Схема электропроводки зил 131
Содержание:
- Разборка стартера
- Особенности машины
- Неполадки и сбои электросистем
- Электросхема на ЗИЛ-13
- Предыстория
- Составляющие в схеме подключения стартера
- Обслуживание и ремонт
- ЗИЛ ЗИЛ 131 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131Н и седельного
- Проблемы в работе стартера
- Электрооборудование ЗИЛ 131
- Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130
- Проверка и ремонт деталей и узлов стартеров
- Политика модификаций
- Принцип работы СЗ
Разборка стартера
Стартер нужно разбирать в следующем порядке.
- Отвернуть гайку и отсоединить вывод от выводит болта реле стартера.
- Отвернуть три винта и снять кожух.
- Отвернуть винты крепления ярма реле к крышке стартера и снять реле.
- Вынуть щетки из щеткодержателя.
- Отвернуть стяжные шпильки стартера.
- Снять крышку со стороны коллектора, предварительно отсоединив изолированные щетки от щеткодержателей.
- Снять корпус стартера.
- Отвернуть гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось и вынуть рычаг.
- Вынуть якорь с приводом в сборе из крышки со стороны привода.
- Снять с вала якоря упорную шайбу и, отодвинув вправо упорное кольцо, снять с вала с помощью отвертки замковое кольцо, затем снять якорь с вала.
- Для осмотра контактов тягового реле отвернуть гайку с выводного болта обмоток реле и гайку с контактного болта; отвернуть три винта, крепящие контактную крышку, и вынуть плунжер вместе с контактным диском.
Особенности машины
Грузовик характеризуется высокой износостойкостью, прочностью, надежностью, но, тем не менее, данные эксплуатационные характеристики не помешали выпустить заводу еще три модификации машин с мотором дизельного и карбюраторного типа, а также проводкой для хозяйственных работ.
Грузовая машина Зил-131 имеет систему зажигания бесконтактного вида, она дополнена и электрическим коммутатором. Эта деталь характеризуется минимальным количеством электронных компонентов, гарантируя машине длительное применение, износостойкость, безопасность и работоспособность при разных температурах, влажности и т. д. Транспорт активно использует экранированную герметичную проводку, позволяющую работать в сложных условиях, при плохой погоде.
Неполадки и сбои электросистем
Электрооборудование ЗИЛ-131 может выходить из строя и давать неполадки в отдельные составляющие системы. Признаками поломки может быть работа:
- Генератора – перебои, колебания или отсутствие регулярного зарядного тока;
- Стартера – не запускается, при работе слышны посторонние звуки, не отключается вовремя;
- Аккумулятора – стремительное падение заряда, при зарядке происходит повышение плотности, снижение уровня, утечка электролита и т.д.;
- Системы зажигания – отсутствие искры, пробит кабель высокого напряжения, нарушены контакты.
Причиной поломки и выхода из строя электрической схемы российского грузовика ЗИЛ-131 может стать как физический контакт, так и:
- Оборванные источники питания;
- Повреждение или отсутствие контактов, нарушение целостности проводов, ведущих ток к рабочим элементам;
- Поврежденная изоляция;
- Отсутствие необходимого питания и т.д.
Для быстрого экстренного устранения неполадки достаточно сделать замену поврежденного участка или совершить соединение, оборванных концов. Соединение стоит тщательно зачистить, плотно соединить и крепко обмотать изолентой.
Электросхема на ЗИЛ-13
Многофункциональный и эффективный транспорт включает однопроводную систему электрической техники с рабочим оптимальным показателем напряжения в двенадцать В, двухрядный двигатель на 8 цилиндров и расположенными деталями, которые размещены в виде буквы V. Клеммы минусового типа соединяют корпус с системой. Сцепление — однодисковое с гасителем крутильных колебаний и пластинчатыми пружинами. Ниже представлена цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 с подробным описанием каждого составляющего элемента. Знание порядка соединения элементов, правильность подключения, позволяет выполнять самостоятельно ремонтные и другие работы с электрической системой.
Условные обозначения к схеме ЗИЛ 131 электрическая: 1 — фонарь 2 — габарит передний 3 — сигнал боковой поворота 4 — генератор 5 — реле зарядки 6 – лампа подсветки двигателя 7 – экстренный вибратор системы зажигания 8, 12 – свеча и катушка зажигания 9 – трамблер бесконтактный 10 – коммутатор транзисторного типа 11 – дополнительное резисторное оборудование 13 – подавление радиационных помех автомобиля в цепях питания 14 – температурный показатель охлаждаемого вещества 15 – контрдатчик превышения температуры 16 — электросигнал 17 — реле подключения переднего моста 18 — реле втягивающее на стартере 19 – фильтрация конденсаторного типа 20 — пусковой агрегат системы двигателя 21 – рация 22 — звукоизлучатель (звуковой сигнал) 23 — двигатель печки 24 — конденсатор электрического мотора обогревателя 25 — резистор двигателя печки 26 — двигатель вентилятора 27, 33 — включение/выключение распознавательной световой сигнализации 28 – датчик педали тормоза 29 – кнопка дальнего света 30, 31 — плафон для включения света внутри машины 32 – скользящая каретка 34 — тумблер топливных показателей 35 – отключение оборотов печки 36 – плафонный выключатель 37 — работа крыльчатки 38, 39 – переключение/выключение для фар 40 — узловой переключатель 41 — контрлампа включения 42 – регулятор тормозных сил 43 – датчик, указывающий на показатель давления 44 — щиток 45 – лампа 46 — контрлампа поворотного указателя 47 – датчик скорости 48 — контрлампа максимальной температуры жидкости 49 — контрлампа светового излучения 50 — показчик воздушного давления в колесах 52 – реле-прерыватель датчиков поворота 53 – вращающий механизм для передачи электротока 54 – сигнализация руля 55 – поворотный переключатель 56 – предохранитель розетки 57 — регулятор 58 — замок 51, 59, 60 – предохранители 61 – аккумулятор (источник питания) 62 — масса 63 – магнит, управляющий мостом 64 и 68 — фиксация горючего 65 — выключение клапана 66 — отключатель контрлампы 67 – прицепная розетка 69 — розетка 70 – габарит 71 – подсветка госномера 72 – сигнальный выключатель.
Предыстория
История производства грузового автомобиля ЗИЛ «Бычок» или 5301 достаточно интересная. В 1992 на заводе имени Лихачева отсутствовали проекты транспортных средств класса с показателем грузоподъемности в 3 тонны. По этой причине предприятие приняло решение взять за основу уже проверенные проекты и разработки от Daimler-Benz AG.
В 1993 году предприятие выпустило опытный экземпляр данной модели. В его основе были использованы основные элементы, силовые агрегаты от техники Mercedes–Benz T2. Но отечественные инженеры рассмотрели особенности устройства и механизма немецких авто, и смогли переделать их так, чтобы они соответствовали запросам российских водителей, могли выдерживать дороги, а также смоли подстроится под реалии рынка.
В 1996–1997 годах компания изготовила модульную платформу кузова с цельнометаллической основой, ее использовали для фургонов, которые состояли из двух, трех, четырех секций, а их вместимость была до 20,5 м3. Небольшие габариты, низкая высота погрузки — все это помогло создать варианты для грузопассажирских перевозок с кабиной из 6 мест и небольшим отсеком для груза.
На начальном этапе «Бычок» оборудовался движками с дизельным ММЗ Д–245.10, ММЗ Д–245.9 и ММЗ Д–245.12С, все они относятся к нулевому экологическому классу. Но в 2005 году производитель решил внести изменения, он стал дополнять грузовики мотором ММЗ Д–245.9 Е2. А уже в 2008 году начали применять ММЗ Д–245.9 Е3.
Составляющие в схеме подключения стартера
Стартер в ЗИЛ 131 требуется для создания крутящего момента, за который отвечает коленчатый вал во время работы двигателя. Питание осуществляется через аккумуляторную систему. Состоит из следующих компонентов:
- Корпус или электродвигатель стартера в виде цилиндрической оболочки. Внутри на стенках располагается четыре магнитных сердечника, называемых «башмаками». Постоянные магниты называются статорами двигателя. Представлены в количестве 4-ех штук.
- Тяговое реле монтируется на корпусе. Он состоит из подвижной перемычки, соединяющей между собой контакты. Также здесь присутствуют силовые контакты в задней части. Реле управляет подключением и отключением электромотора, а также влияет на работу маховика.
- Контакты реле – подвижный и неподвижный. Неподвижные контакты состоят из разных съемных и несъемных видов, используемых для продолжительного соединения проводников. Разъемное контактирование достигается при помощи винтов, болтов, зажимов, а неразъемное – с использованием сварки, пайки. Подвижные контакты бывают разрывными (разного рода переключатели, кнопки), и скользящими.
- Якорь выполнен в виде оси из высокопрочной стали. На нее надеты серведчник и пластины. Располагается в передней и задней крышках пускового механизма.
- Кожух представляет собой элемент, выступающий в роли защиты вентилятора от механических воздействий. Препятствует проникновению посторонних предметов в двигатель. Поэтому необходимо следить, чтобы кожух находился в хорошем состоянии. Деталь крепится непосредственно к щиту мотора при помощи болтов.
- Винт – это крепеж для разборного монтирования деталей. Причем одна может иметь внутреннюю резьбу.
- Рычаг.
- Упорное кольцо.
- Вал.
- Коллектор — это элемент мотора ЗИЛ 131, через которую проходит напряжение на щетки и пластинки якоря.
- Крышка запчасти.
- Щетки с щеткодержателем, который расположен в задней крышке основного устройства. По сути является обоймой с присутствием легких пружин. Обеспечивают плотное прижимание щеток к коллектору.
Чтобы произошло воспламенение горючего, необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, необходимо создать минимальное вращение коленчатого вала двигателя, которого будет достаточно для запуска системы зажигания. Для этого понадобится дополнительный источник энергии. В его роли выступает стартер, который представлен в виде двигателя постоянного тока.
Обслуживание и ремонт
Обслуживание и ремонт ЗИЛа-131 нужно проводить только при отключенном двигателе и на специальной площадке.
Причины, по которым требуется проведение ремонтных работ:
- Сильно греется двигатель и стреляет глушитель.
- Выработка ресурса, из-за чего выходят из строя коленчатый вал, блок цилиндров, трансмиссия и другие основные узлы автомобиля.
- Прогорание поршневого устройства.
- Наличие повреждений и трещин на корпусе двигателя, коробки передач и блока цилиндров.
- Короткое замыкание или обрыв электрической цепи.
Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, внешний осмотр агрегатов и замену расходников.
Почему не заводится, и что делать
Силовой агрегат может не заводиться из-за отсутствия топлива в системе, заедания воздушной дроссельной заслонки, засорения жиклеров.
Для того чтобы отремонтировать двигатель, необходимо:
- Продуть топливные провода.
- Проверить работоспособность игольчатого клапана, который расположен на карбюраторе.
- Провести осмотр топливного насоса на наличие дефектов и повреждений.
- Продуть цилиндрические элементы.
- Провернуть коленчатый вал мотора при помощи электрического стартера при полностью открытых дроссельных заслонках.
- Проверить работоспособность заслонки воздушного типа.
- Промыть жиклеры ацетоном и продуть воздухом.
Регулировка карбюратора
При правильно отрегулированном карбюраторе дроссели и воздушные заслонки будут открываться и закрываться в соответствии с положением тормозной педали.
Регулировка карбюратора проходит в несколько этапов. Сначала настраивают ручной и ножной привод дросселей, только после этого переходят к настройке воздушной заслонки.
Привод ножного типа регулируется при помощи резьбовой вилки, а ручной — с использованием зажима, который устанавливают на конец троса привода.
На малых оборотах холостого хода мотора разрежение из впускного трубопровода передается через отверстие системы холостого хода, после чего рабочая жидкость попадает в систему смазки.
Как выставить зажигание
Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, необходимо выполнить следующие действия:
- Установить поршневой механизм цилиндра под номером 1 в положение верхней мертвой точки.
- Провернуть коленвал до совмещения отверстия на шкиве коленвала с меткой высшей мертвой точки.
- Расположить паз на вал привода распределителя.
- Вставить привод в гнездо блока.
- Провернуть коленвал на величину установочного угла.
- Убрать крепежный болт с пластины.
- Включить зажигание.
- Провернуть корпус распределительного устройства в гнездо привода.
- Проверить правильность установки проводов всех цилиндров.
Регулировка сцепления
Регулировка сцепления проводится в несколько этапов. На первом необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления. Для этого нужно:
- Измерить ход от центральной части пластины до механизма.
- Опустить педаль до упора.
- Соединить рычаг с верхней проушиной толкателя при помощи эксцентрикового пальца.
- Закрутить корончатую гайку.
На втором этапе необходимо отладить ход муфты. Ее свободный ход не должен превышать 4 мм. Регулировка осуществляется при помощи сферической гайки.
На последнем этапе нужно отрегулировать полный ход толкателя гидравлического усилителя руля.
Регулировка тормозов
Регулировка тормозов проводится только на холодных механизмах. Нужно подать сжатый воздух под давлением в тормозную систему, а также в тормозную камеру. После чего необходимо провернуть ось червяка так, чтобы шток камеры находился в пределах 25 мм. Затем следует проверить, как вращается барабанное устройство.
ЗИЛ ЗИЛ 131 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131Н и седельного
114-3733024 | Реле электромагнита типа РС523 в сборе | Поиск по номеру |
130-3721062 | Устройство контактное с крышкой в сборе | Поиск по номеру |
130-3722105 | Предохранитель 6А | Поиск по номеру |
130-3722210 | Предохранитель 7,5А | Поиск по номеру |
130Т-3704010-А | Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3708110-А | Реле включения стартера типа РС502 в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3709010 | Переключатель света центральный типа П44-А в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3709060-20 | Переключатель указателей поворота типа П105А-01 | Поиск по номеру |
130Т-3714010-Б | Плафон кабины типа ПК201 в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3715010-А1 | Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3715060-А | Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3721020-02 | Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3723043 | Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3726038 | Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3730010 | Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт) | Поиск по номеру |
130Т-3730166 | Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3803021 | Контрольная лампа типа ПД20-Е | Поиск по номеру |
130Т-3806040-01 | Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3808012 | Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе | Поиск по номеру |
130Т-3808014 | Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе | Поиск по номеру |
131-3702010-11 | Реле-регулятор типа РР132А в сборе | Поиск по номеру |
131-3703010-А | Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе | Поиск по номеру |
131-3703140 | Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б | Поиск по номеру |
131-3705050-Б | Резистор цепи катушки зажигания СЭ326 | Поиск по номеру |
131-3706010-20 | Датчик-распределитель 43.3706 в сборе | Поиск по номеру |
131-3707010 | Свеча зажигания типа СН307-В в сборе | Поиск по номеру |
131-3708010-01 | Стартер типа СТ2А в сборе | Поиск по номеру |
131-3709036 | Переключатель света фар ножной типа П53 | Поиск по номеру |
131-3710136-Б | Выключатель типа ВК-403 в сборе | Поиск по номеру |
131-3710142 | Выключатель типа ВК38-Б в сборе | Поиск по номеру |
131-3710600-01 | Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе | Поиск по номеру |
131-3711010-А | Фара типа ФГ122П в сборе | Поиск по номеру |
131-3712010-Б | Фонарь передний типа ПФ133А в сборе | Поиск по номеру |
131-3713230-Б | Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе | Поиск по номеру |
131-3714320 | Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе | Поиск по номеру |
131-3715020 | Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе | Поиск по номеру |
131-3716010-Б | Фонарь задний типа ФП133А | Поиск по номеру |
131-3717010 | Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе | Поиск по номеру |
131-3720010-А2 | Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе | Поиск по номеру |
131-3721300-А | Сигнал-зуммер типа С205-Б в сборе | Поиск по номеру |
131-3727012-А | Фара-прожектор типа 17.3711 с рукояткой в сборе | Поиск по номеру |
131-3733010 | Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе | Поиск по номеру |
131-3734010 | Коммутатор транзисторный типа ТК200 в сборе | Поиск по номеру |
131-3734012 | Вибратор аварийный типа РС 351 в сборе | Поиск по номеру |
131-3810090-Б | Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе | Поиск по номеру |
131-7904044 | Фильтр конденсаторный типа ФР132 | Поиск по номеру |
150Ю-3713240 | Патрон контрольной лампы | Поиск по номеру |
150Ю-3713300 | Переключатель типа П20-А2 в сборе | Поиск по номеру |
150Ю-3715020 | Штепсельная розетка типа 47К в сборе | Поиск по номеру |
150Ю-3722150 | Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б | Поиск по номеру |
150Ю-3723032 | Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности) | Поиск по номеру |
150Ю-3723076 | Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе | Поиск по номеру |
152Ю1-7904030 | Фильтр радиопомех цепи катушки зажигания типа ФР82-Ф в сборе | Поиск по номеру |
155Ю-3713300 | Выключатель типа ВК26-А2 в сборе | Поиск по номеру |
157Г-7904200 | Конденсатор электродвигателя отопителя типа КБП-С 125-40-1 +/-20% | Поиск по номеру |
157КЮ-3730020 | Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе | Поиск по номеру |
164Ю-3716110 | Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе | Поиск по номеру |
164Ю-3723079 | Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе | Поиск по номеру |
164Ю-3726026 | Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе | Поиск по номеру |
164Ю-3803025 | Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д | Поиск по номеру |
375-3701010 | Генератор типа Г287Б в сборе |
banga.ua
Проблемы в работе стартера
Несмотря на то, что в схеме подключения стартера на деталь оказывается меньше нагрузки, чем на другие системы и углы ТС, даже при малых нагрузках не исключена поломка. Вероятные неполадки:
- Медленно вращается коленчатый вал. Это происходит из-за высокой вязкости масла, окисления контактов кабеля, уменьшения заряда внешнего источника.
- Не осуществляется подключение механизма. Причин бывает несколько: поломка реле, контактов, нарушение схемы.
- Неприятные звуки в шестерне появляются из-за некорректного замыкания контактов в схеме.
- Работа якоря не инициирует движение коленвала. Такое явление происходит вследствие буксировки муфты или препятствий в перемещении элемента по валу.
- Чересчур долгое подключение стартера ЗИЛ 131 обусловлено заеданием замка зажигания или обмотки, а также неправильным функционированием контактов, нарушением их схемы.
- Лишний шум при работе может возникнуть ввиду ослабления соединения деталей или замедленного выхода шестерни.
Рекомендуется не допускать поломок устройства, поскольку при его полном выходе из строя хозяину придется заплатить немало денег.
Из материала стало известно, что представляет собой стартер ЗИЛ 131 согласно базовой схеме, каково его предназначение и как подключить механизм. Деталь довольно надежна и долговечна. При грамотном подключении по схеме, а также своевременном и должном обслуживании она прослужит десятки лет.
=>
Грузовик ЗИЛ 131 в течение многих лет применялся в качестве военной техники. По прошествии времени он стал все чаще применяться в сельскохозяйственных работах. В материале описана схема подключения стартера ЗИЛ 131 и факторы, влияющие на его работу.
Электрооборудование ЗИЛ 131
Обладая внедорожными качествами, «сто тридцать первый» также являлся родоначальником некоторых решений, ранее не использовавшихся в производстве грузовых моделей:
- На автомобиле устанавливался бензиновый 16-клапанник с V-образным расположением цилиндров;
- Традиционная система зажигания заменялась на бесконтактную с электронным коммутатором;
- Герметичная и экранированная электропроводка ЗИЛ 131 позволяла работать в самых сложных погодных условиях;
Все нюансы подлежали доскональному изучению
Справочно: Инструкция предписывала на случай поломки или отказа электронного коммутатора переход на работу с аварийным генератором импульсов. Он позволял оставаться автомобилю в движении порядка 30 часов.
Модернизированная система зажигания
В те годы на западе появилась бесконтактная система зажигания. Несмотря на то, что цена компонентов была высокой, ее посчитали перспективной и после доработки под отечественные стандарты стали серийно устанавливать на автомобилях ЗИЛ 131.
Также конструкторы предусмотрели обслуживание и регулировку ее узлов своими руками в полевых условиях.
Несмотря на кажущуюся сложность, схема была достаточно простой
Особенности обслуживания
Применительно к ЗИЛ 131 основной сложностью при обслуживании являлся постоянный дефицит узлов и агрегатов. В частности:
- Много нареканий вызывала проводка ЗИЛ 131 (экранированная) из-за низкого качества материалов;
- Частые отказы конденсаторов, что вынуждало переходить на контактную схему;
- Обилие электроники в схеме электрооборудования бесконтактной системы зажигания затрудняла самостоятельное обслуживание.
На видео ниже вы сможете узнать и о других особенностях данной модели.
Выражаем уверенность, что изложенные факты и представленные схемы помогут в обслуживании данного транспортного средства. Сам же автомобиль достаточно надежен и доказал это своим многолетним стажем работы на самых разных направлениях работы.
Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130
Система электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130 однопроводная. Отрицательные клеммы источников тока соединены с массой автомобиля. Номинальное напряжение 12 В. На автомобиле применяются провода низкого напряжения типа ПГВА и высокого напряжения типа ПВВ.
Проверка проводов на исправность изоляции проводится внешним осмотром. При обнаружении оголенного места на проводах низкого напряжения надо его изолировать (обмотать) изоляционной лентой. Провода высокого напряжения с пробитой изоляцией заменяются новыми и ремонту не подлежат.
Для определения обрыва провода нужно применять пробник с контрольной лампочкой. Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к массе, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее. При большом расстоянии между зажимами или при их отсутствии можно прокалывать изоляцию провода острием наконечника.
Проверка ведется до тех пор, пока лампочка не загорится. Место обрыва провода будет находиться между точкой касания, в которой лампочка загорелась, и ближайшей к ней точкой, где лампочка еще не горит. Оборванный провод надо заменить. В качестве временной меры можно соединить концы оборванного провода и обмотать место соединения изоляционной лентой.
При замыкании провода на массу следует проверить изоляцию провода. Так как цепь многих потребителей тока защищена предохранителями, то обычно цепь, в которой произошло замыкание, немедленно размыкается соответствующими предохранителями.
Для устранения замыкания внимательно осмотреть все провода и обнаруженные участки с поврежденной изоляцией обернуть изоляционной лентой.
Для поддержания электропроводки в исправном состоянии и предупреждения перетирания проводов необходимо очищать провода от грязи и пыли, проверять скобы крепления проводов.
Проверка и ремонт деталей и узлов стартеров
После разборки все детали стартера должны быть подвергнуты проверке для определения их годности.
Неравномерный износ шеек вала устраняется зачисткой или шлифованием. Взаимное биение шеек допускается не более 0,1 мм.
Осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь значительного подгара.
Протереть коллектор в случае сильного загрязнения или подгара ветошью, смоченной в бензине. Зачистить коллектор шлифовальной шкуркой (ПБ, 15 А4 МА, ГОСТ 6456…82*), если грязь или подгар не устраняются протиркой. При значительном износе коллектора якоря необходимо его проточить.
Шероховатость поверхности Rа должна быть не менее 1,25 мкм, а биение коллектора относительно крайних шеек вала не более 0,05 мм. Допускается уменьшение диаметра коллектора на 3 мм против номинального.
Политика модификаций
Имея столь серьезную поддержку и признание, автозавод с 1967 года получил заказы на модификацию ЗИЛ 130. Особо следует выделить 2 направления:
- Выпуск моделей, способных нести службу в Заполярье (при температуре ниже -45С). Эти автомобили производились для осваивания месторождений в Сибири и на Дальнем востоке;
- Выпуск моделей, предназначенных для работы в тропиках (при 100% влажности). Их производили для зарубежных стран, которым помогало советское правительство.
Фото плаката 60-х: ЗИЛ-130 в тропическом исполнении
Модификация ЗИЛ 130С
В 70-е годы в Сибири были открыты многие месторождения полезных ископаемых. Цена добычи была низкой, и для их разработки требовались грузовые автомобили, способные работать в суровых климатических условиях.
Для Севера инструкция ЗИЛа предусматривала оранжевый цвет – для большей заметности во время снегопадов
О том, с какими трудностями сталкивались автомобили в условиях Крайнего Севера, вы можете судить по видео, представленному в нашей статье. Это черно-белая копия, воссозданная из архивных материалов Завода имени Лихачева, наглядно демонстрирует возможности грузового автомобиля ЗИЛ 130 С.
Тематическое видео смотрите в конце статьи.
Среди комплектации ЗИЛ 130С (Сибирь) следует отметить особенности электрооборудования:
- Предпусковой обогреватель с автономным источником питания;
- Кабина с двойным остеклением и дополнительным автономным отопителем, оснащенным электрическим вентилятором повышенной мощности;
- Противотуманные фары и прожектор-искатель с управлением из кабины;
- Два независимых бензобака с указателем уровня топлива на приборной панели;
- Указатель температуры электролита аккумуляторной батареи.
Предпусковой обогреватель обеспечивал запуск двигателя при отрицательных температурах
Специальные версии
Также грузовые модификации различались по заказчикам:
- Для министерства обороны (МО);
- Для аварийно-спасательных служб (в основном пожарных);
- Для гражданских предприятий.
В частности, для армейских нужд автозавод приступил к выпуску автомобиля ЗИЛ-130Е, на который:
- устанавливалась экранированная электропроводка ЗИЛ 130;
- генератор переменного тока Г-51 (450 Вт мощности и силой тока 40А);
- реле-регулятор напряжения РР-51;
- прерыватель-распределитель зажигания Р-102;
- высоковольтная катушка зажигания Б-102Б;
- электрический стартер СТ-2;
- свечи зажигания СН-307.
Памятник на территории Управления МЧС в Белгороде, установленный своими руками
Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.
Основные этапы любой СЗ:
- накопление нужного заряда;
- преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
- распределение заряда;
- образование искры на свечах;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются такие требования:
- Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
- Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
- Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
- Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).