Генри форд
Содержание:
- Интересные факты о Генри Форде
- Деятельность
- Все равно кем, главное – снова с Кларой: финал жизни миллиардера-самоучки
- Семья и Молодость
- Интересные факты о Генри Форде
- Ничего личного — просто бизнес
- В чем Форд ошибался
- Запуск промышленного конвейера
- Чем все закончилось
- Проявление бизнес- таланта
- Темные пятна в биографии Генри Форда
- «Тёмная сторона»
- Любопытные факты о Форде и его машинах
- Ферма под Детройтом
- Краткая биография Генри Форда
- Достижения
Интересные факты о Генри Форде
О любом великом человеке ходит много слухов, мы же собрали для вас самые интересные факты о Форде. Рассмотрим их подробнее:
- Талант механика проявлялся в Генри с детства. Известно, что часы для своей жены он собрал с нуля самостоятельно;
- Неожиданно, но Генри Форд верил, что существует реинкарнация. Он считал, что его знания являются опытом прошлых жизней;
- Когда компании предпринимателя исполнилось 13 лет, фирмой было выпущено 13 миллионов авто;
- Генри Форд вел активный и здоровый образ жизни, того же он требовал от своих сотрудников;
- Несмотря на антисемитские взгляды, изобретатель сделал огромный вклад в войну с нацистами. В период Первой мировой его заводы активно использовались оборонными предприятиями США, а сам Форд именовал себя пацифистом;
- Предприниматель был вегетарианцем;
- Однажды Форд получил письмо от угонщика машин, в котором преступник обещал отныне угонять только форды, так как восхищался данной маркой авто;
- Еще одним изобретением инженера-самоучки считают брикеты из угля для барбекю;
- Генри Форд также известен тем, что почти никогда не брал на работу женщин;
- Известно, что предприниматель был связан с мафией. Из-за этого власти США пристально следили за ним. Промышленник брал к себе на работу бывших мафиози, а если те попадали в тюрьму, заботился об их семьях;
- Когда Генри был жив, его состояние оценивалось в 188 миллиардов долларов. Долгое время Форда считали самым богатым человеком на земле.
Форд всегда был неординарной личностью. С его жизнью связано немало занимательных историй, а его изречения давно разобраны на цитаты. Так общественности известна история о том, как Клара Форд поддерживала мужа в начале его предпринимательского пути. Самоотверженная женщина помогала Генри создавать автомобиль в неотапливаемом сарае. Она держала над рабочей поверхностью керосиновую лампу, чтобы Генри мог работать там рано утром и поздно вечером. Иногда руки Клары синели от холода, но женщина продолжала помогать мужу, и они вдвоем сумели создать свой первый автомобиль.
Изобретатель прозвал свою жену «верующей» за то, что она никогда не сомневалась в его успехе. Он полагал, что без поддержки такого любящего и преданного человека у него не вышло бы выстроить целую автомобильную империю. Форд был очень предан своей семье, всегда вникал в проблемы близких людей и старался помогать им словом и делом.
Деятельность
Автобус Ford B700 (англ.)русск.
Ford Mondeo
Ford Model T, экземпляр, принимавший участие в Трофи Гугенхайма (фото 1909 года)
Ford model A в Музее ретро-автомобилей в Москве
Ford Model B (1932) — первый в мире массовый автомобиль с двигателем V8
1967 Ford Fairlane — одна из наиболее удачных моделей Ford 1960-х годов.
Ford GT40 — легендарный гоночный автомобиль.
Компания выпускает широкий спектр легковых и коммерческих автомобилей под марками «Форд».
Компания разделена на три структуры по географическому признаку: Ford North America, Ford Asia Pacific и Ford of Europe. Ранее каждое из этих подразделений имело собственный модельный ряд, но в 2006 году руководитель компании Малалли объявил о новой стратегии «Единый Ford», согласно которой Ford должен постепенно начать выпускать глобальные автомобили, общие для всех рынков, и первым из них стал Ford Focus III. Предприятия Ford (на 2010 год — всего 80) расположены в США, РФ, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Испании, Китае и прочих странах.
Показатели деятельности
В 2009 году компанией (вместе с контролируемыми марками) было произведено 4,8 млн машин (годом ранее — 5,5 млн), в том числе Ford Europe — 1,6 млн, Volvo Cars (ныне не принадлежащая Ford) — 0,32 млн.
Общее количество занятых в компании — 178 тыс. человек (2010 год), годом ранее — 198 тыс. человек. Выручка компании в 2009 году составила $118,31 млрд (в 2008 году — $145,11 млрд), чистая прибыль — $2,72 млрд (в 2008 году чистый убыток $14,77 млрд).
Ford of Europe
Ford of Europe имеет штаб-квартиру в Кёльне, (Германия); президент и генеральный директор — Джим Фарли. Объём отгрузок Ford of Europe в 2010 году составил 1,57 млн автомобилей; выручка Ford of Europe по US GAAP в 2010 году составила $29,5 млрд, прибыль до налогообложения — $326 млн.
Европейский центр исследований и инноваций Ford разработал систему освещения, которая может идентифицировать пешеходов, велосипедистов или крупных животных в тёмное время суток. Благодаря поворотным фарам, установленным в бампере автомобиля, пешеходы, которых распознает бортовая система, подсвечиваются.
Все равно кем, главное – снова с Кларой: финал жизни миллиардера-самоучки
Несмотря на полуаскетичный образ жизни, а Форда мало интересовала материальная сторона его личного бытия, позаботиться о продолжении рода он не забыл. В его жизни была всего одна женщина и это – супруга. Когда журналисты спросили, кем бы он желал стать, если бы существовала реинкарнация, он ответил, что готов быть кем-угодно, лишь бы рядышком с Кларой.
Жена, сын и внук
Когда отец предложил юному Генри землю в обмен на изобретения, он согласился неспроста. В 1887 году он встретил дочку фермера Клару Брайант и без памяти влюбился. В том же году пара поженилась и поселилась на собственном участке в только что выстроенном домике. Однако приехав туда через несколько месяцев, отец Форда обнаружил уютное гнездышко покинутым: сын забрал жену, во всем его поддерживающую, и отправился искать лучшей судьбы на завод Эдисона.
В ноябре 1893-го у них родился первый и единственный ребенок Эдсел Брайант Форд, скончавшийся в сорок третьем от рака желудка. Но прежде чем отдать Богу душу, Эдсел успел тоже стать отцом. Его сынишка, Генри Форд II, взял в свои руки управление колоссальными мощностями фордовских заводов после окончания Второй мировой войны. Достижения Генри Форда младшего не уступают его прославленным предкам.
Причина смерти и похороны
В тысяча девятьсот сорок пятом году Генри Форд старший полностью отстраняется от дел, передав бразды правления своему внуку. Он всегда видел в этом мальчике потенциал, потому волноваться не стал и перепроверять его успехи тоже. В этот момент он решил вернуться в уютный домик в Дирборне, чтобы в тишине и покое дожить свой век.
Седьмого апреля сорок седьмого года в собственном поместье Fair Lane он скончался от инсульта (кровоизлияние в мозг). Говорят, что накануне он смотрел документальную кинохронику о зверствах нацистов, и она его так впечатлила, что он просто не смог этого пережить. Похоронили его скромно на местном кладбище.
Высказывания изобретателя
Лучшая в мире машина – это новая машина!
Физкультура и гимнастика является полной нелепицей. Здоровым она совершенно ни к чему, а больным даже противопоказана.
Из тех, кто начинал какое-либо дело, сдавшихся намного больше, чем по-настоящему побежденных.
Время не прощает, если его растрачивают впустую.
Любое дело можно делать лучше, чем оно делалось до этого.
Я никогда не скажу вам: «Сделайте это». Я говорю: «Мне интересно, сможете ли вы это сделать».
Семья и Молодость
Джон Форд, дед по отцовской линии Генри, родился в Баллинаскарти, Ирландия. Он был вынужден покинуть Баллинаскарти из-за голода, и в конечном итоге он поселился со своей семьей на ферме в Дирборне, штат Мичиган, в Соединенных Штатах. В 1861 году его сын Уильям Форд женился на Мэри Литогот, дочери бельгийских иммигрантов. 30 июля 1863 года Генри Форд родился на ферме в Гринфилд-Тауншип, штат Мичиган. Он был первым выжившим ребенком Уильяма и Мэри Форд. Они потеряли своего первого сына при рождении в январе 1862 года. У Уильяма и Мэри родилось еще пятеро детей: Джон, Маргарет, Джейн, Уильям и Роберт .Генри получал образование в местной однокомнатной школе в течение восьми лет. Когда он был подростком, его отец дал ему карманные часы. Генри был в состоянии легко разобрать его части и собрать их. Под впечатлением от этого подвига его друзья и семья часто просили его починить свои часы, и вскоре он приобрел репутацию опытного мастера по ремонту часов. В 1876 году, когда Генри был подростком, его мать умерла, оставив его опустошенным.
Генри Форд в детстве
Отец Генри хотел, чтобы он в конце концов принял семейную ферму. Однако Генри мало интересовался фермой. Позже он сказал: «У меня никогда не было особой любви к ферме — была мама на ферме, которую я любил». Таким образом, в возрасте 16 лет, вскоре после смерти своей матери, Генри уехал из дома в соседний город Детройт. В Детройте Генри нашел работу ученика в качестве машиниста сначала в James F. Flower & Bros., а затем в Detroit Dry Dock Co.
Интересные факты о Генри Форде
Форд любил беседовать с индийским монахом садху. С 26 лет Генри верил в реинкарнацию, что публично подтвердил в интервью журналу San Francisco Examiner. Промышленник активно интересовался ведической культурой и был вегетарианцем.
Во время Первой мировой войны Форд вел антивоенную пропаганду и много на нее жертвовал. Генри приобрел корабль «Оскар-2» и поплыл в Европу, чтобы убедить враждующие стороны прекратить войну. Миссия мира была провалена, но обернулась неожиданными дивидендами – продажи машин выросли. В результате Генри решил заняться разработкой военной продукции.
Гангстеры Бонни и Клайд «рекламировали» машины Ford Motors Company. Преступники угоняли Форды при совершении налетов, так как эти авто были самыми быстрыми. Клайд предпочитал «Песчаную пустыню» со стальными дверями, которые отлично защищали от пуль. Фото расстрелянной машины гангстеров после их последней битвы с полицией разлетелось по всему миру.
«Темный» след на биографию Генри Форда наложили обвинения в антисемитизме. Еще до прихода Гитлера к власти в 1920 году газета Форда опубликовала антиеврейскую книгу «Протоколы сионских мудрецов». Позже при поддержке Генри распространялась книга «Международное еврейство». Через 7 лет Генри в открытом письме признал, что публикация книг была ошибкой.
В 1938 году Форд получил Железный крест – один из высших орденов рейха. Это был знак расположения гитлеровского режима, награда за идеи. Известно, что промышленник вкладывал деньги в развитие немецкой промышленности, производил военную технику. Но это делали и другие американские компании, например, вклад General Motors был куда больше. В 1940-е годы Генри пересмотрел свои взгляды и отказался от антисемитских настроений.
Ничего личного — просто бизнес
«Однако не следует забывать, что вклад Форда в германскую промышленность на самом деле был меньше, чем вклад других американских корпораций, например, той же General Motors», — отметил Константин Залесский.
По его словам, американский бизнес в 1930-е годы сделал огромные инвестиции в немецкую экономику и перевооружение германской армии, однако в ходе Второй мировой войны активы компаний из США в Третьем рейхе были заморожены и перешли под управление нацистского государства. В то же самое время владельцы этих активов старались демонстрировать лояльность официальному Вашингтону и активно работали на американскую оборонку.
- Машины Форда на заводе National Motor Museum
- globallookpress.com
«Нужно также помнить о том, что в 1930-е годы Форд отошёл от дел и являлся просто частным лицом вплоть до 1943 года, когда в связи со смертью сына на некоторое время вынужден был вернуться в бизнес. Но к этому времени он уже публично дистанцировался от антисемитских взглядов, которые могли принести ему серьёзные проблемы», — заметил эксперт.
Константин Блохин также подчеркнул, что другие представители американского бизнеса сотрудничали с гитлеровским режимом активнее Форда.
Также по теме
Избирательный гуманизм: как американцы сначала вынесли приговор нацистским палачам, а потом их отпустили
29 сентября 1947 года в Нюрнберге начался судебный процесс над участниками так называемых айнзацгрупп — отрядов, которые осуществляли…
«В частности, в средствах массовой информации в своё время были обнародованы данные о том, что дед Джорджа Буша — Прескотт Буш, работая в Union Banking, был, по сути дела, причастен к финансированию нацистов. Однако в 1942 году сотрудничество было полностью свёрнуто, и об этой истории все поспешили забыть», — рассказал он.
В 1983 году американский писатель Чарльз Хайэм опубликовал книгу «Торговля с врагом», в которой на основании найденных им в архивах документов обвинил ряд известных корпораций США в сотрудничестве с Третьим рейхом уже после начала Второй мировой войны. Помимо Форда, Хайэм уличил в партнёрстве с нацистами через нейтральные страны американские энергетические, финансовые и телекоммуникационные компании, принадлежащие Рокфеллерам, Морганам и другим влиятельным бизнес-династиям США.
«Сотрудничество с гитлеровской Германией было поставлено у американских промышленников и предпринимателей на широкую ногу. И это не конспирологические теории из жёлтой прессы, эти вещи открыто публикуются даже на Западе», — резюмировал эксперт.
В чем Форд ошибался
Генри Форд — единственный в истории крупный промышленник, который не брал в долг, не занимался финансовыми операциями и не выпускал ценных бумаг, а развивал производство только за счет собственной прибыли. Это было его символом веры.
В 1911 году, собрав достаточно средств, он выкупил у остальных акционеров их доли и стал единоличным владельцем Ford Motor Company.
На заре карьеры банки несколько раз унизительно отказывали ему в займах. В результате Форд до конца жизни считал банкиров и биржевиков паразитами и грезил об экономическом укладе, где их не будет.
Эти мечты не сбылись. Никакой сколько-нибудь существенный бизнес в мире не обходится без банковского кредита и акционерного капитала. И Ford Motor Company после кончины основателя стала вести себя, как все.
От нелюбви к банкирам один шаг до антисемитизма, поскольку значительная часть финансового сектора США находилась в еврейских руках.
В 1920 году принадлежавшая Форду местная газета в столице его автомобильной империи Дирборне опубликовала «Протоколы сионских мудрецов» и серию статей, винивших евреев во всех бедах, от захвата власти большевиками в России до снижения уровня американского бейсбола.
Через семь лет Форд извинился перед евреями — как утверждали злые языки, после того, как те начали вместо его машин покупать «шевроле».
Гитлер считал Форда образцом промышленника, ставил в пример немецким магнатам и в честь 75-летия, в июле 1938 года, наградил Большим крестом германского орла — высшим орденом Третьего рейха для иностранцев.
Правда, официальным основанием послужили не взгляды Форда, а успешная работа германского филиала его компании. То, что Форд получил орден из рук фюрера — миф. С Гитлером он не виделся, а орден ему вручили в штаб-квартире концерна в Дирборне два немецких дипломата.
Запуск промышленного конвейера
Генри Форд, биография которого описана в книге «Моя жизнь, мои достижения», взял за основу своей работы методику, разработанную для Сэмюэля Кольта. Этапы производства включают раздельную сборку для каждого элемента.
Каждый цех занимался своей работой, которая активно модернизировалась. Рассчитав, как объединить работу всего сборочного механизма, Форд создал на своем производстве единую линию, проходящую через большинство цехов. К основному конвейеру были подведены дополнительные линии для своевременной подачи необходимых элементов при сборке.
Отшлифовав процесс сборки благодаря единому конвейеру, Форд достиг удивительного результата. Каждые 10 секунд на выходе стоял готовый автомобиль на своем ходу. Таким образом, компании удалось получить прибыль, снизить конечную стоимость на авто, позволяя среднестатистическому жителю приобрести железного коня.
Осенью 1908 года сошла с конвейера первая модель легендарного инженера — Model T. Работники компании «Форд» нежно называли ее «Жестяной Лизи». Американские фермеры дают такое прозвище своим рабочим лошадкам, а ирландцы, например, этим именем нарекают непослушных и своенравных кобылиц. Цена машины была чуть больше 200 долларов на тот момент. Эта модель позволяла занять нишу на рынке, охватив круг людей со средним месячным доходом по стране.
Внедряя массовое производство на своем заводе, Форд сумел добиться повышения суточного жалования рабочим. Все пьющие, играющие, имеющие проблемы с выплатой алиментов, судимые, находящиеся в розыске не могли попасть в коллектив. Позже хозяин компании передумает, изменив свое отношение к людям, имеющим проблемы с семьей и законом, считая, что это не его забота. Для порядка на линиях сборки Форд часто прибегал к услугам криминальных авторитетов, назначая их смотрящими на площадках. Метод, разрушающий добрую репутацию, работал безукоризненно. Никаких драк и перебранок, рабочие занимались исключительно делами, входящими в их обязанности.
Следующим шагом стало деление рабочего дня на три смены, перевод производства на круглосуточный режим работы. Восьмичасовой рабочий день ввел Генри Форд. Биография его повествует, что он организовал тем самым несколько сотен рабочих мест, так необходимых местным жителям.
Чем все закончилось
Фордландия как коммерческий проект была обречена изначально. Генри Форд потратил на нее в общей сложности 20 миллионов долларов (более 200 млн по нынешнему курсу), но она не принесла ни цента доходов. Земли колонии оказались неподходящими для гевей, выращивать их никто не умел, а грибок окончательно уничтожил плантацию. Даже вырубленная во время расчистки территории древесина оказалась бесполезной и не стоила ни гроша. Решить проблему попытались, пригласив именитого ботаника Джеймса Р. Уэйра. Но он лишь осмотрел округу, поторговал персоной, дал несколько абсолютно идиотских советов, забрал положенную плату и сбежал, даже не сообщив об уходе.
К 1934 году колония, в которой когда-то жило 10 тысяч человек, начала стремительно приходить в упадок. В 1945 году наследник Форда, его внук Генри Форд II, решил распродать неприбыльные предприятия деда, и первой же полетела с молотка Фордландия. Вскоре она превратилась в город-призрак, где жило всего 90 человек. Однако спустя несколько десятилетий это место начало возрождаться. Теперь здесь живет около трех тысяч бразильцев, хотя совершенно непонятно, чем они занимаются. Здесь до сих пор нет никакой медицинской помощи, удобств и, судя по всему, никакой легальной работы. Может, «Остров Невинности» все же пережил Фордландию?
Тем, кто хочет узнать о Фордландии больше, советуем прочитать о ней статьи в The Giardian и New York Times, а также соответствующую главу в Atlas Obscura.
Проявление бизнес- таланта
В 1902 году впервые в полной мере проявляется бизнес-талант Генри Форда. Реклама его автомобиля взорвала Америку: Форд за рулем «Фордмобиля» побеждает в гонках национального чемпиона! Идеальная пиар-компания! А значимость рекламы Форд понимает в полной мере: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу»
Скоро клиенты потекли к Форду рекой. Заинтересовались и инвесторы. В 1903 году возникает компания Ford Motor Company… Форд больше не чей-то компаньон. Он хозяин своей будущей империи. Правда, держатели акций — инвесторы. Но он здесь – главный.
Все усилия компании направлены на воплощение любимой идеи Форда – «машины для всех» Форд опережал свое время. Тогда идея «массового автомобиля» казалась людям фантастической, как нам бы показалась идея «массового самолета».
Однако такие мелочи Генри не волнуют. Он знает, что «все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор», другими словами – он верит в себя.
Конструкция автомобиля максимально упрощена, детали и механизмы стандартизированы – что означает небывалое доселе удобство эксплуатации и ремонта.
Наконец – конвейерное производство. Собственно, конвейер использовался на заводах задолго до Форда – еще с Х1Х века. Но именно Форд довел конвейерное производство до совершенства и первым внедрил его в автомобильную промышленность. Конкуренты моментально остались далеко позади.
Успех буквально обрушивается на компанию Форда в 1908 году, с выпуском модели «Форд-Т». Автомобиль не блистал роскошью, но был удобен, надежен, практичен и был намного дешевле, чем любой другой.
«Дешевый» (в 1909 году цена «Форда-Т» составляла 850$ в 1913 – 550$) автомобиль приносит огромную прибыль.
Форд руководствуется принципом: «Дешево и хорошо, а не дешево и плохо»
Он уделяет качеству серьезное внимание, и считает, что надо «делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит». В 1914 году компания отмечает выпуск 10-миллионного «Форда-Т»
К этому времени мировой «автопарк» на 10% состоял из автомобилей Форда.
Темные пятна в биографии Генри Форда
Есть в биографии Генри Форда моменты, которыми не стоит гордиться. Это сотрудничество с тоталитарными режимами: советским и гитлеровским.
Симпатии к Гитлеру и антисемитизм
Генри Форд знаменит тем, что в 1938 году он получил Железный крест. Это высшая награда Рейха, которую вручали иностранцам. Компания «Форд» участвовала в восстановлении немецкой промышленности после прихода нацистов к власти. В этом смысле Форд действительно помог перевооружить германскую армию. Гитлер был воодушевлен идеями американского бизнесмена и даже держал его портрет в своей резиденции.
Промышленник никогда не отличался толерантностью. Если говорить кратко, он не очень любил людей еврейской национальности. Часто делал антисемитские заявления. Правда, в 1927 году он опубликовал письмо, в котором признавал свои ошибки в этом вопросе.
Не менее тесным было сотрудничество компании «Форд» со сталинским режимом. В 20-е годы в СССР поставлялись десятки тысяч автомобилей и тракторов. В социалистическом Советском Союзе восхищались идеями американского капиталиста. В 30-е годы в СССР по «фордовской» лицензии выпускались грузовики.
Заработок на войне
Завод Форда во французском Пуасси продолжил свою работу даже после немецкой оккупации. Он поставлял вермахту автомобили, моторы, другую технику. Это предприятие так и не было реквизировано нацистами.
Завод Форда во Франции
Некоторые нацистские деятели на допросах после войны заявляли, что заводы Форда не были конфискованы из-за сотрудничества предпринимателя с руководством Третьего Рейха.
Труд заключенных
Бывшие узники немецких концлагерей подали на «Форд» несколько судебных исков. Их труд использовался на заводе компании в Кельне. Правда, это предприятие еще в начале войны было официально реквизировано гитлеровцами. Так что здесь предъявлять претензии Генри Форду глупо.
Заключение и видео по теме
Генри Форд – это действительно неординарная личность. Его идеи определили развитие автомобильной промышленности на десятилетия вперед. Он превратил автомобиль в массовый продукт, доступный миллионам потребителей. Для своего времени это была революционная идея.
Не меньшее уважение вызывают идеи об организации производства. Конвейерная сборка привела к революции, причем не только в автомобильной промышленности. Сегодня это основной принцип работы большинства крупных промышленных предприятий.
В политической науке даже есть термин «фордизм», который возник под влиянием идей промышленника. Биография Генри Форда (Henry Ford biography) и принципы, которые он исповедовал, обязательно изучается в бизнес-школах. Для американцев он настоящая икона. Генри Форд ушел из жизни в 1947 году в своем доме в Дирборне.
История «Форд» продолжается. Компания и сегодня является одним из лидеров в автомобилестроительной отрасли. Википедия сообщает, что сейчас она занимает четвертое место в мире по объему выпуска продукции.
«Тёмная сторона»
30 июля 1938 года, в день 75-летия, Генри Форд был официально награждён Орденом Заслуг германского орла (Железный крест) — высшим орденом Третьего рейха, который вручали иностранным гражданам.
Историк и писатель Константин Залесский в беседе с RT подчеркнул, что это награждение было не совсем обычным.
«Нужно понимать, что Орден Заслуг германского орла не был стандартной государственной наградой, которую вручают за какое-то конкретное достижение. Это был не государственный, а партийный орден, придуманный изначально для обмена наградами с Муссолини. При награждении Орденом Заслуг германского орла оценивались не конкретные действия, а расположенность гитлеровского режима к тому или иному человеку», — отметил он.
По словам эксперта, Генри Форд долгое время занимал достаточно яркие пронацистские позиции.
«Не то чтобы он являлся адептом конкретно НСДАП, однако выступал с антиеврейскими заявлениями и делал это ещё до прихода к власти в Германии национал-социалистов. В 1920-е, когда Гитлер ещё не занимал значимых позиций в немецком обществе, Форд уже выпускал книги и писал статьи антиеврейской направленности. В частности, он распространял «Протоколы сионских мудрецов». Со временем Форд стал оказывать финансовую поддержку НСДАП. Кроме того, он присутствовал в Германии в качестве инвестора: помогал поднимать немецкую промышленность. Но всё же награда 1938 года была присуждена ему, пожалуй, не конкретно за вклад в перевооружение германской армии, а за его настроения и идеи», — подчеркнул Константин Залесский.
Также нацистский фюрер ценил американского промышленника за то, что он изобрёл технологию быстрой и простой сборки автомобилей: Гитлер считал, что это поможет Германии прийти к мировому господству. Лидер нацистов называл Форда своим вдохновителем и держал его портрет в мюнхенской резиденции.
Любопытные факты о Форде и его машинах
Генри Форд стоял у истоков не только американского, но и советского автопрома. Завод «ЗИЛ» был капитально реконструирован и расширен, а «ГАЗ» построен с нуля при его техническом содействии. В 1924—1925 годах СССР приобрел 20 300 тракторов «фордзон», после чего организовал в Ленинграде их пиратский выпуск под названием «Красный путиловец».
Вскоре после войны только что возглавивший компанию Генри Форд-младший посетил западные зоны Германии, где рассматривал возможность приобретения по номинальной цене завода «Фольксваген» в Вольфсбурге, но не увидел перспективы в производстве легковых машин в разоренной стране и заявил представителям британской военной администрации: «Делайте с ним, что хотите». По данным за первое полугодие 2018 года, «Фольксваген» почти вдвое превзошел «Форд» по количеству проданных машин.
Американцы называли «форд Т» Tin Lizzie. Русский перевод «жестянка Лиззи» звучит уничижительно, а оригинал нет, поскольку «Лиззи» было самым распространенным в Штатах именем фермерской лошади.
На «фордах Т» ездили Эрнест Хемингуэй в бытность санитаром на Итальянском фронте Первой мировой войны и Василий Иванович Чапаев.
Чтобы напомнить рабочим о технике безопасности, Форд велел повесить перед воротами его заводов плакаты: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей!».
Он окончил лишь начальную школу и любил повторять, что ум — это способность привлекать и использовать людей более образованных, чем ты сам.
Форд создал не только первый массовый автомобиль, но и один из первых пассажирских самолетов — трехмоторный металлический моноплан Ford Trimotor, серийно выпускавшийся в 1927—1933 годах. По аналогии с «Жестяной Лиззи» его называли «Жестяной Гусь».
Форд в 1915 году отправился в Европу и пытался разъяснить народам и правительствам элементарную для него мысль, что делать бизнес выгоднее, чем воевать.
Оставаясь христианином, он верил в переселение душ и считал себя реинкарнацией солдата-северянина, погибшего в битве под Геттисбергом в год его рождения.
Ферма под Детройтом
Генри родился в фермерской семье под Детройтом, его родители были выходцами из Ирландии, а кроме него в семье росло еще 6 детей. Отец Форда был в состоянии обеспечивать семью, денег вполне хватало на жизнь, а по фермерским меркам семья Фордов считалась богатой, хотя и работать для этого приходилось всем.
Одним из важнейших событий детства, Генри считает подарок от отца – наручные часы, которые любопытный парень разобрал практически сразу же, чтобы исследовать внутренний механизм. Любовь к технике и механике проснулась в мальчике еще с раннего возраста, но среда, в которой он пребывал и убеждения отца не способствовали развитию способностей, поэтому вскоре Форд решает покинуть дом.
Краткая биография Генри Форда
Родился «папа» конвейера 30 июля 1863 года. Истинный лев по знаку зодиака сразу стал искать лучи славы. В Мичигане, где жили его родители, была ферма. Там и предстояло найти свою судьбу в лице супруги герою автомобильной индустрии. Родители Генри, это можно понять по имени мальчика, родом из Ирландии. Фермерская семья была многодетной, у Форда были три брата и две сестры.
В возрасте 20-ти лет Генри создал молотилку. Краткая биография Форда гласит, что патент на это изобретение он умудрился продать Томасу Эдисону и получил позже работу в его компании. Первое авто удалось сконструировать в 1893 году. В 1903 создать компанию «Форд Мотор». В 1908-м году вышла машина «Ford-T», которая покорила страну.
На 1914-й год Генри закупил несколько заводов, рудников и стал владельцем империи по созданию автомобилей. Его предприятие выпустило более 10 миллионов моделей автомобилей. В начале 20-х годов Форда признали королем мира автомобильной индустрии.
В 1925 году под угрозой банкротства Форд создает авиакомпанию «Ford Airways». Почти двести экземпляров пассажирского самолета «Форд Тримотор» было выпущено компанией Генри за шесть лет. Известно его сотрудничество с советскими конструкторами и создание танка «Фордзон-Путиловец» в 1923 году.
Достижения
После нескольких моделей (B, C и F) Форд разработал модель T (1908). Он был специально создан для массового производства и был легким, быстрым и сильным. Именно этого и добивался Форд – создать такую машину, которая была бы доступна многим, а не только богачам, способным купить все. Для этого автомобиля Генри Форд использовал ванадиевую сталь (чтобы корпус машины был еще более прочным). Он также покрасил эту модель в черный цвет, так как он высыхал быстрее других, что позволило сэкономить дополнительное время в производственном цикле. Модель Т стала популярной очень быстро, и из-за большого спроса компании пришлось найти способ увеличить скорость производства.
Благодаря этому в 1913 году на заводе был построен моторизованный сборочный конвейер. Теперь автомобиль перемещался к рабочим, которые должны были добавить к нему детали, пока он проходил мимо них. Это существенно экономило время и силы, а также и помогло Ford выпускать автомобили намного быстрее и снизить цены (с 850$ за первый автомобиль цена в итоге упала до 300$). За период 1908-1925 годов компания Ford выпустила около 15 миллионов автомобилей модели Т.
В целях повышения производительности и качества труда своих работников Генри Форд удвоил их заработную плату, предложив 5 долларов в день, что было самым высоким для тех времен в автомобильной промышленности. Он также установил сокращенную рабочую неделю для своих сотрудников, вместо 6 дней по 8 часов (48-часовая неделя) сделал 5 дней по 8 часов (40-часовая неделя). Эти усовершенствования позволили Ford привлечь на свой завод более квалифицированных рабочих, собрать постоянный набор механиков и использовать их опыт и знания для повышения производительности и снижения затрат на обучение.
В связи с растущим спросом компания начала строительство крупного промышленного комплекса вдоль берегов реки Руж в Дирборне, штат Мичиган. Строительные работы были завершены к сентябрю 1927 года, и полученный комплекс включал в себя все необходимое для производства автомобилей от сталелитейного завода и автомобильной сборочной линии до стекольного завода. Это сделало завод одним из крупнейших в мире в то время.
Генри Форд привлек своего сына, Эдселя Форда, к управлению компанией и передал ему президентство компанией, оставаясь с полномочиями принятия окончательного решения. Через некоторое время им удалось получить контроль над всей компанией, таким образом, получив единоличную собственность семьи над ним. Тем не менее, Генри и Эдсель Форд не всегда могли найти общие точки зрения о том, как должен работать их бизнес. Например, когда в середине 1920-х годов продажи Model T сократились, Генри Форд отказался от любых идей включения новых функций в модель и формирования плана кредитования клиентов, которые были предложены и поддержаны его сыном.
Падение продаж Model T заставило Ford окончательно изменить свое мнение и согласиться с созданием новой модели. Эдсель отвечал за дизайн кузова автомобиля, а его отец-за техническое оснащение. Результатом этого стал новый, успешный Ford Model A, который был представлен в декабре 1927 года и за 3 года своего производства произвел общий объем производства более 4 миллионов.
Компания Форда также сыграла важную роль в победе союзников во время Первой и Второй мировой войны. Чтобы поддержать Европу, компания Генри Форда стала производить машины для военных целей. Знаменитый бомбардировщик B-24 Liberator в основном изготавливался на заводе Форда.