Война есть продолжение политики иными средствами



Автор: , 17 Июн 2012

сражение Автором этого крылатого выражения является Карл фон Клаузевиц (1780—1831). Он был прусским офицером, служил несколько лет в русских войсках, участвовал в войне с Наполеоном, дослужился до звания генерал-майора. Как военачальник, он ничем особо не отличился, хотя со временем ему стали приписывать разные доблестные подвиги и хитроумные стратегические планы.

Например, есть история о том, что однажды он составил план сражения с французами, но принц Август его отклонил. Французы победили в этом сражении, а чертеж достался Наполеону. Когда он его увидел, то сказал, что очень рад, что этот план не приняли, потому что в противном случае он был бы разбит. Однако большинство подобных историй – просто выдумка.

Знаменит Клаузевиц благодаря другому — своей работе как военного писателя и своему труду «О войне», вышедшему в свет после его смерти в 1832. Дабы понять суть войны, он систематически изучал войны прошлого и недавние, особенно тщательно он анализировал кампании, в которых непосредственно принимал участие. Всего он изучил историю 130 войн, материалы исследования он объединил в одной книге «О войне».

Это сочинение произвело переворот в основах и теории военных наук, а высказывание о том, что война – это продолжение политики, стало отправным пунктом при анализе социально-политической сущности, причин и характера войны на протяжении уже более полутора веков. Более того, именно такое понимание войны легло в основу большинства современных трактовок сущности войны. Коммунисты критиковали «буржуазного военного теоретика», однако понимание войны у них в основном было такое же.

По Клаузевицу война не является самостоятельным, не зависящим от общественного развития явлением. Она — политический акт для достижения политической цели, вытекает из политического положения и вызывается лишь политическими мотивами. «Война есть подлинное орудие политики, продолжение политических отношений», но другими средствами.

Война, по мнению Клаузевица, состоит из 3-х главных элементов: насилия, обращенного к народу; игры случайностей, которые обращены к военным; подчинения ее политике, что в свою очередь обращено к правительству.





Его теория ведения войны стала основой множества управленческих теорий. Произведение «О войне» легло в основу трудов таких именитых маркетологов как Райс и Траут. В своем знаменитом труде «Маркетинговые войны» они проводят аналогию между конкурентной борьбой корпораций и военными действиями.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв