Что лучше доливать в акб: воду или электролит?
Содержание:
- Восстановление длительным заряжанием
- Причины изменения объёма жидкости
- Порядок заливки и доливки кислотного электролита в АКБ
- Как поднять плотность электролита?
- Сколько нужно доливать дистиллированной воды в батарею и как правильно это сделать
- Полная замена электролита в АКБ
- Жидкие подробности
- Сколько служит электролит
- Как изменяются свойства электролита в АКБ транспортного средства?
- Как проверить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях ареометром?
- Техническое обслуживание аккумулятора
- Чем заправить аккумулятор?
Восстановление длительным заряжанием
После увлажнения высохшего электролита, закройте все банки аккумулятора на колпачки-клапаны. А также не забудьте накрыть их внешней крышкой аккумулятора, и придавите её грузом (позже приклеите её). Надавливать крышку нужно для того, чтобы она удерживала резиновые колпачки. При заряжании через колпачки будет сбрасываться избыточное давление, созданное освободившимся водородом, а крышка будет для них упором.
Вот и пришло время подключить пострадавший гелевый аккумулятор к зарядному устройству. Узнать как заряжать необслуживаемый аккумулятор. Потерявший ёмкость из-за высыхания связанного электролита, аккумулятор не будет потреблять ток от зарядного устройства, поэтому на амперметр сначала ориентироваться не нужно. Напряжение при заряжании нужно выбрать не меньше 15 В.
Заряжать придётся долго – пока изголодавшийся аккумулятор не начнёт есть ток. Но если прошло уже более 15 часов и батарея не потребляет ток, то не ждите чуда, а повышайте напряжение до 20 В. А теперь уже не оставляйте аккумулятор, заряжающийся высоким напряжением, без присмотра. Ведь, если восстановиться связанный электролит, тогда через батарею пойдёт ненормально высокий ток, который будет в 4 – 6 раз выше положенного. Больший даже в 4 раза ток, чем максимально допустимый в 0,1 от ёмкости, нагреет аккумулятор, затем из него пойдёт дым, ну а потом…
В момент, когда аккумулятор начнёт принимать ток, напряжение на нём начнёт быстро падать.
Причины изменения объёма жидкости
Из-за особенностей работы аккумулятора со временем уровень и плотность электролита снижается. Это происходит практически всегда, даже в необслуживаемых батареях. В большинстве случаев со временем плотность повышается, ведь серная кислота не подвержена испарению или гидролизу, в отличие от воды. По сути, изменяется уровень воды в электролите.
Происходит это по следующим причинам:
- Вытекание через трещины в корпусе. Диагностика проста — если место, где стояла батарея, залито электролитом или есть подтеки, значит корпус поврежден. В таком случае плотность обычно не меняется, если запаять или заклеить трещину, то возможно дальше использовать АКБ. Но чаще предпочитают заменить батарею.
- Вытекание при переворачивании. В крышке батареи есть отверстия для выхода паров воды и газов и пробки для проверки уровня и плотности электролита. Через них может пролиться некоторое количество электролита. Такое происходит при демонтаже АКБ или при поездках по жёсткому бездорожью. Плотность при этом не должна изменяться.
- Естественное испарение воды. Интенсивное испарение происходит, если эксплуатировать батарею при высоких температурах — в жару летом или если аккумулятор находится близко от нагревающихся частей двигателя. Из электролита испаряется только вода и плотность в такой ситуации неизбежно повышается.
- Гидролиз воды. Если заряжать батарею сильными токами, или при перезаряде часть энергии расходуется на гидролиз воды. Это разложение на газообразные водород и кислород — в банках аккумулятора наблюдается «бульканье» или даже кипение. Плотность буде повышаться, так как гидролиз разлагает воду а кислота останется нетронутой.
Низкий уровень отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках батареи — концентрированная кислота легко разъедает свинец и его соли оседают на пластинах и дне, сульфатируя АКБ и замыкая банки. Чтобы продлить срок службы батареи, нужно периодически контролировать плотность и уровень электролита.
Порядок заливки и доливки кислотного электролита в АКБ
Составляющие компоненты электролита – кислоту и дистиллированную воду, нужно смешать в разных пропорциях. Так, если необходимо получить электролит с уровнем плотности 1,29 г/см³, то к 1 литру необходимо добавить 0,36 л кислоты, то есть в соотношении 1:3.
Заливку электролита производят стеклянной или полиэтиленовой трубочкой до уровня 10-15 мм над свинцовыми пластинами. После этого аккумулятор оставляют на два часа, однако в некоторых случаях плотность при этом падает. Далее АКБ заряжают током в десять раз меньшим его емкости в течение 4 часов.
Проверять плотность АКБ необходимо раз в 2-3 месяца. Для этого используется специальный прибор – ареометр.
Важно! В целях техники безопасности необходимо знать, что заливать нужно именно серную кислоту в дистилированную воду, но не наоборот, поскольку высока вероятность возникновения химической реакции данной смеси с выделением брызг и тепла
Как поднять плотность электролита?
Выше уже говорилось о том, что в результате гидролиза воды и нагрева АКБ под капотом уровень электролита постепенно уменьшается и растёт его плотность. Поэтому периодически нужно доливать дистиллированной воды. А что, если плотность электролита на заряженном аккумуляторе автомобиля, наоборот, меньше нормы (1,275 гр/см3)? Тогда нужно поднять концентрацию кислоты.
Для каждой из банок нужно проделать следующие действия:
- Откачиваете как можно больше электролита из банки. Для этого можно использовать резиновую грушу или ту же колбу. После этого в банку заливаете электролит (плотность 1,275─1,29 гр/см3) половину откачанного объёма;
- Для того чтобы электролит перемешался, можно дать на выводы нагрузку (например, подключить автомобильную лампочку) или просто подождать некоторое время;
- Затем делаете замер плотности. Если она не поднялась до нужного уровня, то заливаете электролит в половину от оставшегося объема;
- Перемешивание и снова замер;
- Доводите плотность кислоты до требуемого уровня.
3утилизации аккумуляторов
Сколько нужно доливать дистиллированной воды в батарею и как правильно это сделать
Если ваш аккумулятор необслуживаемый, никаких манипуляций с жидкостями с ним проводить не нужно. Обслуживаемому же свинцово-кислотному доливка воды будет периодически нужна. Для того чтобы определить, сколько жидкости добавить, нужно снять верхние крышки с банок батареи и проверить плотность аккумулятора и уровень электролита в каждой из емкостей.
Количество воды, которую следует заливать в аккумулятор, может варьироваться, в зависимости от ее емкости и от условий эксплуатации АКБ. Стоит подумать о том, как долить дистиллированную воду в аккумулятор в любое время, потому что уровень жидкости может стать меньше в самый не подходящий момент. Для этого не помешает всегда иметь в машине подходящую емкость для воды, например, литровую бутылку, и добавлять воду вы сможете всегда. Нельзя допускать оголения пластин аккумулятора — они быстро осыпятся в результате нагрева.
Алгоритм того, как правильно залить воду в аккумулятор в домашних условиях, прост:
- Отключите батарею от бортовой сети автомобиля. Выньте ее из машины.
- Следите за тем, чтобы поверхность, на которую она будет поставлена, была ровной.
- Очистите АКБ от пыли и грязи. Можно сделать это раствором соды.
- Для максимальной аккуратности воспользуйтесь одноразовым шприцем. А ради собственной безопасности наденьте технические перчатки, которые обычно используете для дачи или уборки.
- Снимите крышки с батареи для доступа к банкам.
- Проверьте уровень жидкости внутри каждой банки. Помните о том, что в норме электролит должен покрывать пластины аккумулятора на 1-1,5 см.
- Если уровень покрытия пластин меньше, долейте в каждый отсек АКБ от 5 до 10 мл дистиллированной воды.
- Если окажется, что шприц «перелил», просто отсосите небольшой резиновой грушей излишек жидкости до нужного уровня.
Далее будет приведено еще несколько советов, которые касаются эксплуатации аккумулятора. Эта информация будет полезна, если вы не знаете, как долить воду в аккумулятор правильно:
Нельзя доливать жидкость в АКБ, если вы только что выключили ДВС. Дайте батарее «постоять» в течение 7-8 часов (желательно в домашних условиях). Только после этого открывайте аккумулятор.
Также и после того как батарея будет наполнена дистиллированной водой, нельзя сразу заводить двигатель.
Время ожидания после заливки — до утра следующего дня. Иначе батарея сразу может закипеть, а пластины — осыпаться.
Помните о том, что «дачный» вариант помещения, применяемого для заливки аккумулятора, можно использовать только в теплое время года
Если комната не отапливается, проводить подобные действия с аккумулятором не следует.
Важно знать о том, что использование дистиллированной воды не вернет аккумулятору прежней емкости, а улучшит показатели его работы на определенный срок.
Перед тем как заводить двигатель, всегда проверяйте уровень электролита в аккумуляторе, помня о количественных показателях.
Это интересно: Какие бывают виды и типы батареек?
Полная замена электролита в АКБ
Чтобы произвести замену электролита в АКБ, необходимо выполнить действия:
- Установить автомашину на ровной площадке. Если в конструкции имеется штатная магнитола, то необходимо найти код для разблокирования (потребуется для восстановления работоспособности проигрывателя при подключении питания).
- Демонтировать кабели и открутить крепления источника тока, а затем протереть корпус от пыли и следов электролита салфеткой, смоченной водным раствором нашатырного спирта.
- Отвернуть пробки банок или просверлить отверстия в крышке.
- Чтобы слить жидкость, нужно надеть на медицинский шприц или резиновую грушу удлинительный наконечник, а затем откачать раствор из банок. Запрещается переворачивать корпус батареи, поскольку скопившиеся в нижней части кожуха частицы шлама замыкают пластины и выводят аккумулятор из строя.
- Для слива максимального объема электролита нужно наклонить корпус на угол до 45°, раствор откачивается шприцем или грушей. Для удаления остатков электролита необходимо несколько раз заполнить банки дистиллированной водой; для ускорения процедуры допускается покачивание корпуса из стороны в сторону. Следует учитывать, что полностью вымыть электролит невозможно – остатки раствора остаются в полостях между электродными решетками.
- Заполнить банки готовым реагентом: уровень жидкости должен быть выше верхней кромки электродов.
- Выдержать устройство в помещении на протяжении 5-6 часов, а затем произвести зарядку источника питания и проверить работоспособность аккумулятора. Рекомендуется заряжать изделие током силой не более 0,1 А, который подается на протяжении 18-20 часов. Для восстановления емкости необходимо выполнить 2-3 цикла зарядки и разрядки малым током.
- Провести окончательную зарядку током, имеющим силу 10% от номинальной емкости аккумулятора. Зарядка ведется до фиксации на клеммах напряжения 14,6-14,7 В. Рекомендуется проверить плотность электролита: при повышении значения выше норматива в раствор вводится дистиллированная вода.
- Установить аккумулятор на автомашину и подключить кабели.
Не допускается удаление электролита через дополнительные каналы, просверленные в днище корпуса. При сверлении отверстий возникает риск повреждения пластин, что приводит к коротким замыканиям. Корпус батареи изготовлен из специального кислотоустойчивого пластика, который не получится заклеить или запаять. При сливе раствора на основе серной кислоты рекомендуется пользоваться защитными перчатками, жидкость запрещено сливать в канализацию.
Жидкие подробности
Если говорить о доливе электролита, то здесь последовательность действий длиннее.
Стоит начать с изготовления необходимой смеси в домашних условиях:
- Берётся неметаллическая тара, в которую выливается 1 литр дистиллированной воды.
- Затем в неё, медленно и частями, не забывая перемешивать, вливают 0,36 литра аккумуляторной кислоты.
- Не стоит вливать жидкости наоборот, так как это чревато последствиями химической реакции.
- Затем стоит дать отстояться пару часов получившейся смеси – и необходимая жидкость готова.
Следующий этап — проверка текущего уровня электролита. Возьмите стеклянную трубочку, опустите её в жидкость и закройте верхний конец пальцем. Вытащите трубочку: количество жидкости в колбе показывает уровень электролита в аккумуляторе.
Если плотность недостаточная, то электролитическую жидкость доливают в каждый отсек АКБ, так, чтобы её уровень в каждом отсеке был одинаковым. В случае, если возникают трудности – излишки удаляются при помощи медицинской “груши”.
Однако в ситуациях, когда доливкой не обойтись, — например, в случае, когда плотность электролита близка к 1г/куб. см. или даже меньше, — совершаются действия по восстановлению батареи. Из батареи удаляется старая жидкость, тщательно промывается каждая колба дистиллированной водой, затем заливается новый электролит с необходимой плотностью до нужного уровня (5–7мм выше пластин).
Затем, не закручивая колпачки, стоит дать постоять свежезалитому аккумулятору около 3-х часов, чтобы вышли пузырьки воздуха. Стоит ещё раз проверить плотность электролита, долить воды, если это необходимо. Далее аккумулятор полностью заряжается при помощи низкого тока — около 0,1 А. Процесс будет не слишком быстрым, но позволит продлить срок службы устройства.
Сколько служит электролит
Автомобилисты активно спорят на тему того, как долго сохраняет свои свойства электролит и есть ли у него ограничения по сроку службы.
У электролита отсутствует понятие конкретного срока службы. Это зависит от того, насколько эффективно жидкость выполняет свои задачи.
Пока смесь из дистиллированной воды и серной кислоты справляется со своими обязанностями, её считают пригодной к использованию.
На уменьшение или увеличение срока службы могут влиять такие факторы:
- плотность;
- температура эксплуатации АКБ;
- степень заряда батареи.
Если плотность будет в пределах нормы, батарея находится в состоянии полного или близкого к нему заряда, а также автомобилист не столкнётся с экстремально высокими или низкими температурами, на одном и том же электролите удастся ездить достаточно долго. Поскольку производитель предусматривает, что батареи служат от 5 до 8 лет, то и длительность работоспособности электролита примерно такая же. Но когда ресурс АКБ подходит к концу, это связано с разрушением пластин и с тем, что они не могут выполнять свои функции. Дело вовсе не в самом электролите. При условии исправных пластин жидкость может служить очень долго.
Ситуация с кислотно-свинцовыми АКБ не совсем простая. За ними нужен тщательный уход и постоянный контроль. Значимость аккумулятора переоценить сложно
Поэтому крайне важно изначально выбрать батарею высокого качества, соответствующую требованиям вашего автомобиля, а также поддерживать её в стабильном рабочем состоянии. В этом плане необслуживаемые АКБ проще
В них не требуется доливать электролит и дистиллированную воду. Единственным мероприятием может стать периодическая зарядка, если заряд аккумулятора не удаётся компенсировать естественным путём, за счёт работы генератора.
Как изменяются свойства электролита в АКБ транспортного средства?
Для заливки батареи используется смесь дистиллированной воды и серной кислоты. В процессе протекания электрохимических реакций вода разлагается и испаряется, пары конденсируются на внутренних стенках корпуса или уходят в атмосферу через вентиляционные отверстия. В растворе нарастает объемная доля кислоты, что вместе с малым уровнем жидкости в банках отрицательно влияет на емкость и срок службы аккумулятора.
На конечном этапе зарядки батареи на положительных электродах выделяется кислород, который может восстановиться на отрицательном элементе. Но из-за наличия жидкости процесс замедляется, что приводит к выходу газа из АКБ и падению уровня электролита. Применение герметичных корпусов снизило скорость испарения, но при разряде на поверхности пластин образуется сернокислый свинец, который не разлагается в процессе зарядки источника питания. Из-за этого наблюдается падение плотности электролита, что негативно влияет на емкость аккумулятора.
Свинец, используемый для изготовления электродов, вступает в реакцию с молекулами воды. В результате меняется плотность электролита, в составе раствора появляются посторонние примеси, ухудшающие рабочие характеристики источника постоянного тока.
Как проверить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях ареометром?
Итак, мы хотим измерить плотность электролита в домашних условиях. Для этого нам понадобится такой прибор как ареометр. Он представляет собой корпус цилиндрической формы из прозрачного стекла. На одном конце находится отверстие для забора жидкости, с другой стороны встроена груша, с помощью которой жидкость набирается внутрь сосуда. Внутри цилиндра находится поплавок с нанесенной шкалой для измерения.
Проверять плотность электролита ареометром лучше всего спустя 6-12 часов после полной зарядки аккумулятора. Это позволит наиболее точно определить показатели. Для проверки плотности электролита в домашних условиях необходимо выполнить следующие действия:
- Для начала нужно отнести аккумулятор в теплое помещение, температура воздуха которого будет в пределах 20-25 °C и дать ему нагреться. Выполнение этого условия позволит узнать более точные показания плотности по ареометру.
- Затем следует снять все пробки с аккумулятора и опустить в один из резервуаров с электролитом носик ареометра.
- Далее все что вам нужно это набрать достаточное количество жидкости, чтобы поплавок в цилиндре смог свободно плавать.
На самом поплавке есть специальные риски, отметив, на какой из них находится жидкость, вы легко определите показатели плотности. Но чтобы показания были наиболее точными, следует держать ареометр только прямо, не наклоняя в стороны. Все эти действия необходимо проделать для каждой из банок аккумулятора индивидуально.
В исправном аккумуляторе плотность электролита должна быть в пределах 1,24-1,29 г/ см³. При этом разница в показаниях между резервуарами не должна превышать 0.01 г/ см³. Уровень жидкости в каждой банке должен быть также одинаковым. Пластины в аккумуляторе не должны возвышаться над поверхностью раствора. В исправном аккумуляторе свинцовые пластины должны быть погружены под слой электролита толщиной от 12 до 15 мм.
Если плотность вашего аккумулятора ниже нормы, то необходимо долить аккумуляторную кислоту. А если показатели 1,3 и более, то следует добавить дистиллированную воду, чтобы уменьшить концентрацию кислоты внутри аккумулятора. Хотя для некоторых холодных регионов страны высокий показатель плотности является нормой. Поэтому перед началом любых работ не поленитесь узнать параметры плотности АКБ по вашему региону.
Если же в вашем аккумуляторе плотность электролита в норме, и уровень жидкости не требует доливки, то можно закрывать пробки и ставить батарею в машину. На этом процесс проверки плотности электролита в аккумуляторной батарее можно считать завершенным. А если обнаружились какие-либо проблемы с плотностью в аккумуляторе, то читайте далее о том, как ее повысить.
Техническое обслуживание аккумулятора
После ряда этих манипуляций, обеспечивающих удобное обслуживание, специалисты проводят полную диагностику технического состояния аккумулятора. В основном они заключаются в шести пунктах:
Перед тем как решить, что доливать в АКБ: электролит или воду, нужно обязательно полностью зарядить его специальным устройством.
Далее произвести замер плотности во всех банках с помощью ареометра и зафиксировать все результаты в блокноте. При фиксировании показаний было бы удобнее проставить каждой банке свою цифру и напротив неё указать значение со шкалы.
Если показания плотности у заряженного аккумулятора в некоторых банках различаются и не входят в рекомендуемую норму (1.25−1.29 г/куб. см), то это означает, что водителю нужно провести корректировку. Она заключается в следующем: при пониженном показании плотности нужно рассчитать, сколько доливать электролита в аккумулятор и залить его, а при повышенном залить дистиллированную воду.
Плотность каждой банки в предельных значениях, а уровень электролита по какой-то причине опускается всё ниже. Лучшим решением для этой проблемы будет банальная доливка воды.
Иногда бывает так, что плотность в секциях ниже номинального значения (меньше 1.21 г/куб. см). Чтобы найти решение, нужно забрать с помощью специальной клизмы небольшой раствор кислоты и слить его в мерный стакан. Дальше записать показания объёма и перелить электролит в стеклянную кружку. Пользуясь технической таблицей, залить в мерный стакан нужное количество раствора серной кислоты с повышенной плотностью и с помощью клизмы влить в ту банку, из которой забирался электролит. В тех ситуациях, когда есть значительная разница в сторону уменьшения плотности, лучше всего доливать кислоту с плотностью 1.40 г/куб. см
Необходимый уровень важно достичь дистиллированной водой.
После того как во всех банках плотность стала одинаковой, необходимо подключить аккумулятор на небольшую подзарядку. Это делается для того, чтобы недавно залитый раствор тщательно перемешался внутри
После этого снова измерить плотность, и если её уровень изменился, то провести повторную операцию.
А также ежедневно перед каждым выездом нужно проверять не только уровень масла в двигателе, но и чистоту клем батареи и надёжность крепления пробок на её корпусе.
Чем заправить аккумулятор?
Прежде чем приступать к решению вопроса, что доливать в аккумулятор – воду или электролит, важно определиться, нужна ли дозаправка механизма вообще. С этой целью нужно внимательно осмотреть имеющийся у вас агрегат
Преимущественно корпус всех батарей изготовлен из прозрачного пластика, что позволяет визуально определить количество электролитического раствора внутри. На корпусе АКБ практически всегда имеются пометки, по которым можно определить, нужна доливка эмульсии или нет.
Если корпус изготовлен из непрозрачного материала, осуществить проверку уровня эмульсии можно следующим способом:
- Открутите пробку аккумулятора. Предварительно тщательно очистите фронтальную поверхность агрегата, чтобы при его вскрытии в систему не попали частицы грязи.
- Взять прозрачную трубку диаметром не более пяти миллиметров, опустить её до упора в проём.
- Закрыть плотно пальцем наружный конец трубки и вытянуть из системы приспособление, не отпуская пальца.
- Нормальными считаются критерии, когда высота жидкости в вытянутой трубке составляет примерно полтора сантиметра. При несоответствии параметров нужна доливка или извлечение лишней жидкости.
Если факт необходимости доливки установлен, дальше нужно определиться, что потребуется залить в АКБ. Помочь в этой ситуации сможет специальное приспособление под названием «ареометр», с помощью которого измеряется плотность раствора в батарее. На основании результатов проверки и устанавливается причина неисправности механизма, решается дилемма, что доливать в аккумулятор, воду, или всё-таки электролит. С помощью прибора измерьте плотность аккумуляторной жидкости: в норме она должна быть от 1,27 до 1,29 грамма на сантиметр кубический. Если плотность значительно меньше, тогда добавлять потребуется электролит. Плотность, превышающая показатель 1,29 единицы, говорит о том, что в батарею добавить необходимо воду.
Процедура добавки воды и электролита осуществляется по аналогичной схеме:
- Если корпус прозрачный, осуществите добавку необходимой жидкости до уровня, отмеченного на самом АКБ с помощью груши или шприца. В ином случае добавляйте жидкость порционно, систематически проверяя её уровень с помощью прозрачной трубки по вышеописанному алгоритму.
- После добавки жидкости закрутите пробку и хорошо встряхните аккумулятор, чтобы раствор основательно размешался в системе. Проверьте ещё раз плотность. Если результат не соответствует норме, отберите часть эмульсии с помощью шприца и ещё раз осуществите доливку необходимой жидкости. Осуществите повторный контроль полученного раствора.
- Когда показатели достигли нормальных параметров, оставьте агрегат постоять несколько часов, можно его на это время поставить на щадящую зарядку, чтобы жидкость максимально хорошо перемешалась, приобрела однородную консистенцию. После истечения указанного времени осуществите контрольную проверку плотности раствора в батарее. Нормальные показатели свидетельствуют о правильности выполненных процедур и о возможности дальнейшей эксплуатации АКБ.
При выполнении процедуры «воскрешения» аккумулятора помните, что некорректность выполненной работы сможет не только привести к полной неисправности агрегата, но и повлечь за собой проблемы с автомобильной электроникой. Очень тщательно проверяйте показания одометра – и у вас всё получится. При необходимости залива дистиллята ни в коем случае не заливайте обычную воду из-под крана – в ней имеется масса добавок, которые негативно отразятся на функционировании и эксплуатационном периоде батареи.