Вино, женщины и песни



Автор: , 02 Окт 2012

афоризм Вино, женщины и песни – любимый мужской набор, девиз тех, кто ищет веселья, удовольствия, наслаждения. Это и название знаменитого вальса И. Штрауса (Wеin, Wеib und Gеsang, оp. 333), написанного в 1869 году — в период расцвета его творчества. Однако композитор позаимствовал эту триаду у немецкого поэта И. Г. Восса, современника Шиллера и Гёте. В 1775 году увидело свет его стихотворение «Девиз одного поэта», где были слова: «Ктo не любит винa, жeнщин и пeсен, тaк глупцом и пoмрет», а подписано оно было именем Мартина Лютера. Позднее исследователи установили, что это стихотворение принадлежит перу Восса, да и высказывание о женщинах и вине у М. Лютера нигде не встречается.

Еще раньше девиз встречается в популярном в 16 веке памфлете «Письма темных людей». Написан он был в 1515 году неизвестным автором. Здесь, правда, вместо песен называют музыку, а авторство девиза «вино, женщины, музыка» приписывают царю Соломону. Исследователи же говорят, что Соломон никогда таких слов не говорил.

Спор о вине и женщинах есть в более древних текстах, например, во Второй книге Ездры, одной из второканонических библейских книг, датируемой первым веком нашей эры. Здесь встречается рассказ о споре 3-х телохранителей персидского царя Дария I. Телохранители поспорили, что сильнее всего: один сказал, что вино, другой – царь, третий (еврей Зоровавель) – женщины, но при этом победу одерживает истина.

Судьей в этом споре выступил сам царь. Сильнее всего оказались доводы третьего телохранителя, который и победил. А говорил он следующее. Женщины породили всех, в том числе и царя. Красота женщин имеет великую силу. Мужчина, увидав красивую женщину, устремляется за ней. Любимой женщине царя дозволено давать ему пощёчины, капризничать, командовать им. В конце Зоровавель сказал несколько слов об истине, которая стоит надо всем в этом мире и всегда побеждает.

За свою победу в споре еврей-телохранитель попросил освободить его народ из плена и отстроить священный Иерусалим, что Дарий и сделал.

Однако не всегда вино, женщины и музыка – символ удовольствия и наслаждения. Иногда это сочетание трактуется по-другому. Так английский мистик, оккультист и сатанист А. Кроули говорил, что это сочетание помогает развивать гений и достигать мистического состояния. Сами женщины нередко фигурируют в нелестных триадах. Так в греческом языке есть поговорка о трех страшных опасностях, это – женщины, огонь и море.





В русском языке высказывание встречается в произведении «Крейцерова соната» Л. Толстого. 1889 года. Главный герой повести Позднышев говорит, что когда мужчина смотрит на женщину, то думает только одно: вино, женщины, песни, т.е. думает в первую очередь о наслаждении.

«Вино, женщины, песни» — это формула, придуманная мужчинами. А что же сами женщины? Поэтесса Н. Матвеева в своем сонете 1966 года «Мы только женщины...» ответила мужчинам на это высказывание. Она заявила, что нельзя в один ряд ставить женщин и вино, ибо это то же самое, что сказать «конфеты и мужчины».

About the author

Комментарии

Ваш отзыв