Какое масло для двухтактных двигателей лить в дизель
Содержание:
- Откуда такие данные
- Пропорции
- Как выбрать дизельное автомасло
- Чем отличается масло для бензиновых двигателей от масла для дизельных моторов
- Что следует сделать?
- Последствия попадания бензинового масла в дизельный двигатель
- Универсальные масла
- Характеристики моторных масел для дизеля
- Последствия добавки в дизтопливо масла 2Т
- 1. Виды присадок для дизельного топлива.
- Использование универсальных масел
- Подведем итоги
Откуда такие данные
Когда-то давно, во времена, когда топливо для дизелей было иного качества, и содержащиеся в составе парафины густели при низких температурах, топливо превращалось в субстанцию, похожую на кисель и забивались трубки и фильтры.
И сегодня, попав на некачественное топливо, можно увидеть зимой подобные фокусы солярки. Мотор элементарно не заводится, а трубки топливные приходится прогревать. На зиму некоторые водители даже вынимали фильтрующий элемент, служащий для качественной очистки горючего, потому что он мгновенно забивается парафиновой субстанцией.
Даже не глядя на отметку на топливе «снежинка», что означает зимнее топливо, проблем это вызывает немало. Еще одни неприятным сюрпризом помимо выпадения парафину подобного осадка становится поломка ТНВД.
Оседание парафинов вызывает «обезжиривание» топлива, (жирность обеспечиваются за счет таких парафинов) что приводит к царапинам плунжерных пар. Солярка, потерявшая смазывающие свойства, не способна защитить детали от повреждений.
Народные «очумельцы» испробовали немало способов и угробили не мало моторов, как я уже говорил, прежде чем нашли приемлемый способ спасения насоса от такого случая. Поняв в итоге, что добавка в солярку керосина либо масла, бывает полезной, особенно в холодное время года.
Чуть позже, появились разнообразные дополнительные присадки, на такой случай, снижающие оседание парафинов, и прочие препараты, повышающие смазывающую функцию. Только цена за них космическая. И люди, не способные оплачивать такие цены, продолжали использовать масло, доливая его к дизтопливу.
Прогресс на месте не стоит, и время летит, технологии совершенствуются, однако такая традиция прижилась. Виновны АЗС, с некачественным дизельным топливом. Второй причиной стала технология удаления парафинов из солярки, тем самым снижающая смазывающее свойство топлива.
Парафины перестали выпадать в осадок по причине их отсутствия, а насосы стали ломаться чаще, добавляя неприятностей владельцам экономичного мотора. Потому что, недостаточно смазанные детали, нагнетающие высокое давление, изнашиваются быстро, шумят и вызывают сбои в работе мотора.
Пропорции
Сколько добавлять двухтактного масла в дизельное топливо? Пропорции для смешивания выведены только на основании опыта автовладельцев. Обоснованных научно и проверенных лабораторно данных по этому вопросу нет.
Оптимальной и гарантированно безопасной пропорцией считается интервал от 1:400 до 1:1000. То есть на 10 литров топлива можно добавлять от 10 до 25 грамм масла. Некоторые автомобилисты делают пропорцию более насыщенной или наоборот, добавляют совсем мало двухтактной смазки.
Важно понимать, что недостаток масла может не дать должного эффекта. А избыток вызвать засорение топливной системы и деталей ЦПГ нагаром
Как выбрать дизельное автомасло
Если автомобилист желает приобрести масло для дизеля/бензина, ему необходимо учесть разнообразные факторы. Моторы отличаются как мощностью, так и конструктивными особенностями. Отличия есть и в применении. Рекомендуется покупать такое автомасло, которое оптимально подойдет именно для определенного силового агрегата. Сегодня продаются универсальные смазки для дизеля, заливка которых возможна практически в любой мотор. Главное их достоинство – сбалансированный набор нужных присадочных веществ, обеспечивающий правильное функционирование движка на дизеле, ДВС на бензине. Они устойчивы к разрушительным процессам, предотвращают нарушения работы цилиндрового блока, устраняют шламовые образования. Определенные марки можно лить даже в КПП. Прежде чем залить дизельное масло в агрегат, надо расшифровать его маркировку. Есть масла для грузовиков, легковушек. Они отличаются друг от друга.
Выбор моторных масле по стандарту API
Моторы легковушек работают на более высоких оборотах. У грузовиков двигатели предназначаются для продолжительной эксплуатации. Ввиду этого есть определенная разница в смазочных жидкостях, которые подходят для них.
Дизельное масло для грузовых авто обладает повышенным индексом щелочности и большой зольностью. Нежелательна заливка смазки для грузовиков в мотор легковушки. Последствия будут не самыми хорошими. Образуется много сажевых и нагарных отложений.
Чем отличается масло для бензиновых двигателей от масла для дизельных моторов
Начнем с того, что оба типа моторов работают по схожему принципу, сжигая топливно-воздушную смесь в цилиндрах. Также хорошо известно, что основной задачей масла в любом двигателе является смазывание нагруженных пар трения. С учетом данной информации на первый взгляд может показаться, что любое масло справится со своими функциями независимо от того, в какой мотор его заливать. При этом до недавнего времени смазочные материалы для агрегатов на бензине и дизтопливе были более четко разграничены по сфере применения. Главными причинами такого деления можно считать:
- индивидуальные особенности каждого типа ДВС (способ воспламенения смеси, максимальная частота оборотов коленвала, нагрузки в местах сопряжения деталей, температура и т.д.);
- разные виды используемого горючего (бензин и дизтопливо), которое отличается по своему составу и свойствам;
Получается, не смотря на похожий принцип действия обоих типов двигателей, дизельное и бензиновое масло все равно отличается. Давайте разбираться. Если не сильно вдаваться в особенности процесса, в дизельном двигателе окисление моторного масла происходит намного быстрее по сравнению с аналогами на бензине. Так получается благодаря виду используемого топлива и степени сжатия дизельного двигателя.
В дизеле после сгорания основной части топливного заряда, который состоит из дизтоплива и воздуха, остается большое количество остаточных элементов. Речь идет о саже. Также более высокая степень сжатия (почти в два раза больше, чем в моторах на бензине), необходимая для нагрева воздуха в цилиндрах дизеля, что позволяет затем поджечь смесь без свечей зажигания, параллельно способствует проникновению в картер дизельного мотора большего количества газов из камеры сгорания. Указанные газы сильно ускоряют процесс окисления масла.
С учетом таких особенностей производители добавляют в масло для дизеля особые пакеты присадок. Необходимость специальных добавок продиктована еще и тем, что дизтопливо содержит больше сернистых соединений по сравнению с бензином. В результате после сгорания топливного заряда в дизеле появляется много окислов серы. Эти продукты отличаются крайне агрессивным воздействием на ДВС и смазочный материал. Все это означает, что в масла для дизельного двигателя отдельно добавляют присадки, предназначенные для борьбы с окислением. Другими словами, щелочное число масла и зольность для дизеля будет заметно выше по данному показателю по сравнению со смазкой, рассчитанной для работы в бензиновом агрегате.
Параллельно с этим дизельное масло содержит активные компоненты, замедляющие его старение и позволяющие смазке быть более устойчивой на фоне активных окислительных процессов. Еще следует отметить, что дизельный двигатель для нормальной работы требует больше воздуха, чем бензиновый. В результате отмечается повышенная склонность к нагарообразованию и коксованию. Для противодействия масло должно иметь улучшенные моющие свойства, при этом срок его службы не должен существенно сокращаться.
Что касается масел для бензиновых двигателей, топливный заряд сгорает в таких моторах без особого выделения сажи. Также в бензине изначально меньшее содержание серы по сравнению с дизтопливом. Получается, в пакет присадок к бензиновому маслу нет необходимости включать активные моющие компоненты, повышать щелочное число, так как смазка в бензиновых ДВС меньше подвергается окислению.
Еще одной особенностью можно считать то, что рабочие средние и максимальные обороты у бензина и дизеля также отличаются. По этой причине в бензиновом масле содержатся отдельные добавки, которые реализуют улучшенную защиту нагруженных деталей при высоких оборотах
Для моторного масла в бензиновом моторе крайне важно обеспечить стабильность динамической и кинематической вязкости с учетом деформации сдвига. В случае с дизелем, который попросту не раскручивается так сильно, данный параметр не так важен
Что следует сделать?
Хотя стоит признать и другое — одноразовая процедура не приведет к таким катастрофическим последствиям, которые будут необратимы. Поэтому для того, чтобы на некоторое время снизить уровень шума в дизельном двигателе, этот метод можно использовать.
При этом стоит подбирать масло с вязкостью, которая будет ближе всего к вязкости дизельного топлива (для этого нужно смотреть в спецификации масла). Кроме того нужно четко учитывать пропорцию добавления масла, чтобы не сделать топливо слишком вязким.
Благодаря таким «находкам» большинство водителей иногда получают только временный эффект, а все потому, что даже улучшения для своего автомобиля нужно осуществлять, осознавая последствия.
Последствия попадания бензинового масла в дизельный двигатель
Многие современные масла, созданные для легковых автомобилей, могут использоваться и для обоих видов двигателей. Маркировка «дизель» на таких маслах в большей степени маркетинговый ход. Моторные масла только для бензиновых моторов распространены в основном на северо-американском рынке.
От универсального бензиновое масло отличается пониженным содержанием присадок, особенно зольных. В качественном бензине немного загрязнений и кислот, которые необходимо нейтрализовать (в дизеле их существенно больше). Чем меньше в топливе присадок, тем меньше возникает нерастворимых отложений в масляном угаре, неизбежном продукте работы любого мотора.
Для солярки необходимо больше моющих качеств в используемом масле, поэтому масло содержит больше присадок. Если исключительно бензиновое моторное масло содержит не более 5% присадок, специализированные дизельные масла имеют показатель до 15%.
Так, если залить бензиновое масло в силовой агрегат, использующий дизель, его моющих свойств будет недостаточно и двигатель быстро закоксуется.
Универсальные масла
В последнее время на рынке появляется всё больше универсальных смазочных жидкостей, которые можно заливать как в дизели, так и в инжекторы. Их отличает точное структурирование состава – все компоненты очень точно рассчитаны и дозированы. Соответственно, формула этих масел чётко выверена. Эти рабочие жидкости имеют только синтетическую основу. Они соответствуют всем существующим стандартам – API, ACEA и прочим.
Такие качества говорят о том, что эти составы имеют не узконаправленное, а комплексное воздействие на двигатель. То есть они производят следующую работу:
- имеют антифрикционный эффект, то есть уменьшают трение;
- противодействуют окислительным процессам на металлических поверхностях деталей;
- выводят шлаки, нагар и сажу, впитывая их и оставляя эти продукты в масляных фильтрах.
Характеристики моторных масел для дизеля
Обычно производитель транспортного средства указывает, какое именно моторное масло следует использовать для каждой конкретной модели автомобиля. Помочь подобрать подходящую жидкость может также специальный каталог.
Многие автовладельцы, имеющие дело с дизелем, стараются использовать самые лучшие смазочные материалы, при этом мало кто по-настоящему разбирается в них и понимает, какое масло заливать в дизельный двигатель конкретной модели, учитывает год выпуска машины и ее пробег.
В первую очередь, нужно понимать, что существует несколько основных типов масел. Чтобы в них разбираться, стоит подробно разобраться в особенностях каждого.
Определение по стандарту SAE
В продаже представлено разнообразие масел, которое классифицируется по определенным стандартам. Все они делятся на: синтетические, полусинтетические и минеральные, и отличаются густотой и вязкостью.
В первую очередь моторное масло проходит классификацию по международному стандарту SAE. На этикетке всегда можно увидеть маркировку, сделанную по этому стандарту — 5W-40, 10W-40 и так далее. Буквенное значение W говорит о принадлежности к классу низкотемпературного, остальные показатели свидетельствуют о степени вязкости.
Соответственно, чем меньше число, тем более жидкое вещество находится в канистре. От этих показателей зависит скорость течения жидкости по каналам системы смазки, как быстро оно будет подаваться на трущиеся детали и степень сопротивления вращения.
Масла для дизельного двигателя чаще всего используют с цифрами 5W, 10W и 15W. Они рассчитаны на работу при температуре воздуха соответственно −25, −20 и −15, являются наиболее актуальными.
Второй цифровой показатель, к примеру, 40 на маркировке 5W-40, говорит о высокотемпературной вязкости, то есть после достижения рабочей температуры двигателя.
Важно учитывать, что эти показатели никак не говорят автовладельцам о природе происхождения. Одна и та же маркировка может использоваться как для минеральных масел, так и для синтетических
Кроме того, не стоит судить о качестве по этим данным. Каждое отдельное средство используется для определенных случаев, а на качество материала влияет только технология производства и добросовестность производителя.
Классификация по стандарту API
Этот стандарт разработан американским институтом нефти и разделяет любое моторное масло на два класса:
- S-класс предназначен для бензиновых двигателей;
- C — масло для дизельных двигателей.
Если эти буквы записаны в маркировке в виде дроби, то средство считается универсальным.
Говоря о классификации по стандартам API, то следует выделить некоторые подкатегории:
- СС используют в дизельных моторах атмосферного типа, либо в моторах с небольшим наддувом;
- CD применяют для моторов с высоким наддувом, для топлива с высоким содержанием серы и для работы в тяжелых условиях;
- CE — для дизеля с наддувом позднее 1983 года выпуска;
- CF-4 — для моторов с четырьмя тактами, выпущенных после 1990 года;
- CG-4 используют для современных моделей, оно имеет высокие требования по уровню токсичности;
- CD-11, CF-2 используют для двухтактных дизелей.
ACEA
Европейская ассоциация автопроизводителей также имеет особые требования, что ставит автолюбителей с необходимостью разбираться в еще одной классификации.
Европейцы разделили смазочные материалы на 4 категории: A, B, C и E. А также выделяют класс энергосбережения.
А используется для бензиновых моторов, В — для дизельных, группа С подходит и для дизелей и для бензиновых двигателей, имеющих совместимость с сажевыми фильтрами и катализаторами. Категория Е применяется для мощных дизельных ДВС и для тяжелых дизельных грузовиков.
Энергосберегающие классы по стандартам ACEA обозначаются при помощи цифр от 1 до 5 на маркировке. Здесь жидкости категории А1, А5, В1 и В5, соответственно для бензиновых и дизельных ДВС, считаются энергосберегающими. Если же на маркировке стоит цифра 2, 3 или 4, то жидкость считается стандартной.
Последствия добавки в дизтопливо масла 2Т
Добавление в дизтопливо 2Т масел вызывает его окрашивание в соответствующий цвет, который является аналогичным цвету добавки. Эта характеристика позволяет знать о ее наличии в топливе. Упомянутый прием способствует предотвращению аварийных ситуаций, возможных в результате применения чистого топлива вместо 2-тактных смесей. При слишком жесткой работе дизельного мотора можно сделать вывод о нарушениях, связанных с регулировкой процесса опережения впрыска либо о возможных проблемах, которые могут заключаться в топливной аппаратуре.
Для начала требуется проконсультироваться со специалистом в области такого вида машин. Второй причиной жесткости в работе мотора является заправка топливом, обладающим слишком низким цетановым числом (ЦЧ). Оно позволяет охарактеризовать свойство топлива, связанное с возможным его воспламенением. Слишком низкое ЦЧ характеризуется интервалом времени запаздывания процесса воспламенения, который является слишком большим.
По этой причине на момент возгорания топливно-масляной смеси происходит впрыскивание большей доли топлива в моторную камеру, где происходит его сгорание. Горючая смесь, распределенная по камере, сгорает, что вызывает резкое увеличение давления в специальных цилиндрах. Вместе с тем работа двигателя становится жесткой. Уменьшить ЦЧ можно путем разбавления дизельного топлива керосином либо бензином. Зачастую это практикуют в зимнее время, что позволяет снизить предельный уровень температуры фильтруемости дизельного топлива.
Другой причиной может являться низкое качество дизельного топлива, реализуемого на заправочных станциях. В результате добавления 2-тактного масла в дизтопливо происходит увеличение ЦЧ получаемого состава. Вопрос, связанный с необходимостью добавки в топливо, может сводиться к смягчению работы мотора, на что многие специалисты дают положительный ответ, который не зависит от вида двигателя (2-тактный или 4-тактный).
Для определенных моделей дизелей добавка осуществляется различными способами, то есть двухтактное масло может быть добавлено вручную, но зачастую происходит процесс его автоматической добавки в дизтопливо перед тем, как смесь будет подана в камеру, где будет происходить ее сгорание. Двухтактное масло должно попасть в цилиндр, чтобы оно могло сгореть с топливом. При этом образуется топливо-масляный туман, смазывающий все детали.
Свойства 2Т масел и их положительные характеристики
2Т масло характеризуется свойством превосходной растворяемости в бензине, обладая отличными антикоррозийными, противоизносными, смазывающими, а также температурными свойствами. Необходимо, чтобы 2Т масло полностью сгорало, тогда объем образующейся золы будет минимальным. 2Т масло разлагается при его попадании в воду.
Предназначение добавок стандарта 2Т связано с их применением для двигателей воздушного охлаждения различного оборудования, например, бензопил, мотоблоков, сельскохозяйственной техники и др. Современная техника с малыми габаритами связана с применением раздельной подачи масел 2Т и топлива в мотор, а жидкости должны быть разлиты в баки.
Подача производится с применением специального насоса, но может осуществляться и при наличии давления. Раздельная подача связана со сгоранием смеси. 2Т масло смешивают с топливом в соотношениях от 1:20 до 1:50, что определяется видом вещества, а также инструкцией по эксплуатации оборудования. Подготавливая смесь, необходимо учитывать каждое указание в инструкции.
1. Виды присадок для дизельного топлива.
Помимо присадок
в моторные масла существует также немало
присадок для дизтоплива, улучшающих те
или иные его свойства. У дизельного
двигателя топливо имеет принципиально
другие характеристики, нежели бензин,
так что сразу могу сказать, что присадки
для них нужны совершенно разные, они не
будут взаимозаменяемыми.
Небольшой экскурс
в теорию дизельных ДВС. Конструктивно
дизель создаёт гораздо большее давление
в камере сгорания (если грубо, примерно
в два раза), и это позволяет ему развивать
больший КПД по сравнению с бензиновыми
движками. Однако, чтобы не происходило
детонации, топливо у него должно быть
из более тяжёлых фракций нефти.
Так вот у
дизтоплива есть несколько проблем:
во-первых, при
низких температурах оно густеет и в
конечном итоге перестаёт проходить
через фильтры (а значит, поступать в
камеру сгорания). Это обусловлено
наличием большого количества парафиновых
соединений, которые со снижением
температуры начинают образовывать
конгломераты (слипаться, короче),
доходящие до таких размеров, что они
собой забивают фильтр. Визуально начало
этого процесса можно заметить, когда
солярка (т. е. дизтопливо), из прозрачной
становится мутной. Эта температура
называется температурой помутнения, и
означает начало вышеописанного процесса.
Далее достигается температура предельной
фильтруемости и двигатель встаёт. Обычно
разница между помутнением и ТПФ около
5-7 градусов Цельсия. Существует ещё
температуры застывания, когда солярка
«встаёт колом», т. е. теряет текучесть,
но для практических задач она не имеет
большого значения. Основной параметр
— это температура предельной фильтуремости.
Во-вторых, в
дизтопливе может скапливаться вода
(это естественный процесс, влага
конденсируется из воздуха в баке, в
ёмкостях хранения и т. д.). Поскольку
само топливо легче воды, то в баке
происходит расслоение, при котором вода
оказывается снизу, попадая в топливозаборник.
Образовавшаяся водяная пробка также
блокирует работу двигателя.
В-третьих, в силу конструктивных особенностей дизеля (а именно наличия ТНВД — топливного насоса высокого давления), в дизтопливе должно быть определённое количество смазывающих веществ. Обычно в дизтопливе содержится некоторое количество серосодержащих элементов (они как раз и отличаются хорошим смазывающим эффектом), но та же сера создаёт много вредных выбросов в атмосферу (а также служит компонентом образования серной кислоты в процессе сжигания и дальнейших метаморфоз той части недогоревшего топлива, которое прорывается в картер и попадает в масло). Поэтому с появлением стандартов дизтоплива, по которым серы в дизельном топливе практически не должно быть, создают проблему смазки агрегатов топливной магистрали. То же самое, кстати, творится и с моторными маслами, где серы от стандарта к стандарту всё меньше, подробнее почитать можно здесь.
Ну и в-четвёртых,
учитывая, что топливо у нас далеко не
всегда декларируемого качества, часто
не выдерживается такой важнейший его
параметр, как цетановое число (обозначается
буквой C лат.). Это нечто
вроде октанового числа для бензина, но
с той разницей, что слишком высокое его
значение также пагубно сказывается на
работе двигателя, как и слишком низкое.
Обычно двигатели рассчитаны на работу
с цетановым числом 45-49, современные
стандарты Евро-4 и Евро-5 предписывают
цетановое число 51.
Для решения всех
этих проблем были созданы присадки в
дизельное топливо.
- Для предотвращения загустевания применяются депрессорные присадки, или «антигель» в просторечии.
- Для борьбы с влагой в топливе применяют влагопоглощающие присадки,
- для улучшения смазывания (при работе на топливах Евро-4 и, особенно, Евро-5) смазывающие присадки
- и, наконец, для повышения цетанового числа есть цетан-корректоры.
Использование универсальных масел
Различный пакет присадок в дизельных и бензиновых маслах создает определенные неудобства при обслуживании больших автопарков. Такие автохозяйства обычно содержит легковые машины, микроавтобусы, тяжелые грузовые автомобили с различными силовыми агрегатами.
И возникновение универсальных масел призвано решить данную проблему. Подобные масла соответствуют допускам по ACEA и API для обоих видов двигателей, заливать их можно в любые агрегаты. Поскольку базовая основа у масла одинаковая, универсальность ему обеспечивает сбалансированный и эффективно подобранный пакет присадок. Имеющиеся компоненты позволяют нейтрализовать процессы, свойственные как дизельным, так бензиновым и двигателям.
Нужно отдельно учитывать, что масло для дизельного агрегата намного чувствительнее к качеству дизеля в сравнении с аналогичными моторами на бензине. Применение универсального масла требует эксплуатацию дизельного двигателя исключительно на солярке высокого качества с ограниченным содержанием серы.
При не достаточной уверенности в качестве топлива не рекомендуется применение универсального масла в дизельном агрегате. Дизельное масло, которое изначально разработано для двигателей данного типа, часто отличается большим щелочным числом и зольностью, а также содержит активные моющие и диспергирующие присадки.
Подведем итоги
Как показывает практика и многочисленные позитивные отзывы понимающих людей, лить 2Т масло в дизтопливо — это вполне рабочий способ предотвратить поломку дорогостоящей топливной аппаратуры. Использование небольшого количества двухтактного масла не нанесет урон силовому агрегату, а только улучшит его состояние.
Минусы. Среди недостатков, озвученных некоторыми автовладельцами: увеличение расхода топлива (примерно на 3-5%), небольшое снижение динамики, а также расходы на масло и необходимость постоянно пачкать руки и возиться с заливкой этого масла в бак. Но как мне кажется, если сравнить стоимость ремонта и неприятные ощущения, связанные с этим, то все эти минусы просто выглядят смехотворно.
Альтернатива. Если нет желания лить 2Т масло, но есть желании сохранить мотор и ТНВД — покупайте специальные присадки в ДТ, которые обеспечат аналогичный эффект, пусть и за более высокую цену. По итогу использование таких присадок обойдется дешевле, нежели дорогостоящий ремонт топливной аппаратуры и преждевременный выход из строя одной из самых дорогих ее деталей. Как я уже не раз говорил: «Профилактика — всегда дешевле ремонта!».
Если же нет желания возиться со всем этим, то рекомендую пользоваться первым или вторым способом хотя бы в зимнее время, когда ДТ становится «сухим и пресным», а топливный насос работает практически без смазки. Такие меры обеспечат правильную работу ТНВД, продлят срок его службы, а также позволят избежать неприятностей и растрат, связанных с ремонтом.