение должно повышаться.
- Соблюдая поэтапность, проверяют остальные датчики.
Сопротивление от 0,5 до 2 кОм на клеммах датчика АБС считается оптимальным
По замеренным показателям сопротивления определяют работоспособность датчиков:
- Показатель снижен по сравнению с нормой — датчик неисправен;
- Сопротивление стремится или соответствует нулю — межвитковое замыкание в катушке индукции;
- Смена данных сопротивления при сгибании жгута проводки — повреждение жил провода;
- Сопротивление стремится к бесконечности — обрыв провода в жгуте или индукционной катушке датчика.
Перед проверкой проводки на целостность необходимо узнать распиновку штекера модуля управления. После этого:
- Размыкают соединения датчиков и блока управления;
- Согласно распиновке поочерёдно прозванивают все жгуты проводов.
Осциллографом
- Отсоединяют разъём устройства и очищают его от грязи.
- Осцилограф через пины подключают к датчику.
- Ступицу прокручивают со скоростью 2-3 об/сек.
- Фиксируют график смены сигнала.
- По той же схеме проверяют датчик на другой стороне оси.
Осциллограф даёт наиболее полную картину работы датчика антиблокировочной системы
Датчики исправны, если:
- Зафиксированные амплитуды колебания сигналов на датчиках одной оси идентичные;
- Кривая графика равномерная, без видимых отклонений;
- Высота амплитуды стабильная и не превышает 0,5 В.
Без приборов
Корректную работу датчика можно определить по наличию магнитного поля. Для чего любой предмет изготовленный из стали прикладывают к корпусу датчика. Во время включения зажигания он должен притягиваться.
Кроме того необходимо осмотреть корпус датчика на предмет его целостности. На проводке не должны наблюдаться потёртости, разрывы изоляции, окислы. Соединительный штекер датчика должен быть чистым, контакты не окислены.
Устранение неполадок
Если неисправность на Prado случилась там, где нельзя найти СТО с соответствующим оборудованием, то надо предпринять шаги для самостоятельного устранения сбоя. Алгоритм действия таков:
- Открывают капот, отключают аккумуляторную батарею.
- Определяют место, где установлен блок АБС. Как правило у него один корпус с гидроаккумулятором. Этот элемент узнать легко, так как к нему подведено много тормозных трубок, толстый пучок проводов с разъемами. Именно этот элемент снимается для проведения ревизии: ищут влагу, механические повреждения. На всякий случай его лучше продуть, просушить.
- Проверяют целостность предохранителей. Заменить желательно даже те, которые только вызывают подозрение.
- Автомобиль приподнимают с помощью домкрата или подъемника. В таком положении удобнее проводить осмотр проводов, идущих к датчикам, на присутствие повреждений. Последние возникают из-за того, что провода трутся о колеса, слетев с креплений.
- Разъемы на датчиках проверяются на наличие ржавчины и влаги.
- Если все испробовано, а на Прадо 120 по-прежнему горит АБС антибукс антизанос, то остается только обращаться в СТО.
Видео «Проверка датчиков АБС»
Проверка датчиков АБС продемонстрирована в видео, предоставленном каналом «1000 самоделок и советов».
Современный автомобиль сейчас оборудуется разнообразными системами так называемой активной безопасности, список которых с каждым годом только возрастает. К ним относится, и система предотвращение блокировки колес при торможении – ABS (Anti-lock braking system).
АБС – одна из самых первых систем безопасности, которые начали использовать на автомобиле, и встречается она сейчас практически на всех авто, от бюджетных категорий до премиальных.
Коротко рассмотрим назначение АБС – эта система нужна для того, чтобы во время торможения колеса не блокировались, а продолжали вращаться, хоть и с замедлением.
Благодаря этому не теряется сцепление колеса с дорожным полотном и вероятность ухода автомобиля в юз полностью исключается, машина остается полностью контролируемой водителем.
АБС используется на автотранспорте уже давно и не раз доказала свою эффективность.
Работает эта система просто. Имеется электронный блок, который контролирует скорость замедления каждого колеса. И если какое-то из них останавливается быстрее других, блок снижает силу давления жидкости в тормозном суппорте именно на этом колесе, то есть тормозной механизм начинает в меньшей степени воздействовать.
Подробно об устройстве ABS и остальной информации по этой системе можно почитать здесь https://autotopik.ru/obuchenie/467-sistema-abs-avtomobilya.html.
Типы датчиков
На автомобилях встречаются два вида датчиков:
- пассивный датчик, построенный на основе катушки;
- активный датчик, использующий в работе эффект Холла.
Пассивный датчик включается после начала движения и считывает данные от зубчатого импульсного кольца. Прохождение зубца мимо прибора вызывает генерацию импульса тока, который считывается блоком управления. Датчики начинают работать на скорости выше 5 км/час и не реагируют на загрязнение.
Активный датчик состоит из электронных компонентов и постоянного магнита, который установлен на ступице. При вращении магнита в приборе возникает разница потенциалов, которая формируется в сигнал управления микросхемой. Затем информация подается на блок. Датчики подобной конструкции встречаются редко, ремонт их невозможен.
Пассивные
Выделяются простой системой работы, при этом достаточно надёжные и имеют большой срок действия. Не нуждаются в подключении к питанию. Индуктивный датчик по сути это индукционная катушка из медной проволоки, в середине которой размещён стационарный магнит с металлическим сердечником.
Измеритель расположен сердечником к импульсному ротору в виде колеса с зубцами. Между ними выставлен определённый зазор. Зубцы ротора имеют форму прямоугольника. Проём между ними равен или чуть более ширины зубца.
В то время когда транспорт находится в движении при прохождении зубцов ротора около сердечника магнитное поле, проникающее сквозь катушку, постоянно изменяется, образуя в катушке переменный ток. Частота и амплитуда тока находятся в прямой зависимости от скорости движения колеса. На основе обработки этих данных блок управления отдаёт команду магнитным клапанам.
Минусами пассивных датчиков является:
- Относительно большие габариты;
- Слабая точность показаний;
- Начинают функционировать при наборе автомобилем скорости более 5 км/ч;
- Срабатывают при минимальном вращении колеса.
Из-за частых ошибок на современных автомобилях устанавливаются крайне редко.
Магниторезистивные
Работа базируется на свойстве ферромагнитных материалов менять электрическое сопротивление при воздействии на них неизменного магнитного поля.
Часть датчика контролирующая изменения выполнена из двух или четырёх слоёв железоникелевых пластин с нанесёнными на них проводниками. Часть элемента установлена в интегральную схему, считывающую изменения сопротивления и образующую контрольный сигнал.
Импульсный ротор, представляющий собой местами намагниченное пластиковое кольцо, жёстко закреплён на ступице колеса. Во время эксплуатации намагниченные участки ротора изменяют среду в пластинах чувствительного элемента, что фиксируется схемой. На её выходе образуются импульсные цифровые сигналы, поступающие в блок управления.
Подобный вид устройства контролирует скорость, курс вращения колёс и момент их полной остановки.
Магниторезистивные датчики фиксируют смену вращения колёс автомобиля с большой точностью, повышая эффективность действия систем обеспечения безопасности.
На основе элемента Холла
Этот тип датчиков ABS функционирует базируясь на эффекте Холла. В плоском проводнике, помещаемом в магнитное поле, образуется поперечная разница потенциалов.
Эффект Холла — появление поперечной разности потенциалов при помещении в магнитное поле проводника с постоянным током
Этим проводником является пластина из металла квадратной формы, помещённая в микросхему, которая включает в себя интегральную схему Холла и контрольную электронную систему. Датчик размещён с противоположной стороны от импульсного ротора и имеет вид колеса из металла с зубцами или кольца из пластика местами намагниченного, жёстко закреплённого на ступице колеса.
Это интересно: Как часто нужно производить замену масла в дифференциале?
Схема Холла непрерывно образует сигнальные всплески определённой частоты. В состоянии покоя частота сигнала сводится к минимуму или затихает совсем. Во время движения проходящие мимо чувствительного элемента намагниченные участки или зубцы ротора вызывают изменения тока в датчике, фиксируемые отслеживающей схемой. На основании полученных данных формируется выходной сигнал, поступающий в блок управления.
Датчики данного типа производят замеры скорости с начала движения машины, отличаются точностью замеров и надёжностью функций.
Принцип работы АБС на автомобиле
Антиблокировочная система (АБС, ABS; англ. Anti-lock braking system) предназначена для предупреждения блокировки колёс автомобиля.
Первостепенной задачей ABS является сохранение контроля над машиной, её устойчивостью и управляемостью при непредвиденном торможении. Это позволяет водителю осуществить резкий манёвр, что значительно повышает активную безопасность транспорта.
Так как показатель трения снижен по отношению к коэффициенту покоя, машина при торможении на заблокированных колёсах проедет расстояние гораздо большее, чем на вращающихся. Помимо этого, при блокировании колёс автомобиль несёт юзом, лишая водителя шанса осуществить какой-либо манёвр.
Система АБС не всегда эффективна. На неустойчивом покрытии (взрыхлённой почве, гравии, снегу или песке) обездвиженные колёса образуют перед собой барьер из покрытия, врываясь в него. Это значительно сокращает тормозной путь. Автомобиль с шипованной резиной на льду при срабатывании ABS проезжает большее расстояние, чем на заблокированных колёсах. Это объясняется тем, что вращение мешает шипам, врезаясь в лёд, замедлять движение транспорта. Но вместе с тем у машины сохраняется управляемость и устойчивость, что в большинстве случаев гораздо важней.
Датчики частоты вращения колёс устанавливаются на ступицах
Оборудование установленное на отдельных автомобилях допускает функцию отключения АБС.