Масло моторное 5w30 характеристики
Содержание:
- Достоинства и недостатки синтетического масла
- Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
- Как обозначается синтетика, полусинтетика, минеральное масло
- В чём отличие и сходство?
- Что обозначает маркировка 5w30
- Расшифровка 5w30
- Классификация моторных масел по ILSAC
- Разновидности масел от специфики мотора.
- Виды расходных материалов по базовой основе.
- Индексы вязкости
- Что нужно помнить?
- Рейтинг полусинтетических моторных масел
- Типы и характеристики моторных масел
- Преимущества масла 5w30
- Какое моторное масло лучше 5w30 или 5w40
- Обозначения на моторных маслах по ГОСТ
- Подведем итоги
Достоинства и недостатки синтетического масла
Синтетическое 5W30 практически универсально – оно не подойдет только для очень жаркого климата. Его выбирают по многим причинам:
- Несмотря на невысокий верхний порог температуры, жидкость устойчива к резким погодным перепадам.
- Масло экономично благодаря своей консистенции.
- Двигатели авто с небольшим пробегом от вязкого, густого масла (например, полусинтетического 5W40) могут быстрее снашиваться. 5W30 лучше подойдет для новой машины.
- Работает лучше полусинтетики на холостых оборотах, прогреве и других тяжелых задачах
- Продлевает срок службы двигателя и сокращает вероятность ремонта
Его единственным недостатком оказывается высокая цена – примерно в полтора раза выше стоимости 5W40.
Важно! Перед покупкой и заливкой масла просмотрите инструкцию к автомобилю или проконсультируйтесь с представителями марки – это подскажет, не ошибаетесь ли вы в выборе.
Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а также максимальное содержание различных присадок.
Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплуатационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Как обозначается синтетика, полусинтетика, минеральное масло
Примерно 30% любого масла – это присадки, все остальное – основа, от которой во многом зависят характеристики масла, так же, как и от пакета присадок. По базе масла можно классифицировать на 3 группы: синтетика, полусинтетика и минеральное.
Минеральные масла обозначаются Mineral, имеют полностью минеральную основу, то есть изготавливаются из обработанной нефти. Эти масла самые бюджетные, но имеют показатели гораздо хуже, чем две другие категории. Самыми лучшими характеристиками обладает синтетика. Минеральное масло быстрее окисляется, имеет более высокую температуру замерзания и не так стабильно при высоких температурах. В процессе кипения масло оставляет налет на деталях.
Полусинтетические масла обозначаются Semi-Synthetic – произведено из смеси минеральной базы и синтезированной основы. Компромисс между дешевой и ненадежной минералкой и дорогой, но хорошей синтетикой. Сохраняет качества синтетического и минерального масла, повышаются технические характеристики и чистота деталей мотора, но все же не сравнима с чистой синтетикой.
Синтетические масла обозначаются Fully Synthetic – база получена в результате синтеза из природного газа или другим путем. В базу могут добавляться минеральные присадки, это никак не сказывается на качестве конечного продукта. Если автомобиль используется с большими нагрузками или в сильные морозы, ему подходит только такой продукт.
Синтетика делится на несколько категорий, в зависимости от метода ее производства, первый из них – гидрокрекинг, базу получают путем переработки натуральной нефти, ее глубокой очистки и гидрообработок. В результате сырье имеет такие же свойства, как синтетика, но себестоимость снижается. Масло очень популярно в последнее время, половина продуктов на полках имеют именно такую базу. Эти масла относят к синтетическим. По желанию производитель может маркировать такой продукт HC, а может не ставить метку.
Вторая категория – ПАО, особенность такой базы в том, что даже без специальных присадок имеет очень низкий порог замерзания – до -50оС. Производятся по достаточно сложной технологии: альфаолефиты проходят по нескольким этапам – олигомеризация, двойная дистилляция, гидрогенизация с использованием катализаторов. Получается база с однородным составом, показывающая низкую испаряемость, легкий холодный пуск, высокую вязкость, удлиненный срок использования, стабильность при высоких температурах и антиоксидантные свойства. Даже если база не на 100% состоит из ПАО, она имеет высокие технические характеристики.
Эстеры. Имеют самую высокую стоимость, производятся из эфиров растительной природы, в этом и заключается их уникальность. Другие группы масел изготавливают из переработанной нефти, эти же из растительной базы. Для изготовления используют технологию эрификации карбоновых кислот спиртами. Полярность молекул базы смещает электронную плотность к атому кислорода, который тянется к деталям мотора, за счет такой поляризации образуется очень плотная пленка.
Эстеры имеют высокие защитные свойства и высокие показатели стойкости к нагрузкам, обеспечивают легкий пуск в морозы и чистоту внутренних деталей, масло очень экологично и просто в утилизации. Смазки с эстерами попадаются в продаже не так часто ввиду своей высокой стоимости. Зачастую это не чистая база из эстеров, а только некоторая ее часть, повышающая технические характеристики готового продукта.
В чём отличие и сходство?
Как уже говорилось выше, они обладают разными показателями вязкости, но примерно одинаковыми присадками.
Поэтому моторная жидкость 5w40 более лучше смазывает узлы двигателя внутреннего сгорания, она идеальна для моторов с высокой тепловой напряжённостью. А 5w30 помогает проще завести двигатель в холод, но в жару оно становится очень жидким, что ухудшает состояние узлов.
Совет: чем меньше параметр вязкости в смазке, тем меньше на неё цена и хуже защита мотора от износа.
Сходство смазок 5w30 и 5w40 в том, что их можно применять при любом температурном режиме. Поэтому эти моторные жидкости можно по праву называть взаимозаменяемыми.
Есть ещё одно отличие – это длина синтетических цепей. Чем они длиннее, тем меньше период эксплуатации смазки. В 5w40 структурные цепочки больше (расход меньше), чем у 5w30, поэтому 5w40 надо менять чаще.
На практике зимой смазочные жидкости ведут себя одинаково. Единственное различие – это разная вязкость, что критична в летний период.
Теперь самое важное, что же лучше всего заливать в мотор?
Что обозначает маркировка 5w30
Расшифровка “5w30” довольно проста. Первая цифра указывает на показатель вязкости при условии использования масла в зимнее время. От этого параметра зависит степень защиты детали от чрезмерного трения. Поскольку уровень вязкости меняется во время температурного перепада, то данный критерий обозначается при влиянии температуры -30 градусов. Далее идет буква, которая означает текучесть вещества в теплый период времени. Эти параметры основываются на современной классификации sae 5w 30. Затем идут числа, которые означают тип продукции. Цифра “30” обозначает, что этот тип вещества можно применять круглогодично при любом температурном показателе от -30 до +20 градусов и для любого типа двигателя.
Как правило, в таких жидкостях малое количество фосфора и серы, а также сульфатной зольности. За счет этого, происходит значительное очищение выхлопных газов. Масло не рекомендуется смешивать с другими продуктами, так как это влияет на сокращение срока службы мотора.
Расшифровка 5w30
Зачастую, при приобретении моторных масел, владельцы машин не понимают, какая же у 5w30 расшифровка. О чем свидетельствуют подобные данные о масле?
Для каких авто желательно его использовать? Для того, чтобы полностью расшифровать маркировку масляной жидкости, создана особая база.
Смазка по сфере своего использования делится соответственно c API (нефтяным институтом). На канистре с задней стороны обозначение API свидетельствует не о качестве, а о характеристиках эксплуатации.
К примеру, буквы S либо C показывают то, что смазку надо применять в бензиновом/газовом двигателе. То бишь, если полусинтетика либо синтетика A3/B3 категории по свойствам напоминает API SL/CF, то ее применение исключительно в турбированных моторах нерационально.
Для подобных силовых агрегатов оптимально полусинтетическое масло с небольшой вязкостью и отличными экологическими характеристиками.
Ввиду этого, среди множества изготовителей моторов сегодня распространена такая смазка, как ACEA A5/B5. Данное масло по множеству показателей может опередить API SM/CI-4.
Не секрет, что при грамотном выборе масляной жидкости категории ACEA уменьшается вероятность появления необходимости полного ремонта силового агрегата.
Также бывает моторное масло с маркировкой ISLAC. Она свидетельствует о том, что продукт был произведен соответственно с требованиями Американо-Японского комитета.
Следовательно, множество данных совпадает с API. К примеру, ISLAC GL-2 по своим показателям почти одинаково с API SL.
Что делать, если вам необходимо купить для собственной машины энергосберегающую смазку? Подобное масло дает возможность значительно уменьшить затраты горючего. Соответственно с параметрами «High temperature/high shear viscosity, это масло применяется для эксплуатации в условиях высокой температуры. Иначе говоря, если температура мотора становится больше ста градусов Цельсия, повышаются:
- Индекс вязкости масла;
- Толщина масляной пленки;
- Затраты горючего.
При применении энергосберегающей смазки вязкость в аналогичных эксплуатационных условиях меньше, чем у обыкновенного масла, однако масляная пленка тоньше. Кроме того, владелец авто должен быть в курсе возможностей применения смазки в разных температурах.
Значение 5w30
Российская Федерация – большое государство, в некоторых частях которого сильные холода, в других – невыносимая жара. Ввиду этого, технические характеристики автомасла надо знать любому владельцу машины.
Масло 5w30 промаркировано по специальной системе SAE. По маркировке возможно установить температуру, при которой необходимо его применять.
Соответственно с SAE 5w 30 предназначено для использования в зимнее время, однако его можно применять и летом. Расшифровка моторного масла 5w30 следующая:
- Первая цифра сообщает о том, каков нижний предел температуры, при которой свойства масла (допустим, вязкость) не изменяются. «5» означает, что заливать данную смазку можно, если температура воздуха не ниже минус тридцати градусов. Также она показывает, насколько беспрепятственно и с какой скоростью станет проходить смазка по масляному комплексу к рабочим поверхностям, сколько энергии окажется при этом потрачено;
- Буква обозначает, в какое время года рекомендуется применять смазку. «w» – желательно использование в зимних условиях;
- Последнее число показывает максимальную температуру, при которой возможно нормально использовать масло (если температура силового агрегата не больше ста градусов). «30» обозначает, что масло можно использовать только при температуре до плюс двадцати пяти градусов.
Классификация моторных масел по ILSAC
В категории ИЛСАК состоянием на 2021 год выделяют группы.
- GF-1 – группа введена в 1994 году и уже не используется.
- GF-2 — аналогично устарела и не применяется.
- GF-3 – первый стандарт 21 века. Здесь повышены требования относительно соответствия экологическим нормам по вредным выбросам, экономии горючего. Сегодня уже мало актуальна, но еще применима.
- GF-4 – более жесткий регламент, снижающий содержание фосфора до 0,08%, что обеспечивает минимальную вредность выхлопа.
- GF-5 – главным различием от предыдущих требований является поддержка защиты турбокомпрессоров от образования шлама, нагара. Также имеется полноценная совместимость с биотопливом.
Разновидности масел от специфики мотора.
Среди ГСМ класса 5w30 представлены смазки для бензиновых двигателей и дизельных силовых агрегатов. Существуют и универсальные жидкости, способные обеспечить длительные устойчивые характеристики для любого типа мотора.
Основным их отличием является отлично сбалансированный пакет присадок, обеспечивающих противодействие негативным процессам.
В заключении сегодняшнего разговора стоит добавить, что допуски к определённой марке нефтепродукта указываются не к модели авто, а для конкретного движка, поэтому выбирая масла для своего «железного мустанга», руководствуйтесь не известностью бренда, а заложенными производителем машины соответствующими эксплуатационными характеристиками моторной жидкости.
Виды расходных материалов по базовой основе.
Современный рынок смазочных жидкостей предлагает три вида масла sae 5w30:
1. Минеральное масло из серии 30 – относится к категории одного из самых вязких материалов, что делает его востребованным в изношенных и не очень новых двигателях, но не пользуется популярностью среди владельцев машин нового российского автопарка;
2. Синтетическое:
- занимает ключевые позиции (почти всю линейку) в рейтинге ТОП- 10 самых популярных масел среди российских автомобилистов;
- имеет относительно не высокую вязкость;
- характеристики продукции 5w30 синтетика подходят под самые жёсткие эксплуатационные условия использования авто как на трассе (работа на больших оборотах, при высоких нагрузках и большом диапазоне температур), так и в черте города (дорожные пробки, высокий уровень пыли, при длительный холостой работе движка).
Стабильность заявленных характеристик сохраняется в течении длительного срока службы. Нефтепродукты класса sae 5w 30 обладают уникальными свойствами защиты двигателя от износа внутренних комплектующих и могут применяться при экстремальных температурах, благодаря синтезу тщательно подобранных присадок и базовой основы, имеющей специальную молекулярную составляющую.
Стоит оговориться, что чистая синтетика подходит не для всех типов двигателя – её не стоит заливать в изношенные моторы, во избежание масленого голодания или засорения интенсивно смываемыми загрязнениями каналов смазки. Также предпочтительно не использовать синтетику 5w30 в турбированных двигателях, лучше залить полусинтетику, которая имеет меньшую вязкость.
3. Полусинтетическое – имеет порядка 50-70 % минеральной основы и 50-30 % синтетики, его технические свойства не на много уступают 100 % синтетике, но значительно превосходят минералку. При этом масло 5w30 полусинтетика существенно дешевле синтетического собрата. Что касается сравнения текучести синтетики или полусинтетики, то гуще будет полусинтетика, по причине присутствия в её составе «минералки».
Индексы вязкости
Маркировать характеристики смазочных материалов сочетанием букв и цифр по типу 5w50, 10w 40 предложили специалисты из Society of Automotive Engineers (Сообщества автомобильных инженеров), или сокращенно SAE. Разделитель между цифровыми индексами в виде латинской литеры «w» относится к первому из них и происходит от английского слова winter (зима). Цифры — это индексы вязкости. Эти величины определяются по стандарту SAE J300 APR97.
Первый индекс указывает на пусковые свойства масла в условиях граничных понижений температуры. Он может принимать значения от 0 до 25 с шагом 5 единиц. Масла 20w и 25w для отечественных условий не актуальны. Каждому низкотемпературному индексу вязкости соответствуют нормативные значения температур, для которых возможно прокачивание масла по системе и прокрутка стартером коленчатого вала двигателя.
Он может принимать значения от 20 до 60 с интервалом в 10 единиц. Каждому из них соответствует диапазон вязкости при 100 °С. Для этих величин нормируется также значение вязкости при 150 °С и скорости сдвига 106 с−1.
Зависимость свойств масла от температурных режимов по классификации SAE представляют в виде таблицы:
Индекс вязкости | Низкотемпературные характеристики | Характеристики при рабочих температурах | |||
Условие проворачивания | Условие прокачивания | Вязкость, мм²/с, для температуры 100 °C | минимум вязкости, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 106 с−1 | ||
Предельная вязкость, мПа*с (при температуре, °C) | минимальная | максимальная | |||
0W | 6200 (−35) | 60000 (−40 ) | |||
5W | 6600 (−30) | 60000 (−35) | |||
10W | 7000 (−25) | 60000 (−30) | |||
15W | 7000 (−20) | 60000 (−25) | |||
20 | от 5,6 | до 9,3 | 2,6 | ||
30 | от 9,3 | до 12,6 | 2,9 | ||
40 | от 12,6 | до 16,3 | 2,9 (0W-40; 5W-40;10W-40) | ||
40 | от 12,6 | до 16,3 | 3,7 (15W-40) | ||
50 | от 16,3 | до 21,9 | 3,7 | ||
60 | от 21,9 | до 26,1 | 3,6 |
Из стандарта видно, что масла 5w30 должны обеспечивать устойчивый пуск исправного двигателя при полностью заряженном аккумуляторе при понижении температуры до -30 °C после продолжительной стоянки. Для второго параметра 30 расшифровка дает, что на прогретом двигателе в зоне, где температура масла составляет порядка 100 °C, его вязкость должна пребывать в диапазоне 9,3.12,6 мм²/с. Аналогично можно определить параметры, которым должны соответствовать масла 5w50, 10w 40 и другие.
Что нужно помнить?
Отличие между маслами 5w40, 5w30 и 0w30 – в их вязкости и её изменении при перемене температуры. Поэтому категории «лучше – хуже» не подходят для данного стандарта. Продукты просто разные и предназначены для разных условий применения. Тем не менее масла различной вязкости могут лучше подходить к конкретному типу мотора. Например, между деталями старых двигателей из-за длительного трения образовывается зазор. Более вязкое масло его компенсирует, позволяя продлить срок службы авто и повысить его характеристики.
Есть понятия «зимние», «летние» и «всесезонные» составы. Первые работают при отрицательных температурах и быстро разжижаются при высоких. При этом показатель их вязкости в нормальных условиях выше, чем у летних и универсальных. Такой состав лучше подойдет для старых машин. Летние смазки быстро загустевают при отрицательных значениях температуры, но выдерживают необходимую вязкость в жаре.
На сегодня наибольшее распространение получили всесезонные масла – 5w40, 5w30, 0w30 и пр. Выбрав состав в соответствии с минимальными и максимальными температурами своего региона, можно не думать о замене на протяжении длительного времени. Это экономит время и деньги. Разница между универсальными составами – в диапазоне температур их применения.
Рейтинг полусинтетических моторных масел
Полусинтетические моторные масла считаются наиболее востребованными. Они сочетают в себе характеристики минеральных и синтетических масел, являются компромиссом приемлемой цены и качественной защиты.
2
MOBIL Ultra 10W-40 4 л
MOBIL Ultra 10W-40 4 л полусинтетическое моторное масло, подходящее для различных бензиновых и дизельных двигателей.
Характеристики:
- Цена – 839 – 1 399 руб;
- Оценка пользователей – 4,6;
- Фасовка – 4 л;
- Класс вязкости – SAE 10W-40;
- Сертификация API SN;
- Сертификация ACEA A3/B3;
- Подходит для бензиновых или дизельных четырехтактных двигателей.
Универсальное полусинтетическое масло MOBIL Ultra 10W-40 4 л. Оно может применяться для различных легковых, грузовых автомобилей, а также микроавтобусов. Использование специальных синтетических присадок обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики, а также защиту двигателя в разных режимах.
Достоинства:
- Низкая стоимость;
- Возможность проверки оригинальности;
- Неплохо справляется со своими задачами.
Недостатки:
- На рынке представлено множество подделок;
- Отсутствует пятилитровая фасовка.
1
SHELL Helix HX7 10W-40 4 л
SHELL Helix HX7 10W-40 4 л – полусинтетическое моторное масло на базе синтетики.
Характеристики:
- Цена -940 – 1 699 руб;
- Оценка пользователей – 4,7;
- Фасовка – 4 л;
- Класс вязкости – SAE 10W-40;
- Сертификация API SN;
- Сертификация ACEA A3/B3, A3/B4;
- Подходит для бензиновых или дизельных четырехтактных двигателей.
Качественное полусинтетическое масло SHELL Helix HX7 10W-40 4 л. Такое сочетание позволяет при сохранении невысокой стоимости получить максимальные рабочие характеристики. Применение масла позволяет продлить ресурс эксплуатации мотора, защищает от преждевременного износа в условиях ежедневного использования. Подходит для применения совместно с бензиновыми, газовыми и дизельными двигателями.
Достоинства:
- Оптимальное сочетание цены и качества;
- Тихая работа двигателя;
- Возможна проверка на оригинальность продукта по коду;
- Хорошо подходит для промывки двигателя;
- Экономичный расход, хватает на 10 000 км пробега.
Недостатки:
Отсутствуют.
2
TOTAL Quartz 7000 10W40 4 л
TOTAL Quartz 7000 10W40 4 л – моторное масло, сочетающая в себе синтетическую и минеральную базу.
Характеристики:
- Цена – 1 140 – 2 230 руб;
- Оценка пользователей – 4,8;
- Фасовка – 4 л;
- Класс вязкости – SAE 10W-40;
- Сертификация API SN;
- Сертификация ACE A3/B4;
- Подходит для бензиновых или дизельных четырехтактных двигателей.
Полусинтетическое масло для бензиновых и дизельных двигателей TOTAL Quartz 7000 10W40 4 л. Оно прекрасно подходит для использования в бензиновых и дизельных моторах. Масло имеет допуск на Mercedes MB-Approval 229.1 ,VW 501.01/505.00, а также PSA Peugeot CITROEN B71 2294&B71 2300. Оно подходит для работы в ДВС с мультиклапанными системами и турбонаддувом. Масло прекрасно показывать себя при нормальном вождении.
Достоинства:
- Высокое качество масла;
- Не выгорает;
- Эффективно очищает двигатель;
- Отсутствие лаковых отложений;.
Недостатки:
Отсутствуют.
1
LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30 5 л
LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30 – НС- синтетическое масло, рекомендованное для большого списка современных моделей авто от европейских производителей.
Характеристики:
- Цена – 3 886 – 5 390 руб;
- Оценка пользователей – 4,8;
- Фасовка – 5 л;
- Класс вязкости – SAE 5W-30;
- Сертификация API SN;
- Сертификация ACE A3/B4, A5/B5, C2, C3;
- Подходит для бензиновых или дизельных четырехтактных двигателей.
Полусинтетическое масло LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30 5 л. Масло рекомендовано для использования в машинах Volkswagen Audi, BMW (за исключением моделей с дизельным двигателем, начиная с 2008 года), Fiat, Mitsubishi, Mercedes, Peugeot / Citroen (начиная с 1999 модельного года). Также масло подходит для большинства автомобилей с дизельным мотором от корейских производителей, снабженных сажевым фильтром. Масло отличается невысокой зольностью, может применяться совместно с автомобилями, оснащенными двойной системой нейтрализации выхлопов. Она соответствует эко норме Евро-4 расход топлива, снижает эмиссию токсичных выхлопов.
Достоинства:
- Подходит для дизельных двигателей с системой нейтрализации выхлопа;
- Отличается низкой зольностью;
- Малозольное;
- Эффектиная защита двигателя от износа;
- Повышает ходовые характеристики;
- Большой интервал замены.
Недостатки:
Высокая стоимость.
ТОП-10 Лучших эхолотов для зимней и летней рыбалки | Рейтинг 2019 +Отзывы
Типы и характеристики моторных масел
В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по SAE (Общество Автомобильных Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:
- Зимние масла при небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надежного смазывания двигателя);
- Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
- Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.
Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 классов, отличающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указывающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой масло сохраняет работоспособность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.
Функции моторного масла инфографика
Также существует принятая во многих странах классификация API (Американского Нефтяного Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:
- первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),
- вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.
Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА предназначены для нефорсированных двигателей, сконструированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели выпуска с 1989 года).
Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России
На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.
Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом многие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее характерно только для моторных масел для легковых автомобилей.
Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характеризующие состав масла. Масла бывают
- минеральные (полученные из нефтепродуктов),
- синтетические,
- полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).
Такое деление вполне оправдано, поскольку минеральные и синтетические масла отличаются по вязкостно-температурным характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену
Преимущества масла 5w30
Благодаря свойствам масла, жидкость обладает рядом достоинств для деталей мотора:
- Части мотора надежно защищены от химического и физического воздействия.
- Все детали двигателя покрыты сверхпрочной пленкой.
- После использования жидкости двигатель защищен от коррозии и окисления.
- В процессе эксплуатации мотора износ механических частей будет минимальным.
- Масло разрешено менять с большими промежутками времени.
- Снижает расход топлива, за счет того, что в значительной мере уменьшает трение деталей.
- Разрешено применять жидкость для всех типов мотора.
К недостаткам продукции относят факт, что для этого типа масла требуется и качественный бензин.
Производители моторных масел 5w30 широко представлены на рынке. В частности автолюбители предпочитают покупать продукцию следующих брендов:
- для моторов, работающих на бензине и дизельном топливе – Castrol Magnatec А1, G-Energy F Synth EC, Motul 8100 Eco-nergy, ZIC XQ LS;
- для бензинового двигателя легкового авто – THK Magnum Professional F, Mobil Super FE Special;
- Total Quartz 9000 Future fuel economy – отличается экономичностью при любых режимах функционирования мотора, однако, не доказал свою работоспособность при жестких условиях пробега;
- Shell Helix Ultra Extra – предназначен для любого мотора и для разнообразных режимов нагрузки.
Перечисленные жидкости полностью соответствуют заявленным требованиям. Прежде, чем покупать продукцию, необходимо ознакомиться с рекомендациями производителей транспортного средства. Рекомендовано заменять масло через определенный прописанный период, не стоит надеяться на долговечность горюче-смазочной жидкости.
Синтетика 5w30 – это универсальное масло, которое применяется при любой температуре воздуха. Дизельные и бензиновые агрегаты нуждаются именно в таком средстве, которое не требуется менять при сезонных изменениях.
Какое моторное масло лучше 5w30 или 5w40
Моторное масло в автомобиле применяется с единственной целью – образование обильной масляной пленки на взаимодействующих деталях двигателя. Между такими деталями в моторе очень малые зазоры (всего в несколько микрон), которые требуют постоянно находящейся качественной смазки. Какая марка смазки наиболее подходящая для каждого автомобиля, знает только производитель.
Компании-производители, рекомендуя использовать определенный тип, прежде всего, учитывают конструктивные особенности самого силового агрегата, а уже исходя их этих показателей – характеристики масла. Поэтому при выборе масла рекомендуется следовать указаниям производителя.
Немаловажно учитывать, что, кроме распространенной классификации SAE, все смазочные материалы тоже должны соответствовать требованиям систем API и ACEA. Маркировка масла по данным системам классификации указана на упаковке, однако не привлекает к себе внимания автовладельцев
Что касается популярных марок масла 5w40или 5w30:
1) Марка 5w40 эффективно держит пленку, полностью исключая сухое трение деталей. Оно идеально подходит для современных агрегатов с высокой тепловой напряженностью.
2) Масло с маркировкой 5w30 имеет гораздо меньшую вязкость и незаменимо в холодную погоду, поскольку упрощает пуск двигателя, но в жаркую погоду оно становится слишком текучим. В условиях t 120 – 140 °С в моторе вязкость масла 5w40 на 50% превышает вязкость масла с маркировкой 5w30.
Обозначения на моторных маслах по ГОСТ
Первая часть – это буква, указывает целевое назначение (М – моторы).
Следом располагается указатель кинематической вязкости в сантистоксах.
Далее идет тип конструкции.
Таблица применения масел по ГОСТ.
Маркировка |
Область применения |
А |
Нефорсированные ДВС |
Б |
Малофорсированные агрегаты |
В |
Среднефорсиированные двигатели |
Г |
Высокофорсированные аппараты |
Д |
Высокофорсированные дизеля, эксплуатируемые в тяжелых условиях. |
Затем в указателе присутствует цифра:
- 1 – область применения ограничена бензиновыми моторами;
- 2 – солярочные двигатели.
Если внутрь канистры влит универсальный СМ – индекс не пишется.
К примеру, можно привести смесь М-8В2, предназначенную для среднефорсированных дизельных агрегатов.
Подведем итоги
Подбирая моторное масло, приходится делать выбор продукта той или иной марки, и от нее нередко зависит не только качество работы мотора, но и других значимых частей автомобиля. Профессионалы рекомендуют заливать масло с более высокой вязкостью, поскольку его использование лучше защищает детали мотора. Масла марки 5w30 и 5w40 являются надежным помощником двигателю автомобиля.
Их отличия несущественны, эти типы масла обладают достаточным качеством и отвечают всем европейским требованиям. Использование качественного масла убережет силовой агрегат автомобиля от поломок и позволит сэкономить на ремонте либо замене мотора.