Автомобильный аккумулятор
Содержание:
- Как выбрать аккумулятор, лучшие аккумуляторы
- Роль АКБ в машине
- Что такое автомобильный аккумулятор и его назначение?
- Как работает аккумулятор?
- Техническое обслуживание АКБ
- Как выбрать аккумулятор для автомобиля: основные критерии
- Никель-металл-гидрид
- Дополнительно
- Конструкция автомобильного аккумулятора
- Типы автомобильного аккумулятора
- Типы и характеристики аккумулятора WET
- Плюсы и минусы WET АКБ
- Маркировка автомобильных аккумуляторов – читаем шифры
- Роль АКБ в машине
- Типы автомобильной АКБ
- Бренд
Как выбрать аккумулятор, лучшие аккумуляторы
При выборе аккумулятора для своего автомобиля, необходимо знать несколько важных параметров, которыми должна обладать АКБ:
- Небольшое падение напряжения.
- Небольшой саморазряд при эксплуатации.
- Способность выдавать большой ток.
- Небольшие габариты.
- Минимальное обслуживание.
Можно отметить семь основных шагов до приобретения АКБ, которые помогут сделать правильный выбор:
В первую очередь, изучите рынок сбыта аккумуляторов, который присутствует в вашем регионе.
Учтите основные характеристики электрооборудования вашего транспорта — объем и тип мотора, наличие кондиционера и так далее.
Изучите спецификацию АКБ, которая предназначена именно для вашей марки машины — ее можно найти в технических документах на автомобиль.
Выберите величину емкости устройства — она должна быть не меньше, чем в старом аккумуляторе, но и не больше, чем на пять процентов.
Определитесь, сколько денег вы предполагаете потратить на покупку аккумулятора — отсюда выбираем класс прибора (премиум, стандарт и так далее).
Выясняем, не является ли батарея подделкой, для чего необходимо обратить внимание на качество корпуса и пробок АКБ. Выводные клеммы должны быть гладкими со специальными защитными колпачками ( производители подделок не заморачиваются подобными мелочами)
Посмотрите, есть ли маркировка о заводе-изготовителе, стране-производителе, с указанием адреса. Помимо этого, выясните, входит ли в комплект с аккумулятором специальный техпаспорт и обратите внимание на наличие на корпусе устройства даты его изготовления.
Изучите техпаспорт выбранной модели батареи, еще раз сравните все показатели и смело делайте покупку.
Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая АКБ лучшая, так как любой аккумулятор имеет положительные и отрицательные стороны.
- Если вы все время пользуетесь автомобилем, необслуживаемые кальциевые батареи будут отличным решением — у них наибольший ресурс, да и с уровнем электролита нет проблем.
- Если вы не часто ездите на машине, кальциевая батарея очень быстро потеряет свои силы. В таком случае желательно приобрести гибридный аккумулятор — он переносит полную разрядку, не требует особенного внимания и не боится долговременного бездействия.
- Если вам нужен живучий автомобильный аккумулятор, малообслуживаемые батареи будут превосходным вариантом, это именно тот случай, когда финансы решают не все.
Роль АКБ в машине
Обычно на легковые автомобили устанавливают два источника питания:
- Первый – это аккумулятор.
- Второй – генератор (или только генератор на старинных моделях).
Говоря по-простому, оба устройства в машине работают поочередно. Если один подает ток, то другой в это время «отдыхает».
Аккумулятор подает электрическую энергию на стартер, катушку зажигания и все электрические цепи автомобиля. Если этот элемент исправен, а также все системы в машине работают должным образом, тогда АКБ способен обеспечить беспрепятственный запуск силового агрегата независимо от погодных условий.
АКБ также отвечает за подачу электричества во время стоянки автомобиля, когда двигатель заглушен, а именно:
- Обеспечивает возможность прослушивания радио.
- Позволяет включить свет в машине.
- Осуществляет питание сигнализации и так далее.
Но с момента запуска двигателя источником электричества становится генератор, который дополнительно заряжает аккумулятор, чтобы восполнить энергию, затраченную АКБ во время простоя машины.
Что такое автомобильный аккумулятор и его назначение?
Автомобильный аккумулятор представляет собой разновидность электрической АКБ. Применяется на автомобильных и мотоциклетных транспортных средствах. Назначение аккумулятора заключается в запуске двигателя, а также выполнении функций источника питания в бортовой сети машины при заглушенном моторе. Автомобильный аккумулятор также выступает в роли стабилизатора напряжения бортовой сети транспортного средства.
Наиболее распространенными являются АКБ с номинальным напряжением 12 вольт. Их можно встретить на легковых автомобилях, микроавтобусах, легких и средних грузовиках. Аккумуляторы с напряжением 6 вольт применяются на мотоциклетной технике. А батареи с напряжением 24 вольта эксплуатируются на тяжелых грузовиках, специальной и военной технике.
Номинальное напряжение, В | Вид транспортного средства |
---|---|
Номинальное напряжение, В | Вид транспортного средства |
6 | мопеды, квадроциклы, скутеры и т.п. |
12 | легковые автомобили, мотоциклы |
24 | грузовые автомобили, спецтехника |
Как работает аккумулятор?
Автомобильная аккумуляторная батарея работает следующим образом. Внутри герметичного корпуса находятся электролит и две пластины-электрода. В качестве электролита используют раствор дистиллированной воды с серной кислотой. В качестве активных веществ выступают двуокись свинца и губчатый свинец. В процессе подключения тока к клеммам батареи, происходит химическая реакция и эти вещества выделяются.
Принцип действия в двойном преобразовании. Вначале при помощи зарядного устройства электричество преобразуется в химическую реакцию с выделением двуокиси свинца и пористого свинца. Затем при разряде уже химическая энергия будет преобразована в электрический ток. АКБ – это не самостоятельный источник электричества. Он может только накопить определенную порцию энергию и затем преобразовать ее в электрический ток.
В процессе воздействия на контакты аккумулятора тока, кислота распадается на водород и кислород. После соединения двух веществ образуется вода. Свинец соединится с тем, что осталось после распада кислоты и в результате реакции образуется сернокислый свинец. Это принцип работы классической свинцово-кислотной батареи. АКБ – это расшифровка аккумуляторной батареи. Существуют и другие виды. Об этом расскажем ниже.
Техническое обслуживание АКБ
При нормальных условиях эксплуатации автомобиля аккумулятор заряжается от генератора, и ему этой зарядки будет вполне достаточно. Однако не всегда есть возможность использовать машину так, чтобы генератор обеспечивал полный заряд АКБ. В некоторых случаях его работы будет недостаточно. Почему такое происходит, мы подробнее расскажем ниже.
Почему аккумулятор приходится подзаряжать зарядным устройством?
Зима – неблагодарное время для наших машин. Низкие температуры приводят не только к запотеванию стекол или замерзанию замков, они также снижают эффективность аккумуляторных батарей. Влияние низких температур на характеристики аккумулятора в машине весьма существенное:
- При нулевой температуре электрическая емкость аккумулятора уменьшается примерно на 20%.
- При температуре -20 °C емкость АКБ может упасть более чем на 50%.
При низких температурах проблему также усугубляет моторное масло, которое имеет свойство загустевать. Это, в свою очередь, потребует от батареи еще больше энергии для работы стартера, чтобы запустить двигатель.
Кроме того, зимой мы используем гораздо больше устройств, использующих электрический ток в машине, к ним относятся:
- Подогрев сидений;
- Обогрев заднего стекла и зеркал;
- Стереосистема;
- Противотуманные фары и так далее.
Все это приводит к увеличению длительности подзарядки АКБ, что, в конечном итоге, сокращает срок службы аккумулятора, особенно в тех случаях, когда вы часто преодолеваете короткие расстояния. Ведь при таких поездках у батареи постоянно не будет хватать возможности достаточно зарядиться.
Также существует вероятность случайного включения во время стоянки какого-либо потребителя, который вскоре посадит аккумулятор. Кроме этого, не стоит исключать такое явление как саморазряд АКБ. При длительных простоях любая батарея может значительно просесть. Поэтому периодически аккумулятор приходится дополнительно заряжать, особенно в зимний период, подключив его к зарядному устройству.
Помните, что аккумулятор всегда заряжается источником постоянного тока с напряжением выше, чем в аккумуляторе.
Проверка уровня и плотности электролита в АКБ
После зарядки обязательно проверяем уровень электролита, если аккумулятор обслуживаемый. Он должен полностью покрывать поверхности пластин и возвышаться над верхними границами примерно на 5-10 мм. Уровень выравнивается только тогда, когда АКБ полностью заряжен, а также имеет соответствующую температуру (обычно это 25 °C).
При отклонениях никогда не добавляйте электролит в разряженную батарею! Уровень раствора в батарее можно дополнить дистиллированной или химически очищенной водой. Не используйте для этих целей кислоту или химические вещества. Ведь это увеличит плотность раствора, что значительно ускорит деградацию пластин.
Полностью заряженный и исправный аккумулятор будет иметь плотность раствора в диапазоне 1,270-1,280 г/см³. Причем в каждой банке эти значения должны быть идентичными. Для точности измерения необходимо провести 3 проверки с интервалом в 1 час. Первый замер должен быть проведен через полчаса после зарядки АКБ. В случае отклонений потребуется процедура восстановления плотности.
Источник
Как выбрать аккумулятор для автомобиля: основные критерии
Если заказываешь АКБ через интернет, рискуешь получить некачественное изделие. Чтобы выбрать хорошую АКБ, нужно подойти к этому ответственно. Важный критерий — интенсивность пусковых токов при низких температурах. Они должны быть достаточно высокими, если машина ездит в суровых климатических условиях.
Сейчас можно выбрать аккумулятор по марке автомобиля — с минимальным риском ошибиться. Приложение обеспечивает подбор АКБ с учетом типа, размеров и характеристик. Если же у вас нет возможности выбора по каталогу, то смотрите на следующие критерии.
Объем двигателя
Выбирать аккумулятор для авто следует исходя из типа и технических характеристик силового агрегата. Для запуска дизельного двигателя с большим объемом нужна батарея большей емкости, чем для бензиновой малолитражки. В руководстве по эксплуатации машины вы найдете рекомендованные производителем параметры АКБ, что существенно упростит ее поиск.
Сила пускового тока
Аккумуляторы имеют маркировку вида 6СТ-60 или 6СТ-55, в которой указана номинальная емкость в ампер-часах — соответственно 60 и 55 Ач при условии, что заряд полный. Для оценки емкости АКБ используется еще один показатель. Это период времени, в течение которого батарея способна отдавать ток в 25 А при температуре окружающей среды в 27⁰C. Для упомянутых выше изделий разряд в ноль происходит в течение 100-105 минут.
При запуске машины для работы стартера требуется большой ток, который обеспечивает аккумулятор. При -18⁰C его мощность падает больше, чем на 60%. Соответственно, для нормальной эксплуатации машины на севере стартовый ток батареи должен быть вдвое выше, чем у тех машин, что используют в условиях умеренного или теплого климата
Тип клемм и полярность
Есть батареи 2 видов для автомобилей европейского и азиатского производства. Плюсовые и минусовые клеммы на них размещены с точностью до наоборот. На японских батареях плюсовая — слева, минусовая — справа, часто такие АКБ не подходят для машин, сделанных в ЕС и США
Это важно, ведь несоблюдение полярности при подключении батареи приводит к выходу из строя электроники
Различны у АКБ также и размеры клемм: у аккумуляторов, изготовленных по европейским стандартам, «плюсовые» имеют диаметр 19.5 мм, «минусовые» — 17.9 мм. У азиатских Type 3 12.7 и 11.1 мм соответственно. Для подключения агрегата с тонкими клеммами используют переходники-колпачки.
Габариты АКБ автомобиля
Правильно выбрать аккумулятор для конкретного автомобиля можно, если известны точные размеры старой АКБ. Плотность компоновки оборудования в моторном отсеке очень высокая, и установить большую батарею на место меньшей по габаритам просто не удастся. Перед визитом в магазин обмерьте старый агрегат, чтобы исходить из этих размеров.
Дата выпуска аккумулятора авто
На рынке много батарей, произведенных несколько лет назад. Максимальный срок службы будет существенно меньшим, нежели у тех, что только сошли с конвейера. Дата выпуска АКБ должна быть указана на корпусе и этикетке, которая наклеивается на изделие. Если этикетка отсутствует и вид батареи вызывает сомнения, откажитесь от покупки. Лучше покупать аккумулятор для авто, изготовленный как можно ближе к дате приобретения. Тогда можно рассчитывать на долгую работу АКБ.
Какой фирмы аккумулятор приобрести?
Выбирая, какие аккумуляторы приобретать для автомобиля, исходите из собственных финансовых возможностей. Для установки на машину с большим пробегом есть смысл купить российский агрегат, который по надежности мало уступает импортному, но значительно его дешевле. Слишком низкая цена аккумулятора должна насторожить. В магазинах много контрафактных изделий, которые ломаются спустя несколько месяцев.
Никель-металл-гидрид
Никель-металл-гидриды, или Ni-MH, как их обозначают в сокращенном варианте, являются такими видами аккумуляторных батарей, где в качестве отрицательного иона выступает водородный металлогидридный электрод, калиевый гидроксид в качестве электролита, никелевый — в качестве положительного иона.
Существует немалое количество различных типов батарей Ni-MH. К примеру, есть батареи долгого хранения LSD NiMH, которым не страшен мороз и длительный срок хранения. Они функционируют и с повышенными токами разряда, не разрываясь и не приходя в негодность из-за чрезмерной нагрузки.
Поэтому, к примеру, никель-металл-гидриды размера АА могут быть применимы в различных видах мелкой техники. Так, АА с большим объемом емкости в 1500-3000 мА/ч можно поместить в музыкальный плеер, радиоуправляемые игрушки, фотоаппарат и многие другие приспособления, где будет произведена зарядка за относительно непродолжительное время.
Весьма хороши и АА-батареи с уменьшенным объемом вместимости — такие АА, где емкость составляет всего 300-1000 мА/ч. АА данного типа применимы в качестве обеспечения питанием неавтоматических фонариков, управляемых пультом ДУ игрушек, раций и электронных приспособлений со сбалансированным энергопотреблением.
Дополнительно
Стоит обратить внимание на климатические и дорожные условия, в которых используется аккумулятор. При низких температурах работа АКБ ухудшается из-за повышения вязкости электролита: сокращается время подачи тока для запуска мотора, батарея медленнее заряжается, а стартеру требуется больше времени, чтобы завести двигатель, чем при высокой температуре
Поэтому для работы в таких условиях, стоит приобрести АКБ емкостью на 5-10 Ач выше рекомендуемой производителем
При низких температурах работа АКБ ухудшается из-за повышения вязкости электролита: сокращается время подачи тока для запуска мотора, батарея медленнее заряжается, а стартеру требуется больше времени, чтобы завести двигатель, чем при высокой температуре. Поэтому для работы в таких условиях, стоит приобрести АКБ емкостью на 5-10 Ач выше рекомендуемой производителем.
При движении по бездорожью и неровным дорогам, АКБ испытывает сильные вибрации и сотрясения. Это может привести к уменьшению емкости аккумулятора и короткому замыканию
Если автомобиль используется в подобных условиях, обратите внимание на АКБ, произведенной по специальной технологии дополнительной фиксации пластин (HEAVY DUTY). В результате риск короткого замыкания снизится
Конструкция автомобильного аккумулятора
С точки зрения конструкции АКБ автомобиля представляет собой набор элементов, электрически соединенных друг с другом и закрытых в отдельных ячейках внутри корпуса. Крайние ячейки имеют так называемые «полюсные наконечники». Это выводы в форме усеченных конусов, которые чаще всего имеют одинаковую высоту, но различный диаметр. Впрочем, их размеры не всегда соответствуют заданным параметрам, это необязательное требование для автомобильных АКБ.
Один из выводов аккумулятора имеет положительный знак (+), а другой отрицательный (-). Они используются для подключения аккумулятора к электрической цепи авто. Подключение к машине происходит с помощью проводов, имеющих с одной стороны специальную клемму (зажим). Их нужно просто надеть и зажать на полюсных выводах АКБ.
В конструкции аккумулятора можно выделить несколько основных элементов, из которых он состоит:
- Корпус АКБ;
- Ячейка;
- Сепаратор;
- Решетка;
- Положительная и отрицательная пластина;
- Электролит.
Ниже постараемся кратко описать каждый из них.
Корпус аккумуляторной батареи – это блок, используемый для установки и герметичного размещения в нем пластин. Изготавливают его из кислотостойкого материала, чаще всего полипропилена или эбонита.
Ячейка – это набор соединенных между собой положительных или отрицательных пластин, разделенных сепараторами. Плюсовые и минусовые пластины сгруппированы в отдельные ячейки. Каждое из них вырабатывает напряжение 2,13 вольт.
Наиболее распространенные АКБ, которые используются в машинах, характеризуются напряжением порядка 12 В. Для того, чтобы аккумулятор соответствовал этому требованию, необходимо последовательно подключить определенное количество этих ячеек. Так, например, 3 параллельно соединенных друг с другом элемента будут давать напряжение 6 вольт. При подключении 6 таких ячеек мы получим приблизительное напряжение аккумулятора в 12 В.
Сепаратор – это элемент, предотвращающий контакт между минусовыми и положительными пластинами. В противном случае может произойти короткое замыкание. Поверхность сепаратора пористая, сделано это для того, чтобы поток тока протекал с наименьшим сопротивлением.
Решетка – как для положительных, так и отрицательных пластинок выполняет одну и ту же роль, а именно структурного каркаса и проводника электрического тока. Чтобы максимально использовать доступную энергию и в то же время уменьшить общую массу АКБ, в современные батареи устанавливают очень тонкие решетки.
Положительные / отрицательные пластины. Плюсовая пластина после зарядки становится коричневой, тогда как минусовая – серой. Эти элементы, погруженные в раствор, вызывают химическую реакцию, результатом которой является электричество.
Электролит. В большинстве автомобилей используются свинцово-кислотные аккумуляторы. В качестве электролита в таких АКБ применяют раствор серной кислоты. Положительные и отрицательные свинцовые элементы погружаются в серный раствор, называемый электролитом. Он осуществляет активацию активного материала пластины и проводит между ними ток.
Нами была рассмотрена упрощенная конструкция автомобильной батареи. В зависимости от производителя могут встречаться некоторые незначительные различия в устройстве, но обычно именно они определяют качество, долговечность и условия эксплуатации аккумулятора. Разобравшись с вопросом, что такое АКБ в машине и из чего состоит, стоит рассказать о том, как правильно батарея должна устанавливаться и обслуживаться.
Подробнее об устройстве АКБ, принципе работы, маркировках автомобильных аккумуляторов и как подобрать батарею для автомобиля можете узнать, просмотрев следующее видео:
Типы автомобильного аккумулятора
У автомобильной АКБ существует масса дополнительных характеристик, которые существенно влияют на ее тип.
Первая характеристика – это размер аккумулятора. История развития автомобильной техники показала, что во многих случаях при разработке новой модели или даже марки автомобилей часто приходилось создавать специальный новый аккумулятор. В связи с этим был разработан целый комплекс документации. В настоящее время производится несколько видов батарей, они заметно различаются у японских и европейских производителей.
Вторая характеристика – это диаметр контактных клемм. Размер клеммы АКБ различается в разных аккумуляторах. Существует 2 разработанных стандарта: тип Euro – type 1 и Asia – type 3. В первом случае их размеры: 19,5 мм у «плюсовой» и 17,9 мм у «минусовой». Размеры клеммы АКБ во втором типе: 12,7 мм у «плюсовой» и 11,1 мм у «минусовой».
Третий важный параметр – это тип аккумулятора. По большей части применяется свинцово-кислотный.
Еще одна характеристика, о которой стоит поговорить отдельно – это необходимость обслуживания аккумулятора.
Типы и характеристики аккумулятора WET
Аккумуляторная батарея — это химический источник электротока, имеющий в составе нескольких деталей, работающих в одном тандеме. Комбинативное использование даёт выдать большее напряжение и силу тока, что зависит от типа присоединения, которое бывает параллельным и последовательным.
Но не все типы аккумуляторов ставят в качестве стартерных на машинах. Чаще применяют только свинцовые энергоисточники, популярность которых объясняется высокой энергоёмкостью материала. Он может в течение короткого времени отдавать ток. Сейчас материал в чистом виде не добавляют, в его состав вносят разные добавки.
При выборе нового аккумулятор для своей машины водителю стоит смотреть на следующие критерии:
- тип аккумулятора;
- напряжение (В);
- ёмкость (А.ч);
- срок службы;
- наличие гарантийного сопровождения;
- размеры и масса.
Всего существует два типа аккумуляторов WET: это обслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых аккумуляторах на корпусе можно снять крышки и долить выкипевший электролит или дистиллят. В необслуживаемых корпус герметично закрыт, воду в них доливать не надо на протяжении всего срока работы устройства.
По составу сплава WET аккумуляторы бывают следующих типов:
- Сурьмянистые (Sb/Sb). В этом АКБ пластинки из сплава свинца с сурьмой. Этот обслуживаемый тип энергоисточника почти не применяется. Минусы – выпаривается вода и прибор быстро саморазряжается. Но его можно оживить даже из глубокого саморазряда – достаточно просто зарядить.
- Кальциевые (Ca/Ca). Этот необслуживаемый WET автоаккумулятор имеет пластины со свинцом и кальцием. Именно этот тип WET накопителя самый распространённый, поскольку имеет наилучший пусковый ток. Дистиллированная вода в них не выкипает, они перестают заряжаться при запасе энергии в 97%. Из минусов – быстро выходят из строя при глубоком разряде аккумулятора. Поэтому использовать его необходимо как можно чаще, без перерывов.
- Гибридные (Sb/Ca). В этом АКБ пластина со знаком «минус» имеет свинцово-кальциевый сплав, а со знаком «плюс» – сурьму со свинцом. Техобслуживание не требуется, потому что воды выпаривается мало. Обладает такой энергоисточник неплохим пусковым током. Меньше повреждается при полных разрядах по сравнению с кальциевыми. Это распространённый тип накопителей.
- Кальциевые с серебром (Ca/Ag + Silver). В сплав дополнительно добавляется серебро. Плюсы: маленький уровень саморазряда, долгий срок жизни(больше пяти лет), пластины устойчивы к коррозии. АКБ имеет повышенный стартовый ток, в холод запускаться двигатель будет легко. Аккумулятор необслуживаемый, долго хранится без подзарядки, число циклов заряда-разряда гораздо больше, чем у аккумуляторов с кальцием.
Плюсы и минусы WET АКБ
Стандартные источники энергии, содержащие электролит жидкого типа, не менялись уже 20-25 лет. Многие машины, сходящие с конвейеров, комплектуются такими автоаккумуляторами. Популярность в автопроме легко объясняется следующими преимуществами:
- цена;
- лёгкость в эксплуатации, отсутствие требований;
- разнообразие производителей;
- есть необслуживаемые модели.
Недостатки таких АКБ проявляются более интенсивно в тяжёлых условиях. Существенные нагрузки в виде подключения ёмкостных электроприборов вызовут быстрый выход модулей из строя: мощные колонки, световые огни, лебёдка.
Недостатки WET АКБ:
- малый ресурс при работе в сложных условиях;
- повышенная чувствительность к полной разрядке аккумулятора;
- выпаривание жидкого электролита.
Вероятность испарения рабочей жидкости заставил производителям устранить этот недостаток. Этот минус «ушёл» после разработки конструкций закрытого типа (необслуживаемых). Эти аккумуляторы его устанавливают на автомобиле уже на заводе, потому что не требуют дополнительного ухода. Приблизительный срок службы таких аккумуляторов от трёх до пяти лет.
Маркировка автомобильных аккумуляторов – читаем шифры
Чтобы знать, что мы приобретаем, на каждом заводе-изготовителе в обязательном порядке осуществляется маркировка автомобильных аккумуляторов, она и дает всю необходимую информацию об АКБ. Так, первая цифра всегда указывает число аккумуляторных ячеек, их может быть 3 или 6. В зависимости от этого, номинальное напряжение батареи составляет 6 или 12 В. Далее идут буквы СТ, расшифровываются, как стартерная. Следующее число указывает емкость и обозначается в ампер-часах.
Кроме этого, маркировка АКБ содержит и дополнительную информацию. «А» говорит о наличии общей крышки, буква «З» означает, что батарея залитая, если же ее в обозначении нет, то это сухозаряженный аккумулятор. Следующие буквы дают информацию о материале, из которого сделан корпус: «Э» – эбонит, «Т» – термопластик. Если увидите «М», то сепаратор сделан из поливинилхлорида, а «П» свидетельствует о наличии этой детали из полиэтилена.
Роль АКБ в машине
Обычно на легковые автомобили устанавливают два источника питания:
- Первый – это аккумулятор.
- Второй – генератор (или только генератор на старинных моделях).
Говоря по-простому, оба устройства в машине работают поочередно. Если один подает ток, то другой в это время «отдыхает».
Аккумулятор подает электрическую энергию на стартер, катушку зажигания и все электрические цепи автомобиля. Если этот элемент исправен, а также все системы в машине работают должным образом, тогда АКБ способен обеспечить беспрепятственный запуск силового агрегата независимо от погодных условий.
АКБ также отвечает за подачу электричества во время стоянки автомобиля, когда двигатель заглушен, а именно:
- Обеспечивает возможность прослушивания радио.
- Позволяет включить свет в машине.
- Осуществляет питание сигнализации и так далее.
Но с момента запуска двигателя источником электричества становится генератор, который дополнительно заряжает аккумулятор, чтобы восполнить энергию, затраченную АКБ во время простоя машины.
Типы автомобильной АКБ
- Тип батареи
В основном используется свинцово-кислотный тип. Собственно батарея состоит из 6 аккумуляторов (банок), каждая номинальным напряжением около 2,2 вольта, соединённых последовательно в батарею. Обычный электролит представляет собой смесь дистиллированной воды и серной кислоты с плотностью в пределах 1,23-1,31 г/см³ (чем больше плотность электролита, тем более морозостойкая батарея), но сейчас появились автомобильные АКБ построенные на базе технологии AGM (Absorbent Glass Mat), электролит в которых абсорбирован в стеклянном волокне, а также т. н. гелевые аккумуляторы, где электролит загущается до гелеобразного состояния силикагелем (технология носит название GEL).
- Размеры
Так сложилось, что при разработке нового типа или даже марки автотехники нередко приходилось разрабатывать под неё новую автомобильную АКБ. В дальнейшем производители разработали большую номенклатуру различных аккумуляторов, существенно различающихся типоразмерами и электрическими характеристиками. Для тяжёлых грузовиков и спецмашин, имеющих бортовую сеть 24 вольта, применяются две одинаковые 12-вольтовые батареи, соединённые последовательно или одна 24-вольтовая батарея (редко).
В настоящее время существует несколько форм-факторов батарей. Аккумуляторы для японского и европейских рынков могут иметь разные размеры.
Автомобильные аккумуляторы с азиатским и европейским расположением полюсов.
- Полярность
«Обратная» или «прямая». Определяет расположение электродов на корпусе автомобильной АКБ. Для автомобилей отечественного выпуска характерна прямая полярность, при которой плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа, при положении аккумулятора «клеммы ближе к вам». Установить чужую батарею, например «европейскую» на японский автомобиль, зачастую бывает невозможно. Может потребоваться удлинение проводов.
- Диаметр контактных клемм
В типе Euro — type 1 — 19,5 мм «плюсовая» клемма и 17,9 мм «минусовая» клемма. Тип Asia — Type 3 — 12,7 мм у «плюсовой» клеммы, — и 11,1 мм у клеммы «минус». Выпускаются «колпачки» — переходники с тонких клемм на толстые.
- Тип крепления
В конкретном транспортном средстве может быть реализован один из типов крепления автомобильной АКБ — верхнее или нижнее. В ряде автомобилей конструкции для закрепления батареи может быть не предусмотрено. Обозначения типов нижнего крепления следующие: B00, B01, B03, B13.
Семипоплавковый ареометр для измерения плотности электролита в автомобильных аккумуляторах.
- Необходимость обслуживания
По этому принципу автомобильные АКБ классифицируют на два типа: обслуживаемые (и как их подкатегория — малообслуживаемые) и необслуживаемые (в тексте ГОСТа обозначенные как безуходные). В простых по конструкции аккумуляторах необходим регулярный контроль состояния электролита и регулярная подзарядка по специальной технологии с помощью стационарного зарядного устройства. На промышленных предприятиях для ухода за автомобильными аккумуляторами есть специально обученные люди (аккумуляторщики) а также зарядные станции.
Однако «необслуживаемые» автомобильные АКБ — это не значит, что за такой батареей совсем не нужен уход. Как правило, необслуживаемая батарея имеет встроенный индикатор-ареометр, по цвету которого определяется плотность электролита — зелёный поясок при нормальной плотности, красный или белый — при низкой (батарея подлежит замене). Также необходимо периодически контролировать уровень электролита по меткам на корпусе. На всех автомобильных АКБ во избежание повреждения аккумуляторного отсека кислотой необходимо контролировать герметичность корпуса, заливных пробок и чистоту дренажных отверстий, а при появлении признаков электролита устранить течь и тщательно промыть корпус и отсек автомобильной АКБ нейтрализующим щелочным составом. Также необходимо периодически тщательно очищать и смазывать клеммы литиевой смазкой, во избежание их электрокорозийного разрушения.
Бренд
Выбор отечественного или импортного АКБ не отличается однозначностью. С одной стороны европейская продукция качественнее нашей, а с другой – существует множество факторов, которые сглаживают такое несоответствие.
Коснемся стандарта проверки батарей. В Европе проверка АКБ предусматривает подачу нагрузки в течение 30 секунд, что не приводит к падению напряжения ниже 9 вольт. У нас дела обстоят иначе. В соответствии с ГОСТом подача нагрузки обеспечивается в течение 10 секунд.
В результате можно признать, что европейские АКБ более качественные. Хотя положительные тенденции отмечаются и на нашем рынке. Некоторые производители предлагают продукцию, прошедшую европейскую сертификацию.
Если выбирать из зарубежных брендов, то можно остановиться на BOSH (известность и проверка временем). В случае с отечественным производителем – это может быть, как пример, AkTex Standard. Недобросовестные производители в большей мере связаны с Китаем и Турцией.
В любом случае надо гнаться не за известным брендом, а приобретать тот агрегат, который по своим характеристикам подходит именно вашей машине. Это предполагает соответствие вполне конкретным параметрам: емкость, размеры, пусковой ток и т. д.