Антифриз
Содержание:
- Описание продукта
- Антифриз G12. Характеристики
- Как выявить поддельный антифриз?
- Как отличить подделку
- Что такое антифриз?
- G11 и G12. Особенности и различия
- G-Energy Antifreeze SNF
- В чем разница между антифризом G11 и G12
- Достоинства и недостатки
- Как отличить подделку
- Общее описание хладогена
- Antifreeze Lukoil HD: G12, G11
- «Лобридная» технология (S-OAT, P-OAT и другие).
- Правильный выбор антифриза
- Как отличить подделку
Описание продукта
Охлаждающая жидкость Lukoil G11 — это автохимия, которая производится по современным гибридным технологиям, где используются силикатные и органические добавки одновременно, в смешанном виде. Самая главная консистенция, это база. Она основывается на этиленгликоле, в который добавляются ещё силикаты и солевые органические кислоты.
В результате использования, кроме охлаждающих действий, одновременно создается защитная пленка на поверхности всей системы, где он заправлен. Способствует предотвращению разрушения металла трубок и других частей. Имеются защитные свойства от коррозии, благодаря тому что сосредотачивается ингибиторы в более подверженных ей местах.
Охлаждающая жидкость производится в двух видах, по однотипной технологии. Может быть синего цвета, имеющего надпись на этикетке Lukoil Blue и зелёного цвета — Lukoil Green. При такой разнице цветовой гамме, качество, технология охлаждения, принцип действия, срок годности и характеристики работы у химии одинаковые, ничем не отличаются друг от друга.
Отличное средство, чтобы не разморозить двигатель в зимнее время и в регионах с холодными климатическими условиями. Температура, при которой начинает образовываться кристаллизация жидкости, должна достигнуть -40 градусов Цельсия.
Является уникальным и универсальным охладителем, у которого срок эксплуатации достигает трех лет. По истечении этого срока некоторые характеристики приходят в негодность (градусы кристаллизации могут повыситься) и желательно произвести его замену, конечно же. Некоторые автомобилисты — этого не делают, по определенным причинам, и антифриз продолжает работать в двигателе, не нанося никакого урона и ущерба.
Антифриз Лукойл является средством, которое надежно защищает систему охлаждения и отопления салона автомобиля от замерзания, коррозии, образования накипи и перегревания двигателя.
Антифриз G12. Характеристики
Антифриз G12 принадлежит к карбоксилатным антифризам. Основа его — этиленгликоль. Этот антифриз содержит в себе органические ингибиторы и не содержит неорганических (силикатов). Цвет — обычно красный.
Такой антифриз g12 применяется у более современных автомобилей. Защитная плёнка внутри системы образуется только в очагах коррозии, а значит теплоотдача и охлаждающие качества — выше.
Температура закипания антифризов класса G12 достигает 115-120 °С, а срок службы составляет около 5 лет. Или 200-250 тысяч километров пробега.
Антифриз с маркировкой G12 не очень отличается от G12+. Его состав практически такой же. Можно сказать, что это более новое поколение антифризов.
Как выявить поддельный антифриз?
Использование некачественного, поддельного продукта может привести к тому, что автомобилю будет причинен серьезный вред. Отсутствие в системе нормального охладителя легко спровоцирует закипание и в дальнейшем, возможно заклинивание движка.
Чтобы избежать таких проблем, стоит внимательно относиться к вопросу приобретения нужного состава. Помочь в приобретении подходящего вещества смогут следующие советы:
- Осмотреть внимательно канистру с хладогеном. Пластик должен быть гладкий, без повреждений и деформации.
- Все этикетки должны быть наклеены ровно. На стикерах должна присутствовать техническая информация, дата выпуска, срок годности и адрес, телефон производителя.
- Емкость должна быть не просто закрыта, а запаяна.
- У продавца стоит спросить сертификат качества, которые подтвердит, что состав оригинальный.
В отсутствие документов и при наличии повреждений или несоответствий во внешнем виде емкости, от покупки стоит отказаться.
Как отличить подделку
Определить оригинальный антифриз Синтек поможет знание следующих факторов.
- Емкость изготавливается из пластика промышленного назначения. Недопустимо наличие браков отливки, спайки переменной толщины стенок.
- Заводская этикетка содержит полный перечень информации о производителе и продукте.
- Оригинальная этикетка печатается на высокоточном типографическом оборудовании. Наличие грамматических ошибок, опечаток и смытого текста категорически недопустимо.
- Формула не содержит твердых присадок, следовательно, наличие осадочных образований на дне канистры говорит о подделке.
Что такое антифриз?
Двигатель должен работать в определенном температурном режиме. Самый эффективный способ охлаждения в замкнутом пространстве – это жидкость.
Раньше для этих целей использовалась обычная вода: в лучшем случае дистиллированная. Но тогда и двигатели были иные, и температурный режим не такой напряженный.
Дело в том, что простая вода, даже очищенная, имеет два недостатка:
- При температуре, близкой к закипанию, на стенках рубашки охлаждения остается накипь. Она является термобарьером, и препятствует нормальному теплообмену.
- Вода банально замерзает при нулевой температуре, образовавшийся лед может разорвать радиатор и корпус двигателя.
Чтобы не сливать воду на ночь в зимний период, ученым была поставлена задача разработать эффективный состав, который не замерзает при минусовой температуре и не оставляет накипи при нагреве.
Какие виды антифризов бывают — видео
Специализированный институт создал продукт, соответствующий техническому заданию. Он был назван «Тосолом». В основу бренда легла аббревиатура ТОС (Технология органического синтеза) и последние буквы базового вещества: этанол или метанол.
Вещество было создано в качестве альтернативы импортным составам под общим названием «Антифризы». Тут все просто: антизамерзающая жидкость по-английски «antifreeze».
То есть, антифриз зеленого (или любого другого) цвета – это специальная жидкость с присадками, обеспечивающими чистоту охлаждающей рубашки и устойчивость к замерзанию.
Какая разница между антифризами разных цветов узнаете из этой статьи.
G11 и G12. Особенности и различия
Одними из самых популярных видов антифризов, которые распространены в нашей стране, считаются G11 и G12. Они довольно сильно различаются между собой, что говорит о недопустимости их смешивания. И сегодня мы узнаем, чем отличается антифриз G11 от G12?
Антифризы значительно отличаются по своему цвету
Так что, перед многими водителями возникает вопрос, выбрать им G11 или G12? Так, G12 представляет собой красную жидкость (в некоторых случаях — жёлтую), которая является карбоксилатным антифризом. Данное вещество характеризуется местным действием, благодаря чему, в случае возникновения в системе коррозийного поражения, присадки могут помочь локализовать его на своём месте, не позволяя распространяться дальше.
Видео об основных отличиях данных типов
Что же касается антифриза, обозначаемого индексом G11, то он представлен веществом типа силикатного компонента. Он может иметь почти любой оттенок. Это может быть зелёный или синий, жёлтый или оранжевый, а иногда даже и красный цвет. Но, всё же, красный цвет данного вещества сегодня уже почти не встречается.
Именно это вещество в нашей стране уместно называть Тосолом, так как он является его практически полным аналогом. Указанная жидкость воздействует с системой и её стенками, покрывая их особым защитным слоем. Но, срок службы этого вещества не очень уж и большой — всего лишь три года.
Замена антифриза G11
Если вы применяли лишь один из этих видов антифризов, то менять его на другой нужно с некоторыми оговорками. Мы говорим о том, что после G11 остаётся старая защитная плёнка, что не позволяет работать антифризу с должной эффективностью. К тому же, менять его необходимо будет уже через три года эксплуатации автомобиля. А вот Тосол, который заливается после марки G12 , сразу же прекращает воздействие последнего на стенки системы. Таким образом, пользоваться нужно одной и той же маркой охлаждающей жидкости постоянно, а смешивать их между собой запрещено вовсе.
Исключения
Но, есть и исключения. Так, смешивать с тосолом можно антифриз под названием G12+, который располагает практически теми же самыми свойствами, что и G12. В данной ситуации, единственным негативным моментом станет лишь то, что пострадает срок действия антифриза, уменьшаясь до отметки в три года.
Нужно учитывать состав жидкостей
В общем же, не нужно полностью полагаться на цветовую маркировку, как принято в среде отечественных автолюбителей. Оптимально, если вы прочитаете состав антифризов G11 или G12 внимательно, ориентируясь на наличие одних и тех же компонентов в составе.
G-Energy Antifreeze SNF
Антифриз SNF
G-Energy Antifreeze SNF (Silicate Nitrite Free) — производится по карбоксилатной технологии на базе этиленгликоля с комплектом карбоновых присадок – ингибиторов коррозии. Не содержит в себе вредные силикаты и другие вещества, разрушающие двигатель и вредящие окружающей среде.
Длительно защищает ДВС от коррозии и кавитации, переохлаждения и перегрева, поддерживает рабочую температуру. Особенную защиту обеспечивает чувствительным алюминиевым деталям.
Охлаждающая жидкость G-Energy SNF поддерживает чистоту внутри системы охлаждения, не давая образовываться вредным отложениям в блоках и головках цилиндров, радиаторе и водяном насосе.
Данный антифриз можно отнести к стандарту концерна Фольксваген G12 и G12+ для карбоксилатных жидкостей.
Антифриз Джи-Энерджи СНФ подходит для легковых автомобилей и грузовиков, тягачей, автобусов, стационарных двигателей. Срок службы составляет 5 лет. Разрешается мешать с аналогами, в составе которых лежит та же технология и основа.
Официальные допуски:
- G-Energy SNF: Daimler/Mercedes-Benz 325.3, MAN 324 SNF.
- G-Energy SNF 50/50: Daimler/Mercedes-Benz 326.3.
Спецификации:
- VW/Audi/Seat/Skoda: TL 774-D/F (G-12/G-12+);
- MINI Cooper D (built as from 2007);
- DAF MAT 74002;
- Bentley/Lamborghini TL 774-D/F;
- DEUTZ DQC СВ-14;
- Jaguar (built as from 1999) VIN 878389;
- MTU MTL 5048;
- Porsche (built as from 1996).
Хладагент SNF от Gazpromneft имеет красно-оранжевый цвет. Выпускается в форме концентрата и готового антифриза с цифрой 40 в названии, что показывает защиту от замерзания до -40С.
Все варианты антифриза SNF поступают в продажу в белых полиэтиленовых канистрах 1 кг, 5 кг, 10 кг, а также в бочках 220 кг.
В таблице представлены некоторые артикулы антифризов G-Energy SNF
Объем | Артикул G-Energy Antifreeze SNF (концентрат) | Артикул G-Energy Antifreeze SNF 40 (готовая к применению ОЖ) |
---|---|---|
1 кг | 2422210109 | 2422210030/4630002596995 |
5 кг | 2422210110 | 2422210031/4630002596971 |
10 кг | — | 2422210032/4630002596988 |
220 кг | 2422210111 | 2422210033 |
В чем разница между антифризом G11 и G12
Неорганические (гликолевые) антифризы типа G11 имеют в составе специальные ингибиторы коррозии. Они формируют защитную пленку на внутренней поверхности деталей двигателя. Присадки этого типа необходимо использовать, если антифриз вступает в контакт с поверхностями цветных металлов. Эти металлы без защитной пленки быстро разрушаются под агрессивным действием гликолевой основы. Охлаждающие жидкости типа G11 быстро вырабатываются и требуют замены каждые 3 или 2 года.
Антифриз G11 — обычно он зеленого цвета
Прототипом всех охлаждающих жидкостей, имеющих маркировку G11, является VW coolant G 11, разработанный концерном Фольксваген. Сейчас товары компании, маркируемые G11 – это так называемые гибридные антифризы, произведенные по фирменной спецификации VW TL 774-C. Другие производители тоже используют эту маркировку, но часто не выдерживают требований спецификации. Например, фольксвагеновский G11 не содержит боратов, аминов, фосфатов, и в очень малом количестве содержит силикаты. «Традиционные» антифризы, которые маркируются теперь как G11, имеют в составе эти вещества.
Антифриз G12 относится к карбоксилатным. Некогда та же компания Фольксваген выпустила антифриз VW coolant G 12, а затем разработала соответствующую спецификацию VW TL 774- D. При использовании антифриза типа G12 реализуется совершенно другой механизм защиты двигателя, чем с G11. Внутренности моторов современных автомобилей изготовлены без латуни и меди, только из алюминия и стали. А эти металлы формируют на своей поверхности коррозионные пленки при самом малом содержании влаги в окружающем пространстве.
Антифриз G12 — обычно он красного цвета
Присадки из антифриза G12 активно противодействуют образованию такой пленки. Эта технология носит название Long Life. Ее главный плюс в том, что охладитель выполняет свои функции гораздо дольше. Но полная замена G11 на G12 возможна, только если мотор не одержит цветных металлов. Карбоксилатный антифриз G12 мгновенно разрушит их защиту.
Достоинства и недостатки
Любая автохимия, будь то смазывающая жидкость или охлаждающая, имеет свои преимущества и недостатки. Антифриз Лукойл не исключение, как голубой, так и зелёный:
- способен выдерживать морозы, кристаллизация происходит при очень низких температурах;
- в процессе использование защищает детали, путем образования защищающей пленки;
- не дает двигателю перегреваться или замерзать;
- не теряет стабильности свойств, при разнообразных условиях эксплуатации;
- универсальный и всесезонный;
- защищает от кавитации.
Отрицательных свойств у жидкости не выявлено, за исключением того что по сравнению с карбоксильным и лобридным антифризом, срок эксплуатации немножко меньше.
Как отличить подделку
Антифризы G-Energy в канистрах 1л на полках АЗС «Газпром»
Популярная автохимия – объект для подделок. Чтобы не купить случайно такую, нужно придерживаться определенных правил:
- Приобретать антифризы только у официальных распространителей, а не на открытых рынках и в сомнительных забегаловках.
- Спрашивать у продавца сертификат качества. Если такового нет, то перед вами подделка.
- Внимательно осматривать канистру на предмет повреждений и следов вскрытия: неплотно прилегающее к крышке защитное кольцо, трещинки в области швов – тревожные признаки.
- Внимательно осматривать этикетки. Следы клея, пузыри и складки – все это может быть свидетельством того, что этикетка была переклеена с другой тары. А смазанный текст с ошибками – то, что и сама этикетка была напечатана непонятно где.
Информация должна содержать артикул, характеристики, адрес завода ГПН, номер телефона, дату изготовления.
Общее описание хладогена
Выпуском и изготовлением зеленого Синтек G11 занимается отечественная компания «Обнинскоргсинтез». Несмотря на то, что фирма достаточно молодая, она уже смогла добиться определенных результатов. Сегодня, продукция компании может соперничать с рядом западных антифризов. Последние тестирования и проверки подтвердили, что хладогены, выпускаемые под брендом «Sintec» полностью соответствуют европейским требованиям.
Представляемый антифриз можно отнести к категории силикатных, но с некоторыми оговорками. Дело в том, что технология производства продукта была видоизменена за счет добавления в систему пакета присадок. Такое решение позволило повысить устойчивость антифриза к окислению, улучшить защитные свойства и продлить срок эксплуатации продукта. Для силикатных охладителей предусмотрен период использования на протяжении 30-60 тыс. км. пробега, но в случае с Синтеком Евро, производителю удалось увеличить этот период до 120 тыс. км.
Производитель охлаждающей жидкости гарантирует оптимальный тепловой режим мотора, не позволяя образовываться коррозии и вредным отложениям в системе. Продукт не вредит шлангам, уплотнителям и прочим изделиям из резины, пластика.
Antifreeze Lukoil HD: G12, G11
Линейка антифризов Лукойл HD (Heavy Duty) предназначена для использования в мощном коммерческом транспорте. Эти жидкости обладают особыми свойствами и способны работать в самых тяжелых условиях 24 часа в сутки.
Антифриз Лукойл HD G12
Концентрат, а также готовая к применению охлаждающая жидкость премиум класса Лукойл HD G12, относятся к карбоксилатным. Произведены по органической OAT технологии, в составе используется этиленгликоль и соли карбоновых кислот.
Благодаря особому составу присадок, HD G12 эффективно справляется с охлаждением двигателей и вредным действием кавитации. Имеет хорошую антикоррозийную защиту различных металлов и легких сплавов.
Большой температурный диапазон работы, позволяет легко справляться с охлаждением двигателя в летнюю жару и обеспечивает быстрый прогрев системы в суровые зимы.
ЛУКОЙЛ АНТИФРИЗ HD G12 соответствует требованиям:
- AFNOR NFR 15-601
- AS 2108-2004
- ASTM D3306, D4985
- BS 6580:2010
- Bentley/Lamborghini/VW/Audi/Seat/Skoda TL 774-D/F (Type G12/G12+)
- CUNA NC 956-16
- China GB 29743-2013
- DAF MAT 74002
- Deutz DQC CB -14
- Ferrari (от 2010)
- JIS K 2234:2006
- MAN 324 SNF
- MB 325.3
- MTU MTL 5048
- Mini Cooper D (2007-2010)
- ONORM V 5123
- Porsche (1996-2010)
- SAE J1034
- SANS 1251:2005
- Scania TI 02-98 0813 T/B/M sv
Антифриз Лукойл HD G11
Антифриз и концентрат Лукойл HD G11 не содержит в своем составе нитритов, аминов, фосфатов и создан на основе этиленгликоля. Силикаты и гибридный пакет присадок, прекрасно противостоит ржавчине, накипи и иным отложениям, и образованиям.
Хорошо показал себя в системах где используются радиаторы и соединительные элементы из меди, благодаря наличию в составе специального ингибитора. Нейтрален к резиновым и пластиковым уплотнительным материалам.
ЛУКОЙЛ АНТИФРИЗ HD G12 соответствует требованиям:
- AFNOR 15-601
- AS 2108-2004
- ASTM D3306, D4985
- BS 6580
- CUNA NC 956-16
- Deutz DQC CA-14
- JIS K 2234:2006
- Jenbacher TA-Nr. 1000-0201
- Liebherr Minimum LH-00-COL3A
- MAN 324 Type NF
- MAN Diesel&Turbo Liste 3.3.7
- MB 325.0
- VW/Audi/SEAT/Scoda TL-774-C (Type G11)
- MINI/BMW GS 94000
- MTU MTL 5048
- ONORM V 5123
- Opel/GM B 040 0240
- PN-C-40007
- Porsche (до 1995)
- SAE J 1034
- SANS 1251:2005
- Saab 690 1599
- Truck (до 2005)
«Лобридная» технология (S-OAT, P-OAT и другие).
Замысловатое название дешифруется как low-hybrid, т.е. «малогибридная» технология. То есть это сочетание карбоксилатов с неорганическими компонентами, только неорганики там существенно меньше, чем в гибридной технологии. Например, в фольксвагеновской спецификации G 11 (гибридная технология) количество силикатов ограничено в пределах 500-680 мг/л, а в спецификации G 12++ (лобридная технология) – 400-500 мг/л. В чем же тут фокус? По логике производителей при заливке в новую машину неорганические ингибиторы покрывают всю систему тонким слоем, образуя, так сказать, базовую защиту от коррозии. Поскольку их мало, то
- во-первых, они расходуются в самом начале работы
- во-вторых, не успевают нарастить большую толщину плёнки, а значит, несильно ухудшают теплообмен.
И уже после этого в дело вступают карбоксилатные ингибиторы, реагирующие на очаги коррозии, которых, естественно, будет меньше после предварительной обработки неорганикой. Соответственно и хватит карбоксилатов на дольше. Как следствие, антифризы лобридной технологии имеют срок службы сравнимый со сроком службы автомобиля и многими производителями позиционируются как «не требующие замены».
В разных странах и у разных производителей возможен различный состав неорганических ингибиторов, что и выражается в сокращённых названиях используемых ими технологий (Si-OAT силикатно-карбоксилатная, P-OAT – фосфатно-карбоксилатная, и так далее). Суть их от этого не меняется.
А теперь обещанный
«немаловажный момент» о гибридных антифризах. У меня в своё время возник большой вопрос: зачем нужны эти охлаждайки, если есть карбоксилатная технология, и, тем более, лобридная. Я не буду сейчас говорить про удовлетворение спроса на относительно дешёвый антифриз для сильно «поношенного» автопарка (а гибридный антифриз должен стоить существенно дешевле карбоксилатного). Речь пойдёт о таком явлении, как кавитационная эрозия – образование и схлопывание пузырьков пара с постепенным выкрашиванием металлических деталей (если подробнее, читайте статью о составе и свойствах антифризов)
Если для легковых автомобилей это вопрос не первой важности и касающийся сохранности крыльчатки помпы, то для двигателей большой мощности (грузовики, карьерные машины, суда, тепловозы и т.д.) эта проблема выходит на первый план ввиду использования в них гильз цилиндра мокрого типа и больших развиваемых мощностей
Кавитационная эрозия гильзы грузовика в плоскости работы шатуна, который качает гильзу, создавая микроперепады давления, образующие кавитацию.
В системе охлаждения таких двигателей обязательно должны быть антикавитационные присадки, снижающие интенсивность этого процесса в десятки раз, а именно, нитриты, бораты, молибдаты и фосфаты, то есть неорганические соли. В некоторых типах двигателей даже предусмотрено самостоятельное добавление пользователем в антифриз пакетов этих присадок через определённые интервалы работы. Так что в этом сегменте альтернативы гибридным антифризам пока не видно.
Правильный выбор антифриза
Когда следует сделать выбор охлаждающей жидкости по классу и цвету, то целесообразно применять ту жидкость, которая обозначена на расширительном бачке или в руководстве на автомобиль. Если радиатор охлаждения изготовлен из латуни или меди, то применение органических жидкостей не рекомендуется.
Охлаждающие жидкости бывают двух видов: разбавленные и в виде концентрата. Если не вникать в суть вопроса, то большой разницы в них нет, и многие владельцы автомобилей рекомендуют приобретать концентрат, разводить его дистиллированной водой в соотношении 1 к 1. Однако, покупать концентрат не всегда правильно. Это связано не только с тем, что на заводе производится точное измерение пропорции, но и в качестве фильтрования воды. Дистиллированная вода по сравнению с заводской водой будет казаться грязной, что в будущем может повлиять на образование отложений.
В чистом виде применять концентрат нельзя, так как он замерзнет на морозе -12 градусов.
Пропорции разбавления концентрата показаны на рисунке и в таблице:
Когда владелец автомобиля при подборе охлаждающей жидкости смотрит только на ее цвет, то это неправильно. Рекомендуется следовать таким правилам:
- В автомобиль с латунным или медным радиатором с блоком цилиндров из чугуна следует заливать антифриз G11 зеленого или синего цвета, а также тосол.
- В современные автомобили и в алюминиевые радиаторы лучше заливать оранжевый или красный антифриз G12.
- Если требуется доливка, и неизвестно, что залито в системе охлаждения, то используют антифриз G12+.
При покупке антифриза следует обратить внимание на следующие признаки:
- Стоимость должна быть на уровне рыночной.
- Величина фактора рН должна быть не меньше 7,4.
- Не должно быть резкого запаха.
- На упаковке не должно быть ошибок в тексте.
- Следует проверить, есть ли на дне осадок.
Правильная замена охлаждающей жидкости непосредственно зависит от технических параметров автомобиля, и от конкретных спецификаций, у каждого завода изготовителя они индивидуальны.
После приобретения охлаждающей жидкости следует периодически проверять его состояние и цвет. Если жидкость сильно изменила цвет, то это говорит о проблемах в системе охлаждения или о плохом качестве антифриза. Цвет обычно изменяется, если жидкость потеряла свои свойства защиты. При этом следует заменить ее новой.
После рассмотрения всех вопросов, можно сделать вывод о том, что нецелесообразно смешивать антифризы G11 и G12, так как все-таки между ними есть разница. Главное их отличие в наборе присадок. В жидкости G11 применяются как органические добавки, так и неорганический состав, а в антифризе G12 – только неорганические, к тому же, срок эксплуатации у этого типа более длительный. Существует еще антифриз G13, который появился недавно. Его состав намного отличается от других марок, и содержит только экологически чистые элементы. Цвет красителя у него обычно фиолетовый, в России применяется редко, так как стоит намного дороже других антифризов.
Как отличить подделку
Компания Lukoil стремится обезопасить покупателей от приобретения поддели, поэтому была разработана инновационная защита на подлинных канистрах. Тара производится на крупных итальянских предприятиях UNILOY MILACRON и ACNA.
Отличие настоящей тары, на примере канистры с маслом. У антифриза защита идентичная:
- вдавленная этикетка с защитой от влаги и солнечных лучей;
- информация, нанесенная лазером, находится под штрих кодом;
- пластиковая крышка не проскальзывает при открытии;
- под пробкой горлышко канистры закрыто фольгой;
- многослойные стенки, можно изготовить только на качественном оборудовании.
Два ряда цифр, нанесенные лазером:
- дата, когда жидкость была произведена;
- номер партии продукта;
- десятизначный номер канистры, первые 2 отдельно стоящие цифры являются годом производства.
Дополнительная защита в виде маркировки на дне канистры:
- знак экологической безопасности;
- материал, из которого изготовлена канистра;
- технический номер машины, производившей выдув;
- товарный знак качества ЛУКОЙЛ;
- дата производства тары.