Власть у того, в кого верит масса



Автор: , 01 Авг 2012

раупах Проблема отношений масс и власти давно волнует философов и политологов. Сейчас такие термины как «массы» и «вождь» не принято употреблять. Очень уж поднадоели они за советское время, и ассоциируются они с политикой лжи и предательства. Хотя не большевики их придумали и даже не кто-то из русских. Проблема отношений власти и масс стала предметом исследований во второй половине 19 века.

Именно тогда трудились классики марксизма-ленинизма Ф. Энгельс и К. Маркс, обратившие внимание на важную роль масс в истории. Массы в данном случае – это толпа, человек в этой толпе поступается собственными интересами, следуя общей идее. Это «унифицированный" человек, являющийся частью единого социального механизма. В массе человек теряет свою идентичность и начинает выполнять единую для всех социальную программу.

Правитель дает массам одну идею, за которой готовы идти все. Но при этом он — зеркало масс, и он узнает себя в нем, потому что власть должна любить то, что любит толпа, верить в то, во что верит большинство. Правители не могут существовать без признания масс.

Однако понятие масс, идеи о важности роли масс в политике высказывались и ранее второй половины 19 века. Немецкий драматург Эрнст Раупах, к примеру, сказал: «Власть у того, в кого верит масса» («Der hat die Macht, an den die Menge glaubt.»). Смысл его высказывания в том, что формальная власть совсем не гарантирует абсолютного влияния на общество. Реальная власть — это то, чем пользуется тот, у кого наибольший авторитет в обществе, тот, кому доверяют. Только такой человек имеет настоящую власть. Эту мысль он высказал в своей пьесе «Фридрих II» 1837 года, раздел «Смерть», часть 1, сцена 3.

Тот, о ком писал Раупах, — Фридрих II — был одним из любимейших королей, прославивших свой народ и свое государство. Его массы «любили». Он заботился о развитии просвещения всех слоев населения, вел толерантную религиозную политику, расширил границы государства, объединил многие германские мелкие княжества и усилил экономическую мощь государства. Не зря нацисты спекулировали его именем как символом германского возрождения.





About the author

Комментарии

Ваш отзыв