Какие задние тормоза лучше: барабанные или дисковые?
Содержание:
- Возможные неполадки дисковых тормозных систем
- Принцип действия барабанных и дисковых тормозов
- Дисковый тормоз
- Стоимость обслуживания
- Какие тормоза лучше, барабанные или дисковые? Разбираем в моментах
- Что лучше — основные плюсы и минусы
- Алюминий
- Сравнение систем
- На что обратит внимание при выборе тормозных дисков?
- Барабанные тормоза: устройство
- Неисправности
- Что такое тормозной барабан | Hondavodam.ru
- Какие бывают тормозные диски
- Дисковые тормоза
- Устройство барабанного тормоза
- Исторические данные
- Строение дисковых тормозов
- Устройство барабанных тормозов
- Принцип работы
- Слабое место дисковых тормозов
Возможные неполадки дисковых тормозных систем
Поломка дисковой тормозной системы происходит в случае выхода из строя отдельных ее элементов. Неисправными могут оказаться части суппорта, колодки, направляющие и прочие детали.
Основной проблемой суппортов всех типов является износ поршневых уплотнителей (манжеты) вследствие воздействия влаги и грязи, что приводит к выходу из строя самого поршня. Манжета может набухнуть либо растрескаться.
Испорченный уплотнитель приводит к неисправности в работе поршня (не возвращается на место при растормаживании), утечке тормозной жидкости, разгерметизации и завоздушиванию системы.
Признаки неисправных суппортов:
- авто уводит в сторону в момент торможения;
- для остановки требуется больше усилий;
- педаль пульсирует или проваливается;
- задние тормоза блокируются при резкой остановке;
- тормоза клинит.
Колодки имеют свойство изнашиваться по объективным причинам, но иногда процесс происходит неравномерно. Такое возможно при закисании нижней направляющей. Колодка стирается только в верхней части. Также колодки может заклинить. Происходит это часто из-за коррозии. При этом показано удаление ржавчины, зачистка детали и добавление специальной смазки.
Закисание — характерная для плавающих суппортов неисправность, обусловленная тем, что направляющие теряют подвижность из-за прихода в негодность пыльников. Через отверстие на деталь попадает вода, грязь, что приводит к окислению. Подвижность ее нарушается либо прекращается, что провоцирует перекос и заклинивание устройства.
Закиснуть может и поршень тормозного цилиндра. Свидетельствовать о неисправности подобного рода может увеличившийся тормозной путь.
Неисправности, причиной которых стали испорченные уплотнители и пыльники, решаются разбором проблемной части, тщательной очисткой, смазкой и заменой испорченного комплектующего.
Завоздушивание. Признаком того, что в гидросистему попал воздух, служит вялое торможение. В таком случае следует провести диагностику, заменить испорченные детали, долить либо заменить тормозную жидкость, удалить воздух, прокачав тормоза.
Принцип действия барабанных и дисковых тормозов
Чтобы разобраться во всех этих вопросах, требуется изучить особенность работы обоих типов тормозов. Когда вы считаете, что эти устройства работают приблизительно одинаково, то вы глубоко заблуждаетесь, потому что ни одного похожего узла у барабанных и дисковых тормозов попросту нет.
Дисковые тормоза являются открытой системой торможения, у которой вращение диска уменьшается посредством зажимания тормозными колодками, а основным элементом дискового тормоза считается пара колодки-диск.
Схема подготовлена по материалам lada-10.ru
Преимущество данной системы заключается в том, что открытая система проще очищается от загрязнений, быстрее охлаждается, а ее минус – это относительно быстрая выработка колодок.
Колодки вырабатываются быстрее из-за того, что прижимное усилие колодок к диску в несколько раз выше, нежели чем в барабанной системе, да плюс посторонние частички песка, пыли, летящие с дороги.
Отличие барабанных тормозов заключается в том, что их механизм скрыт внутри барабана, а торможение производится посредством соприкосновения колодок с внутренней поверхностью барабана.
Схема подготовлена по материалам lada-10.ru
Когда в дисковых тормозах тормозные колодки прижимают диск, то в барабанных вариантах они немного расширяются, чтобы притормозить барабан и, соответственно, колесо.
Преимуществом барабанной тормозной системы считается простота конструкции, а минусом является отсутствие вентиляции. Поэтому барабанные тормоза намного больше подвержены перегреву, чем дисковые аналоги, что заметно снижает их эффективность.
Дисковый тормоз
По конструктивному исполнению дисковых тормозных механизмов их подразделяют на открытые и закрытые, одно- и многодисковые, а в зависимости от конструкции диска различают механизмы со сплошным и вентилируемым, металлическим и биметаллическим дисками.
Самый простой, сплошной диск применяется в тех случаях, когда возможно активное охлаждение дискового тормоза. Вентилируемый диск выполняется в виде крыльчатки-турбины.
По способу крепления скобы различают дисковые тормозные механизмы с фиксированной и плавающей скобой.
Дисковый тормоз с фиксированной скобой обеспечивает большое приводное усилие и повышенную жесткость механизма. В дисковом тормозе вращающейся деталью является тормозной диск 7, изготовленный, как правило, из чугуна и жестко прикрепленный к ступице колеса. К диску с двух сторон прижимаются тормозные колодки 3 с фрикционными накладками 11, установленные в защитном суппорте 4, прикрепленном к неподвижной стойке подвески. Внутри суппорта в специальные пазы установлены цилиндры 7 с поршнями, прижимающие тормозные колодки к диску в момент торможения. Под действием сил трения вращение диска прекращается, колеса автомобиля останавливаются. Снаружи тормозной диск закрыт диском колеса, а изнутри — защитным штампованным кожухом 2.
Дисковые тормоза устанавливают на некоторых моделях грузовых автомобилей на передних колесах. Для управления такими тормозами применяется в основном гидравлический привод. Тормозная жидкость подается в полость тормозного цилиндра по трубкам от главного тормозного цилиндра. Для соединения тормозных цилиндров, расположенных по обе стороны диска, и выравнивания давления тормозной жидкости служит трубка 5. Тормозные колодки перемещаются в осевом направлении на специальных пальцах, служащих направляющими.
Дисковые тормоза, работающие в масле, широко используются в трансмиссиях современных гусеничных машин.
Стоимость обслуживания
Если рассматривать денежные расходы, то здесь преимущество у барабанной системы тормозов, потому что колодки в барабанах заметно реже требуют замены, чем колодки дисковой системы.
Так средний эксплуатационный срок колодок дисковых тормозов составляет примерно 25 000 км пробега, а вот барабанные аналоги могут проработать и все 60 000 км (впрочем, эти параметры сильно зависят от манеры езды, но сейчас не будем на это отвлекаться).
Здесь прослеживается явная экономия средств. Но у барабанных тормозов имеется один существенный минус, который может привести к добавочным расходам. Имеется в виду закисание тормозов (вследствие длительного простоя автомобиля).
Какие тормоза лучше, барабанные или дисковые? Разбираем в моментах
Извечный спор, какие тормоза лучше, барабанные или дисковые, не прекращается. Каждый сторонник приводит свои аргументы, и как не доказывай, в больше половины случаев, каждый остается при своем. Но давайте все таки попробуем разобраться, приводя только факту и ничего лишнего (почти).Какие тормоза лучше, барабанные или дисковые? Первые — это настоящая история, с них все пошло, много лет они были единственными, и в принципе для того времени и развитии технологий, вполне себе не плохо справлялись с возложенными функциями. Хотя система их исполнения, нам жителей современного мира, кажется примитивной и не эффективной (надеюсь описывать их принцип действия смысла нет). Единственный и фатальный их минус — быстрый нагрев при торможении с большой скорости.Производители знали о проблеме и пытались исправить ее, доступными на тот момент средствами — делали охлаждающие ребра, использовали алюминий, но в итоге особо сильно это не помогало, вот именно тогда было решено сделать принципиально новые — дисковые.Кстати говоря, в Европе, их перестали ставить еще в начале 2000-х годов. А это как не крути, о многом говорит.Снова в историю и по фактамДисковые тормоза на самом деле, в то время не были новинкой, их применение было распространено в авиации и грузовиках, плюс их особенность — при торможении сохранение вектора движения. Вдобавок они лучше охлаждаются. Уже на их основе были изобретены вентилируемые диски.Плюс они самоочищаются, в отличии от своих барабанных предшественников (вода, газа, масло и прочее возникающие от трения), а вот, что касается износа диска, то тут сплошная беда. Как правило их делают тонкими, от чего они быстро стираются, так что по факту говоря — это очередной расходник, причем весьма критичный, особенно это касается переднеприводных машин. В этом полностью выигрывают барабанные — ресурс у них на порядок выше.Тормозные диски с отверстиями (перфорацией), по большому счету просто красивый тюнинг для любителей быстрой езды. Плюс у них только один, немного лучшее торможение.Минусы барабанных вариантов
- Плохой контакт. Большая площадь колодки, не позволяет равномерно и быстро прижать ее к тормозам, из за этого она не стабильная и как тормозные качества;
- Скольжение. Пыль с фрикционных накладок попадая на поверхность ухудшает сцепление;
- Перегрев. Большая площадь не обдувается воздухом, это сильно сказывается на охлаждении. К примеру, при экстренном торможении, температура может повыситься до отметки 500-600 градусов.
Плюсы:
- Стойкость к износу. Конечно, если говорить о главном назначении — торможении — это так себе пустяк, но изнашиваются они действительно ощутимо медленнее;
- Защищенность от грязи. Пыль и грязь снаружи, из за их конструкции, попросту не проникает внутрь.
ABS и так далее. Знаменитая и популярная автоблокировочная система, как показывает практика и статистика, полностью раскрывается именно с дисковыми вариантами. Есть конечно доработанные варианты и барабанных, но даже это не позволяет дотянуться до нужного уровня комфорта и безопасности (опять таки в сравнении).Варианты. Многие устанавливают комбинацию, барабанные сзади, а дисковые спереди. Это обусловлено фактором быстрого торможения и меньшего износа, а это как не крути настоящая экономия, но это опять таки, смотря, что за машина. Если старый ВАЗ, то да. Но на отдельно взятых моделях, барабанные варианты будут стоить или столько же как и дисковые, а может и дороже (парадоксально, но факт).Статья по теме «Замена барабанных тормозов на дисковые».На заднюю ось, ставят как правило на Renault Duster, УАЗ Патриот, Nissan Terrano, Renault Logan / Sandero, Daewoo Nexia, Гранта, Калина, Skoda Rapid, Chevrolet Aveo, Skoda Fabia, Daewoo Matiz, Lifan Smily и некоторые другие.Как видно из приведенного списка — ставятся они на бюджетных моделях, и на машинах с небольшой массой, где тормозное усилие будет не сильным. Вдобавок это обуславливается желанием производителей сэкономить, хотя с другой стороны это полностью вытекает из первого аргумента о тормозном усилии.По факту говоря, скоро самого вопроса, какие тормоза лучше, барабанные или дисковые, больше не будет. Первые честно отслужили свой срок в истории, еще максимум 5-6 лет и от них останутся только фотографии — купить будет их затруднительно, это как сравнивать первый телеграф с айфоном, сами все понимаете. AutoFlit.ru
Что лучше — основные плюсы и минусы
Если сравнивать, барабанные тормоза и дисковые имеют разные плюсы и минусы. Первые имеют такие достоинства:
- Колодки хорошо защищены от грязи и пыли благодаря закрытому корпусу.
- Значительный ресурс колодок, выдерживающих большой пробег от 120 тысяч километров.
- Хорошо совмещаются с ручником.
Но недостатков гораздо больше:
- Конструкция тяжёлая и габаритная.
- При перегрузках сильно нагревается.
- Эффективность меняется в зависимости от температуры.
- При перегреве колодки могут прикипеть к барабану, а при сильном морозе – примёрзнуть.
- Передние колодки изнашиваются быстрее задних.
- Из-за закрытого корпуса внутри постепенно накапливается пыль, которая приводит к скрипу и усиливает износ.
А теперь сравним, какие тормоза лучше – дисковые или барабанные. Первые имеют такие плюсы:
- Легкая, компактная конструкция.
- Простота в сборке и дешевизна.
- Благодаря хорошему обдуванию воздухом обеспечивается эффективное охлаждение.
- От температуры практически не зависят. При нагрузках быстро остывают.
- Замена колодок и дисков очень простая, это возможно сделать своими силами.
- Износ прекрасно виден.
Недостатков немного:
- Открытая конструкция, из-за чего возможно загрязнение. Это небольшой минус, так как любое загрязнение быстро стирается.
- Небольшой ресурс – от 40 тысяч километров, при аккуратной езде несколько больше.
- Если автомобиль долго простаивает, на дисках появляется коррозия. Требуется их предварительная обработка перед длительной стоянкой или придётся потом устранять ржавчину.
Поэтому дисковые тормоза и получили сейчас большое распространение, и это само по себе служит ответом на вопрос, что лучше, по крайней мере, для легковых автомобилей. А вообще, их более старший собрат, несмотря на солидный возраст, тоже продолжает использоваться, но только там, где имеет неоспоримое преимущество.
Алюминий
Казалось бы, более современный и продвинутый материал должен был стать очень успешным конкурентом традиционному чугуну. К его несомненным достоинствам можно отнести:
- Цена . Никто не любит переплачивать, и наш народ в особенности. Алюминиевые барабаны стоят где-то в 2 раза дешевле;
- Вес . Мировая автопромышленность всеми силами старается уменьшить нагрузки на оси, и легкие барабаны очень этому способствуют;
- полное отсутствие коррозии , с которой постоянно все автомобилисты ведут упорную борьбу (и довольно часто проигрывают);
- быстрое охлаждение . Остывают алюминиевые барабаны куда скорее чугунных.
Однако сомнения при выборе остаются у всех. И они имеют под собой основания. Причем возражений у владельцев авто куда больше, чем доводов «за».
- Низкая износостойкость . Менять барабаны придется довольно часто, чего, собственно, хотелось бы избежать в первую очередь;
- Непереносимость перепадов температур. Так что если, к примеру, на горячих барабанах вы въехали в лужу – ждите проблем;
- Алюминиевые барабаны прикипают намертво. Чтобы их снять, обычной кувалдой в большинстве случаев не обойдешься. А менять придется часто (смотри пункт 1), то есть проблема увеличивается в геометрической прогрессии.
- Алюминий плохо держит геометрию – металл все же мягкий. Так что править их придется регулярно, что никого не радует.
Но хуже всего весьма ограниченный выбор производителей и огромный процент брака в продукции. Народ, который повелся на цену и легкость, случалось, возвращал некондиционные назад продавцам с соответствующими нелестными отзывами. Среди водил бытует мнение, что если бы в доступе был качественный (читай – импортный) алюминий, они бы смирились с некоторыми его недостатками.
Сравнение систем
Положительные свойства барабанных тормозных механизмов:
- Дешевизна производства.
- Повышенный эксплуатационный ресурс.
- Улучшенная защита от попадания посторонних частиц на рабочую поверхность колодок.
- Отработанная конструкция привода стояночного тормоза.
- Повышенная температура деталей при работе.
- Необходимость проведения регулировок отдельных частей.
- Неравномерное пятно контакта тормозных колодок.
- Высокий вес конструкции.
Несмотря на то, что дисковые тормоза получили широкое распространение в современных автомобилях, данные агрегаты имеют свои плюсы и минусы. Основные преимущества дисковых тормозных устройств:
- Высокая эффективность торможения.
- Отличное отведение избыточного тепла.
- Удобство проведения сервисных операций.
- Малые габариты и вес конструкции.
Негативные аспекты конструкции:
- Слабая защита от загрязнения.
- Пониженный ресурс тормозных колодок.
- Коррозионные повреждения поверхности тормозного диска.
- Сложная конструкция привода стояночного тормоза.
Многие модели современных автомобилей успешно сочетают в своей конструкции тормозные механизмы барабанных и дисковых типов. Чаще всего передние колёса оснащаются дисковыми тормозами, которые обеспечивают лучшие тормозные характеристики. При этом для снижения производственных затрат и упрощения конструкции задний мост комплектуется барабанными тормозами.
Тем не менее наблюдается общая тенденция к оснащению автомобилей полным комплектом дисковых тормозов. Такой подход вызван снижением цены отдельных деталей, доработками конструкции, а также постоянным ужесточением требований обеспечения безопасности движения.
На что обратит внимание при выборе тормозных дисков?
Когда тип выбран, осталось уточнить ещё ряд нюансов. Диаметр и толщина. Соответствие посадочных отверстий на диске и ступице.
Наиболее часто совершаемые при покупке тормозных дисков ошибки:
- Несоответствие стиля вождения приобретаемой модели.
- Покупка дорогого диска при дешевых колодках. Если материал ротора твёрдый, некачественные, или колодки с отличающимся по характеристикам фрикционным материалом быстро износятся. Рекомендуется подбирать обе запчасти одной ценовой категории, и лучше одного производителя. Так будет соблюдена лучшая совместимость, и механизм в сборе прослужит дольше.
Барабанные тормоза: устройство
В состав конструкции подобного вида тормозов входят:
- сам барабан, выполненный из особо прочного чугуна, закрепляемый на валу (в него вставляется подшипник, что осуществляется под высоким давлением) или ступице (с внутренней стороны он подвергается тщательной шлифовке, что является необходимым условием, поскольку этому элементу предстоит в ходе работы постоянно соприкасаться с другими компонентами системы);
- тормозные колодки, имеющие форму полумесяца, на поверхность которых накладывается прокладка, изготовленная из асбеста;
- гидравлического цилиндра, представляющего собой полую трубу с поршнями. На нём имеется клапан, отводящий из полости газ, и манжеты, предотвращающие возможную утечку жидкости;
- две стяжные пружины, не позволяющие барабану колодкам соприкасаться друг с другом в моменты, когда торможение отсутствует;
- защитный диск, расположенный на задней ступице;
- сделанная из металла распорная планка, задействующая тормозные колодки, которые, в свою очередь, обеспечивают исправную работу ручного тормоза;
- механизм «самоподвода» или корпус диска с парой эксцентриков, вступающий в работу в случае естественного износа накладок на колодках, необходимое для их разведения, когда они находятся в состоянии покоя.
Неисправности
Существует семь главных проблем:
Износ барабана либо колодок. Наиболее опасным будет одновременный износ этих деталей, тогда колесо может просто заблокировать намертво. При небольшом износе барабанных стенок нужна его проточка, чтобы сточить бортики и подравнять поверхность. После этого следует выполнить регулировку системы натяжения колодок. Замену их делают когда:
- Для наклеенных толщина фрикционного слоя достигла 1,6 миллиметров.
- Для приклепанных накладок износ достигает 0,8 миллиметра от заклепки.Перекашивание колодок довольно частая причина повреждения барабана, его неравномерного стачивания, в результате которого приходится его заменить.
- Ломаются пружины, стойки или распорные планки.
- Разрыв тросика либо отламывание рычажка ручного тормоза
- Отслоение накладок от колодок
- Разрушение манжета, задир цилиндра, разрыв шланга, разгерметизация трубопровода, в результате происходит утечка жидкости из системы и её завоздушивание. Появляются отказы тормозов.
- Коррозия пружин, в результате которой они не работают как положено.
Чтобы избежать неприятностей, связанных с неисправностями тормозной системы рекомендуется:
Проверять состояние накладок каждые 20 тысяч пробега, при необходимости менять, ремкомплект задних колодок покупаете в магазине
Тут важно не ошибиться с маркой и моделью, похожесть с толку сбивает, поэтому лучше с собой иметь старые колодки для образца
Обращать внимание на потеки и пятна на земле, там где стоял ваш автомобиль. Смотреть за уровнем тормозухи внутри бачка на главном цилиндре
Что такое тормозной барабан | Hondavodam.ru
Тормозной барабан, — ключевой элемент барабанной тормозной системы, на который оказывают воздействие тормозные колодки барабанного типа в процессе торможения. Трение тормозных колодок о тормозной барабан вызывает остановку автомобиля.
Как правило, тормозные барабаны изготавливаются из специальных сортов чугуна. Принцип действия барабанной системы тормозов отличается от дискового типа, — если в дисковом узле колодки сжимают диск, для остановки автомобиля, то в барабанном, колодки, напротив, разжимаются, надавливая на внутренние стенки барабана. Узел тормозного барабана, — несколько архаичная и сложная конструкция, по сравнению с тормозной системой дискового типа.
Эффективность барабанных тормозов намного ниже дисковых, в то же время, тормозные системы барабанного типа используются по настоящее время на задних осях автомобилей. Причиной тому может являться большая надежность узла, нежели аналогичный узел дискового типа, поскольку колодки защищены от внешней среды, например воды или грязи. Так, в результате попадания воды на дисковую тормозную систему, при недостаточном опыте вождения, возможна потеря управляемости, по причине кратковременной неэффективности дисковых тормозов без дополнительной «просушки» (коротким подтормаживанием) перед основным торможением. Барабанная тормозная система не требует подобного обращения, и при меньшей эффективности оставляет больше шансов на торможение при отсутствии дополнительных навыков.
|
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какие бывают тормозные диски
Цельнолитые
Вентилируемый состоит из двух блинов, которые соединены между собой переборками. При вращении попадающий между ними воздух уменьшает нагрев поверхности.
Перфорированные
С отверстиями по всей поверхности. Для изготовления используются высокопрочные марки чугуна. Перфорация призвана отводить избытки тепла. При вращении детали воздух проходит через отверстия, снижая температуру.
Еще одним назначением отверстий является отвод газов, возникающих при трении колодок. Материал, из которого изготовлены фрикционные пластины, при нагреве частично испаряется, создавая прослойку, между поверхностью диска и колодки, которая препятствует эффективному торможению.
На практике доказано, что перфорированные изделия уступают по эффективности вентилируемым. Во-первых, за счет множества отверстий снижается площадь соприкосновения и отвода тепла.
Во-вторых, при трении поверхность диска нагревается неравномерно. В отверстиях материал нагревается меньше, чем гладкая поверхность. Разница температур приводит к напряжению в материале. В конечном итоге это может быть чревато изменением геометрии детали или к возникновению трещин.
Подобная конструкция подойдет для эксплуатации в городских условиях, при спокойном темпе езды без резких и экстремальных торможений.
С насечками
На поверхности диска через равный промежуток делаются углубления. Назначение аналогично отверстиям в роторе – отвод тепла. У насечек есть и еще один плюс, при каждом обороте диска они очищают поверхность ротора.
Дисковые тормоза
Когда речь заходит о том, какие же тормоза лучше, предлагая для сравнения дисковые и барабанные узлы, многие склоняются к дисковым. Именно тормозные диски обеспечивают эффективное и чёткое торможение для автотранспорта.
Дисковые тормоза автомобиля
Если изучить конструкцию, то подобные узлы состоят из:
- колодки;
- гидропровода;
- диска;
- поршня;
- защитного экрана;
- шпильки;
- ступицы.
Чтобы понять ключевые преимущества дисковых автомобильных тормозов перед барабанными, следует внимательно разобраться в устройстве и принципе работы.
Как и в случае с барабанами, у дисковых систем есть элемент, к которому прикладывается создаваемое при нажатии соответствующей педали тормозное усилие. В рассматриваемом случае это диск. Он прочно фиксируется на колёсной ступице и получает общую ось вращения с ней
Но здесь есть важное отличие в сравнении с барабанными узлами. В дисковых системах усилие приходится не на торцевую поверхность диска торможения, а на боковую
Суппорт крепят на неподвижной, если говорить относительно вращающейся покрышки, части. Этот элемент необходим для установки гидроцилиндра и накладок торможения. Плюс суппорт осуществляет перемещения последних по специальным направляющим в заранее предусмотренном конструкторами диапазоне.
Накладки монтируются с двух сторон относительно оси вращения диска. Они словно клещами начинают сжимать его в процессе торможения.
Ещё одним отличием дисковых узлов является встречное направление тепловых потоков, что нехарактерно для барабанов. Тепло отводится непосредственно в окружающую среду, и это происходит сразу. Чтобы повысить эффективность теплоотвода, на поверхностях тормозных дисков изначально присутствуют специальные отверстия и канавки.
Для производства рабочих поверхностей в составе дисковых тормозов применяются аналогичные барабанным материалы. Только требования к ним более жёсткие, что обусловлено большей нагруженностью.
А чтобы окончательно понять, чем барабанные автомобильные тормоза лучше или хуже, нежели дисковые, следует объективно взглянуть на их плюсы и минусы.
Устройство барабанного тормоза
Рассмотрим конструкцию в общем. В этой системе используется две тормозные колодки полукруглой формы.
Установлены они внутри тормозного барабана. Одной стороной колодки закреплены достаточно жестко, а с другой стороны они развиваются поршнем. Последний работает, когда водитель нажимает на педаль. И чем выше усилие, тем сильнее будет выдвигаться поршень.
Между двух колодок установлены пружины. Когда водитель отпускает педаль, эти пружины отводят колодки в их базовое положение. Они применяются, чтобы барабан не заклинило.
Как видно, барабанный тормозной механизм действительно отличается простотой конструкции. Но прогресс и развитие современных технологий постоянно движутся вперед, развиваются двигатели. Те скорости, которые на заре автомобилестроения казались чем-то нереальным, сегодня стали незаметными. Нередко на трассе автомобили движутся на скоростях вплоть до 200 км/ч. Такая скорость даже для чемпионов автоспорта 40 лет назад казалась фантастической.
На таких скоростях барабанный тормоз уже не в силах справиться со своей основной задачей. Эффективность теряется. Первая, а также единственная проблема тормоза такой конструкции – это перегрев колодок. Отсюда и ухудшение эффективности работы.
С ростом скоростей и мощностей перед инженерами и конструкторами встала трудная задача – улучшить тормозную систему. И не оставалось больше ничего, чем обратиться за помощью к сфере авиастроения. Именно так, ведь первые дисковые тормоза были установлены на самолетах. Далее система успешно перешла и на легковые автомобили.
Исторические данные
Впервые о тормозах вообще упоминается в 1816 г. Ф. Дойцом. В начальный период становления автомобиля (1886 — 1900 гг.) о конструкции тормозов в литературе практически не упоминалось. На автомобилях применялись различные типы тормозных устройств, как-то: рифленые башмаки, подводимые под колеса, якорные механизмы, погружающиеся в поверхность дороги, и другие. В условиях малой интенсивности дорожного движения и невысоких динамических свойств автомобилей основными проблемами, стоящими перед создателями тормозных механизмов в этот период, было обеспечение легкости управления и достаточной энергопоглощающей способности. Этому почти идеально отвечал ленточный тормоз, имеющий тогда повсеместное применение. Появление в 1899 г. первого барабанного тормозного механизма на автомобиле было по достоинству оценено. В 1903 г. они уже устанавливались на автомобилях Mercedes и Renault, а к началу 20-х годов барабанные тормоза полностью вытеснили ленточные. Единственным преимуществом барабанного тормоза было снижение температуры при циклических торможениях, то есть более высокая энергорассеивающая способность, которая объясняется как увеличением поверхности охлаждения, так и лучшими условиями теплоотвода.
Следует отметить, что появившаяся в 1902 году конструкция дискового тормозного механизма открытого типа изобретателя Ф. Манчестера не получила распространения из-за отсутствия фрикционных материалов, способных работать при высоких удельных давлениях и температурах, сложности и нетехнологичности привода. В период с 1950 по 1970 годы почти все ведущие автопроизводители перешли к следующей схеме применения барабанных тормозных механизмов: на передней оси – две активные колодки, а на задней — одна активная и одна пассивная.
Строение дисковых тормозов
Это совершенно новый виток в эволюции тормозной системы. Как я уже упомянул, их устанавливали на самолеты и тяжелые грузовики (автопоезда). Где есть большие веса и большие скорости.
Строение таково (поясню просто, без углубления):
Специальный тонкий диск, крепится на ось автомобиля, это могут быть как передние колеса, так и задние. Обычно сверху или сбоку на него крепится специальный узел – тормозной суппорт. У него есть также поршень и две колодки. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, то поршень выдвигается сжимая колодки. Как вы, наверное, уже догадались, между колодками находится тормозной диск.
Эта система более производительная – все потому что, пятно контакта параллельное, а не как у барабанных тормозов полукруглое. Благодаря такому строению, прижатие колодок к диску очень плотное – что позволяет тормозить намного эффективнее на больших скоростях.
Конечно, обычные дисковые тормоза также греются (но уже при больших скоростях), но сейчас на рынок вышли вентилируемые и перфорированные варианты, у них тормозной путь еще больше сократился.
Отрицательные моменты этого варианта – все просто, пятно контакта лучше, колодки сами меньше – стираются на много быстрее. Да и сам тормозной диск быстрее выходит из строя, его стачивают колодки. То есть ресурс у них как минимум в три раза меньше чем у барабанной конструкции.
Так что сейчас безопаснее, надежнее, выгоднее и что немаловажно эстетичнее? Разберем все плюсы и минусы
Устройство барабанных тормозов
Детальное устройство барабанного тормоза. 1,3 — неподвижные части; 2 — вращающаяся часть
Конструктивно в барабанные тормоза входят следующие элементы:
- барабан, устанавливаемый на ступицу колеса;
- тормозные колодки, на рабочую поверхность которых крепятся фрикционные накладки;
- рабочий тормозной цилиндр с поршнями, уплотнительными манжетами и штуцером для прокачки;
- возвратные (стяжные) пружины, крепящиеся к колодкам и фиксирующие их в неактивированном положении;
- тормозной щит, устанавливаемый на ступицу или балку моста;
- стойка поддержки тормозных колодок;
- нижняя опора колодок (с регулятором);
- механизм стояночного тормоза.
Помимо барабанных тормозов с одним цилиндром существуют системы с двумя цилиндрами, эффективность которых будет значительно лучше, чем в первом варианте. В этом случае вместо нижней опоры устанавливается второй тормозной цилиндр, за счет чего увеличивается площадь соприкосновения барабана и колодки.
Принцип работы
Вот как работают эти устройства: Тормозная жидкость, после нажатия водителем на педаль тормоза из главного цилиндра поступает к рабочим цилиндрам, выдавливая их поршни. Эти поршни выдвигаются и заставляют колодки прижаться к барабану. Тем самым снижая его вращение и останавливая колеса. Это получатся из-за трения накладок о поверхность барабана. После прекращения надавливания тормозной педали колодки оттягиваются обратно пружинами. И торможение прекращается. Жидкость из рабочих цилиндров выталкивается обратно в главный цилиндр. Износ колодок будет неравномерным у передних и задних колес, что следует при замене учесть.
Слабое место дисковых тормозов
Есть у дисковых тормозов одно слабое место – они боятся луж. Диск в процессе интенсивного торможения очень сильно разогревается, поэтому попадание на него холодной воды может оказать негативное воздействие. Диск попросту может лопнуть.
Если внимательно читать инструкцию к автомобилю, то упоминание об этом должно найтись, хотя кто читает эти инструкции? А зря!
Впрочем, очень сильный разогрев тормозов возможен лишь при определенных условиях эксплуатации, например, если ехать по затяжному спуску на перегруженном автомобиле и ничего не знать о торможении двигателем.
Или если постоянно и часто очень резко разгоняться, а потом очень резко и сильно тормозить, двигаясь в плотном городском потоке, устраивая гонки от светофора к светофору.
Если ничего подобного вы за собой не замечали, то 99% из 100%, что с вашими дисковыми тормозами ничего не случится, даже если вы постоянно будете ездить по лужам. (Рекомендую ознакомиться: способы торможения автомобиля…)