Абстрактной истины нет



Автор: , 27 Апр 2014

Абстрактной истины нет«Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», — это известная цитата из книги Владимира Ленина «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения».

Вышла работа в 1902 году. Как видно название ленинского произведения повторяет название «культового» труда Н. Чернышевского «Что делать?»

И неспроста. Ленин очень ценил его как мыслителя.

Он говорил, что Чернышевский превратил многих людей в революционеров, и изменил его самого.

Когда-то каждый образованный человек в советской стране мог сказать хотя бы пару слов о трудах Ленина, перестройка стерла эту необходимость, хотя здесь есть много интересных идей.

Основная мысль «Что делать?» заключается в том, что рабочий класс в его борьбе с режимом нельзя ограничивать лишь экономической борьбой.





Стоит дать ему волю стихийной классовой борьбы. В противном случае он останется в рабских условиях существования в рамках капитализма. В книге он обосновал необходимость существования революционеров.

Которые должны вести за собой массы и возглавлять их в период революции и после нее, в мирное время. Фактически здесь была обоснована великая русская революция, изменившая не только Россию, но и весь мир.

В этом труде, как во многих других (например, «Еще раз о профсоюзах»), Ленин обращается к диалектике. Фактически его тезис об абсолютной истине – это цитирование Г.Гегеля.

В части «Введение» гегелевского труда «Лекции по истории философии» (1816 год) есть мысль о том, что абстрактная истина не может истиной в принципе. «Здравый человеческий разум стремится к конкретике».

Исследователи говорят, что возможно, Ленин цитировал не Гегеля непосредственно, а Чернышевского, который также обращался к гегелевским идеям, но передавал в своих произведениях в упрощенной форме.

В его труде «Очерки гоголевского периода русской литературы» есть такая же мысль о том, что истина не может быть абстрактной. Причем фраза дается в короткой форме, как и у Ленина.

Вообще на счет того, что есть истина, в философии идут споры веками. Омар Хайям, например, вообще говорил, что познать истину невозможно:

«Полагай неважным явное в мире, ибо истинная суть вещей не видна». Конфуций вообще говорил страшные вещи: «Узнав утром истину, вечером можно помереть».

Как бы там ни было, абсолютна или абстрактна истина, а человечество всегда стремится к ней, насколько это возможно.

About the author

Комментарии

Ваш отзыв