Как обогреть и сохранить тепло в гараже в зимнее время
Содержание:
Для чего обогревать помещение гаража
Для установки отопления в гаражном помещении существуют три важные причины:
- Образование конденсата. Известно, что при резком снижении температуры в помещении гаража ниже 5 градусов по Цельсию, образуется водяной конденсат, который оседает на корпус автомобиля, запасные части, электропроводку и отделочные материалы, что влечёт за собой не приятные последствия. При наличии отопления такого эффекта не происходит и помещение остаётся сухим.
- Запуск двигателя. В холодном помещении двигатель быстро остывает и его очень трудно запустить, особенно в отечественных автомобилях. К тому же, время на прогрев двигателя в холодном помещении потребуется значительно больше, чем на ту же операцию в теплом помещении.
- Технические работы. Если вы проводите ремонтные работы и обслуживание автомобиля своими руками, то наверняка знаете, как дискомфортно работать в холодном и сыром помещении. Если гараж используется ещё и как место хранения продуктов, вещей или колес (см. Хранение колес в гараже и все об этом), то сырость и холод могут привести к их порче, а так же к порче отделочных материалов помещения.
Устройство систем отопления
Вне зависимости от того, на чем именно будет работать ваша система отопления, устройство ее функционирования может быть очень разным. По типу конструкции системы отопления делятся на следующие типы:
Водяное отопление
Данный вид отопления чаще всего используется в жилых зданиях (как централизованно для многоквартирных, так и для частных). Конвекторы, соединительные трубы и котел образуют замкнутую систему, внутри которой циркулирует вода.
Нагреваясь в котле, вода поступает в трубопровод, и ее тепловая энергия сообщается батареям. Радиаторы производят из металлов с высокой теплопроводностью – таким образом, нагреваясь, они передают тепло в помещение.
Схема устройства водяного отопления
Водяное отопление в гараже имеет смысл делать, если гараж – это часть дома, который отапливается при помощи такой системы. Организовать такую систему в отдельно стоящем гараже достаточно дорого – основную часть стоимости составят, конечно, оборудование и материалы. Кроме того, чтобы вода в трубах не замерзала, ее приходится заменять на антифриз. Впрочем, такой способ отопления вполне можно рассмотреть, если ваш гараж – это часть комплекса. Если делать эту работу коллективно, затраты можно существенно снизить.
Воздушное отопление
При воздушном отоплении прогревание идет за счет потока теплого воздуха. Особенно эффективен этот способ, если нужно быстро прогреть машину, убрать излишки влаги.
Главным элементом системы отопления в данном случае является тепловентилятор. Существует огромное количество моделей на современном рынке, работающие на различном топливе, с различной мощностью, имеющие самые разные способы крепежа. Практически гарантированно вы сможете подобрать под свои специфические условия устраивающий вас вариант.
Существуют как стационарные, так и мобильные тепловентиляторы. Всегда можно подобрать вариант, не требующий сложного монтажа, который вы сможете осуществить самостоятельно. Тепловые пушки, тепловые завесы, многое другое – пожалуй, это разнообразие является одним из главных преимуществ воздушной системы отопления. Кроме того, можно найти как аппараты, работающие в ручном режиме, так и автоматы, управляемые термостатом.
Инфракрасное отопление
Инфракрасные источники тепла – это современный и относительно недорогой способ обогрева в гараже. Они создают направленный поток, который нагревает лишь то, что попадает в радиус действия прибора.
Однако вешать инфракрасный обогреватель непосредственно над автомобилем не стоит – это может перегреть и испортить покрытие. Более удачный вариант – повесить обогреватель над входом. Таким образом получится тепловая завеса.
Направление потоков теплого воздуха: 1 — гараж с инфракрасным обогревателем, 2 — обычное радиаторное отопление
Легкость подключения инфракрасных источников делают их популярными среди автолюбителей – их мобильность и питание от обычной электросети позволяют реализовать любую идею.
Сложно ли самому организовать отопление в гараже? Если есть надобность сэкономить, а технических навыков достаточно, то можно приглядеться внимательнее к схемам сборки печки, которая работает на твердом топливе или на отработке
Если пользоваться таким прибором с осторожностью, он может вполне решить проблему временного обогрева гаража
Печь на дровах Булерьян BULLER — является одним из наиболее оптимальных решений для эффективного нагрева гаражного помещения
Газового оборудования в этом плане лучше даже не касаться, если вы только не профессиональный газовщик. То же самое касается и самостоятельно собранного электрообогревателя. Риск, что такой прибор выйдет из строя и поведет себя непредсказуемым образом, слишком велик. Такая «экономия» по итогу может привести к куда более серьезным тратам.
Что касаемо инфракрасного обогревателя например, то здесь также можно и не пытаться сделать его своими руками – даже если ваши усилия увенчаются успехом, все равно по затратам выгоднее будет купить его в готовом виде.
Котлы на жидком топливе
Довольно часто задумываясь, чем обогреть гараж зимой экономично, автовладельцы останавливают свой выбор на приборах, которые работают на солярке, дизтопливе или отработке. Если средства позволяют, то можно купить готовый аппарат, хотя, имея под рукой инструкцию, а также, посмотрев фото и видео, его легко собрать самостоятельно.
Корпус обычно изготавливают из газового баллона, старых бочек или листов жаростойкой стали. Однако, кустарные печки потребляют топлива немного больше, чем промышленные. Например, тепловая пушка расходует 0,5-0,7 л солярки в час, в зависимости от мощности.
Большой популярностью пользуются компактные печки на солярке, их еще называют буржуйка с вентилятором. Существует две разновидности таких обогревателей:
- Прямой нагрев – у такого аппарата нет дымохода, поэтому он не подходит для гаража.
- Косвенный нагрев – такие приборы особенно популярны у владельцев гаражей. Его действие основано на следующем: через форсунку топливного бака, солярка проходит в камеру, где она сгорает, благодаря воздуху, который подает вентилятор. После прохождения теплообменника, горячие потоки через сопло попадают в гараж, быстро нагревая его.
Комплект такого обогревателя включает в себя:
- бак для топлива с клапаном, который легко снимается;
- винт регуляции;
- сменный блок с фитилем;
- корпус;
- решетка;
- горелка;
- отражатель.
Современные конструкции снабжены системой контроля пламени, если печка перегреется, то она автоматически отключится.
Обратите внимание!
В таком приборе надо использовать только то топливо, что указано в паспорте. А также надо позаботиться, чтобы на печку не попадала вода.
Хочется отметить, что для маленького помещения наиболее практичным будет воздушный обогрев, его преимущества:
- отсутствуют трубы и радиаторы отопления;
- теплоносителем является воздух, так что исключено размораживание системы;
- нагревание помещения происходит в короткие сроки.
Недостатком такого обогрева является пересушенный воздух.
Что нужно учитывать при выборе системы отопления гаража
Итак, если решение по отоплению гаража принято, то не стоит бросаться в магазин, чтобы купить тот или иной тип отопительного оборудования. От него не будет никакого смысла, если не учесть некоторые моменты, касающиеся самого помещения.
В первую очередь надо заняться утеплением постройки. Если это металлическое сооружение, то его придётся обложить кирпичом снаружи или проложить утеплителем изнутри, обшив сверху фанерой или плитами ОСП. Первый вариант лучше. При этом утеплять надо не только стены, но и крышу, и по возможности полы. Хотя с последними в эксплуатируемом гараже возникнут проблемы. Второе – надо устранить все возможные неплотности, особенно это касается ворот и окон. Потому что через них не только будет внутрь проходить холодный воздух, но и улетучиваться тёплый.
Второе, на что надо обратить внимание, начиная думать об отоплении, − это вентиляция. Многие скажут, что через неё тепло будет уходить на улицу, и будут правы. Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно
К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо
Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно. К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо.
Комментарий
Сергей Харитонов
Ведущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха ООО «ГК «Спецстрой»
Задать вопрос
«Добавлю, что в функции вентиляции будет входить понижение влажности. Автомобиль зимой или в дождливую погоду с собой будет заносить воду и снег, которые создадут внутри гаража повышенную влажность. От неё авто начнёт быстрее ржаветь. Так что со всех сторон вентиляция – необходимая инженерная сеть.»
Требования пожарной безопасности
Сам по себе автомобиль уже является объектом повышенной пожарной опасности. Поэтому когда ставится вопрос, как отопить гараж, необходимо придерживаться строго правил пожарной безопасности. А именно:
- Нельзя хранить в гараже топлива больше 20 литров, а масла − 5. Их хранение должно быть организовано в специальной таре с хорошо закрываемой крышкой. Сами канистры должны храниться в металлическом шкафу.
- Нельзя захламлять помещение старыми вещами, потому что именно они являются источниками поддержания огня.
- Нельзя заправлять машину внутри гаража, это делается только на улице.
- То же самое касается замены масла.
- Запрещено превращать постройку в моечную для чистки в бензине деталей и узлов автомобиля.
- Использованную ветошь надо сразу выбрасывать.
- Одежду хранят в шкафу или другом помещении.
- Никаких в гараже огневых работ.
- Нельзя разжигать в нём факелы, костры, паяльные лампы или газовые горелки.
- Курить тоже здесь строго запрещается.
- Использовать для отопления самодельные электроприборы нельзя.
- В гараже обязательно должен быть огнетушитель, его надо располагать на внутренней плоскости створок ворот. Рядом с постройкой нужно организовать ящик с песком, бочку с водой и несколько инструментов: лопаты, вёдра и топор.
Как видите, вопрос, как отопить гараж зимой своими руками, − это не только задача выбора технологии отопления и нагревательного прибора. Это целый комплекс требований от пожарников. Хотя именно эти правила касаются безопасного в гараже нахождения. Так что не стоит спорить с представителями пожарной безопасности, если они требуют от вас строго придерживаться этих норм.
Электрический конвектор
Наиболее популярные и современные электрические конвекторы имеют плоский корпус с внутренним нагревательным элементом, который вырабатывает тепло и передаёт его в окружающий воздух. Основные достоинства конвекторов представлены:
- достаточно быстрым обогревом помещения, что обусловлено отсутствием промежуточного теплоносителя;
- экологичностью и отсутствием сжигания кислорода;
- отсутствием выделения запаха и шума в процессе работы;
- компактными размерами;
- наличием встроенного термостата, позволяющего экономно расходовать электроэнергию.
Для напольных моделей характерным является наличие специальной стойки с роликами, которые применяются при необходимости переместить прибор. Настенный вариант электрического конвектора используется в качестве стационарного оборудования. Также выпускаются плинтусные модели, занимающие минимум свободного места в помещении.
Электрический вариант конвекторов очень высоко ценится за возможность произвести подключение сразу нескольких приборов в одну электросеть с целью эксплуатации в качестве основной отопительной системы.
Отопление электричеством
Отопление электричеством – простой и эффективный вариант. Не требует обустройства водяного контура. Но к гаражу должно быть подведено электричество (в кооперативах и частных домах проблем с этим нет, но если бокс находится во дворе многоквартирного дома и изначально к нему не подведено питание, то с этим будут проблемы).
Тепловентиляторы
Бытовой тепловентилятор – устройство, состоящее из обогревателя и вентилятора, выдувающего нагретый воздух. Бывает двух типов:
- Со спиралью в качестве нагревательного элемента. Такие тепловентиляторы стоят дешевле, менее надежны, сжигают кислород. Для их работы требуется нормальная вентиляция и воздухообмен. Средняя стоимость – от 600 рублей.
- С керамическим нагревателем. Модернизированный вариант предыдущих, не сжигают кислород, долговечны, не нагреваются до состояния каления (поэтому возгорание горючих материалов маловероятно). Но стоят дороже и их КПД ниже, нежели у тепловентиляторов со спиралью в качестве нагревательного элемента (на 10 – 20%). Средняя стоимость – от 800 рублей.
Тепловентилятор — это электрический обогреватель с вентилятором, выдувающим нагретый воздух и таким образом охлаждающий нагревательный элемент. Бывают модели с дистанционным управлением, автоматическим термостатом, регулятором мощности
Какой тепловентилятор подойдет для обогрева? Ориентироваться следует только на потребляемую мощность. Оптимальный вариант – от 2000 Вт*ч. Такой способен поднять температуру на 5 – 8 градусов в боксе площадью 15 – 20 м² уже через 30 минут после включения.
Керамические обогреватели стоят дороже на 10 — 20% от тех, где используется спираль в качестве нагревательного элемента. Но для бокса они лучше, поэтому и предпочтение отдают им
Инфракрасные обогреватели
Инфракрасные обогреватели не менее эффективны тепловентиляторов, но потребляют в разы меньше электроэнергии. Их отличие – они не греют воздух, а лишь излучают инфракрасные лучи, которые прогревают именно поверхность, на которую они попадают. Средняя цена обогревателя на 800 Вт (оптимальная производительность, с меньшей мощностью покупать не имеет смысла) – 2800 рублей и дороже.
Цены на тепловентиляторы
тепловентилятор
Инфракрасный обогреватель. В процессе работы не нагревается, поэтому размещать его можно даже вблизи от горючих материалов. Это экономный вариант обогрева нежилого помещения, но для гаража не подходит
Конвектор
Масляной конвектор оказывается самым эффективным среди всех остальных вариаций электрических обогревателей. Потребляют немало электроэнергии, но при этом не шумят, условно безопасны (греются всего до 70 – 80 градусов, поэтому возгорание даже горючих материалов маловероятно). Также есть настенные вариации масляных конвекторов, которые занимают минимум места. Если необходимо сэкономить, но невозможно обустроить полноценное отопление на твердом топливе, то конвекторы – оптимальный выбор.
Средняя цена – от 2000 тысяч рублей. Рекомендуется использовать модели мощностью от 2000 Вт*ч и выше. Выбирать лучше модели со встроенным терморегулятором или термостатом (автоматически отключаются при достижении заданной температуры). Если нагревать помещение всего до 15 градусов, то итоговое потребление электроэнергии получится небольшим в сравнении с обычными обогревателями.
Конвектор напольный
Система теплого пола
Вариант экономный, но сами нагревательные кабеля стоят недешево. К тому же, потребуется использовать те, которые допускается укладывать в помещениях с агрессивной средой (мазут, бензин, масло, растворители, тосол – все эти вещества повреждают изоляцию обычных кабелей). Но систему теплого пола можно обустроить только при соблюдении следующих условий:
- сверху теплый пол закрывается стяжкой или иным напольным материалом (который выдержит вес автомобиля);
- нагревательный контур укладывается равномерно по всему помещению (кроме ямы, если таковая имеется), его монтаж, например, только по периметру будет малоэффективным.
Но потребляет такая система отопления меньше всего электричества. При использовании обогревателей весь теплый воздух накапливается под потолком, тогда как теплый пол обеспечивает равномерный обогрев всего внутреннего объема бокса. И если нагревательные кабеля скрыть под стяжку слоем 10 см или больше, то даже после выключения отопления в помещении будет тепло не менее 2 – 3 часов (пока остывает нагретый пол).
Обязательное условие — система подогрева полов должна укладываться на тщательно утепленную основу, иначе тепло будет расходоваться крайне неэффективно
Популярные отопительные системы
Выбор оптимального способа обогрева зависит от нескольких факторов:
- финансовые возможности;
- постоянная или периодическая работа;
- площадь помещения.
Кроме того, обогрев может быть автономным или общим с жилым строением. Общий способ отопления подходит для гаражей, расположенных вблизи от дома. Автономное отопление гаража осуществляют с помощью отдельного независимого источника тепла.
Водяное
Обычно такой вариант используют, когда гараж пристроен к жилому дому. Если здание гаража стоит особняком, придется покупать котел для нагрева воды, прокладывать трубы, устанавливать батареи, расширительный бачок. Это немалые затраты. А еще нужно, чтобы внутри гаража был доступ к водопроводу и электросети, если в качестве источника тепла планируется воспользоваться электрическим котлом.
Если же гараж является пристройкой жилого дома, достаточно будет продлить трубу и установить несколько секций радиаторов. Такой способ малозатратный и позволяет регулировать величину нагрева в отдельных помещениях.
Иногда в качестве альтернативы такому типу обогрева применяют паровое отопление. Тогда в качестве теплоносителя используется пар. Преимущество такого способа состоит в следующем:
- теплоотдача в 3 раза выше, чем у водяного;
- источник тепла может действовать на отработанном масле;
- быстрый прогрев системы;
- низкая стоимость оборудования.
Газовое
Газовый способ отопления выбирают только в том случае, когда есть соответствующие коммуникации. Отдельно тянуть газ к гаражу никто не будет. Таким вариантом можно воспользоваться в том случае, если здание пристроено к дому, который уже подключен к газопроводу. Использовать газовые баллоны также нецелесообразно, кроме того, опасно.
Электрическое
Предполагает применение автономных обогревателей. Их количество может быть разным, в зависимости от размера самого гаража. Чаще владельцы машин покупают масляные обогреватели. Они хранят тепло длительное время и могут долго поддерживать нужную температуру.
Обогрев гаража электричеством не самый удобный, так как обогреватель не будет работать постоянно. Обычно его включают на несколько часов, чтобы провести ремонт. Оставлять включенный обогреватель нельзя, может случиться пожар. К тому же этот способ экономически невыгодный.
Тепловая пушка
С помощью такого агрегата помещение прогревается практически мгновенно. Можно сразу приступать к ремонту в комфортных условиях. Однако расход электричества и газа при воздушном отоплении гаража неоправданно большой. Когда газ сгорает, возникает шум и находиться в помещении становится некомфортно. Открытое пламя в гараже использовать не следует ввиду наличия легковоспламеняющихся веществ (краски, лаки, масла, бензин и др.).
Инфракрасные лучи
Как отопить гараж с помощью инфракрасного облучения? Нужно просто купить обогреватель, подключить его к сети электропитания и правильно расположить в помещении. Предметы внутри гаража нагреваются и начинают излучать тепловую энергию, поэтому уже через несколько минут в помещении достигается комфортная температура. Не нужно проводить трубы, подключать воду, обслуживать систему.
Еще одним преимуществом инфракрасного обогрева является возможность его использования на открытых пространствах, чего нельзя обеспечить ни одним из других способов. Поэтому такой прибор дает возможность нагревать гараж зимой даже при распахнутых воротах.
Дрова
Не будем забывать и самый популярный в прошлом метод – отопление дровами. Понятно, что кирпичную печь для отопления гаража никто строить не будет. Есть другие варианты. Один из них – отапливать помещение всем известной буржуйкой.
С принципом работы буржуйки знакомы многие. Такие печи стоят относительно недорого, потребность в дровах удовлетворяется просто. Но эффективность этого агрегата невысока. Вряд ли вам удастся нагреть весь гараж за короткое время. К тому же угарные газы и дым от печи могут привести к проблемам
Поэтому крайне важно организовать эффективное вентилирование
№1. Система водяного отопления
Система водяного отопления организуется в гараже по аналогии с жилыми помещениями. Нагрев теплоносителя осуществляется в котле, а дальше он проходит по трубам и радиаторам, равномерно прогревая все помещение гаража. После прекращения подачи тепла трубы остаются нагретыми еще пару часов. В этом и заключаются основные преимущества данной системы.
Главный минус – сложность организации. Кроме того, вода в контуре отопления может замерзнуть, так что если система не будет задействована в ближайшие дни, воду лучше сливать. С другой стороны, частая смена воды ведет к быстрой коррозии труб и радиаторов. Чтобы избежать данной проблемы, лучше использовать металлопластиковое оборудование. Обычную воду в системе отопления лучше не применять – ее заменяют на антифриз, незамерзающий теплоноситель.
Сложность обустройства оборачивается еще одним недостатком – высокой ценой. Наиболее экономный способ отопления гаража получится, если его контур подсоединить к домашнему котлу. Затраты на общее отопление повысятся, но это все равно будет дешевле, чем организовывать самостоятельную систему обогрева.
Если подключиться к домашней системе невозможно, придется устанавливать отдельный котел. Он может работать на разном топливе. В гаражной системе отопления используют следующие типы котлов:
- электрический котел проще всех в монтаже, максимально безопасный, но дорогой в плане эксплуатации. Даже если вас не пугают счета за электричество, использовать подобные котлы не стоит в районах с частыми отключениями электричества, перепадами напряжения, а также в регионах с суровыми ветреными зимами, ведь провода могут оборваться, что в итоге приведет к замерзанию воды в системе. Если не успеть вовремя слить воду, то трубы могут лопнуть;
- газовые котлы используются в гаражах крайне редко, так как не везде есть доступ к газопроводу. Если же труба газопровода проходит поблизости, то вам крупно повезло, — отопление на газе обойдется недорого, да и в плане эксплуатации такие системы достаточно просты. Главное, только, следовать технике безопасности;
- котлы на жидком и твердом топливе. Можно подобрать печь на дровах, углях, дизеле или отработанном масле – все зависит от того, какой ресурс более доступен в вашем случае. Котлы на твердом топливе нуждаются в постоянном контроле и частой загрузке топлива. Более удобные в этом плане пиролизные и пеллетные агрегаты, но стоят они недешево, самый экономчный вариант — буржуйка, которую также можно задействовать в системе водяного отопления.
Для всех котлов, кроме электрического, придется организовать дымоход. Кроме котла, радиаторов, труб отопления и трубы дымохода, понадобятся циркуляционный насос и расширительный бак. Все это стоит денег, так что использовать водяную систему отопления имеет смысл только в больших гаражах. Часто такое отопления делают на СТО и в коммерческих автомастерских. Если гараж небольшой, то организовывать столь сложную водяную систему отопления нет смысла – это вариант для более-менее просторных помещений, где требуется постоянный подогрев.
Принцип работы водяной системы отопления достаточно прост. Теплоноситель нагревается, проходит по трубам, отдает тепло и возвращается к котлу. Система может быть одно- или двухтрубной. Однотрубная система намного проще в организации и дешевле, для небольшого частного гаража она подходит лучше всего. В этом случае нагретый теплоноситель последовательно поступает в радиаторы, т.е. в первом радиаторе температура будет выше, чем в последнем, куда антифриз доходит уже остывшим. Двухтрубная система позволяет обеспечить более равномерный прогрев, но и материалов понадобится намного больше.
Даже если гараж не пристроен к дому, а находится недалеко, его можно попробовать подключить к домашней системе отопления, но есть ограничения. Расстояние от гаража до дома не должно быть более 20 м, а трубы надо качественно изолировать.
Если в качестве теплоносителя используют тосол (жидкость, которая не замерзает даже при -45С), то работать с ним надо осторожно, ведь это токсичное вещество, которое становится еще более опасным в разогретом виде. Тосол не рекомендуют использовать в двухтрубных системах
Замену теплоносителя проводят каждые 5 лет.