Датчик положения дроссельной заслонки
Содержание:
- Где искать датчик заслонки?
- Виды дроссельной заслонки
- Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?
- Причины неисправности датчика положения дроссельной заслонки
- Артикул ДПДЗ, замена и выбор оптимального варианта на Приору
- Типы датчиков положения ДЗ
- Бесконтактные ДПДЗ
- Что делать далее?
- Проверка работоспособности ДПДЗ
- Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки
- Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Где искать датчик заслонки?
Чтобы устранить неполадки, необходимо точно знать, где же располагается необходимый датчик дроссельной заслонки. Датчик находится в моторном отсеке машины, открыв капот, вы легко сможете найти это место. Ось дроссельной заслонки соединяет патрубок с непосредственным механизмом. Причинами для тревоги могут быть такие:
- увеличение холостых оборотов в сердце двигателя;
- заглушка двигателя на нейтральной передаче работы;
- плавание холостых оборотов;
- сбои в динамике;
- срабатывание кнопки «Check Engine».
Такие признаки могут возникать, если один из подвижных сердечников вышел из строя, что спровоцировало нарушение в работе двигателя
При осмотре также обратите внимание на состояние напыления в ползунке. Если напыление исчезло или стало белым, тогда это может свидетельствовать о нарушении работы двигателя
Есть и другие причины возникновения проблем с контролем топлива, диагностировать их можно только с помощью специального оборудования, раздобыв которое, вы сами сможете справиться с данной работой.
Многие автомобилисты задаются вопросом о том, как проверить датчик положения дроссельной заслонки? Для этого вам понадобиться выделить немного времени и произвести такие операции:
- включив зажигание, необходимо подключить вольтметр к механизму, чтобы проверить напряжение между ползунком и показателем «минус». Нормой является показание, соответствующее 0,7 В;
- далее необходимо полностью открыть заслонку. Для этого вам необходимо провернуть пластиковый сектор, на этом участке показатель должен быть равен 4 В;
- проверьте сопротивление между контактом ползунка и любым выводом, перед этим необходимо включить зажигание и вытянуть разъем;
- медленно и плавно проворачивайте сектор, наблюдая за показателем вольтметра, стрелка должна двигаться равномерно и плавно, сбои в ходе стрелки свидетельствуют о поломке дроссельной заслонки.
Для того, чтобы избежать поломок, необходимо выбирать подходящие датчики дроссельной заслонки. Пленочно-резистивные дроссельные заслонки используются чаще всего. Именно такие датчики устанавливаются на заводах, но не всегда они являются подходящими. Универсальным вариантом является бесконтактный датчик дроссельной заслонки, этот механизм отлично справляется со своей работой и практически никогда не выходит из строя. Преимущество этого приспособления заключается в том, что он работает на магниторезистивной технологии, это помогает сократить вероятность поломок. Магнитные поля воздействуют на ось заслонки, меняя сопротивление, благодаря этому происходят изменения в показателях датчика. Данный тип дроссельной заслонки имеет высокую цену, но пользуясь им, вы поймете, что цена полностью оправдывает качество. Срок службы такого механизма гораздо дольше, чем у других видов. Используя бесконтактный регистратор дроссельной заслонки, можно избавиться от множества проблем. Современные технологии позволяют упростить уход за автомобилем, именно поэтому автомеханики советуют использовать магниторезистивные системы для регулирования подачи топлива в двигатель.
Виды дроссельной заслонки
В современных двигателях от положения дроссельной заслонки зависит количество топлива, поступающего в камеры сгорания. Специальный датчик фиксирует, насколько она раскрыта и передает данные на ЭБУ. Компьютер уже подает управляющие сигналы на форсунки. Данная инжекторная система появилась уже давно и с той поры дорабатывалась с целью повышения эффективности силовой установки.
Деталь имеет несколько разновидностей
Совершенствовался и механизм ДЗ – теперь их более одного типа:
- механические;
- электронные.
Последние вариации – это дань современным технологиям. Любому владельцу личного транспорта, которому интересно знать, что такое дроссельная заслонка в авто, стоит поближе познакомиться с этими типами ДЗ.
Механическая
Это самая простая разновидность дроссельной заслонки, которая и сегодня можно встретить в большинстве современных автомобилей. Вся система представлена следующими составляющими:
- педалью акселератора (газа);
- тягами;
- поворотными рычагами;
- стальным тросом.
Когда водитель нажимает на педаль газа, он тем самым запускает механическую систему с рычагами, тросами, тягами. Это приводит к вращению дроссельной заслонки вокруг горизонтальной оси. Как итог – поступление свежей порции воздуха для формирования рабочей смеси. И чем больший поток поступит во впускную магистраль, тем большим количеством топлива она обогатится. Но стоит только опустить педаль, как заслонка вернется в исходное вертикальное положение – закрытое состояние.
В режиме холостого хода заслонка закрыта, а потому воздух поступает в цилиндры через обходной канал (регулятор холостого хода), оборудованный электроклапаном. Если автомобиль укомплектован кондиционером либо иным электрооборудованием, то при их включении задействуется еще один канал, минуя впускной коллектор.
В современных автомобилях имеются специальные патрубки, по которым через механизм ДЗ протекает охлаждающая жидкость. Тем самым предотвращается обледенение и заклинивание заслонки.
Электрическая
За что отвечает механизмом данного типа? Как уже известно, конструктивные особенности никак не влияют на предназначение ДЗ. Заслонка с электронным приводом также регулирует поступление воздуха в камеры сгорания. Такое оснащение встречается в последних поколениях транспортных средств обычно элитного класса от всемирно известных производителей. Это более дорогая, но не менее эффективная вариация в отличие от механического аналога. Здесь уже не встретить ни рычагов, ни тросов – только сверхбыстрая электроника.
Устройство дроссельной заслонки электронного типа состоит из следующих элементов:
- датчиков положения педали акселератора;
- ДПДЗ;
- электрического привода (он включает в себя редуктор с возвратным механизмом).
По сути, вся педаль является большим переменным резистором, который посредством платы образует электрический сигнал, передаваемый к компьютеру. А тот уже направляет управляющие сигналы приводу, как сильно нужно открыть заслонку. Для контроля ее позиции используются специальные сенсоры. Они посылают свои данные к ЭБУ.
Каков принцип работы датчика положения дроссельной заслонки? Это потенциометр с общим сопротивлением в 8 кОм. Он располагается на корпусе механизма с заслонкой и фиксирует угол поворота. При ее открытии формируется напряжение постоянного характера разного значения:
- Исходное закрытое положение – 0,7 Вольт.
- Заслонка открыта полностью – 4 Вольт.
В зависимости от показаний напряжения ЭБУ узнает о степени открытия заслонки и соответствующим образом дает команду, какое количество топлива необходимо в текущий момент времени.
Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?
Если же элемент вышел из строя, то скорей всего спасет положение его полная замена. Один из важных моментов этого этапа – правильный выбор нового устройства. Конечно, если вы не желаете через короткий промежуток времени проводить все операции снова, то следует отдавать предпочтение только качественному товару, и уж тем более избегайте дешевых китайских подделок. Кроме того, не останавливайте свой выбор и на пленочно-резистивных моделях. Они недолговечны, и такая экономия может вылиться вам в круглую копеечку. А вот бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки отличаются повышенной надежностью. Стоят они всего несколько долларов.
Бесконтактный ДПДЗ
Пленочная модель имеет резистивные дорожки, бесконтактный же экземпляр работает по принципу магнитного эффекта. Его составными частями выступают статор, ротор и магнит. На первый магнитное поле имеет огромное воздействие. Материал второго же выбирают таковым, чтобы на него магнит не имел никакого влияния. Расстояние между элементами ДПДЗ не изменяется и подбирается на этапе сборки. Стоит ли говорить, что бесконтактный датчик не ремонтируемый.
Сама же замена займет у вас намного меньше времени, чем выбор устройства. Но несмотря на то, что процесс довольно прост, рассмотрим его подробно. Подготавливаем крестовую отвертку, уплотнительное кольцо для дроссельного патрубка и, конечно же, саму деталь. Замена начинается с отключения зажигания, если авто было заведено. Открываем капот и не забываем отключить аккумулятор. Чтобы это сделать, снимаем минусовую клемму.
Установка ДПДЗ
Теперь находим датчик на дроссельном патрубке и снимаем с него колодку с проводами, скорей всего вам придется отжать специальную пластиковую защелку. Затем откручиваем крепежные болты и демонтируем прибор. Между ДПДЗ и патрубком находится поролоновое кольцо, обязательно нужна и его замена. И только после этого можно устанавливать сам датчик. Крепко зафиксируйте прибор болтами, в противном случае вибрация не пойдет ему на пользу и спровоцирует выход из строя. Подключаем обратно колодку со всеми проводами. Иногда аккумуляторную батарею забывают отключить, в этом случае необходимо обесточить ее хотя бы на пять минут после установки нового прибора и подключения к нему колодки.
Проверить, правильно ли работает элемент, можно следующим образом. Открываем заслонку и тянем за тросики газа, чтобы провернуть сектор привода ДПДЗ. Если же положение сектора не изменяется, то следует установить датчик заново. При этом поворачиваем его на 90 градусов по отношению к оси заслонки. И напоследок проверьте тестером напряжение, если его значения совпадают с указанными выше, то прибор исправен.
Причины неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Прежде чем искать, какие причины приводят к поломке этого агрегата, необходимо отметить, что существует 2 типа таких датчиков:
Пленочно-резистивные. Их еще называют контактными.
Магнитно-резистивные, или бесконтактные.
Пленочно-резистивные датчики дроссельной заслонки ломаются чаще. Это связано с особым устройством прибора, который сопряжен с движением ползунка по резистивным тропам. У дорожек есть свой срок службы: когда он подходит к концу, они попросту изнашиваются, что приводит к выходу пленочно-резистивного датчика из строя. Иными обстоятельствами, которые приводят к поломке контактного датчика, являются:
слабый контакт или его отсутствие у ползунка. Наличие электрического контакта во многом зависит от состояния резистивного слоя на дорожке, который в процессе естественной эксплуатации запчасти постепенно выходит из строя. Контакты нарушаются, датчик перестает работать;
отсутствие опыления на основе, что препятствует нормальному передвижению ползунка. Это отражается на слабых показателях линейного напряжения, которые не повышаются;
выход из строя связующих элементов – шестеренок с привода ползунка;
разрывы комплектующих – соединительных проводов. При этом не имеет значения их тип. Оборваться и помешать работе датчика могут и питающие, и сигнальные элементы;
замыкание в электроцепи. Даже малейший сбой в работе электрической системы автомобиля может привести к негативным последствиям для датчика дроссельной заслонки, что непременно отразится на работе всей системы ДВС.
Поломка бесконтактных датчиков чаще всего связана с обрывом соединительных элементов – проводов, а также возникновением замыкания в электрической цепи. Отсутствие напыления на дорожках снижает риск появления неисправности из-за выхода из строя этих элементов.
Вне зависимости от того, какой датчик стоит на конкретном авто, проверить исправность датчика дроссельной заслонки можно одним и тем же методом. Проверку следует осуществлять с помощью спецприбора, который называется электронный мультиметр. Инструкция по проверке датчика положения дроссельной заслонки:
Активация процесса зажигания. Только при включении двигателя можно понять, все ли хорошо с датчиком, и как это отражается на работе всей системы ДВС.
Отделение контактов прибора от фишки. Далее следует взять мультиметр и соединить его с датчиком, чтобы определить, подходит ли ток к устройству. Проверка продолжается только в случае обнаружения электрической связи. Если контакт отсутствует, следует проверить соединительные элементы (проводку), чтобы найти место обрыва или определить провода, которые вышли из строя, что и привело к отсутствию напряжения в датчике положения дроссельной заслонки.
Проверка мультиметром. Если контакт есть, следует воспользоваться электроприбором, а именно: щуп мультиметра со значком «минус» установить на «массу», а тот, что со знаком «плюс» — на контакт с выходом.
Замер показателей. Следует помнить, что при измерении заслонка должна быть полностью закрыта, то есть когда педаль газа отпущена. В таком состоянии нормальный показатель измерения должен составлять не более 0,7 Вольт. И, напротив, если выжать педаль акселератора, то есть открыть заслонку, то показатели на мультиметре должны приблизиться к значению 4 Вольта.
Вращать заслонку. Чтобы понять, как ведет себя датчик в динамике, следует открыть заслонку, плавно вращая сектор. Значение показателей должно увеличиваться по мере вращения устройства.
Примечательно, что проблемы датчика зачастую связаны с низким качеством соединительных элементов – проводов, которые выходят из строя в 2-3 раза быстрее окончания срока их эксплуатации. Этим обычно «грешат» автомобили российского производства, так как аналогичная проблема у владельцев иномарок встречается в 4 раза реже.
Артикул ДПДЗ, замена и выбор оптимального варианта на Приору
На Приоры с завода ставятся как обычные механические датчики положения дроссельной заслонки, так и магниторезистивные (бесконтактные). Они являются взаимозаменяемыми. Если деталь оригинальная, то срок службы контактного устройства составляет 80-100 тысяч км пробега. По истечению указанного срока могут начаться проблемы с таким датчиком, поэтому при вышеописанных признаках, следует прибегнуть к его проверке и замене. Менять его можно на ДПДЗ как механического, так и бесконтактного типа. Изделия контактного типа производства LADA имеют оригинальный номер — 39.3855.
Датчик контактного типа легко отличить, так как он имеет круглую форму корпуса. Если нужен действительно качественный механический датчик на Приору, то следует выбирать оригинальную деталь. Такие изделия также выпускают и другие производители, например Hofer, Стар Вольт, Рикор Электроникс, Группа Омега и другие. Ориентировочная их стоимость составляет 250-350 рублей. О качестве функционирования можно судить на основании принципа их работы.
Оригинальные датчики бесконтактные от LADA имеют артикул 36.3855.
Если на вашем автомобиле стоит штатный механический ДПДЗ, то вы можете заменить его на бесконтактный без каких-либо доработок и т.п. Отличительной особенностью бесконтактных устройств является наличие квадратной формы корпуса, внутри которого размещена плата с полупроводниковыми элементами и подвижный магнит.
Стоимость бесконтактного датчика составляет в районе 600 рублей. Изделия выпускаются разными производителями, и самыми популярными являются модели бренда Автоэлектроника и ВТН с артикулом 3302.3855. Изделия этих производителей стоят дешевле, чем оригинал, поэтому они более популярны. Естественно их качество ниже, чем у оригинальной детали.
У водителей, которые заменили механические устройства на магниторезистивные датчики, то есть, бесконтактные, отмечаются следующие улучшения:
- отзывчивость педали газа;
- улучшение набора оборотов;
- появление резвости;
- отсутствие подергиваний при переключении передач.
Бесконтактные датчики считаются более эффективными, поэтому при наличии бюджета, рекомендуется устанавливать именно такие детали
Однако важно помнить, что следует выбирать только оригинальную продукцию, которая в отличие от аналогов, имеет большой ресурс службы, и не подведет при функционировании
Это интересно! Обратите внимание на способ крепления ползунка датчика с осью заслонки. Соединение должно быть представлено в форме креста.
Датчик положения заслонки дросселя на Приоре относится к категории мощностных устройств. Если возникла необходимость его замены, то процесс демонтажа занимает не более 5 минут. Для этого нужно отсоединить фишку с проводами питания, и с помощью отвертки выкрутить винты крепления датчика.
При обратной установке не требуется выполнять затяжку крепежных элементов с определенным моментом. Они затягиваются от руки. Ниже представлено видео с подробным описанием процесса замены.
После установки нового датчика или штатного на свое место, не забывайте выполнить его настройку. На этом детальный анализ ДПДЗ на автомобилях Приора выполнен, и остается отметить, что такая мелкая и относительно недорогая деталь, играет очень важную роль. Ведь она является глазами ЭБУ, которые видят угол открытия заслонки, что необходимо для определения количественного состава воздуха для приготовления ТВС.
Типы датчиков положения ДЗ
На сегодняшний день автомобильная промышленность представляет два типа датчиков:
- Контактный потенциометр. Используется всеми производителями транспортных средств. В конструкции имеет ползунок и резистивные дорожки. Жестко крепится на патрубке дросселя и соединяется с осью. Работает на основе динамики напряжения, что способствует коррекции ЭБУ подачи топлива. При давлении на акселератор дроссель открывается, что разворачивает ось и перемещает ползунок, изменяя протяжность резистивных дорожек электрической цепочки.
- Бесконтактный. Производится как альтернативный вариант потенциометра. Работает на основе динамического изменения влияния магнитного поля. Бегунок не контактирует с рабочей частью, поскольку имеет постоянный магнит. На изменения реагирует электронный элемент. Считается, что такие датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.
Бесконтактные ДПДЗ
Бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки могут быть двух видов — с датчиком Холла и индуктивные.
Датчик на эффекте Холла
ДПДЗ с датчиком Холла позволяет получать сигнал о положении дросселя без физического контакта. Это делает такие датчики более надежными и износостойкими.
ДПДЗ на основе эффекта Холла состоит из датчиков Холла и постоянных магнитов, которые вращаются вокруг них. Между магнитом и датчиком Холла есть воздушный зазор.
Магнит закреплён на валу дроссельной заслонки, чьё угловое перемещение отслеживают датчики Холла. Когда заслонка поворачивается, магниты изменяют своё положение.
Датчики Холла фиксируют изменение магнитного потока, вызванное перемещением магнитов. Сигнал передаётся на монтажную плату, которая расположена в корпусе электронной дроссельной заслонки, а далее — в блок управления двигателя.
Сигнал, отправляемый в ЭБУ, может быть аналоговым или цифровым.
Индуктивный датчик
Ещё один способ измерения вращательного положения бесконтактным путем — бесконтактный датчик положения дросселя индуктивного типа. Такой ДПДЗ состоит из статора и ротора.
Токопроводящий ротор является вращающейся частью, он установлен на валу дроссельной заслонки. Ротор состоит из одной или нескольких замкнутых петель с определенной геометрией, сделанных из электропроводящего материала. Может представлять собой печатную плату круглой формы.
Датчик и плата со микросхемой обработки сигналов установлены внутри корпуса электронной дроссельной заслонки и являются неподвижными. Статор состоит из стандартной печатной платы и специализированная интегральная микросхемы.
На плате расположены приёмные катушки возбуждения, а также электроника для преобразования входного сигнала. При повороте ротора в статоре наводится напряжение, которое передаётся в ЭБУ для определения положения дроссельной заслонки.
Сравнительная таблица разных типов ДПДЗ
Резистивный | Индуктивный | Магнитный | |
---|---|---|---|
Надёжность | Контактный принцип, склонен к износу | Бесконтактный, хорошая | Бесконтактный, хорошая |
Цена | Низкая | Средняя | Высокая |
Размер | Большой | Большой | Средний |
Интерфейс | Только аналоговый | Аналоговый и цифровой | Аналоговый и цифровой |
Линейность | Очень хорошая | Очень хорошая | Хорошая |
Резервирование | Дополнительные дорожки, но параллельный износ | Дополнительные дорожки, датчики | Легко установить два резервный датчика |
Что делать далее?
После этого проверяем размыкание контактов ХХ. Они находятся на разъеме датчика сверху или снизу. Подключаем к контакту один из проводов на мультиметре, а вторым будем двигать заслонку. Если все хорошо, то при малейшем движении уровень напряжения на устройстве изменится до значения на АКБ. Ежели на шкале стрелка мультиметра осталась на месте, следует проверить исправность переменного резистора, который находится внутри ДПДЗ. Что это за элемент и как его диагностировать? Данный резистор является составляющей датчика заслонки, который меняет свое сопротивление в зависимости от уровня положения педали. И проверяется он следующим образом. Для начала на оставшийся провод присоединяется мультиметр, включается зажигание, и после этого заслонка очень медленно отодвигается. При этом нужно внимательно смотреть за состоянием стрелки на шкале приборов. Здесь не должно быть скачков. Если они есть, вероятнее всего, двигатель работает неисправно.
Проверка работоспособности ДПДЗ
Если во время эксплуатации транспортного средства был обнаружен хотя бы один из признаков неисправности датчика положения дросселя, его функциональность обязательно нужно проверить. Для этого от владельца авто не требуется каких-либо специальных знаний. Достаточно иметь мультиметр и знать чёткую последовательность действий.
Главное, помнить, что Check Engine — это лампочка, которая установлена специально для того, чтобы сигнализировать водителю о неисправном двигателе. Если она загорелась, значит, незамедлительно нужно обратиться на СТО либо установить неисправность своими силами.
При отсутствии проблем лампочка будет загораться при запуске двигателя и мгновенно гаснуть по завершении диагностики. Если Check Engine продолжает гореть, значит, проблема в системе существует. В этом случае без опытного специалиста не обойтись.
Относительно определения неисправностей дроссельной заслонки, симптомы которых были выявлены в процессе эксплуатации автомобиля, существует определённый алгоритм действий:
- Первым делом необходимо выключить зажигание, осмотреть панель приборов, заметить, горит или нет лампа-индикатор Check Engine, которая сигнализирует о присутствии проблем. Если индикатор не светится, нужно залезть под капот и проверить ДПДЗ.
- Далее понадобится мультиметр — специальный прибор для проверки работы датчика дросселя.
- Необходимо определить наличие «минуса». Чтобы не отбрасывать отдельно каждый провод, стоит прокалывать нужные провода и выполнять их измерение.
- Таким же способом осуществляется поиск «массы». В период проверки механизма включать зажигание не нужно.
Цель выполнения предварительных действий — проверка наличия питания датчика ПДЗ. Напряжение зависит от марки авто. К примеру, для одних машин оно может составлять всего 5 В, а для других моделей — 12 В.
Алгоритм действий для определения неисправностей ДПДЗ, симптомы которых были выявлены при движении транспортного средства:
- нужно включить зажигание и по очереди прокалывать провода необходимой цепочки с помощью мультиметра. На дисплее прибора должен высветится показатель напряжения 0,7 В;
- вручную открывается заслонка дросселя: значение напряжения должно быть больше 4 В;
- зажигание выключается, один разъём отбрасывается. На участке между выводом ползунка и проводом (который остался) подсоединяется щуп мультиметра;
- теперь необходимо вручную прокручивать сектор и наблюдать за показаниями измерительного устройства. Если наблюдается плавный рост значений без резких скачков, значит, датчик ПДЗ работает нормально. В противоположной ситуации можно говорить о повреждении (потёртости) дорожки резистора.
Эти показатели влияют на правильное функционирование электронного блока управления (ЭБУ), который контролирует основные рабочие процессы автомобильного двигателя, подачу на форсунки топливной смеси. Если на ЭБУ подаются неточные цифры, то и блок управления будет принимать неверные решения.
К примеру, дроссельная заслонка открыта полностью, а электронный прибор показывает, что она закрыта. Если присутствуют подобные симптомы — это явная неисправность датчика дросселя, он подлежит обязательной замене.
Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки
Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:
- Включите зажигание автомобиля.
- Отсоедините фишку от контактов датчика и с помощью мультиметра удостоверьтесь, что на датчик подходит питание. Если питание есть — продолжайте проверку. В противном случае необходимо «прозвонить» питающие провода с тем, чтобы найти место обрыва либо другую причину, почему не подходит напряжение на датчик.
- Минусовый щуп мультиметра установить на «массу», а плюсовой — на выходной контакт датчика, с которого информация идет на электронный блок управления.
- При закрытой заслонке (соответствует полностью отжатой педали акселератора) напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0,7 Вольта. Если полностью открыть заслонку (полностью выжать педаль акселератора), то соответствующее значение должно быть не менее 4 Вольт.
- Далее нужно вручную открывать заслонку (вращать сектор) и параллельно следить за показаниями мультиметра. Они должны плавно повышаться. Если соответствующее значение поднимается скачкообразно, то это говорит о том, что в резистивных дорожках имеются потертые места, и такой датчик нужно заменить на новый.
Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».
Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора OBDII. Популярным сканером поддерживающим работу с большинством автомобилей является Scan Tool Pro Black Edition. Он поможет точно узнать номер ошибки и увидеть параметры работы дроссельной заслонки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах.
Коды ошибок 2135 и 0223
Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали». Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». На неправильную работу ДЗ или ее датчика также могут указывать такие коды: Р0120, Р0122, Р0123, Р0220, Р0223, Р0222. После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ.
В диагностическом приложении сканер даст возможность увидеть данные идущие с датчика в реальном времени роботы. Двигая заслонку необходимо смотреть на показания в вольтах и процентах ее открытия. При исправном состоянии заслонки датчик должен выдавать плавные значения (без каких либо скачков) от 03, до 4,7В или 0 — 100% при полностью закрытой или открытой заслонке. Удобнее всего смотреть работу ДПДЗ в графическом виде. Резкие провалы будут говорить об износе резистивного слоя на дорожках датчика.
Заключение
Неисправность датчика положения дроссельной заслонки — поломка не критическая, однако ее нужно диагностировать и исправить как можно быстрее. В противном случае двигатель будет работать при значительных нагрузках, что приведет к сокращению его общего ресурса. Чаще всего ДПДЗ выходит из строя просто из-за банального износа и восстановлению не подлежит. Поэтому его нужно просто заменить на новый.
Источник
Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.
Где расположен датчик в авто?
Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.
Расположение контроллера на дросселе
Конструкция устройства
Конструктивно устройство включает в себя следующее:
- Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
- Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
- Резистивное устройство, выполненное из керамики.
- Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
- Цанговый зажим, оснащается шлицем.
- Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.
Особенности работы устройства:
- Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
- Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
- Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
- Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.
Схематический принцип действия контроллера
Технические параметры устройства
Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:
- Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
- Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
- Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
- Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
- Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
- Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
- Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
- Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
- Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.
Разновидности
Существует два основных вида устройств:
- Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
- Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.
Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.